Источник

№36, преосвященного Тихона, архиепископа Иркутского, от 4 декабря 1905 года

О Поместном Соборе Всероссийской Церкви

I

Созвание Поместного Собора есть крайняя необходимость для русской Церкви, которая далеко уклонилась от тех догматико-канонических норм, которые должны быть постоянными и неизбежными руководящими началами церковной жизни.

II. Состав Собора

В состав Собора должны входить:

1) Епископы всех русских епархий со всеми викариями. В случае невозможности присутствовать на соборе, епископ посылает заместителя из белого или чёрного духовенства или мирян.

2) Представители белого духовенства – в количестве: по одному представителю на каждые 200 сельских приходов приблизительно, и по одному – на духовенство каждого епархиального города. Представители сельского духовенства избираются в каждой епархии на общем епархиальном съезде, составленном из представителей, избранных на благочиннических съездах. Избрание представителей на собор возможно как из числа членов епархиального съезда, так и из лиц, не присутствующих на этом съезде. Выборы происходят путём закрытой баллотировки. Представители городского духовенства избираются на городском благочинническом съезде тем же способом.

3) Представители первоклассных монастырей в России, избираемые братией оных, по одному на каждый монастырь.

4) Миряне – в количестве, равном числу представителей от белого духовенства (по епархиям). Избрание мирян представляет особые затруднения ввиду отсутствия у нас организованной приходской жизни. Наиболее удобным является следующий способ: избрание мирских представителей происходит посредством приходских выборов, дающих членов в съезды мирян по благочиниям; на последних избираются члены епархиального съезда мирян, избирающего представителей на Собор.

5) Представители от духовно-учебных заведений – духовных семинарий и мужских духовных училищ. Избрание этих представителей столь же почти трудно, как и избрание мирян. Предпочтителен следующий способ: члены от четырёх духовных академий избираются советами академий по одному на каждую; в каждой епархии избираются: один представитель от духовной семинарии (правлением семинарии) и один – от мужских духовных училищ епархии (на общем съезде депутатов училищ, избираемых правлениями последних).

Примечание. Путевые расходы всех представителей, за исключением епископов, относятся на счёт их епархий.

III. Права членов Собора

Члены-епископы имеют право решающего голоса. Остальные члены – право совещательного голоса. Это последнее, в отношении инициативы возбуждения вопросов и их обсуждения, считается равным праву епископов, обладающих исключительным правом окончательного решения. Решение постановляется большинством голосов (решающих). Мнение Собора выражается также большинством голосов (как решающих, так и совещательных).

IV. Организация Собора

Председательствует на Соборе епископ, избранный всеми членами Собора.

Для предварительной разработки материалов, доставляемых епархиями по вопросу о Соборе и его программе, должна быть образована при Святейшем Синоде особая комиссия, состоящая из епископа, членов от столичного духовенства, чинов Синода и профессоров духовных академий (по назначению Синода). Задача её – составить систематизированный свод материалов, доставленных епархиями в Синод.

При самом Соборе должна быть особая канцелярия, состоящая из лиц, выбираемых председателем Собора и председателями соборных комиссий, имеющих образоваться по предметам, подлежащим соборному рассмотрению, – из числа членов. Собора как духовных, так и светских.

Заседания Собора должны быть гласными и открытыми.

V. Разделение русской Церкви на митрополии и соприкосновенные с сим вопросы

1) Приход, как первичный элемент церковного строя, должен иметь возможно меньшее количество душ. Предельный maximum православного населения в приходе – 1.000 душ обоего пола. Лишь в крайних случаях, и только в качестве временного явления, возможно допускать 1.500–2.000 душ в приходе.

2) В отношении епархий желательно, чтобы они совпадали с гражданскими уездами, но имели во всяком случае не более 250 приходов (т. е. от 250.000 до 500.000 православных жителей).

3) Дальнейшей административной единицей является митрополия. Весьма желательно, чтобы митрополии, соответственно епархиям-уездам, совпадали с гражданскими губерниями и каждый губернский город имел своего митрополита. В случае невозможности немедленного образования митрополий в таком количестве представляется необходимым разделить русскую Церковь, сообразно с относительным количеством приходов, бытовыми, историческими, географическими и этнографическими особенностями, на следующие двадцать две (22) митрополии: 1 – епархии Петербургская, Олонецкая, Новгородская, Псковская, Рижская и Финляндия (кафедра митрополита в Новгороде); 2 – епархии Виленская, Гродненская и Царство Польское (кафедра митрополита в Вильне); 3 – епархии Минская, Витебская и Могилёвская (кафедра митрополита в Могилеве); 4 – епархии Волынская, Киевская, Екатеринославская (кафедра митрополита в Киеве); 5 – епархии Кишинёвская, Каменец-Подольская (кафедра митрополита в Кишинёве); 6 – епархии Курская, Харьковская, Воронежская (кафедра митрополита в Харькове); 7 – епархии Черниговская, Полтавская (кафедра митрополита в Полтаве); 8 – епархии Смоленская, Тульская, Калужская, Орловская (кафедра митрополита в Смоленске); 9 – епархия Московская, Тверская, Ярославская, Владимирская (кафедра митрополита в Москве); 10 – епархии Рязанская, Тамбовская, Пензенская (кафедра митрополита в Рязани); 11 – епархии Архангельская, Вологодская (кафедра митрополита в Вологде); 12 – епархии Костромская, Нижегородская (кафедра митрополита в Нижнем Новгороде); 13 – епархии Тобольская, Пермская, Екатеринбургская (кафедра митрополита в Перми); 14 – епархии Оренбургская, Уфимская (кафедра митрополита в Уфе); 15 – епархии Симбирская, Казанская, Вятская (кафедра митрополита в Казани); 16 – епархии Самарская, Саратовская (кафедра митрополита в Саратове); 17 – епархии Астраханская, Донская, Ставропольская, Ростовская-на-Дону (кафедра митрополита в Ростове-на-Дону); 18 – епархии Владикавказская и Грузия (кафедра митрополита в Тифлисе); 19 – епархии Томская, Омская, Туркестанская (кафедра митрополита в Томске); 20 – епархии Енисейская, Иркутская, Якутская, Забайкальская (кафедра митрополита в Иркутске); 21– епархии Владивостокская, Благовещенская, Манчжурия (кафедра митрополита во Владивостоке); 22 – епархии Одесская, Таврическая (кафедра митрополита в Одессе).

Примечание. В первую очередь потребно открыть митрополии в Москве, Киеве, Новгороде, Казани, Харькове, Тифлисе и Иркутске.

4) Митрополит избирается всеми епископами митрополии.

5) Не менее одного раза в год должны происходить митрополитские соборы, составляемые из всех епископов митрополии, с присоединением по одному представителю от белого духовенства и мирян. Митрополитский собор, решающий дела, касающиеся всей митрополии, является первой судебной инстанцией для епископов и последней апелляционной – для духовенства.

6) Вся русская Церковь, как патриархия, имеет во главе патриарха, избираемого на Поместном Соборе, составляемом из всех епископов. Патриарх имеет кафедру в С.-Петербурге и состоит Петербургским епископом.

7) При патриархе существует патриарший собор, составленный из членов, выбираемых в каждой митрополии из среды епископов или их заместителей. Члены патриаршего собора делятся на две равные очереди (по 11-ти человек) и заседают по полугодиям. Очереди определяются самим собором. Все члены патриаршего собора, не исключая и патриарха, пользуются правом одного решающего голоса. Патриарх – председатель собора. В число членов собора входит и особый единоверческий епископ.

8) Патриаршему собору подлежит следующий круг дел:

а) исполнение решений Поместного Собора;

б) предварительная разработка вопросов, подлежащих рассмотрению Поместного Собора;

в) судебные дела; патриарший собор есть первая инстанция для жалоб на митрополитов и вторая апелляционная – для жалоб на епископов;

г) имущественные и денежные дела:

а) заведование всеми имущественными и денежными излишками, остающимися за производимым на местах отчислением необходимых сумм на распоряжение местных церковных учреждений;

б) высший контроль над местными имущественными и денежными делами.

9) Высшим законодательным учреждением поместной русской Церкви является Поместный Собор. Он должен быть созываем не менее одного раза в каждые три года.

10) Состав Поместного Собора и права его членов таковы же, как и первого долженствующего быть созванным Поместного Собора (пункт III).

11) Поместному Собору подлежит следующий круг дел:

а) дела веры – учение, культ, внутренняя и внешняя миссия;

б) судебные дела: Поместный Собор есть вторая судебная инстанция для митрополитов и первая – для патриарха;

в) выбор патриарха;

г) снятие сана с епископов;

д) деление русской Церкви на митрополии и открытие новых епархий;

е) контроль над деятельностью патриаршего собора;

ж) сношение с другими поместными Церквами;

з) регулирование отношений русской Церкви к государству.

Проект реформы епархиального управления и суда

а) Епископ

1) Во главе управления епархией стоит епископ.

2) По смыслу канонов, митрополичий суд ведает избрание епископов; но, ввиду немногочисленности кандидатов на архиерейский сан в каждом округе и немногочисленности епархий, входящих в состав округа, сие дело следует оставить в России за высшим церковным учреждением – за Патриаршим Синодом, но за епархиями остаётся право рекомендовать и своих кандидатов.

3) О лице, избранном во епископа, митрополия сообщает верховной государственной власти и, если таковая не будет иметь препятствий, совершает посвящение, согласно каноническим правилам.

4) Посвящение во епископа совершается в том городе, который является его кафедральным городом.

5) К избранию во епископа допускаются как члены клира, так и достойные миряне, признанные таковыми голосом всей паствы, причём если кандидатом во епископа будет лицо не монашествующее, то желательно, чтобы приняло монашество для единообразия, хотя принятие монашества может быть для него и не обязательно. Но епископ, во всяком случае, должен быть или вдовым, или не женатым.

6) Желательно, чтобы кандидатами во епископа были люди, получившие высшее духовное образование. Но, во всяком случае, образовательный ценз их должен быть не ниже среднего.

7) Поставленный на известную кафедру, епископ не может быть ни переводим, ни сам переходить на другую, исключая того случая, когда он будет избран митрополитом или патриархом, или по другим уважительным причинам.

8) Епископ и все помогающие ему органы епархиального управления содержатся на прежнем основании от казны (хотя не исключительно), пока не выработается другого порядка обеспечения их содержанием.

9) Светские награды для епископов должны быть отменены. Для больных и престарелых епископов, не могущих управлять епархиями, на средства казны устраиваются монастыри, где они и пользуются всеми нужными удобствами.

10) Имущество епископа после его смерти переходит в собственность епископской церкви, если о нём не сделано завещательного распоряжения.

11) Жалобы на неправильные действия епископа подаются и рассматриваются митрополичьим или патриаршим собором, причём митрополичий собор является первой судебной инстанцией, патриарший же – апелляционной и кассационной.

12) Признанный виновным, епископ по решению митрополичьего или патриаршего Собора может быть отстранён от управления епархией или подвергнут другому наказанию, но к лишению сана может быть присуждён только голосом Поместного Собора русской Церкви.

б) Органы, помогающие епископу в управлении епархией

1) В деле управления епархией епископу помогают:

а) епархиальные съезды и

б) епархиальный совет пресвитеров.

Епархиальные съезды

2) Епархиальные съезды составляются из избранных на благочиннических собраниях депутатов от духовенства каждого благочиния и мирян, по два депутата от каждого благочиния, причём один депутат должен быть лицом, принадлежащим к клиру, другой – мирянином, и уполномоченного от монастырей, который избирается братией сих последних.

3) Съезды бывают обыкновенные, собирающиеся ежегодно в определённое, наиболее удобное для каждой епархии по местным условиям время, и чрезвычайные, созываемые епископом по мере надобности, но с таким расчётом, чтобы вопросы, подлежащие обсуждению чрезвычайных съездов, могли быть обсуждены предварительно на благочиннических собраниях.

4) Как обыкновенные, так и чрезвычайные съезды собираются в кафедральном городе, где имеет своё местопребывание епископ, который и председательствует на них.

5) Если же епископ почему-либо не может председательствовать на съезде, то депутаты съезда избирают себе председателя закрытой баллотировкой, причём получивший большинство избирательных голосов считается избранным.

6) Ближайшая обязанность как обыкновенных, так и чрезвычайных съездов – быть собором епископа, через посредство которого епископ знакомится с состоянием своей паствы и при посредстве которого обсуждает меры религиозно-нравственного воздействия на паству. Но, кроме того, к обязанностям же съездов относится: во-первых, избрание закрытой баллотировкой членов епархиального совета пресвитеров и кандидатов к ним; во-вторых, обсуждение и решение всех, касающихся епархии, хозяйственных вопросов, с каковой целью съезды рассматривают и ревизуют денежные отчёты совета пресвитеров, а равно и все наличные суммы, рассматривают, утверждают или изменяют составленные последним сметы епархиальных доходов и расходов на каждый год, производят раскладку нужных для содержания епархиальных учреждений налогов, если налоги не покрывают расходов, изыскивают другие источники доходов и прочее.

7) Желательно, чтобы съезды, как соборы, приходили к единогласному решению вопросов, с которыми мог бы согласится и епископ. Но если единогласного решения не будет, то решением считается мнение большинства, к которому присоединится епископ, причём меньшинство, если пожелает, может просить, чтобы мнение его с указанием мотивов было занесено в протокол заседания. Если же между епископом и съездом возникнет существенное разногласие, то дело решается митрополичьим собором.

8) Заседаниями съезда ведутся протоколы, для чего съезд закрытой баллотировкой избирает секретаря.

9) Протоколы съезда немедленно же публикуются в епархиальном органе, причём те постановления съезда, с которыми согласился епископ, т. е. им утверждённые, через 14 дней после их опубликования считаются для всей епархии обязательными.

10) Заседания съезда открыты для православной паствы. Для решения же вопросов, требующих специальных знаний, съезды приглашают сведущих людей, с правом совещательного голоса.

Епархиальный совет пресвитеров

11) Епархиальный совет пресвитеров состоит из десяти избранных съездом духовных лиц: пять из них должны быть постоянными членами, а пять – очередными, призываемыми по назначению съезда на год или два, смотря по удобству их содержания средствами епархии. Очередные члены совета могут содержаться при архиерейских домах или монастырях епархиального города и служить в храмах их на всё время командировки.

12) Если в состав членов совета пресвитеров будут избраны духовные лица того города, в котором живёт епископ и имеет своё местопребывание совет, то они несут службу в совете безвозмездно, что, однако, не лишает съезд права наиболее потрудившимся из них назначить единовременные денежные награды. Если же в число членов совета будет избран член сельского духовенства, то на всё время службы в совете он оставляет приход, на котором его заменяет запасный священник, и пользуется определённым жалованьем из средств казны. Доходы же от прихода поступают в пользу его заместителя.

13) Совет пресвитеров непременно заседает в том городе, в котором имеет своё местопребывание епископ.

14) Заседания совета бывают ежедневно, кроме праздничных дней, начинаются после окончания поздней литургии, т. е. с 11 часов пополудни, и продолжаются до 2 часов пополудни.

15) Заседания совета ведает епископ и, по благоусмотрению своему, присутствует в нём, но заседания его происходят под председательством выборного старшего члена оного.

16) Обязанность совета – помогать епископу:

а) в делах административных,

б) в заведовании принадлежащими церквам и монастырям суммами и имуществами и вообще всеми доходами и расходами епархиальных средств,

в) в контроле хозяйства учебных и благотворительных заведений и

г) в деле суда.

17) Как орган, помогающий епископу в административных делах, совет следит за тем, чтобы все подчинённые епископу учреждения и лица исполняли свои обязанности добросовестно, нерадивых побуждает, поступающих незаконно привлекает к ответственности, подыскивает кандидатов для занятия священно- церковно-служительских мест, в конце каждого года составляет отчёт о религиозно-нравственном состоянии епархии и ведёт все сношения как с подчинёнными ему лицами и учреждениями, так и со всеми другими лицами и учреждениями.

18) Как орган хозяйственный, совет хранит и расходует согласно утверждённой съездом сметы епархиальные капиталы, заведует принадлежащими епархии недвижимыми имуществами, т. е. непосредственно и через уполномоченных лиц отдаёт их в аренду или же эксплуатирует их другим образом, заключает с арендаторами контракты, принимает меры к увеличению доходности имуществ и охране их, собирает с приходов и монастырей определённые съездом налоги, распределяет по благочиниям назначенные для каждого благочиния съездом благотворительные суммы, в конце года составляет для представления съезду отчёты и общие сметы по епархии и хранит все крепостные акты и другие имущественные документы.

19) Как орган контроля хозяйства духовно-учебных и благотворительных заведений, совет фактически и по отчётам следит за правильностью расходования сумм, проверяет благочиннические отчёты и в конце года даёт отчёт о своей деятельности.

20) Как орган, помогающий епископу в совершении суда, совет совершает судебные функции на основании и в порядке, указанном ниже под лит. д.

21) Для лучшего выполнения вышеозначенных обязанностей, члены совета делятся на группы, соответствующие существующим в духовных консисториях столам, причём каждый стол по каждому делу, касающемуся его, подготовляет весь нужный материал, самое же дело решается в общем присутствии всех членов совета.

22) По вопросам, требующим специальных знаний, совет приглашает сведущих людей; для производства же следствий при совете имеется один или несколько судебных следователей, смотря по величине епархий, с платой за их труд, определяемой съездом.

23) Желательно, чтобы следователями были лица, получившие специальное образование.

24) При совете имеется канцелярия, с достаточным числом служащих, с платой за их труд, определяемой епархиальным съездом.

25) Секретарь совета избирается епархиальным съездом из лиц, получивших юридическое образование; съездом же определяется и жалованье ему.

26) В решениях совета секретарь не принимает участия; но он обязан указывать на незаконность решений, однако без права апелляции и кассации решений.

27) В случае допущенного членом совета злоупотребления, он отстраняется епископом от должности и немедленно же предаётся суду, а место его замещается следующим по большинству голосов кандидатом, причём, если отданный под суд член совета будет оправдан, он снова вступает в число членов совета до окончания срока, на который он избран, в противном же случае не только совершенно отстраняется от должности, но и лишается права быть вновь избранным как депутатом съезда, так и членом совета.

в) Епархиальные средства и доходы

1) По пар. 8 лит. а епископ и все помогающие ему органы епархиального управления содержатся не на одни казённые средства епархии. Таковыми должны почитаться:

а) принадлежащее епархии недвижимое имущество,

б) пособия от имений, принадлежащих архиерейским домам, монастырям, причтам и церквам, и денежные капиталы и

в) суммы, собранные по раскладкам съездов с приходов и монастырей епархии.

2) Средства первой категории, т. е. недвижимые имущества и денежные капиталы, составляют неприкосновенную собственность учреждений: средства же второй и третьей – расходуются по утверждённым съездом сметам на содержание епархиальных учреждений.

3) Сумма епархиальных взносов на митрополию и патриархию должна точно соответствовать платёжеспособности епархии и определяться на три года: для митрополии – митрополичьим собором всей митрополии, для патриархии же – Поместным Собором.

4) Если, за удовлетворением указанных выше нужд, часть расходных сумм останется свободной, то по решению съезда суммы эти поступают или в неприкосновенный капитал, или же зачисляются в запасный капитал для удовлетворения могущих быть в будущем нужд епархии. Если же расходных сумм не хватает для удовлетворения всех необходимых епархиальных нужд, то возбуждается ходатайство о субсидии из патриархии.

5) Кроме указанных источников епархиальных доходов, для увеличения последних епархии пользуются правом приобретать путём купли или дара недвижимые имущества, устраивать свечные склады, склады церковных вещей и пр.

6) Когда недвижимое имущество приобретается на неприкосновенный денежный капитал или же на капитал запасный, то приобретение делается непременно с согласия всей епархии, для чего совет пресвитеров, собрав все данные о подлежащем покупке имуществе, передаёт их на обсуждение приходских собраний. После предварительной разработки вопроса о покупке в приходах вопрос этот обсуждается в благочиннических съездах и окончательно решается на епархиальном съезде большинством не менее двух третей всего состава съезда.

7) Инициатива покупки недвижимого имущества может принадлежать епархиальному съезду, совету пресвитеров или же благочинническому съезду.

8) В таком же порядке и на таких же основаниях совершается и продажа принадлежащего епархии недвижимого имущества, если почему-либо будет признано более выгодным для епархии продать его.

9) Купчие крепости по покупке и продаже недвижимых имуществ совершаются советом пресвитеров, который после этого и заведует приобретённым имуществом на общем основании.

10) Основание свечных заводов, свечных складов, складов церковных принадлежностей и прочее также требует согласия всей епархии, причём вопрос решается тем же порядком, как и вопрос о приобретении недвижимых имуществ.

11) Заводами и складами заведуют особые избранные съездами комитеты, которые дают отчёт совету пресвитеров для представления съезду.

12) Чистая доходность от заводов и складов идёт частью на амортизацию затраченного на предприятие капитала или на расширение предприятия, частью – на удовлетворение обще-епархиальных нужд.

13) Желательно, чтобы епархиальные имущества не пользовались никакими особыми привилегиями, которые могут поставить их в ложное положение по отношению к обществу, а несли одинаково со всеми другими все общественные и государственные подати и повинности, взамен чего им должны быть предоставлены все права, принадлежащие всем другим имуществам.

г) Благочиния

1) Для лучшей разработки как религиозно-нравственных, так и хозяйственных вопросов, подлежащих обсуждению епархиальных съездов, а равно для решения хозяйственных дел приходов, и дел судебных, подлежащих приходскому совету и благочинническому съезду, епархии делятся на благочиния, в состав которых входят приблизительно по десяти приходов.

2) Делами благочиний заведуют:

а) благочинные,

б) благочиннические съезды.

О благочинных

3) Благочинные избираются благочинническими съездами и утверждаются епископом на три года.

4) Благочинные состоят помощниками епископа по управлению епархией на местах.

5) Вознаграждение благочинным определяется благочинническими съездами.

6) В своих действиях благочинные руководствуются особой составленной для сего инструкцией.

О благочиннических съездах

7) Благочиннические съезды составляются из избранных на приходских собраниях депутатов, по два депутата от каждого прихода, причём один депутат должен быть священник, другой – мирянин.

8) Благочиннические съезды бывают обыкновенные, собирающиеся ежегодно перед обыкновенными епархиальными съездами, и чрезвычайные, собирающиеся по приглашению благочинного:

а) перед чрезвычайными епархиальными съездами для предварительного обсуждения вопросов, подлежащих решению этих последних,

б) по мере накопления других дел, касающихся благочиния.

9) Как обыкновенные, так и чрезвычайные благочиннические съезды собираются в наиболее центральном и, следовательно, наиболее удобном для всех членов съезда месте.

10) Обязанности благочиннических съездов:

а) выбор депутатов на епархиальные съезды,

б) выбор благочинного,

в) обсуждение касающихся благочиния религиозно-нравственных и хозяйственных вопросов, кои через депутатов благочиния предполагается возбуждать на епархиальных съездах,

г) предварительное обсуждение вопросов, предположенных к решению на чрезвычайных епархиальных съездах,

д) обсуждение хозяйственных вопросов, касающихся благочиния,

е) составление сметы прихода и расхода по благочинию,

ж) распределение между приходами назначенных на благочиние епархиальным съездом сумм,

з) разрешение в качестве второй судебной инстанции судебных дел, не решённых окончательно приходскими советами,

и) побуждение нерадивых к лучшему исполнению лежащих на них обязанностей,

i) если побуждения не действуют, сообщение о таких лицах совету пресвитеров для привлечения их к суду,

к) жалобы в совет пресвитеров на должностных лиц, допустивших злоупотребления.

11) Депутаты на епархиальные съезды избираются на год. Срок их полномочий начинается со дня избрания и продолжается до следующих выборов, причём члены совета пресвитеров не могут быть избраны в депутаты епархиального, а равно и благочиннического съезда. Срок полномочий депутатов на благочиннические съезды также годовой.

12) Заседаниям благочиннических съездов ведутся протоколы, копии которых пересылаются в совет пресвитеров, во-первых – как документальный материал для характеристики религиозно-нравственного и экономического состоянии епархии, во-вторых – как материал для привлечения к ответственности небрежных и допустивших злоупотребления, и в-третьих – как материал для возбуждения на епархиальных съездах таких вопросов, которые этими последними почему-либо не возбуждаются.

д) Церковный суд

Общие положения

1) Церковь всегда имела право суда над своими членами, каковым правом и пользовалась, во-первых, для исправления согрешающих, во-вторых – для удаления из своей среды тех, кои не поддавались её воздействию. Это право и для достижения тех же целей должно оставаться за Церковью и теперь.

2) Поэтому суду Церкви теперь, как и прежде, должны подлежать все её члены, т. е. как миряне, так и члены клира и должностные лица из мирян: первые – в преступлениях и проступках против веры, нравственности и уставов Церкви; последние же, сверх того, и в преступлениях и проступках по сану и должности.

3) В преступлениях и проступках против веры и уставов Церкви, а равно в преступлениях по сану и должности, если эти преступления не затрагиваются интересов гражданского общества, суд Церкви должен быть единственным и окончательным; в преступлениях же и проступках против нравственности суд Церкви не избавляет виновного её члена, будет ли это мирянин или член клира, и от суда гражданского, если гражданская власть или же те лица, которым преступление причинило ущерб, привлекут его к ответственности, как члена гражданского общества.

4) Если Церковь найдёт необходимым отлучить кого-либо из её членов от общения с ней или же лишить сана духовное лицо, то как отлучённый от общения с ней, так и лишённый сана не подвергаются никакому ограничению их гражданских прав. Права их могут быть ограничены только по приговору суда гражданского и в том лишь случае, если преступление, совершенное ими, подлежит ведению этого последнего.

5) Присуждение гражданским судом преступников к епитимии, как дополнительной мере наказания, имеющее место в настоящее время в уголовном судопроизводстве, должно быть отменено. Церковь сама и по собственному почину должна принимать меры нравственного воздействия.

6) Так как в преступлениях против веры, нравственности и уставов Церкви церковный суд имеет характер преимущественно исправительный, то, в случае исправления виновного, та инстанция церковного суда, которая положила на него наказание, может и сократить его срок или же совсем отменить его до истечения срока.

7) Суд совершается непременно в присутствии лица обвиняемого. Но приговор суда может состояться и заочно, если обвиняемый – после вручения ему повестки о явке в суд – не явится в срок, назначенный для данной местности применительно к местным условиям.

8) Повестки вручаются обвиняемым, обвинителям и свидетелям через благочинного.

9) Решение суда в краткой форме объявляется обвиняемому немедленно по окончании следствия, совещания судей и постановки решения; в окончательной же форме с указанием мотивов решения и законов, на которых решение основано, приговор должен быть написан и подписан судьями по истечении десяти дней со дня заседания.

10) Срок для подачи апелляционной и кассационной жалобы начинает исчисляться со дня объявления приговора в окончательной форме.

11) Обвиняемому, равно как и обвинителю, должны быть предоставлены все средства: первому – для защиты, второму – для обвинения; т. е. судом должны быть вызваны свидетели, допрос которых может уяснить дело, произведён их допрос, должны быть приняты во внимание, если есть, письменные документы, должны быть допущены защита и обвинение, и, если обвиняемый недоволен приговором суда, ему должно быть предоставлено право апелляции и кассации решения в следующую инстанцию.

12) Срок подачи апелляционной или кассационной жалобы оканчивается через месяц после объявления решения в окончательной форме.

13) Как при постановлении приговора, так и при назначении наказания, суд принимает во внимание, совершено ли преступление с умыслом или без умысла и, если с умыслом, то по обдуманному ли ранее намерению, или же хотя и с намерением, но по внезапному побуждению без предумышления, и сообразно с этим увеличивает или уменьшает меру наказания.

14) Если в преступлении участвовало несколько лиц, то суд должен определить степень виновности каждого участника и сообразно с этим назначать меру наказания.

15) Приговоры церковного суда приводятся в исполнение или приходским советом, или благочинным, или же монастырём, когда виновный приговорён отнести в нём епитимию, смотря по тому, кому из этих органов исполнение будет поручено судом.

16) Если присуждённый к наказанию откажется исполнить последнее, то он по новому постановлению церковного суда отлучается от общения с Церковью до раскаяния, после чего и относит наложенное на него ранее наказание. Но если отказ от исполнения постановления церковного суда грозит имущественным интересам Церкви, т. е. в случае растраты церковного имущества, то епархиальная власть имеет право обратиться к содействию гражданского суда, и этот последний не может отказать ей в расследовании дела и привлечении виновного к ответственности.

17) Наказания, определяемые церковным судом, суть следующие:

а) для мирян, не несущих каких-либо обязанностей по выборам: выговор, епитимия, устранение от участия в делах прихода и, как результат этого, лишение права быть избранным на какую-либо должность по епархии, отлучение от св. причащения и отлучение от Церкви;

б) для мирян, несущих церковные должности: кроме указанных выше, ещё денежный штраф и отстранение от должности;

в) для членов клира: сверх указанных, епитимия в монастыре, запрещение священнослужения и низвержение из сана.

Инстанции церковного суда и порядок судопроизводства в них

18) Судебная власть в Церкви принадлежит:

а) приходскому совету,

б) благочинническому съезду,

в) совету пресвитеров во главе с епископом,

г) митрополичьему собору,

д) патриаршему собору,

е) Поместному Собору русской Церкви, – что, однако, не устраняет мер пастырского воздействия со стороны священника, благочинного и епископа.

19) Для мирян и церковнослужителей низшей инстанцией церковного суда является приходский совет, следующей – благочиннический съезд и последней – в порядке только кассационном – совет пресвитеров, за исключением дел об отлучении от Церкви за ересь и раскол и тех денежных дел, в которых истцом или ответчиком является епархия. В этих случаях миряне, если пожелают, могут переносить спорное дело на суд митрополичьего собора, в первом случае – в порядке апелляционном и кассационном, во втором – только кассационном.

20) Для диаконов и священников низшей инстанцией церковного суда является благочиннический съезд, следующей – съезд пресвитеров во главе с епископом и последней – в кассационном порядке – митрополичий собор.

Примечание. Для монашествующих низшей инстанцией суда является суд братии, следующими – те же, что и для диаконов и священников.

21) Для епископа низшей инстанцией церковного суда является митрополичий собор, следующей – патриарший и, наконец, Поместный Собор русской Церкви. В этой последней инстанции рассматриваются, впрочем, только дела о снятии сана с епископа и дела по кассационным жалобам.

22) Низшие инстанции церковного суда для каждой категории указанных выше лиц являются по преимуществу примирительными. Главнейшая их задача состоит в том, чтобы прекратить начавшуюся вражду или нестроение в самом начале, с соблюдением интересов истца и ответчика и, если примирение состоится, то дело совершенно прекращается, за исключением дел имущественных и злоупотреблений по должности. Но если примирения не последует, суд постановляет своё решение и налагает на виновного наказание.

23) При наложении наказания общественное положение виновного не должно служить причиной к смягчению наказания: суд для всех должен быть равен, не обращая внимания на лица.

24) Дела в указанных выше инстанциях церковного суда начинаются:

а) в приходском совете дела против веры и нравственности священников, после того, как им будут употреблены все меры пастырского воздействия, дела по нарушению уставов Церкви и имущественные по заявлению каждого прихожанина, дела по ссорам и обидам потерпевшей стороны;

б) в благочинническом съезде: по апелляционным и кассационным жалобам на решения приходского совета, по жалобам на священнослужителей прихожанами;

в) в совете пресвитеров: по жалобам должностных лиц и учреждений и частных лиц.

25) В приходский совет жалоба может быть заявлена словесно; в остальных инстанциях жалобы заявляются письменно.

26) В приходском совете и благочинническом съезде следствие производится в самом же заседании суда, который после этого и постановляет своё решение; в совет же пресвитеров, если последний найдёт дело сложным, требующим предварительной подготовки, или же расследования дела потребуется начать немедленно же, предварительное следствие поручается произвести судебному следователю, который и действует по данному ему инструкции, соблюдая при этом все требования закона, которые должен соблюдать и суд.

27) Гражданская власть, если потребуется, должна оказать должное содействие судебному следователю.

28) Дела, подлежащие ведению трёх первых инстанций церковного суда, суть следующие:

а) Дела, подлежащие ведению приходского совета:

1) Нарушение благочиния в храме и вне оного мирянами и церковнослужителями, после того как священником будут употреблены все меры пастырского воздействия.

2) Уклонение от исполнения уставов Церкви мирян и церковнослужителей после оказавшихся недействительными мер пастырского воздействия.

3) Порочное поведение членов прихода, мирян и церковнослужителей (пьянство, развратное поведение, нищенство и прочее), после пастырских воздействий священника.

4) Возбуждение раздоров в среде прихода.

5) Ссоры и обиды, нанесённые членами прихода мирянами друг другу, если обиженный и обижающий пожелают обратиться не к гражданскому суду, а к суду Церкви.

6) Ссоры и обиды церковнослужителями друг друга и мирян.

7) Злоупотребления должностными лицами из мирян и церковнослужителей в заведовании приходскими суммами и в расходовании оных.

б) Дела, подлежащие ведению благочиннического съезда:

1) Нарушение благочиния в храме и вне оного священнослужителями после мер воздействия со стороны благочинного.

2) Недобросовестное исполнение священнослужителями своих пастырских обязанностей тоже после мер воздействия со стороны благочинного.

3) Вымогательство священнослужителями платы за совершение треб.

4) Нетрезвая жизнь священнослужителей, после того как меры, принятые благочинным, оказались недействительными.

5) Ссоры и обиды, нанесённые священнослужителями друг другу и мирянам.

6) Злоупотребления священнослужителями в заведовании приходскими суммами.

7) Апелляционные и кассационные жалобы на судебные постановления приходского совета.

в) Дела, подлежащие ведению совета пресвитеров:

1) Ереси и расколы, возникающие в пределах епархии по донесению благочинных.

2) Отступления от православия по донесениям благочинных или по собственному заявлению отступивших.

3) Нарушение священнослужителями целомудрия.

4) Жалобы на мирян, церковнослужителей и священнослужителей и должностных лиц приходов и благочиний, не поддающихся воздействию исправительного и карательного суда двух предыдущих инстанций по жалобам благочинных.

5) Злоупотребления в заведовании хозяйственными делами епархии и вообще преступления по должности лиц епархиального управления.

Меры наказания и исправления

Последним вопросом в деле реформы епархиального управления и суда является вопрос о мерах наказания и исправления согрешающих членов Церкви. Но вопрос этот настолько серьёзен, требует такой специальной подготовки (тем более, что некоторые из мер, указываемых канонами, в настоящее время являются совершенно неприложимыми), что я не считаю себя вправе взять на себя задачу выработать их и полагал бы со своей стороны, что решить этот вопрос могла бы только особая комиссия юристов при Поместном Соборе.

Проект устройства церковного прихода

В целях поднятия церковной жизни, так заметно упавшей в последнее время, необходима организация прихода, как юридической единицы. Для наиболее успешной пастырской деятельности желательно, чтобы каждый приход не превышал 100 кв. вёрст с населением в 1.000 душ православного исповедания; ввиду же трудности образования в настоящее время подобных приходов, могут существовать, как временное явление, приходы, занимающие большую территорию с населением до 2.000 душ – с тем, чтобы по мере возможности приближаться к вышеуказанной норме.

Центром приходской жизни служит приходский храм.

Руководителем религиозно-нравственной жизни прихода является приходский священник. В целях единства пастырского дела желательно в каждом приходе видеть одного священника, который для своих пасомых является тем же, чем отец для семейства. Как исключение, сообразно местным приходским нуждам, с согласия прихода и разрешения епархиальной власти может быть назначаемо в приходе и более одного священника. В качестве непосредственного помощника священнику в исполнении последним его пастырских обязанностей по церкви и приходу является диакон. В приходах, не могущих содержать диакона, последнего может не быть. Псаломщик – непременный член причта каждого прихода.

Пастырю Церкви в религиозно-нравственной деятельности помогают:

1) общее собрание членов прихода и

2) приходский совет.

Общее церковно-приходское собрание

Общие собрания прихожан бывают очередные (или постоянные) и экстренные. Первые устраиваются не менее двух раз в год: одно – весной и другое – осенью. Экстренные назначаются по инициативе приходского священника, по заявлению не менее ⅓ членов приходского совета и по распоряжению епархиального преосвященного и губернатора.

Объявления о созыве церковно-приходского собрания составляются письменно настоятелем и сообщаются приходу в первый раз, по крайней мере, за 14 дней до собрания прочтением в приходском храме, а также вывешиванием в приходской избе, в сельском правлении и на церковных дверях. По делам, требующим спешного производства, собрание может быть созвано и в более короткий срок. Однако на таком собрании не разрешается постановлять решения о расходах или об отпуске сумм на покрытие таковых. В объявлении о созыве общего собрания должны точно обозначаться время и место собрания, а также дела, подлежащие обсуждению.

Состав собрания

Членами общего церковно-приходского собрания являются все прихожане, имеющие не менее 18 лет от роду. Из женщин принимают участие в собраниях только представительницы от хозяйств, если нет главы-мужчины.

Предметы, подлежащие обсуждению общего собрания

Общее церковно-приходское собрание:

а) Избирает членов приходского совета, церковных старост, ревизоров для поверки приходской отчётности. Крайне желательно, чтобы собрание выбирало кандидатов в члены причта. Но, ввиду недостатка на месте – при существующих условиях жизни – вполне достойных кандидатов в члены клира, выборное начало при назначении клириков не может пока иметь широкого применения, а потому члены причта должны быть назначаемы епархиальной властью. При наличности же вполне достойного кандидата собрание представляет его на утверждение епархиальной власти. Избираемый или назначаемый кандидат во священника должен иметь возраст не менее 25 лет. Желательно предоставить ему право самому выбирать, оставаться ли ему неженатым или вступать в брак.

б) Разрешает сборы и постановляет решения о займах на удовлетворение общих потребностей прихода, а также устанавливает правила касательно раскладки и взимания сборов.

в) Утверждает податной и голосовой списки. В податной список вносятся все лица православного исповедания, владеющие землёй, отдельным хозяйством и имеющие промысловые занятия. Взносы и обложения должны производиться подоходно.

Примечание. Обсуждение правильности раскладки сборов подлежит общему собранию, состоящему только из лиц, производящих взносы.

г) Определяет правила для заведования и расходования сумм и имуществ прихода, а также устанавливает порядок ведения отчётности.

д) Решает дела, касающиеся содержания и сооружения храма и причтовых домов, устройства и содержания кладбища, открытия и содержания школ, богаделен.

е) Приобретает имущества с разрешения епархиальной власти и даёт заключения по касающимся прихода вопросам о разделении или изменении существующих приходов или учреждении новых.

На очередных собраниях обязательно производятся следующие дела: на первом (весной)– поверка податного и голосового списка, отчётности и управления за предыдущий год, а также отчёт о том ревизоров; и на втором (осенью) – утверждение сметы прихода и расхода на следующий год, а также выборы ревизоров по отчётности и прочих выборных лиц, должности которых с исходом года сделаются вакантными.

Порядок решения дел на общем собрании

Председательствовать на собрании обязательно должен приходский священник, как высший в приходе руководитель церковной жизни.

Председатель представляет дела на обсуждение и руководит прениями. Дело, не обозначенное в объявлении о созыве собрания, не может быть решено. Если прихожанином будет возбужден новый вопрос, то подобный вопрос может обсуждаться лишь на другом собрании, созванном в надлежащем порядке. По окончании прений по делу председатель предлагает собранию вопросы для окончательного решения этого вопроса, причём каждый вопрос должен быть так поставлен, чтобы на него можно было ответить «да» или «нет». По получении ответа председатель объявляет, какое по его мнению принято решение и, если не будет заявлено требование о баллотировке, то объявляет одобренное мнение, как состоявшееся решение собрания. Решение прихожан определяется большинством; при равенстве голосов окончательным считается мнение, к коему присоединится председатель. При равенстве голосов в выборах вопрос решается жребием. Выборы производятся закрытые, если кто-либо из членов собрания этого пожелает.

Решения общего собрания по делам, касающимся заключения займов или наложения сборов на несколько лет или же продажи или изменение порядка употребления имущества, доставшегося приходу в дар или по завещанию, на определённые в общую пользу прихода цели, представляются на рассмотрение губернатора, который по сношении с епархиальным преосвященным и утверждает их.

Протокол церковно-приходского общего собрания поверяется собранием или назначенными им каждый раз поверенными немедленно по окончании прений, а если это невозможно, то в другое объявленное время, но не позднее 14 дней после собрания, и подписывается председателем и по крайней мере двумя из присутствовавших на собрании членов, или же поверенными, если таковые были назначены для проверки. Изменять решение при проверке не допускается.

Сверенный протокол должен быть прочитан прихожанам в церкви в следующее после проверки воскресенье с указанием порядка обжалования решения собрания.

Протоколы общих собраний с принадлежащими документами хранятся в церковных архивах, где они должны быть доступны благочинному и прочему духовному начальству, посещающему приход.

Кто недоволен решением общего собрания и имеет к этому достаточные основания, может после объявления протокола в церкви обжаловать решение собрания подачей заявлений или епархиальному начальству или губернатору, смотря по роду дел. На обжалование полагается 45-дневный срок.

За порядком на собраниях следит председатель. Он может после предостережения удалить каждого, кто бесчинным поведением нарушает порядок. Если же председатель не в состоянии прекратить беспорядок, то он распускает собрание.

Приходский совет

В состав совета входят все члены причта, церковный староста и выборные общим собранием представители от прихожан. Выборных членов совета должно быть более числа постоянных. Желательно, чтобы в состав совета входил один из каждых ста прихожан. Члены совета имеют не менее 25 лет от роду и выбираются на 4 года, с выбытием половины каждые два года, если снова не будут выбраны. В случае смерти члена или выбытия его из должности по другой законной причине до исхода срока, на которые он был избран, на следующем очередном общем собрании избирается вместо него другой член на остающееся время. До очередного же собрания обязанности члена принимает на себя кандидат.

Какие члены совета должны по истечении двух первых лет выбыть из состава совета – определяется жребием. Выбранный общим собранием в члены совета прихожанин может отказаться от участия в совете только по уважительной причине.

Председательствует в совете приходский священник, а за его отсутствием – старший духовный член, а за отсутствием всех духовных членов – член из мирян по выбору совета.

Собрания совета

Собрания совета происходят не менее одного раза в месяц. Собирается совет по приглашению председателя или по заявлению не менее ⅓ членов совета. Совет считается не состоявшимся, если не присутствует более половины всех членов и если между присутствующими число выборных не превышает числа постоянных членов. Все члены пользуются каждый правом одного голоса. При равенстве голосов окончательным считается то решение, которое принимается председателем. На совете, по приглашению членов совета, присутствуют и другие прихожане, желательные в данном случае своими советами и сведениями. Правом решающего голоса они не пользуются.

Дела, подлежащие ведению совета

Приходский совет:

а) хранит и заведует приходским имуществом, а также ведёт отчётность;

б) составляет податной и голосовой списки прихода, а также расписки доходов и расходов;

в) принимает пожертвования и пособия, распоряжается раскладкой и взиманием сборов, разрешенных на общем собрании прихожан;

г) в случае нужды избирает и уполномочивает поверенного являться представителем прихода в суд и перед другими властями;

д) входит в общее собрание с представлениями и проектами, вызываемыми приходской жизнью;

е) даёт предварительное заключение по каждому поступающему на рассмотрение общего собрания делу;

ж) распоряжается приведением в исполнение решений общего собрания, если для производства по свойству дела не требуется иного порядка или не последовало другого определения прихода, и

з) ведает благотворительными и просветительными учреждениями прихода.

Совет из среды своих членов избирает казначея, на обязанности которого лежит принимать и по указаниям совета хранить и выдавать приходские суммы, а также вести отчётность. Казначей может пользоваться вознаграждением от прихода, если по многочисленным занятиям того заслуживает.

Отчётность представляется приходским советом ревизорам не позднее двух месяцев по окончании отчётного года. Если ревизоры сделают какое-либо замечание по поводу отчёта, совет обязан немедленно дать разъяснение, которое с отчётом ревизоров представляется на очередное общее собрание.

Податной и голосовой списки составляются советом ежегодно заблаговременно и объявляются в храме или волостном правлении по крайней мере за 14 дней до очередного общего собрания, на котором эти списки проверяются.

Росписи дохода и расхода на следующий год составляются советом также заблаговременно, чтобы второе очередное собрание могло быть созвано осенью в удобное время. При сборе с прихожан сумм на нужды приходской жизни совет руководится предписаниями, даваемыми на сей предмет общим собранием. Ведомость о раскладке утверждённых собранием сборов составляется приходским советом без замедления.

В заседаниях приходского совета один из членов по выбору совета ведёт протокол, который поверяется по окончании заседания или не позже, как в следующем заседании. Особым каждый раз определением поверка протокола может быть поручаема советом двум или нескольким членам вместе с председателем.

Председатель совета обязан принимать всё на имя совета поступающие бумаги и представления, а также хранить дела совета и вести им список. Дела совета должны быть доступны благочинному и прочему духовному начальству, посещающему приход.

Приходский совет сам устанавливает порядок занятий в совете и распределяет занятия между членами, если признаёт это нужным.

Каждый член совета ответствует вместе с прочими членами за денежные суммы, состоявшие в ведении совета, но не обязан вознаграждать убытки, причиненные не по его вине.

Содержание членов причта

Для урегулирования церковно-приходской жизни необходимо предупреждать частый в современном положении Церкви переход членов причта из одного прихода в другой. Для избежания этого весьма ненормального явления, вызываемого преимущественно неодинаковой материальной обеспеченностью священников и прочих членов причта, необходимо установить определённое содержание священно- церковнослужителей по такому приблизительно расчету: в сельских приходах священник получает 1.500 руб., диакон – 900 руб. и псаломщик – 600 руб.; в городах, где жизнь дороже, священник получает 2.000 руб., диакон –1.200 руб. и псаломщик – 800 руб. Квартира и отопление должны быть от прихода. Церковная земля, кроме усадебной, может поступить в доходную статью прихода, а взамен её причт пользуется ругой в положенном количестве. Источником содержания причтов должны быть средства церковные и отчасти приходские:

1) процентные бумаги, принадлежащие в настоящее время церквам и причтам;

2) доходы с имуществ – приходской собственности, если таковая имеется, и

3) приходское обложение. Последний источник должен быть возможно минимальный и может иметь место только в том случае, если церковных сумм окажется для содержания приходского духовенства недостаточно.

Временно, до уравнения числа приходских душ, содержание членов причта должно быть пропорционально наличности душ в приходе сообразно указанной норме (1.000 душ в приходе).

Получая определённое содержание, члены причта безвозмездно совершают все обязательные богослужения и требы для своих прихожан. К таковым относятся:

а) совершение богослужения по праздничным, воскресным и табельным дням, в дни местно чтимых святых, в общепринятые дни поминовения усопших, во Св. Четыредесятницу и в течение одной недели Успенского поста:

б) совершение таинств, отпевание усопших, при отпевании совершается заупокойная литургия и вынос тела на кладбище;

в) хождение со крестом по домам прихожан во дни Св. Пасхи, Рождества Христова, Крещения и храмового праздника;

г) служение панихид при покойнике и

д) совершение очистительной молитвы для родильницы.

Добровольные даяния за совершение необязательных треб поступают: половина – в пользу членов причта и половина – на общие нужды прихода.

На обязанности священников лежит в настоящее время совершение гражданских актов записыванием в особо установленные книги всех совершенных таинств. Весьма желательно было бы освобождение членов причта от совершения актов, имеющих чисто гражданское юридическое значение: священник, как совершитель тайн Божиих, не должен вести государственных записей, но при каждой церкви должны вестись церковные записи священника о всех совершаемых им таинствах; копии с этих записей могут выдаваться по требованиям государственной власти.

Внешний вид священника

Как лица, поставленные на особое положение от мирян, священнослужители и по внешнему своему виду должны выделяться из среды других людей, почему одежда их должна быть оставлена той формы, какая узаконилась целыми веками.

Снятие сана

Желательно устранение государственной власти в привлечении к гражданскому наказанию лиц, снимающих с себя священный сан. Лицо, снимающее сан, должно быть подвергнуто только одному церковному суду, ибо самый факт снятия сана есть преступление не против государства, а против Церкви. Гражданскому суду подвергаются только те из снимающих сан, кои совершили какое-либо уголовное преступление. Число лет священства засчитывается в пенсию.

Пенсии

Признавая необходимым установление вполне достаточного для членов причта содержания, нельзя не указать и на весьма скромное обеспечение членов причта, установленное теперь для них при выходе в отставку. Необходимо, оставив существующие сроки выслуги пенсии, размеры её увеличить вдвойне против настоящей её нормы. Пенсионный капитал должен составляться из вычетов на пенсию, производимых согласно существующему порядку с получаемого членами причта содержания. В видах наилучшего обеспечения престарелых и больных членов причта, а также вдов и сирот, должна быть учреждена обязательная общецерковная эмеритальная касса.

Вопросы веры

Основные истины православно-христианской веры могут быть рассматриваемы и полномочно решаемы лишь на Вселенских Соборах. Тем не менее и Поместные Соборы, во-первых, обладают правом постановки новых догматических вопросов в зависимости от условий и состояния современной религиозной мысли, во-вторых – могут делать надлежащие выводы из признанных уже Церковью догматических положений в отношении к возникающим в современном религиозном сознании запросам. С другой стороны, Поместный Собор имеет полное право решать вопросы, прямо не относящиеся к основному содержанию христианской веры, однако тесно связанные с ним. Это – вопросы обрядовые. Имея в виду таковые правомочия Поместного Собора по отношению к вопросам веры, я полагал бы:

1) Поместный Собор русской Церкви должен установить точные и определённые границы неизменяемого догматического содержания христианства, чтобы дать твёрдый критерий в различении между христианскими современными мнениями о вопросах веры и мнениями, уклоняющимися от смысла и духа христианства.

2) Собор, на основании наличного догматического содержания церковного вероучения, должен дать определённое решение вопросов, наиболее волнующих современное религиозное сознание (вопросы о религиозном воспитании в семье и школе, посте, посещении богослужения и т. п., вопросы об отношениях христианства и человеческой культуры, духа и плоти, Церкви и государства и др.).

3) По отношению к обрядовой области, Собор прежде всего должен рассмотреть вопрос о переводе всего богослужения с церковно-славянского языка на русский или об изменении в словосложении своём церковно-славянского языка в более понятную и близкую к складу русской речи форму. Такой перевод есть настоятельная необходимость. Церковно-славянский язык непонятен более чем для половины русских людей, а это лишает общественное богослужение его прямого значения – религиозно-нравственного просвещения и воспитания членов Церкви. Однако организация переводческого дела должна быть обставлена с большой тщательностью, чтобы достигнута была и цель перевода – полная понятность богослужения, и в то же время это последнее ничего не утратило существенного из своего содержания.

4) В отношении к составу богослужения, должно быть обращено особое внимание на то, чтобы Церковь не являлась средством в руках государства в преследовании тех или иных политических целей. Церковь должна стоять выше всяких политических партий.

5) Наконец, есть настоятельная необходимость в точном урегулировании самого богослужебного устава русской Церкви. В настоящее время этот устав существует почти номинально, нигде не выполняясь во всей полноте и точности. При соблюдении общей схемы богослужебного устава, частности его подлежат сокращениям и изменениям по личному усмотрению священников. Это обстоятельство заставляет желать установления единообразного и общеобязательного богослужебного устава. Таковой должен быть выработан путём возможного сокращения нынешнего устава, хотя и с сохранением существующего его вида, но уже не подлежит практическому сокращению по усмотрению.

По вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений

Что касается преобразования духовных училищ и семинарий, то я полагал бы совершенно необходимым возвратиться к старому уставу, по которому богословские предметы были сгруппированы в двух старших классах. Необходимо уничтожить в семинарии двойственность её цели и усилить в ней религиозно-нравственное, в духе пастырства, воспитание.

Примечание. Считаю нелишним приложить здесь брошюру о. ректора вверенной мне семинарии по вопросу о реформе духовно-учебных заведений.

(Брошюра под заглавием: «К вопросу о постановке обучения и воспитания в духовных семинариях», составленная ректором Иркутской духовной семинарии архимандритом Никоном, напечатана в Иркутске в июне 1905 года.)

Желательные реформы в православной духовной миссии Иркутской епархии

Православная духовная миссия Иркутской епархии ту организацию, по которой она действует ныне, получила не более как лет 30–35 тому назад. Миссии этой приходилось и приходится иметь главным образом дело с инородцами – ламаитами и шаманистами. В 30–35-летнее своё существование миссия, при поддержке Императорского Правительства, преследовала не одни только христианские идеи, но стремилась и к общегосударственным целям, т. е. не ограничивалась только одним просвещением инородцев светом христианского учения, но в задачу её входило и культурное развитие инородцев. Плоды миссии за это время, несмотря на все неблагоприятные условия, на грубость и фанатизм крепко организованного ламства, поддерживаемого – с одной стороны – некоторыми образованными лицами, в коих и поныне ещё распространено странное для христианина и русского человека мнение, что гуманность требует сохранения племенных особенностей инородцев, сохранения и развития оригинальных начал их жизни, в том числе религиозных языческих верований, и с другой – нередко представителями высшей правительственной власти в Сибири, находившей христианскую религию слишком высокой для некультурного инородца; несмотря на всё это, – повторяем, – плоды миссии были не безуспешны. Так, благодаря миссии, за означенный период времени:

1) просвещено св. крещением свыше 80.000 инородцев обоего пола. Правда, в числе этом, может быть, не десятки, а целые сотни восприняли св. крещение без всякого ознакомления с истинами православной веры; но это – из тех, которые увлечены были к принятию св. крещения массовыми движениями инородцев к православию, когда их крестилось не десятками, а сотнями; всё же и эти, раз уже они приняли св. крещение, хотя по увлечению массы, считали себя после крещения вполне русскими и в последующей жизни своей старались исполнять все требования Христовой веры и переменить свой образ жизни на русский. Может быть, и в настоящее время много из новопросвещённых инородцев мало знакомлены с вероучением веры Христовой. Но виновны ли они в этом, и виновата ли миссия!! Православная Русь восприняла Св. крещение свыше 1.000 лет, но все ли в ней православные христиане вполне ознакомлены со своей верой?

2) Просвещённые светом веры Христовой инородцы, при содействии школы, скоро поняли, что не кочевая беззаботность, а старание и труд составляют прямое назначение человека, а потому, не оставляя прежнего своего кочевого занятия – скотоводства, принялись за земледелие, огородничество, птицеводство и прочее; всё это привязало их к земле, благодаря чему образовались целые селения с насельниками, называемыми в Иркутской губернии «ясачными». Жители этих селений прежний образ своей бурятской жизни переменили вполне на русский быт и русскую обстановку. Вообще надо заметить, что буряты, по принятии христианской веры, считают уже низким для себя жить по-бурятски; они даже не любят, когда их, после крещения, называют бурятами, а считая себя русскими, они стараются и во внешнем быту подражать русским. Имеются в Иркутской миссии улусы, где нет почти юрт – обыкновенных жилищ кочевников, а все русские дома; между последними имеются такие, которые могли бы служить украшением любого города, таков, например, улус Боханский. Вот вкратце успехи Иркутской православной духовной миссии за время её существования. Таковое благотворное влияние миссии на национальный быт инородцев могло бы продолжиться и далее; но дух времени и современное брожение умов заставляют несколько изменить внутренний строй и внешнюю организацию миссионерского дела в Иркутской епархии.

Что же нужно в настоящее время, с одной стороны – дабы посеянные Иркутской миссией в течение 30–35-летнего её делания семена не заглохли, а с другой – для дальнейшего развития и улучшения миссионерского дела Иркутской епархии?

Для этого необходимо прежде всего озаботиться в возможно скором времени умножением тех христианских учреждений, которые особенно важны для новопросвещённых обращённых инородцев, а именно:

1) миссионерских станов;

2) миссионерских одноклассных школ;

3) устройством исключительно для инородцев школ второклассных, устройством церковно-учительской семинарии;

4) усилением деятельности переводческой комиссии и

5) открытием при всех станах церковно-приходских попечительств.

В частности, для большего успеха христианской проповеди между инородцами нужно:

1) Устройство новых станов в ведомствах: Улейском и Куйтинском Балаганского уезда, в Ново-Кудинском Верхоленского ведомства, в Мондах Иркутского уезда и в стане Коймарском (Парфениевском) Иркутского уезда, где имеется уже значительная крещенно-инородческая паства, должна быть открыта вакансия второго священника, чтобы пастырско-приходское дело и благовестничество не мешали одно другому и не заставляли миссионера разрываться на то и другое.

2) Все имеющиеся в настоящее время в Иркутской миссии станы, а также и все те, которые вновь будут открыты, должны быть переименованы в приходские общины на соборных началах по образцу и проекту русских приходов, с наделением их от казны землёй.

3) Из прежней деятельности Иркутской миссии замечено, что чем ближе миссионер стоит к инородцам, чем проще и задушевнее его обращение с ними, тем деятельность его по обращению их в православие идёт успешнее; поэтому требуется рекомендовать о.о. миссионерам приобретать доверие и любовь от инородцев, уметь стать в близкие отношения к ним, уметь повлиять на них силой своего характера, если то потребуется, не прибегая ни к угрозам, ни к жалобам; уметь выдерживать себя при всех неприятностях, оскорблениях, с каковыми, может быть, в настоящее брожение умов придётся встретиться ему; терпение можно считать первой добродетелью миссионера. Всё это, при нравственно-доброй жизни миссионера, несомненно, может повлиять, при помощи Божией, на успех в обращении инородцев к христианству.

4) До настоящего времени миссия действовала преимущественно благовестнической проповедью на некрещенных инородцев. Проповедь эту не только ограничить, но возможно увеличить, и притом на их, по возможности, инородческом языке, рекомендуя о.о. миссионерам пользоваться для этого каждым удобным случаем, как например: при крещении, похоронах, браках и прочее. А так как инородцы, как и вообще все азиаты, по складу своего ума менее всего способны понимать мысль в отвлечённой форме логических понятий, – они любят и легко усвоят себе во всём только то, что облечено в образы фантазии или представлено в картинах, – то необходимо, чтобы предлагаемые для изучения христианские истины представлены были им как можно нагляднее. Пособием о.о. миссионерам для этого могут служить картины с изображением событий из священной истории. Приобретение этих картин и рассылка их по станам лежит на обязанности Иркутского миссионерского комитета.

5) Отправление богослужений должно быть истово, торжественно, по возможности – на языке инородческом. Обряды и обычаи православной Церкви должны быть совершаемы для инородцев без всякой платы и притом, по возможности, торжественно. Так, каждый умерший должен быть отпеваем за литургией, причём вынос тела умершего из дома в храм и затем из храма на кладбище должен быть сопровождаем причтом с пением «Святый Боже»; в праздник Рождества Христова, св. Пасхи крещённые инородцы без исключений должны быть посещены о.о. миссионерами со св. крестом, а в праздник Богоявления – со святой богоявленской водой.

6) Твёрдо и решительно изменить характер деятельности миссионеров по отношению крещения инородцев: они должны крестить только тех инородцев, которые будут искать св. крещения не по каким-либо житейским и другим расчётам, а по искреннему убеждению в превосходстве христианской веры перед их верованиями и по достаточном научении во всех главных догматах веры Христовой.

7) Вслед за благовестной проповедью, за первенствующее средство в деле распространения христианства среди инородцев нужно принять школу. Имея дело с душами, не заросшими терниями человеческих измышлений и не загрязнёнными пороками, школа является верным и более действительным средством просвещения молодого поколения. Кроме того, она через посредство учеников будет оказывать своё влияние и на взрослое поколение инородцев и, постепенно подтачивая их мировоззрение, которым они живут, заставит их почувствовать религиозный свой голод. А потому желательно, чтобы при всех станах миссии были открыты школы с программой церковно-приходских школ. Школы эти внешним своим видом должны удовлетворять всем требованиям современной гигиены, а внутри обставлены возможно прилично, особенно картинами не одного только религиозного содержания, но и другими, дабы всё возбуждало любопытство, удивление и приковывало к себе внимание ребёнка. При школах обязательно должны быть огороды, для чего школы наделяются от казны землёй в таком же количестве десятин, в каком наделены в настоящее время все народные школы Министерства народного просвещения. В школах для мальчиков должны быть введены ремесла, как-то: столярничество, портняжничество и прочее, а в школах для девочек – рукоделие. При всех школах должны быть библиотеки – как для чтения учащихся в школах, так и для взрослых. Имея в виду, что инородец с любопытством ребёнка бросается на всё для него невиданное, хорошо было бы для этого украшать школу такими моделями, рассматривание которых принесло бы ему хотя бы небольшую пользу. Библия в картинах должна быть необходимой принадлежностью. Главное заведование школой должно быть возложено на миссионера; преподавание Закона Божия в школе есть его прямая обязанность. В школы принимаются исключительно инородческие дети без различия вероисповедания. Общежития при школах устраиваются на средства самих инородцев.

8) В миссиях Алтайской и Японской деятелями являются, по большей части, природные насельники, как непосредственно знающих и чувством понимающие уклад духовной жизни своих сородичей во всех мельчайших его деталях. Желательно поэтому, чтобы и в Иркутской православной миссии деятелями в миссии были сами инородцы. Но для приготовления таких деятелей нужны миссии особые школы. Такими школами могли бы быть на первое время второклассные и церковно-учительские114. Средства на построение второклассной школы должен изыскать Иркутский епархиальный миссионерский комитет, а церковно-учительская школа должна быть построена при резиденции начальника Иркутской духовной миссии, именно в Иркутском Вознесенском св. Иннокентия монастыре и на средства последнего, впредь до постройки этих школ, должно быть увеличено число вакансий для инородческих детей во второклассных школах: Кутулинской, Ангинской, и в Иркутской церковно-учительской семинарии имени Литвинцева; с построением же этих школ все стипендии в означенных школах должны быть переведены в эти вновь построенные школы. Ученье в школах должно происходить по существующим программам для этих школ, но с добавлением изучения медицины, монгольского языка и разговорно-бурятского языка, буддизма, шаманства и всего того, что касается инородцев. В школах этих также должны быть введены ремесла. Окончившие во второклассной школе курс и не пожелавшие продолжать учение в учительской школе – обязательно поступают псаломщиками к миссионерским церквам, а окончившие курс в учительской школе поступают или учителями в миссионерские школы, или священниками в миссионерские станы.

9) Учение в школах ведётся как на русском языке, так и инородческом.

10) Служащие в миссионерских школах должны пользоваться правами государственной службы как на производство в чины, так и на пенсию и сравнены в правах: служащие в одноклассных школах – с учителями народных школ Министерства народного просвещения, а служащие во второклассных школах – с правами учителей этих школ.

11) Все миссионерские школы ведению Иркутского епархиального училищного совета не подлежат, а находятся в зависимости от начальника Иркутской духовной миссии и Иркутского комитета Православного Миссионерского Общества. Обязанности наблюдателей за школами исполняют, за известное вознаграждение, благочинные миссионерских церквей. Миссионерскому комитету по отношению к школам даются во всём такие же права, какие даны в настоящее время епархиальным училищным советам к церковным школам. Заведующий учительской школой должен быть лицом отдельным от начальника миссии; лицо это может свободно исполнять и обязанности наблюдателя за всеми школами в миссии.

12) Переводческая комиссия должна быть учреждена при церковно-учительской школе; членами её состоят все преподаватели этой школы. К трудам по переводческому делу членами комиссии могут быть приглашены и другие лица, хорошо знакомые с бытом и языком инородцев. В программу деятельности переводческой комиссии входит не один только труд по переводу книг Священного Писания, но и труд по изданию учебников и учебных пособий и книг для чтения вообще и по продаже этих изданий. Средство на переводческое дело, а также на посильное вознаграждение трудившихся в этом деле переводческая комиссия, кроме вырученных денег от продажи её изданий, получает от Иркутского комитета Православного Миссионерского Общества, но не свыше того, что будет отпускать на это дело совет Православного Миссионерского Общества в Москве. В конце каждого гражданского года переводческая комиссия представляет комитету через преосвященного Начальника миссии подробный отчёт о своей деятельности и о суммах, ею израсходованных, а также и свои соображения о том, что она имеет издать в будущем году. Миссионерские школы изданиями комиссии снабжаются бесплатно.

13) Церковно-приходские попечительства должны быть открыты при всех станах115. На членах этих попечительств должно лежать не только выполнение положения об этих попечительствах, но и заботы:

а) о лучшем усовершенствовании крещёных инородцев в истинах православной веры, охранении их от некрещённых инородцев, и

б) о расположении некрещённых инородцев к принятию православия.

14) Подача медицинской помощи на средства миссионерского комитета давно вошла в обычай постоянной практики иркутских миссионеров. Искусное лечение высоко поднимает авторитет миссионера в глазах крещённых и некрещённых инородцев. Практику эту нужно возможно более расширить, снабдив все станы миссии лечебниками116 и необходимыми медикаментами, а о.о. миссионерам рекомендовать более серьёзно относиться к делу лечения.

15) Управление миссией лежит на Начальнике оной; он рекомендует перед епархиальным начальством к назначению и увольнению миссионеров, псаломщиков и учителей в одноклассные и второклассные школы; он, с разрешения местного епархиального архиепископа, собирает миссионерские съезды, руководит этими съездами, и о результатах их докладывает местному архипастырю; он предлагает переводческой комиссии к изданию те или другие учебники и учебные пособия, книги и пр.; он руководит всеми миссионерскими школами, кроме школы учительской; последняя по отношению к нему стоит в таком же положении, в каком стоят духовная семинария и духовное мужское училище к епархиальному архиерею; но в особо важных случаях он испрашивает по этой школе указаний местного архипастыря. Сношения с центральным управлением по учительской школе делаются от имени местного архипастыря. Наблюдатели за школами стоят в подчинении начальника миссии и в действиях своих руководствуются его указаниями. Полугодичные и годичные отчёты о школах они представляют начальнику миссии, а последний со своими заключениями передаёт их в миссионерский комитет. Составление отчёта о деятельности миссии лежит на начальнике оной. Вся экономическая часть по миссии остаётся за миссионерским комитетом, который действует в этом отношении на основании Высочайше утверждённого 21 ноября 1869 г. устава Православного миссионерского Общества, причём по расходам экстраординарным, не предусмотренным по смете, служащие в миссии входят с ходатайствами к начальнику миссии, а последний со своими заключениями передаёт таковые ходатайства на разрешение комитета.

16) Служащие в миссии священно- церковнослужители пользуются на пенсию правами приходского духовенства.

17) Материальное обеспечение всех служащих в миссии лиц должно быть: учителей одноклассных школ – не ниже содержания учителей народных школ Министерства народного просвещения; учителей второклассной и учительской школ – равно содержанию учителей второклассных церковных школ и церковно-учительской семинарии Иркутской епархии; а священников, диаконов и псаломщиков – не ниже, а выше содержания приходских причтов. Дело об образовании инородцев, ввиду стремления Правительства в последнее время к всеобщему обучению, надо признать делом общерусским, общегосударственным, а потому и все служащие по миссионерским школам должны получать содержание из общегосударственных средств, а священно- церковнослужители – из того бюджета, из которого будет получать содержание приходское духовенство.

* * *

114

Желательно, чтобы учительские школы в Иркутской миссии были созданы на началах Николая Ивановича Ильминского.

115

Церковно-приходские попечительства открываются при станах в том случае, когда станы эти не будут преобразованы в приходские общины на соборных началах.

116

До сего времени миссионеры пользовались при лечении «Домашней медициной» Флоринского. Книгой этой снабжены были все станы Иркутской миссии.


Источник: Материалы по истории церкви. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 1992-. / Кн. 33: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. - 2004. - 1031 с.

Комментарии для сайта Cackle