Источник

Приходы и церкви г. Екатеринбурга

Екатеринбургский Кафедральный Богоявленский Собор. Богоявленский Кафедральный Собор находится в главной части города, на торговой площади, на правом берегу реки Исети. До 1833 г. Богоявленская церковь была приходскою; в этом году 25 декабря, при учреждении в Екатеринбурге викарной Епископской кафедры, она была переименована в Кафедральный Собор, с оставлением при ней прежнего прихода. Приход Собора занимает в настоящее время северо-западную окраину города. Возникновение Богоявленского прихода относится к концу первой половины 18 столетия (1745–1747 г.) В настоящее время прихожан числится муж. пола 694 и жен. пола 779, а всего 1 473 д.; раскольников и сектантов в приходе нет. Первая Богоявленская церковь была деревянная. Она стояла на месте, находящемся по правую сторону настоящего соборного храма, и занятом ныне частью церковною оградою, частью проезжею улицею. Постройка её была вызвана тем, что устроенная при основании (в 1723 г.) города Екатеринбурга на левом берегу Исети мазанковая Екатерининская церковь в скором времени пришла в ветхость, и дабы было, где отправлять Богослужение, пока вместо неё будут строить каменную Екатерининскую церковь, решено было устроить на правой стороне Исети временную Богоявленскую деревянную церковь; но распоряжением митрополита Сибирского и Тобольского Антония, изложенным в грамоте на заложение сей церкви, было утверждено постоянное существование её, как церкви приходской. Заложение деревянной Богоявленской церкви было совершено 1-го августа 1745 г., Освящение её последовало в сентябре 1747 г. В виду маловместительности этого храма, в 1755 г. был при нём устроен придел в честь Св. Первоверховных Апостолов Петра и Павла. Деревянная церковь существовала недолго. За ветхостью сначала (в 1770 г.) был разобран придел при ней, а потом (в 1774 г.) – и самая церковь. Настоящая каменная церковь была заложена 17 июля 1771 г. В нижнем этаже престол в честь Богоявления Господня был освящён 30 марта 1771 г., а в верхнем, в честь Св. Апостолов Петра и Павла, – в 1790 году, 28 июня. В трапезной части нижней церкви на северной стороне был устроен придел в честь Св. Алексия, митрополита Московского, и освящён в 1789 году. Придел этот в 1823 г. после обновления был вновь освящён в честь трёх Московских святителей Петра, Алексия и Ионы, а потом, в конце 60-х годов, по расширении Собора через боковые пристройки, совсем упразднён. В 1863 и 1864 годах была устроена с западной стороны Собора, вместо прежней низкой и узкой, новая длинная и высокая галерея, в которой поставлена лестница в верхний храм, а над лестницею, под сведённым куполом, устроено помещение для ризницы. В 1868 году нижний храм был расширен пристройкою к нему двух приделов с северной и южной стороны: правого – в честь Св. Архистратига Михаила и прочих сил бесплотных, и левого – в честь трёх Московских Святителей. Освящение обоих приделов состоялось в 1869 году. Храм имеет красивую колокольню высотою с крестом в 31 сажень, обнесён железною оградою на каменном фундаменте. В числе достопримечательностей Собора имеется Св. Крест с частицами Св. мощей 28–ми угодников Божиих, пожертвованный ранее 1819 года каким-то чиновником, ходившим на богомолье в Киев и принесшим его с собою. Крест этот вложен в пожертвованную в 1820 г. купцом Косьмою Бренёвым икону с изображением ликов вышеозначенных угодников Божиих. Празднование этой иконы, согласно воли жертвователя, совершается в 1-е ноября. В ризнице имеется несколько ценных панагий, Евангелий и крестов, украшенных местными Уральскими камнями. В нижнем храме Собора погребены три епископа: Мелхиседек ( 24 сентября 1846 года) за правым клиросом, Ириней ( 8 мая I860 г.) за левым Богоявленского храма, и Поликарп (24 октября 1891 г.) за левым клиросом северного Трёх-святительского придела.

Причт Соборный по штату 1894 г. составляют: протоиерей, ключарь, два священника, протодиакон, диакон, два иподиакона и два псаломщика. На содержание Собора от казны пособия не ассигновано. В приходе Собора имеется церковно-приходская Благотворительная касса, имеющая своею целью оказывать пособие бедным прихода. В основание её положен капитал имени бывшего настоятеля Собора протоиерея А.М. Кроткова, собранный и поднесённый ему прихожанами в день празднования 50-летия служения его в священном сане. При соборе имеется женская школа грамоты, открытая в 1900 году и содержимая на средства частью доставляемые попечителем школы, частью на церковные и частью на отпускаемые от казны.

Екатерининский собор. Находится в центре города, на левом возвышенном берегу р. Исети, от Кафедрального собора к востоку. Приход Екатерининский образовался в средине 1726 года; до этого же времени первые екатеринбургские поселенцы (столяры, плотники, слесаря, кузнецы, солдаты и мелкие торговцы) были причислены к приходу Уктусской церкви. В сентябре 1747 года приход Екатерининский был закрыт, в конце 1763 г. он восстановлен.

К Екатерининскому приходу принадлежали селения: Решетское (в 24 верстах), Пышминского завода (в 21 версте), Пышминское (в 11 верстах), Становское (в 30 вер.), Сарапульское (в З5 вер.) и Шарташское (в 7 верстах). Первое из названных селений в 1747 году причислено к Богоявленскому приходу, второе – в 1765 году к Берёзовскому приходу. Становая и Сарапулка, населённая исключительно раскольниками, в 1833 году отчислены к Пышминскому приходу, а Шарташ в конце 1889 г. отошёл к Берёзовскому приходу. В настоящее время приход соборной церкви занимает центральную и восточную часть города, где находятся улицы: Механическая, Береговая первая, Соборная, Разгуляевская, Колобовская, Златоустовская, Дровянная, Никольская, Солдатская, Водочная, Васенцовская, Кузнецкая, Обсерваторская, Луговая, Восточная первая, Вторая Восточная, Болотная, Ночлежная и Расторгуевская. За 1900 год прихожан числилось 4 576 душ (2 185 м. и 2 891 ж. и.). Кроме того, в районе прихода с самого основания города проживают старообрядцы. За тот же год их значилось 260 душ (116 м. и 144 ж. п.). Старообрядцы принадлежат к двум толкам: часовенному (бывшие беглопоповцы) и австрийскому. У первых есть Никольская часовня, а у вторых молитвенный дом, внутри имеющий вид церкви.

Прихожане большею частью чиновники (служащие в Окружном суде, в Горном Правлении, в Почтово-телеграфной Конторе), купцы и мещане. Последние занимаются разными ремёслами (малярным, столярным, гранением ценных камней и подрядами).

Первая церковь (мазанковая), во имя Св. Великомученицы Екатерины, заложенная 1-го октября 1723 года полковым священником, была освящена 26 февраля 1726 года настоятелем Тобольского Знаменского монастыря архимандритом Геннадием, по благословенной грамоте Тобольского и Сибирского Митрополита Антония. Церковь эта 26 сентября 1747 года сгорела. В июле 1757 года канцелярия Главного заводов правления послала в Тобольскую Дух. Консисторию промеморию, в коей, между прочим, высказала, что все екатеринбургские обыватели усердно желают построить каменную соборную церковь с двумя приделами, и просило Консисторию выдать на заложение той церкви благословенную грамоту. От 12 августа того же года Консистория сообщала канцелярии, что «за неимением в Тобольске на престолоправлении Преосвященного архиерея, яко без пастыря своего и без особливого от Святейшего Правительствующего Синода благословения на то церкви застроение позволение духовной Консистории самой дать не можно. В первых числах Августа Консистория при своём доношении всю переписку о построении соборной в Екатеринбурге церкви представила в Св. Синод, и просила «на то Высокопопечительного Его Императорского Величества указа». От 10 ноября 1757 года из Синода в Тобольскую Консисторию последовал указ, в коем выражено было, что Св. Синод благословляет заложить в Екатеринбурге соборную церковь. От 21 ноября Консистория дала знать протоиерею Кочневу, что он «за благословением Св. Синода может обложить в Екатеринбурге каменную соборную церковь». Заложение этой церкви, существующей и ныне, протоиереем Кочневым было совершено 16 августа 1758 года. Строился соборный храм на средства казны и доброхотные даяния; через пять лет клажа была окончена. Прежде были отстроены придельные храмы. Иоанно-Богословский придел освящён протоиереем Кочневым 25 сентября 1763 года, а левый придел – 22 июля 1764 года. Когда освящён главный Екатерининский храм, неизвестно. Благословенная же грамота на Освящение его, подписанная митрополитом Павлом 21 дек. 1767 г., в Екатеринбурге была получена 31 декабря. Есть основание предполагать, что Освящение главной церкви было совершено в последних числах января, или в первых февраля 1768 года самим митрополитом Павлом, бывшим тогда в Екатеринбурге. Екатерининский храм от придельных был отделён капитальной стеной. Кроме того, в колокольне собора, по желанию прихожан, был устроен, с благословения митрополита Павла, храм во имя святителя Димитрия, Ростовского Чудотворца; в первых числах октября 1764 года протоиереем Кочневым освящён. Так как в этом холодном приделе, по причине тесноты, служить было нельзя, то соборный причт, с согласия своих прихожан, в июне 1809 года просил преосвященного Иустина о позволении: а) распространить этот храм на тёплых приделах, и б) переименовать его во имя всех Святых. В силу указа Перм. дух. Консистории, от 15 июня 1810 г., Димитриевский придел был упразднён, новый же придел, переименованный в 1833 году Преосвященным Аркадием во имя Святой Живоначальной Троицы, совершенно устроен и приличным благолепием украшен лишь в мае 1834 года. Троицкий придел освящён Екатеринбургским епископом Евлампием 12 июня того же года.

В Екатерининском храме, как холодном, богослужение совершалось только летом, в остальное же время года служили в придельных храмах, составлявших тёплую церковь. В конце сороковых годов прошлого столетия, когда число прихожан значительно увеличилось, тёплая церковь оказалась маловместительной. Священнослужители и прихожане, для распространения своей соборной церкви решили соединить придельные храмы с главным проходом (арками), что и было сделано в 1848 году. Но слияние храмов в одну церковь не было достигнуто по той причине, что проходы (арки) были очень узки и очень низки. Только в 1896 году, благодаря церковному старосте А.А. Дрозжилову, когда вместо трёх арок была устроена одна большая, Екатерининский храм с придельными составил одну церковь.

В настоящем храме иконостас устроен в 9 ярусов, и весь вызолочен на полимент. Иконы в нём живописной работы. Во втором ярусе 6 икон в серебряных позлащённых ризах. В 1853 году на деньги в количестве 10 000 р. сер., пожертвованные церковным старостой Фёдором Михайловым, иконостас был перезолочен.

В правом приделе иконостас в четыре яруса весь вызолочен; во втором ярусе 5 икон в серебряных ризах. Иконы живописной работы, и писаны на железных листах. В левом приделе иконостас тоже четырёхъярусный, и вызолочен. Во втором ярусе четыре иконы в серебряных ризах. Все иконы живописной работы, и писаны на деревянных досках.

В Свято-Троицком храме иконостас устроен в виде полукруга, и имеет два яруса. Иконы в нём живописной работы. Иконостас окрашен красной краской. Колонны и резьба вызолочены.

Соборная горная церковь, зданием каменная, четырёхпрестольная, не обнесённая никакой оградою, устроена в византийском стиле; колокольня, каменная же, составляющая с церковью одно целое, имеет три яруса; вышина её со шпилем и крестом 26½ сажен.

В Екатерининском соборе находится часть святых мощей праведного Симеона, Верхотурского Чудотворца. Часть сия была внесена в Собор во второе десятилетие XIX столетия, но кем – неизвестно. Дубовый гроб со святыми мощами вложен в сребро-позлащённую раку, пожертвованную в 1893 году екатеринбургским купцом И.Ф. Чистяковым. Каждогодно к 12 сентября для поклонения этой святыне собирается множество народа; приходят не только из окрестных селений, но и из дальних.

К числу замечательных церковных предметов следует отнести: топазовые – потир, дискос и звездицу, и массивную дарохранительницу, устроенную из уральских камней.

Кроме того, за правым клиросом главного храма находится знамя Всемилостивейше пожалованное 1-го января 1861 года Уральскому горнозаводскому батальону в память столетия его. Государь Император, согласно положению Военного Совета в 28 день июня 1869 года, Высочайше повелеть соизволил: а) Уральский горнозаводской батальон упразднить, и б) знамя передать для хранения в Екатерининский горный собор.

В Екатерининском приходе существуют три церковно-приходские школы: Екатерининская мужская, основанная в 1887 г., помещается в городском общественном доме бесплатно; Ильинская смешанная, основанная в 1898 г., помещается в городском же общественном доме бесплатно, и Симеоновская женская, основанная в 1898 г., помещается в наёмном здании.

Свято-Духовская церковь. Приход её расположен в южной и западной частях города, где находятся улицы: Симановская, Покровский проспект, Успенская, Тихвинская, Усольцевская, Коковинская, Односторонка, Отрясихинская, Сибирский проспект, Госпитальная, Архиерейская, Спасская, Сухаревская, Болотная и две Загородных. Прихожане, коих за 1900-й год считалось 3 114 душ (1 454 м. и 1 660 ж. и.), занимаются главным образом торговлей и разными ремёслами. В районе прихода есть старообрядцы часовенные (бывшие беглопоповцы) и последователи австрийщины. Первых за тот же 1900 год было 53 души (24 м. и 29 ж. п.), а вторых – 61 душа (31 м. и 30 ж. п.), всех 114 душ. У бывших беглопоповцев в Госпитальной улице имеется часовня, называемая малой; построена она в 1792 году.

Приход образовался в 1760 году, и называется Златоустовским (по церкви придельной), каковое название удержалось и до настоящего времени. В конце декабря 1759 года было отчислено от Богоявленского прихода к Златоустовскому 178 православных дворов и 30 раскольнических (в последних насчитывалось 139 человек).

Первый каменный в Екатеринбурге храм был Свято-Духовский. Заложен он протоиереем Кочневым 28 мая 1755 года, по благословенной грамоте Тобольского митрополита Сильвестра. Строился храм «на оставшийся по смерти Екатеринбургского купца Филиппа Сокольникова пожиток». Деньги подрядчикам за доставку материалов и за работу выдавала Екатеринбургская ратуша, и выдавала крайне не аккуратно, вследствие чего работы прекращались на весьма продолжительное время. Вообще члены ратуши, в числе коих были и раскольники, не заботились окончить постройку церкви в течение двух лет, как того требовало условие, заключённое Ратушею с подрядчиком Нечкиным. Это обстоятельство и вынудило в июле 1757 года старосту «строящейся внизу за городом церкви и некоторых мирских людей» подать в Екатеринбургское дух. правление доношение, в коем высказали, что они желают соорудить на свой счёт каменный же во имя святителя Христова Иоанна Златоустого придел, и просили исходатайствовать, где следует, на заложение его благословенную грамоту. Духовным правлением это доношение было отослано в Тобольскую Консисторию, и последняя представила его в Св. Синод. От 21 декабря 1757 года Консистория дала знать указом протоиерею Кочневу, что Св. Синод благословляет заложить «при вновь строящейся Сошествия Св. Духа церкви придельную каменную же церковь, ежели оной подлинно быть необходимо потребно». Когда протоиереем Кочневым совершено заложение, не известно; освящён же Златоустовский придел, устроенный на северной стороне Свято-Духовского храма, Далматовским заказчиком, иеромонахом Саввою, по грамоте митрополита Павла, подписанной им 3 июля 1759 года. День освящения на грамоте не показан. Главный же Свято-Духовский храм был освящён 19-го мая 1768 года протоиереем Кочневым с благословения митрополита Павла. Южный придел, в честь Покрова Пресвятой Богородицы, был устроен на средства Екатеринбургского купца Иосифа Устьянцева. Заложение совершил 1-го окт. 1786 года, по благословении Варлаама, епископа Тобольского, священник Исидор Коченгин, заказчик Екатеринбургского дух. Правления, а освящён придел протоиереем Феодором Карпинским в конце декабря 1792 года по грамоте того же епископа Варлаама, подписанной 20 ноября 1792 года. Кроме того, в 1768 году на средства Екатеринбургского купца Ивана Хлепитина в каменной колокольне был устроен придел во имя святителя Николая Чудотворца, освящённый в 1769 году, с благословения епископа Варлаама, протоиереем Кочневым; так как Никольский храм был чрезвычайно мал, то, по просьбе причта и прихожан, в 1803 году Пермским епископом Иустином было разрешено сделать над трапезою к колокольне каменную пристройку для помещения придела во имя же святителя Николая. Сооружение этой церкви было кончено только в 1808 году; Освящение совершено протоиереем Николаем Вологодским 27 апреля 1809 года. Придел Никольский, в силу указа Пермской дух. Консистории, от 11 августа 1877 г., упразднён. Свято-Духовский храм был холодный, а придельные – тёплые, Теперь же все три храма соединены, и составляют одну тёплую церковь. Когда произведено соединение – данных нет.

Пожаром, бывшим 27 сентября 1839 г., Свято-Духовской церкви были причинены повреждения как внутри, так и снаружи. Особенно значительны были повреждения наружные: на церкви и колокольне маковицы сгорели, и кресты пали на землю. Колокола, коих было десять (самый больший в 208 п. 35 ф.), пришлось снять, и устроить дня них отдельно деревянную звонницу. На поправление наружных повреждений церкви требовалось употребить более 3 500 р. асс. Священно-церковнослужители, с согласия своих прихожан, решили: а) Храм во имя Сошествия Св. Духа построить в лучшем виде, в память посещения в 1845 г. Екатеринбурга Его Императорским Высочеством Герцогом Максимильяном Лейхтенбергским; б) колокольню расположить в длину и ширину на десяти саженях, и в ней устроить тёплую церковь во имя святителя Николая и св. отрока Максимилиана; в) колокольню расположить на площади так, чтобы она была на углу этой площади, при пересечении улицы Сибирским трактом, и холодную церковь Свято-Духовскую, построить от колокольни в 5 саженях, в длину площади, к реке Исети; и г) колокольне именоваться Максимилиановской. Планы на устройство церкви и колокольни прихожанами были препровождены при особом прошении 17 дек. 1845 года в Петербург, к главному начальнику Уральских заводов генералу В.А. Глинке, тогда находившемуся в столице, для представления, куда следует. План этот 3 апреля 1847 г. Высочайше был утверждён. Преосвященным Ионою, епископом Екатеринбургским, 21 сент. 1847 г. было совершено Освящение мест для колокольни храма, а 24 июля 1876 года, через 29 лет после заложения, епископом Екатеринбургским Вассианом храм в честь св. отрока Максимилиана был освящён. Церковь же Свято-Духовская, за неимением средств, а также и потому, что старый Свято-Духовский храм крепок и достаточно поместителен, постройкой не начат и до сих пор. Временная же деревянная звонница была уничтожена в 1867 году, в силу указа Екатеринбургского дух. правления; на её месте тогда же был построен памятник «крест-часовня».

Свято-Духовский храм с придельными в 1851 году усердием церковного старосты И.Т. Протопопова и некоторых прихожан были капитально ремонтированы; 11 ноября того же года Преосвященным Ионою освящены. В 1882–1883 годах приделы Покровский и Златоустовский на средства Екатеринбургского купца Ф.К. Соловьёва вновь были ремонтированы: вместо ветхих иконостасов поставлены новые, и на все местные иконы в северном приделе сооружены серебряные ризы. В 1897 году на деньги, пожертвованные купцом Μ.Ф. Рожновым, Максимилиановский храм из холодного обращён в тёплый, и к сказанному храму пристроена паперть. В 1899 г. иждивением церковного старосты М.Г. Королькова и некоторых прихожан стены Максимилиановскаго храма украшены «киотами-иконами» (числом 10).

Из икон, имеющихся в храме, особенно чтится прихожанами икона Иверской Божьей Матери. Когда и кем внесена в храм эта икона, неизвестно. Перед нею по пятницам, после литургии, читается акафист.

Нужным считаем упомянуть, что в 1805 году из Златоустовского придела был похищен св. антиминс, а в 1828 году похищен ковчежец со св. Дарами. Свято-Духовская церковь обнесена железною оградой. Церкви принадлежи каменный дом в церковной ограде, построенный прихожанами «для пользы церкви» в 1821 году. В доме этом помещаются некоторые члены причта; кроме того, в Успенской улице церкви принадлежит дом с флигелем, пожертвованный в 1899–м году купцом Трусовым, а также 4 каменных лавки и 8 деревянных. За аренду лавок на содержание церкви поступает до 1 000 р. в год.

В 1888 году открыта церковно-приходская школа. Она помещается в верху Свято-Духовской церкви – там, где был Никольский придел.

Вознесенская церковь. Приход этой церкви состоит из северо-восточной части города и двух селений, Пышминского и Владимирского (Балтым тож), расположенных на север от Екатеринбурга, по бывшему Верхотурско-Богословскому тракту. Первое селение, возникшее в 30–х годах ХVIII столетия, находится от своей приходской церкви в 10 верстах, а второе, куда в 1841 году, по распоряжению главного начальника Уральских заводов, генерала Глинки, было переселено из деревни Воздвиженки (Екатеринбург. уезда) девять семей, находится в 18 верстах. Прихожан в городе за 1900–й год значилось 2 517 душ; в дер. Пышме 578 и в сельце Владимирском 210, всего 3 305 душ (1 572 м. и 1 733 ж, п.). Кроме того, в городской части прихода есть старообрядцы, принадлежащие к часовенному толку (бывшие беглопоповцы); их считается 35 душ (16 м. и 19 ж. п.). Большую часть прихода составляют мещане, крестьяне и низшие воинские чины; чиновников и купцов незначительное число. В дер. Пышме проживают бывшие мастеровые и сельские работники казённых горных заводов; в сельце Владимирском по левую сторону тракта, – если ехать из города, – живут бывшие мастеровые Верх-Исетских заводов, выселенные сюда в 1847 году, а по правую сторону – бывшие сельские работники казённых заводов. Деревенское население главным образом занимается старательскими работами на золотых приисках, рубкой дров и весьма немногие хлебопашеством. Мещане занимаются разными ремёслами и подрядами. Приход Вознесенский, получивший название от церкви, образовался в сентябре 1770 года. В то время от Соборного прихода отчислено к Вознесенскому 186 дворов. В 1777 году в состав Вознесенского прихода вошла и дер. Пышма, где тогда числилось 28 дворов. В мае 1766 года некоторые прихожане соборной церкви пожелали устроить на свои средства деревянную во имя Вознесения Господня церковь, о чём и заявили Екатеринбургскому Дух. Правлению. Тогда же Правление просило Тобольского Преосвященного о позволении заложить храм. Благословенною грамотою, подписанною митрополитом Павлом 3 августа 1766 года, повелевалось протоиерею Кочневу обложить ту церковь, и приступить к строению. Протоиерей Кочнев предполагал освятить место в первых числах сентября. Присутствующий же в канцелярии Главного заводов правления генерал Андрей Ирман запретил протоиерею Кочневу совершить заложение, а прихожане, по просьбе коих выдана благословенная грамота от 3 августа, в полиции были обязаны подписками прекратить строение церкви. В январе 1768 года Екатеринбургские жители просили Преосвященного Павла, когда он был в нашем городе, позволить перенести деревянный придел от Богоявленской церкви на место, отведённое для постройки Вознесенского храма. Митрополит Павел дал разрешение на перенос и благословение на заложение. В мае 1770 года протоиерей Кочнев обложил церковь, а 19 сентября того же года она была уже освящена. В 1789 году прихожане пожелали соорудить каменную двухэтажную церковь – в нижнем этаже во имя Рождества Богородицы, а в верхнем – во имя Вознесения Господня. Заложение этого храма, существующего и ныне, было совершено протоиереем Карпинским 16 мая 1792 года, по благословенной грамоте Тобольского епископа Варлаама, подписанной им 28 сентября 1789 года. Церковь, устроенная в нижнем этаже, была освящена тем же протоиереем 2-го сентября 1801 года, с благословения преосвященного Иоанна, первого епископа Пермского; Вознесенская церковь освящена протоиереем же Карпинским 25 июля 1818 года, по благословенной грамоте Иустина, епископа Пермского. Деревянная церковь, в силу указа Пермской дух. консистории, от 19 мая 1808 г., перенесена в Нижне-Исетский завод. В 1834 году священно-церковнослужители и прихожане решили пристроить к Вознесенской церкви два придела с южной стороны, два придела с северной, и новое крыльцо. Пристройки эти сооружены по присланному из главного управления путей сообщения и публичных зданий плану, высочайше утверждённому в мае 1836 года. С благословения епископа Евлампия 25 июля 1837 года священниками Вознесенской церкви было совершено заложение храмов: во имя св. пророка Илии и во имя святителя Митрофана, а 23 июля 1839 года Преосвященным Евлампием заложены приделы на южной стороне: во имя Благовещения Пресвятой Богородицы и во имя явления Казанской иконы Божией Матери. Придел свят. Митрофана освящён 6 июня 1848 г. Преосвященным Ионою; им же освящён 23 сент. 1852 г. Благовещенский придел; 6 июля 1889 г. протоиереем Василием Луканиным, по благословенной грамоте Преосвященного Поликарпа, освящён храм во имя явления иконы Казанской Божьей Матери, а 15 июля 1890 года тем же протоиереем освящён Пророко-Ильинский придел. В 1862 году в храме Рождества Богородицы, с благословения Варлаама, епископа Екатеринбургского, вместо старого иконостаса был поставлен новый; старый же был перенесён во вновь устроенную в деревне Владимирской часовню. В 1887 году, с благословения преосвященного Нафанаила, был обновлён иконостас и в Вознесенском храме: поставлены новые колонны, и все иконы переписаны заново. Из икон, имеющихся в Вознесенском храме, особенно чтится Екатеринбургскими жителями икона Божией Матери «Всех скорбящих радости», написанная по желанно прихожан и на их средства, с чудотворной иконы, находящейся на стеклянном заводе, что вблизи Петербурга. Икона-снимок весьма часто вносится в дома не только Вознесенских прихожан, но и к иноприходным жителям для служения молебнов с чтением акафиста. И в церкви почти ежедневно, по просьбе жителей, служатся молебны, и также со чтением акафиста. Церковь Вознесенская в 1899 году, на средства церковного старосты А.А. Шанцилло, обнесена каменною оградою; в ограде, на его же средства, устроены две каменные кладовые. В деревне Пышме с давних лет существует деревянная часовня, довольно большая. В ней, по просьбе местных жителей, в некоторые праздничные дни приходским причтом отправляется служба. В сельце Владимирском, по указу Пермской Дух. Консистории от 1 июля 1860 г., построена деревянная часовня, к которой по указу той же Консистории, от 13 января 1869 г., приделано отделение для алтаря; 6 сентября 1893 года, по благословенной грамоте Афанасия, епископа Екатеринбургского, благочинным, протоиереем Василием Лукиным часовня эта освящена в церковь, во имя св. Великомученицы Параскевы. В храме этом в Великий пост для говеющих и в некоторые праздники приходским причтом отправляется Богослужение. В городе есть церковно-приходская школа; она помещается в здании, устроенном в 1888 году при церкви. В дер. Пышме школа грамоты, открытая в 1891 году, помещается в наёмной квартире, а в сельце Владимирском церковно-приходская школа, открытая в 1893 году, помещение наёмное.

Александро-Невская церковь находится в северной части Екатеринбурга, на Мельковской площади, вблизи станции Пермь-Тюменской ж.д. «Екатеринбург 1-й». Приход этой церкви состоит из улиц: Второй, Третьей и Четвёртой Мельковских, Северной, Пышминской и Берёзовской. Названные улицы принадлежали к Вознесенскому приходу.

Александро-Невский приход, получивший название по храму, открыт 1–го октября 1897 г. в силу указа Св. Синода, от 31 марта того же года. Прихожане, коих числилось за 1900-й год 861 душа (405 м. и 446 ж. и.), состоят из мещан, крестьян, отставных военных и купцов. Раскольников в приходе 3 человека (1 м. и 2 ж.п.). Мещане и крестьяне или находятся на службе при ж. дороге, или же на машиностроительном заводе бр. Ятес и крупчаточной мельнице.

Александро-Невская церковь, однопрестольная, каменная, с таковою же колокольнею, построена на средства Екатеринбургского купца Лузина. 28 июня 1895 г. Преосвященным Симеоном, епископом Екатеринбургским, церковь освящена и приписана к Вознесенской церкви, и состояла приписною до открытия собственного прихода. В приходе Александро-Невской церкви существует церковно-приходская школа, основанная при «Доме Трудолюбия» в 1897 году, и помещающаяся в здании, принадлежащем попечительному о сем доме обществу.

Казанско-Богородицкая церковь при Духовном мужском училище существует с 1858 года. Первая мысль об устройстве церкви при Духовном училище принадлежит Высокопреосвященному Неофиту, Епископу Пермскому, а быстрое осуществление этой благой архипастырской мысли – молодому, энергичному тогдашнему Ректору Духовного училища, маг. богосл., Кафедральному протоиерею Алексию Кроткову. По предложению о. ректора Духовного училища, Петропавловский купец Василий Степанов Клушин изъявил готовность на свои средства устроить храм при училище и, по получении разрешения на устройство храма от Св. Синода в 1858 г. 23 апреля, в одно лето устроил храм в 3-м этаже только что отстроенного училищного здания, и 14-го октября того же года храм был освящён Преосвященным Ионой, Епископом Екатеринбургским. В 1859 году усердием того же Клушина устроена была деревянная колокольня с 7-ю колоколами. Богослужение совершается священниками из училищной корпорации. Храм этот в течении 40 лет существования подвергался обновлению и благоукрашению на средства церковных старост К.Я. Гребенькова, М.И. Иванова и В.И. Кудряшова.

Покровская церковь при мужской гимназии существует с 1879 года, находится во 2–м этаже трёхэтажного каменного здания гимназии; устроена она, по инициативе директора гимназии В.А. Соловьёва, колл. сов. М.А. Муровом, затратившим на устройство её свыше 10 000 руб. В течении 22-х лет существования была однажды обновлена на средства Екатеринб. 1-й гильд. купца И.И. Симанова, бессменного с первого же года существования церковного старосты при ней. Также с первого года существования церкви настоятельствует в ней законоучитель гимназии, канд. богосл., протоиерей Василий Гагинский. Кроме того, при церкви состоит диакон на псаломщической вакансии.

Магдалинская. Храм в честь св. Мироносицы и Равноапостольной Марии Магдалины при женской гимназии существует с 1893 года; храм этот соединён со зданием гимназии и с пансионом при ней тёплым ходом. С целью предоставления возможности всем учащимся в женской гимназии торжественно праздновать храмовой праздник, с благословения Преосвященного Симеона, Епископа Екатеринбургского и Ирбитского, и с разрешения Г. Министра Народн. Просвещения, храмовый праздник совершается не 22 июля, а 17 сентября, в день памяти свв. муч. Веры, Надежды и Любви и матери их Софии. Церковь устроена была при единовременном пособии от Екатеринбургского Земства в 5 000 руб., и на пожертвования частных лиц, из коих самым первым жертвователем явился чиновник К.А. Вандышев, пожертвовавший 200 000 кирпича и 20 куб. саж. бутового камня, а самым щедрым жертвователем и деятельным и энергичным устроителем его – Председатель Попечительного Совета Екатеринбургской женской гимназии, почётн. граждан. Алексей Никитич Казанцев; он же был до 1897 года и первым церковным старостой при сем храме; инициатива же св. дела – устройства храма при гимназии – принадлежит Начальнице гимназии С.А. Тиме. С 13 Марта 1897 года, и по это время церковным старостой при сем храме состоит Екатеринб. куп. Μ.И. Иванов, на средства которого в 1898 году был произведён ремонт внутренних стен и пола храма на сумму около 800 рублей. Богослужение совершает законоучитель гимназии. Кроме того, при храме состоит диакон на псаломщической вакансии.

Александро-Невская церковь при Алексеевском реальном училище окончена постройкой в 1901 году, и в том же году 28 августа торжественно освящена Его Преосвященством, Преосвященнейшим Иринеем, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Каменные стены этого храма устроены были на средства Губернского и Уездного Земства, и на пожертвования частных лиц, внутреннее же украшение храма и устройство иконостаса совершено было исключительно на средства Екатеринбург. купца И.И. Симанова, в память его почившего сына Александра. Богослужение в храме совершает законоучитель Реального училища.

Афанасьевская церковь при Уральском горном училище во имя св. Афанасия, митр. Александрийского, устроена в 1890 г., при субсидии от казны, на пожертвование Екат. мещанской вдовы Евдокии Мих. Обиняковой; богослужение в церкви совершает законоучитель Уральского горного училища.

Крестовоздвиженская церковь при Детском убежище Екатеринбургского благотворительного общества устроена через дорогу от убежища на обширном месте, пожертвованном для этой цели Екатеринб. купцом Василием Васильевичем Кривцовым. Освящение храма совершено было Преосвященным Вениамином, епископом Екатеринбургским 24 авг. 1880 г. С 1891 года в сем храме находятся частица Животворящего древа Креста Господня и 6-ть частиц мощей свв. угодников: Патр. Павла; св. великом. Пантелеймона, свв. муч. Трифона, Меркурия, Ореста и св. муч. Евгении. Частица древа Животвор. Креста Господня находится в напрестольном сребро-позлащённом кресте, а святые мощи – в кипарисной доске, на аналое около правого клироса. Все сия святыни – дар церкви от некоего Севериана Георгиевича Новикова, получившего их тоже как дар и благословение от св. обители русского Андреевского общежительного скита на Афоне. Первоначально этот храм был приписан к Екатерининскому собору, и богослужение в нём совершали священно-церковнослужители сего собора поочерёдно; но с 16 марта 1881 года при этой церкви существует особый причт из священника и диакона на вакансии псаломщика, на временном положении, допущенном лишь с разрешения Преосвященного Вассиана, епископа Пермского, в виде опыта на один или два года, без пособия от Детского убежища, которое считает церковь своею домовою. Священник и диакон пользуются безплатными церковными квартирами, подаренными в церковь в 1887 г. вышеупомянутым купц. В.В. Кривцовым.

Никольская церковь при градской богадельне устроена на средства Екатер. купч. Д.И. Лагутяевой и сына её И.Н. Лагутяева. Богослужение совершается в храме священнослужителями Св.-Духовской церкви. Церковь существует с 4-го декабря 1898 г. К достопримечательностям храма нельзя не отнести богато украшенной драгоценными уральскими камнями иконы Знамения Божьей Матери, пред которой по субботам совершается акафистное пение.

Никольская церковь при Нуровском Сиротском приюте, получившем своё название от устроителя его колл. сов. Михаила Ананьевича Нурова, существует с 1877 года. Устроена она на средства того М.А. Нурова в верхнем этаже двухэтажного каменного здания приюта. Из храмовых икон особенно чтится посетителями сего храма икона святит. Черниговского Феодосия, как освящённая при раке святителя, и приложенная к нетленным мощам сего святителя. Церковный причт состоит из двух лиц: священника и псаломщика.

Михайловская церковь во имя св. Архистратига Михаила и Святителя Николая, Мирликийского Чудотворца находится при тюремном замке. С 1830 г. до 1856 г., при Екатеринбургской тюрьме церковь была только во имя св. Николая, Мирликийского Чудотворца, и устроена она была внутри тюрьмы, хотя и из поместительной, но полутёмной арестантской камеры. В 1851 году, по предложению вице-президента местного Попечительного о тюрьмах Комитета, Екатеринбургского еп. Ионы, вследствие ходатайства сего Комитета пред Высочайше утверждённым Попечительным о тюрьмах обществом, Высочайше разрешено было устроить новый храм, ныне существующий. 1853 года 8–го июля было освящено место и совершена закладка храма, а в 1856 г. 9 декабря – и Освящение его Преосвященным Ионой во имя св. Архистратига Михаила и св. Николая, Мирлик. Чудотворца. Храм этот устроен был при субсидии от местного Попечительства о тюрьмах в 2 500 руб., на добровольные пожертвования частных лиц, из которых самым щедрым жертвователем был ктитор этой церкви и первый церковный староста при ней Екатеринб. 2-й гильд. купец Михаил Егоров Клопов. В 1894 году храм этот был обновлён на средства Екатеринб. купеческой жены Д.И. Лагутяевой; в 1901 г. снова был обновлён и благоукрашен на средства церк. старосты Екат. к. М.М. Заспанова. В церкви на восточной наружной стене храма находится образ св. благов. князя Александра Невского и прор. Осии, пожертвованный в 1889 г. смотрителем тюрьмы г. Копчинским и тюремными стражниками, в ознаменование чудесного спасения Царской Семьи 17 октября 1888 года.

Иоанно-Предтеченская церковь на Ивановском кладбище. Церковь эта, первоначально однопрестольная, каменная, с таковою же колокольнею, сооружена на средства Екатеринбургского купца Е.А. Телегина при деятельном участии духовенства градо-Богоявленского собора и прихожан его. Заложение храма в честь рождества Иоанна, Предтечи Господня, было совершено благочинным протоиереем Кротковым 15 сент. 1846 года, а Освящение – епископом Екатеринбургским Варлаамом 12 сент. 1860 года. Храм был мал, и не вмещал – особенно в великие праздники, – молящихся. Это обстоятельство и вынудило настоятеля и церковного старосту просить (3-го июля 1886 г.) епархиальное начальство о дозволении расширить церковь двумя приделами и подвальными под ними помещениями, из коих одно – холодное, для склада разного церковного имущества, а другое – тёплое, чтобы сюда можно было полагать сомнительных умерших. В 1886 году, с благословения епископа Нафанаила, совершено заложение приделов, и тогда же приступлено к постройке их по плану, утверждённому Строительным Отделением Пермского Губернского Правления. Левый придел во имя Святителя и Чудотворца Николая, с благословения того же епископа, освящён игуменом Нилом 27 дек. 1886 года, а правый придел, в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали», освящён протоиереем В. Луканиным 3 июня 1888 года. Кладбищенская церковь со времени её освящения была приписана ко градо-Богоявленскому собору с тем, чтобы причт оного в праздничные дни отправлял в ней богослужение. По просьбе Е.А. Телегина, указом Св. Синода, от 27 февр. 1862 г., разрешено при этой церкви открыть особый причт из священника и причетника; по представлению Екатеринбургского епископа Афанасия, указом Св. Синода от 18 июля 1892 года, открыт второй штат, также из священника и псаломщика.

Средства для поддержания храма в должном благолепии получаются от продажи свеч, от платы за могилы, от продажи гробов, крестов и т. п.

Причтовые помещения состоят из двух деревянных домов, довольно большие, находящихся в городе на углу Покровского проспекта и Коковинской улицы.

Всехсвятская церковь на другом кладбище. Церковь эта однопрестольная, каменная, с таковою же колокольнею, заложена 8 июня 1886 года, а освящена 17 июня 1900 г. Преосвященным Поликарпом, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. На построение её употреблено свыше 12 000 р. Она состоит приписною к Екатерининскому собору.

Верх-Исетский завод представляет почти одно целое с г. Екатеринбургом, отделяясь от него только небольшим бульваром, почему и церкви сего завода причислены к городскому благочинию. Завод чугунолитейный и железоделательный; расположен по обеим сторонам р. Исети. Обширный пруд (10 вёрст длины и 1½ – 3 в. ширины) с разбросанными на нём островами, покрытыми лесом, составляет одно из лучших украшений завода. Из истории завода известно, что он основан почти одновременно с г. Екатеринбургом. В первые 24 года он был казённым. Плотина построена в 1725 г. по распоряжению тогдашнего командира Уральских и Сибирских заводов, генерала Геннина, для образования запасного пруда, из которого можно было бы снабжать водою Екатеринбургский пруд, в случае маловодия в сем последнем. Но так как в новом пруде оказался весьма огромный скоп воды, то Геннин в 1727 г. построил при нём три кричные фабрики, с 6-ю действующими, и 3-мя запасными молотами, и назвал этот новый завод заводом Цесаревны Анны, в честь старшей дочери Екатерины I. Такое название дано заводу потому, как писал Геннин, что он близок к Екатеринбургскому (основанному в честь самой Екатерины), и служит ему для вспомоществования, подобно тому, как Царевна Анна – помощница своей матери. Но название, данное Генниным не удержалось; скоро стали называть завод Верх-Исетским, а в простонародии он долго был известен под именем Верхней плотины. При продаже казною заводов Верх-Исетский завод в 1768 г. был куплен графом Романом Ларионовичем Воронцевым за 35 712 р., который в 1774 г. перепродал его за 200 000 р. коллежскому асессору Савве Яковлеву, и ныне завод состоит во владении одной из наследниц его, графини Н.А. Стенбок-Фермор. В заводе насчитывается более 1 500 дворов с 11 000 жителей обоего пола; народ русский, православной Веры. Главный род занятий жителей – горнозаводские работы, заготовка и сплав древесных материалов и работы на ближайших золотых приисках. Многие занимаются на домах различными ремёслами: кузнечным, слесарным, лудильным, токарным, плотничным, столярным, экипажным и красильным. Среди жителей имеются: каменщики, портные, сапожники, резчики, гранильщики, шлифовщики, повара и садовники. В 12 верстах от Верх-Исетского завода находится деревня Палкина с 297 жителей обоего пола. Деревня раскинута по обоим берегам р. Исети. Живописное местоположение этой небольшой деревушки привлекает сюда жителей города Екатеринбурга, которые поселяются в ней на летнее время в крестьянских избах. В состав Верх-Исетского прихода входят ещё жители деревень – Исетской (Коптяки) и Заисетской (Мурзилка). Занятие жителей деревень – рыболовство, так как Палкина стоит на р. Исети, а остальные две деревни на берегу громадного озера, из которого вытекает Исеть. В двух первых деревнях есть деревянные часовни. Верстах в 20 от Верх-Исетска в горах, по правую сторону Исети, находится «песчаное озеро», изобилующее рыбой. На одной из гор, окружающих это озеро, существует так называемое «Чортово Городище». Это огромная гранитная, как бы сложенная из различной величины камней, скала, вышиною до 9 саж. До 1761 г. жители Верх-Исетского завода были прихожанами Екатерининского горного собора г. Екатеринбурга. В этом году образован особый приход, и в том же году, по благословению Тобольского и Сибирского митрополита Павла, 24 июня заложена была заказчиком протоиереем Феодором Кочневым первая деревянная церковь в честь Успения Божией Матери, и в 1863 г., по благословению того же митрополита, и тем же протоиереем освящена. В 1766 г. заложен был придельный храм во имя св. мучеников Бориса и Глеба. Вместо деревянного храма в 1831 г. заложена была священником Екатерининского собора Сергием Диаконовым каменная церковь в честь Успения Божией Матери, и 17 марта 1838 г. освящена Пермским архиепископом Аркадием. Кроме Успенской церкви в Верх-Исетском заводе находятся ещё две приписные церкви – Всех- святская и Никольская, каменные. Первая заложена в 1813 г. по благословению Иустина, епископа Пермского, священником Екатеринбургской Свято-Духовской церкви Иоанном Поповым, и освящена в 1822 г. местным священником Александром Рязановым; вторая заложена 9 мая 1890 г. Поликарпом, епископом Екатеринбургским и Ирбитским, и освящена 4 мая 1897 г. Владимиром, епископом Екатеринбургским и Ирбитским. Из замечательных по древности церковных предметов, принадлежащих Успенской церкви, следует указать на оловянные сосуды и на две пары свадебных венцев, из коих одна пара железных, и другая – жестяных. А из ценных предметов обращают на себя внимание серебро – позлащённые сосуды стоимостью до 2 т. р. При церкви имеются три церковных дома. Причт состоит из 4 свящ., 1 диак. и 4 псаломщ. В приходе две деревянных часовни: в дер. Палкиной и Исетской. Из школ имеются в самом заводе: заводская, двухклассная церковно-приходская и школа грамоты, и в дер. Палкиной – школа грамоты.


Источник: Приходы и церкви Екатеринбургской епархии: [Исторический очерк]. - Екатеринбург: Братство св. праведного Симеона, верхотурского чудотворца, 1902. - [2], IV, 612, XXXI с.

Комментарии для сайта Cackle