прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец

Источник

№ 84 1993 г. 8 сентября. – Заявление епископа Таллиннского и всея Эстонии Корнилия в управление по делам вероисповеданий Министерства внутренних дел Эстонской Республики115

Выражаю вам свое недоумение в связи с регистрацией Эстонской Апостольской Православной Церкви на основании заявления зарубежного Синода ЭАПЦ. «Эстонская Апостольская Православная Церковь» – название действующей на территории Эстонии структуры.

После церковного Собора, проходившего в Куремяэ 29 апреля 1993 г. в Свято-Успенском Пюхтицком женском монастыре, Вы были письменно уведомлены о том, что представители православных приходов Эстонии, переживших трудные годы атеистического режима, признали, что ЭАПЦ не прекратила своего существования в 1940 г., но приспособила свою внешнюю структуру к реалиям времени для продолжения и осуществления главного назначения Церкви. Вы были также извещены о том, что мы готовим на основании Томоса Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Устава ЭАПЦ 1935 г. новый Устав (вернее, новую редакцию Устава 1935 г.), на основании которого мы и собирались регистрироваться. Желание называться полным прежним названием было провозглашено на Соборе и воспринято как голос церковного народа.

С нашей стороны были предприняты шаги к встрече с председателем зарубежного Синода ЭАПЦ протоиереем Николаем Суурсетом. Появилась надежда на нормализацию отношений с этой структурой... И тут неожиданно Вы регистрируете ЭАПЦ на основании заявления зарубежного Синода ЭАПЦ!.. Таким образом, Вы превысили свои полномочия, ибо взяли на себя смелость решать, кто законный правопреемник. Решать это – прерогатива суда.

Итак:

1. Вы регистрируете структуру, претендующую называться ЭАПЦ, зная, что под этим названием уже претендует зарегистрироваться наша Церковь, возглавляемая законным епископом, пережившая трудные годы, но не изменившая своему главному назначению. Церковь, которая за период оккупации была понижена в статусе, но восстанавливается и т. д. Вы не ждете, пока суд решит, кто из претендентов может называться ЭАПЦ, сами решаете, зная прекрасно, что не может быть двух структур с одним названием.

2. Вы регистрируете Церковь, правление которой находится и de jure, и de facto в Стокгольме. Я не слышал, чтобы Эстония оккупировала Швецию. Пока Швеция не входит в состав Эстонии или Синод официально и законно (здесь и далее выделено в документе, – Ред.) не переехал в Эстонию, Вы не имеете законного права регистрировать эту структуру ни под каким названием на основании § 15 (2) закона о Церквах и приходах.

Сам Синод по своему составу и местонахождению его не соответствует Уставу. Вам это прекрасно известно.

3. Вы регистрируете под названием ЭАПЦ сравнительно новую структуру. Устав 1935 г. не предусматривает создания церковного правления аналогичного правительству в изгнании. Большинство членов Синода ЭАПЦ остались на родине, в Эстонии, а митрополит Александр, сам не будучи членом Синода (по Уставу 1935 г.), создает в Стокгольме Синод... По Уставу 1935 г. члены Синода избираются церковным Собором. В этом случае любой зарубежный Синод ЭАПЦ не Синод, либо стокгольмский Синод законный Синод, но не имеет права регистрироваться на основании Устава ЭАПЦ 1935 г., так как он сформирован в нарушение этого Устава. Неправомерно уже то, что эта новая структура при возникновении взяла название уже существующей. И эта новая структура зарегистрирована вами под нашим названием. Не вдаваясь в дискуссии по вопросам канонического права, отмечу только, что если образованный в Стокгольме Синод имеет какие-либо законные полномочия как правление, то лишь в тех условиях, в которых образовался – за пределами канонической территории ЭАПЦ. Избран был эмигрировавшей частью ЭАПЦ – в этой части он и полномочен. Ограничение этих полномочий было официально подтверждено Константинопольским Патриархом Димитрием I (протокол № 267 от 3 мая 1978 г.): «Патриарший и синодальный Томос 1923 г. относительно Эстонской Православной Церкви признается недействительным, так как стали возможными нормальные канонические контакты со святой Русской Православной Церковью, в которой и раньше состояла православная Церковь в Эстонии». Никто этого решения не отменял, а потому регистрация структуры, состоящей в Константинопольской юрисдикции, – это с Вашей стороны незаконное вторжение во внутреннюю жизнь и Константинопольского Патриархата. С каких пор в демократическом государстве границы церковных юрисдикций определяет департамент по делам религий? Это прерогатива высшей церковной иерархии, и даже в случае конфликта этот вопрос должен решаться поместными Церквами по церковным законам, а Вы не имеете нрава поддерживать ту или другую сторону. А у нас и нет конфликта с Константинопольским Патриархом по этому вопросу. Он не претендует на каноническую территорию ЭАПЦ, мы же со своей стороны не претендуем на зарубежные эстонские приходы, разве что они сами пожелают вернуться, но не самочинно, а соблюдая все канонические нормы, предусмотренные относительно такого рода процессов.

Вы провоцируете раскол. Это может иметь далеко идущие отрицательные последствия не только для духовной жизни Православия, но и для общественной жизни в Эстонии, так как искусственное формирование русской епархии на территории Эстонии как епархии «для иностранцев» может способствовать развитию психологии гетто среди русскоязычного населения. Нет смысла долго объяснять, что психология гетто – прекрасная почва для организованной преступности и успешной деятельности как внутренних, так внешних врагов Эстонского государства. Вы своими руками формируете «пятую колонну».

В последнее время распространяется мнение, что возглавляемая мною ЭАПЦ является оккупационной структурой, а потому не имеет права называться ЭАПЦ. По этому поводу заявляю: в 1940 г. митрополит Александр поехал в Москву на воссоединение, зная и то, что принимать его будут присягой верности перед крестом и Евангелием, и то, что статуса автономии ЭАПЦ лишается. Из переписки также следует, что митрополит Александр не был принуждаем к воссоединению. Если бы он не поехал в Москву лично, тогда вместо него послали бы другого епископа и вот тогда-то и можно было бы говорить об оккупации, потому что преемственность была бы прервана и возникла бы структура Московского Патриархата, параллельная ЭАПЦ. Но этого не произошло. Митрополит Александр остался на своей кафедре, епископ Павел тоже.

На основании всего вышеизложенного прошу Вас пересмотреть вопрос о регистрации ЭАПЦ через зарубежный Синод, возглавляемый протоиереем Николаем Суурсетом.

Епископ Таллиннский и всея Эстонии Корнилий.

* * *

115

Эстония (газета). 1993. № 176, 9 сент.


Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т. / [редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2010. / Т. 2: Документы. - 655 с.

Комментарии для сайта Cackle