прот. Николай Балашов, С.Л. Кравец

Источник

№ 136 1996 г. 1 марта. – Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви171

Глубокой скорбью и тревогой за судьбу Православия омрачились первые дни Великого поста вследствие антиканонического Деяния Патриарха и Синода Константинопольской Церкви, выразившегося в объявлении юрисдикции Константинопольского Патриархата на канонической территории Московского Патриархата в Эстонии и принятии в общение раскольнической группировки запрещенных в священнослужении клириков с назначением архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна местоблюстителем т. н. автономной Православной Апостольской Церкви Эстонии.

Вновь раздирается хитон Христов и попираются святые православные каноны. В общение приняты клирики, не только не получившие отпустительных грамот от Матери Церкви, но и запрещенные в священнослужении. Тем самым нарушено 12-е апостольское правило, гласящее: «Если кто из клира или мирянин, отлученный от общения церковного, или недостойный принятия в клир, отшед, в ином граде принят будет без представительной грамоты, да будет отлучен и принявший и принятый». О том же говорит 5-е правило I Вселенского Собора: «О тех, которых епископы по каждой епархии удалили от общения церковного, принадлежат ли они к клиру или к разряду мирян, должно в суждении держаться правила, которым постановлено, чтобы отлученные одними не были принимаемы другими».

Деяние Константинопольского Патриархата также грубо нарушает церковные правила, воспрещающие епископам одной Поместной Церкви вмешиваться в дела другой Церкви. Согласно 2-му правилу II Вселенского Собора, «областные епископы да не простирают своей власти на Церкви за пределами своей области и да не смешивают Церквей; но, по правилам, Александрийский епископ да управляет Церквами только египетскими, епископы Восточные да начальствуют только на Востоке... Не быв приглашены, епископы да не переходят за пределы своей области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения». Об этом же говорят правила 34-е и 35-е апостольские, 6-е I Вселенского Собора, 20-е и 39-е VI Вселенского Собора и др.

Взаимоотношения между Константинопольским Патриархатом и Русской Православной Церковью имеют более чем 1000-летнюю историю. Но, к сожалению, далеко не всегда действия Константинопольского Патриархата по отношению к Русской Православной Церкви были дружественными. Наиболее болезненно это проявилось в связи с мировыми политическими изменениями в начале XX в. В 1920-е гг., когда Русская Церковь находилась в условиях жесточайшего гонения со стороны атеистической государственной власти, Патриарх Константинопольский Мелетий IV, в отличие от большинства церковных лидеров мира, не поддержал находящегося в заточении Святейшего Патриарха Тихона и встал на сторону инспирированного большевиками обновленческого раскола. Его преемник, Патриарх Григорий VII, через своего представителя в Москве, архимандрита Василия (Димопуло), выразил пожелание о том, чтобы Патриарх Тихон сложил с себя управление Церковью и чтобы патриаршество в Русской Церкви было упразднено. В ответном Послании от июля 1924 г. Святейший Патриарх Тихон писал Константинопольскому Патриарху Григорию: «Мы немало смутились и удивились, что... глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутреннюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским признавали всегда только первенство чести (τὰ πρεσβεία τῆς τιμῆς), но не признавали и не признают за ним первенство власти (τὰ πρεσβεία τῆς ἐξουσίας)».

В связи с вторжением Константинопольского Патриархата на исконную каноническую территорию Московского Патриархата, Священный Синод Русской Православной Церкви считает своим долгом напомнить слова прославленного ныне во святых святителя и исповедника Русской Церкви о православной традиции, определяющей различие между преимуществом чести и преимуществом власти в связи с вопросом о первенствующем положении Константинопольского Патриарха среди Предстоятелей поместных православных Церквей. Каждая поместная православная Церковь является самоуправляемой и не зависит от Константинопольского Патриархата в юрисдикционном отношении. Титул «Вселенский» (οἰκουμενικός), которым пользуется Патриарх Константинополя, является историческим наследием Византийской империи, границы которой отождествлялись с границами «вселенной» (οἰκουμένη): этот титул был усвоен Патриарху Константинопольскому в связи с его особыми функциями в столице империи (точно так же, как главному наставнику патриаршей школы в Константинополе был усвоен титул οἰκουμενικός διδάσκαλος – «вселенский учитель»). Данный титул никоим образом не означает – и никогда не означал – того, чтобы Константинопольский Патриарх обладал властью над другими Поместными Церквами. Поэтому, когда нынешнего Патриарха Константинопольского представляют в качестве «лидера 300-миллионного Восточного Православия», это не соответствует действительности: он является главой одной из поместных православных Церквей наряду с Предстоятелями других Церквей, обладающими равными с ним правами.

Преимущество чести, которым пользуется Константинопольский Патриарх среди других Предстоятелей Поместных Церквей, основано на традиции, восходящей ко временам существования Восточно-Римской (Византийской) империи и закрепленной 3-м правилом II Вселенского Собора, которое гласит: «Константинопольский епископ да имеет преимущество чести после Римского епископа, потому что град оный есть новый Рим». Правило было сформулировано в связи с переносом в 330 г. императором Константином Великим столицы империи из Рима в Визаитий, переименованный в Константинополь. Епископ города Византия, прежде подчинявшийся митрополиту Ираклийскому, был таким образом уравнен в правах с Патриархами, занимавшими древние апостольские престолы – Римский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский.

Глобальные политические потрясения XX в. дали повод Константинопольской Патриархии действовать не столько в духе православных канонов, сколько согласно притязаниям на особую роль во Вселенской Церкви. Так, напр., несмотря на то, что в 1921 г. Святейшим Патриархом Тихоном была предоставлена автономия Финляндской Православной Церкви, Константинопольский Патриарх Мелетий IV антиканонично подчинил ее своей юрисдикции. Тот факт, что Польской Православной Церкви в 1924 г. автокефалия была предоставлена Константинопольским Патриархатом антиканонически, осознали сами православные Польши, которые в 1948 г. принесли покаяние Матери – Русской Православной Церкви. В Новое время в Константинополе все громче стали раздаваться голоса о «вселенском» значении Константинопольского Патриархата. Вот к какому выводу пришел известный выразитель позиции Константинопольского Патриархата митрополит Сардский Максим: «Можно сказать, что церковная история и каноническое предание признают три степени «примата»: это первенство Патриарха, или глав автокефальных Церквей, и вселенское «первенство» Рима и Нового Рима (Константинополя)»...

Мы не вспоминали бы обо всех этих печальных событиях прошлого и о действиях Константинопольского Патриархата, если бы подобные действия не совершались в настоящее время. К нашему глубочайшему сожалению, события, развернувшиеся вокруг православной Церкви в Эстонии, показали, что Константинопольский Патриархат не вынес уроков из своего трагического прошлого и продолжает использовать возможности для расширения своего влияния на канонической территории других Церквей, нанося болезненные удары по единству Церкви.

«Это обычное дело – менять границы Церкви, когда меняются политические образования и правительства». С этих слов святителя Фотия Константинопольского начинается текст Деяния Константинопольского Патриархата об учреждении его юрисдикции в Эстонии. Если бы подписавшиеся под этой декларацией следовали сформулированному ими принципу, то Константинопольского Патриархата уже бы не существовало, т. к. в 1453 г. в результате падения Константинополя, Византийская империя прекратила свое существование и на месте «города царя и синклита» – «Константинополя – Нового Рима» – возник мусульманский Стамбул. Однако этого, к счастью, не случилось, и Константинопольский Патриархат продолжает свое историческое существование.

Православная Церковь в Эстонии имеет многовековую историческую связь с Русской Церковью. Уже в 992 г., когда епископская кафедра находилась в Полоцке, близ Прибалтийского края, епископ посылал в Эстонию священников. Как свидетельствуют археологические раскопки, уже в начале XI в. в Юрьеве (Тарту) были русские поселения, имевшие постоянные связи с Новгородом и Псковом. С этого времени на Эстонской земле строились православные храмы, прихожанами которых были как эсты, так и русские. С XVI в. здесь постоянно действует епархиальная структура Русской Православной Церкви. После учреждения Патриаршества на Руси Константинопольские Соборы 1590 и 1593 гг. признали «северные страны» входящими в пределы юрисдикции Русской Православной Церкви, что было отражено и в титуле Патриарха Московского и всея России и северных стран. По окончании в 1721 г. Северной войны Эстляндия была присоединена к России, что в определенной мере способствовало укреплению Православия в ее пределах. С 1718 г. прибалтийские Церкви находятся в ведении митрополита Санкт-Петербургского, с 1764 г, – в юрисдикции архиепископа Псковского и Рижского, а с 1788 г. – архиепископа Псковского, Лифляндского и Курляндского. В августе 1817 г. учреждено особое Ревельское (Таллиннское) викариатство в составе Санкт-Петербургской епархии, в мае 1865 г. включенное в Рижскую епархию.

После образования независимой Эстонской Республики весной 1920 г. Русская Православная Церковь благословением Святейшего Патриарха Тихона даровала православной Церкви в Эстонии автономию во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских. В начале 1920-х гг. государственная власть Советской России осуществляла жестокие гонения на Русскую Православную Церковь, и ее священноначалие было практически лишено связи с епархиями и заграничными церковными образованиями. Положение усугублялось также и тем, что Святейший Патриарх Московский и всея России Тихон с мая 1922 г. но июнь 1923 г. находился под арестом и был лишен возможности управлять Церковью. Отсутствие нормального сообщения со священноначалием в Москве дало возможность Константинопольскому Патриарху Мелетию IV подчинить своей юрисдикции на правах митрополии Эстонскую Православную Церковь Томосом от 7 июля 1923 г., признающим, однако, эту канонически неоправданную меру вынужденной и оправдывающим ее тем, что Русская Церковь была лишена возможности руководить православными общинами в Эстонии.

В 1935 г. Собор Эстонской Православной Церкви принял ее Устав, согласно которому она получила новое наименование «Эстонская Апостольская Православная Церковь» (ЭАПЦ). За ЭАПЦ было закреплено право юридического лица, включающее право приходов и других ее учреждений владеть и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом (храмовыми и иными строениями, землями и т. д.).

В июне 1940 г. Эстония вошла в состав Советского Союза. 27 декабря 1940 г. на расширенном заседании Синода ЭАПЦ, проходившем под председательством митрополита Таллиннского и всея Эстонии Александра, было принято решение о восстановлении канонических отношений этой Церкви с Матерью – Русской Православной Церковью. В марте 1941 г. митрополит Александр посетил Москву, где 31 марта произошло официальное воссоединение ЭАПЦ с Матерью Церковью – Московским Патриархатом (на основе решения, принятого в Эстонии, а отнюдь не «одностороннего» решения Московской Патриархии, как утверждает Константинопольский Патриарх Варфоломей в своем письме от 24 февраля с. г.). Митрополит Александр признавал в своем письме Патриаршему местоблюстителю митрополиту Сергию от 10 ноября 1940 г., что «формального отделения Эстонской Православной Церкви от Российской не было. Ныне открылась возможность возобновить прежние отношения с Российской Церковью и вступить с нею в тесное каноническое единение». По словам митрополита Александра, «возникший раскол в Русской Церкви, полученные сведения о репрессиях в отношении Патриарха Тихона и т. д. – заставили их временно (выделено в документе, – Ред.) обратиться к окормлению Патриарха Константинопольского».

С вступлением в 1941 г. немецких войск в Эстонию Нарвская епархия, которую возглавлял епископ Павел, осталась верной Матери Церкви, в то время как митрополит Александр, возглавлявший Таллиннскую епархию, вновь покинул юрисдикцию Русской Православной Церкви и в 1944 г. эмигрировал сначала в Германию, а затем в Швецию. В Стокгольме в 1947 г. священником Юрием Вяльде был создан т. н. Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании в юрисдикции Константинопольского Патриархата, целью которого было духовное попечение об эстонской православной диаспоре. В 1953 г. митрополит Александр скончался в Стокгольме. Имеются сведения о том, что за полгода до своей кончины он распустил стокгольмский «Синод». После его смерти эстонские православные приходы в Швеции вошли в подчинение митрополита Шведского Константинопольского Патриархата. 3 мая 1978 г. Патриарх Константинопольский Димитрий I в письме за № 267 официально подтвердил, что Патриарший и Синодальный Томос Константинопольского Патриархата от 7 июля 1923 г. относительно Эстонской православной митрополии признается недействительным в связи с нормализацией канонических контактов с Русской Православной Церковью.

Оставшиеся на Родине клирики и верующие Эстонской Церкви, воссоединившиеся с Московским Патриархатом в 1940 г., взяли на свои плечи героический труд восстановления церковной жизни в Эстонии. В 1960-е гг., когда сотни храмов Русской Православной Церкви были закрыты атеистическим правительством, священноначалие Церкви боролось за каждый храм на территории Эстонии. Так, напр., благодаря усилиям епископа Таллиннского и Эстонского Алексия (ныне Патриарх Московский и всея Руси), удалось отстоять от закрытия Пюхтицкий женский монастырь и Александро-Невский кафедральный собор в г. Таллинн.

После провозглашения независимой Эстонской Республики в 1991 г. Собор Эстонской Православной Церкви в апреле 1992 г. единодушно заявил об общем желании сохранить каноническое подчинение Московскому Патриархату и просил о восстановлении автономии Эстонской Апостольской Православной Церкви, дарованной Святейшим Патриархом Тихоном в мае 1920 г. Священный Синод Русской Православной Церкви 11 августа 1992 г. подтвердил решение Святейшего Патриарха Тихона о самостоятельности православной Церкви в Эстонии в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских. Возглавил Эстонскую Апостольскую Православную Церковь архиепископ Таллиннский и всея Эстонии Корнилий (Якобс), архипастырь, чью стойкость в вере не сломило тюремное заточение в годы атеистических гонений.

Московский Патриархат признал православную Церковь в Эстонии собственником всего церковного имущества на ее территории. Архиепископу Корнилию было поручено подготовить проект Устава православной Церкви в Эстонии на основе Устава 1935 г. с внесением необходимых изменений канонического характера, соответствующих реальному положению Церкви в настоящее время. Этот Устав, после его одобрения Священным Синодом, надлежало представить для регистрации в соответствующие государственные инстанции Эстонской Республики.

Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви 29 апреля 1993 г. с благодарностью принял восстановление Святейшим Патриархом и Священным Синодом Русской Православной Церкви автономии Эстонской Церкви и ее наименования, установленного в 1935 г. Это был естественный путь восстановления юридического лица Церкви, ее религиозной свободы и имущественных прав, что соответствовало закону Эстонской Республики до июня 1940 г. Эти решения были официально сообщены архиепископом Корнилием Министерству внутренних дел Эстонской Республики. Одновременно МВД Эстонии было уведомлено о том, что разрабатывается новая редакция Устава ЭАПЦ 1935 г., которая и будет затем представлена для регистрации.

Однако не только вопреки этому предупреждению, но и при безусловном понимании того, что естественной преемницей Эстонской Апостольской Православной Церкви является церковная организация, возглавляемая архиепископом Корнилием, 11 августа 1993 г. Департамент по делам вероисповеданий при МВД Эстонской Республики зарегистрировал Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви, поданный пребывающим в Стокгольме зарубежным «Синодом ЭАПЦ», и тем спровоцировал церковный раскол на территории Эстонии. Очевидно, на Департамент по делам вероисповеданий при Министерстве внутренних дел Эстонской Республики оказала влияние пропагандистская кампания, развернутая зарубежным «Синодом ЭАПЦ» и его сторонниками в Эстонии. Они объявили каноническую церковную организацию «оккупационной церковью», «пятой колонной», «рукой Москвы» и т. д. Все последующие попытки добиться законной регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви, возглавляемой архиепископом Корнилием, остались безрезультатными, т. к. судебные власти Эстонии последовательно оставляли без удовлетворения все его апелляции. Правительство Эстонии в качестве условия регистрации потребовало у архиепископа Корнилия изменения наименования возглавляемой им Церкви, что автоматически приводит к потере прав на владение церковными зданиями. Таким образом, тысячам православных христиан Эстонии, чьими трудами на протяжении столетий строились и сохранялись православные храмы на Эстонской земле, угрожает лишение своего законного достояния. Государственные власти Эстонии предприняли усилия в поисках канонического признания раскольников из «Синода ЭАПЦ». В октябре 1994 г. премьер-министр Эстонии направил письмо с просьбой об этом Константинопольскому Патриарху Варфоломею, а 7 февраля 1995 г. президент Эстонии Л. Мери обратился к нему же с аналогичной просьбой. В свою очередь, Патриарх Варфоломей 25 мая 1995 г. обратился с воззванием к представителям православных верующих Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с... Вселенским Патриархатом». Этот односторонний шаг еще более обострил противостояние в церковной жизни страны. Неоднократные увещания со стороны Патриарха Московского и всея Руси не возымели своего действия на Патриарха Варфоломея, который приступил к планомерному вытеснению из Эстонии ее законной православной Церкви при активном содействии эстонского правительства, пытающегося оказывать давление на православных верующих, остающихся верными Матери – Русской Православной Церкви.

Сознавая, что положение православной Церкви в Эстонии приняло угрожающее значение для сохранения межправославного мира, Московский Патриархат дважды направлял в Константинополь для ведения переговоров своих официальных высоких представителей и единожды принимал делегацию Константинопольского Патриархата в Москве. В результате последней встречи, состоявшейся 3 января 1996 г. в Стамбуле, стороны не пришли к единому мнению, хотя были согласны в том, что все православные приходы Эстонии, независимо от их пребывания в той или иной юрисдикции, должны быть зарегистрированы государственной властью и получить правопреемство на принадлежащую им собственность.

Несмотря на достигнутую договоренность о продолжении переговоров, уже 4 января митрополит Филадельфийский Мелитон от имени Патриарха Варфоломея в нарушение православных канонов, не позволяющих «епископу во ином граде, не принадлежащем ему, всенародно учити» (правило 20-е Трулльского Собора), направил послание «Православным общинам в Эстонии», в котором призывал эстонцев к верности Константинопольскому Патриархату.

Но подавляющее большинство православных в Эстонии остается преданным Матери – Русской Православной Церкви. 40 клириков продолжают свое служение в канонической Эстонской Апостольской Православной Церкви, тогда как всего 10 эстонских клириков перешли в константинопольскую юрисдикцию, из которых 8 находились под каноническим прещением (запрет священнодействий) «за организацию общества, отдельного от епископа, и учинение таким образом раскола в Церкви», что является каноническим преступлением согласно 31-му апостольскому правилу.

Уклоняясь от продолжения переговоров в Москве (как это было согласовано на последней встрече), Константинопольская Патриархия использовала всевозможные предлоги, начиная от соображений «технического порядка» до ссылок на «высочайшее повеление Его Божественного Всесвятейшества», чтобы привести переговорный процесс в тупик.

20 февраля Священный Синод Константинопольской Церкви под председательством Патриарха Варфоломея, ссылаясь, в частности, на «настоятельную просьбу эстонского правительства», принял решение о восстановлении Томоса Патриарха Мелетия IV от 1923 г. и учреждении на территории Эстонии «автономной Православной Эстонской митрополии». Временное управление ее делами было поручено архиепископу Карельскому и всея Финляндии Иоанну. 22 февраля в Таллинне делегацией Константинопольской Патриархии на приеме у премьер-министра Эстонии была представлена эстонскому правительству декларация («Патриаршее и Синодальное Деяние») об учреждении Эстонской митрополии, и в церковное общение была принята раскольничья группировка, возглавляемая запрещенными в священнослужении клириками. Таким образом, стал реальностью раскол в жизни эстонского Православия, который сопровождается грубейшим попранием церковных канонов.

Сам по себе факт учреждения православной митрополии по «настоятельной просьбе» светских властей вызывает по крайней мере недоумение. Церковные каноны воспрещают вмешательство светских властей в церковные дела, равно как и действия церковной иерархии под нажимом светских властей. История показала, что подчинение Церкви светским властям пагубно для чистоты Православия.

В оправдание своего антиканонического деяния Константинопольский Патриархат прибегает к произвольному и тенденциозному толкованию древних церковных канонов, ссылаясь, в частности, на 9-е и 17-е правила IV Вселенского Собора, якобы дающие этому Патриархату право принимать апелляции от епископов и клириков других Поместных Церквей. Однако 9-е правило IV Вселенского Собора говорит о церковном судопроизводстве и предписывает не обращаться в светский суд в случаях судебных разбирательств в среде церковного клира. В правиле, среди прочего, говорится: «...Аще же на митрополита области епископ, или клирик, имеет неудовольствие, да обращается или к экзарху великия области, или к престолу царствующего Константинополя, и перед ним да судится». Обращение нескольких клириков, находившихся в подчинении архиепископа Корнилия, к Патриарху Константинопольскому не относится к сфере церковного судопроизводства, а к вопросам юрисдикционных отношений. В Московскую Патриархию также обращаются некоторые клирики, проходящие свое служение на территориях братских Поместных Церквей, с просьбой о принятии их в юрисдикцию Русской Церкви, но она эти просьбы не рассматривает. Если Поместные Церкви будут принимать в свои юрисдикции клириков других Церквей, недовольных своими епископами или, тем более, запрещенных в священнослужении, это приведет к полной анархии на межправославном уровне. Следует также добавить, что официальный канонический сборник Константинопольской Церкви «Пидалион» в примечании к 9-му правилу IV Вселенского Собора ясно говорит, что «Константинопольский (Патриарх) не имеет власти действовать в диоцезах и пределах других Патриархов» и что «настоящим каноном не дано ему право последней апелляционной инстанции во всей Церкви», в доказательство чего приводит подробную историческую аргументацию.

Что же касается 17-го правила IV Вселенского Собора, то в нем речь идет о разрешении споров относительно церковных границ епархий: «По каждой епархии, в селах, или предградиях сущие приходы, должны неизменно пребывати под властию заведывающих оными епископов: и наипаче аще в продолжение 30-ти лет бесспорно имели в своем ведении и управлении». Если это правило применять по отношению к Таллиннской епархии, то установленный данным правилом срок давности истек в пользу канонической юрисдикции Московского Патриархата, в каковой Эстонская Церковь пребывала с 1940 г., Константинопольский Патриархат не имеет права вершить суд над церковной территорией, которая находилась в юрисдикции Московского Патриархата в течение последних 55 лет, не говоря уже о том, что она входила в состав Русской Церкви на протяжении многих столетий до 1923 г.

Для оправдания своих действий Константинопольский Патриархат распространяет документы, содержащие ложную и противоречивую информацию об Эстонской Православной Церкви. Так, напр., в «Патриаршем и Синодальном Деянии о возобновлении Патриаршего и Синодального Томоса 1923 г. касательно православной Эстонской митрополии» утверждается, что «в 1978 г. Константинопольская Матерь Церковь... провозгласила Патриаршим и Синодальным Деянием, что в силу сложившейся ситуации Томос 1923 г. приостанавливается, то есть, что его невозможно ввести в действие в Эстонии в то время, когда Эстония является частью Советского Союза; но Томос не был сочтен недействительным, несостоятельным или отозванным». Однако в Коммюнике, опубликованном Секретариатом Синода Константинопольского Патриархата, говорится: «В силу возникших политических условий и в ответ на настоятельную просьбу Патриарха Московского в 1978 г. Томос был объявлен недействительным». Таким образом, Константинопольский Патриархат противоречит сам себе. Если же мы обратимся к тексту письма № 267 Святейшего Патриарха Константинопольского Димитрия, то в нем прямо говорится: «Вследствие политических изменений, происшедших после Второй мировой войны, стало возможным, чтобы святая Русская Православная Церковь, в которой ранее состояла православная Церковь в Эстонии, осуществляла нормальные канонические контакты с последней. В связи с этим признается недействительным наш Патриарший и Синодальный Томос 1923 г. относительно Эстонской Православной Церкви». Таким образом, налицо откровенная дезинформация Константинопольского Патриархата относительно того, что Томос 1923 г. якобы не был признан недействительным в 1978 г.

Священный Синод Русской Православной Церкви выражает глубокую озабоченность в связи с тем, что Константинопольская Патриархия не откликнулась на неоднократные призывы Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и его обращение от имени Священного Синода и епископата Русской Православной Церкви отступить от греха раскола. Вторжение Константинопольского Патриархата в каноническую область нашей Поместной Церкви, вовлечение в эту раскольническую акцию Финляндской автономной Православной Церкви и принятие в общение запрещенных в священнослужении клириков полагает ныне преграду каноническому и евхаристическому общению Русской Православной Церкви с Константинопольским Патриархатом и Финляндской автономной архиепископией, а также поминовению Константинопольского Патриарха по диптиху Предстоятелей поместных православных Церквей.

Особую печаль вызывает то, что нанесен серьезный ущерб братским православно-каноническим и дружески-теплым отношениям Русской Православной Церкви с Финляндской автономной Православной Церковью, выстраданным взаимными усилиями в течение послевоенных десятилетий, из-за деятельности архиепископа Карельского и всея Финляндии Иоанна, который принял участие в подготовке и осуществлении вновь учрежденного раскола в Эстонии и взял на себя неблаговидные обязанности его главы.

Мы обращаемся к Предстоятелям поместных православных Церквей с ходатайством (не с целью осуждения, но ради братского христианского умиротворения) призвать Предстоятеля Константинопольского престола отказаться от неканонического деяния, наносящего губительный удар богозаповеданному единству святой соборной и апостольской Церкви.

Со своей стороны мы заявляем о готовности продолжать переговоры с целью полной нормализации положения Православия в Эстонии и восстановления единства святого Православия.

Мы также призываем эстонские и финляндские государственные власти проявить благоразумие и не поощрять попытки расколоть православную Церковь в Эстонии. Мы вновь и вновь обращаемся к эстонскому правительству прекратить дискриминацию канонической Церкви под управлением архиепископа Таллиннского и всея Эстонии Корнилия и признать права собственности за местными церковными общинами, дабы исключить несправедливые и беззаконные имущественные споры при решении дальнейшей судьбы Православия в Эстонии.

Мы просим всех православных христиан не соблазниться беззаконием раскола, но своими молитвами и делами приложить благочестивые усилия к уврачеванию ран на страждущем теле церковном.

Мы возносим сугубую молитву Пастыреначальнику Господу нашему Иисусу Христу, да вразумит всех нас и соберет воедино (Ин. 17:21).

Приложение

Справка об Эстонской Православной Церкви

1. Историко-каноническое становление Православия в Эстонии.

История становления православной Церкви в Эстонии начинается с X столетия, и первые священники были направлены сюда епископом Полоцка, который подчинялся Киевскому митрополиту. Письменные источники о принятии Православия эстами относятся к первой половине XII в. Проповедь Христа несли на Эстонскую землю русские поселенцы из Киева, Новгорода, Пскова, и уже к XII в. в ряде городов Эстонии существовали православные храмы, прихожанами которых были и эсты, и русские. В 1570 г. была образована Юрьевская епархия (региональное объединение в составе Церкви). После обретения полной независимости Русской Церкви в XVI столетии Константинопольский Собор 1593 г. поручил руководство церковной жизнью этого края главе Русской Православной Церкви и подтвердил это в его титуле «Патриарха Московского и всея России и северных стран». По окончании в 1721 г. Северной войны Эстляндия была присоединена к России, что в определенной мере способствовало укреплению Православия в ее пределах. С 1718 г. все прибалтийские земли находились в церковном подчинении митрополита Санкт-Петербургского, а уже в 1725 г. они были переданы Псковской епархии. В августе 1817 г. было учреждено особое Ревельское (Таллиннское) викариатство (часть епархии) в составе Санкт-Петербургской епархии, в мае 1865 г. включенное в Рижскую епархию.

В декабре 1917 г. по решению Патриарха Московского и всея Руси Тихона и Священного Синода Русской Православной Церкви в Петрограде был рукоположен для Ревельского викариатства архимандрит Платон (Кульбуш). Епископу Ревельскому Платону было поручено временное управление всей Рижской епархией, которую он возглавлял вплоть до своей смерти в 1920 г. от рук большевиков.

После образования независимой Эстонской Республики, весной 1920 г. в Москву прибыла делегация представителей православных приходов Эстонии. Делегация получила постановление соединенного присутствия Священного Синода и Высшего церковного совета Русской Православной Церкви от 27 апреля/10 мая 1920 г. о даровании автономии (частичной церковной независимости) православной Церкви в Эстонии во всех делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских. В октябре 1920 г. священник Преображенского храма в г. Таллинне Александр Паулус был утвержден Патриархом Тихоном управляющим новообразованной епархии Ревельской (Таллиннской) и Эстонской.

2. Временное пребывание Эстонской Православной Церкви в юрисдикции (церковном подчинении) Константинопольского Патриархата.

В начале 20-х гг. государственные власти Советской России начали открытое гонение на Русскую Православную Церковь, и ее руководство было практически лишено связи с епархиями и заграничными церковными образованиями.

Положение усугублялось также и тем, что Патриарх Тихон с мая 1922 г. по июнь 1923 г. находился под арестом и был лишен возможности управлять Русской Православной Церковью.

Отсутствие нормального сообщения с церковным руководством в Москве побудило архиепископа Ревельского и Эстонского Александра обратиться к Патриарху Мелетию IV, Предстоятелю (главе) Константинопольской Церкви, с прошением о принятии православной Церкви в Эстонии под свое духовное попечение. С этой целью архиепископ Александр посетил Константинопольскую Патриархию и получил Патриарший и Синодальный Томос от 7 июля 1923 г., подтверждающий автономию Эстонской Православной Церкви, права и обязанности ее Предстоятеля. Правящему архипастырю был присвоен титул митрополита Таллиннского и всея Эстонии, а Церковь наименована «Эстонская православная митрополия». Это решение было принято Константинопольским Патриархом по причине того, что «православная Церковь Эстонии оказалась разлученной с Российской Святой Православной Церковью, в канонической зависимости от которой она до сих пор состояла».

В сентябре 1924 г. Эстонская Православная Церковь была разделена на две епархии: Таллиннскую и Нарвскую. В октябре 1937 г. Нарвским епископом был поставлен протоиерей Павел (Дмитровский).

В 1935 г. Собор Эстонской Православной Церкви принял новый ее Устав. Она получила новое наименование «Эстонская Апостольская Православная Церковь» (ЭАПЦ). За ЭАПЦ было закреплено право юридического лица с правом приходов и других ее учреждений владеть и распоряжаться движимым и недвижимым имуществом (храмовыми и иными строениями, землями и др.). Однако этот Устав не был утвержден Константинопольским Патриархом, представители которого даже не посещали Эстонию после 1923 г.

В июне 1940 г. Эстония вошла в состав Советского Союза. 27 декабря 1940 г. на расширенном заседании Синода ЭАПЦ под председательством митрополита Таллиннского и всея Эстонии Александра было принято решение о восстановлении канонических отношений этой Церкви с Матерью Русской Православной Церковью. В марте 1941 г. митрополит Александр посетил Москву, где 31 марта произошло официальное воссоединение Эстонской Православной Церкви с Русской Церковью.

Митрополит Сергий, Патриарший местоблюститель (временный глава Церкви), включил Эстонскую Православную Церковь в Прибалтийский экзархат (крупное региональное объединение в составе Церкви) Русской Православной Церкви, возглавляемый митрополитом Литовским и Виленским Сергием (Воскресенским).

С вступлением в 1941 г. немецких войск в Эстонию Нарвская епархия, которой руководил епископ (с декабря 1942 г.– архиепископ) Павел, осталась в Прибалтийском экзархате. Митрополит Александр, возглавлявший Таллиннскую епархию, вновь покинул юрисдикцию Русской Православной Церкви, а в 1944 г. эмигрировал сначала в Германию, затем в Швецию. В Стокгольме в 1947 г. священником Юрием Вяльде с целью духовного попечения об эстонской православной диаспоре был создан так называемый «Синод Эстонской Апостольской Православной Церкви в изгнании» в подчинении Константинопольского Патриархата. В 1953 г. митрополит Александр скончался в Стокгольме. Имеются сведения, что за полгода до своей кончины Синод ЭАПЦ был им распущен. Эстонские православные приходы в Швеции были подчинены митрополиту Шведскому Константинопольского Патриархата, а в мае 1978 г. Патриарх Константинопольский Димитрий I официально подтвердил в письме за № 267, направленном митрополиту Шведскому Павлу, экзарху Скандинавии, что Патриарший и Синодальный Томос Константинопольского Патриархата от 7 июля 1923 г. относительно Эстонской Православной Митрополии «признается недействительным» в связи с тем, что теперь восстановлены изначальные канонические отношения Русской Православной Церкви с Эстонской Православной Церковью. К вышеизложенному следует добавить, что канонический статус стокгольмского Синода более чем сомнителен, ибо Синод является коллегиальным органом при епископе – главе Церкви, какового после смерти в 1952 г. митрополита Александра не оставалось. Синод должен быть канонически избран, тогда как стокгольмский Синод никем не избирался, и поэтому он не имеет канонической власти.

3. Эстонская Православная Церковь после Второй мировой войны.

Сразу по завершении в ноябре 1944 г. военных действий на территории Эстонии члены Синода ЭАПЦ, оставшиеся на Родине, обратились к Патриаршему местоблюстителю митрополиту Ленинградскому и Новгородскому Алексию с просьбой о принятии их и всего клира и мирян Эстонской Православной Церкви в каноническое общение с Матерью Церковью. По благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия I чин принятия обратившихся 6 марта 1945 г. совершил в Никольском храме г. Таллинна архиепископ Псковский и Порховский Григорий, и это воссоединение было принято всеми приходами Эстонской Православной Церкви.

Священный Синод Русской Православной Церкви объединил Таллиннскую и Нарвскую епархии в одну и поручил ее управление архиепископу Нарвскому Павлу (члену Синода ЭАПЦ до 1940 г.) с титулом «Таллиннский и Эстонский».

В сентябре 1961 г. на кафедру епископа Таллиннского вступил епископ Алексий (Ридигер), ныне Патриарх Московский и всея Руси, который родился в Эстонии и там начал свое пастырское служение. Он управлял Эстонской епархией до сентября 1990 г., когда епископом Таллиннским, Патриаршим викарием, был поставлен архимандрит Корнилий (Якобс), выдающийся пастырь, чью стойкость в вере не сломило даже тюремное заточение в годы атеистических гонений. В августе 1992 г. он был назначен правящим архиереем этой епархии с титулом «Таллиннский и Эстонский».

4. Эстонская Православная Церковь в суверенной Эстонской Республике.

В 1991 г. после отделения от Союзного государства был восстановлен суверенитет Эстонской Республики. Епископ Корнилий приступил к устроению жизни Эстонской Православной Церкви в изменившихся условиях ее бытия. Велись переговоры с правительством Республики по ряду насущных внутрицерковных вопросов, требующих для их решения соответствующей государственной поддержки. Устная договоренность была достигнута, однако политические изменения в Эстонии затянули ее оформление, и официально она закреплена не была.

В апреле 1992 г. Собор Эстонской Православной Церкви, состоящий из представителей духовенства и мирян, единодушно заявил об общем желании сохранить каноническое подчинение Московскому Патриархату и просил о предоставлении самостоятельности во внутренней жизни в полном соответствии с общепринятыми нормами устроения церковной жизни. Священный Синод Русской Православной Церкви 11 августа 1992 г. подтвердил решения Патриарха Тихона о самостоятельности православной Церкви в Эстонии в делах церковно-хозяйственных, церковно-административных, школьно-просветительских и церковно-гражданских. Московский Патриархат признал православную Церковь в Эстонии собственником всего церковного имущества на ее территории. Епископу Корнилию было поручено подготовить проект Устава православной Церкви в Эстонии на основе Устава 1935 г. с внесением необходимых изменений канонического характера, соответствующих современному положению Церкви. Этот Устав, после его одобрения Священным Синодом, предстояло представить для регистрации в соответствующие государственные инстанции Эстонской Республики.

Томосом Патриарха Московского и всея Руси от 26 апреля 1993 г. были установлены, в соответствии с исправленным Уставом Эстонской Православной Церкви 1935 г., права и обязанности высшей законодательной, административной, судебной и контролирующей власти этой Церкви – ее Собора, а также Синода, при сохранении ею юрисдикции Московского Патриархата.

Собор Эстонской Апостольской Православной Церкви 29 апреля 1993 г. одобрил возрождение автономии Эстонской Церкви и ее наименования, установленного в 1935 г. Это был естественный путь восстановления юридического лица Церкви, ее религиозной свободы и имущественных прав в соответствии с довоенным законодательством Эстонской Республики. Эти решения были официально сообщены епископом Корнилием Министерству внутренних дел Эстонской Республики. Одновременно МВД Эстонии было уведомлено о том, что разрабатывается новая редакция Устава ЭАПЦ 1935 г., которая и будет затем представлена для регистрации.

Однако не только вопреки этому предупреждению, но и при безусловном понимании того, что естественной правопреемницей Эстонской Апостольской Православной Церкви является церковная организация, возглавляемая епископом Корнилием, 11 августа 1993 г. департамент по делам вероисповеданий при МВД Эстонской Республики зарегистрировал «Устав Эстонской Апостольской Православной Церкви», поданный пребывающим в Стокгольме зарубежным «Синодом ЭАПЦ», и тем спровоцировал церковный раскол на территории Эстонии.

17 ноября 1993 г. Собор канонической Эстонской Апостольской Православной Церкви постановил считать регистрацию зарубежного Синода незаконной и просить департамент по делам вероисповеданий пересмотреть этот вопрос, отменить незаконную регистрацию и зарегистрировать в качестве ЭАПЦ церковную организацию, возглавляемую епископом Таллиннским и всея Эстонии Корнилием. Департамент не внял справедливому требованию канонической Церкви и 25 ноября 1993 г. отклонил прошение о регистрации ее Устава. Очевидно, на департамент по делам вероисповеданий при Министерстве внутренних дел Эстонской Республики и на его руководителя г-на Тийт Сеппа оказала влияние пропагандистская кампания, развернутая зарубежным «Синодом ЭАПЦ» и его сторонниками в Эстонии. Они объявили каноническую церковную организацию «оккупационной церковью», «пятой колонной», «рукой Москвы» и т. д. Все последующие попытки добиться законной регистрации Эстонской Апостольской Православной Церкви, возглавляемой епископом Корнилием, остались безрезультатными, так как судебные власти Эстонии последовательно оставили без удовлетворения все его апелляции. Правительство Эстонии требует изменения наименования Церкви, что приведет к потере прав собственности на все ее имущество, включая церковные здания. По существующему законодательству Эстонской Республики все имущество должно быть возвращено Эстонской Апостольской Православной Церкви, под именем которой уже зарегистрирован стокгольмский «Синод ЭАПЦ». Таким образом, тысячам русскоязычных православных христиан Эстонии, на протяжении столетий строившим и сохранявшим православные храмы на Эстонской земле, угрожает лишение своего законного достояния.

Необходимо отметить, что своими действиями государственные власти Эстонии грубо нарушают собственный закон «О церквах и приходах». Так «Синод ЭАПЦ» не являлся в момент своей регистрации епископальной структурой, что противоречит требованию ст. 2, ч. 1. Также были грубо нарушены предписания ст. 15 этого же закона, согласно которой «правление церкви... находится в Эстонии, вне зависимости от нахождения его духовного центра», а «членом правления церкви... и духовным наставником может быть лицо, имеющее избирательное право на выборах в местное самоуправление». Между тем «Синод ЭАПЦ» был зарегистрирован несмотря на то, что в 1993 г. он находился на территории Швеции, а все его члены были шведскими гражданами и не имели избирательных прав в Эстонской республике.

Руководство Русской Православной Церкви предпринимало неоднократные попытки разрешения создавшегося положения. 14–16 августа 1994 г. Эстонию посетил митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата. Во время пребывания в Эстонии он встретился с министром внутренних дел этой страны господином X. Арике, который в 1993 г. отказал епископу Корнилию в регистрации Эстонской Православной Церкви под названием «Эстонская Апостольская Православная Церковь», обеспечивающим правопреемство. Несмотря на все усилия, эстонские власти не согласились на смягчение своих требований.

Позже в письме на имя епископа Корнилия министр внутренних дел в ультимативной форме потребовал зарегистрировать Эстонскую Православную Церковь Московского Патриархата под другим названием до 1 ноября 1994 г. Затем срок регистрации был продлен, но, по сути, позиция эстонских властей осталась неизменной, о чем свидетельствует письмо премьер-министра Т. Вяхи Патриарху Московскому и всея Руси Алексию от 25 мая 1995 г.

Одновременно государственные власти Эстонии активно продолжали поиски путей канонического признания раскольников из «Синода ЭАПЦ». В октябре 1994 г. премьер-министр Эстонии направил письмо с просьбой об этом Константинопольскому Патриарху Варфоломею, а уже в феврале 1995 г. по личному приглашению президента и премьер-министра Эстонии в Таллинн прибыли представители Патриарха Константинопольского митрополиты Мелитон и Иоанн. В тот же день они были официально приняты президентом и премьер-министром, что было расценено эстонской общественностью как прямое вмешательство властей во внутрицерковные проблемы. Это подтверждает и просьба о принятии раскольников в юрисдикцию Константинопольского Патриарха, с которой президент Эстонии Л. Мери обратился к последнему 7 февраля 1995 г.

В свою очередь Патриарх Варфоломей 25 мая 1995 г. обратился с воззванием к представителям православных верующих Эстонии, в котором призвал к «скорейшему возрождению Эстонской Автономной Православной Церкви в непосредственном общении с... Вселенским Патриархатом». Этот односторонний шаг еще более обострил противостояние в церковной жизни страны. Неоднократные увещания со стороны Патриарха Московского и всея Руси, к сожалению, не возымели своего действия на Патриарха Варфоломея, который приступил к планомерному вытеснению из Эстонии ее законной православной Церкви.

3 января 1996 г. в Стамбуле состоялись переговоры делегаций Русской Православной Церкви и Константинопольского Патриархата, во время которых константинопольская сторона объявила о своем намерении распространить свою юрисдикцию на Эстонию. Несмотря на достигнутую договоренность о продолжении переговоров, уже 4 января митрополит Филадельфийский Мелитон от имени Патриарха Варфоломея направил послание «Православным общинам в Эстонии», в котором в одностороннем порядке предложил заведомо неприемлемый для Русской Церкви путь решения проблемы. Суть его сводится к восстановлению константинопольской юрисдикции в Эстонии с выделением русскоязычных приходов в отдельную епархию.

Дальнейшее углубление раскола вынудило архиепископа Корнилия запретить в священнослужении ряд уклонившихся в раскол клириков. Официальная позиция Русской Православной Церкви была дополнительно изложена в заявлении, с которым 17 января выступил митрополит Кирилл, Председатель Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата.

* * *

171

Журнал Московской Патриархии. 1996. № 4/5. С. 6–13 .


Источник: Православие в Эстонии : исследования и документы : в 2 т. / [редакторы : прот. Н. Балашов, С.Л. Кравец]. - Москва : Церковно-науч. центр "Православная энцикл.", 2010. / Т. 2: Документы. - 655 с.

Комментарии для сайта Cackle