прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец

Источник

№ 157 1999 г. 9 июня. – Заявление Собора Эстонской Апостольско-Православной Церкви Константинопольского Патриархата194 1999 г. 9 июня. – Публичное обращение клириков и приходов Эстонской Апостольско-Православной Церкви195

1. Управление Эстонской Апостольско-Православной Церковью (ЭАПЦ), зарегистрированной в Эстонской Республике, в настоящий момент сопровождается грубыми и постоянными нарушениями законов и Устава Церкви. Бразды правления в ЭАПЦ захвачены, а власть узурпирована иностранцами, не имеющими на это законного и морального права. Возникла ситуация, когда контроль над ЭАПЦ полностью и окончательно попадает в руки иностранных структур. Нарушения закона начались уже давно, несколько лет назад. Шаг за шагом, оставляя без внимания протесты клириков и приходов, силы из-за рубежа привели самостоятельную православную Церковь в Эстонии на край гибели.

2. После восстановления независимости Эстонской Республики, в качестве правопреемника ЭАПЦ выдвинулся так называемый Синод ЭАПЦ, действующий в Стокгольме и образовавшийся из эстонцев-эмигрантов. Многие приходы поверили утверждениям о законности Синода и, что еще важнее, в желание и способность Синода найти справедливое решение проблем православной Церкви. Эти приходы записались в ЭАПЦ, зарегистрированной по ходатайству стокгольмского Синода. Другие, в преобладающем большинстве русские приходы, считают легитимность стокгольмского Синода совершенно необоснованной и по этой причине до сих пор не смогли зарегистрироваться. Они не смогли также зарегистрироваться под каким-то другим именем, потому что это привело бы к потере ими всех прав на именование и имущество Церкви.

3. 20 января 1996 г. Патриарх Константинопольский назначил временным главой ЭАПЦ архиепископа Карелии и всея Финляндии Иоанна. Устав нашей Церкви не предусматривает должность временного главы Церкви, не говоря уже о назначении главы Церкви извне. По Уставу митрополит (глава Церкви) избирается на собрании ЭАПЦ клириками и делегатами приходов ЭАПЦ путем голосования. Тем не менее, многие эстонские приходы смотрели на архиепископа Иоанна с надеждой. Они поверили, когда Патриарх Константинопольский заверил их, что «архиепископ Иоанн незамедлительно займется подготовкой к выборам руководителя Эстонской Православной Церкви из эстонцев». Скоро, однако, выяснилось, что конечной целью деятельности архиепископа Иоанна и учрежденной им структуры управления являлось отнюдь не оказание ЭАПЦ обещанной помощи, а наоборот – подчинение руководства Церковью Константинопольской администрации.

4. Протесты клириков ЭАПЦ и их требования исходить из интересов ЭАПЦ и Устава оказались безрезультатными. Окрыленный успехом архиепископа Иоанна, Патриарх Константинопольский Варфоломей назначил 13 марта 1999 г. «каноническим и юридическим главой и владыкой» эстонской Церкви епископа Константинопольского Патриархата Стефана, даруя ему титул «митрополита Таллиннского и всея Эстонии». Повторим еще раз, что согласно Уставу ЭАПЦ митрополит (глава Церкви) ЭАПЦ избирается на общем собрании ЭАПЦ, путем голосования, клириками и делегатами приходов ЭАПЦ. Епископ Стефан в настоящий момент выступает полноправным митрополитом (главой Церкви) ЭАПЦ, под его руководством происходят подготовительные мероприятия к проведению в ближайшее время «собрания» ЭАПЦ, где будет окончательно закреплен противоправный захват власти в нашей Церкви.

5. Нам не были представлены материалы, подтверждающие легитимность стокгольмского Синода. После войны и смерти митрополита Александра деятельность Синода ЭАПЦ прекратилась. Стокгольмский Синод был повторно образован группой эстонских эмигрантов, по соглашениям, заключенным в 1953 г. в Лондоне с Патриархом Константинопольским. Следовательно, это структурная часть Константинопольского Патриархата, действующая в Стокгольме и образованная не на основе Устава ЭАПЦ. Стокгольмский Синод оказался неспособным решать проблемы в Эстонии; он пошел на путь предательства эстонской православной Церкви, передав управление Церковью полностью в руки своих господ из Константинополя.

6. В параграфе 12 закона «О церквах и общинах» оговаривается, что структура руководящих органов Церкви, порядок их образования и сроки их полномочий определяются Уставом Церкви. В действительности же создалась ситуация, когда Устав грубо и систематически нарушается. ЭАПЦ в качестве юридического лица зарегистрирована, однако у нее отсутствуют существенные органы управления – их место занято иностранными структурами. Совершенные нарушения Устава представляют громадную опасность для нашей Церкви. Прихожан, клириков, должностных лиц и общественность Эстонии систематически и цинично обманывают, ими всячески манипулируют. В Эстонии налицо чрезвычайно опасный прецедент. Вряд ли Эстония согласилась, если бы ей назначили в качестве главы государства иностранца?

7. О будущем ЭАПЦ можно решать лишь с участием всех приходов эстонской православной Церкви. Что касается имущества, то тут естественно признать правопреемниками приходы; эстонские суды в некоторых местах так и решили. Передача же имущества приходов ЭАПЦ Константинопольскому Патриархату, иностранной структуре, которая не участвовала в создании и сохранении этого имущества, не может считаться законной и вряд ли отвечает интересам Эстонии.

8. Следует подчеркнуть, что назначение Стефана на должность высшего органа власти – митрополита незаконно, не соответствует эстонским законам и Уставу ЭАПЦ. В силу этого все юридические действия, которые Стефан предпринимает в области управления и организации, выступая главой Церкви, являются недействительными. Так называемое собрание ЭАПЦ, запланированное провести 21–22 июня 1999 г., является фарсом, незаконно навязанным иностранной властью, лишенным какого бы то ни было законного основания.

9. Православные приходы действуют в Эстонии уже веками. Мы можем защитить нашу православную Церковь, лишь уважая справедливость и интересы всех, лишь считаясь друг с другом и стремясь к согласию.

Протоиерей Эммануил Кирс; священник Самуил; священник Виктор Иваск, представитель Пылваского прихода Архангела Михаила; представитель прихода Александра Невского (Вяльги) Гавриил Керес, священник (иерей) Валгаского прихода святого Исидора Яанус Таммик, представитель Валгаского прихода святого Исидора Валдо Орр, представитель прихода Вознесения Господня (Аруссааре).

* * *

194

Перевод с эстонского языка. Архив ОВЦС МП.

195

Перевод с эстонского языка. Архив ОВЦС МП.


Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т. / [редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2010. / Т. 2: Документы. - 655 с.

Комментарии для сайта Cackle