И.А. Кюршунова

Источник

Дунай

Дунай

Ср.: Федор Иванов сын Дунай, 1598, Строкина пуст., 1914, №8, 75.

По другим территориям известны – Дунай кн.Иван Данилович Шаховской, конец XVI в.; Дунай Самсонов, кр-н, 1606, Арзамас (Веселовский, 103); именование отмечено также во Владимире-Волынском, Костроме, Астрахани, Вологде, Перми (Тупиков, 195; Чайкина 1995, 32; Полякова 2005, 119).

Исследователи отмечают, что Дунай в слав. традиции является обозначением мифологизированного водного пространства, реки, границы между своим и иным миром, дороги в рай и т.п. Дунай оставался символом слав. единства на протяжении средневековой эпохи, в 1665г. Крижаничем записано, что русские, лехи (поляки), чехи, болгары, сербы и хорваты зовутся общим именем – «Словенци и Задунаици» (Слав. древности, 2, 146). Однако как это может быть связано с именем лица – объяснить трудно. Возможно, существует некая параллель с именем былинного персонажа Дуная – символом сильного и жестокого человека. Ср. также с выражением Дунаем смотреть (глядеть) – ‘о чьем-л. угрюмом, неприветливом, строгом взгляде’ (СРФ, 171). Однако данные мотивы именования являются более поздними, производными.


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle