И.А. Кюршунова

Источник

Волков

Волков ← Волк ← волк

Очень часто, ср.: Власей Волк Иванов сын, запись, 1519, АСМ, 34; Еремка Федоров Волк, кр-н, п.Важинский, 1563, ПКОП, 101; Оксенко Яковлев Волк, кр-н, п.Шуньгский, там же, 148; Иванко Васильев Волк, там же, 149; Иванко Матфеев Волк, кр-н, п.Андомский, там же, 200; Федко Максимов Волк, кр-н, п.Мегрежский, там же, 220; Волк Романов, кр-н, п.Кижский, 1582/83, КЗПОП, 196; Петр, прозвищо Волк, староста, 1666/67, Мюллер, 189; Михаил Волков, п.Важинский, п.Пиркиничес-кий, грамоты 1573, 1577, Гейман, 224, 247; Онисимка Онтушов сын Волков, г.Корела, 1568, ПКВП, 73; Гришка Волков, кр-н, п.Сакульский, там же, 143; Терешка Волков, кр-н, п.Ровдужс-кий, там же, 153; Тимошка Волков, кр-н, п.Шуньгский, 1582/83, КЗПОП, 257; Матвейко Волков, п.Мегрежский, там же, 403; Григорий Волков, дьяк, Лендерская вол., запись, 1628, Мюллер, 35; Семен Иванов Волков, п.Шуйский, поручная, 1649, там же, 76; Офонасий Иван сын Волков, 1580, Строкина пуст., 1914, №5, 39 и проч.

По другим территориям тоже очень распространенное именование.

1. Именование, безусловно, выполняло охранную функцию. Образ волка нашел отражение в древнейших представлениях многих народов мира, в том числе и мифологии вост, славян. Известно, что волка многие племена в прошлом считали своим предком, поклонялись ему. Назвать ребенка таким именем при рождении – значит, иметь волка в покровителях, защитниках не только семьи, но и рода, племени. Ребенку желали быть таким же быстрым и сильным, как волк. Ср. сказки об Иване-царевиче и сером волке, где волк говорит человеческим голосом и одарен необычайной мудростью, и т.д. Не исключено, что имя Волк давали, чтобы уберечь ребенка от нечистой силы.5 Ср. с различными поверьями, позднейшими отголосками в фольклоре: например, колдуны могли превратить в волков целые свадебные поезда, волчья шерсть в их руках считалась в старину одною из самых злых сил; или представления о превращении человека в волка, в слав. мифологии – это волкодлак; самый таинственный герой русск. эпоса, Волхв Всеславлич, умел превращаться в волка и рыскать по дремучим лесам, одолевая в одно мгновение невероятные расстояния, так что могло показаться, будто он находится в нескольких местах одновременно (МНМ, 1, 242; Забылин, 255).

2. Может быть, появление именования куда прозаичнее, оно связано с охотн. календарем: время охоты на зверя и рождение ребенка совпадали. Ср. с «волчьими праздниками» перед охотой на волка, ритуал переодевания в шкуру волка. Можно предположить, что имя давалось в семье охотника, чтобы принести удачу.

3. Кроме того, это именование могло быть и прозвищем, т.е. лицо, носившее его, получило прозвище Волк уже во взрослом состоянии. В данном случае на первое место выступали различные внешние признаки лица или черты его характера, которые уже по традиции ассоциировались с волком, например, злость, враждебность, ненадежность в дружбе, ср. с поговорками: Он волком глядит; Как волка в хлев пустить; Дать денег в долг, а порукой будет волк; Пойми волка слезы и т.д. (Даль, 1, 232), ср. также в совр. русск. лит. языке – смотреть волком – ‘иметь угрюмый, недружелюбный, враждебный вид’ (МАС, 1,204). Возможно, такое имя мог получить ребенок, у которого имеется дефект челюсти, называемый в народе «волчья пасть».

* * *

5

Ср. также в смол, говорах о появившемся на свет теленке (жеребенке, поросенке) говорят: «Это не теленок, а волчонок». Повитуха крестит новорожденному лоб, живот и ноги со словами: «На глава кръст, в сърце ангел, на нозе вълк» (макед.). Если в семье умирают дети и родится мальчик, то, чтобы уберечь его от смерти, повитуха кричит: «Роди вгучица вука свиjету на знаԣие а ħетету на здравље!» [Родила волчица волка всему свету к сведению, а ребенку на здоровье!] (серб.). Или же дают мальчику имя Вук, так как верят, что ведьма, поедающая детей, на «волка» не покусится; имя Вуко дают также, чтобы сын был здоровым и сильным, как волк (серб.) (Слав. древности, 1, 417).


Источник: Словарь некалендарных личных имен, прозвищ и фамильных прозваний Северо-Западной Руси XV-XVII вв. / И.А. Коршунова. - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2010. - 667 с.

Комментарии для сайта Cackle