Источник

№3, преосвященного Вениамина, епископа Калужского, от 9 ноября 1905 года

Протоколы заседаний комиссии по разработке вопросов, предположенных к рассмотрению на Поместном Соборе Всероссийской Церкви

Протокол № 1

Сознавая всю великую важность и значение прихода в современной церковно-религиозной и церковно-общественной жизни, с одной стороны, а с другой – принимая во внимание почти полный упадок современной приходской жизни, результатом чего естественно является общая вялость всей церковной жизни, комиссия признавала бы вполне желательным и необходимым оживление церковно-общественной жизни путём возбуждения среди членов прихода, клира и мирян более тесного объединения на почве сознания единства религиозно-церковных интересов. Могучим средством для этого является возрождение православного церковного прихода, с восстановлением полной его самостоятельности и самоуправления, по образцу первоначальной христианской общины и приходского устройства, господствовавшего в древнерусской Церкви. Самая организация прихода может быть представлена в следующем виде.

Во главе прихода стоит церковно-приходская община с правом юридического лица; как таковая, она правоспособна приобретать разного рода имущества всеми способами и средствами, которые предоставлены законом каждой юридической единице. Для устойчивости приходской жизни и возбуждения её жизнедеятельности весьма желательно восстановить право прихода на участие вместе с клиром в заведовании всеми церковными суммами и имуществом.

Органом, через который проявляет свою деятельность община, служит церковно-приходское собрание. В состав этого собрания входят клир и все прихожане мужского пола, по голосовому списку, исключая несовершеннолетних; собрание бывает один или два раза в год, под председательством настоятеля церкви, и ведает всеми сторонами церковно-приходской жизни: духовно-просветительной, благотворительной и церковно-хозяйственной. В частности, обязанности церковно-приходского собрания могут быть определены так. Его ведению подлежит:

1) утверждение голосового списка прихожан;

2) выбор церковного старосты и назначение членов церковно-приходского совета;

3) утверждение смет по расходу церковно-приходских сумм: на поддержание в благолепии храма, на ремонт домов причта и на сооружение или обновление других приходских учреждений;

4) определение правил для заведования и расходования сумм и имуществ прихода, а также установление порядка ведения отчётности и проверки последней;

5) благоустройство кладбища и заведование им;

6) разрешение дел по особым требованиям высшего начальства;

7) ввиду того, что выбор прихожанами кандидатов в клир не противоречит по существу каноническим правилам древней Церкви греческой и практике русской Церкви, желательным является и предоставление церковно-приходской общине права предызбрания и рекомендации местному епископу желательных для неё кандидатов на различные церковные должности, но при условии, чтобы рекомендуемые вполне удовлетворяли всем требованиям, предъявляемым высшей церковной властью особенно к кандидатам священства. Таких предызбранных и достойных кандидатов епископ возводит в священные степени; если же община не укажет в течение месячного срока своего кандидата, или предызбранный не будет удовлетворять требованиям для кандидата священства, то епископ назначает кандидата по своему усмотрению, так как епископу, собственно, и принадлежит это право.

Постоянным выразителем голоса церковно-приходского собрания и исполнителем его воли является церковно-приходский совет.

Церковно-приходский совет состоит из приходского священника, церковного старосты и прихожан, избранных на определённый срок церковноприходским собранием от сельского общества, каждого посёлка и деревни, но с тем, чтобы число выборных членов было чётное и превышало число постоянных. Церковно-приходский совет, под председательством настоятеля прихода (или лица, его замещающего), собирается по инициативе председателя совета, смотря по церковно-приходским нуждам, или когда о том просит не менее половины числа членов совета. Ведению совета могут подлежать следующие дела:

1) хранение и заведование церковным имуществом и капиталами;

2) предварительное составление сметы расходов и доходов по приходу;

3) приём пожертвований на церковно-приходские нужды и взимание сборов, установленных церковно-приходским собранием;

4) избрание уполномоченных на благочиннические собрания, в суд и другие места;

5) внесение в церковно-приходское собрание различных представлений и проектов, вызываемых нуждами прихода;

6) осуществление постановлений общего собрания: по содержанию храма, ремонту причтовых помещений и развитию других церковно-приходских учреждений;

7) указание церковно-приходскому собранию кандидатов на должности клира, учителей и другие места;

8) принятие всех поступающих на имя прихода бумаг, ведение переписки с разными местами и лицами по делам прихода и др.

Но если и будет восстановлена на этих началах церковно-приходская община, всё же её жизнь будет тормозиться, если останутся прежние, отжившие своё время, унизительные и подрывающие авторитет духовенства способы его обеспечения. Только тогда поднимется пастырская деятельность, распространится влияние её на всю церковно-общественную жизнь, и от преобразования приходской жизни можно ожидать благоприятных последствий, когда духовенство будет обеспечено жалованьем от казны на тех основаниях, на каких получают его все лица, состоящие на государственной службе по разным ведомствам. Средства для такого обеспечения могут быть получены Правительством путём обложения приходского православного населения; но при этом, мысля православное русское духовенство семейным и ввиду настоящей дороговизны жизни вообще, а особенно дорого стоящего образования детей, желательно было бы считать, по крайней мере, для Калужской губернии, нормальным жалованьем, при церковно-общественных квартирах, для сельского священника 1.200 рублей, диакона 800 рублей и псаломщика 400 рублей, а для городского духовенства: священнику 1.500 рублей, диакону 1.000 рублей и псаломщику 500 рублей. При таком обеспечении от казны духовенство обязано было бы все необходимые по приходу и храму службы и требы исполнять бесплатно, а необязательные – по положению, какое будет установлено Правительством или епархиальным церковным собранием.

А чтобы жизнь и деятельность приходов была равномерней, и жизнеспособность в малых приходах была больше и шире, желательно в возможных случаях уравнение приходов, и нежелательно открытие новых приходов, если в них насчитывается приходских душ менее 800 душ мужского пола.

Протокол № 2

Организация церковного управления

Выходя из той мысли, что русская православная Церковь, согласно с учением православной греко-восточной Церкви, признаёт епископскую власть центральным органом епархиального управления, а другие органы этого управления – вспомогательными епископу и действующими по данному от него полномочию, комиссия полагала бы желательным иметь такую организацию епархиального церковного управления, которая отвечала бы этим основным положениям и при которой действительно возможна бы была тесная, живая связь и взаимоотношение между епископской властью и органами епархиального управления, как это было в древней христианской Церкви. Намечая далее самую организацию этого управления, комиссия полагала бы вполне возможным облегчить епископов от множества мелочных дел по епархиальной администрации, передав их в ведение низших церковно-административных органов и предоставив в то же время каждой инстанции самостоятельно заведовать известным кругом дел, ей указанных непосредственно компетенцией архиерейской власти.

Уездная церковная организация

Оставляя действующий орган церковно-епархиального управления – благочинных, и мысля их, как ближайших советников и руководителей духовенства вверенного им благочиннического округа, признавалось бы желательным, в видах большей плодотворности их деятельности, благочиннический округ ограничить десятью или двенадцатью церквами или общинами. Благочинный для такого округа избирается духовенством и приходскими представителями – по два от прихода: священник и церковный староста. К обязанностям благочинного вполне возможно бы было отнести:

1) два раза в полугодие объезжать благочиние и наблюдать за исправностью и поведением клира, за религиозно-нравственным состоянием приходских общин, за отношениями клира и мирян между собой; при этом, как главный руководитель церковноприходских общин и ближайший наблюдатель за жизнью их, благочинный даёт нужные советы, разрешает недоразумения, указывает неисправности и т. д.;

2) благочинный отмечает выдающиеся явления религиозно-нравственной жизни церковных общин, особых энергичных, учительных и содействующих церковно-просветительной и благотворительной деятельности прихода – пастырей, а равно и других лиц; сообщает, в видах исправления ненормальностей в приходской жизни, один раз в год ведомостью о ходе церковной жизни во вверенных ему приходах уездному церковному совету;

3) под председательством благочинного устраиваются братски совещательные собрания о разных затруднительных случаях церковно-приходской жизни, о мерах к поддержанию веры и доброй нравственности в народе; в этих совещаниях могут принимать участие и миряне, церковные старосты и другие, выбранные приходами, полезные для дела лица. Здесь же могли бы разбираться разные взаимные недоразумения и пререкания между членами клира и между клиром и мирянами, пререкания, которые без всякого формального следствия могли бы быть окончены миром. Дело ведётся без формальных протоколов, кроме случаев, когда собрание признает нужным составить формальный протокол, чтобы направить дело в высшие административные органы управления.

Второй после приходской общины церковно-административною юридической единицей является уездное церковное собрание. В состав его входят:

а) непременными членами: уездный протоиерей и благочинные;

б) уездное духовенство – священники и

в) выборные от приходских общин, по одному от прихода. Уездное церковное собрание ведает дела, касающиеся всего уезда по сторонам благотворительной, духовно-просветительной и экономической. В частности, на обязанности уездного церковного собрания лежит:

1) вырабатывать основы для разрешения дел:

а) по церковному хозяйству (свечные операции, постройка и ремонт храмов и др.),

б) по церковной благотворительности и

в) по распространению церковного просвещения в уезде;

2) уездное церковное собрание разрешает недоумения и предложения церковно-приходских общин;

3) избирает членов уездного церковного совета, а также членов в суд;

4) заслушивает предложения уездного церковного совета, его годовые отчёты по разным сторонам церковно-приходской жизни и отсылает епископу;

5) входит с ходатайствами в епархиальное церковное собрание, а по другим – непосредственно к епископу;

6) указывает права и полномочия церковному совету и ревизует его;

7) делает раскладку: на содержание уездного попечительства, церковных школ, членов совета, благочинных, на содержание органов епархиального управления, разлагая назначенную епархиальным собранием сумму на округа в своём уезде; на духовно-учебные заведения и т. п.

Постоянно действующим исполнительным органом при церковно-уездном собрании является церковный уездный совет. В состав последнего входят:

а) постоянный член – уездный протоиерей и

б) выборные от уездного собрания члены: три духовных и четыре светских – мирян. Роль церковного уездного совета исполнительная: он приводит в исполнение все постановления уездного церковного собрания, а также подготовляет все нужные для этого собрания дела и документы. В частности, на уездном совете как постоянно действующем органе могут лежать следующие обязанности:

а) приём, просмотр и хранение всяких приходских отчётностей со всего уезда с ответственностью за неправильность их;

б) выдача справок и выписок из метрических книг и других церковных документов;

в) разрешение ремонтов церквей и других церковных зданий, причём постройка новых церквей производится только с разрешения местного епископа;

г) наблюдение за поведением всего уездного клира;

д) фактическое наблюдение за учебными и благотворительными учреждениями в уезде, как-то: церковно-приходскими школами, попечительствами, богадельнями и проч.;

е) утверждение церковных старост;

ж) составление отчёта уездному собранию, подготовление дел к собранию, например, по школьным вопросам и церковному хозяйству, составление раскладочной ведомости и проч.;

з) переписка с разными лицами и учреждениями, хранение архива.

Церковно-уездные собрания могут собираться два раза или один раз в год. На уездных собраниях избираются представители в епархиальное церковное собрание: два от духовных и два от мирян. Время собрания назначается на предшествующем собрании; собрание бывает действительно при наличности 2/3 членов, во второй раз – при наличности явившихся, причём зависит от собрания признать необходимым участие в собрании всех или некоторых членов.

Протокол № 3. Епархиальная организация

Высшим и ближайшим к епископу органом епархиального управления могло бы быть епархиальное церковное собрание, которое, за освобождением от дел менее важных, переданных в низшие инстанции церковного управления, должно помогать епископу в важнейших делах, а также дать возможность ему ближе ознакомляться с потребностями паствы. В состав епархиального церковного собрания входят:

1) председатель, избираемый из духовных лиц закрытою баллотировкой;

2) выборные от уездных церковных собраний: два от духовных и два от мирян;

3) представители от монастырей, хотя бы по одному. Собрание действительно при 2/3 членов его; причём вообще было бы желательно считать прибытие всех членов в епархиальное собрание обязательным. В состав собрания входят непременными членами: ректор семинарии, смотрители духовных училищ, председатель совета епархиального женского училища. Епархиальному церковному собранию подлежат все дела, касающиеся всей епархии по всем сторонам её церковной жизни: духовно-просветительной, благотворительной, церковно-хозяйственной и других. В частности, епархиальное собрание:

1) заботится о правильной постановке и развитии духовного просвещения в епархии через устройство и содержание духовных училищ мужских и женских, богословских курсов, школ второклассных и церковно-учительских, а для сего соображает сметы расходов, делает возможную раскладку сумм по уездам и ходатайствует об отпуске казённых сумм в требующемся количестве через своего епископа;

2) согласует между собою разные формы епархиальной благотворительности, указывает лучшие;

3) имеет особенное попечение об утверждении веры и Церкви православной в тех местах, где заметно сильное влияние расколо-сектантства и недостаток местных средств для надлежащей с ними борьбы;

4) заботится об улучшении быта заштатных священно-церковнослужителей;

5) имеет суждение о развитии операций свечного завода;

6) избирает 6 членов в епархиальный церковный совет: три от духовенства и три от мирян;

7) определяет размер жалования им, для чего делает раскладку по уездам или ходатайствует о казённом жаловании;

8) разбирает недоумения и проекты уездных церковных собраний;

9) обсуждает вопрос о разных сборах на нужды края, духовно-просветительные и благотворительные;

10) возбуждает ходатайства перед высшей властью и

11) выражает пожелания при избрании кандидатов на епископскую кафедру своей епархии.

Постоянным выразителем голоса епархиального церковного собрания служит епархиальный церковный совет при епископе. Совет объединяет в себе все теперешние учреждения: консисторию, совет и правление училищ, миссионерский комитет, попечительство, правление свечного завода, епархиальный училищный совет и другие, которые уже должны упраздниться. В состав совета входят:

а) 6 членов, назначенных по усмотрению епископа: три духовных лица и трое мирян;

б) 6 от епархиального церковного собрания, причём ректор семинарии, смотрители духовных училищ, председатель совета женского училища входят непременными членами только по духовно-учебным делам, и один член назначается от монастырей. Желательно, чтобы во главе совета состоял викарный епископ или уже, за отсутствием последнего, лицо по усмотрению епископа. Все члены совета получают определённое содержание, лучше казённое. При совете имеется канцелярия. Правитель дел канцелярии избирается советом, а утверждается епископом. Канцелярия состоит из разных отделов; в каждом отделе – делопроизводитель и писцы. Правитель дел, делопроизводители и писцы состоят на государственной службе, при казённом содержании. Делопроизводители и другие лица канцелярии избираются советом, им же и утверждаются. Председатель совета руководит всеми отделами совета, остальные члены заведуют лишь отделами, кои могут распределяться на:

а) административные или церковно-распорядительные,

б) церковно-хозяйственные,

в) церковно-просветительные,

г) церковно-благотворительные и

д) миссионеро-проповеднические. Председатель совета состоит и председателем каждого отдела, а заведующий старший член отдела – помощником председателя, по своему отделу.

Во главе епархиальной Церкви стоит епископ. Он есть главный руководитель церковно-епархиальной жизни; ему принадлежит высший надзор за всеми сторонами церковной жизни и за всеми учреждениями епархии, а равно и суд; епископу принадлежит право распространения веры и охранение религиозно-нравственных начал в жизни всей паствы. Епископа избирает собор епископов под председательством областного митрополита, который и созывает собор грамотами. По утверждении избрания митрополит с епископами рукополагает избранного. При этом желательно, чтобы избрание, наречение и посвящение было среди паствы, для которой назначается епископ, т. е. в епархиальном городе. При избрании епископа на ту или другую епархию собор епископов обсуждает и представления местного епархиального церковного собрания о желательных для его епархии кандидатах во епископы и по рассмотрении, если окажутся достойными, удовлетворяет желание и голос епархиальной Церкви, ставя через это епископа в самое близкое и живое отношение как со всею паствою, так и со всеми органами епархиальной администрации.

Протокол № 4

Областное управление

Церковные, под управлением митрополитов, округа

Для наблюдения над деятельностью свободно избранных епископов, для братски пастырского совета и руководства их, а в случае нужды – и предстательства за них, для созыва соборов окружных и представительства на них, вообще – для поддержания в церковно-епархиальном управлении единства признавалось бы весьма полезным восстановить в русской Церкви значение более видных архиепископий с архиепископскими или митрополичьими округами: это открывало бы более возможности к самостоятельному устроению церковной жизни в различных округах применительно к местным особенностям, причём опасаться, при восстановлении отдельных церковных областей, политической обособленности едва ли особенно можно, так как действующее во всех округах церковных одно христианское начало должно более способствовать объединению, чем разъединению. Разделить всю русскую Церковь по округам представлялось бы, по географическими историческим основаниям, возможным так:

1) Северно-Русский или Новгородско-Петербургский с Финляндией и Остзейским краем;

2) Великорусский или Московский;

3) Южно-Русский или Киевский;

4) Западно-Русский или Белорусский и Литовский, со включением церквей, находящихся в бывшей Польше;

5) Восточно-Русский – Казанский;

6) Новороссийско-Одесский;

7) Кавказский;

8) Западно-Сибирский и

9) Восточно-Сибирский.

Архиепископ или митрополит через Поместный Собор, который он созывает, управляет целым округом или областью во всех отношениях. В частности:

1) он заботится о замещении епископских кафедр;

2) наблюдает и руководит духовно-учебными заведениями округа;

3) намечает и открывает новые епископские кафедры;

4) имеет надзор и контроль над епархиальным управлением;

5) вызывает к просветительной и благотворительной деятельности подлежащие его ведению монастыри, словом – развивает и утверждает все стороны жизни Церкви в своём округе. Митрополит, при замещении епископских кафедр в округе, выслушивает пожелания о кандидатах на епископские кафедры, представляемые епархиальными собраниями. Сам митрополит утверждается с соизволения высочайшей власти.

Исполнительным органом областного собора служит митрополичий совет. Как на областном соборе присутствуют представители от белого духовенства и мирян, избираемые епархиальным собранием и назначаемые епархиальным епископом, так и в митрополичьем совете желательно участие тех же элементов, по выбору съехавшихся на областной собор. На обязанности совета при митрополите лежит рассмотрение всех дел по указаниям собора и исполнение текущих дел, касающихся всех сторон церковной жизни округа. Число членов совета и средства содержания его указываются собором. Областной собор бывает не менее одного раза в год. При митрополите имеется канцелярия с правителем дел, избираемая советом при митрополите и утверждаемая последним.

Высшее церковное управление

Высшей церковной инстанцией, заканчивающей соборное управление в автономной русской Церкви, служит Всероссийский Поместный Собор. Соборам всегда в христианской Церкви придавалось величайшее значение, как в самые первые времена, когда вырабатывались основания церковного устройства, так и впоследствии. И действительно, история свидетельствует, что соборы сослужили большую службу Церкви православной. Одна только соборная власть считалась высшим законодателем и судьёй в церковных делах. Такую-то соборную власть желательно видеть и в Русской Православной Церкви. Глава Поместного Собора – митрополит царствующего града; он носит титул всероссийского патриарха. Избранный голосом всей Православной Русской Церкви, патриарх тесно органически будет связан со всей Церковью русской. Патриарх, с соизволения государя, созывает Собор; по делам церковным входит непосредственно в сношение с высочайшей властью, ходатайствует о нуждах православной Церкви. Он председательствует на Поместном Соборе. В состав Собора, кроме патриарха, входят: епископы, выборные от белого духовенства и миряне на епархиальных собраниях или областных соборах, а также лица по усмотрению епископов: все эти лица, несомненно, могут способствовать полному, твёрдому выражению мысли и всестороннему раскрытию жизни церковной, хотя присутствуют на Соборе с правом совещательного голоса, а право постановлений и решений соборных, согласно канонам, – принадлежит епископам. Желательно иметь от епархии на Соборе не менее двух членов: по одному представителю от клира и мирян. Поместный Собор в русской Церкви созывается для принятия общих мер по управлению церковному, для возвышения религиозно-нравственной жизни народа, для совершения необходимых преобразований в церковной жизни: он изменяет законы церковные и постановляет новые правила для более лучшего и совершенного течения церковной жизни. Ему принадлежит власть законодательная.

При патриархе имеется постоянный совет, по выбору Собора, из епископов, белого духовенства и мирян, с правом совещательного голоса. Число членов совета и источники их содержания указываются Собором. Совет вершит все восходящие до него дела из низших инстанций, делает распоряжения по текущим делам, подготовляет к Собору дела, наблюдает за правильным применением соборных постановлений в низших инстанциях и прочее. При патриаршем совете имеется канцелярия в полной зависимости от совета, которая им избирается и утверждается патриархом.

Протокол № 5. Церковный суд

Согласно каноническим постановлениям, право суда в христианской Церкви принадлежит епископам; но, ввиду сложности судебного производства и для облегчения многотрудного епископского служения, церковному суду можно бы было дать приблизительно такую организацию:

1) отделить совершенно суд церковный от церковной администрации;

2) избирать в каждом благочинническом округе собранием от клира и мирян особого судью, единолично производящего суд, причём каждой из тяжущихся сторон предоставляется искать и защищать свои права. Положение судьи, основание суда и порядок судопроизводства указывается определённым уставом. Этот судья ведает кругом дел маловажных, которые по преимуществу оканчиваются миром или незначительным штрафом. По всем апелляциям и протестам благочинных на действия судьи окончательною инстанцией является уездный церковный суд, решения которого по всем апелляционным делам непременно утверждаются епископом епархии. Уездный церковный суд состоит из всех окружных судей и из 2–3 лиц духовных, избранных уездным церковным собранием; один из них председательствует в уездном суде по выбору судей. Окружные судьи могут быть и следователями, но не по своему округу. При решении дел известного округа окружной судья, на которого апеллируют, не участвует при разборе этого дела; постановлениями уездного суда окончательно решаются апелляционные дела и дела по протестам благочинных на постановления окружных судей. Уездный церковный суд есть в то же время первая судебная инстанция для всех прочих судебных дел в уезде, которые выше компетенции суда окружного судьи и прямо вчинаются в уездном церковном суде; одним словом, в уездный церковный суд переносятся все дела, которые в настоящее время ведает по тому или другому уезду консистория. При разбирательстве дел в уездном суде тяжущиеся стороны имеют право защищать лично свои права. Решения уездного церковного суда по делам, которые вчинались в этом суде, но не по апелляциям, подлежат обжалованию в епархиальный церковный суд.

Последний состоит из пяти лиц: одного по назначению епископа, а четырёх по избранию епархиального церковного собрания. Из них один избирается председателем. Через два года по жребию два выбывают; через другие два года остальные два, а на их место тем же порядком избираются или новые или те же. Соответственно этому порядку идёт и назначение епископом члена со своей стороны в суд. Епархиальный церковный суд ведает дела:

а) по апелляциям на уездный суд тех дел, которые вчинались в этом суде, и

б) делает постановления по всем делам, которые превышают права уездного суда. Свои постановления и решения епархиальный церковный суд представляет на утверждение епископа. Епархиальные судьи не могут занимать никаких административных должностей. Делопроизводство судебное ведётся совершенно отдельно от епархиального совета, при отдельной канцелярии. На таких же началах желательно устроить и суд над монастырями, считая для них первою инстанцией суд уездный, с участием выборного представителя от монастырей уезда, а второю инстанцией – епархиальный суд, где тоже должен быть представитель от монастырей епархии. По такому же принципу организуется суд областной и кассационный при патриархе. Все лица, начиная с приходского клира, могут быть удалены со службы только по суду церковному.

Протокол № 6. О духовно-учебных заведениях

Ввиду того, что преследование указанных теперешними уставами духовно-учебных заведений двух задач – общего образования и специально духовного или пастырского приводит к тому, что ни та, ни другая надлежащим образом не осуществляется, желательно отделить школу общеобразовательную от специально-богословской. Первая, т. е. общеобразовательная школа, должна состоять из семи классов, из них низшие четыре класса сделать соответствующими прогимназиям, а весь курс семи классов поставить в соответствие с курсом светских учебных заведений, гимназий и реальных училищ как в отношении программ по общеобразовательным предметам, так и в отношении прав, так чтобы переход из духовных училищ в гимназии и обратно был свободный, равным образом – чтобы и права на поступление в высшие учебные заведения Министерства народного просвещения окончивших курс полной семиклассной духовной школы были сравнены с правами окончивших гимназии и другие подобные им светские учебные заведения, причём светские школы здесь имеются в виду реформированные, а не те, которые отживают свои дни. Но, имея в виду то обстоятельство, что в духовную школу будут поступать, по преимуществу, дети священно-церковнослужителей епархии, а также и то, что большинство из них, вследствие данного им в домах их родителей церковного воспитания, пожелают поступать для продолжения образования в богословскую школу, чтобы затем занять священнослужительские места в епархии, комиссия предполагала бы возможным объединить духовную общеобразовательную школу со школой богословской как по духу самой школы, так и по направлению прививаемого воспитания в тех видах, чтобы многие из учеников общеобразовательной школы, и не желавшие вначале поступить в духовное звание, незаметно проникались в духовной школе религиозно-нравственным направлением школы и могли перейти потом в богословские классы и сделаться достойными пастырями Церкви. С этою целью вполне возможно, например, отвести более видное место преподаванию Закона Божия в различных его формах, усиленное преподавание церковного пения, церковнославянского языка с греческим языком, а в старших классах – логики, философии и психологии, так как эти науки имеют громадное общеобразовательное значение и для успешного и основательного изучения богословских наук составляют необходимое условие. Равным образом, принимая во внимание ту простоту домашней жизни и ту атмосферу, среди которой протекает детство поступающих в школу, желательно, чтобы в питомцах духовной общеобразовательной школы поддерживалась и развивалась заложенная с детства любовь к богослужению, к труду и простоте в жизни и школе, и чтобы воспитанники этой школы сохранили в себе те качества, как то: самодеятельность, трудоспособность и твёрдую с добрым направлением волю, которыми отличалась прежняя духовная школа. Доступ в среднюю общеобразовательную школу должен быть открыт для всех по конкурсному экзамену.

Что же касается средств содержания этой школы, то, конечно, желательно было бы оставить за ней все прежние средства; но, так как при вышеуказанной реформе могут возникнуть затруднения в этом, то средствами содержания этих школ должны быть специальные:

а) обязательная со всех плата за учение;

б) сбор по раскладке епархиального собрания с духовенства;

в) сбор с монастырей;

г) казённые существующие субсидии и

д) доходы от операций свечного завода. Состав преподавателей в общеобразовательной школе – светский, кроме предметов церковных.

Вторая, специальная школа для подготовления священнослужителей, должна представлять из себя особые богословские курсы с трёхгодичным курсом; здесь должны быть сосредоточены все необходимые для пастырского служения науки и строго религиозно-нравственное направление. В эту школу поступают ученики:

а) окончившие 6 классов духовной общеобразовательной школы;

б) 6 классов средних учебных заведений гражданского ведомства и

в) из церковно-учительских школ. Диаконы должны поставляться, по крайней мере, из «прослушавших» богословские курсы. Состав преподавателей – духовный по преимуществу; могут быть и светские, но особенно прилежащие Церкви. Желательно участие родителей, в особенности духовенства, посредством епархиальных съездов и через особых уполномоченных из среды его лиц, в педагогических советах школ, для более прочной и здоровой постановки учебно-воспитательного дела. Содержание «богословских курсов» может получаться:

а) от казны;

б) от епархии, по раскладке епархиального собрания на общины приходские;

в) от монастырей и

г) платы за обучение.

Высшие школы – академии служат продолжением богословских курсов; могут быть в каждом митрополичьем округе; курс их – трёхгодичный; при этом желательно, чтобы приём в них не был ограничен штатами. Содержание: за счёт казны, монастырей и платы за учение. В академии преподаватели – выборные от «корпорации»; в богословских курсах и училищах – по рекомендации академии, по избранию корпорации богословских курсов и по выбору епархиального собрания, с епископом во главе.

Женские епархиальные училища желательно видеть соответствующими по курсу и правам женским гимназиям гражданского ведомства, но с сохранением в деле воспитания церковного духа и направления.

При обсуждении закона о приобретении собственности духовенством комиссия признала вообще необходимым пересмотр всех церковных законов русской Церкви, отделение действующих от утерявших своё значение, но до сих пор печатающихся в руководствах для пастырей, признав также необходимым составление ясных и точных руководств для учреждений и лиц духовного ведомства. Что же касается в частности до приобретения духовенством, церквами, где нет общин, монастырями и архиерейскими домами недвижимой собственности, желательным представляется порядок приобретения без испрошения Высочайшего каждый раз соизволения, а на правах юридического лица, с разрешения епархиальной власти, так как через такой порядок значительно сокращается процедура закрепления собственности и не предвидится нарушения чьих-либо интересов.

Относительно участия священнослужителей в общественных учреждениях комиссия выражает желание, чтобы священнослужители были допущены во все общественные и государственные законодательные учреждения, открывая этим возможность для пастырского влияния и для проведения чистых христианских начал и в этой области.


Источник: Материалы по истории церкви. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 1992-. / Кн. 33: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. - 2004. - 1031 с.

Комментарии для сайта Cackle