Источник

Глава 3. Святыни пустыни

Икона Божией Матери Владимирская

В пустынь Фиваиду в 1886 году прибыл на жительство духовник иеросхимонах отец Савва и от себя пожертвовал святую икону Божией Матери Владимирскую (копию с чудотворной), мерой вышины 7 вершков, шириной 6 вершков, в приличном киоте под стеклом, в серебряной позолоченной ризе с венчиком, украшенном камнями. К этой иконе привешен военный орден – крест святого Владимира 4-й степени, и другой небольшой грудной крестик, и цепочка серебряные. Об этой святой иконе отец Савва сообщил, что она ему досталась в благословение от старца его, иеросхимонаха отца Мелетия, с которым он несколько лет жил в келье на Афоне, а отцу Мелетию эта икона досталась также в благословение от его старца, иеросхимонаха отца Нафана-ила, а сей последний соорудил ее, когда жил в Воронежском мужском монастыре, и привез ее с собою на Афон в сороковых годах сего XIX столетия. О происхождении этой святой иконы сохранилось старческое предание следующего содержания.

Вышеупомянутый старец иеросхимонах отец Нафанаил (мирское его имя отцу Савве было неизвестно) до вступления в монашество был человек военный в чине полковника. В молодости несколько лет он был под командой знаменитого полководца А. В. Суворова, затем, по наступлении французской войны, в 1812 году участвовал во многих битвах, из которых особенно для него памятна была битва под Лейпцигом в 1813 году. На память своему ученику отцу Мелетию отец Нафанаил рассказал один случай из своей военно-страннической жизни, живо напоминающий историю Сусанина.

Однажды вечером, во время военно-наступательных действий во Франции, к начальнику отряда, в составе которого был и полк отца Нафанаила, явился с неприятельской стороны лазутчик, объявил себя врагом своего отечества, на всех своих был ужасно недоволен и посему был готов действовать против своих. Он предложил начальнику отряда провести вечером русские войска известным ему кратчайшим путем на те позиции, на которые они направлялись, но дороги куда не знали, чтобы они могли без всякого урона занять их. Начальник отряда поверил ловкому лазутчику, отдал приказ, и войска вечером выступили в поход.

Проводник повел их сперва местами низменными, а затем ввел их в топкое и болотистое место, так что пришлось шагать по кочкам в воде, а наконец и совсем уже нельзя было идти – впереди и вокруг раскинулось топкое болото. Тогда лазутчик объявил, что он их обманул и, жалея свое отечество, с целью завел их в болото. Его тут же изрубили на мелкие части, и, кто мог, стали возвращаться обратно.

Трудно было усталым, изнуренным и измокшим воинам: куда кто ни направится – болото как море, и конца его нигде не видно. Действительно, воины очень поспешно шли за проводником, надеясь, что скоро выйдут из топкого места, как о том и проводник им говорил с той целью, чтобы завести войска подальше в глубь болота. В короткое время они ушли далеко, а когда стали возвращаться, то болото им казалось как море безграничное. Некоторые ослабели до крайнего изнеможения. К этому горю вскоре прибавилось другое – не стало хлеба.

Потянулось время безотчетного и неизвестного пути. Шли и конца не находили. Среди войска стали проявляться заболевания, и многие умерли от холода и голода. «Станешь, – говорил отец Нафанаил, – ногой на кочку, опираясь о другую ружьем. Не успел укрепиться, глядь, уже в воде выше колен». Тогда-то отец Нафанаил и простудил ноги на всю жизнь. На Афоне, особенно по старости, он и короткое время не мог стоять, но все сидел, церковные службы, кроме Литургии, и келейное правило выполнял сидя; на ногах же у него из костей во многих местах образовались от простуды костяные наросты вроде сучьев.

Итак, положение русских солдат было крайнее опасное, даже опаснее, чем на самой жаркой битве, – смерть неминуемая. Никто не знал, что делать. Уже каждый из воинов потерял надежду на выход из болота. Прошло несколько дней такого бедственного положения.

За это время некоторым из наиболее сильных воинов удалось возвратиться к своим войскам. Было сделано необходимое распоряжение, на помощь послали достаточно солдат и съестных припасов и наконец вывели измученных людей из болота и подкрепили их пищей.

Вскоре после того, как отец Нафанаил со своими солдатами был освобожден из болотной засады, его полк в составе остальных русских войск двинулся на Париж. При помощи Божией взяли город, и был объявлен войскам трехдневный отдых, гуляние и дозволение распоряжаться полной свободой: пить, есть и брать, что кому угодно. Многие из начальников, товарищи отца Нафанаила, набрали себе золота и других ценных предметов, а отец Нафанаил ничего не взял себе. «Что же, – он сам себе говорил, – наберу денег, и тут же убьют меня? Какая мне будет польза из этого?» И поэтому он не взял себе ни золота, ни других ценных вещей, но пил и кушал, что ему нравилось.

По возвращении в Россию товарищи его купили себе богатые имения, женились и стали хозяйничать, а отец Нафанаил подал в отставку и определился в число братства Митрофаниева монастыря, где вскоре был пострижен в мантию, а затем и рукоположен во иеромонахи с именем Нифонт. Послушание ему было дано стоять при гробе и мощах святителя Митрофания; на этом послушании отец Нифонт прожил семь лет.

В числе братства Воронежской обители был весьма благоговейный и святой муж, иеродиакон и иконописец (имени его отец Нафанаил не помнил). Этому-то иеродиакону отец Нифонт поручил написать для себя, в свою келью святую икону Божией Матери Владимирскую. Иеродиакон исполнил заказ. Святую икону он писал в посте и молитве красками, составленными на святых мощах со святой Богоявленской водой, наподобие того, как инок Иамвлих писал святую икону Божией Матери Иверскую. Благоговейный иконописец написал святую икону в самом прекраснейшем, можно сказать, художественном виде: выражение ликов Богоматери и Богомладенца Господа Иисуса неуловимы при взгляде на святую икону, но в душе чувствуется благоговение, страх Божий и какая-то необъяснимая духовная радость и утешение.

Святая икона Божией Матери стояла в келье у отца Нафанаила. Он сделал для нее массивную серебро-позлащенную ризу, которая и теперь на ней, и привесил свой военный орден – крест святого Владимира 4-й степени. Прожив несколько лет в Воронежской обители, отец Нифонт пожелал поклониться святым местам Палестины и Афона. Выхлопотав себе увольнение, он отправился в путь, куда взял с собою и свое сокровище, келейную икону Божией Матери.

Прибыв на Афон в Пантелеимонов монастырь, он вскоре по прибытии опасно заболел, вследствие чего был пострижен в схиму и назван Нафанаилом (постригал его иеросхимонах отец Иероним). По выздоровлении своем отец Нафанаил с Русика перешел на Капсал. Там, вблизи Андреевского скита, он купил себе келью с церковью во имя святых архангелов, в которой и жил до самой своей смерти. Когда в конце сороковых годов посещал Святую Гору министр А.Н. Муравьев и был в Андреевском скиту (тогда еще келья Серай), то имел свидание с отцом Нафанаилом. Несколько раз он был у него в келье, причем весьма благосклонно и уважительно разговаривал с ним, отдавал ему честь как герою и старому русскому воину.

Учеником у отца Нафанаила был иеросхимонах отец Мелетий, которому и досталась от него и келья, и святая икона в благословение, а затем, уже по смерти отца Нафанаила, в ученики к отцу Мелетию поступил послушник Сергий, который затем принял монашество с именем Саввы и был рукоположен в иеромонахи.

Святая икона Божией Матери Владимирская, пожертвованная отцом Саввой, составляет незаменимое украшение церкви пустыни Фиваида. Ей присуща благодать укреплять силы иноков на предлежащий подвиг и терпеливое несение иноческих скорбей.

Икона Божией Матери Казанская

В 1896 году, марта 15 дня, по благословению игумена отца Андрея в пустынь Фиваиду прибыл на жительство монах отец Мина (в миру подполковник Василий Николаевич Котельницкий, потомственный дворянин Смоленской губернии). Вскоре по прибытии он пожертвовал от себя в соборную церковь преподобных Афонских собственно ему принадлежащую святую икону Божией Матери, именуемую «Казанская» и являющуюся точной копией с чудотворной иконы Божией Матери Казанской, находящейся в городе Казани в женском Казанском монастыре. Эта святая икона мерою вышины в 1/8 вершков, ширины 5 1/8 вершка в массивной серебро-позолоченной ризе с камнями и другими украшениями, при ней привешены два золотых венчальных кольца и военный орден Василия Николаевича, крест святого Владимира 4-й степени. Старцы и братство пустыни Фиваиды были очень довольны бесценным приношением отца Мины и благоговейно отнеслись к этому благодеянию. Святую икону поставили в церкви преподобых Афонских, впереди левого клироса, где она и ныне стоит в ценной раме в складном, очень искусно сделанном киоте с развернутыми дверками. Вместе с прочими келейными иконками отца Мины она составляет приличное по благолепию украшение для церкви. При входе в церковь внимание входящего останавливается на сем киоте, имеющем вид маленького иконостаса, а при взгляде на пречистый образ Владычицы, сияющей при ночном освещении, страх Божий и благоговение проходят в теле, и от них бывает в душе необъяснимая радость и утешение, как говорили о том многие из братий. Новый киот для этой святой иконы взамен прежнего был сооружен боголюбивейшим архимандритом Андреевского скита Иосифом.

Отец Мина сообщил сведения об этой Казанской иконе Божией Матери, а также поведал и о том, как она ему досталась.

Как уже сказано, отец Мина, в миру Василий Николаевич Котельницкий, был человеком военным. Он служил в Бутырском пехотном полку, участвовал в Севастопольской войне, затем, в 1859 году, в чине капитана со своим полком перешел для квартирования в город Корсунь Симбирской губернии. Здесь в свободное от своих служебных обязанностей время он познакомился с помещиком, потомственным дворянином Василием Александровичем Сабаниным, происходившим из древнего рода владетельного казанского князя из татар Сабани. Имение Василия Александровича село Зимненки было недалеко от города Корсуня, и посему Василий Николаевич часто бывал в доме Сабанина и близко познакомился с его семейством.

В одно время, когда по какому-то особому приглашению в доме Василия Александровича Сабанина было много гостей из родных и почетных граждан, Василий Николаевич, который также был в числе гостей, сделал предложение о браке Надежде, болезненной дочери Василия Александровича. Она изъявила согласие на брак, чему все гости, и особенно ее родители были очень рады. «Тогда же, – рассказывал Василий Николаевич, – в присутствии всех гостей родители Надежды благословили нас своей семейной святыней, этой святой иконой Божией Матери Казанской, которая принадлежала еще казанскому князю Сабану, современнику царя Иоанна Грозного, и благоговейно чтилась всеми его потомками». Об этой святой иконе в роде Сабаниных хранилось весьма важное предание.

Вышеозначенный князь Сабан был магометанином. До покорения города Казани в 1552 году он весьма сопротивлялся царю Иоанну Грозному и не уступал города Казани, за что был наказан Богом слепотой. В сохранившемся предании не указывается, сколько она продолжалась, но достоверно известны обстоятельства его исцеления. Ослепшему Сабану было видение: ему явилась во сне святая икона Божией Матери Казанская, от которой был глас: «Если примешь христианскую веру и крестишься, Я исцелю тебя». Ослепший тут же дал обещание принять христианскую веру и, с произнесением обета, получил исцеление – стал видеть обоими глазами, как и прежде. Немедленно принял он святую веру и крестился, а затем пожелал иметь в своем доме и святую икону Божией Матери, которая являлась ему в видении и от которой он слышал глас.

Виденная им икона была чудотворная Казанская, находившаяся в женской общине в городе Казани. Там же была и точная копия этой иконы, называемая аналойной. Вот об этой-то иконе уже после покорения Казани князь Сабан обратился к царю Иоанну Грозному и просил у него дозволения взять ее к себе в дом. Царь позволил, и Сабану была дана святая икона Божией Матери Казанская аналойная, копия с чудотворной, о которой здесь и повествуется. Эта самая икона по наследству от князя Сабана переходила из рода в род и дошла до Василия Александровича, которым и дана в благословение новобрачным.

Василий и Надежда вскоре после этого были обвенчаны и жили мирной супружеской жизнью, неразлучно при них пребывала святая икона Казанской Божией Матери. Впоследствии по распоряжению начальства Бутырский полк передвигался в разные места, за ним по долгу службы везде следовал Василий Николаевич со своей женой Надеждой, и при них была святая икона.

Наступил 1877 год, началась Русско-турецкая война. По распоряжению начальства Василий Николаевич в чине подполковника был назначен начальником 7-го Петербургского госпиталя, с которым и командирован на место военных действий в Турцию, при нем поехала и его жена в качестве добровольной сестры милосердия. По прибытии в Турцию 7-й госпиталь был расположен близ Плевны. Василий Николаевич и его жена усердно исполняли свои обязанности и всего более оказывали любовь и милосердие к страждущим воинам. Святая икона, их неразлучная спутница, была установлена в особой палатке и перед ней неугасимо теплилась лампада.

Все русские воины благоговейно чтили пречистый образ Владычицы и усердно молились перед ним Царице Небесной, вручая Ей свою жизнь, просили Ее милостивого заступления и помощи. Молитвы их не оставались тщетными. Владычица мира не посрамила их упования и явила им Свое материнское милосердие, благодатное заступление и помощь, вполне и очень явственно сознаваемые всеми воинами, как видно будет из последующих обстоятельств.

Башибузуки, известные своей свирепостью и зверообразным нравом, не один раз покушались истребить госпиталь и всех раненых изрубить, но нисколько не преуспели в своих зверских замыслах. Несчетное число раз они нападали, и всегда были отражаемы какой-то необъяснимой силой, самый же госпиталь во время их нападений был окружен огненным светом, от которого башибузуки, как бы ослепленные, приходили в замешательство и отступали, ничтоже успев. Об этом с особенным удивлением рассказывали сами башибузуки, попадавшиеся в плен, воины же русские, слыша такие рассказы, еще усерднее молились Царице Небесной пред Ее пречистым образом и со слезами благодарили Владычицу мира за Ее покровительство, помощь и заступление.

После взятия Плевны в войсках стал свирепствовать гнилой тиф. Можно полагать, что болезнь эта произошла от множества разлагавшихся трупов. От нее многие умерли, скончалась и сестра милосердия Надежда Котельницкая, жена Василия Николаевича. В предсмертные часы, будучи в полном сознании, Надежда обратила свои страдальческие взоры ко святой иконе Божией Матери Казанской и просила у Царицы Небесной милостивого заступления ее душе, приготовляющейся к исходу. С детской преданностью она всю себя вручала Ее материнскому покровительству, молилась о себе и о муже Василии, который был тут же при ней. Умирающая без слов просила Матерь Божию быть свидетельницей ее предсмертного завещания и, обратясь к мужу, слабым голосом сказала ему: «Василий! По окончании войны не связывай себя узами второго брака, но исполни свой обет, данный Богу, и вступай в монашество». Сказав сие, Надежда мирно скончалась.

«Война окончена, и я, – говорил Василий Николаевич, – возвратился в Петербург, немедленно сдал свои дела и от службы уволился. Затем вскоре подал в отставку, которую и получил с определением полного пенсиона по чину, даже несмотря на то, что о моем намерении поступить в монашество знали все начальствующие.

Освободившись от служебных обязанностей, вспомнил я о минувших годах, о всех переворотах, происходивших в моей жизни, во время которых незаметным образом у меня созревала мысль о заветном желании вступить в монашество и укреплялся мой дух к мужественному терпению всего скорбного, всего непредвиденного на пути к Царствию Небесному. С особенным чувством благоговения и благодарности молился я пред святой иконой Божией Матери. Вспомнил я и свое предложение о браке, сделанное некогда болезненной моей Надежде как будто необдуманно, опрометчиво. И действительно, удивляться следовало моему предложению, ведь я знал, что Надежда больная, и несмотря на это согласился вступить в брак. В то время я этому удивлялся, а теперь благодарю Господа и Его Пречистую Матерь, ибо теперь только вижу, что своим как будто необдуманным бракосочетанием я сберег свое здоровье от расстройства и душу от погибели, которая мне грозила от развратной жизни, в которую в наше слабое время погружаются в большинстве молодые люди. Дивны и непостижимы судьбы Божии, и милостивое заступление Царицы Небесной для меня необъяснимо! Под прикрытием брака, – говорил отец Мина, – я провел большую часть своей жизни мирно, и теперь, на закате своих дней, освободился, и путь к иночеству стал для меня невозбранен. За все слава Богу!

По окончании своих служебных дел мне одно оставалось – поступить в какой-либо монастырь в Петербурге. Это мне советовал и даже предлагал преосвященный митрополит Исидор, которому я лично был известен, но дух мой не был расположен к местным обителям, и на предложение митрополита Исидора я не согласился.

По указанию известного старца иеромонаха отца Феодосия, подвижника Юрьевского монастыря Новгородской губернии, я собрался и отправился на Святую Афонскую Гору и с собой взял святую икону Божией Матери Казанскую. Дело было в конце семидесятых годов, хорошо не помню, в каком именно году. Прибыл я на Афон благополучно и остановился в Свято-Андреевском скиту, был принят в число братства и в 1882 году с высочайшего соизволения и по благословению архимандрита Феодорита удостоен пострижения в ангельский образ (в мантию) с именем Мины.

Несколько лет я прожил в Андреевском скиту здорово и благополучно, а затем заболел возвратным тифом, и меня с Андреевского отправили в Константинополь на излечение, святая же икона Божией Матери осталась на Афоне. По прибытии в Константинополь я был помещен в Николаевской больнице. Все усилия докторов, все способы лечения не действовали на мою серьезную болезнь, и вскоре доктора уже объявили, что мне уже немного осталось жить, даже час смерти моей был назначен. Слабые и болезненные мои чувства уже созерцали приближающуюся кончину. При мысли о том, с чем явлюсь пред Господом, я дрожал всем телом и, хотя не мог молиться как должно, но изнемогающие силы духа и ума возводил ко Господу и Его Пречистой Матери. Я просил их милости, молил об отсрочке наступающего часа смерти, чтобы дано мне было хоть малое время на покаяние. О том, как спастись, помышлял я на смертном одре.

Уже наступала предсмертная агония – не часы, а, может быть, минуты отделяли мою жизнь от смерти, – говорил отец Мина, – и в эти последние минуты явлено мне было милосердие Божие по ходатайству Владычицы мира, моей Покровительницы. Напротив моего одра на стене я увидел святую икону Божией Матери. На этой иконе Она была изображена сидящей в царском величии и славе, на пречистой Ее главе была царская корона, украшенная и сияющая. Богомладенец Иисус Христос с выражением творческой мудрости и славы на лике сидел на коленях у Пречистой Своей Матери, с левой стороны поддерживаемый полуогибающей его рукой Царицы Небесной, на длани которой был изображен земной шар – знак самодержавия и власти. Правая же рука Матери Божией была положена на коленях Богомладенца Господа Иисуса, Который в правой руке держал царский скипетр, а левой указывал вверх, символически выражая Свою Божественную волю даровать нам небесное Его наследие и как бы говоря: «Покайтесь и ищите Царствия Божия». Всматриваясь в этот пречистый образ, я как будто забыл о наступающем смертном часе. Вдруг я заметил в нем перемену: в левой руке Матери Божией вместо земного шара увидел я потир, в который Пречистая Владычица опустила Свою правую руку и, омочив ее в крови, перстами вверху одежды на своей груди большими буквами написала мне ответ на мой вопрос, как спастись, – слово «сердце». Я внимательно смотрел, не опуская глаз. После этого я увидел, что Матерь Божия стала отирать пальцы омоченной Своей руки об одежды на груди и немного стерла написанное слово, затем, обратясь ко мне с невыразимой материнской любовью, сказала: «Дается тебе срок на покаяние, а икону Мою военную отдай туда, куда Я укажу». После этих слов видение скрылось от меня, и я почувствовал себя здоровым. Немедленно я встал и всем объявил, что здоров. Мое неожиданное выздоровление привело в ужас и удивление всех докторов и служащих в больнице, те из них, кто были религиозны, прославляли со мною всесвятое имя Божие и благодарили Царицу Небесную за мое чудесное исцеление.

Получив исцеление от болезни, – рассказывал отец Мина, – я стал собираться обратно на Афон, где была моя драгоценность – святая икона Божией Матери, пречистый образ моей Исцелительницы, в видении названный военным. Большую часть своего времени я посвящал молитве и благодарственным воздыханиям к Матери Божией, моей Путеводительнице и милостивой Заступнице.

Во всем подчинившись Всеблагому Промыслу Божию и материнской любви Владычицы мира, я не загадывал, что и как сделать по возвращении на Афон, но предполагал, что вновь получу назначение в братство богоспасаемой общины Свято-Андреевского скита. Для меня так и осталось необъяснимым, почему дело сложилось иначе, однако через посредство русского посла в Константинополе господина Нелидова и по благословению добродушного старца батюшки игумена отца Андрея я отправился на Афон не в Андреевский скит, а в пустынь Фиваиду, состоящую под ведением Русского Пантелеимонова монастыря. Туда же я взял с собой и святую икону Божией Матери Казанскую и пожертвовал ее от себя братству пустыни Фиваиды в утешение. Фиваидцы во главе своих старцев приняли святую икону с особенной благодарностью и поставили ее в церкви преподобных Афонских на левой стороне впереди левого клироса, на приличном и Ею Самой избранном месте. Отныне Своим пречистым образом Матерь Божия украшает церковь видимо, невидимо же благодатью Своей Она охраняет братство Фиваиды от козней и нападений вражиих.

Слава Богу за все! Слава и благодарение Матери Божией, моей неусыпной Попечительнице и всех верных Помощнице, благоволившей оказать Свою милость братству скромной Фиваиды явлением Своего пречистого образа в благословение и в утешение! Во всех необычных стечениях обстоятельств моей страннической жизни я ясно вижу Ее неусыпные заботы о спасении меня, заблудшего. Всегда вспоминаю Ее утешительный глас мне умирающему: «Дается тебе срок на покаяние, а икону Мою военную отдай туда, куда я укажу». Святая Ее икона доставлена мною, недостойным, на место, к которому Она благоволила и благоволит, где и я грешный получил себе уголок, и данный мне срок на покаяние еще тянется. Еще жив, но час смерти близок; окружающие меня и все более и более усиливающиеся болезни ежеминутно напоминают мне: «Готов к смерти?» Но горе мне, немощному! Дело о спасении как-то не спеется, мысль о смерти не держится, и все прочее, относящееся к душевному спасению, забывается, при всем же этом жизнь моя для меня самого более тягостна, чем отрадна. При сознании своей немощности с детской покорностью и преданностью преклоняюсь перед моей неусыпной Попечительницей Матерью Божией, в изнеможении сил приношу Ей мое поклонение и благодарение и умоляю: «Владычица моя Пресвятая Богородица, спаси меня! В час смерти не оставь меня и помоги мне, немощному!""

Этими словами отец Мина кончил свой рассказ о святой иконе Божией Матери Казанской. В Фиваиде он был пострижен в схиму и с миром скончался 25 сентября 1905 года.

Вторая икона Божией Матери Казанская

11 сентября 1910 года в третьем часу вечера мирно скончался в Фиваиде монах Иоанн, в миру Яков Иванович Стригулин, мещанин города Арзамаса Нижегородской губернии. Он был принят в число братии Фиваидской пустыни 30 ноября 1907 года, пострижен в рясофор в 1909 году 28 марта, а 19 июня того же года – в мантию с именем Иоанн.

Монах Иоанн был подвержен падучей болезни, поэтому со времени его поступления в обитель при нем находилось два человека из числа братии, которые поочередно ухаживали за ним. Сначала приступы настигали его часто, почти ежедневно, но по принятии монашества болезнь немного ослабела, и приступы стали более редки. В день его смерти припадков с ним вообще не было – после повечерия, отходя ко сну, он был очень спокоен и скончался тихо, с молитвой на устах, с четками в левой руке.

Жил он со своими собратиями в пустынной, довольно просторной и приличной келье, недалеко от общежительных – ему как благодетелю была дана и в общежитии хорошая келья. Отец Иоанн нес нелегкий крест болезни безропотно, с покорностью воле Божией. Ухаживающие за ним братия относились к нему с нежной любовью и состраданием, его часто навещал духовник, и некоторые из благоговейных братий беседовали с ним о пользе душевной. Приятно было видеть, с каким интересом он слушал внушения и наставления отцов и при этом укорял себя в нерадении, показывал табличку не исполненных им акафистов, с какой скорбью и сокрушением рассказывал об этом: вот в такой-то день он не смог, не успел прочесть такие-то акафисты. Надо заметить, что кроме молитвенного правила и келейного канона у отца Иоанна было такое усердие чествовать Матерь Божию и святых угодников акафистами, что он не был спокоен, если не прочтет в день Божией Матери и каждому святому акафист, а этих акафистов у него было около десяти. Запрется у себя в комнате, угол которой сверху донизу был убран многочисленными иконами, и читает эти акафисты, стоя на коленях.

Так он каждый день пребывал в молитве. Некоторые из отцов говорили ему, чтобы он чрезмерно не скорбел, если не успеет прочесть какой-либо акафист, и советовали заменить акафисты молитвой Иисусовой и без смущения более всего в ней пребывать, но он, хотя и принимал советы и старался упражняться в Иисусовой молитве, но в то же время не мог оставить и своего любимого правила и продолжал восхвалять акафистами Матерь Божию и святых угодников. Периодические приступы болезни и молитва, молитва и болезнь чередовались у него во все время его кратковременной жизни в Фиваиде.

Особенно он благоговел пред иконой Божией Матери Казанской, перед которой у него всегда теплилась неугасимая лампада. Эта святая икона – древняя, расшитая жемчугом, в серебряном окладе, – производила огромное впечатление на молящихся перед нею. Обратная сторона доски была очень старой, с неровными, обломанными краями, расколотая почти насквозь и небрежно скрепленная простыми шпугами. Со слов отца Иоанна стало известно, что этой иконе уже 300 лет – она была потомственной семейной иконой Стригулиных. Говорили, что старообрядцы как любители древностей оценивают эту икону в 40 тысяч рублей. Кроме того, сам отец Иоанн считал ее чудотворной. Он благоговел перед ней, еще живя в миру и, решившись вступить в монашество, перед самым выездом на Афон заявил своим родным братьям, что желает получить ее вместо всей причитающейся ему доли наследства. Однако братья его, по благодатному воздействию Самой Владычицы, с любовью дали ему и икону, и деньги – более 30 000 рублей.

Еще задолго до своей кончины отец Иоанн завещал пожертвовать эту икону Фиваиде. Поэтому после его смерти 17 октября 1910 года она была с подобающей честью и с крестным ходом принесена в соборную фиваидскую церковь. Так Матерь Божия не только привела с собой болящего Своего раба, удостоив его принятия монашества и тихой блаженной кончины, но и Сама Своей святой иконой благоволила присутствовать в Фиваиде для утешения всех скорбящих и обремененных, с верою и любовью притекающих к Ее святому образу.

Отец Иоанн, как было сказано выше, скончался 11 сентября. Погребение его было совершено 14 сентября вечером собором всех иеромонахов и в присутствии всего братства Фиваиды. Вечная память в Бозе почившему монаху Иоанну!

Икона Успения Божией Матери

8 апреля 1896 года в Фиваидской пустыни была получена святая икона Успения Божией Матери, пожертвованная московской купчихой Анной Аггеевной Лапкиной по предложению и ходатайству иеросхимонаха отца Аристоклия.

Святая икона Успения Божией Матери была благолепно украшена массивной серебро-позлащенной ризой с эмалевыми вставками. В особо вделанный серебряный ковчежец, прикрепленный на лицевой стороне иконы, были вложены под слюдой несколько частиц камня от гроба Господня и малые частицы мощей святых угодников Божиих: святого великомученика и целителя Пантелеимона, святого преподобномученика Иакова Иверского, святых преподобных старцев Киево-Печерских: Нифонта – епископа Новгородского, Дамиана Целебника, иконописца Григория, просфорника Спиридона, Прохора Чудотворца, Онисфора Исповедника, пресвитера Тита, Феодора – князя Острожского, архимандрита Поликарпа, Иоанна Многострадального и Василия Печерского.

В упомянутый день 8 апреля святая икона Успения Божией Матери была привезена в Фиваиду из монастыря на пароходе и торжественно встречена. В память этой торжественной встречи старцами Фиваиды по благословению отца игумена было положено ежегодно совершать бдение Успению Божией Матери в честь Ее пречистого образа в ночь на понедельник в неделю святых жен мироносиц, в каждый же воскресный день после вечерни читать соборно акафист Успению Божией Матери.

По слову архангела Рафаила, сказавшего Товии: Тайну цареву добро хранити, дела же Божия открывати славно (Тов.12:7), я не могу умолчать о чудесном исцелении, которое совершилось от святой иконы Успения Божией Матери над афонским иноком, страдавшим около семи лет кровотечением. Матерь Божия благоволила совершенно исцелить его от его болезни. Сообщается это событие в кратких чертах во славу Всепречистой Владычицы Богородицы и на радость смиренным обитателям Фиваидской пустыни. Дело было так.

4 января 1909 года в пустынь пришел монах кельи святого Иоанна Златоуста по имени Евфимий (мирское его имя было Иосиф Пантелеимонович Волков, он происходил из Волынской губернии Староконстантиновского уезда Корчувецкой волости села Гриценок). Ему как посетителю и гостю по обыкновению было отведено место на архондарике. Проходит день, другой, и архондаричный гостинник монах Пахомий замечает за ним, что он не ходит в церковь на богослужения. Гостинник обратился к нему с вопросом о причине непосещения храма Божия и получил от него такое объяснение: «Около семи лет уже как я страдаю кровотечением – геморроем, – сказал Евфимий. – Эта болезнь началась со мной еще в России. Там, будучи еще в миру, около четырех лет я страдал ею периодически по нескольку раз в год, а когда приехал на Афон, то болезнь эта стала с течением времени все более и более усиливаться, так что за последние два года она мучит меня почти непрерывно. Страдания мои настолько увеличились, и резь причиняла такую страшную боль, что я вынужден был прибегнуть к врачебному пособию, но ничто не помогало – никакие средства, никакие лекарства. В Андреевском скиту доктор объявил, что мне необходимо ехать в Россию лечиться, пить молоко, есть яйца и прочее, что другого исхода нет, иначе излечиться невозможно. Но мне не хотелось покидать Святую Гору Афонскую, земной удел Царицы Небесной. И вот после такого докторского приговора с чувствами тоскующей души я пошел путешествовать по Афону. Когда же я приближался к пустыни Фиваида, то внезапно почувствовал в себе какой-то внутренний переворот, у меня родилось предчувствие чего-то отрадного и созрело намерение лучше на Афоне умереть, нежели решиться ехать лечиться в Россию». Гостинник монах Пахомий, глубоко тронутый положением собрата, с участием стал говорить ему: «Не унывай, отче, не печалься, иди в храм Божий, у нас тут есть чтимая икона Успения Божией Матери, копия с чудотворной Печерской, с вложением в нее многих частиц святых мощей угодников Божиих. Помолись Царице Небесной, прими из неугасимой лампады святого елея, приложись к этой святыне и веруй, что Матерь Божия не оставит тебя Своей милостью». «О отче! – ответил больной, – и рад бы пойти, да нельзя, не смею дерзнуть, потому что все белье у меня грязно и в крови». Отец Пахомий тотчас принес белую пару белья и, отдавая ему, сказал: «Переменись и иди в церковь». Видя такую братскую любовь гостинника, больной с благодарными чувствами переменил белье и пошел в церковь. Это было уже 6 января, в день Крещения Господня. После Литургии, как обычно, было водоосвящение и крестный ход, так что Евфимий не мог привести в исполнение своего намерения, но уже после вечерни, когда братия по выходе стали направляться к трапезе, остался один в церкви. Он подошел к экклесиарху и сказал ему: «Благословите мне елея из лампады, которая горит пред святой иконой Успения Божией Матери». Экклесиарх с готовностью тотчас же исполнил его благочестивое желание. Больной взял ложечку святого елея и выпил его, затем другую и третью, после чего положил три земных поклона пред святой иконой и, приложившись к ней и снова усердно помолившись, вышел из храма и тоже отправился в трапезную.

Пред утреней под 7-е число, когда ему случилось выйти по естественной надобности, к великому своему изумлению и неизреченной радости он ощутил полное исцеление от своей болезни, поскольку до этого времени естественные отправления у него сопровождались всегда ужасной болью и резью с кровоизлияниями. Теперь же все прекратилось, и он в первый раз за 7 лет почувствовал себя совершенно здоровым, болезни и кровотечения как не бывало. Все это исчезло бесследно и с тех пор ни разу не проявлялось.

Спустя четыре месяца монах Евфимий вторично пришел в Фиваиду засвидетельствовать это чудо. Со слезами радостного умиления и с благодарным сердцем к Пречистой Богоматери, Своей милостивой Целительнице, он рассказал об этом чудесном событии и попросил отслужить молебен Матери Божией, и это святое его желание было с любовью исполнено отцами пустыни. Истинность исцеления, случившегося с ним, монах Евфимий тогда же засвидетельствовал своей подписью в присутствии духовника иеросхимонаха Митрофана, а последний заверил подпись его руки, когда Евфимий 16 июня 1909 года в третий раз был в Фиваиде на храмовом празднике. В настоящее время (то есть в 1909 году) монах Евфимий имеет от роду 39 лет, из них на Афоне он прожил три года. Это удивительное событие раскрывает пред нами неисповедимую любовь Божией Матери к насельникам смиренной Фиваиды. Владычица мира явила богатство Своего милосердия, прославила чудом благодатного исцеления Свою святую икону и явно объявила смиренным обитателям пустынной Фиваиды о драгоценной святыне, как бы повторяя Свое древнее изречение: «С сим образом благодать Моя и сила». Пресвятая Матерь Божия, наша неусыпная незримая Попечительница и Помощница, всегда готова даровать Свою благодатную помощь тем, кто имеет живую веру, любит и почитает Ее и всячески заботится о своем спасении. Счастлива наша юная обитель, обладающая таким сокровищем, как эта чудная икона Божией Матери!

Икона Божией Матери «Умиление»

В 1899 году осенью в качестве поклонника посетил пустынь Фиваида один из служащих при Иерусалимской миссии, иеромонах Серафим, духовный сын Афонской Пантелеимоновой обители. Отец Серафим пожертвовал от себя в пустынь Фиваиду свою келейную икону Божией Матери, именуемую «Умиление». Святая икона, замечательной живописной работы, писана для отца Серафима одной инокиней Дивеевской женской обители близ Сарова. Лик Божией Матери изображен с выражением молитвенных и богомысленных чувств, руки Божией Матери крестообразно сложены на груди, выше венца полукружием сделана надпись: «Радуйся, Невесто Неневестная». Эта икона имеет подобие той чудотворной иконы Божией Матери «Умиление», перед которой в молитвенном подвиге скончался преподобный Серафим Саровский Чудотворец.

Икона Божией Матери Корсунская

Монах Сергий Вавилов из братии Пронской пустыни Рязанской губернии пожертвовал от себя отцу Августалию в 1887 году древнюю святую икону Божией Матери, именуемую «Корсунская». Живопись, ее древнеиконная, правильная, сохранена в целости, святая икона не в ризе – на ней сребро-позлащенный венчик с камнями. Также к святой иконе привешаны два нагрудных серебряных креста, в одном из них в мастике сохраняется небольшая часть древа Животворящего Креста Господня. Святая икона отцом Августалием пожертвована в церковь преподобных Афонских и стоит в алтаре за престолом.

Икона святителя Николая Чудотворца

Весной 1898 года пустынь Фиваиду посетил один боголюбец, уроженец Таврической губернии Давид Яковлевич Долгий. От себя он пожертвовал в вечное достояние Фиваидской пустыни святую икону святителя и чудотворца Николая, оставив письменное сообщение об этой иконе за собственноручной подписью следующего содержания.

«Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь. Молитвами Пресвятой Богородицы и Святителя Христова Николая да спасет и сохранит Господь Бог нас и всех православных христиан во веки веков. Аминь.

Христолюбивые мои отцы Святой Горы Афона и пустыни Нового Скита Фиваиды! По вашему прошению и любви к святителю Христову Николаю я, многогрешный раб Божий Давид Яковлев Долгий, уроженец Таврической губернии Мелитопольского уезда, селения Михайловки, даю в дар вышеозначенной пустыни Фиваиде икону святителя Христова Николая, обновившуюся силой Божией у меня в доме в 1896 году, в ночь с Великого Четверга под Пятницу.

У меня имеется передняя комната, где я никакими хозяйственными делами не занимаюсь, а содержу ее для молитвенных и душеполезных упражнений и чтений святых книг. Я украсил ее разными хорошего качества иконами и картинами, в числе коих были у меня две старые иконы: одна Божией Матери, а другая святителя Христова Николая. Иконы эти от ветхости и сырости сильно затемнели, фольга на них вся заржавела, какие были крестики и другие уборы на иконе, заржавели и отпали, так что я не раз намеревался вынести икону святителя Николая в заднюю мою комнату, а лучше всего – на чердак. Все другие иконы у меня были хорошие, новые, а святого Николая и еще Божией Матери – темные, ветхие и заржавленные настолько, что не было у меня больше никакого желания держать их в передней комнате. Сколько раз я хотел было вынести их, но все время как будто меня что-то удерживало, какой-то страх или случайность отклоняли меня от этого намерения. В последний раз, убираясь в комнате к празднику Святой Пасхи, моя жена поснимала все святые иконы, чтобы удобнее было выбелить стены. В числе прочих оказались и иконы святителя Христова Николая и Божией Матери, причем икона святителя Николая от ветхости совсем распалась. Я хотел было ее вынести, но жена моя сказала, что пускай еще лето постоит, а под осень новые купим. Я согласился. Все иконы были поставлены на своих местах, также и эти две старые тоже были возвращены на прежнее место.

Это было в Великий Четверток, а в Пятницу утром моя мать вышла в переднюю комнату, чтобы там помолиться, и увидела, что иконы по Божьему благоволению изменились и стали светлее новых. Она тотчас же вернулась ко мне и все мне рассказала. Увидев благодать Божию, я возблагодарил Господа Бога, Его Пречистую Матерь и Его святого угодника Николая, и мы положили такой обет, чтобы никому не говорить, ни родственникам, ни соседям – и так сбылось до сего времени. Еще уведомляю я вас, что перед этим чудом у нас бывали знамения как при моем отсутствии, так и тогда, когда я возвращался домой. В передней комнате показывалось освещение как бы от многих свечей, а когда выходишь во двор, то его не видать, как бы потухло. Это повторялось несколько раз, не только мне, но и жена моя видела, а также и некоторые соседи и проезжающие мимо видели и все спрашивали: «Что ты ночью делаешь? Что у тебя такое освещение, да еще на всю ночь?»

В истинности этого моего неложного рассказа собственноручно подписуюсь. Крестьянин села Михайловки Таврической губернии Мелитопольского уезда Давид Яковлев Долгий. 5 мая 1898 года».

Икона святителя Николая – простой, но весьма правильной и поразительной живописи. Вид святителя довольно строг, словно бы в напоминание о том случае, когда он, защищая святую истину и веру в Божественное воплощение Сына Божия, вынужден был нанести удар нечестивому Арию в ответ на его дерзкое и богохульное упорство.

5 июня 1902 года иеросхимонах Аристоклий привез с собой в жертву фиваидской соборной церкви прекрасную, очень массивную и изящно отделанную серебряную ризу для этой иконы. Старая риза, отделанная фольгой, была снята и надета новая риза. Сооружена она заботами отца Аристоклия на средства известных и знакомых ему московских благодетелей. По желанию старцев пустыни и братства и по благословению игумена отца Андрея, со дня получения иконы в 1898 году еженедельно в среду вечером на повечерии после канона Божией Матери читается акафист святителю Николаю.

Икона преподобного Серафима, Саровского Чудотворца

29 октября 1909 года в Фиваиде совершилось радостное событие. Утром после Литургии был крестный ход с иконами, святыми мощами, крестами и хоругвями при участии скитского духовенства и братства по случаю прибытия в Фиваиду иконы преподобного Серафима Саровского Чудотворца. Эту икону пожертвовала игуменья Дивеевского монастыря матушка Александра. Икона написана весьма искусно, художественно; фон золотой, чеканный, очень хорошей работы. Но, что самое главное, освящена эта икона в Сарове на святых мощах преподобного Серафима, о чем сделана на оборотной стороне соответствующая надпись.

Святая икона была привезена накануне, 28 октября, и стояла в келье у игумена отца Варсонофия. Когда крестный ход приблизился к пристани, где располагался келейный корпус, старец иеросхимонах отец Митрофан вышел с иконой ему навстречу. Таким образом, преподобный Серафим как бы живой встретил фиваидскую братию. Трогательна была эта минута, на лицах всей братии сияла духовная радость, некоторые плакали от умиления. Затем святая икона была принята двумя иеросхимонахами, и крестный ход тронулся обратно по направлению к скиту. При молебном пении хора и колокольном трезвоне он торжественно обошел вокруг храма, а затем вступил в храм, где святая икона была положена на особо приготовленный большой аналой. При совершении молебного пения вся братия с благоговением прикладывалась к святому образу. После вечерни соборно был прочтен акафист преподобному Серафиму, а потом отслужен большой полиелей в честь преподобного.

Счастлива Фиваида, что теперь имеет у себя святую драгоценность! Преподобный Серафим незримо присутствует здесь, покровительствует и ходатайствует пред Богом о спасении фиваидцев; он и поможет им достроить соборный храм. Он уже положил начало своей помощи, ибо в тот день, когда была привезена святая икона, была получена и почта, которая содержала в себе крупные пожертвования, превосходящие в пять и более раз жертвованные прежде суммы. Так преподобный Серафим увеличил количество пожертвований для строящегося собора, и это не простая случайность, нет – этим он показал свою святую любовь, благоволение и попечение о насельниках Фиваиды. Заботами некоторых из числа братий в скором времени был заказан в Одессе подходящий по размеру массивный золоченый киот, весьма приличный для этой святой иконы. По вложении в этот киот икону преподобного Серафима поставили в церкви преподобных Афонских старцев на левой стороне, за клиросом.

Икона святителя Феодосия, Черниговского Чудотворца

В 1899 году пустынь Фиваиду посетил игумен отец Андрей. В благословение от себя и в утешение братству он пожертвовал святую икону новоявленного чудотворца святителя Феодосия Черниговского27, в нее искусно вложена часть мощей святителя Феодосия. Икона обыкновенно стоит за престолом и выносится на середину церкви для прикладывания братии и для торжественного чествования и величания святителя во дни его памяти – 5 февраля и 9 сентября.

Нерукотворный Образ Христа Спасителя

В 1911 году по пути в Иерусалим прибыл на Святую Афонскую Гору и посетил пустынь Фиваиду известный неоднократными своими благотворениями некто А. И. Антонов. Он привез в дар пустыни от личного усердия и от усердия некоторых самарских боголюбцев святую икону – Нерукотворный образ Христа Спасителя. Икона эта довольно большая, без киота, фон ее, убрус и венец, кроме лика Спасителя, искусно вышиты белым бисером и унизаны разноцветными камнями, особенно красиво убран венец, так что, помимо ценности самой иконы, одно ее убранство определяется ценностью свыше 150 рублей. Лик Спасителя скопирован с древней иконы. В общем, эта святая икона искусным убором, подбором камней и работой представляет величественное и красивое зрелище.

Об этом образе уже давно было известно в Фиваиде, работы по его украшению велись около года благочестивыми и усердными мастерицами. От всей души желая принести свой труд Сладчайшему Спасителю, они собирались в доме некоей благочестивой старицы и при пении молитв и духовных стихов художественно украшали эту икону, которая предполагалась в жертву Фиваидской пустыни для строящегося собора. Такое искреннее усердие и любовь к обители оказали самарцы, за что да спасет и помилует их Человеколюбец Господь, призревший даже на малейший дар бедной вдовицы!

Икона Нерукотворного образа Спасителя, вместе с присланным из Самары роскошным ценным венком, была вложена в массивный заколоченный резной киот и временно, до окончания постройки соборного храма, поставлена в церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла.

Икона Святой Троицы

Фиваидскими отцами иеромонахом Исаакием и монахом Константином (Баканиным) (ныне схимонах Кирилл), бывшими в 1899 году в Иерусалиме на поклонении святым местам, была привезена в числе других предметов часть древа из древнего священного дуба Мамврийского (поперечный отрезок из толстой ветви дуба толщиной около 5 вершков). На этом-то древе известным на Афоне живописцем иеросхидиаконом Макарием был написан святой образ Живоначальной Троицы. Икона написана весьма правильно и поражает взор. При взгляде на нее живо встает перед глазами история странноприимства патриарха Авраама и тот дуб, под которым он удостоился принять Самого Господа в виде Трех Странников. При мысли об этом событии является верное представление о несомненной святости того места, где это событие было, и святость того дерева, часть которого и у нас в храме и на котором изображена Святая Троица.

Вторая икона святой Троицы

Эта святая икона Пресвятой Троицы (аналойная) также написана на доске от Мамврийского дуба и такого же размера. Она была подарена в Иерусалиме старцу духовнику Пантелеимонова монастыря иеросхимонаху отцу Агафодору в бытность его там в 1907 году. Отец же Агафодор в знак своего благорасположения к пустыни Фиваиде пожертвовал эту икону на поминовение свое. Она находится в алтаре церкви Святой Троицы.

* * *

27

Канонизация святителя Феодосия Черниговского состоялась 9 сентября 1896 года. – Ред.


Источник: Русский скит на Афоне Новая Фиваида. — Р 89 M.: Сибирская Благозвонница, 2013. — 318, [2| с. ISBN 978-5-91362-754-4

Комментарии для сайта Cackle