Источник

№15, преосвященного Питирима, епископа Курского, от 24 ноября 1905 года

По вопросу об участии представителей Церкви в общественных, городских и высших государственных учреждениях Российской империи

Христианское учение, уподобленное Спасителем нашим закваске, которая должна проникать во весь состав муки, находящейся в сосуде, должно проникать естественно во все стороны жизни человеческой, – как частной и общественной, так и государственной. Проводниками начал Христовой веры в первые века христианства были св. апостолы, а потом преемники их высокого служения – епископы, затем и пресвитеры и все вообще последователи Христовой веры. Поэтому как бы богоугодно было, если бы правители и законодатели государств всегда в основу общественной и государственной жизни полагали законы, согласные с духом святой веры Христовой, а подданные, повинуясь предержащей власти, как от Бога поставленной, с христианским смирением и послушанием исполняли установленные законы в своей частной, общественной и государственной жизни! Между тем приходится видеть разность в воззрениях на эти государственные и общественные вопросы. Эта разность производит то, что граждане, исходя на общественное и государственное дело, предпринимаемое по одному побуждению любви к отечеству, не узнают друг друга, и одни разрушают то, что созидают другие. Тогда не нужно много прозорливости, чтобы видеть, что их потомки с ещё большим усилием будут разрушать дела их, что их труды останутся без продолжателей, их добро – без наследников. Дать им единство убеждений и связать их разнообразную деятельность в одно стройное целое может только христианство; в православном христианстве – единение умов, сердец и всех внутренних и внешних сил человеческих. Мы, русские, поставлены на этом начале самим Промыслом Божиим. Наша вина, если мы на нём не всегда удерживаемся и оттого страдаем. «Предай Господу путь твой и надейся на Него, и Он совершит». Путь жизни каждого человека и целых народов и царств только тогда прям, безопасен и ведёт к совершенству и счастью, когда он открыт или представлен Господу, Его руководительству и попечению. Когда в умах человеческих сияет свет Его вечной истины, в сердцах водворяется Его святость, в делах владычествует Его правда, – тогда царство человеческое становится царством Божиим. И оно всегда может надеяться, что его дело Сам Бог совершит, потому что направлено к исполнению Божией воли: оно относится к Божией славе; Сам Бог защищает его и исполняет как Своё собственное. Здесь – начало успешности всех общественных и государственных дел и, вместе, гражданского единомыслия и единодушия. Есть одно великое имя, перед которым беспрекословно преклоняется всё человечество: это – имя Божие. Только одного учителя оно слушает без возражений, – говорящего от имени Божия; одной власти повинуется – власти Божией, или той, которая носит на себе ясные знамения божественного избрания, как например, царской. Одному руководителю оно без страха вверяет судьбу, это – всеблагому Богу или Его избранникам. Ни истины, ни власти, ни закона оно не признаёт обязательным для себя, если не найдёт в них связи с истиной, властью и законом Божиим. Итак, если нужно вести к совершенству целые миллионы людей, или идти вместе с ними, то надо входить с ними в связь прежде всего верою в Бога. В наше время многие думают, что жизнь религиозная может идти своим порядком, а общественная и государственная – своим: великая ошибка! Как в видимом мире всякое существо живёт жизнью, от Бога данною, так в мире человеческом, или в обществе, самое малое, но истинное добро происходит от правильной жизни духа, живущего святой верой и добром нравственным. Только под руководством святой веры воспитывается гражданская честность и правдолюбие. У земной власти нет средств делать людей честными и правдивыми: никакие законы не оградят общественного и государственного достояния от расхищения и судебной правды от нарушений и уклонений, доколе к каждому гражданину не будет приставлен внутренней страж и свидетель всех его сокровенных помышлений, желаний и дел. Этот свидетель – чистая, озаряемая законом Божиим и строгая совесть; этот страж – страх греха, как нарушения воли всеведущего и правосудного Бога. Только христианское настроение духа ручается за честность и правдивость гражданина. Христианство, распространяясь среди людей, проникало и проникает во все стороны человеческой жизни: с появлением христианства нравы людей стали смягчаться к лучшему, более совершенному; законы людские стали гуманнее; пытки и телесные наказания стали постепенно отменяться; под влиянием христианства пало рабство. Но нельзя сказать, что настанет такой период в жизни людей, когда отношения между всеми людьми установятся вполне христианские и для высокого преуспеяния человечества нужно будет другое более высшее учение.

Принимая во внимание вышесказанное, естественно желать, чтобы представители Церкви благовременно и безвременно, не в храме Божием только и в частных домах, а и в общественных и государственных учреждениях проводили в жизнь народную начала святой веры, подражая св. апостолу Павлу, который проповедовал Христово учение в ареопаге. Ибо как единственно жизненные христианские начала нравственности будут проникать в жизнь государственную, если о них не будет проповедано? Затем, чем больше и усиленнее архипастыри и пастыри будут заботиться об этом, тем это будет лучше, тем оно ближе будет подходить к своему назначение. Но, кроме религиозно-нравственного преуспения своих пасомых, пастырям Церкви не чужды и мирские нужды их пасомых. Замечено, что чем население более обеспечено, тем менее среди него бывает преступлений, и наоборот: бедность, хотя и не порок, но большое несчастие и часто представляет такую наклонную плоскость, на которой мирскому человеку легко нравственно пасть или вообще согрешить. И Иисус Христос, Спаситель наш, имел при Себе особую кассу для удовлетворения необходимых телесных нужд Своих учеников и Своих слушателей. Когда народ, много дней слушавший Его божественное учение в пустынном месте, нуждался в телесной пище, то Спаситель сказал Своим ученикам: дадите вы им ясти (Мф.14:16), и вошёл в народную нужду. Затем, подражая Господу, и апостол Павел, когда узнал, что в иерусалимской Церкви голод, стал собирать милостыню среди христиан других основанных им Церквей и отсылать собранные пожертвования голодающим. Таким образом, для архипастырей и пастырей Церкви Христовой не должны быть чужды мирские нужды своих пасомых; следовательно, и они должны заботиться об удовлетворении не только духовной жажды своих пасомых, но и телесного голода, а поэтому участие духовенства в тех людских собраниях, в коих обсуждаются экономические, общественные и государственные дела, согласно с духом христианской любви. Но, кроме забот об экономическом благоустроении русского населения, в сельских, городских, земских и в Государственной Думе будут обсуждаться вопросы о народном просвещении: теперь без одобрения Государственной Думы не будет издаваться для народа ни один закон. Естественно поэтому желать, чтобы представители Церкви принимали участие при обсуждении на собраниях указанных дел; желательно, чтобы воспитание и образование русского народа и вообще его просвещение было основано на незыблемых христианских православных началах – на страхе Божием, без чего образование, вместо ожидаемой пользы, может принести населению вред.

Итак, только в союзе и взаимодействии государства с Церковью следует искать благоустроения и государства и Церкви; только в этом союзе с Церковью государство Русское почерпнёт животворящую нравственную силу для охранения и развития наших русских народных жизненных начал, – временное даже ослабление коих ведёт христианское общество не минуемо к разложению, вызывающему общественные беспорядки. Русская Церковь, как показывает история, никогда не искала мирской власти и земного мирского господства и всегда ставила на первое место вечные интересы Христовой религии и Христова Духа перед всякими мирскими выгодами. Русскому Правительству, безусловно, не следует бояться так называемого в западной Европе клерикализма: он в русской Церкви немыслим, и русский православный клир к земной власти не стремился, и не будет стремиться.

О необходимости для пастыря широкого влияния и тёплого, участливого отношения к мирским потребностям пасомых встречаем мы и у св. отцов Церкви. Так, св. Василий Великий, указывая в своём 70 нравственном правиле, что должны делать те, кому вверена проповедь Евангелия, между обязанностями их звания упоминает и о том, что «к вверенным они должны быть сострадательны и в телесных их нуждах, и заботиться о них». «Нельзя одобрить, – говорит св. Григорий Двоеслов, – тех пастырей, которые посвящают свои занятия исключительно одним духовным предметам, так что внешние нужды паствы для них как бы не существуют». Некоторое недоумение могут возбуждать 6 и 81 апостольские правила, где как будто не дозволяется пастырям такого рода деятельность. Но правила эти говорят не о том, чтобы пастыри Церкви не прилагали забот своих к житейским нуждам пасомых, но чтобы они только не принимали на себя таких мирских занятий, кои не согласны с высоким достоинством священного сана или служат препятствием к выполнению их прямых обязанностей. К числу такого рода мирских попечений относятся апостольскими правилами следующие занятия: ростовщичество, адвокатура, содержание корчемниц, военная или гражданская служба и пр. (см. прав. Ап. 44, 54, 20, 83 и 10-е VII Всел. Соб.). Все эти занятия запрещались им ещё и потому, что пастыри Церкви предавались им исключительно в корыстных целях, как свидетельствуют о том отцы VII Всел. Собора, пр. 3. В таком смысле понимают устроение дел, запрещенное пастырям, и знаменитые восточные канонисты – Аристин, Зонара и Вальсамон. «Устроять мирские дела значит, – говорит Зонара, – когда кто-либо из корысти вступает в чужие дела или хлопоты, принимая на себя заботы или мирские беспокойства или тяжбы, и из сребролюбия принимает поручения по управлению чужими имуществами». Но те же самые правила, запрещая пастырям Церкви принимать на себя мирские обязанности из чисто материальных расчётов, вполне дозволяют им вмешиваться в жизнь и отношения членов общества в том случае, когда это вмешательство направлено ко благу пасомых. «Пастыри, – говорится в 3 правиле IV Всел. Собора, – должны иметь попечение о сиротах и вдовах беспомощных и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия». Наша славянская Кормчая в своём толковании на 6-е апостольское правило утверждает также, что «епископу или пресвитеру или диакону подобает... заступать вдовиц и сирот и немощная управляти и не даяти в руце обидящим стяжания их». Отсюда видно, что церковные правила вменяют пастырям даже в непременную обязанность заботиться о внешних нуждах пасомых, особенно находящихся в беспомощном положении, и вмешиваться в их общественные отношения, когда эти последние явно противоречат христианским началам любви и справедливости Пастыри Церкви не должны таким образом ограничиваться только исполнением обязанностей – учить, священнодействовать и руководить духовной жизнью пасомых, но должны зорко следить и за всеми явлениями их внешней жизни, вникать в их общественные дела и отношения и везде оказывать своё нравственное влияние. Так, ревностное и благотворное участие в общественной и государственной жизни русского народа принимали и великие святители московские – свв. Пётр, Алексий и митрополит Феогност. Участие св. митрополита Алексия в гражданских делах было настолько важно для отечества, что великий князь Симеон перед своей смертью завещал братьям прежде всего слушаться владыки Алексия. В смутное время оградили самобытность и величие России и особенно важные услуги оказали отечеству московские патриархи – Иов и Гермоген; оба они, защищая законную царскую власть, решительно восстали против появившихся самозванцев. Так, канонически и исторически одинаково твёрдо устанавливаются необходимость и законность широкого пастырского влияния на сельскую, общественно-земскую и государственную жизнь народа. Пасомые, говорит в своём правиле пастырском св. Григорий Великий, «не видя в пастырях сочувствия к своим внешним нуждам, остаются в свою очередь равнодушны и к ним, пренебрегая большей частью их пастырскими наставлениями...». Поэтому он советует пастырям заботиться и о невинных средствах к процветанию внешнего благосостояния членов своих паств.

В виду вышесказанного, признаю весьма необходимым для блага Церкви и для пользы Русского государства ходатайствовать перед Государем Императором о дозволении – особенно теперь – представителям русской Церкви участвовать с правом голоса в сельских, волостных, городских, земских и государственных высших учреждениях на общих для всех русских подданных основаниях.


Источник: Материалы по истории церкви. - Москва : Крутицкое патриаршее подворье : О-во любителей церковной истории, 1992-. / Кн. 33: Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церковной реформе. Ч. 1. - 2004. - 1031 с.

Комментарии для сайта Cackle