А.И. Никольский

Источник

Октоихи

№ 161. Октоих (1–4 гласы), в лист, 228 л.л., в два столбца, без конца, неполный, полууставом первой половины XV в., в кожаном переплете.

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–223); 2) светильны воскресные и стихиры евангельские (223–227 об.); 3) троичны 1–4 гласов (227 об.–228 об.); 4) светильны чрез всю седмицу, без конца (228 об.).

№ 162. Октоих (5–8 гласы), в лист, 261 л., в два столбца, полууставом XV в., с истлевшими правыми полями, в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписки: 1) скорописью: «Лета 7136 году генваря в 24 день по благословению архимандрита Герасима з братьею продали книгу Охтай Богородицы да Иванну Богослову на Пучку на осмь гласов в дом Покрову Пречистой а взяли за оба Охтаи два рубли денег а подписали книгу черной поп Павел своею рукою»; 2) полууставом: «Тойж владыка Протасий Резански и Муромскы дал другую половину Охтаик в Пречестную обитель на Каменное при игумене лета 7019 месяца иуля 13 день».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–255); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (255 об.– 259); 3) троичны восьми гласов (259–260 об.); 4) светильны чрез всю седмицу (260 об.–261).

№ 163. Октоих (6–8 гласы), в лист малый, неполный, 164 л., полууставом второй половины XV в., с сохранившеюся только нижнею доскою кожаного переплета. Порваны с ущербом для текста листы 1, 2, 4, 6–10, 24, 30, 32, 33, 36, 37, 53, 58–60, 95, 140, с значительным ущербом 54, 55 и 164. Рукопись начинается с продолжения воскресной службы 6-го гласа. В конце, за субботнею службою 8-го гласа следуют: 1) троичны 5–8 гласов (159 об.–160 об.), 2) светильны на каждый день седмицы (160 об.–161 об.) и 3) светильны воскресные и евангельския стихиры, без конца (161 об.–164 об.).

№ 164. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 275 л.л., без начала и конца, полууставом XV в., в кожаном переплете с застежками; 1 л. порван с ущербом для текста.

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–269); 2) троичны 1–4гласов (269–270); 3) светильны воскресные и стихиры евангельския (270–275 об.).

№ 165. Октоих (5–8 гласы), в четвертку, 288 л.л., без начала, полууставом ХV в., в кожаном переплете. Листы 13 и 14 позднейшаго письма. Почерк тот же, что в № 164.

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–279); 2) троичны 5–8 гласов (279); 3) светильны воскресные и стихиры евангельския (280 – 285); 4) светильны на каждый день седмицы (285–286 об.); 5) стихиры воскресныя 8 гласа в субботу на малой вечерне (288 об.).

№ 166. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, неполный, 215 л.л., полууставом XV в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 73, 108, 154, 163, 166 и 168. Рукопись начинается последованием утрени 2– го гласа во вторник, оканчиваетея последованием утрени 4 гласа в пяток.

№ 167. Октоих (5–8 гласы), вть четвертку, неполный, 380 л.л., полууставом XV в., в кожаном переплете; 1 и 2 листы порваны с ущербом для текста. На полях. внизу листов 1–11 приписка позднейшею скорописью: «Сия книга Октай отобрана от церкви Воскресения Христова что на Усть реки Глушицы».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–367); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (367–374); 3) светильны во всю седмицу (374–376); 4) троичны гласа (376–377 об.); 5) тропари по Непорочны (377 об.– 378 об.); 6) троичны 5–8 гласов. (379–380 об.).

№ 168. Октоих (3 и 4 гласы), в четвертку, без конца, 208 л.л., полууставом XV в., в кожаном переплете. В конце: 1) катавасия Григория Синаита (198–199), 2) молитва Святей Троице инока Марка (199–200 об.); 3) троичны 3 и 4 гласов (200–201); 4) светильны воскресные и евангельския стихиры (201–208); 5) светильны во всю седмицу, не все (208 об.).

№ 169. Октоих (5–8 гласы), в четвертку, 269 л.л., полууставом XV в., в кожаном переплете. На полях внизу листов: 2–19, 22–25 приписки скорописью: 1) «Сию книгу октоих продал Федор Иванов сын Безбородова церкви Георгию на Шиленгу Шилехоцкое волости Михаилу Григориеву сыну Ушакову лета 7094 (1586) марта 14 дня а писал сам своею рукою»; 2) «Сию книгу охтаик положил Конан Филипов сын в дом святому Георгию и святым мученикам Фролу и Лавру».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–263); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (263–268 об.); 3) светильны презднеителя (?), без конца (268 об.–269 об.).

№ 170. Октоих, в четвертку, 361 л., полууставом XV в., в кожаном переплете. Листы: 1, 2, 11, 359–361 писаны полууставом XVII в. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Воскресения Христова, что на Усть реки Глушицы».

Состав: за службами восьми гласов следуют: 1) тропари воскресные восьми гласов (352 об.–355 об.), 2) троичны восьми гласов (355 об.–358 об.); 3) светильны «по вся дни» (359–361).

№ 171. Октоих (1–4 гласы), в лист, 280 л.л., в два столбца, полууставом XV–XVI в.в., a 1–25 листы – XVII в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–9 приписка скорописью: «Сия книга глаголемая Октай домовая Введения Богородицы да Стефана Сурожского».

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–276); 2) пенья троичны, поемыя в Великий пост (276 об., не все); 3) светильны чрез вою седмицу (276 об.–277 об.); 4) светильны воскресные и стихиры евангельския (277 об.–279 – не все); 5) сиа катавасиа глаголют по вся воскресениа на полунощнице по каноне–творение кир-Григориа (279 об.); 6) молитва Святой Троице Марка инока, без конца (279 об.).

№ 172. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 404 л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На л. 405 об. запись полууставом: «В лето 7013 (1505) списана бысть сия книга глаголемая осмогласник многогрешною десницею Ивашка Литохи Володимерова сына Коточиго месяца декабря 21 дня в преставленье Петра московского чудотворца при благочестивом князе Васильи Ивановичи всиа Руси при митрополите Даниле». Далее другим почерком: «А купил сию книгу Василей Никитин сын Румянцов, а положыл Великому воскресению в дом невозвратно и вы служытели хто станет по сем книгам пети Господа славити и вы священници хто будеть игумен или поп или дьякон и вы Бога ради помяните во своих святых молитвах грешного человека a вас Господь помянеть и помилуеть благодатью своею». На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского около городьи от церкви Димитрия Селунского что в Раменье».

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–392); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (392–399); 3) светильны чрез всю седмицу (399–401); 4) троичны восьми гласов (401 об.–404).

№ 173. Октоих (5–8 гласы), в четвертку, 407 л.л., без начала и конца, полууставом разных почерков XV–XVI в.в., 184 и следующие за ним листы одного письма с листами 288 и других рукописи №: 172, 1505 г. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского около–городьи (?) от церкви Димитрия Селунского что в Раменье».

№ 174. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 310 л.л., полууставом XV–XVI в.в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 приписка скорописью: «Сия книга Октай первого гласа града Вологды церкви Воздвижения Креста Господня домовая». За службою в пяток вечер 4-го гласа следуют светильны воскресные и евангельския стихиры, а затем светильны на каждый день седмицы.

№ 175. Октоих (1–4 гласы), в лист, 362 л., без конца, полууставом XVI в., с заставкою и разрисованными буквами, в кожаном переплете; некоторые листы подклеены; 2-й лист позднейшаго письма. На полях внизу листов 1–34 приписка скорописью: «Книга Октай Вологодского уезда церкви Воздвиженья честного Креста Господня что в Каменском конце».

Состав: 1) службы 1– 4 гласов (1–353); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (353–359 об.); 3) пениа троична их же поем в Великий пост (359 об.–360 об.); 4) светильны чрез всю седмицу, без конца (360 об.–362 об.).

№ 176. Октоих (5–8 гласы), в лист, 370 л.л., полууставом XVI в., с заставкою, в кожаном переплете. На полях внизу листов 2–29 приписка скорописью: « . . га Октай Вологодского уезда церькви Воздвижения честного Креста Господня что в Каменском конце».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–362); 2) светильны воскресные и стихиры евангельские (362 об.–369); 3) троичны 5–8 гласов (369–370 об.); 4) светильны чрез всю седмицу, без конца (370 об.).

№ 177. Октоих (1–4 гласы), в лист, 277 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви великомученика Георгия что на . . . . отобрана на Вологде».

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–270); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (270–275); 3) светильны «чрез всю неделю» (275–276 об.); 4) пениа троична их же поем в Великий пост и в прочая посты (276 об.–277 об.).

№ 178. Октоих (5–8 гласы), в лист, 220 л.л., в два столбца, полууставом XVI в., в кожаном переплете; многие листы подклеены; порваны с ущербом для текста листы: 1, 4, 5–13, 166. На полях внизу листов 2– 11 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви пророка Илии, что на Устюге отобрана.

№ 179. Октоих (1–4 гласы), в лист, 254 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–8 приписки скорописью: 1) «От церкви пророка Илии что в Пуркасове» и 2) «Лета 7112 (1604) июня в 25 день книги Октай продал Лоскомские волости Дмитриевской поп Иван Ларионов в Брюхову волость к Николе чудотворцу и Варваре святой а книги купил тое же волости Брюховы Николского приходу Иван Алексиев сын Волконской а книги подписал сам Иван своею рукою». Эта запись без последних шести слов повторена тем же почерком на задней доске переплета.

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–246 об.); 2) троичны (247); 3) светильны чрез всю седмицу (248); 4) столпы утренних воскресных евангелий (249); 5) светильны воскресные и евангельские стихиры 249 об.– 253); 6) троичны гласа (253–254); 7) тропари по Непорочны (254 об.).

№ 180. Октоих (1–4 гласы), в лист, 228 л.л., с попорченными краями листов, в кожаном переплете; порваны с ущербом для текста листы: 17–24. На л. 228 об. приписка скорописью: «Лета 7107 сию книгу Охтай продал мироносицкой поп Федор Арсеньевы пустыни игумену Деонисию, а подписал своею рукою».

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–223); 2) троичны гласа (223–224); 3) светильны на всю седмицу (224–225); 4) светильны воскресные и стихиры евангельские (225– 228 об.).

№ 181. Октоих (1–4 гласы), в лист, 216 л.л., полууставом второй половины ХVI в., в кожаном переплете. На л. 215 об. послесловие полууставом: «Господи Иисусе Христе Сыне Божий молитв ради Пречистыя ти Матере и Всех Святых ради помилуй нас. Спаси Господи помилуй раба своего повелевшего писати книгу сию где ся будет описал и вы и Бога ради исправте а не кле(ни)те. Писана сия книга глаголемая Охтаек лета 7000 шестьдесят четвертого (1556).» На полях внизу листов: 2–10 приписки: 1) скорописью: «Сия книга Октай Вологодского уезда от церкви преподобного Кирилла Белоезерского что на Большей Елме» и 2) полууставом: «Сию книгу Охтаець положил в дом преподобным отцам Сергию и Кириллу старец Ивоня и вы священници Бога ради помяните в молитвах заупокой убогую мою душу».

Состав: 1) службы 1–4 гласов (2–210 об.), 2) светильны воскресные и евангельские стихиры (210 об.–213 об.); 3) светильны чрез всю седмицу (213 об.–214 об); 4) троичны гласа (214 об.–215); 5) молитва Святой Троице – Марка инока (216).

№ 182. Октоих (5–8 гласы), в лист, 334 л., вт) два столбца, уставом XVI в., в кожаном переплете; от 2-го листа сохранился только один столбец. На полях внизу листов: 3, 6, 8, 10–16, 18–29 приписки скорописью: 1) «Сия книга глаголемая Октай церкви святого:...»; 2) «Анны Евдокимовы дочери Колычовы приложила на святую гору к церкве Казанские Пресвятые Богородицы по своих родителех».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–321 об.); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (321 об.–328 об.); 3) столпы утренних воскресных евангелий (328 об.–329 об.); 4) троичны 5–8 гласов (329 об.–330 об.); 5) светильны чрез всю седмицу (330 об.–332); 6) тропари по вся недели (332–333); 7) тропари на панихиде (333–334 об.).

№ 183. Октоих (7 и 8 гласы), в поллист, нелолный, 152 л., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 67, 83 и 149. На полях внизу листов: 1 об., 2 об., 4 об.–13 скорописью XVII в. приписка: «Положил Николе чудотворцу се аз Матрена Ортемьева дочи Филипьевская жена отдала есми Охтаец за долг 40 алтын Некрасу Иванову сыну a книгу подписывал Ортюшка Ортемиев сын Бузина». Рукопись начинается с продолжения воскресной службы 7-го гласа. В конце, за субботнею службою 8-го гласа следуют: 1) светильны воскресные и евангельские стихиры (146–151 об.) и 2) светильны на каждый день седмицы, без конца (151 об.–152 об.)

№ 184. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 268 л.л., без начала и конца, полууставом XVI в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 60–62, 65–69, 76, 82, 99, 100, 115, 119–121, 129, 174, 200– 202, 205, 206, 238, 239, 264–268. Руколись начинается неполною службою 1-го гласа в понедельник, а оканчивается светильнами воскресными и стихирами евангельскими.

№ 185. Октоих (5–8 гласы), в четвертку, 339 л.л., без начала, полууставом второй половины XVI в., в кожаном переплете. Порваны листы: 1, 15, 36, 76, 189, 240, 241, 245, 259. На полях внизу листов 1–8 приписка скорописью: «с Восильем да Григорьем да с Иваном и Семеном и со внучяты и на память родителей своих и по смерти по своей и на поминок служители Божии Господа ради молите Бога за нас за праславных». На обороте последнего чистого листа: «Лета 7128 (1620)-го году месяца августа в 5 день. А велел подписать Климентий с детьми своими с Первым да с Нечяем да с Третьяком да со внучяты».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–329); рукопись начинается продолжением стихир 5 гласа на вечерне в неделю; 2) светильны и богородичны воскресные и стихиры евангельския (329–335); 3) светильны по вся дни (335–336 об.); 4) троичны гласа (336 об.–339).

№ 186. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 325 л.л., полууставом ХVI в., в кожаном переплете. 317 лист чистый. На полях внизу листов 1–5 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского окологородия от церкви Николая чудотворца что Васухе».

Состав: 1) посем вместо достойно есть творим по вся воскресениа по троичном каноне (1–2 об.); 2) службы 1–4 гласов (3–314); 3) светильны чрез всю седмицу (315–316 об.); 4) светильны воскресные и стихиры евангельския (318–325).

№ 187. Октоих (5–8 гласы), в четвертку, 437 л.л., полууставом XVI в., в кожаном переллете. На 436 л. послесловие скорописью: «В лето 7050 осмаго (1550) написана бысть сиа книга при благоверном цари великом князи Иване и при митрололите Макарии при епископе великом Пермском и Вологодском Кипреяне и при игумене Тихоне в дом Рождеству Пречистой Богородицы на Сяму к просще (?) месяца марта в 3 день а кончана месяца июня 24 многогрешным Тимошищем и вы, господне отци и братие Бога ради благословите а не клените меня отолик занеже есмь груб неразумен аще буду где описал строкою или словом и вы, господне, Бога ради в том мя пращайте но собою исправливайте, Слава свершителю Богу всячьских Отцу и Сыну и Святому Духу Единосущней Троици». На полях внизу листов 1–5 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви пророко Илии что на Болшей Елдме».

Состав: 1) тропари воскресные глаголемые по великом славословии на трисвятом во вся недели (1); 2) припевы Григориа Синаита, певаемы по вся воскресениа по троичном каноне вместо достойна (2), 3) молитва Святей и Живоначалней Троице – творение Марка инока (3–4); 4) должно есть ведати яко во вся воскресениа полиелеос пети неотложно от Воздвижениа честного Креста (4 об.); 5) службы 5–8 гласов (5–422); 6) светильны воскресные и стихиры евангельские (422–431); 7) троичны гласа (431–433); 8) светильны дневные и богородичны (433–435 об.); 9) подобает ведаги, когда поются троичны дневнии на осмь гласов, поются в святый Великий пост и в прочая посты, егда поется аллилуия (436 об.–437).

№ 188. Октоих (1–4 гласы), в четвертку, 437 л.л., полууставом ХVI в., в кожаном переплете. 1–7 листы позднее ветавлены, некоторые листы подклеены. На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что в оночисте». На 437 л. приписано скорописью: «Лета 7120 (1612) году декабря в 20 по государеву цареву и великого князя кого Бог даст нам государства Московского бояром». На 425–433 листах стихиры евангельские и светильны воскресные; на 433–435 листах пения троична ихже поем в Великий пост; на 435–437 листах светильны чрез всю седмицу.

№ 189. Октоих (5–8 гласы), в четвертку, 417 л.л., без начала, полууставом нескольких почерков XVI в., с заставкою, в кожаном переплете. Некоторые листы подклеены, с ущербом для текста – 193 и 417.

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–405 об.). Рукопись начинается продолжением воскресных стихир 5 гласа; 2) припевы Григориа Синаита и молитва Марка инока Святой Троице (405 об.–407 об.); 3) троичны гласа (407 об.–409); 4) светильны воскресные и евангельския стихиры (409–417).

№ 190. Октоих (1–4 гласы), в лист, 487 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–10 и на л. 468 об. приписки: 1) скорописью: «Сия книга Охтай церкви Живоначальныя Троицы что на Нозме (?)»; 2) полууставом: «Книга глаголемая Охта положил в дом Живоначальной Троице и Рожеству Ивану Предотечи Иван Алексиев сын»; 3) скорописью: «преставися раб Божий Стефан во 188 году месяца июня в 1 день на память святых чудотворцов безсребренников Козмы и Дамяна лета 7191 года сентябрия в 1 день».

Состав: 1) начало малые вечерни по вся субботы (1–2); 2) службы 1–4 гласов (3–466); 3) столпы утренних воскресных евангелий (467–468); 4) светильны воскресные и стихиры евангельские (469–474 об.); 5) троичны дневные на восемь гласов (475–478); 6) светильны дневные (478 об.–480); 7) припевы Григория Синаита, певаемы по вся воскресения по троичном каноне вместо достойна (480 об.–481); 8) молитва Святей и Живоначальней Троице творение Марка инока (481 об.–482 об.); 9) тропари по Непорочны на утрени дней воскресных (482 об.–483); 10) тексты утренняго воскресного евангелия, апостольских и евангельских чтений по вся воскресения, по вся дни и по вся субботы (483 об.–486); 11) указ о днех седмицы како поются каноны в охтаи с минеем (486 об. 487 об.).

№ 191. Октоих (5–8 гласы), в лист, 260 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–13 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви великомученика Георгия что на Окве отобрана в консисторию».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–253); 2) светильны воскресные и стихиры евангельския (253–257); 3) пениа троична 5–8 гласов (257–258); 4) светильны чрез всю седмицу (258–260).

№ 192. Октоих (1–4 гласы), в лист, 291 л., полууставом ХVI–XVII вв., в поврежденном кожаном переплете. На полях внизу листов 1–20 приписки древнею скорописью: 1) «Сию книгу Охтай приложн Поспел Тимофиев сын Шеглин Всемилостивому Спасу Боголепному Преображению в дом по своих родителех и кому благоволи Бог у Всемилостивого Спаса служити и вы Бога ради поминайте да и меня по смерти не забудите, а родителей имена в синодике»; 2) «Сию Спасову домову книгу продал Николе чудотворцу в дом в Заозерки».

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–282); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры (282–286 об.); 3) светильны на каждый день седмицы (286 об.–288); 4) троичны гласа (288–289 об.); 5) молитва Святей Троице инока Марка (290–291).

№ 193. Октоих (5–8 гласы), в лист, 245 л.л., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете; многие листы подклеены.

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–243 об.); 2) светильны дневные (244–245).

№ 194. Октоих (1–4 гласы), в лист, 316 л.л., без конца, полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 136, 231, 239 и 240. На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Рожества Пресвятыя Богородицы что на Устюге».

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–308); 2) светильны воскресные и стихиры евангельские (308–315); 3) пениа троичная, ихже поем в Великий пост, без конца (315–316).

№ 195. Октоих (5–8 гласы), в лист, неполный, 296 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете На полях внизу листов 1–10 приписка скорописью: «Сия книга Октай от церкви Рожества Пресвятыя Богородицы что на Устюге».

Состав 1) службы 5–8 гласов (1–293 об.), без конца: текст обрывается на стихирах на «хвалитех» 8-го гласа на утрени в субботу; 2) светильны воскресные и стихиры евангельские – не все (294–295); 3) пениа троична 5–8 гласов (395 об.), не все: текст обрывается на светильне 7-го гласа; 4) светильны чрез всю седмицу (296), без начала. Эта рукопись составляет вторую половину Октоиха, первая половина которого в предыдущей рукопиеи за № 194.

№ 196. Октоих (1–4 гласы), в лист, 236 л.л., без начала и конца, полууставом разных почерков XVI–XVII вв., в кожаном переплете. 163–164 и 236 листы порваны, последний с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–6 приписка скорописью: «Сия книга Октай Вологодского уезда от церкви Николая чудотворца что на Красном». Рукопись начинается песнопениями 1-го гласа на воскресной утрени, а оканчивается «Блаженнами» 4 гласа на литургии во вторник, после чего на особой тетради находится неполный канон на утрени в неделю мытаря и фарисея (231–236 об.)

№ 197. Октоих (1–4 гласы), в лист, неполный, 360 л.л., в два столбца, полууставом XVI–XVII вв., в порванном кожаном переплете.

Состав: 1) службы 1–4 гласов (1–355); 2) светильны воскресные и евангельския стихиры, не все (355–357 об.); 3) светильны во всю седмицу (358–359 об.); 4) стихиры 5 гласа по «Непорочны» (359 об.–360).

№ 198. Октоих (5–8 гласы), в четвертку, 515 лл., полууставом XVI–XVII вв., в кожаном переплете.

№ 199. Октоих (1–4 гласы), в лист, 490 л.л., подражающим печатному шрифту полууставом XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На 490 л. послесловие полууставом: «Сия святая и богодухновенная книга Охтай написана быша лета 7130 (1622) го при благоверном царе и великом князе Михаиле Феодоровиче всея Руси и при святейшем патриархе Филарете московском и всея Руси труды и тщанием Живоначальныя Троицы новыя Александровы пустынки, с речки Шингоря игумнишка Александра Коровина; тем же и вси елико вас света чада и сынове евангелия.» На полях внизу листов 1–18 приписки скорописью: 1) «Книга царя Константина домовая»; 2) сия книга Октай церкви Успения Богородицы что … «; 3) лета 7131 сию книгу глаголемую Охтай с первого гласа до пятого продал Живоначалныя Троицы Шелеходския волости новыя пустыни игумен Александр Коровин Козланския волости в дом царю Константину и мученице Парасковее нарицаемей Патнице а купила сию книгу Охтай Татьяна Иванова дочь Терентьева жена на деньги брата своего Давыда Иванова сына а подписал яз игумен Александрть своею рукою, а деньги яз взял за те книги из рук полчетверта рубля у Первуши Митюрина а два рубля у Мартьяна попа».

Состав: 1) начало малыя вечерни по вся субботы (1–2 об.); 2) службы 1–4 гласов (3–468); 3) столпы утренних воскресных евангелий (469–470); 4) светильны воскресные и евангельские стихиры (471–476 об.); 5) троичны гласа (477–480); 6) светильны дневные во всю седмицу (480–481); 7) молитва Святей Троице творение инока Марка (481 об.– 482); 8) припевы Григория Синаита, певаемы по вся воскресения по троичном каноне вместо достойна (482 об.–484); 9) утреннее воскресное евангелие и апостольския и евангельския чтения по вся воскресения, по вся дни и по вся субботы (484–488); 10) указ о днех седмицы, како поются каноны во охтаи с минеем (488 об.–489).

№ 200. Октоих (5–8 гласы), в лист, 415 л.л., полууставом XVII в., в кожаном переплете; некоторые листы подклеены. Послесловие на 414–415 листах буквально сходно с послесловием рукописи № 201, отличие лишь в тех данных, которые определяют время и место написания рукописи: «И повеле в Богохранимом и царствующем своем граде Москве писати святыя и богодухновеныя книги Охтай на осмь гласов и со богородичны каноны имьже гласы вопием и возводим разумы к Безначальному Божеству и к Пресвятей Богородицы и ко святым безплотным небесным силам и ко всем святым. И по его благочестивого царя и государя великого князя Бориса Федоровича всея Русии самодержца велению и по благословению отца его и богомолца святейшаго пахриарха Иова московского и всея Русии начата бысть песменая сия святая книга Охтай в лето 7113 месяца декабря в день на память святаго и славного … стия Анны матере святыя Богородица егда зачат … Совершена же бысть сия книга Охтай, сиречь осмогласник, в лето 7 в томже году априле 23 дня на память святаго великомученика Георгия в похвалу Пресвятие Троицы и Пречистей Богородицы и всем святым аминь. Сия святыя и богодухновенныя книги Охтай написана быша труды и тщанием мастера Семиона Троецкого попа Иванова сына и п(ро)звище Макар и прочих сработников о Господе». На полях внизу листов 1–12 приписка скорописью: «Положил в дом Пречистой Богородицы Риз положения и преподобных чудотворцев Сергия и Арсения Арееньевы пустыни игумен Деонисей на то место взял а в то место взял игумен Деонисей свою ж вкладную книгу Шестоднев а принял четверть ржи записал вкладчик Иван». Состав рукописи тот Иже, что и в рукописи за № 201.

№ 201. Октоих (5–8 гласы), в лист, 481 л. полууставом XVII в., в кожаном переплете. На 480–481 листах послесловие полууставом: «Всемугущая и животворящая, Святая Троице и единосущная неодержимая держава и неразделимое царство яже всем благим виновная, благоволи в настоящее сие время о недостойных рабех яже созда рукою своею и и просвети разум и очи сердечьнии светом Божества своего рабу своему егож избра и елеом святым помазанному благочестивому царю и государю, великому князю Василию Ивановичю всея Русии самодержьцу о исправлении книжном и в них о словеси истиннем извожением рукописмены ко спасению душам християньского народа многочисленного словенского языка своея великия державы всея великия Росия Московского царства и прочих государств; и Пресвятыя Троица Отца и Сына и Святаго Духа благодатию подвигся и повеле в Богохранимом царствующем своем граде Вологде писати святыя и богодухновенныя книги Охтай на осмь гласов и со богородичны каноны ими же гласы вопием и возводим разумы к Безначалному Божеству и к Пресвятей Богородицы и к святым бесплотным небесным силам и к всем святым. И по его благочестивого царя и государя великого князя Василия Ивановича всея Русии самодержьца велению и по благословению отца его и богомольца святейшаго патриарха Гермогена Московского и всея Русии начата бысть писати сия святая книга Охтай в лето 7114 г. Совершена же бысть сия книга Охтай сиречь осмогласник, в лето 7115 ноября в 7 день на память святых мученик Нерона и Никандра и преподобного отца нашего Лазаря нового чудо, в похвалу Пресвятей Троицы и Пречистей Богородицы и всем святым аминь. А сия святыя и богодухновенныя книги Охтай написана быша труды и тщанием мастера Богдашки Иванова сына Рычкова и прочих сработников о Господе. темже и вси елико вас, света чада и сынове евангелия и Святыя Церкви богособранная чета священноначалницы и священноиноцы и иноцы и священницы и вси благочестивии народи, намже о Христе духовнии отцы и братия, яко хотящеи святыя сия книги прочитати, или преписовати, любезно молим вас, милостиви нам будите и незазориви ума нашего немощи и недоумению, понеже и вы требуете же милости от Бога и от человек, такоже прощению и благословению и нас сподобляйте; Богу же славимому в Троицы, давшему нам святы сия книги начати и сподоблынему и совершити подобает всяка слава, честь и велелепие от всея твари и ныне и присно и во вся веки бесконечныя аминь». На полях внизу листов 1–17 приписки скорописью: 1) «Сия книга Октай церкви Живоначалной Троицы что на Комеле»; 2) «положили в дом сию книгу Охтай Троицы Живоначальной да Ивану Предотече Самуил Власьев сын да Мареа Михайлова дочи Лукяновская жена ло своим родителем а подписал Тренка Попов».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–461); 2) столпы утрениих воскресных евангелий (462–463); 3) светильны воскресные и евангельския стихиры (464–469 об.); 4) троичны гласа (470–473); 5) светильны дневные во всю седмицу (473 об.–474), 6) припевы Григория Синаита певаемы по вся воскресения по троичном каноне вместо достойна (474 об.–475); 7) молитва Живоначальной Троице инока Марка (475 об.–476 об.); 8) тропари по Непорочны (476 об.–477); 9) тропарь по вся недели наславах (477); 10) тексты утренняго воскресного евангелия от Матфея и апостола по вся воскресения (477 об.–478); 11) указ о днех седмицы, како поются каноны во охтаи с минеем 478 об.–479 об.

№ 202. Октоих (5–8 гласы), в лист, 480 л.л., полууставом начала ХVII в., в кожаном переплете; поля боковыя истлели. На 479–480 листах следующее послесловие: «Слава иже в Троицы славимому Богу нашему, о немже всякое благое дело начало приемлет и в совершение приходит; тоиже и ныне сему богодухновенному божественого писания конец положи, молитвами Пречистыя Его Матере честного и славного Ея успения и прелодобного отца нашего Дмитрия иже на Прилуце Вологодского чудотворца и всех святых Его. Начата бысть писати сия святая книга Охтай в лето 7119 (1611) июля в 20 день на память святаго славного пророка Ильи. Совершена же бысть сия книга Охтай сиречь осмогласник в лето 7120 (1612) марта в 1 день на память святыя преподобномученицы Евдокеи, а в то лето на Москве не было царя, а не стало его во 118 (1610) году после Ильина дни, а во 120 (1612) году в великий мясоед и патриарх Иермоген преставися, a впред до коего времени царя и патриарха на Москве не будеть то един Бог весть, а в Московском государстве и во всей Рустей земли велие нестроение и рати многи пo всем градом и пo всем волостям, а рати учели быти от 112 (1604) году до 120 (1612) году, a кончину нестроению Руския земли и мяте жем велиим Бог един весть. А сия святая и богодухновенная книга Охтай написана быша труды и тщанием мастера Андрея Иванова сына Незванова и прочих сработников о Господе, а писана сия книга Охтай в Шилехоцкой волости в новой пустынке на речке на Шингоре; темже и вси елико вас света чада и сынове евангелия и святыя церкви богособранная чета священноначальницы и священноиноцы и иноцы и священницы и вси благочестивии народи нам же о Христе духовнии отцы и братия, яко хотящеи святая сиа книга прочитати или преписовати любезно молим вас милостиви нам будите и не зазориви ума нашего немощи и недоумению, понеже и вы требуете же милости от Бога и от человек, тако же прощению и благословению и нас сподобляйте. Богу славимому в Троицы, давшему нам святую сию книгу начати и сподобльшему и совершити подобает всяка слава, честь и велелепие и поклоняние от всея твари и ныне и присно и во вся веки безконечныя аминь». На полях внизу листов 1–7 приписка скорописью: «Сия книга Октай церкви Успения Богородицы Кахлонзе».

Состав: 1) службы 5–8 гласов (1–457); 2) столпы утренних воскресных евангелий (458–459); 3) светильны воскресные и стихиры евангельския (460–465 об.); 4) троичны гласа (466–469); 5) светильны дневные во всю седмицу (469 об,–471): 6) припевы Григория Синаита или «Троичное величание»; 7) молитва Святей Троице – творение Марка инока (472 об.–473 об.); 8) тропари по Непорочны (473 об.–474); 9) тексты утренних воскресных евангелий и апостольских и евангельских чтений по вся дни (474 об.–477); 11) указ о днехть седмицы, како поются каноны во охтаи с минеем (477 об.–478 об.)


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle