Никита Струве

Источник

Примечания

Передовые

Прославление отца Алексея Медведкова. Впервые: Вестник РСХД (далее: Вестник). 1957. IV. № 47.

Историческое событие. Впервые: Вестник. 1966. III. № 81.

Речь идет об открытом письме (15 дек. 1965 г.), написанном московскими священниками о. Николаем Эшлиманом и о. Глебом Якуниным Святейшему патриарху Алексию, копии которого были разосланы всем епископам внутри страны. Параллельно были направлены заявления на имя Председателя Президиума Верховного Совета СССР Н.В.Подгорного, Председателя Совета министров СССР А.Н.Косыгина, Генерального прокурора СССР Р.А.Руденко. После этого оба священника были подвергнуты запрещению в служении.

За рубежом документ впервые опубликован: на русском языке – Русская жизнь (Сан-Франциско). 1966. № 6050–6060. Подробнее об изданиях за рубежом на русском и иностранных языках см. в примечании к статье Аркадьева «Несколько слов о деле двух московских священников» (Вестник. 1970. I-II. № 95–96. С. 99).

Голос верующих Русской Церкви. Впервые: Вестник. 1966. IV. № 82.

В статье упоминаются письма церковной интеллигенции, в частности письмо о. Н.Эшлимана и о. Г.Якунина, а также письмо известного церковного писателя и правозащитника А.Э.Левитина-Краснова «О положении русской православной церкви», адресованное папе Павлу VI и распространившееся в церковных кругах СССР (впервые: Russia Christiana. Milano, 1970. № 109. Р. 63–74).

В открытом письме верующих Кировской епархии Святейшему патриарху (июнь 1966 г.), впервые звучащем, по слову Н.А.Струве, «голосе верующего народа», была нарисована впечатляющая картина «разложения официальной Церкви, подавленной безбожным и враждебным ей государством».

В письме, которое приводилось после редакционной статьи, особо были выделены следующие моменты:

1. «Стремление Высшего церковного управления сделать всех епископов и священников послушным орудием в руках власть имущих атеистов, – орудием, направленным на разрушение Церкви, – вот главная вина Высшего церковного управления».

2. «Изгнание нищих и бедных из храмов».

3. «Прекращение треб на дому».

4. «Массовое закрытие церквей».

5. «Удаление детей из Церкви».

6. «Незаконная регистрация крестин и других треб».

7. «В Русской православной Церкви нет справедливого церковного Суда».

Майские дни во Франции. Впервые: Вестник. 1968. I-II. № 87–88. Имеются в виду студенческие волнения во Франции в мае 1968 г.

Здесь и там. Отклик на открытое письмо в редакцию «Вестника». Впервые: Вестник. 1969. III. № 93.

Редакционная статья – отклик на открытое письмо, опубликованное в № 89–90. В нем высоко оценивалось значение «Вестника РСХД»: «свободные русская мысль и религиозное слово, задушенные у себя на родине, не умерли в изгнании» (с. 1). Отвечая на это письмо, прот. А.Шмеман писал: «В том же, что доходит до нас от Вас и Ваших единомышленников, мы снова слышим голос трезвой веры, неумирающей надежды, всепобеждающей любви» (с. 5).

Настоящая статья – продолжение разговора, начатого автором открытого письма и А.Шмеманом о целях и задачах журнала в современных условиях. Цитаты из передовой с «обличительными» целями были использованы в пропагандистской брошюре А.Белова и А.Шилкина «Религия в идеологической борьбе» (М., 1970).

1970 год. Впервые: Вестник. 1969. IV. № 94.

Подчеркивая, что в советской России год пройдет под знаком юбилея В.И.Ленина, автор статьи указывает иные, наделенные глубоким духовным смыслом даты. Исключительно важно, что в юбилейный ленинский год в связи со 100-летием П.Б.Струве в «Вестнике» появились его воспоминания «Мои встречи и столкновения с Лениным» (№ 95–97).

Кончина патриарха Алексия. Впервые: Вестник. 1970. I-II. № 95–96.

Патриарху Алексию посвящены многие материалы «Вестника» – вплоть до самого последнего времени: см., например, статью о. Сергия Гордуна «Русская православная Церковь при святейших патриархах Сергии и Алексии» (№ 158).

Рождение новой автокефальной Церкви. Впервые: Вестник. 1970. I-II. № 95–96.

Это событие стало предметом дискуссии, нашедшей отражение на страницах «Вестника». См., например, статью Н.А.Струве «По поводу «Письма из Америки»» (Вестник. 1975. № 116), где речь идет о расхождениях во взглядах автора и А.И.Солженицына в оценке Американской автокефалии.

В № 95–96 вопросу Американской автокефалии посвящена и статья прот. Г.Бенигсена «На путях к автокефалии Американской митрополии».

Судьбы России. Впервые: Вестник. 1970. III. № 97.

Передовая открывает номер, по определению редактора, посвященный «духовной судьбе России». В нем публикуются статьи О.Алтаева «Двойное сознание интеллигенции и псевдокультура», В.Горского «Русский мессианизм и новое национальное сознание», М.Челнова «Как быть?», А.Устинова «Чудо», материалы к 50-летию со дня смерти Е.Н.Трубецкого, из литературного наследия О.Мандельштама и др.

Сотый номер. Впервые: Вестник. 1970. II. № 100.

Статья открывает юбилейный – сотый со времени возобновления – номер «Вестника».

В редакционном разделе помещены и другие материалы, связанные с торжественной датой: обзоры «Краткая история «Вестника РСХД»», «Советские пропагандисты о «Вестнике»», статьи Н.Зернова ««Вестник» с 1925 по 1931 год» и прот. А.Киселева «Возобновление «Вестника» в 1949 году», поздравления с юбилеем. В конце номера приведены результаты анкеты, касающейся вопросов совершенствования журнала.

Вокруг письма А.Солженицына патриарху Пимену. Впервые: Вестник. 1972. I.  № 103.

В разделе «Судьбы России» помещены также отклики на это письмо о. А.Шмемана, арх. Иоанна Шаховского, Ф.Карелина, о. Сергия Желудкова, выводы которого оспариваются в настоящей статье. Приведен также ответ А.И.Солженицына о. С.Желудкову: «В дилемме Вы пропустили главный выход, к которому я и призываю: через личные жертвы зримо перевоспитывать окружающий мир».

На смерть патриарха Афинагора. Впервые: Вестник. 1972. II-III. № 104–105.

Еще о Солженицыне. Впервые: Вестник. 1972. II-III. № 104–105.

Спор о России. Впервые: Вестник. 1972. IV. № 106.

О будущем Всеправославном Соборе. Впервые: Вестник. 1973. I. № 107.

«Архипелаг ГУЛаг». Впервые: Вестник. 1973. II-III-IV. № 108–109–110. Разговор об «Архипелаге ГУЛаг» и высылке А.И.Солженицына из СССР был продолжен в № 111. Здесь в разделе «Вокруг Солженицына» помещены статья М.Геллера «Возвращение памяти», письма в защиту писателя (Е.Барабанова, Б.Шрагина, Л.Копелева, И.Привороцкого, Л.Регельсона) и ряд других документов.

Утопия или маниловщина? Ответ на письмо из России. Впервые: Вестник. 1974. I. № 111.

В предыдущем номере было опубликовано открытое письмо редактору «Вестника РХД» Н.А.Струве «Опыт журнальной утопии (№ 108–109–110. С. 6–23), где «Вестник» назван «важнейшим фактором развития независимой мысли в России», «уже сейчас лучшим журналом на русском языке». Однако, по мнению автора письма, недостаток «Вестника» в том, что это «наполовину богословский журнал», ему в известной степени недостает «актуальных» материалов о социально-политической жизни страны.

Еще о направлении журнала. Впервые: Вестник. 1974. II-III. № 112–113.

По поводу письма А. Солженицына Зарубежному Собору. Впервые: Вестник. 1974. II-III. № 112–113.

В номере опубликованы письмо А.Солженицына третьему Собору Зарубежной русской церкви и ответ ему митрополита Филарета.

«Надлежит быть и разномыслиям...» Впервые: Вестник. 1974. IV. № 114.

Слова ап. Павла, давшие заглавие передовой, автор считает ключевыми для номера в целом: здесь собраны различные материалы дискуссионного характера, в частности статьи прот. К.Фотиева, М.Агурского, Д.Гришина и др.

К юбилею патриарха Тихона. Впервые: Вестник. 1975. I. № 115.

В номере также дана большая подборка материалов к 50-летию со дня смерти патриарха Тихона. В нее вошли: отрывки из воспоминаний прот. А.Рождественского, три послания патриарха Тихона (от 19 янв. 1918 г., 8 окт. 1919 г., 1 июня 1923г.), заявление во ВЦИК (от 30 сент. 1924 г.), три неизданных письма, слово о патриархе Тихоне о.С.Булгакова, воспоминания Е.Бакуниной «О последних днях патриарха Тихона». О патриархе Тихоне см. также: № 103. С. 111; № 89–90. С. 10–19 и др.

Нобелевская премия мира А. Сахарову. Впервые: Вестник. 1975. II-III-IV. № 116.

В «Вестнике» не раз оспаривались те или иные взгляды, позиции А.Д.Сахарова, но неизменным было признание его гражданского, нравственного подвига.

Единое на потребу. Впервые: Вестник. 1976. I. № 117.

Номер посвящен монастырям. В него вошли статьи о. П.Флоренского «Троице-Сергиева лавра и Россия», Ф.Уделова «Монастырь и мир», иер. Амфилохия Радовича «Византийская «Эйфелева башня», или Тайна горы Афонской», П.Грибановского «Б.Зайцев о монастырях», письма Валаамского старца схиигумена Иоанна, материалы о последних днях Оптиной пустыни (20-е годы), глава из книги Г.Честертона «Святой Франциск Ассизский».

К столетию русской Библии. Впервые: Вестник. 1976. II. № 118.

К 750-летию со дня смерти Франциска Ассизского. Впервые: Вестник. 1976. III-IV. № 119.

В № 116–119 опубликована также книга Г.Честертона «Святой Франциск Ассизский».

О целостности христианства. Впервые: Вестник. 1977. I. № 120.

В начале статьи речь идет об оценке «Вестника» советской прессой, и конкретно – о книге А.Белова и А.Шилкина «Диверсия без динамита» (М., 1976), выдержки из которой приведены в конце номера.

Какими средствами бороться за церковь? Впервые: Вестник. 1977. II. № 121.

Ответ на письмо безымянного автора из России и выражение принципиальной позиции журнала по поводу одной из кардинальных проблем духовной жизни. Собственно письмо – «Богословие, или Опасное суесловие?» публикуется в этом же номере в рубрике «Русская церковь сегодня» с примечанием: «Редакция печатает эту статью из России в порядке дискуссии, хотя не разделяет ее излишне полемического тона» (с. 347).

К 60-летию русской революции. Впервые: Вестник. 1977. III. № 122.

Материалы, посвященные 60-летию революции, помещены в номере под рубрикой «60 лет сопротивления насилию».

Прославление святителя Иннокентия. Впервые: Вестник. 1977. IV. № 123.

Блюдите, как опасно ходите. Впервые: Вестник. 1978. I. № 124.

            Ответы на письмо редактора ленинградского самиздатовского журнала «37» Татьяны Горичевой, материалы из которого появлялись в № 118, 121, 123. В данном номере журнал представлен достаточно подробно: как в редакционном вступлении к рубрике «Журнал в журнале» («уникален уже сам факт двухлетней публикации в СССР открыто религиозного свободного журнала с четко выраженным христианским направлением»), так и собственно статьями (Т.Горичевой, В.Кривулина, Т.Федорова, Б.Гройса, А.Каломирова и др.).

Спор о России. Впервые: Вестник. 1978. II. № 125.

По определению Н.А.Струве, авторы номера – участники сборника «Из-под глыб», а также их единомышленники. Сюда вошли статьи о. Дм. Дудко, С.И.Фуделя, И.Дубровского, В.Борисова, И.Шафаревича, Б.Михайлова и ряд других материалов.

К юбилею Льва Толстого. Впервые: 1978. III. № 126.

Эмиграция. Впервые: Вестник. 1978. IV. № 127.

В номере открыт раздел, посвященный проблемам и истории эмиграции. В рубрике «Из истории эмиграции» опубликована статья М.Геллера ««Первое предостережение» –  удар хлыстом. (К истории высылки из Советского Союза деятелей культуры в 1922 г.)».

Что такое Движение? Впервые: Вестник. 1979. III. № 129.

В редакционном разделе «Судьбы РСХД» см. также: материал А.Шмемана «На перепутье» (доклад, подготовленный к общему съезду РСХД, намечавшемуся на осень 1979 г.).

К новому десятилетию. Впервые: Вестник. 1979. IV. № 130.

«Солженицынский комплекс». Впервые: Вестник. 1980. I-II. № 131.

Продолжают тему, заявленную в передовой, статья А.Солженицына «Чем грозит Западу плохое понимание России» (с. 182) и его письмо Борису Суварину (с. 217).

К столетию Блока. Впервые: Вестник. 1980. III-IV. № 132.

В номере также публикуется статья А.Паймана ««Coda» (последний год жизни Блока)».

Достоевский, Польша и наши дни. Впервые: Вестник. 1981. I. № 133.

К столетию со дня смерти Ф.М.Достоевского в номере также публикуются статьи К.Неклюева «Владычествующая идея», Ч.Милоша «Достоевский и западное религиозное воображение», Ю.Иваска «Савлы, не ставшие Павлами», Р.Пшибыльского «Победа благодати».

«Прославление» мучеников или религиозно-политическая ошибка? Впервые: Вестник. 1981. II. № 134.

См. также статьи: Н.Алексеева «О канонизации Николая II и его семьи» (№ 136), арх. И.Шаховского «Нужно ли канонизировать Николая II?» (№ 159); подборку материалов «Об обстоятельствах и месте захоронения царской семьи» и передовую «К обретению останков царской семьи» (№ 157. См. с. 129–130 наст. изд.).

К столетию священника Павла Флоренского. Впервые: Вестник. 1981. III-IV. № 135.

В номере помещены и другие юбилейные материалы: статья Р.Слесинского «Философия культа по учению о. Павла Флоренского», воспоминания А.Жегина, работы о. П.Флоренского («Биографические сведения», «Свидетели», «Отстоять Оптину...»).

К трехсотлетию со дня сожжения Аввакума (14 апреля 1682). Впервые: Вестник. 1982. I-II. № 136.

См. также в номере материал П.Андреева «Протопоп всея земли. Писатель-мученик – мыслитель».

Бессмертная надежда. Впервые: Вестник. 1982. III. № 137.

В номере приводятся также материалы, связанные с арестом Зои Александровны Крахмальниковой – составителя религиозных сборников «Надежда».

Христианский или православный? Впервые: Вестник. 1983. I. № 138.

Автор апеллирует к ответам на вопросы самиздатской анкеты (см.: № 136, с. 233–260, № 138, с. 215–228):

1. Как Вы оцениваете сегодняшнюю церковную ситуацию?

2. В чем, на Ваш взгляд, заключаются причины сегодняшнего положения Церкви?

3. Были ли в истории РПЦ (Русской православной Церкви. – Н. П.) времена, похожие на нынешнее время?

4. Если были, то каким образом РПЦ смогла преодолеть и выстоять во времена неблагоприятные?

5. Если, на Ваш взгляд, обстановка неблагоприятна, что Вы предлагаете?

6. Какова на сегодня роль мирян в Церкви? Священников? Епископов?

7. Ваш взгляд на будущее Русской православной Церкви?

«Сим победиши». К столетию смерти Маркса. Впервые: Вестник. 1983. II. № 139.

Два юбилея. Впервые: Вестник. 1983. III-IV. № 140.

Андрей Тарковский на Западе. Впервые: Вестник. 1984. III. № 142.

Беспощадность. Впервые: Вестник. 1984. IV. № 143.

В номере публикуются материалы о преследовании христиан в СССР (с. 231–233).

 «Во дни сомнений...» Впервые: Вестник. 1985. I-II. № 144.

К юбилею Н.С.Гумилева (1886–1921). Впервые: Вестник. 1986. I. № 146.

В номере также опубликованы воспоминания В.С.Срезневской (из кн.: Гумилев Н.С. Неизданное и несобранное / Сост. проф. М.Баскер и Ш.Грехем. Париж: ИМКА-Пресс, 1986). В № 144 см. публикацию Ш.Грехема (Гумилев Н. Поэзия Бодлера. Переводы из Бодлера), в № 147 воспоминания Ю.Ракитина «Две тени. Блок и Гумилев».

Правдобоязнь. Впервые: Вестник. 1986. II. № 147.

На кочке. Впервые: Вестник. 1986. III. № 148.

Где же социализм? Впервые: Вестник. 1987. I. № 149.

Еще о переменах в советской России. Впервые: Вестник. 1987. II. № 150.

С тяжелым чувством. Впервые: Вестник. 1987. III. № 151.

988–1988. Впервые: Вестник. 1988. I. № 152.

В юбилейном номере опубликованы также статьи В.З. «О том, где и когда крестился святой князь Владимир и о времени крещения Руси», прот. И.Мейендорфа «Патриарх Филофей и Русь», прот. С.Четверикова «Подъем духовной жизни в XVII-XIX вв.», В.Аксючица «70 лет Вавилонского пленения», сообщение прот. А.Князева «Тысячелетие христианства в России – международный коллоквиум в университете «Paris X-Nanterre», а также «Мысли о тысячелетии» – анкета «Вестника», предложенная ряду общественных деятелей, священнослужителей, писателей в связи с отмечаемой датой:

1. Какие мысли возникают у Вас в связи с тысячелетним юбилеем крещения Руси?

2. «Русская история не удалась» (В.Вейдле). Можно ли говорить об удаче христианства в России?

3. В какой мере и в чем русская Церковь ответственна за случившееся в России?

4. Как, по Вашему мнению, следовало бы отметить юбилей в России, в эмиграции?

5. Какой период русской Церкви Вам наиболее близок, какой святой или тип святого? Какого еще не явленного святого следовало бы Церкви предложить всенародному почитанию? Какой писатель, какое литературное произведение особо пронизаны православным светом?

6. Что бы Вы пожелали России, вступающей во 2-е тысячелетие своего существования?

Еще о юбилее. Впервые: Вестник. 1988. II. № 153.

Материалы к 1000-летию крещения Руси широко публиковались как в этом номере (статьи А. Бессмертного-Инзимирова «Русская православная Церковь в год своего 1000-летнего существования», В.Аксючица «Праздники и будни 1000-летнего существования»), так и в ряде других: см., например, № 149, 155.

К 70-летию Александра Солженицына. Впервые: Вестник. 1988. III. № 154.

В номере дана большая подборка материалов к юбилею писателя: статьи В.Сендерова «К 70-летию А.Солженицына», Г.Анищенко «Пророк и отечество», Ж.Нива «От одной «глыбы» к другой», Н.Струве «О «Марте Семнадцатого»», Ю.Кублановского «Образ императрицы в «Красном колесе» А.Солженицына», М.Назарова «Два кредо», а также радиобеседа о романе «Раковый корпус» Г.Адамовича, Г.Газданова, Н.Струве, замечания В.Вейдле о Солженицыне, подборка материалов «Солженицын в России», «Александр Солженицын и «Мемориал»».

Между радостью и страхом. Впервые: Вестник. 1989. I. № 155.

«В тотчас, как рушатся миры...» Впервые: Вестник. 1989. II. № 156.

Большая часть материалов этого номера посвящена столетнему юбилею А.А.Ахматовой – отсюда ахматовская тема и в передовой, связывающей это событие с развалом «коммунистической сверхдержавы». В юбилейном «Вестнике» также опубликованы: малоизвестные стихотворения Ахматовой, различного рода воспоминания о ней – П.Н.Лукницкого, Ф.Г.Раневской, Ю.Чапского, С.К.Островской, Н.А.Струве, а также статьи К.В.Мочульского «Поэтическое творчество Анны Ахматовой», Ю.Кублановского «О «Реквиеме»» Анны Ахматовой», Н.А.Струве «Бог Ахматовой» (с. 356–358 наст. изд.) и анкета (подробнее о ней см. в примечании к статье Н.А.Струве «Бог Ахматовой», с. 620 наст. изд.)

К прославлению патриарха Тихона. Впервые: Вестник. 1989. III. № 157.

О патриархе Тихоне см. также: № 89–90, 103, 115 (подборка материалов в связи с 50-летием со дня смерти), 158 и др.

К обретению останков царской семьи. Впервые: Вестник. 1989. III. № 157.

В номере также приводится запись встречи писателя Г.Рябова со студентами Историко-архивного института 20 апр. 1989 г. «Об обстоятельствах и месте захоронения императорской семьи».

Памяти А.Д.Сахарова. Впервые: Вестник. 1990. I. № 158. Материалы об А.Д.Сахарове см. в № 116, 130 и др.

Возрождение Церкви. Впервые: Вестник. 1990. II. № 159.

Тему передовой продолжают многие материалы номера, в особенности статья Д.Поспеловского «Русская православная Церковь сегодня и новый патриарх».

Церковь и гласность. Впервые: Вестник. 1990. III. № 160.

«Если Господь не созиждет дома...» Впервые: Вестник. 1991. I. № 161.

Россия воскресла. Впервые: Вестник. 1991. I. № 161.

В настоящем издании автор изменил последнюю фразу. В «Вестнике» было: «Россия – а заодно и связанные с ее судьбой страны – воистину воскресла».

«У ней особенная стать...» Впервые: Вестник. 1991. II-III. № 162–163.

«Да будут все едино...» (Иоанн. 17:21). Впервые: Вестник. 1992. II. № 165.

В номере также помещены следующие материалы, посвященные проблемам экуменизма: статья Бориса Бобринского «Итоги экуменического диалога между католиками и православными», переписка о. Всеволода Рошко и о. Александра Меня о западном и восточном христианстве, материалы к столетию со дня рождения Л.Зандера.

Под знаком тройного кризиса. Впервые: Вестник. 1992. III. № 166.

«Надо снова научиться жить». Впервые: Вестник. 1993. I. № 167, без заглавия, в рубрике «От редакции».

Пшеровская пятидесятница. Впервые: Вестник. 1993. II-III. № 168.

Раздел «Богословие – философия» этого номера посвящен 70-летию Пшеровского съезда. Опубликованы главы из книги прот. В.Зеньковского «Мое счастие в Русском Студенческом Христианском Движении», доклад прот. Сергия Булгакова «Церковь, мир, движение», прочитанный на съезде в Аржероне в 1924 г., две статьи из парижского архива Н.А.Бердяева, письма прот. Г.В.Флоровского к П.П.Сувчинскому и Н.С.Трубецкому, письма свящ. Александра Ельчанинова.

К возвращению Солженицына в Россию. Впервые: Вестник. 1994. I-II. № 169.

В том же номере опубликованы размышления А.И.Солженицына о русской истории ««Русский вопрос» к концу XX века» (Впервые: Новый мир. 1994. № 6).

К 50-летию со дня кончины отца Сергия Булгакова. Впервые: Вестник. 1994. III. № 170.

50-летию со дня смерти прот. Сергия Булгакова посвящены также материалы: «Неизвестная крымская статья о. Сергия Булгакова» (публ. П.Николаенко), «Ялтинский дневник» (публ. и примем. Н.Струве), «Журнал болезни о. Сергия Булгакова, который вела мать Феодосия», «Из переписки» (письма к Л. и В.Зандер, о. А.Калашникову, Е.К.Калашниковой и матери Бландине Оболенской)», «Рейтлингер Ю. Н. Посмертные воспоминания» (публ. и коммент. Н.Портновой).

Православие па подступах к третьему тысячелетию. Впервые: Вестник. 1995. I-II. № 171, без заглавия в рубрике «От редакции».

Антихрист в Москве? Впервые: Вестник. 1995. III. № 172.

Еще раз об экуменизме. Впервые: Вестник. 1996. I. № 173, без заглавия в рубрике «От редакции».

Проблемам экуменизма посвящен раздел «Богословие и философия», где опубликованы также статьи игумена Игнатия (Крекшина) «О христианском единстве», Л.И.Василенко «Экуменизм – проблема и вызов», «Окружное соборное послание Константинопольской церкви ко всем церквам Христовым» (1920 г.), прот. Василия Зеньковского «Доклад об экуменическом движении епархиальному собранию 1956 года», Л.П.Карсавина «Вера Христова в русском православии», архим. Амвросия «К вопросу о чине принятия в православную церковь лиц, приходящих к ней из иных христианских церквей».

К 125-летию со дня рождения отца Сергия Булгакова. Впервые: Вестник. 1996. II / 1997. I. № 174.

125-летию со дня рождения о. Сергия Булгакова посвящены также следующие материалы, опубликованные в разделе «Богословие и философия»: Прот. Сергий Булгаков. «Дневник духовный», «Материалы Следственного Дела профессора священника Сергия Николаевича Булгакова» (публ. Н.Николаенко), архим. Амвросий. «К вопросу о чине принятия в православную церковь лиц, приходящих к ней из иных христианских церквей».

Печальное явление. Впервые: Вестник. 1997. I. № 175.

Пророческий голос. Впервые: Вестник. 1997. II-III. № 176.

В номере опубликована рукопись матери Марии 1937 г. «Типы религиозной жизни» и «Новые сведения о последних днях матери Марии» (копия письма бывшей соузницы матери Марии, написанного Дмитрию Скобцову, мужу матери Марии; публ., пер. и примеч. Н.А.Струве).

См. также статью «Мать Мария в оценке прот. В.Асмуса».

К 50-летию со дня смерти Николая Бердяева. Впервые: Вестник. 1998. I-II. № 177.

К 50-летию со дня смерти Н.А.Бердяева в номере опубликованы «Неизданные статьи и письма»: «Автобиография» (1917), «Вечность и время», «Письма к Э.Ф.Голлербаху».

К 80-летию А.И.Солженицына. Впервые: Вестник. 1998. III-IV. № 178.

Безумие Запада. Впервые: Вестник. 1998. V-VI. № 179.

Юбилейный год. Впервые: Вестник. 2000. I/II. № 180.

Памяти ушедших

 

Памяти Ф.А.Степуна (1884–1965): За месяц до смерти... Впервые: Вестник. 1965. II. № 77.

В номере также опубликованы: некролог (Stuttgarten Nachrichten , 25.2.1965), статьи Ф.А.Степуна «О будущем возрождении России», «Нация и национализм».

На смерть Ахматовой (1889–1966). Впервые: Вестник. 1966. I-II. № 80.

В номере также опубликованы статья В.Вейдле «Умерла Ахматова», выдержки из писем о похоронах А.А.Ахматовой, слово перед панихидой в 9-й день после кончины прот. А.Семенова-Тян-Шанского.

Памяти Корнея Ивановича Чуковского (1882–1969). Впервые: Вестник. 1969. IV. № 94.

В номере также опубликованы: статья К.Чуковского ««Двенадцать» А.Блока», выдержки из его письма, написанного в день смерти А.А.Ахматовой, письма к парижским детям.

Памяти Франсуа Мориака (1885–1970). Впервые: Вестник. 1970. III. № 97.

В номере также опубликована беседа с Ф.Мориаком со знаменательными словами: «Возрождение веры там (в России. – Н.П.)».

Писатель-праведник (1881–1972). Памяти Б.К.Зайцева. Впервые: Вестник. 1971. III-IV. № 101–102.

В номере опубликована также статья еп. А.Семенова-Тян-Шанского «Светлой памяти Б.К.Зайцева».

Памяти Н.Б.Кишилова (1934–1973). Впервые: Вестник. 1973. II-III-IV. № 108–109–110.

В номере также опубликованы стихи Н.Б.Кишилова.

Памяти матери Бландины (Оболенской) (1897–1974). Впервые: Вестник. 1974. IV. № 114.

Мать Евдокия (1895–1977). Впервые: Вестник. 1977. III. № 122.

Памяти архимандрита Хризостома Блашкевича (1915–1981). Впервые: Вестник. 1981. № 135.

Т.В.Ельчанинова (1897–1981). Впервые: Вестник. 1982. I-II. № 136.

Печатник Леонид Михайлович Лифарь (1906–1982): Памяти сотрудника-друга. Впервые: Вестник. 1982. III. № 137.

Петр Карлович Паскаль (1890–1983): Памяти учителя-друга. Впервые: Вестник. 1983. III-IV. № 140.

Отец Александр Шмеман (1921–1983): Светлой памяти друга. Впервые: Вестник. 1984. I-II. № 141.

В номере также помещены: последняя проповедь прот. А.Шмемана, надгробные речи, статьи А.Николаева «Отпевание о. Александра Шмемана», прот. Г.Бенигсена «Пришедшее на запад солнце», еп. Григория (Афонского) «Из несказанного слова», С.Трубецкого «Памяти протопресвитера А.Шмемана», очерк «Жизненный путь о. Александра Шмемана», проповеди о. А.Шмемана, отрывок из его книги «Об Евхаристии».

Слово на собрании памяти отца Александра. Впервые: Вестник. 1987. I. № 149.

Вечер по случаю трехлетия со дня кончины о. Александра Шмемана, организованный Русским студенческим христианским движением, состоялся в Париже 14 дек. 1986 г. Кроме Н.А.Струве, на нем выступили Д.Поспеловский, прот. А.Князев и К.Андроников.

В номере приводится также запись выступления Д.Поспеловского «Отец Александр Шмеман – новый апостол Америки, пастырь, человек».

Венок праведникам. Впервые: Вестник. 1987. III. № 151.

В статье соединены шесть очерков, посвященных И.В.Зандрок, О.И.Слезкиной, Т.Ф.Клепининой, о. Сергию (Кириллу) Шевичу, И.А.Кривошеину, Д.М.Панину.

Сестра Иоанна Рейтлингер (1898–1988). Впервые: Вестник. 1988. III. № 154.

В номере также опубликованы: выдержки из писем с. Иоанны Рейтлингер к московской молодежи, воспоминания о ней Т.Майар. О с. Иоанне Рейтлингер см. подборку материалов в № 159: статью Д.Баранова «Памяти инокини Иоанны», «Автобиографию» с. И. Рейтлингер и отрывки из ее воспоминаний об о. С.Булгакове.

Памяти отца Александра Меня. Впервые: Вестник. 1990. II. № 159.

В номере также опубликованы: статья прот. Г.Папроцки «Отец А.Мень», письмо о. А.Меня к Н.А.Струве и интервью прот. А.Меня на случай ареста. В № 160 приводится переписка еп. Иоанна Шаховского и о. Александра Меня.

Памяти отца Иоанна Мейендорфа (1926–1992). Впервые: Вестник. 1992. I. № 164.

В том же номере – переписка архимандрита Киприана Керна (учителя о. Иоанна Мейендорфа) с И.Буниным. См. также опубликованные в «Вестнике» статьи о. Иоанна Мейендорфа: «У истоков зарубежного раскола» (1987. III. № 151), «Патриарх Филофей и Русь» (1988. I. № 152), «Об изменяемости и неизменности православного богослужения» (1988. II. № 153), «Культурные связи Византии, южных славян и России» (1989. II. № 156), «Произошла ли во Флоренции встреча между Востоком и Западом?» (1992. II. № 165).

В следующем номере «Вестника» опубликована статья иеромонаха Илариона (Алфеева) «Памяти протопресвитера Иоанна Мейендорфа» (1992. II. № 165).

Памяти матери Феодосии (Соломянц) (1903–1992). Впервые: Вестник. 1992. II. № 165.

Протоиерей Игорь Верник (1911–1994): Памяти наставника-друга. Впервые: Вестник. 1994. I-II. № 169.

Митрополит Евлогий (1868–1946): К 50-летию кончины. Впервые: Вестник. 1997. I. № 175.

В номере также опубликованы письма митрополита Евлогия князю Григорию Николаевичу Трубецкому (публ. и примеч. Н.А.Струве).

Памяти К.Я.Андроникова (1916–1997). Впервые: Вестник. 1997. II-III. № 176.

Статьи. На церковно-богословские темы

О соборной природе Церкви. Впервые: Вестник. 1963. III-IV. № 70–71.

По теме с ней отчасти перекликается статья прот. А.Семенова-Тян-Шанского «О значении епархиального Совета и соборной жизни Церкви», опубликованная в том же номере.

Соловецкие епископы и декларация митрополита Сергия 1927 года. Впервые: Вестник. 1988. I. № 152.

В номере помещено также «Обращение православных епископов из Соловецких островов к правительству СССР».

Вопрос о декларации митрополита Сергия – один из постоянно обсуждаемых в историко-церковных материалах «Вестника». См., например, статьи Д.Поспеловского «Митрополит Сергий и расколы справа» (№ 158), Б.Полищук «Патриарх Сергий и его декларация: капитуляция или компромисс?» (№ 161) и др.

Литургическая молитва и личное благочестие. Впервые: Вестник. 1989. III. № 157.

Запись доклада, прочитанного в Риме на симпозиуме в честь 1000-летия крещения Руси (ноябрь 1988), устроителями которого были: Fondatione Cini, Academia Lincea.

Статья помещена в разделе «Богословие и философия» в подборке материалов о молитве, среди них: отрывок из рукописи «Путь отцов», составленной С.И.Фуделем, статьи арх. Софрония «Молитва – нескончаемое творчество», В.Костерина «Отец Иустин Попович о молитве».

О неправде Карловацкой юрисдикции. Реплика. Впервые: Вестник. 1988. II. № 153.

Реплика опубликована в связи с письмом в редакцию прот. П.Перекрестова и продолжает юрисдикционную полемику, достаточно широко представленную на страницах «Вестника».

Тайна исихазма. Впервые: Вестник. 1992. I. № 164.

В том же номере опубликованы статьи В.Лепахина «Умное делание (О содержании и границах понятия «исихазм»)», В.Бычкова «Православная эстетика в период позднего византийского исихазма».

Православие в современном мире. Ответ на анкету. Впервые: Вестник. 1994. I-II. № 169.

В анкете, предложенной «Вестником», ставились следующие вопросы:

1. Как и в чем, по вашему мнению, проявляется историческое лицо Православия?

2. В настоящее время в церковном сознании нет строгой определенности в употреблении понятий «Православие», «православность», «инославие», «ересь», «раскол», что может привести к проблемам в церковной жизни. Как бы Вы разграничили эти понятия?

3. В чем Вы видите историческое призвание Церкви на пороге XXI века? Можно ли говорить сейчас о миссии Церкви и в каком смысле?

4. В чем заключается православное понимание экуменизма? Каковы вообще перспективы сближения между христианскими Церквами?

5. Исторический путь Церкви – это всегда творческий процесс духовного обновления. В чем проявляется или должно проявиться это обновление в наши дни?

На анкету также ответили: С.Аверинцев, прот. Борис Бобринский, прот. Евгений Касаткин, свящ. Георгий Кочетков, В.Лепахин, Д.Поспеловский.

О реформах в богослужении. Спор вокруг Сретенско-Владимирского прихода. Впервые: Вестник. 1994. I-II. № 169.

В номере опубликованы также приложения к статье: I. Святитель Феофан Затворник о переводе церковной службы на современный русский язык; II. Из материалов Священного Собора Российской Православной Церкви 1917–1918 гг.; III. Справка о благословении священнику Василию Адаменко (иеромонаху Феофану) совершать богослужение на русском языке.

См. также отклик прот. В.Асмуса на статью Н.А.Струве о «деле» о. Г.Кочеткова и ответную реплику Н.А.Струве (1995. I-II. № 171).

Флоренский и Хомяков. Впервые: П.А.Флоренский и культура его времени. Marburg: Blaue Hörner Verlag, 1995.

Запись доклада прочитанного на симпозиуме, посвященном П.А.Флоренскому, проходившем в Бергамо (Италия) в 1988 г.

О размолвке между Москвой и Константинополем. Впервые: Вестник. 1996. II/1997. I. № 174, под заглавием «Послесловие».

Заключительная статья раздела «Вопросы церковной общественности», посвященного Эстонской Церкви. В разделе опубликованы следующие материалы: «Вместо объективного анализа – очередная дезинформация» Ю.Зинина, «Коммюнике Константинопольского патриархата», «Несколько пояснений к «Коммюнике Константинопольского патриархата» в отношении Эстонской апостольско-православной Церкви», «О фальсификациях, распространяемых властями Эстонии относительно смуты, поднятой ими же вокруг Эстонской апостольско-православной Церкви».

О «самопреследовании» в Русской Церкви. Впервые: Вестник. 1998. I-II. № 177.

В номере также опубликованы письма парижской православной общественности и проф. Димитрия Поспеловского, обращенные к Святейшему Патриарху, и ответ последнего.

В защиту о. Георгия выступил С.Аверинцев, пославший письмо Патриарху (было опубликовано в «Русской мысли»).

Мать Мария в оценке прот. В.Асмуса. Впервые: Вестник. 1998. III-IV. № 178.

См. статью «Пророческий голос».

Духовный опыт русской эмиграции. Впервые: Православная община. 1999. № 3 (51).

Беседа во время поездки в Архангельскую епархию в сентябре 1998 г. Текст переработан для наст. изд.

Статьи. На литературные темы

Русская эмиграция и Пушкин. Впервые: Вестник. 1987. № 149.

В номере – большая подборка материалов, посвященных 150-летию со дня смерти А.С.Пушкина. Открывают ее стихи о Пушкине Жуковского, Бенедиктова, Блока, Ахматовой. Далее следуют ответы на анкету «Вестника» («Продолжает ли Пушкин быть нашим современником», о наиболее близких сегодня его произведениях, о сущности пушкинского гения) Д.Бобышева, Н.Горбаневской, Ю.Кублановского, Л.Лосева, Н.Струве, архиепископа Иоанна, Е.Эткинда; отрывок из статьи В.Розанова «Возврат к Пушкину», высказывания о. П.Флоренского о Пушкине, статьи А.Шмемана «Пушкин – это наше все», В.Гиппиус «Пушкин и христианство», Г.Анищенко «Самостояние человека», Д.Дарского «Пиковая дама», В.Резникова «Дом неожиданностей» (о поэме А.С.Пушкина «Домик в Коломне»), В.Миклашевского «О «предсмертной фразе» А.Пушкина», Н.Струве «Пушкин и эмиграция».

Отвечая на вопросы анкеты, Н.А.Струве определяет гений Пушкина как «светло-печальный, тихий, ясный, непостижимый», подчеркивает, что, если в 1937-м «усталая от уже почти 20-летнего сидения, разъятая внутренней враждой, эмиграция встрепенулась, ожила, объединилась именем Пушкина», то ныне, к сожалению, этого уже не происходит. И тем не менее в статье «Русская эмиграция и Пушкин» звучит призыв к такому объединению – на почве общезначимой, общекультурной, связанной с именем великого национального поэта.

В № 150 в связи с вышеназванной датой были опубликованы статьи В.Миклашевского «Пушкин и Дантес» и Н.Артамоновой «По поводу статьи В.Миклашевского».

О мировоззрении А.А.Фета: был ли Фет атеистом? Впервые: Вестник. 1983. II. 139.

Вокруг этой статьи в журнале развернулась достаточно широкая дискуссия: см. статьи Е.Эткинда «О мировоззрении Фета и культуре полемики», Н.Струве «Был ли Фет атеистом» (№ 141), М.Маркова «Шеншин и Фет» (№ 142), матери Юлиании «Еще о Фете» (№ 144).

Трагическое неверие. Впервые: Вестник. 1981. III-IV. № 135.

Запись доклада, прочитанного на международной встрече в Монжероне (июнь 1981г.).

Тема Цветаевой, как и разговор о «трагическом неверии» поэтессы, – постоянны для «Вестника». См., например, статью В.Аксючица «Поэтическое богословие Марины Цветаевой» (№ 147), заметку Е.Н.Рейтлингер-Кист «Была ли Марина Цветаева верующей?» (№ 161).

Творческий кризис Цветаевой. Впервые: Вестник. 1982. III. № 137.

Запись доклада, прочитанного на международном симпозиуме в Лозанне.

Полемику по поводу этой статьи между ее автором и В.Лосской см. в № 138.

О Пастернаке. Ответ на анкету. Впервые: Вестник. 1990. I. № 158.

Н.А.Струве ответил на три первых вопроса анкеты, опубликованной в «Вестнике» в связи со столетним юбилеем Б.Пастернака:

1. Что, по-Вашему, определило футуризм молодого Пастернака?

2. По свидетельству Э.Герштейн, Мандельштам определил «Второе дыхание» как «советское барокко». Как Вы понимаете это определение и согласны ли с ним?

3. Пастернак резко отличал свою раннюю (до 30-х годов) и позднюю (40–50-е годы) поэтическую манеру, осуждая первую и отдавая предпочтение последней. Какого Пастернака Вы предпочитаете?

На вопросы анкеты также ответили: Ю.Кублановский, О.Николаева, О.Раевская-Хьюз, Б.Филиппов, Л.Флейшман.

О «Полночных стихах» Анны Ахматовой. Впервые: Вестник. 1990. II. № 159.

Запись доклада, прочитанного на юбилейной конференции, устроенной Гарвардским университетом в Bellagio (Италия) в мае 1989 г. В английском переводе напечатан в сборнике Гарвардского университета, посвященном этой конференции.

Бог Ахматовой. Заключительное слово на Парижском международном симпозиуме. Впервые: Вестник. 1989. II. № 156.

В номере, посвященном столетию со дня рождения А.А.Ахматовой, приведена большая подборка материалов (см. примечания к передовой «В тот час, как рушатся миры...»). Н.А.Струве ответил также на вопросы юбилейной анкеты:

1. Какое место в Вашем поэтическом пантеоне занимает Ахматова?

2. Какие стихотворения Вы больше всего любите или считаете лучшими?

3. Какой период творчества Ахматовой Вы предпочитаете и почему?

4. Как бы Вы выразили в нескольких строчках ахматовскую поэтику?

5. Кто, по-Вашему, из критиков лучше всех написал об Ахматовой?

– определив существо ахматовской поэтики как «сращенность слова и глубинных слоев души, сочетание душевной бездонности с гармонией и мерой», «самоочевидность поэтического слова».

Кроме Н.А.Струве, на вопросы анкеты ответили: Д.Бобышев, И.Бродский, Ю.Кублановский, С.Липкин, И.Лиснянская, Л.Лосев, Ш.Маркиш, З.Минц, О.Николаева, С.Стратановский, Б.Филиппов.

Встречи с писателями. Впервые: Вестник. 1971. II. № 100.

Незамеченный юбилей. К столетию со дня рождения Евгения Замятина (1884–1937). Впервые: Вестник. 1984. I-II. № 141.

В № 141–142 опубликованы также неизданные лекции Е.Замятина о художественной прозе, в № 142 – воспоминания Н.И.Гаген-Торн о Замятине.

Символика чисел в романе Замятина «Мы». Впервые: Вестник. 1986. II. № 147.

В.Ходасевич и В.Набоков: К столетию В.Ф.Ходасевича (1886–1939). Впервые: Вестник. 1986. III. № 148.

Запись доклада, прочитанного на международном симпозиуме о после-символистской поэзии (Париж, июнь 1986).

Творчество Ходасевича – среди постоянных тем «Вестника». См., например, статью М.Сикссмита о творчестве писателя, а также подготовленную им публикацию «Из литературного наследия В.Ф.Ходасевича» (№ 130), работы Р.Хьюз «Белый и Ходасевич: к истории отношений», Г.Васюточкина «Этюды о поэтике Ходасевича» и др.

Восемь часов с Анной Ахматовой. Впервые: Ахматова А. Сочинения. Т. II. Мюнхен, 1968.

Среди упоминаемых в очерке Н.А.Струве лиц – Гаяна Дмитриевна Кузьмина-Караваева (1913–1936), искусствоведы Сергей Ростиславович Эрнст (1892–1980) и граф Валентин Платонович Зубов (1884–1969). Дмитрий Петрович Святополк-Мирский (1890–1939), знакомый с Ахматовой еще с дореволюционных времен, с войсками Белой армии ушел за границу, в Англии стал членом коммунистической партии, вернулся в СССР и одно время был влиятельным литературным критиком, пока в 1937 году ему не припомнили его прошлое. В эмиграции он неоднократно писал об Ахматовой в своих обзорах русской литературы. В одном из них рассматриваются судьбы поэтов после-символистского поколения – ушедших (Гумилев, Хлебников), тех, кто «давно перестали «считаться»» (Городецкий, Северянин), и третьих (Ахматова, Клюев), которые «удалились в пустыню, и если продолжают работать, то вне всякой мысли о воздействии на читателя». В этой же статье он говорил о том, что если бы в России существовали писатели-«академики», то ими должны были стать Ахматова, Замятин, Ходасевич и А.Толстой «за одно голое дарование».

Сведения о конце жизни сына Цветаевой Георгия Сергеевича Эфрона (1925–1944), дошедшие до Ахматовой, не верны: он не служил в штрафном батальоне, а был смертельно ранен в боях под Полоцком.

«Символ величия России». Впервые: Ахматова А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н.А.Струве. Paris: YMCA-Press. (Избранная поэзия).

Есенин и революция. Статья написана в 1974 г. Впервые: Вестник. 1995. III. № 172.

К столетию со дня рождения Сергея Есенина в номере также опубликованы: Анкета «Вестника», на которую ответили Ю.Кублановский, С.Липкин, С.Хомутов, И.Лиснянская, и статья А.Н.Богословского «Пояснения к фотографии».

Судьба Мандельштама. Впервые: Мандельштам О. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н.А.Струве. 3-е изд. Paris: YMCA-Press. (Избранная поэзия).

Мечтатель-ясновидец. Впервые: Блок А. Стихотворения / Сост. и вступ. ст. Н.А.Струве. Paris: YMCA-Press, 1993. (Избранная поэзия).

Прославление русской поэзии. Впервые: Русская мысль. 1987. 29 окт.

Марина Цветаева и Вандея. Впервые: Вестник. 1993. II-III. № 168.

Вандее посвящены также материалы: «Слово А.Солженицына при открытии памятника Вандейскому восстанию», «Речь Алена Дэко», «Речь Фалиппа де Вилье», «А.Солженицын в Вандее», опубликованные в том же номере.

См. также: ИМКА-Пресс и «Дни Вандеи» на Тамбовщине // Вестник. 1994. III. № 170.

Христианское мировоззрение Мандельштама. Впервые: Столетие Мандельштама: Материалы симпозиума. NY: Эрмитаж, 1994.

Запись доклада, прочитанного в Лондоне на симпозиуме, посвященном 100-летию со дня рождения Мандельштама.

Роман-загадка. Переработанный вариант послесловия к «Роману с кокаином» (М.: Худож. лит., 1990) и статьи «Спор вокруг В.Набокова и «Романа с кокаином»» (Вестник. 1986. I. № 146.)

Еще об авторстве «Романа с кокаином». Впервые: Вестник. 1995. III. 172. О «Романе с кокаином» см. также следующие работы Н.А.Струве: «К разгадке одной литературной тайны» (Вестник. 1985. № 144 и 1986. № 146), «Nabokov est-il l’auteur de Roman avec cocaine?» (Cahiers de l’émigration russe. 2. Institut d’Etudes Slaves. Paris, 1993. P. 51–55).

О П.Б.Струве. Впервые в сб.: Консерватизм: История и современность. Пермь, 1996.

Бунин и Струве – история одной дружбы. Впервые: Cahiers de l’émigration russe. 4. 1997. P. 125–128. Institut d’Etudes Slaves.

Запись доклада, прочитанного на симпозиуме, посвященном 125-летию со дня рождения И.А.Бунина, в Université de Paris X-Nanterre.

Восприятие Пушкина во Франции. Впервые: Вестник. 1998. III-IV. № 178.

К 200-летию со дня рождения А.С.Пушкина в номере также опубликованы фрагменты из книги воспоминаний Н.С.Шепелевой.

Русский язык сегодня. Впервые: Вестник. 2000. I/II. № 180.

Статьи. О Солженицыне

Спор об «Августе четырнадцатого». Впервые: Вестник. 1972. II-III. № 104–105.

Солженицын о Ленине. Впервые: Вестник. 1975. II-III-IV. № 116.

«Октябрь шестнадцатого». Впервые: Обозрение. 1985. Нояб. № 17.

О «Марте семнадцатого». Впервые: Вестник. 1988. III. № 154.

Статья из юбилейного солженицынского номера журнала (к 70-летию писателя).

По поводу «Письма из Америки». Впервые: Вестник. 1975. II-III-IV. № 116.

Этой теме посвящены многие материалы «Вестника», в частности передовая и статья прот. Г.Бенигсена в № 95–96.

О Гарвардской речи А.Солженицына. Впервые: Вестник. 1978. III. № 126.

Речь А.И.Солженицына на ассамблее выпускников Гарвардского университета см. в № 125. В настоящем номере, помимо статьи Струве, опубликовано также «предуведомление автора» к Собранию сочинений А.И.Солженицына.

О демократии и авторитаризме. Заметки на полях выступлений А.И.Солженицына. Впервые: Вестник. 1979. IV. № 130.

В том же номере см. статьи А.Солженицына «Коммунизм: у всех на виду – и не понят», прот. А.Шмемана «На злобу дня (О Солженицыне и его обвинителях)».

Беседы с Н.А.Струве

Первые три беседы, включенные в настоящий сборник, проведены В.Репиным в Париже в июне-августе 1998 г.

Между двух огней: Пути современной России. Впервые: Новый мир. 1999. № 4.

«Глубокое раскаяние требует гениальности...»: Русская литература в свете современности.

Корни и беспочвенность: К проблемам современного православия. Впервые: Литературная газета. 1999. 10 февр. № 6 (5732).

Беседа в редакции «Общей газеты». Впервые: Общая газета. 1996. 6–12 июня. № 22 (150).

О.Василевская, Н.Позднякова

Египтян государственный стыд –

Мертвецов наделял всякой всячиной – 

И торчит пустячком пирамид.

1937

Растут, растут причудливые тени,

В одну сливаясь тень...

Уж позлатил последние ступени

Перебежавший день...»

(Цит. по. Русская эстетика и критика 40–50-х годов XIX в. М., 1982. С. 496.)

...я, заставляющий мечтать мир целый

о бедной девочке моей...

Читатели восхищались новым смелым образом, введенным в литературу, но вряд ли умилялись над Лолитой и мечтали о ней. Да и, казалось, не в этом было задание набоковского романа: образа красоты он в нем не создал

И мнится, что души отъяли половину – 

Ту, что была тобой – в ней знала я причину

Чего-то главного...


Источник: Православие и культура : [Сб. ст.] / Никита Струве. - 2. изд., испр. и доп. - М. : Рус. путь, 2000. - 629 c. ISBN 5-85887-083-X

Комментарии для сайта Cackle