Г.А. Скворцов

Источник

Глава VIII

Кончина и погребение п. Адриана

В 1700 году параличный, немощный п. Адриан ослабел еще более, а в сентябре совсем слег в постель. За тяжкой болезнию вскоре последовала и смерть последнего патриарха Московской Руси. По донесению Прокопия Возницына Государю, находившемуся в это время с войском под Нарвою, обстоятельства кончины п. Адриана были таковы. «К смерти, Государь, – писал он, – причину болезни его такову признаваю; сентября в 27–й день по некоторых своих совету изволил (кир Адриан) ходить, на Перерву в монастырь Николая Чудотворца, и за стужею и острою погодою едва его туда довезли, однакож был там кое–как девять дней и егда мало ему отраднее учинилось, посвятя новую церковь (сам не действовал) в том монастыре, возвратился и желал быть в донском монастыре у святой литургии. И когда, Государь, в том пути был, паки так изнемог, чаяли все скончания его, что видя с великою трудностью провезли его в село Голенищево, которое ныне зовется Троецкое. Я хотя, его на Угрешу его проводя и на освящении быв, то слыша, прибродил к нему в то село, но не получил его видеть, не допустили меня старцы ближние при нем. А октября на 8 число привезли его ночью к Москве в возку, потомуж никем видима, и на 1З–е число, в 9 часу ночи, затиб его паралич, в которой своей болезни, как я и все видели, лежал (едва не трои сутки) беспамятно и без языка, и ничем не владея, даже до смерти, только, Государь, сперва мало взглядывая единым левым глазом и помавая левою рукою, a после и то действо престало быть». В начале письма Возницын сообщал о факте смерти и погребении п. Адриана. «Известно тебе, Государю, буди, по воле всемогущего Бога святейший кир Адриан, патриарх Московский и всея России, отъиде в вечную жизнь сего октября против 16–го числа в первом часу ночи, в последней четверти, и тело его в 16–ый день рано вынесено в церковь святых апостол, а в 17 день в соборной апостольской церкви погребено с подобающею честью подле гроба святейшего Иоакима патриарха»613.

Дополним краткое сообщение Возницына о погребении п. Адриана сведениями, взятыми из археологических изысканий п. Забелина и других источников. П. Адриан скончался в своей малой каменной келье, что «от соборныя церкви», существующей над синодальным домом в виде теремка и доныне. По случаю кончины патриарха в тот же час на Ивановской колокольне и в Успенском соборе благовестили по трижды в большой колокол. Тело п. Адриана окутали в гробу сверх всего зеленым бархатом. Гроб был куплен дубовый за 2 рубля. Для выноса гроба изготовили одр (с рукоятками), обитый черным бархатом. 16 октября, рано, из кельи вынесли п. Адриана в церковь 12 апостолов, где день и ночь, до выноса в Успенский собор, над покойником читали псалтырь домовые дьячки. Всяких чинов люди приходили к телу патриарха для прощания и целовали руку. 17 октября из церкви св. Апостолов тело п. Адриана на одре, при звоне во все колокола, с крестным ходом было перенесено в Успенский собор, а во время (малого) входа614 со святым Евангелием, внесено в алтарь и поставлено за престолом близ горнего места. По совершении литургии его вынесли из алтаря и поставили на амвоне. Архидиакон (Иона) прочитал прощальную молитву, после чего тело поставили возле амвона и совершили отпевание. Участие в погребении принимали митрополит Смоленский Сильвестр, митрополиты Крутицкий Трифиллий и Вятский Дионисий с архимандритами и игуменами и прочим московским духовенством. Во время отпевания каменьщики выкопали в соборе указанную могилу и выклали ее кирпичом; сюда поставили (купленный у Мягковских каменьщиков за 12 рублей) белокаменный гроб «ковчег» с крышкой, на которой была врезана, глубоко в камень, след. надпись: «Зде во гробе телом лежит великий господин святейший кир Адриан архиепископ Московский и всея России и всех северных стран патриарх, иже приставися 7209 лета, месяца октоврия с 15 числа в нощи 1–го часа в четвертой чети. егоже душу, Боже Творче, упокой». На гробе же были вырезаны следующие стихи, составленные Карионом Истоминым:

«Бог всетворец наш всю жизнь управляет,

Жити, умрети людем изволяет.

Его волею, днесь успе надежно

Господин, оставль житие мятежно,

Святейший патриарх Адриан избранный

Москвы и всех России, северных стран званный

Лета Господня тысяча седьмьсота

Мира седьмь тысяч, двесте днесь девята

Октоврия луны, с дне десят пятаго,

В нощи скончался он часа перваго.

Престол правил лет десять, дни три–пятьдесят

С двадцать четверта, августа числ гласят

Шестьдесят име третие в роде лето

С октября втора дне Андреа пето.

Где тело его, в гробе положено

Воскрешено будет бо в Христе, с душею спряжено.

О душе его, верен зрев молися,

Спасенне быти, к Богу вопль прострися.

Архипастыря, Христе, Адриана

Сподоби в небе блаженна в век сана»615.

По совершении отпевания, тело п. Адриана в дубовом гробу было положено в каменный гроб и закрыто крышкой с указанной надписью. После погребения над могилой соорудили каменную надгробницу с замычкой ее свода, где положили существующую доныне каменную доску, на которой находятся слова другой надписи и каймы, позолоченные и расписанные красками. Надпись здесь такая: «Мироздания 7209 лета, Христа же Господа 1700, месяца октоврия 15, числа под среду, в нощи перваго часа в четвертой четверти, волею Творца нашего Бога, успе благонадежно на вечное житие, в церковных таинствах Великий Господин, Святейший Кир Адриан, Архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран Патриарх и погребено тело его во гробе, на сем месте. (Патриарший свой престол правил десять лет, пятьдесят три дня, Августа с 24 числа, от рождения своего имеяше шестдесят616 третие лето с октября 2 дня.Его же душу да упокоит Господь в вечном своем блаженстве! Всяк, зрящий гроб сей, помолись!»617 Не только черное и белое духовенство – вся Москва, за исключением отсутствовавшего Государя, принимала живое участие в погребении последнего патриарха и вознесла молитвы свои об упокоении в селениях небесных почившего. В поминовение п. Адриана во время погребения, по доброму старому обычаю, роздана была милостынная дача не только церковникам, но и всем жившим в заключении, в бедности и в нужде, – по Забелину, 371 р. 31 алтын 2 д.618; а по донесениям Петру гражданских и духовных властей, 448 руб. 25 алтын; по книг. Каз. Приказа (176, лл. 359–372), на преставление и погребение издержано всего 542 руб. 30 алтын619. По установившемуся обычаю о патриархе всюду в монастырях, соборах и церквах служились сорокоусты и «отчитывалась» псалтырь, что вызвало расход в 1035 руб. 23 алтына (как и по смерти его предшественника)620. День же кончины п. Адриана с того года до 1728 г. был воспоминаем ежегодным отправлением стола в патриаршем доме621.

Донесения Государю о смерти и погребении п. Адриана придворных Царя, с жалобами на расстройство церковных дел при а. Адриане и после его смерти

Смерть п. Адриана развязала языки придворных Петра I. Все они из Москвы спешили известить Государя о кончине п. Адриана и не скупились в нелестных единодушных отзывах о дурном состоянии всего патриаршего управления и вылить свою нелюбовь к «ближним старцам» покойного патриарха. Приводим эти характерные письма в подлинных словах. Возницын свое выше приведенное письмо заканчивал так: «По твоему Государеву указу, а по приказу боярина Тихона Никитича (Стрешнева), по скончании его (патриарха) запечатал твоею государевою печатью Дементий Минич Башмаков одну ризницу, а казна и кельи и прочее все не запечатано и не переписано. И о том как ты, Государь, изволишь? – При погребении, Государь, его чтена духовная, которая писана за пять лет или больше622, в которой душеприказчики и казанский митрополит да казначей–старец, и хотели, Государь, тoe духовную послать к тебе, Государю, и о казне ведомость учинить. – Прошу твоего Государева милостивого указу о состоянии впредь того патриаршеского дому, чтоб и досталое и впредь будущее напрасно растащено и разграблено не было. И есть ли воля твоя, Государева, в чем мне, убогому рабу твоему укажешь служить, со всяким усердием, со всяким тщанием готовь, Бога свидетеля поставляю, что мое то всегда желание, чтоб тебе великому Государю, без всяких своих прихотей работать чистым сердцем и душою, не взирая ни на что, только того смотря, как бы Богу и тебе, Государю, приятно было. А до сего было мне делать нечего, потому что под его именем делали, что хотели и все за ними и в их руках было. А если твой, Государев, указ и повеление будет, мочно все в доброе осмотрение взять и по твоей воле и указу учинить. Моя должность не иное что, только всегда правду хранить и тебе нашему, Государю, верно работать»623.

Боярин Тихон Стрешнев, как представитель в Москве Государя, в своем письме от того же, что и письмо Возницына, 18 октября 1700 г. к Государю под Нарву, давал подробный деловой отчет о кончине и погребении патриарха и о мерах, принятых к охране имущества патриаршего дома, и заканчивал вопросом о преемнике п. Адриану. «Октября против 13–го числа в 8 часу ночи святейший патриарх заболел параличною болезнию и язык от той болезни отнялся. И против 16–го числа в ночи 1–го часа в исходе преставился, а в 17–м числе в соборной церкви положен подле святейшего Иоакима патриарха, а на погребение из домовыя казны архиереям и архимандритам и всем собором роздано против (столько же) дачи, что дано по Иоакиме патриархе, четыреста сорок восемь рублев двадцать пять алтын. А на сорокоуст в монастыри и в соборы, и в церкви против дачи Иоакима патриарха надобно тысяча тридцать пять рублев двадцать три алтына, а домовые святейшего патриарха казны на лицо денег тридцать тысяч рублев, семисот девяносто два ефимка, сто сорок шесть золотых одиноких, семьдесят три золотых двойных, иконы окладные и неокладные, и кресты золотые и серебряные и каменье, и жемчуг и иные вещи, и парчи золотныя, и атласы, и камки, по книгам у казначея, каковы за его рукою.

Да в келье явилось завещательное письмо за его святейшего патриарха рукою, что его, патриарха, келейного имения и кому раздать, и с того письма послал казначей за своею рукой список к милости твоей, и о даче сорокоустных денег из домовыя казны. И по письму его святейшего патриарха, о келейных деньгах что укажешь?

Соборную церковь из архиереев кому изволишь ведать? А на Москве (из) архиереев: смоленский624, крутицкий625, вяцкой626. А преж сего изволение твое было ведать Холмогорскому владыке, только по него не послано. Изволишь ли послать? А из тех владык, которые на Москве, после чреды своея отпустить в свою епархию.

Домовых святейшего кому изволишь ведать? А им приказано, кто что ведал при святейшем, тому того и беречь до указу. А ризница запечатана»627.

Патр. казначей, чернец Тихон (Макарьевский) вместе с Иваном Яковлевым, поставленным Государем в Каз. Приказ на место смещенного Андрея Владыкина, доносил, от 27 окт. 1700 г., «в неделю, чрез почту с Москвы под Ругодив» – то же самое, что и Стрешнев, касательно смерти и погребения п. Адриана. К письму приложен был список завещания п. Адриана, и спрашивалось «о раздаче, Государь, из домовыя казны сорокоустных денег и против завещательного письма его, святейшего патриарха, келейного имения, что ты, великий государь, укажешь?»628 Самое подробное, с критической оценкой многих сторон положения церковных дел в Москве, донесение от 25 окт. царю «прибыльщика» Алексея Курбатова. «Самим Богом избраннопомазанный, – писал он, – в управление и избавление от ига магометанского людей, достояния Его, храбро премудрейший великий Государь, царь и великий князь Петр Алексеевич, преславного всероссийского государствия самодержавнейший повелитель! – Бог, в Его же руце прещедро содержится твое царево сердце, Той, видя правость к Нему твоего сердца и во всем избранна тя быти Его сосуда, предал в самодержавие твое люди достояния Своего в житейских потребах управляти в правде ими, яко отцу чады, пещися во всем. Ныне же, всемилостивейший государь, видишь, яко и в духовных хощет Бог, да ты попечешися и усмотриши правительства того от многих бывшия поползновения, понеже, якоже тебе, государю, известно, святейший патриарх от временные преселися в жизнь вечную, a и в животе его за болезнию его, усмотрение то было ему трудно. Видишь и ныне, ежели, государь, те же будут во управлении, добра никакого не будет. Тебе, государю, из них о архидиаконе известно. И зело, государь, о сем мнози сетуют, что в таком великом деле, во избрании архимандритов и прочих священного чина людей вверено одному, который и себе единого управити не может. И сего ради молю тя, государь, благоволи в сем усмотрении попещися ради премногия за сие от Бога тебе, государю, милости и избрати в сие духовное управление на время из архиереев могущего тое управити и к нему четырех человек из монахов, ведущих Писания, чтоб без их избрания рук ниже в диаконы кто посвящен был. – О избрании же, государь, патриарха, мню достоит до времени обождати, да во всем всего сам твое самодержавие изволишь усмотрети. – Ко усмотрению же над всеми и собранию домовые казни достоит, государь, избрати, кого тебе, государю, от усердных. Зело, государь, ныне во всем видится слабо и неисправно. Также, государь, о чем я доносил тебе, государю, в первом моем писании, чтоб во архиерейских и монастырских имениях усмотреть и волости переписать, отдать все в охранение, избрав кого во всяком радении тебе, государю, усердного, учинив на то расправный приказ особливый. Истинно, государь, премногая от того усмотрения сбиратися будет казна, которая ныне погибает в прихотях владетелей. Школа, государь, которая была под призрением святейшаго патриарха и вручена монаху Палладию, зело, государь, в ней живущие, с полтораста человек, скорбят и всего лишаются, и учиться в ней невозможно. Потолки и печи, и иное строение обвалилося. Требуют, государь, твоего всемилостивейшего усмотрительного милосердия. – Мог бы я, убогий, тебе всемилостивейшему государю, и о ином доносити, но не вем о сих моих письмах. Истинно, государь, посреде хожду сетей многих. Едино упование и во всем надежда моя – твоя государева милость. – Из архиереев, государь, для временного в духовных управления, ежели тебе, государю, угоден, мнится многим добр быти холмогорский. Из монахов же казначей патриарший, Карион меньшой, Палладий, школ учитель, да Чудова монастыря монах Феолог. – Из мирских, государь, в начальство усмотрения и собрания казны ежели угодны тебе, государю, боярин Иван Алексеевич Мусин–Пушкин или стольник Дмитрий Петрович Протасьев, зело, государь, человек доброй. – Самодержавия твоего всеусерднейший и свыше достоинства помилованный последний твой, государь, раб Лешка Курбатов»629. 8 ноября 1700 г. от Возницына было отправлено государю второе письмо с сетованием, что «по се число о том (состоянии патриаршего дома) государева указу еще не восприяли; только как слышу, писал он, и досталое волокут» (ближние старцы)630.

Распоряжения Петра и по смерти п. Адриана в церковной области

Кончина патр. Адриана развязала Государю руки и дала свободу действий. Не назначая представителя и выразителя голоса всей русской церкви – нового патриарха, оставив тень власти патриарха в руках местоблюстителя, Петр I сразу разрушил весь строй патриаршего управления. 16 декабря 1700 г. Государь издал указ: «Патриаршему разряду более не быть, все находящияся в нем дела по искам и челобитным всякого чину людей и духовенства белого и черного, все те дела и проводы и подьячих старых и молодых, у которых ныне те дела, отослать с теми делами в те приказы, в которых которые чины расправою ведомы и впредь расправу чинить в таких делах, в тех приказах; а кто на кого бил челом по духовным и по рядным и по иным каким крепостям в поместьях и вотчинах; и те дела отослать и ведать в поместном приказе»... «А которые дела в патр. приказе и впредь будут в расколе, и в каких противностях церкви Божией и ересях: и те дела ведать преосвященному Стефану, митрополиту Рязанскому и Муромскому»631. В январе следующего 1701 года был восстановлен Петром 1–ым Монастырский Приказ для перевода через него церковных вотчин и доходов в гражданское ведомство. В указе от 24 января 1701 г. Государь повелевал: «Дом святейшего патриарха и домы архиерейские и монастырские дела ведать боярину Мусину–Пушкину и дьяку Ефиму Зотову и сидеть на патр. дворе в палатех, где был патр. разряд и писать Монастырский Приказ»632. А в январе 1701 г., 29 числа, думный дьяк Гаврила Деревнин объявил в Крестовой палате чинам патриаршего дома царский указ о подчинении патр. казначея, дворецкого и «прочих всех чинов домовых людей в духовном правлении» местоблюстителю патриаршего престола Стефану м. Рязанскому, а «в мирском разсуждении», боярину Ивану Алексеевичу Мусину–Пушкину, начальнику Монастырского Приказа»633. – Уже одни эти распоряжения Петра и красноречиво говорили о закате патриаршего сана в русской церкви; но Государь, как предусмотрительный тактик, отложил юридическую отмену патриаршества на неопределенное время, и тем самым подготовил русское общество к отмене патриаршества в России и ослабить впечатление от крутой реформы высшего церковного управления. Только в 1721 году, 25 января, подписан был Государем манифест об учреждении Святейшего Синода634.

* * *

613

Рункевич. Архиереи Петровской эпохи. Вып. 1906 г. Письмо от 18 окт. 1700 г. Возницына Государю. Стр. 109–110.

614

Вопреки воле п. Адриана, выраженной в его завещании.

615

Рукоп. Соловец. монастыря в Сборнике, хранящ. в библ. Каз. Дух. Акад. за № 871. Духовное завещание п. Адриана и стихи на гробе стр. 497 об.,– 498.

616

По чтению надписи Н. А. А. «Патриарх Адриан» в Чтении в Имп. Общ. Ист. и др. Российских 1848 г. № 8 стр. 36 – «семьдесят»...

617

а) Рукоп. Солов. монвстыря. Сборн. №871 стр. 498 и об.: «Описание вырезанное над гробом». б) И. Забелин. История города Москвы, стр. 584–590.

618

И. Забелин. История города Москвы, стр. 587.

619

И. Шимко. П. Каз. Прик., стр. 246.

620

Донесения Стрешнева и казначея монаха Тихона, см. ниже.

621

Чтение в Импер. Обществе Истории и др. России 1848 г. №8. Н. А. А. и патриарх Адриан, стр. 36.

622

Не за пять лет, а за три с половиной года.

623

Рункевич. Архиереи Петровской эпохи, стр. 110. Госуд. Архив X, Кабинет II, № 1, лл. 52–53.

624

Митр. Сильвестр Черницкий.

625

Трифиллий Инихов.

626

Дионисий.

627

Рункевич. Архиереи Петровской эпохи, стр. 108. Государ. Арх. X, Кабинет II, № 1, лл. 164–165.

628

Там же, стр. 111–112. Госуд. Арх. X. Каб. II, №1, л. 892 bis.

629

С. Г. Рункевич. История Русской Церкви под управлением Св. Синода, т. I. Спб. 1900 г. стр. 27–28. Госуд. Арх. X, Кабин. II, № 1, л. 108.

630

С. Г. Рункевич. Архиереи Петровской эпохи, стр. 111. Госуд. Арх. X, Кабинет II, № 1, лл. 29–30.

631

П. С. Зак. т. IV, № 1818. Каптерев. Светские Арх. Чин. стр. 210.

632

Там же, № 1829. Горчаков. Монастырский Приказ, стр. 122. Рункевич. Учреждение Св. Синода, стр. 29.

633

И. Шимко. П. Казенный Приказ, стр. 35–36 (П. Каз. Прик, Книга 177, л. 143).

634

С. Г. Рункевич. Учреждение Св. Синода, стр. 137.


Источник: Патриарх Адриан, его жизнь и труды в связи с состоянием русской церкви в последнее десятилетие XVII века / Г.А. Скворцов. - Казань : Центр. тип., 1913. - [2], VI, 370, VI с.

Комментарии для сайта Cackle