И.А. Кюршунова

Источник

Безымянный

Безымянный ← безымянный

Ср.: след Ивашка Безимянново лопина, п.Ругозерский, 1597, ДКЛП, 208.

1. В др.-русск. языке безъимянный – ‘не имеющий имени, названия’, ‘неизвестный’ (СлРЯ ХІ–ХVII, 1, 129). Апеллятив, находящийся в основе имени, отмечен в болг., сербохорв., славен,, чеш., слвц., полъск. языках, везде имеет значение ‘безымянный, sine nomine’ (ЭССЯ, 2, 28–29). Достаточно парадоксальным кажется, что в качестве имени выбирается слово со значением, противоречащим самой идее наименования. Противоречие проявляется и в том, что антропоним Безымянный сопровождает самое распространенное календарное личное имя Иван и дополняется названием лица по этнической принадлежности – лопин. Возможно, именно тезоименность и повлияла на появление необычайного сочетания компонентов в антропонимной формуле именования лица, ср. в волостках Чиркокеме, Пизмолакше, Ноккозере п.Ругозерского3 помимо Ивашки Безымянного лопина упоминаются Иванко Ренниев, Иванко Черной, Ивашко Микитин, Ивашко Койвульлопин, Ивашко Осташков (всего в документе перечислено 11 человек). Частое имя теряет способность выделения лица. Однако сопровождение даже частого имени подобным маркером кажется достаточно неожиданным. Как отмечал А.Ф.Журавлев, в др.-слав. системе первостепенных ценностей известна исключительная значимость такого явления, как имя, которое вообще в архаических культурах имеет обыкновение отождествляться с сущностью называемого им предмета или человека (Журавлев 1999, 23–24). В связи с этим следует учесть данные совр. говоров: безыме́нка – ‘ребенок-подкидыш’ ворон., безымя́нный – ‘мертворожденный’ влад. (СРНГ, 2, 205). В частности, А.Ф.Журавлев считает чрезвычайно важным для адекватной реконструкции архаических форм сознания и миропонимания учет следующих языковых фактов (помимо уже приведенных), известных также в совр. диал. системах: безыме́нка, безымя́нка ‘бродяга. «Иван-непомнящий, Иван – где день, где ночь»’ сиб., безыме́нник ‘бедняк, не имеющий никакого имущества’ ниже гор., безыме́нка ‘тупая, несообразительная женщина’ ворон. (СРНГ, 2, 205), в материалах В.Даля: бе́зымень ‘привидение, двойник’. арх., далее следует пояснение: «по народному поверью, во всем походит на человека, но, по безличью, носит личину, а своего лица у него нет» (Даль, 1, 80), А.Ф.Журавлев отмечает в данном случае «формально-смысловое отождествление имени и лица (= сущности!), проявившееся в устройстве этого слова и стоящем за ним народном представлении» (Журавлев 1999, 24).

* * *

3

Следует учесть, что на Севере существовал гнездовой способ расселения, при котором вокруг центрального погоста возникал целый ряд деревень (часто однодворных), расположенных достаточно близко друг от друга.


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle