Источник

№7, преосвященного Симеона, епископа Екатеринославского, от 10 января 1906 года

Его Императорскому Величеству Государю Императору благоугодно было выразить согласие на созвание Поместного Собора Российской Церкви «для учреждения патриаршества и для обсуждения перемен в церковном управлении». Таким образом, давно назревший вопрос о коренном преобразовании всех сторон русской церковной жизни близок к фактическому своему разрешению. При обсуждении подробностей этого великого дела, имеющего осуществиться в недалёком будущем, представляется необходимым для блага русской православной Церкви следующее.

Русской православной Церковью должен управлять патриарх, но не единоличной своей властью, а при посредстве и с помощью постоянного собора епископов, или Патриаршего Синода. Собору епископов во главе с патриархом принадлежит высшая судебная и административная власть в Русском патриархате. Для присутствования в Синоде вызываются по строгой очереди все епархиальные епископы обязательно. Лично патриарх пользуется правом созывать поместный собор, председательствовать на нём и руководить его занятиями; патриарху же принадлежит право высшего непосредственного наблюдения за точным исполнением церковных законов в епархиях.

К разделению России на церковные округа под управлением митрополитов в настоящее время имеются заслуживающие серьёзного внимания причины. Во-первых, нельзя отрицать, что для отдельных местностей России доселе существуют особые задачи в церковной жизни, служащие основанием к установлению в этих местностях областных управлений. Таковы восточные области и губернии России, Западный край и Кавказ. Во-вторых, последнее время показало со всей силой, что для успеха и процветания внутренней церковной жизни необходимо тесное единение представителей отдельных Церквей между собой и своей паствой. Целям выражения и закрепления этого единения наилучше могут служить областные соборы, созываемые митрополитом, по крайней мере – раз в год, согласно церковным канонам.

Личных административных прав в отношении областных епископов митрополиту не присваивается. Он созывает областной собор, председательствует на собраниях, руководит в обсуждении подлежащих рассмотрению собора вопросов. В состав созываемых митрополитом соборов входят епископы, как представители отдельных Церквей, и представители клира и мирян, по одному от каждой епархии, выбираемые обще-епархиальными съездами духовенства. Митрополиту представляется право приглашать к участию в деятельности собора по своему усмотрению и других лиц, как духовных, так и светских. Правом решающего голоса обладают только епископы. Остальные члены собора участвуют в обсуждении вопросов и имеют право лишь совещательного голоса.

Ведению областных соборов подлежат:

1) избрание митрополита,

2) выработка мер к возвышению религиозно-нравственной жизни в известной области и

3) судебные дела. Митрополит избирается собором из епископов области, достаточно известных своей опытностью в церковном управлении, и утверждается патриархом. Суждения о тех или иных мерах к поднятию религиозно-нравственной жизни в пределах области, в случае их важности для всей русской Церкви, вносятся на рассмотрение поместного собора. Что же касается судебных функций, то областной собор должен представлять собой вторую судебную инстанцию для клириков и мирян в их пререканиях с епископами и первую – для самих епископов.

В области епархиального управления, при ближайшем знакомстве с ним, резко бросаются в глаза два явления, сказывающиеся на ходе и состоянии церковной жизни самым пагубным образом. Это – давно вошедший в силу обычай частого перемещения епископов с одной кафедры на другую и назначение их по усмотрению или одной церковной властью, или церковной вместе с гражданской.

Частое перемещение епархиальных епископов с одной кафедры на другую противоречит духу и практике древней вселенской Церкви. По воззрениям вселенской Церкви, духовный союз епископа со своей паствой есть союз нерасторжимый. Согласно с этим взглядом, Церковь многократно запрещала епископам без особых исключительных причин переходить с одной кафедры на другую. С практической точки зрения, обычай частого перемещения епископов не приносит Церкви ничего, кроме вреда. Он лишает епископа возможности ознакомления с религиозно-нравственными нуждами паствы, с деятельностью духовенства; оставляет без ответа запросы духовной жизни пасомых. Перемещение епископа допустимо только в исключительных случаях, в силу особенно важных причин. Само собой разумеется, что это не служит препятствием к назначению викариев на самостоятельные епископские кафедры, равно как и к замещению столичных кафедр епископами, приобрётшими опытность в деле церковного управления. – Обычай административного назначения епископов по усмотрению церковной власти, или последней вместе с гражданской, возник под влиянием воздействия государственных порядков на церковные дела. Теперь, когда государство готово оставить излишние заботы о делах чисто церковных, наступила пора восстановить древний порядок назначения епископов. Древний же порядок состоял в том, что в избрании епископа принимали участие наряду с церковной властью иерархия и народ того города, для которого епископ избирался. Церковному обществу того города, для которого назначался епископ, предоставлено было право указать желательного для епископской кафедры кандидата. Епископы имели суждение о нём с точки зрения умственного, нравственного и образовательного ценза. Утверждение избранного принадлежало областному митрополиту или патриарху. Применяя древнюю норму к современному положению церковных дел, желательный ныне порядок избрания и постановления епископа можно представить в следующем виде. Выборы производятся в том городе, где находится праздная епископская кафедра. Патриарший Синод назначает для этого дела собор из соседних епископов (не менее троих) и областного митрополита. С прибытием собора в тот город, где находится свободная епископская кафедра, организуется избирательное собрание из местного духовенства и церковного общества. В состав собрания с правом голоса входят:

1) все наличные в городе причты, как приходские, так и состоящие при различных учреждениях,

2) представители от иногороднего и сельского духовенства, по одному от благочиния, избранные благочинническими съездами,

3) настоятели монастырей города и иеромонахи – все лично, и представители иных существующих в епархии монастырей – по одному от каждого,

4) представители от всех духовно-учебных заведений епархии, как мужских, равно и женских,

5) представители всех епархиальных учреждений и

6) представители приходов в лице церковных старост, в губернском городе – всех лично, в уездных же городах и сёлах – по одному от благочиния. Каждый из членов собрания имеет право предложить письменно своего кандидата в епископы. Таким же правом пользуются собор епископов и Патриарший Синод. После наименования кандидатов производится суждение о их достоинствах и недостатках и делается запрос о их согласии выступить кандидатами на известную епископскую кафедру. Кандидатами могут быть выставлены лица как из местных уроженцев и деятелей, так и иногородних. Желательно при этом, чтобы кандидатами были люди с высшим богословским образованием и только в исключительных случаях – со средним. После того как будут собраны все необходимые справки о предложенных кандидатах и удостоверено их согласие выступить таковыми, назначается день избрания. Избрание производится в присутствии всех членов собрания, под руководством собора епископов, закрытой баллотировкой. Епископы не подают избирательного голоса наравне с другими членами собрания. Дело об избрании кандидата представляется в Патриарший Синод на утверждение. Последний наводит справки о том, нет ли каких-либо препятствии к допущению избранного до управления епархии. В случае неудачи выборов назначаются выборы во второй раз. При неудаче вторичных выборов избрание и назначение епископа предоставляется центральной церковной власти. После утверждения избранного Патриаршим Синодом совершается наречение, а затем и посвящение в кафедральном соборе тем же собором епископов, который присутствовал при выборах.

При пересмотре законоположений о существующих органах епархиального управления видное место должен занять вопрос о расширении деятельности обще-епархиальных съездов духовенства. Возникшие на основании семинарского устава 1867 года для удовлетворения нужд семинарий, мужских и женских епархиальных духовных училищ епархиальные съезды, побуждаемые к тому требованиями времени, по необходимости должны были выйти из узких рамок специальной программы. На обсуждение их стали предлагать и обще-епархиальные нужды материального характера. Таким путём во многих епархиях образовались учреждения с хозяйственно-экономическими задачами. Но и в этом виде епархиальные съезды во многом не удовлетворяют назревшим нуждам церковной жизни. Прежде всего, важно, чтобы епархиальные съезды были поставлены в тесные соотношения с епископом. Последний, как предстоятель епархиальной Церкви, является не только председателем съезда, но и руководителем его. Съезды собираются не только по мере надобности или же усмотрению епархиальной власти, но действуют периодически, как постоянный орган епархиального управления. В состав съезда входят не только священнослужители, но и представители от мирян, по одному от каждого благочиния, избранные благочинническими съездами. Рассмотрению съездов подлежат вопросы, касающиеся всех областей церковной жизни епархии:

1) хозяйственно-материальные нужды епархии,

2) деятельность епархиальных учреждений и

3) дела веры и нравственности. В частности, съезд избирает членов духовной консистории и начальников других епархиальных учреждений и наблюдает за их деятельностью. Только при соблюдении этих условий съезды могут принести осязательную пользу для епархиальной церковной жизни.

Высшая духовная власть епархиальной Церкви сосредоточивается в лице епископа. Он управляет епархией при посредстве различных административных органов. К таковым относятся: духовная консистория, советы и правления по делам епархиально-училищным, миссионерским, братским, вспомогательных и эмеритальных касс, свечных заводов. При разнообразии и обособленности этих епархиальных учреждений епископу в высшей степени затруднительно направлять их к правильной и согласованной деятельности. Чтобы облегчить епископу труд управления епархией с помощью различных административных учреждений, необходимо открытие кафедры уездного епископа в тех случаях, когда к тому окажутся средства и местным населением высказывается желание иметь кафедру епископа. Уездный епископ в пределах своей области пользуется всеми правами епархиального архиерея, но в деятельности своей должен быть подведом епархиальному епископу и в конце года представлять отчёт последнему в управлении паствой. Уездный епископ может жить в монастыре и не иметь особого архиерейского дома. Не обязательно при нём и устройство консистории; достаточно одной только канцелярии. При существовании уездного епископа епархиальный архиерей может уделить более времени, забот и внимания деятельности епархиальных учреждений. В целях объединения деятельности этих учреждений необходимо организовать при епископе совет из представителей их, который и рассматривал бы совместно с епископом и под его руководством все важнейшие текущие дела.

Реорганизация церковного суда должна иметь в виду следующие задачи:

1) отделение суда от консистории,

2) гласность судопроизводства, в смысле обязательного вызова тяжущихся сторон, и

3) пересмотр действующих законоположений, согласно с церковными канонами и началами суда гражданского.

Вопрос о благоустройстве прихода в религиозно-нравственном, просветительном и благотворительном отношениях при предполагаемых изменениях во внутреннем строе русской церковной жизни получает такое решение. Церковно-приходская община получает утраченные ею права юридического лица по приобретению, владению и расходованию движимого и недвижимого имущества всеми способами, в законе указанными. Приход заведует и распоряжается всеми церковными суммами, за вычетом налогов на общецерковные, епархиальные и окружные благочиннические потребности. Приходская община, наконец, составляет религиозно-нравственный союз. Соответственно этим началам церковной жизни прихода, в его самостоятельное ведение поступает следующий круг дел:

1) заботиться о благоустройстве и содержании всех благотворительных и просветительных учреждений храма и кладбищ;

2) нравственно воздействовать на порочных или нравственно слабых членов прихода; в случае нужды применять церковно-дисциплинарные меры; по мере сил бороться с инославной и сектантской пропагандой. Делами церковноприходской общины управляют приходское собрание и приходский совет. В состав первого входят все члены общины, достигшие совершеннолетия и по религиозно-нравственной жизни известные с хорошей стороны, и члены причта. Приходский совет составляется из членов причта, церковного старосты и выборных на срок прихожан, под председательством священника. Церковноприходское собрание является органом распорядительным, а совет – исполнительным.

Причины замечаемого в настоящее время ослабления пастырской деятельности прежде всего и главным образом кроются в самых условиях воспитания и обучения духовного юношества. Участившиеся случаи волнений среди воспитанников духовных семинарий и училищ, наблюдаемое в последнее время почти повсеместно прекращение занятий в духовно-учебных заведениях, бегство кандидатов священства в светские высшие учебные заведения и то обстоятельство, что значительная часть духовенства в настоящее время, несмотря на дешевизну содержания и обучения в духовно-учебных заведениях, воспитывает своих детей в светских школах, – показывают, что дело религиозно-нравственного воспитания духовного юношества поставлено неудовлетворительно. Не предрешая вопроса о том или ином типе духовно-учебных заведений, имеющем создаться при изменившемся строе церковной жизни в России, заметим только, что желательно отделить общее образование от специального богословского и открыть двери духовной школы для всех сословий.

Участие духовенства в земских, городских и общественных учреждениях желательно по соображениям такого рода. С участием духовенства в общественных учреждениях открывается широкий путь для воздействия Церкви на государство. Далее, этим путём духовенство, близко соприкасающееся с народом, может оказать ему немаловажную пользу и тем самым возвысить свой нравственный авторитет. Наконец, за участие духовенства в общественных учреждениях говорит и прошлое восточной Церкви, когда епископы были не только равнодушными зрителями общественной жизни, но и деятельными участниками её.

Признание за духовенством прав юридического лица по приобретению недвижимого имущества, составляя одно из средств к упрочению материального положения духовного сословия, представляется не только желательным, но и необходимым делом.

Свои суждения по вопросам, предположенным к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви, заключаю горячим пожеланием скорейшего созвания и плодотворности работ его.


Источник: Материалы по истории церкви. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 1992-. / Кн. 33: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. - 2004. - 1031 с.

Комментарии для сайта Cackle