под редакцией  А.В. Елисеева

Источник

Святая Земля. Глава первая

Географический очерк

1. Понятие о Святой Земле, её положение, границы, пространство и разделение

1. Обетованная земля евреев или земля Ханаанская, лежит к востоку от Египта за пустыней Сур между Финикией и землями Филистимлян, Амалекитян и Идумеев. На восток в пустыню она заходит до 54° з. д.; по берегу моря она идет от древнего Египетского ручья до Сидона, а на юго-восток в пустыню немного за ю.-в. берег Мертвого моря; колено Манассиино уходило всего далее в Сирийскую пустыню.7

2. Палестина у греков и римлян. Греки и римляне всю страну, населенную евреями, называли Палестиной. В этом значении Палестина граничила с севера реками Леонтом, ныне Нахр -эл-Касли, в верхнем течении и Лейтана в нижнем, с северовостока – Сирией, с юговостока Арноном (Уади-Муджеб), с юга – Аравийской пустыней (Каменистая Аравтя), с запада – Средиземным морем.

3. Святая Земля в теснейшем смысле обнимает только те страны, которые проходил Христос Спаситель во время Своей благословенной земной жизни т. е. ту часть Палестины, которая простирается от Иерусалима через Сидон и Кесарию Филиппову до Мертвого моря, Иордана и Тивериадского озера на восток и до Вифлеема на юг.

4. Палестина в обыкновенном смысле, именуемая также Святой Землей, Израильской, Обетованной, Ханаанской и т. д., обнимает береговую страну Средиземного моря от последнего египетского поста эл-Ариш к северу до Тира нын. Сура, ограничиваемую на восток Иорданом и Мертвым морем.

2. Почва

1. Горы. Помимо Ливана и Антиливана, пограничных гор Палестины, из коих первая возвышается над уровнем Средиземного моря на 3000, а последняя на 2000 метров, самые высокие горы Святой Земли не превышают 1000 метров. На юг от Бейрута, вдоль Средиземного моря, равно как на юг от Саиды или Сидона, находятся отроги Ливана. Все горы северной Палестины должны рассматриваться принадлежащими к системе южных отрогов Ливана; они однако не отличаются такой же правильностью расположения и направления; их массивы невысокие, образующие еле раздельные дали, занимают всю ширину территории, находящейся между Средиземными морем и низменностью Иордана. На востоке гряда гор, нигде не достигающая 1000 м. высоты, тянется по направлению оси Ливана, образуя краевой хребет продольной впадины, в которой течет верхний Иордан; по линии перпендикулярной к направлению этой цепи идет несколько гряд Галилейских гор с в. на з. Самая высшая вершина этих гор Джебель Джармук (1189 м.). Мыс Рас- Абиад, считаемый некоторыми северным пределом Палестины по морскому берегу, есть выступание этих отрогов в море. Другой знаменитый мыс Кармил есть оконечность массива св. Илии Джебель мар-Элиас – самой правильной цепи гор в Палестине; высота её в среднем не более 300–400 м., а сама гора Кармил не достигает и 551 м.; цепь эта обрывается круто в равнину Эздрелонскую. Из других гор Галилеи всего замечательнее Джебель Табор – гора Фавор, высящаяся уединенно на цепи Назаретских холмов на высоту около 600 м., а затем Джебель Сафет (818 м.) и Малый Ермон (Джебель Дагги 553 м.). К юго-востоку от Эздрелонской долины массив холмов Джебель Фасхуах (Гильбоа. Гелвуй) начинает собой серединную цепь Палестины, сохраняющую направление, параллельное Иордану и Средиземному морю. Средняя высота этого хребта 600–800 м., но прославленные горы Самарии Гевал и Гаризин превышают даже 900 м. Самая высокая гора Иудеи Тель -Асур к северу от Иерусалима достигает 1011 м. и господствует над центральным узлом, откуда расходятся, как радиусы, во все стороны небольшие цепи. За Иерусалимом еще некоторые вершины приближаются к 1000 м., но далее холмы понижаются и сравниваются с поверхностью пустынь Синайского полуострова. Из гор Иудеи мы отметим еще гору Искушения (Джебель Каранталь) около Иерихона, Елеонскую возле Иерусалима, Джебель Неби (Самуилова гора) к северу от Святого града, гору Кастуль на пути из Яффы и Джебель Фердис (гору Франков) к ю.-в. от Иерусалима (813 м.).

2. Равнины. Обетованная Земля обладает многими равнинами, отличающимися красотой и плодородием; таковы равнины: Саронская, простирающаяся от Газы до Кармила между берегом и серединной цепью Иудеи, Акрская по берегу моря от Кармила до Рас-эн-Накура, далее Эздрелонская между Кармилом, южн. цепями Галилеи и горами Самарии по течению р. Кисона, и наконец Хаттинская между Назаретом и озером Тивериадским.

3. Долины. В земле Израильской находится много долин, гремевших своим плодородием и прославленных библейской историей. По величине и значению из них прежде всего надо поставить долину Иорданскую или эл-Гор (низменность), начинающуюся у подошвы большого Ермона. Она вмещает в себя ряд бассейнов: Бахр-эл-Хуле (воды Мерома), озеро Тивериадское (Бахр -Табариэ) и Мертвое море (Бахр-Лут), продолжается далее к югу по направлению к Красному морю и, таким образом, отделяет земли Гиллеада и Моава от Галилеи, Самарии и Иудеи. Продолжением Иорданской является долина Геннисаретская (УадиХаммам ), о плодородии которой упоминают еще Иудейские историки.

Уади Махна, которая тянется у подошвы гор Гаризима и Гевала от Хавары по направлению к Иордану, славится столько же красотой, сколько и плодородием; такова же и долина Наблусская, половину пространства которой занимает город того же имени. Из второстепенных долин следует упомянуть: Уади-Сенджиль, Уади-Луббан, Уади-Харамиэ, Уади-Джифна, далее долины Иосафатову, Теревинфовую, Маамрийскую и проч. Эти долины составляют главные обиталища немногочисленного населения Святой Земли.

4. Моря и озера. Мертвое море – самое большое из внутренних бассейнов Палестины – лежит почти на 400 метров ниже уровня Средиземного моря и образует озеро солёной воды без истоков; масса воды его уменьшается только через испорете. Так как последнее незначительно в сравнении с массой воды, прибывающей от притоков, то воды Асфальтового озера разливаются по равнине. Море это есть широкое углубление, по библейскому преданию, широко выжженное огнем и серой, которые гнев Божий ниспослал на пять городов в наказание за грехи их жителей, превратив в пропасть самое место, где стояли обиталища нечестивцев. До этого страшного события, как некоторые полагают, изливающейся в Мертвое море Иордан продолжал свое течение через Синайскую пустыню и впадал у Акабы в Красное море. Последние нивелировки однако показали несостоятельность такого предположения.

Береговые скалы Мертваго моря возвышаются на 1200 м. над его поверхностью; наибольшая глубина моря около 400 м., масса воды его в 2 раза превышает объем Женевского озера. Самая замечательная особенность Мертвого моря это – свойство его воды, содержащей в своем растворе до 25% солей; благодаря этой плотности воды, человеческое тело не погружается в волны Мертваго моря, и воды его совершенно лишены жизни. Соляные испарения моря крайне губительны, и тысячи арабских легенд связаны с этим проклятым морем.

Генисаретское озеро, Галилейское море или озеро Тивериадское, лежащее на 208 м. ниже Средиземного моря, есть прекраснейшей бассейн пресной воды Сирии в 1,75 кв. кил. величиной. В древности, по всей вероятности, озеро это сообщалось со Средиземным морем через Эздрелонскую равнину. Вода его немного солоновата.

Озеро Меромское, лежащее на 15 верст далее к северу, содержит уже вполне пресную воду и очень богато рыбой. Оно простирается по поверхности более чем на квадратную милю и окружено поясом тростников и болот, простирающихся на несколько верст. Поверхность его лежит уже на 2 метра выше уровня Средиземного моря. Река Иордан имеет тесную связь со всеми этими тремя бассейнами воды; протекая через Меромское и Тивергадское озера, она впадает в Асфальтовое.

5. Реки. В Палестине существуют только две настоящие реки: Нахр – эл-Лейтане (Леонт ) и Иордан (Нахр-эш-Шериа). Ни та, ни другая однако не судоходны. Первая вытекает у Баальбека и изливается в Средиземное море; вторая начинается у подошвы Большого Ермона (Джебель -эш- Шейх ), протекает через Меромское и Тивериадское озера и впадает в Мертвое море. Начинаясь сперва близь Хасбеи могучим ключем, принимая в себя воды Тель эл-Уади- одного из величайших в свете ключей, и сливаясь с мощной струей воды, протекающей в ущелье Баниас, Иордан, еще не доходя до Мерома, образует бурную горную реку. Леса папирусовых тростников умеряют быстроту его бега, также как и бассейн Мерома; настоящая же регулировка вод Иордана, совершенно усмиряющая их, происходит в Галилейском море. От Тивериады Иордан бежит по наклонной довольно правильной плоскости по скату в 200 м., на длину более 105 километров. Средняя быстрота Иордана, смотря по отрезку течения, изменяется от 30–70 куб. метров в секунду. При впадении в Мертвое море струя Хордана расширяется и замедляется на отмелях.

6. Ручьи и в Палестине очень редки. Из них надо указать как на самые замечательные: Уади эл-Аамуд, впадающий в Тивериадское озеро, Нахр эн-Нааман (Бел) между Аккой и Еармилом, Нахр Мукатта (Кисон ), впадающие в залив Кайфы, Нахр эз-Зерка недалько от Кесарии, Нахр Фалаик, начинающийся у Севастии из гор Самарги, Нахр эл-Аудже к северу от Яффы и Нахр эр-Рубин к югу от Яффы; все эти ручьи изливаются в Средиземное море. В продолжении дождливого времени многочисленые дождевые потоки бушуют в сухих дотоле ущельях долин. Из ручейков системы Иордана, начинающихся с восточного склона Иудейских гор, не всегда впрочем содержащих воду, надо указать: Уади-Бире, стекающую у подножья Фавора, Уади-Джалуд, начинающуюся от Эздрелонской равнины, Уади-Фариа, сбегающую с системы Самарийских гор у Севастии, и Уади-Келт, спускающуюся у Иерихона. Знаменитый поток Кедрона (Уади эн-Нахр ), проходящей у Иерусалима под стенами города и горой Маслин и бегущий мимо монастыря мар-Саба (св. Саввы), впадает уже в Мертвое море, как и ряд других временных потоков в роде Уади-Хазаза, Хар, Седжаль и Мухаут, проходящего не далеко от знаменитого Соляного столба.

7. Источники и ключи в Палестине также довольно редки. Главнейшее из них: Рас -эл-Аин близь Тира, Аин -эл- Хамра около Сафеда, Аин Медавара поблизости Тивериадского озера, Аин эс-Султан (источник Елисея) и Аин Док близь Иерихона, Аин Ситти Мариам (источник Марии) в долине Иосафатовой, Аин Дельб около Яффы, Аин эл-Хауд (источник Апостолов) на пути в Иерихон, Аин Харамиэ (разбойничий ключ) за Джифной, Бир – Якуб (источник Иакова или Самаритянки) у Наблуса, Рас эл-Аин Наблуса тоже, источник св. Девы Марии в Назарете, Аин Ханиех у Бетира, источник Предтечи (Аин Карим) недалеко от г. Аин Карима в горах, Рас эль – Аин (запечатленный источник) у Соломоновых прудов в 2 ч. пути от Иерусалима, Аин Артас у деревни того же имени и др.

Большие работы, которые производили древние для добывания воды, доказывают, что Палестина с давних пор была бедна водой. Не смотря, однако, на густоту населения, действительного недостатка воды никогда не было. Всюду вдоль дорог, на полях и в садах, в деревнях и особенно в городах, в древности устраивались высеченные в скалах цистерны для собирания дождевой воды; в Иерусалиме едва пройдешь полосу в 50 квадратных метров, как уже встречаешь, по крайней мере, одну цистерну. По линии древних стен, напр. на юг от Сиона, на полосе в 100 метров открыто было до тринадцати цистерн. Со времени почти полного обезлесения страны, воды становилось все меньше и меньше, уровень источников понизился и сила их уменьшилась. Так, например, в настоящее время уровень источника Арты лежит так глубоко под старым водопроводом, что воды его уже нельзя вести в Геродиум (стоявшему на горе Франков), что было сделано во время Ирода Великого, основателя этого города. Многие скалы совершенно продолблены цистернами; на горе Елеонской можно видеть примеры огромных, неясно видных ныне цистерн; огромные пруды Соломоновы тоже своего рода громадные цистерны.

8. Минеральные источники. Во всей Святой Земли находится один только такой источник Хамам эт-Табариэ близь Тивериады; есть вероятно еще сольные ключи у Мертвого моря, но они недостаточно исследованы.

9. Пещеры находятся во всей Палестине в огромном числе. Одни из самых значительных встречаются в Арбель (Ирбид ), Аальдемие и Харейтуне, но самые замечательные из всех, без сомнения, лежат в пещерной области Иудеи у Бет-Джибрина. Много искусственных гротов высечено во всёх горах Палестины, возле Иерусалима, Наблуса и монастыря св. Саввы, в горе Джебель – Каранталь (Сорокодневной и др.).

10. Вулканическая деятельность, проявлявшаяся в прежнее время чрезвычайно значительно в Палестине, не может считаться угасшей вполне и доселе. Не говоря уже о частых землетрясениях, постоянно напоминающих и доныне о вулканизме страны, следы его находятся во множестве в Палестине. Горы, подобные Гермону, увенчанные впадиной, представляют настоящее потухшие вулканы. Таким же вулканическим конусом является и гора Тель эл-Ахмар. Горы Хаурана, лежащие к северо-востоку от Палестины, представляют целую батарею вулканов и ряд вулканических ям – фумаролл. Такую же батарею вулканов представляют горы Сафа или Трахона с массой потухших кратеров. Страшная пустыня Харра или горелая мстность тоже вулканического происхождения. В самой Палестине в горах также есть несомненные следы деятельного вулканизма, хотя и не в форме вулканов.

3. Произведения почвы

Произведения Палестины могут быть отнесены вообще к произведениям теплых стран; все растения умеренных поясов, если нет недостатка в воде, произрастают роскошно на Святой Земле.

I. Плодородие. В этом отношении Святую Землю следует рассматривать с двух точек зрения, а именно:

а) Прежнее плодородие. Для доказательства его достаточно указать на свидетельства книг Моисеевых, в которых страна эта названа текущей молоком и медом. Слова эти очевидно нужно понимать в иносказательном смысле; они указывают только на чрезвычайное плодородие земли и преимущественное богатство её полями и лугами, кормившими и человека, и многочисленные стада. Разнообразие пейзажа и богатство флоры обусловливало и красоту пейзажа страны.

Рассматриваемая в общем Св. Земля обладает чрезвычайно разнообразным плодородием – от действительно полного бесплодия до урожаев свыше 30–50. По своим климатическим условиям Палестина могла бы давать все произведения Востока наряду с произведениями умеренных стран. Выгодное же положение у моря, служащего ареной самых оживленных торговых сношений, могло доставить произведениям Палестины такой широкий сбыт, который обеспечил бы не только безбедное, но и вполне достаточное существование её жителей, тогда как в настоящее время они бедствуют и не знают, чем прокормить свои семьи. Настоящие насельники Святой Земли – арабы или феллахи смешанного происхождения по самой природе своей вовсе не земледельцы, а номады. Большинство их предпочитает скорее гонять свои стада по холмам и долинам Палестины и вечно кочевать, чем оставаться долго на одном месте и заниматься земледелием. Многочисленные паломники и туристы, доставляющие хороший заработок туземцам и не редко сорящие бакшишами, тоже способствуют беспечности феллахов Святой Земли. Хозяева её турки слишком ленивы и беспечны, чтобы посвятить себя земледелию, и даже многообещающая культура виноградной лозы не соблазняет туземцев, так как коран возбраняет им пить вино, а разведение злаков и овощей требует слишком много труда.

б) Нынешнее плодородие. Хотя древняя красота и плодородие Палестины в значительной степени исчезли в настоящее время, и она представляет лишь малое сходство со страной древних евреев, теми не менее её современное бесплодие отчасти только кажущееся. Достаточно было бы водворите в ней сколько-нибудь развитых и прилежных возделывателей земли, чтобы получить совершенно иные результаты. Доказательством этому может служить одно разнообразие великолепных овощей и плодов, которые в громадных массах продаются на рынках Яффы; тоже самое доказывает и плодородие небольших уголков земли, которые, хотя немного, орошаются рукой человека или естественным путем из далеко лежащих и скудных источников. Лучший пример того, что можно получить и в Палестине упорным трудом, представляют процветающие немецкие колонии в Яффе и Кайфе, а также уголки, подобные розовым садам, Мальхи, виноградникам Хеврона, апельсиновым рощам Яффы, лесами смоковницы и маслин в долинах Наблуса и Дженнина. В некоторых местах картофельные поля у немецких колонистов дают до пяти сборов в год. Какой паломник не вспоминает о множестве великолепных апельсинов на Яффском рынке? Даже в самых скалистых горах этой кажущейся совершенно бесплодной страны обнаруживается часто довольно рельефно естественное плодородие почвы, которая без всякого удобрения и обработки производит разнообразные злаки и цветы. В бесплодии Палестины поэтому не столько виновата сама земля, сколько скудость орошения её и еще вернее – отсутствие трудолюбия у её обитателей.

2. Растительное царство. В немногих возделываемых полосах вдоль берега и особенно на перечисленных выше равнинах и в долинах гор, кроме множества диких растений, легко произрастают апельсины, лимоны, гранаты, фиги и финиковые пальмы, а также фисташки, персики и душистые абрикосы (мишмишь). Орешина тоже может расти в Палестина, но её сравнительно немного. Финиковые пальмы, образовавшие некогда целые леса, ныне растут не так роскошно, как прежде. Прекрасно, что по всей Палестине разводятся кактусы, дающие сочные и приятные плоды. Пшеница, ячмень, дурра и кунжут дают богатые урожаи в плодоносных равнинах Сарона, Иордана и Эздрелона. Произрастает также в Палестине и рис, но редко, ибо он требует влажной почвы. Глазам паломника представляются по всей Святой Земле не редко обширные бахчи арбузов и дынь. Короче сказать, везде в Палестине, где есть вода, страна богата разнообразными произрастениями и может поспорить с любым уголком Европы. На горах Святой Земли зреет великолепный виноград, дающий несколько разновидностей, сладкие фиги и богатые маслом оливы; эти последние растут роскошно и в диком состоянии. На горах растет также много ароматных горных трав, дающих душистый мед. Розы растут по всей Палестине, и знаменитые розовые сады Мальхи, Рамаллы и др. дают много масла и розовой воды.

3. Царство животных. Местный рогатый скот мелок и худ, поэтому его мало и разводят. Сирийский конь, который может довольствоваться малым, легко переносит жажду и прекрасно ходит по горам, потому и разводится усердно. Еще лучше и выносливее лошади в Палестине – превосходные ослики и мулы, представляющие самых удобных и способных верховых и вьючных животных для такой горной и бездорожной страны. Выносливость осликов вошла справедливо в пословицу. В одной из рек Палестины (Нахр -Зерка) на юге от горы Кармила водятся, говорят, небольшие крокодилы. В пустынях живут еще во множестве газели и тушканчики. Из диких животных в Палестине обыкновенны только шакалы, лисицы, дикие козлы, ежи и зайцы. Местами, но подальше от заселённых мест, попадаются и гиены; в заросли Иорданской долины, как и в леса Фавора, говорят, заходит и пантера; тут же водятся и дикие свиньи. В прежнее время, как мы знаем даже из Библии, Палестина кишела дикими зверями, львами, пантерами и медведями; теперь их в Святой Земле не водится вовсе. Взамен того; повсеместно в горах встречаются многочисленные стада коз, а на равнинах – порядочное количество превосходных курдючных овец. Повсюду встречавшиеся в Палестине, как и везде на Востоке, верблюды (одногорбые) служат преимущественно для перевозки товаров; чем дальше в пустыню, тем крепче и сильнее становится верблюд.

Из царства пернатых в Палестине известно до 122 видов птиц. Самые интересные из них: многочисленные орлы, совы и аисты, а также розовые горлицы, водящиеся в долине Иордана; повсюду очень обыкновенные рябчики, бекасы, перепела и степные курочки; из водяных надо отметить многочисленных уток, обитающих, главным образом, в Иорданской низменности. Из 122 видов птиц 58 общие для Иудии и сев.-зап. Африки; долина эл-Гор представляет главное обиталище птиц Палестины. В этой последней по веснам поет и восточный соловей (буль-буль). Речная и озерная фауна Палестины представляют гораздо более египетский, чем азиатский характер. Рыбы Иордана и Тивериадского озера очень подходят к рыбам системы Нила.

Из пресмыкающихся, которыми так богата Палестина, надо отметить многочисленных змей, между которыми есть и ядовитые, напр. гадюка (по арабски хайя или табан); еще более многочисленны разнообразных видов ящерицы, которые, как и змеи, особенно обильны в развалинах; даже в комнатах живут безвредные ящерицы-гекконы. В лесах и вообще в зелени (напр. на Елеонской горе) очень не редки хамелионы. Черепахи тоже повсюду водятся в Палестине: черепаха греческая, сухопутная, встречается во всех садах и на полях, а водяная – в канавах и лужицах. Заметим еще, что побережье Святой Земли было родиной пурпуровой улитки, открытой финикиянами. Из особенно неприятных для путешественника обитателей камней и развалин надо упомянуть о крайне вредных скорпионах, тарантулах и многоножках, укушение которых часто бывает весьма опасно; их надо опасаться особенно в развалинах и пещерах. Небольшие скорпионы живут даже в домах. Насекомыми Палестина вообще не богата, так как в общем она очень бедна зеленью. Мы отметим из них только неумолчных цикад, наполняющих тихие ночи Палестины своими мелодичными звуками, и ярких светляков, которые особенно многочисленны в Галилее и поражают путника блестящими роями, пляшущими в воздухе весенних ночей.

4. Геологическое строение Палестины и минеральное богатство. Южные отроги Ливана, дающие остов северной Палестины состоят из доломитов, грубых известняков, мраморов, песчаников и мергелей, пробитых базальтами. В этих горах нет рудных местонахождений, но зато из разных местах текут фонтаны горной смолы; главные из них находятся невдалеке от истока Иордана. Отроги Антиливана, тоже заходящие в пределы Обетованной Земли, состоят из таких же известковых пород, одетых той же красной землёй глетчерного происхождения, как и склоны Ливана. Большой Ермон (Царская гора) состоит уже из базальтовых скал, как и Тель-эл-Ахмар. Горы Трахона и Хаурана – это скалы из лавы и груд вулканического пепла, поднимающихся в виде красных конусов; кругом этих вулканических областей глинистые отложения, уходящие и в Палестину. Горы верхней Галилеи и Самарии того же характера, как и отроги Ливана и Антиливана. Галилейская равнина представляет плодоносный грунт, в котором вулканический пепел смешался с черноземом. Такова же почва и Эздрелонской равнины. Горы Св. Илии (Кармил) состоят преимущественно из известняков, но покрыты во многих местах плодоносной почвой. Холмы Гильбоа, начинающие серединную цепь Палестины, состоят подобно Ливану, главными образом, из меловых пород, пробитых кое-где базальтами. Массив Иудеи представляет из себя уединенную горную массу известнякового сложения также с базальтовыми выступами. Таковы же по составу и горы Заиорданской пустыни. Горы, окаймляющие с запада долину Иордана, покрыты во многих местах также красной глетчерной землёй. В южной Иудее напр. в области Бет-Джибрина, известняк гор до того мягок, что его можно чертить ногтем; этим и объясняется огромное развитие пещер в этой области. В Бетсанском округе нижней Галилее в черном базальте, выступающем в известковых породах, находится много железа. Вероятно этот металл есть и в базальтовых выступах Иудеи. В окрестностях Мертвого моря помимо асфальта есть большие залежи каменной соли. Огромные глыбы этой последней достигают до 60 м. в вышину; к числу их относится и «сланый столб» возле развалин Сдума. За Мертвым морем у развалин Иродовой крепости Массада найдена гора белого мрамора. Каменный уголь, отысканный на Ливане, подозревается и в окрестностях Мертвого моря. Благородных металлов пока еще не отыскано в Палестине. Из строительных камней – повсюду в Святой Земле употребляются известковые породы. Почва, на которой стоит Иерусалим, почти вся годна для постройки и представляет 4 вида камня, из которых был сооружен Иерусалим времен Христа, также как и современный, а) Нумулитическая известковая формация, состоящая из мелкого камня, сложенного из песка и извести с примесью кремния и ископаемых раковин грязно-серого цвета – какули – это верхний наносный пласт Палестинской почвы, употребляемый по своей непрочности только при лёгких и неважных постройках. б) Второй слой Палестинской почвы составляет миззи – известняк без всяких примесей, но со множеством ископаемых камень, отличающийся необыкновенной твердостью. От времени постройки из него принимают несокрушимую твердость, углы становятся просто железными; из этого камня прежде делали даже оружие – мечи, топоры и ножи, в) Третей вид Палестинского камня представляет маляки, – что значит царский, белый, чистый, мелкий известняк, твердеющий на воздухе и срастающийся совершенно с цементом; этого свойства нет и у миззи. Этот камень лежит под миззи и дает лучший строительный материал. Так как маляки лежит ниже слоев а и б, дающих худший камень, то он очень ценится для построек. г) Четвертый строительный известняк Палестины представляет мрамор Св. Креста, по плотности не отличающейся от миззи, но замечательный своим розовым цветом; из него сделана кувуклия св. Гроба Господня. Иерусалимские горы состоят из камней всех этих 4 категорий. Так, разрез горы Елионской от вершины до подошвы состоит из слоя какули в 291 ф. толщиной, миззи в 71 и маляки – в 40; наконец подле Кедрского потока идут уже слои розового мрамора Св. Креста неисследованной толщины.

4. Климат

В Палестине, как и во всей Сирии, надо, собственно говоря, различать всего два времени года – лето и зиму, которая есть в одно и тоже время период и холода, и дождей. В продолжение всего теплого периода небо почти всегда ясно и безоблачно; дожди падают только с конца октября или с начала ноября до апреля месяца. Снег в горах Палестины не составляет особенной редкости в течение зимнего периода и не редко сплошь покрывает все нагорные части её; были примеры, что в горах Иудеи замерзали даже люди. В конце марта 1884 года напр. обильный снег падал в Иерусалиме, стоящем на гребне Иудейских гор, тогда как в Яффе в то же время апельсины были в полном цвету. Дождь приносится в Палестину всегда западными и юго-западными ветрами, тогда как ветры южный, юго-восточный и восточный, дующие в пустыни Аравии, Ливии и Месопотамии, приносят только засуху; последней ветер самый страшный, ибо это ветер пустыни, сжигающий и иссушающий растительность. Вид природы всегда меняется с веянием того или другого ветра; с влажным ветром, приносящим дожди, вся Палестина, даже пустыня Заиорданская, покрывается зеленью и цветами, расстилающимися душистым ковром на её камнях и песках. Но такой роскошный ковер держится недолго – всего несколько недель; подует лишь только ветер пустыни, и прекрасные луга превращаются снова в безжизненную пустыню; травы сохнут тогда, словно приготовленный для гербария. По данными метеорологов, климат Палестины едва ли сильно изменился со времени Библейских; средняя температура года в течении 20–25 веков не изменилась вовсе, и осталась в среднем между 26°С- 21°С. Но в виду того, что вся Палестина, как свидетельствуют историки древности, была покрыта лесами, о которых теперь нет и следов, – очевидно, что экономия воды, а с ней и многие климатические и почвенные условия изменились на столько, что это отразилось сильно и на флоре и на фауне страны.

В отношении климатическом Святую Землю всего лучше разделить на 2 полосы: полосу равнины и полосу горных массивов. На берегу и в равнинах климат скорее теплый, чем умеренный; морозов и снегов здесь не бывает вовсе или только в исключительных случаях, так что не только апельсины и гранаты, но и финики, и даже бананы могут рости на открытом воздухе. С конца апреля начинается здесь время больших жаров, оканчивающихся в октябре.

В Иорданской долине, сжатой с двух сторон горами, летом бывает до того удушливо, что солнечные удары постигают даже туземцев; Температура не редко здесь доходите до † 48°С. Климат на горах гораздо холоднее и вполне сходен с климатом умеренных стран. Ветры, приносящие холод и снег, дуют тут с половины декабря до марта, но снег редко лежит больше 1 – 2 недель. Морозы даже в середине зимы на столько незначительны, что не могут повредить ни маслине, ни виноградной лозы. Весна и осень в нагорной Палестине очень приятны и даже летом t° редко подымается свыше 20–22°С, за исключением тех дней, когда дует ветер пустыни.

* * *

7

Ко времени пришествия Израильтян береговой полосой между Египтом и горой Кармилом обладали Филистимляне.


Источник: Путеводитель по Святой земле. Изд. ред. журн. «Русский Паломник» под ред. А.В. Елисеева. - СПб.: Типо-Лит. П.П. Сойкина, 1888. – 182 с.

Комментарии для сайта Cackle