прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец

Источник

№ 46 1942 г. 30 июня. – Письмо митрополита Таллиннского Александра епископу Нарвскому Павлу65

Его Преосвященству Преосвященнейшему епископу Павлу.

За неисполнением Вами моего предложения об аннулировании Вашего циркуляра от 29 мая с. г. я сам послал приходам Нарвской епархии соответствующий циркуляр, копия коего при сем препровождается Вам к сведению.

Своим циркуляром от 14 октября 1941 г. я точно и определенно указал, что по освобождении Эстонии от большевиков деятельность нашей Церкви и приходов будет направляться в порядке, существовавшем до захвата власти большевиками в Эстонии, согласно Уставу Эстонской Православной Церкви. В этом Уставе предусмотрены права и обязанности митрополита как высшего духовного руководителя и Предстоятеля Церкви, в круг деятельности которого между прочим входит «попечение о внутреннем и внешнем благосостоянии Церкви» (§ 11, 2). И многие другие параграфы этого Устава предусматривают права и обязанности митрополита, каковые касаются всех отраслей церковной жизни и предоставляют ему весьма значительную власть. Вы сетуете, что я в качестве митрополита слишком много вмешиваюсь в жизнь Нарвской епархии. Я советую Вам внимательно прочитать Устав нашей Церкви, и тогда Вы, несомненно, увидите, что на меня можно сетовать как раз наоборот – именно: в слишком мягком и сдержанном пользовании предоставленными митрополиту правами.

В своих последних письмах ко мне Вы несколько раз выражаете свое удивление и «поражение» по поводу моей деятельности и распоряжений. Разрешите и мне теперь выразить свое удивление и быть «пораженным» в отношении Вашей деятельности и Ваших распоряжений. Свои бумаги Вы пишете под штампом «Православная Церковь в Эстонии. Нарвский епархиальный архиерей». Из этого видно, что Вы действуете как епископ Нарвской епархии Эстонской Православной Церкви. И действительно, только в Эстонской Православной Церкви существует Нарвская епархия, как это обозначено и в Уставе этой Церкви. А раз Вы действуете и работаете как епископ Нарвской епархии, входящей в состав Эстонской Православной Церкви, то Вы обязаны подчиниться Уставу Церкви и исполнять распоряжения митрополита как «высшего духовного руководителя и Предстоятеля» этой Церкви. Вам, однако, этого не хочется делать, и Вы, пользуясь состоявшимся во время большевистской власти печальным вмешательством в дела нашей Церкви Московского Патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского), действующего во всем по указке безбожных большевистских властей, молящегося за них и желающего им благословения Божия и победы над «фашиствующими разбойниками» – германцами, и его ставленника митрополита Сергия (Воскресенского), своими незакономерными распоряжениями производите смуту и нарушаете в тяжелое и опасное время мир нашей малой Церкви. Если же Вы не признаете Эстонской Православной Церкви и во всем хотите поступать по воле митрополитов московской ориентации, то Вы не имеете никакого основания и права называть себя епископом Нарвской епархии, так как в указах митрополита Сергия нет ни одного слова вообще о Нарвской епархии, а о Вас самих сказано: «принять его в качестве викарного епископа».

После вышесказанного Вы, думается мне, должны признать, что я имею основание удивляться и быть «пораженным» образом Вашей деятельности. То же могу сказать о Ваших других мнениях и рассуждениях, высказанных в Ваших письмах, некоторые из коих неточны, другие же тенденциозны и не соответствуют действительному положению дел. Я не имею никакого желания и намерения входить с Вами в спор или опровергать Ваши мнения, ибо это ни к чему не поведет, так как Вы, несомненно, будете всеми мерами оправдывать свои мнения и себя. Пред Вами виноваты все: и украинские самостийники, которых Вы совершенно голословно так называете и которые на самом деле являются истинно православными архипастырями, не желающими иметь никакого общения с митрополитом Сергием (Страгородским), во всем исполняющим волю безбожных кремлевских властителей, и журналисты, осветившие образ действий митрополита Сергия на основании его деятельности и соответственных документов, а более всего я, осмелившийся предписать прекратить молитвенное поминание митрополита Сергия на церковных богослужениях. Неужели Вы допускаете, что следует и должно поминать в Эстонии в молитвах митрополита Сергия (Страгородского), призывающего в своем послании всех православных бороться вместе с большевиками против германцев и желающего большевикам победы, после совершенных ими у нас страшных и ужасающих насилий?

Не стану более распространяться и тратить дорогое время, но, хорошо зная положение нашей Церкви, добавлю лишь, что домогания и стремления, подобные Вашим, могут принести только вред Православию в нашем краю. Ввиду этого надеюсь, что во избежание нежелательных для нашей Церкви последствий Вы впредь будете сообразовать свою деятельность с Уставом нашей Церкви и местными условиями.

Александр, митрополит Таллиннский и всея Эстонии.

* * *

65

ЭИА. Ф. 1655. Оп. 2. Д. 2629. Л. 30–31.


Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т. / [редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2010. / Т. 2: Документы. - 655 с.

Комментарии для сайта Cackle