А.И. Никольский

Источник

Канонники

№ 435. Канонник, в четвертку, без начала и конца, 146 лл., полууставом XVI в., без переплета.

Cостав: 1) конец канона Пресвятей Богородице (1); 2) канон молебен Пресвятей Владычице нашей Богородици Одигитрии, творение Игнатия иеромонаха (1 об.–6); 3) правило Благовещению Пресвятей Владычице нашей Богородици, творение Феофаново (6–9); 4) в туж среду правило молебно святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, творение Феофаново (9–12); 5) правило молебно Покрову Пресвятыа Богородица (12–15 об.); 6) канон благодарен Пресвятей Богородици акафист, творение Иосифово (16–24); 7) правило молебно Всем Святым (24 об.–28); 8) правило молебно Рождеству Пресвятыа Богородица (28–31); 9) в туж неделю канон молебен святому апостолу Иакову, брату Господню по плоти (31–34); 10) канун на Воскресение Христово, творение Иоанна Дамаскина (34–35); 11) правило молебно преподобному Варламу чудотворцу (Хутынскому) (36–40);12) правило молебно преподобному Сергею чудотворцу (40–44); 13) евангельскиа чтения из служб на каждый день седмицы, преподобным, Иакову брату Господню по плоти и Иоанну Богослову (44 об.–49); 14) правило молебно к архангелу Михаилу и прочим Бесплотным, с акафистом (50–60 об); 15) правило честнейшему в пророцех Предтечи и Крестителю Иоанну, с акафистом, творение Андреево (60 об.–70); 16) в той же вторник канон честному Предтечи Иоанну, с акафистом (70–78), отличный от предыдущаго; 17) правило молебно Успению Пресвятыа Богородицы, с акафистом (78–88); 18) канон молебен 12-ти апостолом, – Феофанов, с акафистом (88–100); 19) канон молебен святому Николе по алфавиту, с акафистом (100–108 об.); 20) канон честному Кресту, с акафистом (108 об.–118 об); 21) святейшаго патриарха Константиня града кир-Филофеа служба Всем Святым – канон с акафистом, неполный (118 об.–133); 22) правило молебно иж в святых отца нашего Иоанна Златоустаго, с акафистом (133 об.–145); последование о стихословии икосов (145 об.–146 об.).

№ 436. Канонник, в четвертку, 138 л.л.,полууставом XVI в., в кожаном переплете. 1, 2 и 138 листы позднее вставлены.

Состав: каноны: 1) Иисусу Христу (3–11); 2) на Положение Ризы Иисуса Христа (11–20 об.); 3) Покрову Богородщы (20 об.–30); 4) Владимирской Божией Матери (30–40 об.), 5) за опитемию Господу Богу певаем по вся дни (40 об.–48); 6) Пресвятей Богородице егда оклеветания в печали (48–56); 7) святому Ангелу, грозному воеводе, хранителю всех человек, от Вседержителя Бога посланому по вся душя человеческая, душу бо возвести к Богу, а тело персти отдати; ты же, человече, не забывай часа смертного, пой по вся дни канон сей, творение юродивого Парфения (56 об.–64); Этот канон находится также в нескольких канонниках Троицкой Лавры. Парфений юродивый – псевдоним царя Ивана Грозного; 8) пророку Илии (64 об.–74); 9) апостолам Петру и Павлу (74–83); 10) трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоустому (83 об.–90 об.); 11) святому Симеону (90 об.– 98); 12) князю Феодору Смоленскому и Ярославскому и чадам его: Давиду и Константину (98–108 об.); 13) Клименту папе Римскому, творение Феофаново (108 об.–116); 14) Епифанию Кипрскому (116–125); 15) князьям Василию и Константину Всеволодовичам Ярославским (125 об.–138).

№ 437. Канонник, в четвертку, 49 л.л., полууставом XVI в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1–10, 46–49.

Состав: каноны: 1) Пресвятей Богородице Одигитрию, молебный, без начала (1–7); 2) Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (7об.–16об.); 3) Сергию Радонежскому (16 об.–23 об.); 4) Варлааму Хутынскому (23 об.–31 об.); 5) на исход души – творение кир-Андрея Критс (32–42 об.); 6) молитва на исхождение души, глаголема иереом (42–43 об.); 7) молитва на исповедание братьи, иже есть от отца в образ афесима, сиречь отпуста, хотящему умирати (43 об.–44); 8) о причащении Пречистаго Тела и Честныя Крове Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, како подобает причащатися Божественных Таин (выписки из творений святых отцов. (45–49 об.).

№ 438. Канонник, в восьмушку, без начала и конца, 137 л.л., полууставом XVI в., с остатками переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 9, 76, 83–86, 99, 101, 102 и 110.

Состав: исследования: 1) ко Святому Причащению, неполное (1–33); 2) по Святом Причащении, неполное апостольское чтение на часах ко Святому Причащению (33 об.–41); 3) молитва Всем Святым без начала и конца (1–45 об.), несколько отличная от той, что в № 435 на л.л. 130 об.–133; 4) молитва ко Святому Причащению: «Господи Иисусе Христе Спасителю наш взаконивый нам любовь» (45 об.–47 об.), без конца; 5) канон Иисусу Христу (48–59), службы: 6) Благовещению Пресвятыя Богородицы, неполная (59 об.–73 об.); 7) в пяток пятой недели Вели поста «вечер» (73 об.–84 об.); 8) канон радостен Пресвятей Богородице, творение Игнатия иеромонаха (79 об.–84 об.); 9) канон молебен Ангелу хранителю (84 об.–93); службы: 10) Николаю чудотворцу 6-го декабря (93–104); 11) пророку Илии (104 об.–111 об.); каноны: 12) живоначальной Троице, творение Митрофаново (112–118 об.) «Катавасиа вместо достойна есть по вся воскресении после канона троичного пред заутренею» (119–121 об.), без конца; 13) Ангелу хранителю, отличный от предыдущаго, без конца (122–128 об.); 14) Иисусу Христу, без конца, отличный от предыдущаго (129–137 об.)

№ 439. Канонник, в четвертку, 179 лл., полууставом XVI–XVII в.в., с черными заставками, в кожаном переплете. Первые 6 листов XVII–XVIII в.в. На обороте 179 листа приписка скорописью: «1763 году апреля 27 церкви Введения Пресвятыя Богородицы Златоверховой диакон Павел Васильев продал сию книгу... и подпиоал своею рукою».

Состав: 1) келейное правило (1–6 об.), каноны: 2) Иисусу Христу, творение Феоктиста, инока Студийския обители (7–16 об.); 3) Благовещению Пресвятыя Богородицы, творение кир-Феофана (17–27 об.); 4) Пресвятей Богородице, молебен, творение священно-инока Игнатия (28–36 об.); 5) Пресвятей Богородице, благодарен, с акафистом (36 об.–57); 6) Ангелу хранителю, молебен, инока Иоанна (57–67 об.); 7) Ангелу хранителю молебен, отличный от предыдущаго (68–75); 8) Ангелам, творение Иосифово (75 об.–82); 9) Иоанну Предтече, творение Иосифово (82 об.–90 об.); 10) животворящему Кресту, творение Григория Синаита (91–98 об.); 11) святым славным и всехвалным апостолом, творение кир-Феофана (99–105); 12) Всем Святым (105 об.–115); 13) последование Святыя Купины иже во святей горе Синайстей поется, егда кто произволит, егда бывает молния страшна (115–124); последования: 14) ко Святому Причащению (124–172 об.); 15) по Святом Причащении (173–179).

№ 440. Канонник, в четвертку, без начала, 58 л.л., полууставом XVII в., в кожаной обложке. Порваны с ущербом для текста листы: 3, 14, 30, 31, 32. На полях внизу листов 1–4 приписка скорописью: «От церкви Василия Вели из Заволочья». Всех канонов четыре: 1) Иисусу Христу (1–11); 2) Благовещению Пресвятыя Богородицы – творение кир-Феофана (12–25); 3) благодарен Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово, неполный (26–48); 4) Пресвятей Богородице Одигитрию – творение священно-инока Игнатия (49–58).

№ 441. Канонник, в восьмушку, без начала, 512 л.л., несколькими полууставными почерками XVII в., в кожаном переплете. Подклеены листы; 1, 8, 15, 28, 36, 41, 42, 50–52, 54, 55, 57, 65, 458. Лист 66-й новейшаго письма. He достает нескольких листов в средине рукописи. Здесь каноны: 1) Иисусу Христу (1–8 об.); 2) Пресвятей Богородице, без начала (9–15 об.); 3) Ангелу хранителю, певаем в неделю вечер, неполный (15 об.–21 об.); 4) молебен ко святейшему в пророцех Предтечи и Крестителю Христову Иоанну, певаем в понедельник вечер или на утрени вторник (21 об.–35); 5) Пресвятей Богородице Одигитрию, без конца, неполный (35 об.–41 об.); 6) Николаю чудотворцу, без начала (42–47); 7) Кресту (47–54); 8) благодарствен Пресвятей Богородице, творение Иосифово, неполный (54–74 об.); 9) Казанской Божией Матери, неполный (75–93 об.); 10) блаженному Василию Нагому и Христа ради юродивому, ему же начало о добродетелех (93 об.–112 об.); 11) молитва Иисусу Христу (112 об.–116); 12) Блаженны по вся дни с апостольским и евангельским чтениями (116 об.–119); 13) молитва Пресвятей Богородице Одигитрию (119–123); 14) исповедание Господу нашему Иисусу Христу (123 об.–126); 15) молитва Благовещению Пресвятей Богородице в неделю по-заутрени (126–129); каноны: 16) молебен Пресвятей Троици и Пречыстей Богородици и архангелу Михаилу и великому чудотворцу Николе певаем по вся дни о спасении души и печали и здравии и на исход души и за опитемию (129–140 об.); 17) Знамению Пресвятыя Богородицы (140 об.–151); 18) Зосиме и Савватию Соловецким (151–173 об.); 19) Ангелу хранителю, отличный от поименованного выше (173 об.–183 об.); 20) правило на Боготелесное погребение певаемо Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Канон на плач Богородицы – творение Семиона Логофета (183 об.–195 об.); 21) Пречистей Богородяце Собору (195 об.–203 об.); 22) Сретению Господа Иисуса Христа. (203 об.–211 об.); 23) общий святым чудотворцем Казанским архиепискуму Гурию и епискуму Варсунофию (212–221 об.); 24) Всем Святым (222–236); 25) Святым Отцем иже в Никеи (236–246 об.); 26) мученице Екатерине (246 об.–259 об.); 27) святым апостолам (260–266 об.); 28) певаем по вся дни (266 об.–275 об.); 29) Нерукотворенному Образу (275 об.–286 об.); 30) последование Святыя Купины иже во святей горе Синайстей поется на всякый день, где молния страшная бывает и гром (286 об.–301 об.); 31) трем святителем киевским Петру и Алексею и Ионе (302–310 об.); 32) 12-ти апостолом, нося краегранесие сицево: Христовы почитая мудрыя апостолы (310 об.–320), отличный от находящагося на лл. 260–266 об.); 33) святому Иоанну, духовна поют Златоуста – творение Феофана (320 об.–333 об.); 24) святому Ильи (333 об.–341 об.); 35) трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту (342–350 об.); 36) святыя великия Христовы мученицы Парасковеи (350 об.–358 об.); 37) по вся дни общий Всем Святым (358 об.–380), отличный от предыдушаго; в стихирах и тропарях перечисляются имена святых помесячно; на л.л. 377 об.–380 об. Блаженны с апостольским и евангельским чтениями по вся дни; 38) последование утрени в неделю Пасхи (382–395); 39) служба Господу нашему Иисусу Христу в бездождие (396–406); 40) последование второе певаемо Богородици о бездождии, творение Филофея патриарха Константина града (406–420); 41) служба Пресвятей Богородицы ведра деля. Начало по обычаю якоже и в первой службе о бездождии писана назади (420–430); 42) ин канон за бездождие (430–442); 43) канон молебен како подобает пети за творящих милостыню (442 об.–454); 44) канон молебен ко Господу Богу нашему за князя и за люди певаемый в брани против сопостат находящих на ны (455–476); 45) канон молебен Господу Богу Иисусу Христу и Пресвятой Богородицы Матери Господни при разлучении душе от теле вся правоверного (476–486); 46) канон како пети подобает за умершаго (486 об.–495); 47) канон исповедником: Гурию, Самону и Авиву (496–503 об.); 48) канон великомученице Варваре, без начала (504–512).

№ 442. Канонник, в восьмушку, без начала, 142 л., полууставом XVII в., в кожаном переплете, Чистые листы: 10, 32, 62, 96–98, 121. Здесь каноны: 1) Пресвятей Богородице, неполный (1–9 об.); 2) Ангелу хранителю, неполный (11–31); 3) Иисусу Христу, творение Феоктиста, инока Студийския обители (33–61 об.); 4) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово (63–95 об.); 5) Благовещению Пресвятыя Богородицы, творение кир-Феофана (99–120); 6) Димитрию Прилуцкому (122–135). Далее следуют тропари и кондаки: животворящему Кресту, Введению Пресвятыя Богородицы, Иоанну Богослову, трем святителям: Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту, великомученику Феодору Тирону, Димитрию Прилуцкому, преподобному и благоверному князю Игнатию, Алексию человеку Божию (136–142).

№ 443. Канонник, в восьмушку, без начала, 126 л.л., полууставом конца XVII в., на лл. 57 об. и 58 скоропись, в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 5–7, 10, 65, 66, 68, 70, 74, 82, 89–97, 101, 102, 126.

Состав: каноны: 1) Иисусу Христу, без начала (1–11 об.), 2) Пресвятей Богородице, с акафистом – творение Иосифово (12–40); 3) Пресвятей Богородице – творение Феофаново – и Ангелу хранителю (40 об.–57); 4) на лл. 57 об. и 58 заметка о том, в какие дни какие каноны следует читать; 5) последование ко Святому Причащению (58 об.–102); 6) молитвы по Святом Причащении (102 об.–108; 7) молитвы светильничныя сиречь вечерния (108 об.–114); всех семь, те же, что в рукописи за № 861 на л.л. 39 об.–44 об.); 8) молитвы утренния (114 об.–126), всех – двенадцать; одиннадцать те же, что в рукописи за № 861 на лл. 44–51 об.; в нашей рукописи нет молитвы последней по счету в рукописи за № 861, но есть молитва, по счету 9-я, которой нет в рукописи за № 861, начинается так: «Возсияй в сердцах наших человеколюбче Владыко твоего Богоразумия нетленный свет».

№ 444. Канонник, в восьмушку, 59 л.л., полууставом XVII в., в кожаном переплете; 34-й лист чистый. Всех канонов – три: 1) Иисусу Христу, неполный (1–18); 2) Благовещению Пресвятыя Богородицы, неполный (19–33); 3) Пресвятей Богородице Одигитрию – творение священно-инока Игнатия (36–48); На лл. 49–59 тропари и молитвы по канонех Иисусу Христу и Пресвятей Богородице.

№ 445. Канонник, в четвертку, 308 л.л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете; лист 107-й порван; листы чистые 218 а, 218 б, 218 в, 218 г. Всех канонов двадцать один, по оглавлению же должно быть шестьдесят семь. Перед канонами за оглавлением (1–2 об.) начало общее всем каноном (3–6 об.). На лл. 82–104 об. канон молебен на Святую Пасху, последования утрени и первого часа в неделю Пасхи. На лл. 113–131 об. чин пения двенадцати псалмов. Отметим каконы 1) Покрову Богородицы (139 об.–149); 2) Казанской Божией Матери (149 об.–160 об.) и 3) Владимирской Божией Матери (169 об.–179 об.) За канонами: последование церковного пения и вселетного собрания от месяца сентября до месяца августа по уставу иже во Иерусалиме Святыя Лавры преподобного и богоносного отца нашего Саввы Освященного (241–291), т. е. месяцеслов без тропарей и кондаков, с большим числом памятей русских святых, Пасхалия зрячая на 7304–7351 годы и лунное течение (295–308). Вероятно, список с какого нибудь печатного издания.

№ 446. Канонник, в четвертку, 253 л., полууставом конца XVIII в., в дощатом переплете. Чистые листы: 33, 48, 49, 69, 122, 133, 156 а, 168,214–218,240–242. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Казанской Божией Матери (34–47); 2) Феодоровской Божией Матери (50–68); 3) Тихвинской Божией Матери (70–84 об.); 4) Покрову Богородицы (134–145). На лл. 208–213 молитва преподобного Нифонта: «Господи Боже сил великий ж страшный.

№ 447. Канонник, в четвертку, 191 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы 45 а, 45 б, 45 в. Всех канонов – тридцать один. Между прочими каноны: 1) Владимирской Божией Матери (60–66); 2) Знамению Божией Матери (108–113 об.); 3) Петру митрополиту (141–146 об.); 4) Димитрию царевичу (155 об.–161 об.).

№ 448. Канонник, в четвертку, 170 л.л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 92, 158–170. Всех канонов семнадцать. Отметим каноны: 1) Стефану Сурожскому (84–91 об.): 2) Казанской Божией Матери (93–103); 3) Владимирской Божией Матери (103 об.–109). Перед канонами последования полунощниц: воскресной (1–12 об.) и вседневной (13–29 об.). На лл. 93–95 како подобает пети каноны на молебне и начало канонов.

№ 449. Канонник, в четвертку, 120 л.л., полууставом XVIII в., с черными заставками, в бумажном переплете. Всех канонов шесть; из них отметим два: 1) Пресвятей Богородице Феодоровской (27 об.– 52 об.) и Зосиме и Савватию Соловецким (87–106).

№ 450. Канонник, в четвертку, 120 лл., полууставом конца XVIII в., без переплета; 10 лист порван. Всех канонов семнадцать. Между прочими каноны: 1) Покрову Богородицы (24 об.–33 об.); 2) Знамению Пресвятыя Богородицы – творение Пахомия Логофета (39 об.– 45 об.); 3) Ангелу хранителю – творение инока Иоанна (52 об.–62); 4) Ангелу – грозному хранителю всех человек посланному от Вседержителя Бога по вся души человеческая душу возвести ко Господу и тело земли отдати (62–68 об.).

№ 451. Канонник, в четвертку, 100 л. л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Всех канонов двенадцать. На лл. 77 об.–79 выписки из книги «Бисер».

№ 452. Канонник, в четвертку, 80 лл., полууставом конца XVIII в., в бумажном переплете; лист 57-й чистый. Всех канонов восемь. Отметим каноны: 1) преподобному Марою, иже избавляет от огницы и трясавицы (27–33) 2) преподобному Артемию Веркольскому, иже подавает целбы страждущим огнетрасавичною болезнию (33 об.–40 об.) II 3) Покрову Богородицы (41–49). На л.л. 1–18 об. последование малой повечерницы с двумя канонами.

№ 453. Канонник, в четвертку, 59 лл., полууставом конца XVIII в., с черными заставками, в кожаном переплете; 9-й и 10-й листы без текста, но с помарками. Всех канонов пять. На лл. 11–17 келейное правило.

№ 454. Каноны: 1) Преображению Господню, 2) Успению Пресвятыя Богородицы и 3) Нерукотворенному Образу Спаса, в четвертку, 23 л., полууставом конца XVIII в., без переплета; 14-й лист чистый.

№ 455. Канонник, в восьмушку, 267 лл., полууставом XVIII в., с заставками, в кожаном переплете. Листы 222–241 взяты из печатного молитвенника. Всех канонов восемнадцать. Кроме того: чин панихиды, несколько стихир и евангельских чтений.

№ 456. Канонник, в малую восьмушку, 266 лл., полууставом разных почерков XVIII в., с заставками, в кожаном переплете. Всех канонов двенадцать; отметим следующие: 1) Владимирской Божией Матери. (39–49), 2) Тихвинской Божией Матери (50–62); 3)Казанской Божией Матерн (84–99 об). Перед канонами последование воскресной полунощницы (1–14); за канонами следуют: 1) февраля 10 – страдание святаго священномученика Харлампия епископа Магнисии града и иже с ним пострадавших (183–220). Начало: «Царствующю Господу нашему Иисусу Христу скончевашеея творимаа бесом служба»; 2) Слово Палладия мниха о втором пришествии (221–266 об.).

№ 457. Канонник, в восьмушку, 207 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, чистые листы: 131 а, 164 и 187 а. Всех канонов двадцать. Между прочим каноны: 1) Владимирекой Божией Матери (85–96 об.); 2) Покрову Богородицы (97–108); 3) Знамению от иконы Псковской Божией Матери (121–131); 4) Знамению от иконы Новгородской Божией Матери, священно-инока Пахомия Логофета (165–174 об.), 5) Тихвинской Божией Матери (175–187 об.), 6) Сергию Радонежскому (188–200 об.).

№ 458. Канонник, в восьмушку, 201 л., полууставом конца XVIII в., в поврежденном кожаном переплете. Чистые листы: 4. 5, 22, 130, 181 и 182. Всех канонов тринадцать. Можно отметить канон Казанской Божией Матери (6–21).

№ 459. Канонник, в восьмушку, 190 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы: 51, 67, 114, 115, 137–147, 179–190. Всех канонов двенадцать. Между прочими каноны: 1) Знамению Божией Матери (40–50); 2) Владимирской Божией Матери (80–94 об.) 3) Казанской Божией Матери (95–113 об.); 4) Покрову Богородицы (128–136 об.).

№ 460. Канонник, в восьмушку, 171 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете; чисгые листы: 15 и 97. Всех канонов четырнадцать. Между прочими каноны: 1) Ангелу-грозному воеводе, творение Парфения юродивого (69–78) и 2) Моисею Мурину (139– 146 об.). На 169–171 листах две молитвы за отца и матерь: а) «Владыко Христе Спасе мой услыши молитву раба твоего, помяни душа преставльшихся раб своих»; б) Боже, приемый жертву Авраамлю и призривый на всесожжение.

№ 461. Канонник, в восьмушку, 166 лл., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Листы 164–166 поисточены; 118 л. подклеен с ущербом для текста; 32 лист чистый. Всех канонов восемь.

№ 462. Канонник, в восьмушку, 158 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Всех канонов двенадцать. На лл. 150–151 список имен для поминовения.

№ 463. Канонник, в восьмушку, 135 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. На 102–107 л.л. начало вечерни. Всех канонов тринадцать.

№ 464. Канонник, в восьмушку, 125 лл., полууставом XVIII в., с несколькими изящными большими буквами, в бумажном переплете. Подклеены листы: 1–33, с ущербом для текста – 35-й; лист 34-й чистый. Всех канонов одиннадцать. Между прочими канон Феодоровской Божией Матери (1–18).

№ 465. Канонник, в восьмушку, 118 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 18, 45, 65, 68. Всех канонов восемь. Между ними канон Казанской Божией Матери (26–41 об.) и статья: «Страдание святыя великомученицы Парасковии, сиречь нареченныя Пятницы»; начало: «Диоклитиану нечестивому царю воздвигшу гонение на христианы» (94–102 об.).

№ 466. Канонник, в восьмушку, 114 лл., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Чистые листы 110–114. На 109 листе запись: «Сей Канонник списан с печатного, печатаного с переводу из книги Псалтыри Следованной печатной, в царствующем граде Москве при государе царе Алексеи Михайловиче и при патриархе Иосифе в лето 7159 (1651). Напечатан же в лето 7294 (1786) в типографии Почаевской».

№ 467. Канонник, в восьмушку, 105 лл., полууставом разных почерков конца XVIII в., в кожаном переплете. Всех канонов одиннадцать, из них некоторые неполные. Отметим каноны: Тихвинской Божией Матери (54–63) и преподобному Марою (87–93). На лл. 40 об.–53 об. чины исповеди мирянина и скитского покаяния, оба неполные.

№ 468. Канонник, в восьмушку, без начала, 84 л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете; листы 79 и 82 порваны с ущербом для текста. Всех канонов семь; между ними канон Казанской Божией Матери (46–59 об.).

№ 469. Канонник, в восьмушку, 81 л., полууставом конца XVIII в., в кожаном переплете. Всех канонов пять. Кроме канонов в рукописи находится помянник, составленный, как сказано в заглавии, по благословению патриарха Иова (25–41).

№ 470. Канонник, в восьмущку, 46 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. Всех канонов три.

№ 471. Канонник, в восьмушку, 163 л., полууставом разных почерков XVIII и XIX вв., в кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 2, 4–7 и 9; листы: 58, 91 и 92 чистые, a 83 и 84 с небольшими помарками. Всех канонов двадцать; из них первый неполный. Отметим каноны: 1) трем святителям: Петру, Алексию и Ионе (85–89 об.); 2) молебен Господу Иисусу Христу, певаем во общих напастех и в бездождие, в глад и мятеж и в противление ветром и в нашествие иноплеменных и о всяком прошении – творение патриарха Филофея (124–127); 3) молебен Святей Богородице от лица человека души разлучающася и не могуща глаголати (133 об.–151 об.).

№ 472. Канонник, в четвертку, 322 л., полууставом XIX в., в поврежденном кожаном переплете. Чистые листы 305–321. На л. 275 об. запись полууставом: «Начата же сия святая и богодухновенная книга Канонник с древле печатного канонника писать в лето от здания мира 7332 лето а от Рождества Христова 1823 года». Всех канонов тридцать пять. Между прочим каноны: 1) Индикту сиречь новому лету (6–12); 2) Покрову Богородицы (49–56 об.), 3) преподобному Марою, который избавляет от огницы и трясавицы (266 об.–273 об.); 4) Александру Невскому (258–266). Кроме того: начало обще всем канонам (1–5), келейное правило инока (181–187), службы общия праздником Господским и предпраздиником и попраздством Господу нашему Иисусу Христу, Богородичным праздником и предпразднеством и попразднеством на вся праздники Ея (289–304).

№ 473. Канонник, в четвертку, 87 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов шесть.

№ 474. Канонник, в четвертку, 51 л., полууставом разных почерков XVIII–XIX вв., в бумажном переплете; 34 лист порван с ущербом для текста; листы: 32–34 и 49 с наклейками. Всех канонов пять; один из них Покрову Богородицы(26–33).

№ 475. Канонник, в четвертку, 30 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплете. Всех канонов четыре; из них один Пресвятей Богородице Тихвинской (8 об.–14). За канонами вечерния келейныя молитвы, без конца (27–30).

№ 476. Канонник, в четвертку, 28 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплете. Некоторые листы загрязнены, несколько листов подклеены с пополнением текста. Всех канонов три; из них один – Иоанну архиепископу Новгородскому (1–10).

№ 477. Канонник, с добавлениями, в восьмушку, 360 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в кожаном переплете.; 2 л. порван с ущербом для текста. Чистые листы: 15а, 15б, 43а, 43б, 92а, 92б, 92в, 179а, 264а, 316а, 316б, 316в, 335а, 345а, 345б, 358–360. На 335 л. приписка: «в етом Канонике выписано 20 канонов с однем каноном».

Состав: 1) каноны, числом 22 (1–335). Отметим каноны: 1) Покрову Богородицы (61–78); 2) святителям: Петру, Алексию и Ионе (255–264 об.) и 3) Знамению Богородицы, творение Симеона Логофета (317–326); 2) последования полунощниц вседневной и субботней (336–345); 3) молитвы запрещальныя святаго Василия о избавлении от духа лукавого, егда мучит человека (346–355): а) «Боже богом и Господь господем, огненых чинов творец и бесплотных сил хитрец и небесных и наднебесных создатель» (346–347 об.); 6) «Заклинаю тя злоначальниче хульный, начальниче отверженный, самодельниче лукавству» (347 об.–355 об.); 4) слово святых отец о поучении (356–357 об.). Начало: «Горе человеку тому всякое зло творит, а страха Божия в сердце не имеет».

№ 478. Канонник, в восьмушку, 167 лл., полууставом XIX в., в кожаном переплете. Чистые листы: 16, 27, 49–51, 65, 77, 118, 119. Всех канонов тринадцать. Отметим каноны: 1) святителю Тихону (38–48); 2) Тихвинской Божией Матери (52 об.–64); 3) Владимирской Божией Матери (66–76 об.); 4) преподобному Марою «от огницы и трясавицы» (99–108 об.).

№ 479. Канонник, в восьмушку, 130 лл., полууставом нескольких почерков XIX в., в кожаном переплете. Всех канонов – десять; из них один – Покрову Богородицы (78 об.–93 об.).

№ 480. Канонник, в восьмушку, 95 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в кожаном переплете. Всех канонов семь. Отметим каноны: 1) Покрову Богородицы (1–14) и 2) по вся дни ко Господу нашему Иисусу Христу и Пречистей Богородице и Предтечи Иоанну и Николы чудотворца архангелом, апостолом и пророком и святителем и преподобным отцем и мученикам и мученицам, творение святаго Митрофана, патриарха Царя-Града (15–30 об.).

№ 481. Каноны, в восьмушку, 30 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в кожаном переплете. Всех канонов три.

№ 482. Канонник, в восьмушку, без начала и конца, 143 л., полууставом XVIII–XIX вв., без переплета. Чистые листы: 58, 59 и 133. Всех канонов одиннадцать. Отметим каноны: 1) Знамению Богородицы, творение Пахомия Логофета (60–72), 2) Покрову Богородицы (95 об.–110); 3) Казанской Божией Матери (114–130).

№ 483. Каноны, в восьмушку, 110 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в кожаном переплете. Всех канонов восемь.

№ 484. Канонник, в четвертку, 152 л., новейшим полууставом, без переплета. Всех канонов – двадцать; из них отметим каноны: 1) преподобному Марою, «иже избавляет от огницы» (65–72); 2) Артемию Веркольскому, «иже подавает целбы страждущим огнетрясавичною болезнию» (72–80).

№ 485. Канонник, в четвертку, 68 лл., новейшим полууставом, с разрисованными буквами, в бумажном переплете. Всех канонов – четыре; из них два – общие за усопших, отличные один от другого (1–24, 40–54).

№ 486. Канонник, в четвертку, 26 лл., новейшим полууставом, в бумажной обертке. Всех канонов – три. На лл. 1–4 начало общее всем каноном; на лл. 19 об.–21 последования часов и повечерницы в неделю Пасхи.

№ 487. Канонник, в четвертку, 178 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов двадцать. Отметим каноны: 1) Сретению иконы Владимирския Божия Матери (96–104 об.) и 2) явлению иконы Тихвинския Божия Матери (157–167 об.).

№ 488. Каноннк, в четвертку, 61 л., полууставом XIX в., в кожаном переплете. Всех канонов десять.

№ 489. Канонник, в четвертку, 76 лл., поморским полууставом XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов пять. На лл. 1–7 келейное правило.

№ 490. Канонник, в четвертку, 48 лл., полууставом XIX в., с плохими заставками, в бумажном переплете. Всех канонов пять; из них один Пресвятей Богородице Смоленской (11–19 об.).

№ 491. Канонник, в четвертку, 57 лл., полууставом XIX в., с разрисованными буквами, в бумажной обертке. Из надписи на 1-м листе видно, что писан мастером Иваном Пимановым Смирновым из Татарского скита в 1847 году. Всех канонов четыре. На лл. 1–6 начало келейного правила.

№ 492. Канонник, в четвертку, 30 лл., полууставом XIX в., чистые листы 28–30, без переплета. Всех канонов три.

№ 493. Канонник, в восьмушку, 49 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов пять.

№ 494. Канонник, в восьмушку, 46 лл., полууставом начала XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов четыре.

№ 495. Канонник, в восьмушку, 52 л., полууставом XIX в., в бумажном переплете. Всех канонов три; из них один Покрову Богородяцы (1–12).

№ 496. Канонник, в восьмушку, 27 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 497. Канонник, в 16-ю долю листа, 45 лл., полууставом XIX в., без переплета. Всех канонов три.

№ 498. Каноны: Всемилостивому Спасу и Рождеству Богородицы, в восьмушку, 22 л., полууставом XIX в., без переплета.

№ 499. Канон молебен ко Господу нашему Иисусу Христу, певаемый в общих напастех, творение патриарха Филофея Царяграда, в восьмушку, 16 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 500. Канон Спасителю Господу Иисусу Христу, сочиненный Κ. Г. А. П. (Потемкиным), в четвертку, 12 лл., скорописью начала XIX в., без переплета. Напечатан в Русском Архиве за 1881 г., кн. 2, стр. 18–23.

№ 501. Каноны Сретению и Богоявлению Господню (творение Козмы монаха), в четвертку, 17 л.л., полууставом XIX в., без переплета; 8-й лист чистый.

№ 502. Канон животворящему Кресту, творение Григория Синаита, в восьмушку, 18 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете.

№ 503. Канон животворящему Кресту, в восьмушку, 15 лл., полууставом начала XIX в., в бумажном переплете.

№ 504. Канон Воскресению Господа Иисуса Христа, в восьмушку, 14 лл., полууставом XVIII в., без переплета.

№ 505. Канон в неделю Пасхи, в четвертку, 6 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 506. Каноны: 1) Иисусу Христу и 2) Пресвятей Богородице, с акафистом, в восьмушку, 68 лл., полууставом XVIII в., в кожаном переплете.

№ 507. Каноны: 1) Иисусу Христу творение Феоктиста и 2) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово, в, четвертку, 36 лл., полууставом XIX в., в бумажной обложке.

№ 508. Каноны: 1) Иисусу Христу, творение инока Феоктиста и 2) Пресвятей Богородице, с акафистом, творение Иосифово, в четвертку, 32 л., полууставом XIX в., без переплета.

№ 509. Каноны: Иисусу Христу и Пресвятей Богородице, с акафистом Богородице, в четвертку, 40 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете, 6 лист чистый. На лл. 1–5 последование келейного правила.

№ 510. Канон молебный ко Пресвятей Богородице, творение царя Феодора Дуки Ласкариса, в 16-ю долю листа, 22 л., полууставом XIX в., без переплета, чистые листы 18–22.

№ 511. Канон молебен Пресвятей Богородице, священно-инока Игнатия, в восьмушку, 20 лл., полууставом начала XIX в., в бумажном переплете.

№ 512. Канон Пресвятей Богородице всем скорбящим радости, в восьмушку, 24 л., полууставом XVIII–XIX вв., в парусиновой обложке.

№ 513. Канон Феодоровской Божией Матери, в четвертку, 13 лл., новейшим полууставом, без переплета.

№ 514. Канон Феодоровской Божией Матери, в восьмушку, 31 л., полууставом начала XIX в., в бумажном переплете; лист 5-й чистый.

Сверх канона: 1) начало обычное при пении каждаго канона (1–4) и 2) похвала Пресвятей Богородице, из книги Зерцала нового неба, чудо 7-е (6–9). Начало: «Рече Пресвятая Богородице: аще кто сию похвалу пред образом моим no вся дни глаголет, во время смерти его сама предстану и утешу его и от муки избавлю».

№ 515. Канон Феодоровсхой Божией Матери, в восьмушку, 27 лл., полууставом начала XIX в., без переплета.

№ 516. Каноны: 1) Феодоровской Божией Матери и 2) великомученице Екатерине, в четвертку, 23 л., полууставом XIX в., в бумажном переплете.

№ 517. Каноны: 1) Пресвятей Богородице всем скорбящим радости и 2) святитедю Николаю чудотворцу, в восьмушку, 27 л.л., полууставом начала XIX в., без переплета; листы 25–27 чистые.

№ 518. Каноны архангелам Михаилу и Гавриилу творение Иосифово, в четвертку, 10 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 519. Каноны: 1) Михаилу архангелу и 2) Николаю чудотворцу – творение Феофаново, в восьмушку, 24 л., полууставом XIX в., в цветной бумажной обложке.

№ 520. Канон святому Ангелу, грозному воеводе и хранителю всех человек, посланному от Бога по вся душа человеческия – душу возвести ко Господу, а тело отдати земли, в восьмушку, 12 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете.

№ 521. Канон святому Ангелу, грозному воеводе и хранителю всех человек, в четвертку, 5 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 522. Канон Ангелу хранителю всех, посланному от Вседержителя по вся души человеческия – душу взяти от тела и возвести ко Господу, а тело отдати земли, в восьмушку, 20 лл., полууставом XIX в., в бумажной обложке.

№ 523. Канон молебен Ангелу хранителю, творение инока Иоанна, в четвертку, 12 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 524. Канон Всем Святым, в восьмушку, 14 лл., полууставом XVIII в., без переплета.

№ 525. Канон пророку Илии, в четвертку, 8 лл., полууставом начала XIX в., без переплета.

№ 526. Канон Николаю чудотворцу, в восьмушку, 16 лл., полууставом XVIII в., в бумажном переплете. На внутренней стороне переплета наклеен листик, на котором находится писанный скорописью XVIII в. отрывок из рассказа о гадании какою-то женщиною царю Борису Феодоровичу.

№ 527. Канон великомученику Георгию, в восьмушку, 20 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплеге.

№ 528. Канон молебен преподобному Арсению Кезякульскому, в восьмушку, 14 лл., полууставом XVIII в., в бумажной обложке. Перед каноном рукою писца: «От города Кеми в северную сторону расстоянием трицет верст на острове именуемом Кезякулском почивают мощи Соловецкого манастыря постриженика преподобного Арсения. О имени его бывшей города Кеми мещанин Сисой Антонов сын Тарасов детям своим Кусмы, Семену и Петру сказывал, а ему сказал бывшей в Кеми Соловецкого манастыря слуга Рыжников, что подписал имя его в том манастыре известно было; подписал сие Сисоя Тарасова сын Петр во уверение своею рукою». Этот святой из других источников неизвестен. Из надписи на обложке видно, что рукопись найдена в Кезякульской часовне Кемского уезда. Этот канон не значится в сочинении Барсукова: «Источники русской агиографии».

№ 529. Канон покаянный Андрея Критс, в восьмушку, 11 лл., полууставом XIX в., без переплета. Ha 11 листе, no окончании текста, запись тем же полууставом: «Написася сей покаянный канон из молитвеника печата(на)го в Вильни в дому Мамоничов в лето 1595 го».

№ 530. Канон за болящаго, в четвертку, 13 лл., полууставом XVIII в., без переплета.

№ 531. Канон певаем за болящаго, в восьмушку, 13 лл., полууставом XIX в., без переплета. В конце: «Цена сей книги без переплета 40 копеек».

№ 532. Каноны за умерших и «Троичный, иже поется в неделю пред утренею вместо полунощницы», в восьмушку, 30 лл., новейшим полууставом, без переплета, листы 15а и 30 чистые.

№ 533. Каноны: за умершаго и Николаю чудотворцу, в восьмушку, 36 лл., новейшим полууставом, в бумажном переплете.

№ 534. Канон молебен в смертоносную яэву, покаянен и умилен ко Господу нашему Иисусу Христу, в четвертку, 7 лл., полууставом конца XVIII в., в бумажной обложке.

№ 535. Каноны молебные: 1) в смертоносную, язву и 2) за творящих милостыню, в восьмушку 25 лл., полуусгавом XIX в., без переплета.

№ № 536–541. Каноны за единоумершаго.

№ 536. – в восьмушку, 27 лл., поморским полууставом XVIII в., с черною заставкою, в бумажном переплете.

№ 537. – в восьмушку, 24 л., полууставом XVIII в., без переплета.

№ 539. – в восьмушку, 47 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплете, листы 30–47 чистые.

№ 540. – в 32-ю долю листа, 22 л., без конца, полууставом XVIII–XIX вв., без переплета.

№ 541. – в восьмушку, 22 л., полууставом XIX в., в бумажной обложке, листы 20–22 чистые.

№ № 542–549. Каноны за умерших.

№ 542. – в восьмушку, 11 лл., полууставом XVIII в., в бумажной обложке.

№ 543. – в четвертку, 28 лл., новейшим полууставом, в бумажном переплете, листы 24–28 чистые.

№ 544. – в четвертку, 11 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 545. – в четвертку, 9 л.л., полууставом XIX в., без переплета.

№ 546. – в четвертку, 8 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 547. – в восьмушку, 20 лл., полууставом XIX в., без переплета.

№ 548 . – в восьмушку, 20 лл., полууставом XIX в., с заставкою, без переплета.

№ 549. – в восьмушку, 15 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете.

№ № 550–568. Каноны: 1) за единоумершаго и 2) за умерпшх.

№ 550. – в четвертку, 25 лл., поморским полууставом конца XVIII в., с красивою черною заставкою, без переплета.

№ 551. – в восьмушку, 46 лл., полууставом начала XVIII в., в кожаном переплете; 1-й и 2-й листы чистые. На 16-м листе перечень имен для поминания (между прочим Тита убиенного).

№ 552. – в восьмушку, 64 л., полууставом двух почерков XVIII в., с грубыми заставками, в кожаном переплете, с застежками. На лл. 1–7 об. предисловие пред каноном за единоумершаго. Начало: «Духовный мой отче и господине имя рек сотвори со мною Бога ради последнюю любовь».

№ 553. – в восьмушку, 41 л., поморским полууставом XVIII в., в бумажном переплете, листы 38–41 чистые.

№ 554. – в 64-ю долю листа, без начала, 63 л., полууставом XVIII в., в кожаном переплете, с заставкою.

№ 555. – в восьмушку, 39 лл., полууставом XVIII–XIX вв., в бумажном переплете; некоторые листы подклеены; 14-й лист чистый. На 39 л. помета; «цена 25 κ.».

№ 556. – в восьмушку, без начала, 28 лл., полууставом разных почерков XVIII–XIX вв., в холстинной обложке. Порваны с ущербом для текста листы: 4, 6 и 27.

№ 557. – в четвертку, 23 л., полууставом XIX в., с плохими заставками, в бумажном переплете.

№ 558. – в восьмушку, 53 л., полууставом XIX в., с раскрашенными заставками, в бумажном переплете. На л. 1 об. запись карандашем: «Сий каноны за умершаго и за умерших писал Иван Макарьев Меншей 1841 г. декабря на 15 число». На 53-м листе только помарки.

№ 559. – в восьмушку, 37 лл., полууставом двух почерков XIX в., с разрисованною буквою на л. 17 об., без переплета.

№ 560. – в восьмушку, 36 лл., полууставом XIX в., в бумажной обертке.

№ 561. – в восьмушку, 33 л., новейшим полууставом, без переплета.

№ 562. – в восьмушку, 33 л., новейшим полууставом, с разрисованными буквами, без переплета.

№ 563. – в восьмушку, 32 л., новейшим полууставом, с разрисованными буквами, без переплета.

№ 564. – в восьмушку, 32 л., новейшим полууставом, без переплета.

№ 565. – в восьмушку, 31 л., полууставом XIX в., в бумажном переплете.

№ 566. – в восьмушку, 30 лл., новейшим полууставом, без переплета.

№ 567. – в восьмушку, 29 лл., полууставом XIX в., в бумажном переплете.

№ 568. Каноны: 1) за единоумершаго, 2) за умерших и 3) за творяпщх милоетыню, в четвертку, 27 лл., полууставом XIX в., в бумажной обложке.


Источник: Описание рукописей, хранящихся в Архиве Святейшего правительствующего синода : Т. 1-2 / [Архивариус Св. синода А. Никольский]. - Санкт-Петербург : Синод. тип., 1904-1910. - 3 т. / Т. 1. - Рукописи богослужебные. - 1904. - [4], XX, 632, 66 с.

Комментарии для сайта Cackle