Люсьен Реньё

Источник

Евхаристия и священство в пустыне

Участие в Евхаристии, без сомнения, было главной причиной этих недельных собраний отшельников. Когда начался исход в великую пустыню, Антоний Великий и его современники, Амун и Макарий, как кажется, без колебаний покидали общины мирян, в результате чего теряли возможность участия в Евхаристии. Монахи, которые жили поблизости от городов и деревень, могли без труда ходить по воскресеньям на литургию в ближайшую церковь. Например, в Теренуфисе монахи ходили по воскресеньям в церковь и там причащались1019. Но те, кто ушел вглубь пустыни, были вынуждены оставаться месяцы или даже годы без причастия. В Нитрии, которая находилась не слишком далеко от обитаемых мест, отшельники могли время от времени ходить в деревенскую церковь на воскресную литургию. Однако мы знаем, что уже довольно рано в Нитрии имелась своя церковь и свой священник, в то время, когда ее еще не было ни в Скиту, ни в Келлиях, поскольку Макарий Великий из Скита ходил иногда в Нитрию на службу к авве Памво1020. Однажды при встрече с Антонием Великим тот же авва Макарий заметил ему, что в Скиту не служат литургию, хотя к тому времени там жило уже достаточно Отцов1021. Мы не знаем, каков был ответ Антония. Быть может, он склонил своего собеседника к принятию священного сана, чтобы тот смог служить литургию в Скиту1022? Коптское Житие Макария Египетского утверждает, что он стал священником еще тогда, когда жил аскетом вблизи деревни1023. Но апофтегмы – источник более ранний и более надежный – замечают, что как только его захотели сделать клириком, он тотчас сбежал в другое место1024. Согласно Палладию, Макарий был возведен в сан священника в возрасте сорока лет, то есть около 340 года, в это время он уже около 10 лет жил в пустыне и должен был прожить там еще 30 лет1025. После кончины аввы Макария священником Скита стал его ученик Иоанн1026. Но Иоанн Кассиан говорит, что к тому времени в Скиту насчитывалось четыре церкви, и в каждой из них был свой священник. Мы знаем имена двух из них – Исидор и Пафнутий1027. В пустыне Келлий к V веку была только одна церковь, где священником до своей кончины в 394 году был Макарий Александрийский, а затем авва Исаак1028. Когда Палладий посетил Нитрию, здесь была только одна церковь с восемью священниками, но лишь один из них служил литургию1029.

Многие монахи делали все возможное, чтобы избежать хиротонии, но совсем не потому, что презирали ее. Наоборот, они относились к этому очень серьезно и не считали себя достойными принять сан. Авва Исаак, например, узнав, что его хотят сделать священником, убежал и спрятался в поле. Однако за ним погнались, и он был обнаружен благодаря тому, что осел, которого выпустили на поле, пошел щипать траву как раз подле аввы Исаака1030. Но даже после хиротонии некоторые диаконы, священники или даже епископы не захотели из-за своего смирения исполнять свое служение1031. Старец, которого рукоположили в священника, как правило, был признан достойным этого сана благодаря своим добродетелям и своей святости. Ведь священник не только служил литургию, он часто выполнял функции настоятеля, возглавлял совет старцев и принимал важные решения1032. Именно он решал, принять ли новичка в общину, и именно он давал ему монашескую одежду. И снимал эту одежду с недостойного монаха, прежде чем прогнать его из общины, тоже он1033.

* * *

1019

Arm 18, 88: SP, nouveau recueil, P. 272 (II 434).

1020

A 455 (cp. Макарий Египетский, 2. Достопамятные сказания. С. 101). (В русском переводе греческое слово prosfora понято как «приношение», но контекст предполагает, что правильный его перевод – это «служба» или «литургия». – А. В.).

1021

А 479 (ср. Макарий Египетский, 25. Достопамятные сказания. С. 108). (В данном случае, как и в предыдущем, в «Достопамятных сказаниях» prosfora переведена буквально – как «приношение», что неверно. – А. В.).

1022

Evelyn White H. G. The Monasteries… P. 69.

1023

Annales du musée Guimet. XXV. P. 65.

1024

A 454 (=Макарий Египетский, 1. Достопамятные сказания. С. 100–101).

1025

Лавсаик, 17, 2.

1026

Там же, 17, 3.

1027

А 409; Иоанн Кассиан. Собеседования, 2, 5; 3, 1; 4, 1.

1028

Лавсаик, 18, 1; А 372–373.

1029

Там же, 7, 5; А 772.

1030

А 372 (= Исаак, пресвитер из Келлий, 1. Достопамятные сказания. С. 72).

1031

А 292, А 521.

1032

А 496.

1033

А 585.


Источник: Повседневная жизнь Отцов-пустынников IV века / Люсье Реньё; пер. с фр., вступ. ст., послесл., коммент. А.А. Войтенко. - М.: Молодая Гвардия, 2008. - 334[2] с.: ил. - (Живая история: Повседневная жизнь человечества).

Комментарии для сайта Cackle