Азбука веры Православная библиотека История Церкви Общая история Русской Православной Церкви Описание Астраханского (что за городом) Покровскоболдинского мужеского заштатного монастыря
Архимандрит Аполлос

Описание Астраханского (что за городом) Покровскоболдинского мужеского заштатного монастыря

Источник

Описание Астраханского (что за городом) Покровскоболдинского мужеского заштатного монастыря, составленное в 1851 году Астраханской семинарии инспектором Архимандритом Аполлосом

Содержание

Описание Астраханского Покровоболдинского заштатного мужеского монастыря Начало Покровского монастыря Замечательные события в Покровском монастыре Владения сего монастыря Содержание монастыря Церковные здания Внутренности храмов Иконостасы Иконы Иконы в серебряных ризах Иконы с серебряными венцами и окладами Церковь Св. Мефодия Патриарха Цареградского, теплая Внутренность церкви Иконостас Иконы Церковь Преподнобного Илариона Церковная утварь Евангелия Потиры Копии Кадила Ковши Лампады Кресты Дарохранительницы Ризница Книги Здания монастырские Список настоятелей Крестные ходы Копии с данных Покровоболдинского монастыря  

 

Описание Астраханского Покровоболдинского заштатного мужеского монастыря

Покровоболдинский, Астраханский заштатный мужеский монастырь обнесен четвероугольной, каменной 4 аршин высоты оградою, которой ширина 25, длина 37 саженъ, с четырьмя, по углам, каменными же башнями по 6 саженъ в окружности.

Сей монастырь находится в 6 верстах от города Астрахани на небольшом, ровном и красивом возвышении, между реками, с правой стороны Кутумом, а с левой Луковкой и Ериком; – окружен различными деревьями, и с трех сторон: Западной, Южной и Восточной плодовитыми садами, коих зеленеющий вид, особенно в весеннее время, невольно привлекает к обители, виднеющейся из-за деревьев, благоговейный взор поклонников.

Обитель сия, особенно красивый вид имеет весною, когда сады при ней покрываются роскошными цветом. В ней Преосвященные Астраханские, после Архипастырских трудов, любили в летнюю пору находить в тишине отдохновение и освежение сил. Здесь находится и загородный летний Архиерейский дом.

Наименование свое монастырь заимствует во 1-х, от главного в нем соборного храма во имя Покрова Пресвятой Богородицы; во 2-х, от присоединившегося к нему в 1823 году Болдинского Воскресенского монастыря.

Случай к присоединению был следующий: Воскресенский монастырь, первоначально деревянный, построенный в 1708 году1 находился на низком месте, при реке Болде к Северу в 4-х верстах от города; потом, когда берега Болды подмыла вода и стала угрожать монастырю опасность, перенесен был в 1771 году на другое, более удобное и возвышенное место, на берегу той же реки, по соизволению Преосвященного Мефодия, собствснным его и христолюбивых дателей иждивением; и вместо деревянного, весь построен каменный и от наводнений кругом защищен валом2. Наконец в 1823 году, по причине подмытия снова сего монастыря от сильного стремления с Северной и Западной сторон рек Волги и Болды, когда он был в опасности совершенно обрушиться в Болду, по указу из Астраханской Духовной Консистории за № 1555, присоединен к Покровскому монастырю с ризницей, церковной утварью, и со всем церковно-монашеским имуществом и угодьями и милостынною суммою в числе 3-х сот руб. ассигнац. С переведением в Покровский монастырь Строителя и братии, с назначением при нем братии 12-ти человек навсегда, и определением именоваться монастырю Покрово Болдинским. Еще в 1821 году, когда угрожала опасность Болдинскому монастырю от подмытия оного водою, граждане уездного города Черного-Яра, из 6лагоговения к храмам обители, убедительно просили Преосвященного Иону о назначении перенесть оный Болдинский монастырь в Черный Яр, обещая способствовать к сооружению обители и к содержанию впредь Настоятеля с братиею добровольным своим усердием3

Сей Болдинский монастырь назывался Вознесенским также, как и Покровский, по Соборной в нем церкви во имя явления Господа, по воскресении своем Св. Апостолу Фоме для уверения его; в монастыре было три храма: а) каменная церковь с приделом Антония и Феодосия Печерских с Архиерейскими при нем кельями и колокольнею семи сажень длины, освящена в 1776 году Апреля 10 дня, а освящение придела совершено было 1776 г. б.) Вторая теплая во имя Симеона Столпника освящена 1772 года Июня 22 ч. в.) Третья на западных Св. вратах во имя Ахтырской Божьей Матери освящена 177'4 года. Все сии храмы, равно и настоятельские и братские кельи и ограда каменная устроены старанием Преосвященного Мефодия4.

В настоящее время не осталось никаких следов иди развалин Воскресенского, Болдинского монастыря; весь смыт водою, кроме виноградного, бывшего при нем, сада ежегодно также подмываемого водою и не приносящего никакой пользы Покровскому монастырю.

В сей Болдинской, бывшей пустыни, во время стрелецкого бунта в Астрахани, в ожидании от Государя защиты, скрывался Преосвященный Митронолит Сампсоний; здесь же имел жительство Преосвященный Варлаам во время морового в Астрахани поветрия, откуда, по Воскресным и праздничным дням, для священнослужения отправлялся в Астрахань5.

Братство в вей было общежительное, которое потом и в Покровском монастыре продолжалось до времени Преосвященного Павла6.

При сей пустыне между Волгою и Болдою была Государева пристань морских судов; но, по заведении в городе, при Губернаторе Волынском, Адмиралтейства, в 1721 год. упразднена7.

Начало Покровского монастыря

Сия уединенная обитель основана Астраханским Митрополитом Сампсонием в 1708 году сооружением в ней каменной церкви с колокольнею во имя Покрова Божьей Матери на купленной им у дьяка Василья Кучукова земли, подаренной сему дьяку Царями: Иоанном Алексеевичем и Петром Алексеевичем в 7191 году Июля в 20 день8.

Замечательные события в Покровском монастыре

В сей обители: а) Преосвященный Астраханский Тихон имел в пристроенных им к соборной Покровской церкви деревянных на каменных столбах покоях всегдашнее пребывание, и в 1793 году Ноября 4 дня здесь скончался; тело его с подобающею честью перенесено отсюда в Астраханский кафедральный собор и, по отпетии, погребено в нижнем соборе у западных дверей9.

6) При сем монастыре учрежден был язвенный карантин с устроением 6удок для военнослужащих, составлявших цепь стражи, по случаю открывшейся в Астрахани в Ноябре 1806 года заразительной чумной болезни. И в самом монастыре устроен был госпиталь. В это злополучное время здесь в начале имел убежище Преосвященный Сильвестр. Когда жители города Астрахани целыми толпами спешили к Покровскому монастырю и поселялись около оного в саду; то, дабы, от умножавшегося день от дня около монастыря народа, губительная болезнь не развилась и не усилилась, настоятель монастыря Игумен Иннокентий, для спасения людей, решился пожертвовать, как свидетельствует предание, садом, – истребить оный огнем, и за труды, понесенные им по случаю означенной болезни, в 1809 году, Июня 29 ГОСУДАРЕМ ИМПЕРАТОРОМ АЛЕКСАНДРОМ 1– м, по засвидетельствованию начальства, пожаловать ему из Кабинета крест, украшенный драгоценными камнями10.

Владения сего монастыря

Астраханский Покровоболдинский монастырь имеет во владении:

1) 443 десятины и 920 квадратных сажень земли, заключающей в Астраханском уезде степь в окружности того монастыря, начиная в длину от западной стороны православного кладбища при храме во имя Св. Духа и до моста в село Началово, (в простонародии именуемого Черепахою), а в ширину от реки Кутума до реки Луковки, в том же числе вод полуречками, истоками и ильменями 32 десятины и 120 саженъ земли; под дорогою из города. Астрахани в село Началово и под выгоном низменной и бугровой земли состоит 290, и 670 сажень.

Сия земля, неудобная. впрочем к хлебопашеству, пожертвована оному монастырю бывшим Астраханским Митрополитом Сампсонием в 1708 году. Крепость на нее хранится в Архиерейском Домовом Управлении потому, что Архиерейский дом доселе, сей крепости, владеет садом, находящимся подле Покровободдинского с южной стороны монастыри, значущимся в списке Консистории об Архиерейских угодьях под литерою д., план же на сию землю хранится в Архиве Консистории, и значится под № 109.

2) Землю, состоящую в Астраханском уезде и заключающуюся в трех островах, одном большом и двух малых, лежащих на верхних устьях рек большой и малой Болды со всеми сенными и лесными на них угодьями в количестве 2394 десятин и 776 сажень удобной и неудобной.

Сии острова приобретены покойным Преосвященным Сампсонием Митрополитом Астраханским и Терским за сто рублей долгу, и по нем другими Архиереями от Астраханского Юртовского Мурзы Аблы Азаматова сына Батерекова с братьями и племянниками его по записи в 1706 году, явленной в приказной Палате 3 Октября того ж года; а в 176 2 году покойный Преосвященный Мефодий, по учиненному на той записи надписанию, отдал те острова Воскресенскому Болдинскому монастырю. За присоединением же сего монастыря к Покровскому с наименованием сего последнего Покровоболдинским, по именному высочайшему повелению, в 28 день Июня 1822 года состоявшемуся, и прописанному в указе Св. Правительствующего Синода от 13 Июня 1825 года, помянутые острова, равно как и ниже сего под литерою д., значущаяся земля предоставлены в полное владение означенного Покровоболдинского монастыря. Запись на сия острова хранится в Архиве Консистории, и значатся по описи документов Воскресенского монастыря под № 1. Кроме сей записи имеются: а) два владетельные указа, последовавшее из Кавказской Казенной Палаты на имя строителя Иеромонаха Иннокентия с братиею от 3 Апреля 1791 № 1125 и от 31 Мая 1792 годов № 1466 и геометрический, специальный план, учиненный 23 Апреля 1779 года второклассным землемером Поручиком Графом Михайлом Сойкою. Означенные два указа, и план по той же описи Консисторской показаны под № 2, 3 и 4. Из числа сей земли часть, заключающая в себе 168 десятин – 1200 сажень, лежащая по реке Болде между рек Луковки и Босурманки с 1820 года состояла в споре с казаками Казачебугровской станицы. По делу сему Палата Астраханского Уголовного и Гражданского Суда решительным определением 8 Июня 1829 года постановила спорный участок оставить во владении Покровоболдинского монастыря. По объявлении ж решения сего тяжущимся апелляционным порядком дело сие 22 Июня 1832 года Г. Начальником Губернии представлено было в 7-й Департамент Правительствующего Сената. Сенат решил в пользу монастыря.

3) Кроме сего, в Астраханском уезде, на месте упраздненного Болдинского монастыря, под садом, разведенным бывшими в том монастыре монашествующими 6 десятин и 638 сажень земли, которая, граничась с северной стороны, берегом реки Болды, каждогодно уменьшается в значительном количестве от подмытия водою. Земля сия присоединена к Покровскому монастырю, по Высочайшему указу, состоявшемуся в 28 день Июня 1822 года.

Содержание монастыря

В настоящее время на содёржание Покровоболдинского монастыря в год получается из Казначейства: а) милостынной 171 р. сер., б) прибавочной вместо угодий 285 р. 7О к сер., из Архиерейского Дома Куракинских 68 р. 56 к. сер., из Спасского монастыря 285 р. 711 /2 к. сер.,. а всего 710 р. 971/2 к сер.

Церковные здания

В Покровской обители в разное время воздвигнуты три храма: 1-й во имя Покрова Божьей Матери; 2-й во имя Св. Мефодия Патриарха Царя-града; 3-й во имя Преподобного Отца нашего Илариона Великого.

1) Храм во имя Покрова Божьей Матери одноэтажный в два света, пирамидальный, оригинальной архитектуры; он занимает средину монастырской площади; наружная, лицевая длина его с папертью, устроенную под колокольнею, 19, ширина 3, а вышина 14 саженъ. Свод на нем веден уступами до самого верха в несколько четвероугольных ярусов; по уступам симметрически расставлены вазы, небольшие пирамиды. Таким образом купол храма не имеет нужды в крыше. К южным и северным дверям пристроены в 1854 году купцом Макаровым каменные крыльца под балдахином. Высота трапезы церковной, над которой устроена Архиерейская зала, – 6 сажень 2 четверти.

Колокольня одинаковой архитектуры с соборною церковью, устроена над папертью западной стены и дверей храма; высота её от осиования паперти 13 саженъ. Колоколов на ней 10, в большом 64 пуда 12 фунтов.

2) Каменная теплая церковь Св. Мефодия Патриарха Цареградского устроена к северо-восточной стороне монастырской ограды. Лицевая длина сей церкви имеет 4 сажени, без алтаря, который сделан в сопредельной башне, имеющей в своем полукружии 6 сажень, ширина также 4 сажени, а вышина 6 саж. Крыша тесовая.

3) Каменная церковь Св. Илариона В. примыкает к юго-восточной стене монастырской; лицевая длина и ширина сей церкви 4 сажени, а вышина 6 саженъ; алтарь устроен в юго-восточной башне. Обе сии церкви построены Епископом Мефодием11.

Внутренности храмов

а) во имя Покрова Вожжей Матери.

Внутри соборного храма три отделения: а) довольно пространная трапеза, где в средине свода в круге изображена Матерь Господа на воздухе, держащая омофор; б) настоящая церковь в два света; в верху купола изображены: блогословляющий Бог Отец и Дух Свягый; в) алтарь довольно пространный и светлый; на своде его над горним местом изображение Пресвятой Троицы. Все части храма выкрашены масляной голубой краскою под мрамор.

Иконостасы

а) Иконостас в трапезе двухъярусный с резьбою и вызолоченный на полимент. Два балдахина по правую и левую сторону входа в настоящую церковь поддерживаются каждый двумя колоннами.

б) Иконостас в настоящей церкви семиярусный, с мелкою резьбою, вызолочен на полимент.

Иконы

а) иконы в трапезе.

Из 17 икон в трапезе одна икона в серебряной ризе;– местная икона Божьей Матери именуемой «Утоли моя печали», квадратная в шесть вершков. Изображение на холсте тайной вечери очень замечательное по живописи и дольно древнее. Две Плащаницы; на одной малинового гладкого бархата венец и опоясание Спасителя шиты золотом с блестками. Самое изображение обложено золотым тонким газом с блестками; около изображения по обеим сторонам шесть Херувимов, держащих орудия казни. Расшиты серебром и золотом. На 4 углах четыре шестокрилатых Серафима также украшены золотым шитьем. По краям вышит золотом тропарь: Благообразный Иосиф и проч. Сделана сия Плащаница в 1807 году и довольно замечательна в художественном отношении. Другая древняя Плащаница с изображением на полотне положения во гроб Господа Иисуса Христа с предстоящими: Божьей Матерью и проч. Венец на Спасителе и покрывало шиты золотом с блестками; опоясание на Нем и венец на Божьей Матери из белой фольги и унизаны мелким жемчугом. Края Плащаницы малинового бархата; по ним вышиты золотом слова тропаря: Благообразный Иосиф и проч.; по углам изображены шестокрылатые Херувимы, также украшенные золотым шитьем и фольговыми венцами. Из прочих икон в трапезе, замечательная икона Спасителя в целый рост человека греческого старинного письма в сребропозлащеном венце чеканном. Остальные иконы кисти очень средственной.

Всех икон в настоящей церкви с алтарем 82 Греческой средственной живописи. Устроявший главный иконостас, очевидно, руководился мыслию – изобразить, с возможной полнотой, историю нашего спасения. В верхнем ярусе благочестивый Богомладенец читает начало истории в изображениях, представляющих сотворение первых людей, изгнание их из рая после падения и рождение первого сына. В средних пяти ярусах изображены все главнейшие события Евангельской Истории. Здесь и неграмотный Христианин может усвоить историю своего спасения,– и проследит земную жизнь Спасителя.

Иконы в серебряных ризах

Всех икон в серебряных ризах 11.

В алтаре запрестольная икона Казанской Божьей Матери в 6 вершков длины и 4 ширины в серебряной чеканной ризе 84 пробы; венцы на Богоматери и Спасителе сребропозлащеные. Пожертвована Коллежским Советником Павлом Петровичем Мальцовым 1848 гола Сентября 25 числа..

Икона Спасителя старинной, простой живописи 6 вершков длины и 5 ширины; на нем риза и венец сребропозлащеные 84 пробы. Пожертвована по смерти купца Астраханского Якова Обезьянина.

Пред жертвенником – писана золотом икона Богоматери, седящей на престоле с Предвечным Младенцем в венцах сребропозлащеных. Икона Св. Мефодия Патриарха в серебряном довольно значительной величины венце и над ним изображение Спасителя в сребряном же венце. Оба венца вызолочены, Такой же величины икона Св. Афанасия Александрийского. Все три иконы старинного греческого письма.

Икона Св. Архистратига Михаила старинная 31/2 вершка длины 11/2 ширины; на ней риза и венец сребропозлащеные без пробы; пожертвована в 1851 году Строителем Иеромонахом Викентием.

Икона Покрова Божьей Матери старинная же в 8 вершков длины и 6 ширины; на ней риза серебряная, кованная.

В настоящей церкви Покрова Божьей Матери. Местная икона Фомино Уверение в 2 аршина длины и 5 четвертей ширины; риза на Спасителе и на одиннадцати Апостолах серебряная 84 пробы; пожертвована в 1804 году Июля 12 дня Астраханским дворянином (из Грузин) Иваном Макаровым Гургенизовым в Болдинскую Воскресенскую Пустынь в вечное себе покиновение. Венец на Спасителе сребропозлащеный с четырьмя картушами под чернетью.

По левую сторону врат царских икона Храмового Праздника Покрова Божьей Матери греческого довольно хорошего письма, три аршина длины и пять четвертей ширины. Риза на Божьей Матери и прочих Святых – на Романе Сладкопевце серебряная 84 пробы; края около всей иконы также чеканные серебряные 84 пробы; венцы на Божьей Матери, Романе Сладкопевце и Андрее Юродивом сребропозлащеные; весу во всей ризе 28 ф. 21 золот. Сделана из нового серебра в 1836 году.

За иконою Богоматери к стене за северными дверьми местный образ Николая Чудотворца в большом сребряном чеканном венце, а за южными дверьми образ Иоанна Крестителя в сребряном же чеканном венце. Над царскими вратами на иконе Рождества Спасителя на Божьей Матери старинный чеканный серебряный венец. За правым клиросом образ довольно древний коронования Божьей Матери в 6 четвертей длины и 5 ширины. На нем риза сребряная чеканной работы 84 пробы с пятью сребропозлащеными венцами, из коих один на Божьей Матери с короною с разноцветными камнями; над короною изображение Духа Св. позлащенное под чернетью.

В верху сей иконы, круглая икона разделенная на две половины: на одной изображены родители Богоматери: Иоаким и Анна, на другой Василий Парийский 3 четверти ширины и 2 высоты, в серебряной ризе; без пробы; три венца позлащенные.

Над левым клиросом круглый образ Святых: мученика Феодора Стратилата и равноапостольной Феклы 3 четверти ширины и 2 вышины; на нем риза сребряная, два венца сребропозлащеные 84 пробы.

Подле, северных дверей в киоте образ Святителя Николая; риза и венец сребропозлащеные без пробы; поручи шиты средним жемчугом по малиновому бархату.

В алтаре на горнем месте образ Спасителя 6 четвертей длины и 4 ширины; на нем риза сребряная без пробы и на предстоящих Спасителю лицах 11 венцов также сребряных.

Иконы с серебряными венцами и окладами

В алтаре икона Феодоровская Божьей Матери; на ней венец и оклад сребряные, без пробы, убрус низан жемчугом с простыми камнями, 4 четверти вышины и 3 ширины.

За левым клиросом в средине изображение страстей Господних, образ Спасителя; на нем венец и все поля сребропозлащеные 8 вершков длины и 6 ширины.

У южных дверей в средине изображений из Истории жизни Крестителя Христова образ с честною главою его 8 вершков вышины и 5 ширины; на нем венец и оклад сребропозлащеные без пробы.

Всех икон с серебряными венцами и венчиками 12 без пробы.

Церковь Св. Мефодия Патриарха Цареградского, теплая

Внутренность церкви

Церковь сия имеет три отделения: а) весьма небольшой притвор, б) настоящую Церковь и в) алтарь. На южной стене настоящей Церкви изображение Пророка Божия Илии; на западной – Благовещения, жертвоприношения праведного Ноя и возвращение блудного сына к отцу своему. На северной – Пророка Моисея. В средине свода, изображение Спасителя по пояс, держащего в шуйце скипетр, десницей благославляющего.

Алтарь довольно пространный. На восточной стене алтаря изображены Спаситель, Царица Небесная и Иоанн Креститель; на южной–моление о чаде; на северной изображены: а) видение Моисеем купины несгораемой, и б) свидетельство Иоанна Крестителя об Иисусе Христе: се Агнец Божий, вземляй грехи всего мира. – Вся внутренность церкви выкрашена масляными красками.

Иконостас

Иконостас трехъярусный, вызолоченный довольно чисто на полимент.

Иконы

Сорок семь икон в сей церкви, в сребряных чеканных ризах две: за пре-столом в киоте икона Божьей Матера Смоленская; за левым клиросом икона Воскресения Христова, с изображением на ней дванадесятых праздников, 3 четверти длины и две с половиной ширины серебряные ризы без пробы. С серебряным венцем и окладом одна икона у жертвенника, представляющая храм, поддерживаемый семью столпами, куда вложен серебряный вызлащенный крест чеканной работы 4 вершка длины и 5 ширины. Поверх храма на воздухе изображен Триипостасный Бог; воздух и венцы на первом и втором лице Св. Троицы сребряные. По сторонам храма в постепенном возвышении лики Святых. Оклад всей иконы серебряный без пробы. Икон с серебряными вызолоченными венцами 5. Местные иконы: Спасителя, Богоматери, Святителя Николая, Патриарха Мефодия; Пятая икона Иерусалимской Божьей Матери за правым клиросом; на ней два венца сребропозлащеные; на Спасителе венец украшен простыми камнями, венцы все значительной величины; на Богоматери убрус низан по фольге мелкими раковинными зернами, местами жемчугом и бусом с 4 крупными раковинными зернами. В венце три звездочки из разных цветных камней.

Церковь Преподнобного Илариона

Храм сей беден украшениями. На южной, западной и северной странах изображены: Спаситель в темнице, Иаков Алфеев, первомученик Стефан и Ап.. Прохор . Алтарь довольно пространный, над престолом изображение в пояс благословляющего Спасателя, окруженного Херувимами.

Иконостас трехъярусный с мелкою резьбою, вызолочен на полимент.

Из 31 иконы нет ни одной ни в серебряной ризе, ни в серебряных окладах или венцах; все очень посредственной греческой живописи.

Церковная утварь

Евангелия

Всех Евангелий 13; из них листовых семь; в малый лист два, четвертных три, осьмушных одно.

1-е Евангелие листовое в золотом образе; верхняя и исподняя деки, застежки и шалнер среброзлащеные чеканной работы; на верхней деке изображены: в средине Воскресение Христово, по углам 4 Евангелиста на круговых финифтях; на исподней деке: Божья Матерь с пророками; при сем Евангелии звезда шита и золотом, и серебром с блестками.

2-е Евангелие листовое на александрийской бумаге; на нем в средине Воскресение Христово, по углам 4 Евангелиста; деки верхняя и нижняя, корень, застежки и 4 ножки сребропозлащеные; между Евангелистами 4 изображения серебряные под чернетью из страданий Господа Иисуса Христа.

3-е Евангелие листовое обложенное красным бархатом, на коем верхняя дека сребряная с четырьмя простыми, вделанными в гнезда камнями; в средине распятие Господне, по углам» 4 Евангелиста среброзлащеные, застежки серебряные на нижней деке пять накладок серебряных.

4-е Евангелие листовое, обложенное красным бархатом в средине Воскресение Господне, по углам 4 Евангелиста и застежки серебряные; на нижней деке в средине и по углам 5 штук серебряных 84 пробы.

5-е Евангелие листовое обложенное красным бархатом, в золотом обрезе; на верхней деке в средине образ Вседержителя, на углах 4 Евангелиста и две застежки сребропозлащеные; на нижней деке средник и наугольники сребряные чеканной работы.

6-е Евангелие листовое в золотом образе обложено малиновым бархатом; в средине образ Спасителя, а по углам 4 Евангелиста сребропозлащеные; на исподней деке средник, наугольники и две застежки сребряные чеканной работы.

7-е Евангелие листовое, обложенное зеленым бархатом, в средине Спасителев образ и по углам Евангелисты среброзлащеные; на исподней деке средник, наугольники и две застежки сребряные чеканной работы.

8 и 9-е Евангелия в малый лист, обложены красным бархатом; в средине обоих Евангелий Спасителев образ, по углам Евангелисты, на нижних деках средники, наугольники и застежки сребряные чеканной работы.

10 и 11-е два Евангелия четвертные, обложены малиновым бархатом; в срединах изображение Спасителя; по углам Евангелисты, застежки и у одного на нижней деке средник и угольники сребряные чеканной работы.

12-е Евангелие четвертное, обложено красным плисом, в средине изображение Спасителя, по углам Евангелисты медные луженые.

13-е Евангелие осьмушечное в розовом полинялом бархате; верхняя дека полуженная с 5 финифтяными иконами. Одно из листовых Евангелий, печатанное в 1703 году при Великом Государе Петре Алексеевиче, подарено было из соборной ризницы в Воскресенский Болдинский монастырь в 1800 году Августа 25 дня Платоном Архиепископом Астраханским.

Потиры

Всех потиров сребряных позлащенных пять; при них Дискосов шесть, звездиц 6, лжиц 5, тарелочек 12 большею частою без пробы. Однин из сосудов большой с восемью образами финифтяными, обложенными белым восточным хрусталем с коронами, снаружи и внутри вызолочен, 84 пробы; при нем дискос и звезда с изображением Господа Саваофа на финифте обложены таким же хрусталем; лжица и два блюда сребропозлащеные.

Копии

Четыре копии в серебряной оправе.

Кадила

Четыре кадила сребрянные, из которых одно позлащенное.

Ковши

Четыре ковша сребряные. Один резной внутри и вызолочен в 42 зол. весу; другие два гладкие, вызолоченные только внутри; четвертый же гладкий без позолоты. Блюдо сребряное, для благословения хлебов, местами позлащено, без пробы; в нем весу около двух фунтов.

Лампады

Лампад сребряных 5; без пробы; лампада серебряная малая у местной иконы: Фомино уверение без пробы 30 зол. Две лампады большие у местных икон в храме Покрова; одна из них чеканной, а другая гладкой работы, сребряная без пробы, с медными цепочками.

Лампада спускная по иконостасу небольшая сребряная 84 пробы; под лампадою крест и на нем утверждена чеканная кисть сребропозлаццены и обложены простыми камнями.

Лампадка пред местною иконою Покрова сребряная на таких же цепочках, без пробы.

Кресты

Крестов напрестольных 5 и все сребряные: 1) крест сребропозлащеный 84 пробы; вверху оного креста первое лице Св. Троицы; самое распятие Матерь Господа, возлюбленный ученик Его Иоанн и Адамова глава в подножии, – написаны на финифти.

2) Крест сребропозлащеный; в средине распятие Господне, по углам Матерь Господа и Иоанн Богослов, с 5 разноцветными простыми камнями, и со Св. мощами, надписание коих на исподней деке; сребро без пробы.

3) Крест сребропозлащеный без пробы, в средине распятие с предстоящими лицами, осьмиконечный, простой работы.

4) Крест сребряный, чеканной работы, с предстоящими лицами, без пробы.

5) Крест деревянный, кругом обложен серебром, верхняя дека вызолочена; на нем распятие Господне с предстоящими лицами, писанными на дереве.

Дарохранительницы

Дарохранительниц три сребряные.

Ризница

Ризница Покровоболдинского монастыря очень достаточна.

Сверх сего монастырская ризница имеет пожертвованный в разные времена, большего частью оъ неизвестных лиц, иконы в серебряных окладах и ризах, из числа коих особенно замечательны старинные две иконы: а) Спасителя в сребропозлащеной, чеканной ризе 8 вершков вышины и 6 ширины, пожертвованная Коллежским Советником Кириллом Феодоровичем Федоровым в 1839 году Мая 13 дня, и б) икона Ахтырской Божьей Матери в сребропозлащеном, чеканном окладе венце с короною, в ризе жемчужной с камнем алмазным; внизу на окладе вычеканен двуглавый орел. Еще третья круглая икона в сребропозлащеном с обеих сторон окладе, с одной стороны распятие с предстоящими: Божьей Матерью и Иоанном Богословом, с другой с ликом Богоматери и разных Святых. Также в ризнице имеются разной величины серебряные и сребропозлащеные венцы, именно: 9 больших венцов, из коих один с 6 камнями и один в серебряною подвязью; из них же три серебряные. А прочие сребропозлащеные; и 23 малых венца сребряные, из коих 5 позлащенные; особенно замечательны, кроме показанных, три венца: 1 значительной величины с подвязью сребропозлащеный; а другой серебряный весу, примерно полагая, фунтов 17, и третий венец Покрова Божьей Матери. Шитый по малиновому бархату и низанный мелким и, по местам, крупным жемчугом с разными камнями. Три серебряных старинных нагрудных креста, из коих два с сребряными цепочками; панагия, в средине коей круг, унизанный жемчугом, и малый крест, с вышитым распятием, также обнизан мелким жемчугом; златая медаль с изображением ИМПЕРАТОРА АЛЕКСАНДРА I-го, пожертвованная купцом Абезьяниным.

Книги

Кроме Богослужебных книг, которые в достаточном количестве имеются в Покровоболдинском монастыре, находятся там следующие книги; два печерских патерика, требник Петра Могилы, книга Маргарит, или поучения Св.Златоуста – 1, О должностях Христианина – 1, О должностях Пресвитера, Добротолюбие – 3 книги; Толкование Воскресных Евангелий том 1-й, 2-й – 2, Регламент Духовный – 1, толкование на 12 малых Пророков часть 1-я – 1, толкование Пророка Осию – 1, книга штат на духовные места 1797 года – 1, книга новоизбранных проповедей повседневных – 1, Камень веры – 1, чудеса Ахтырской Божьей Матери полуставно – 2, Ефрема Сирина – 1, о чиноподожении Московского Успенского Собора–1, Евангелие учительное воскресное, пли со6рание поучений на воскресные дни Св. Синода – 1, Евангелие по вся дни чтомое по зачалам с толкованием Феофилакта, Архиепископа Болгарского – 1, Пентекостарион, еже есть, Пятидесятница 1775 и 1790 годов – 2, сказание Св. Епифания Епископа Кипрского о 12 Апостолах – 1, Православное исповедание веры – 1, разговоры между испытующим и уверенным в православии – 1, полезные напоминания иноку – 2, устав общежительного Юрьева монастыря – Архимандритом Фотием – 1, Христианское чтение за 1833, 1834, 1835 и 1836 годы в корешковом переплете каждый год – в 4 книгах; Христианское чтение за 1837 и 1838 годы тоже переплетены по 4 книги в году, за 1839 год – в 3 книгах; за 1840, 1841, 1843, 1844 и 1845 переплетены во 4 книги; книга правил Св. Апостолов, Св. Отец, Св. Соборов вселенских и поместных, в лист с алфавитом – 1; копии с документов на дачи Покровского монастыря; план на Покровоболдинский остров, и межевая книга, составленная Февраля 10 1845 года.

Здания монастырские

В юго-западной и северо-западных башнях устроены: в первой передбанник теплый, во второй кладовая при Архиерейской кухне. Братские кельи каменные, одноэтажные в числе 14 построены близ северной и южной стен монастырской ограды. 10 келий близ южной, в числе коих и настоятельские покои, построены в непрерывной связи; в 22 сажени длины, ширины в 4.

4 братских кельи в северной стене монастырской ограды, построены также в непрерывной связи и имеют лицевой длины 11, а ширины 4 сажени.

К северной и западной стене монастырской ограды примыкает довольно поместительная братская трапеза и две кухни: одна братская, другая Архиерейская. Одноэтажный дом сей, в коем помещаются трапеза и означенные кухни, имеет лицевой длины 8, ширины 4 сажени.

Близ южной стены ограды выстроены два деревянные ледника.

К юго-западной стене ограды устроена каменная баня.

За западной стеной монастырской ограды находится конюшенный и скотный двор; обнесен с 3 сторон деревянным забором, пристроен к западной стене ограды; при нем строения:

1) деревянный выштукатуренный, небольшой дом для монастырской прислуги; 2) сарай каретный; 3) сарай для рогатого скота; 4) конюшня о 6 стойлах; 5) небольшой анбар, 6) навесный сарай для складки дров.

Список настоятелей

По недостатку исторических актов в Архиве Астраханской Духовной Консистории, или записей и древних синодиков в монастыре, нет никакой возможности представить список настоятелей до 1767-го года; с сего только времени хранятся указы в Покровском монастыре, служащие единственным источником к составлению сведения, но крайней мере, об именах настоятелей, ряд коих из сих, не всегда полных, источников трудно изобразить в непрерывной связи и последовательности со всею точностью. Необходимо должно ограничиться особенно в начале простою переченью Настоятелей.

В указах Астраханской Д. Консистории упоминаются по порядку времени Строители:

С 1767 года по 1771 год Иеромонах Митрофан.

С 1771 по 1774 год Иеромонах Порфирий.

С 1774 по 1777 год Иеромонах Пахомий.

С 1777 по 1780 год Архиерейского дома Эконом Иеромонах Иларий.

С 1780 по 1783 Архиерейского дома Смотритель Иеромонах Арсений.

С 1783 по 1785 Архиерейского дома Эконом Иеромонах Владимир.

С 1785 но 1789 год* Наместник Иеромонах Константин.

В 1789 и 1790 упоминается в указах Иеромонах Иннокентий. При сем Строителе произведены, по благословению Преосвященного Никифора, внутри и вне Покровской церкви разные починки.

В 1793, году монастырем управлял Иеромонах Виктор.

С 1794 по 1795 Иеромонах Иосиф.

С 1795 по 1796 Иеромонах Иннокентий.

В 1796 году с 21 Февраля по 15 число Октября управлял Покровским монастырем, находившийся в сем монастыре, вдовый священник Петр Васильев.

С 15 Октября 1796 года по 1799 Иеромонах Иннокентий, который в этом же году 10 Июля произведен во Игумена. При нем именным ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА указом дарованы были Покровскому монастырю угодья, как-то: тридцать десятин земли, рыбные ловли и др.; при нем же произведено было измерение монастырской земли, и в трапезе Покровской церкви, с дозволения Преосвященного Гаия, и по указу Консистории, сделан иконостас с резьбою столярной работы.

С 1809 года по 1813 год исправлял должность Строителя Иеромонах Мелетий.

С 1813 по 1819 год Иеромонах Ириней.

С 1819 года по 1822 Иеромонах Аарон.

С 1822 года по 1823 год Иеромонах Серафим. При нем в 1823 году присоединен к Покровскому монастырю Болдинский, по Высочайшему повелению, и по указу Святейшего Правительствующего Синода, а потому и Настоятель Болдинского общежительного монастыря Иеромонах Евгений переведен с братией и со всем церковным и монастырским имуществом с правом же Настоятельства в Покровский Монастырь, которому Святейшим Синодом повелено именоваться Покровоболдинским; а Строитель Покровского монастыря Иеромонах Серафим переведен на таковую же должность строителя в монастырь Иоанно-Предтеческий. А настоятель Иоанно-Предтеченчкого монастыря Архимандрит Парфений уволен от должности и переведен на жительство в Астраханский Спасо-преображенский монастырь. Настоятельствовал Строитель Иеромонах Евгений в Покровоболдинском монастыре с 1823 года Августа 11 дня по 1824 Декабря 8 дня. При нем установлено, согласно повелению Святейшего Синода, в Покровоболдинском монастыре общежительство.

С 1824 года Декабря 8 дня по 1825 год Ноября 6 дня, Строитель, благочинный монастырей и кавалер Иеромонах Афанасий.

С 1825 года по 1827 год, Строитель и Архиерейского дома Эконом Иеромонах Феодосий.

С 1827 по 1828 год исправлял должность Строителя Иеромонах Вениамин.

С 1828 по 1829 год Строитель Иеромонах Аарон.

С 1829 по 1838 год управлял монастырем Архимандрит и кавалер Ириней, При нем согласно повелению Преосвященного Павла, перенесено окончательно все подвижное имущество с Болдинского подворья в Покровоболдинский монастырь, по случаю нового, большого отрыва водою земли, на которой стоял монастырь; и сему управителю поручено было продать все оставшиеся каменные и деревянные здания, кроме церкви.

С 1838 года по 1841 год Строитель Иеромонах Иоанникий. При сем Настоятеле иконостас церкви Болдинского монастыря, хранившийся с 1821 года в Спасопреображенском монастыре, в числе 2-х престолов, двух жертвенников 25 икон, нескольких медных подсвечников и лампад, перенесен по повелению Преосвященного Виталия, в Покровоболдинский монастырь. При сем же Настоятеле у церкви Покрова Божьей Матери, по указному предписанию Консистории, устроены тря каменные рундука, вместо ветхих, деревянных.

С 1841 года по 1842 год Настоятелем был Магистр Иеромонах Василий. После него преемственно управляли монастырем Игумен Пафнутий, и Священник Дмитрий Бедняков.

С 1842 года по 1843 год Строитель Иеромонах Иерофей.

С 1843 года по 1847 год Настоятельствовал Инспектор Астраханской Семинарии, Магистр Иером6нахъ Вассиан. В 1844 он возведен в сан Архимандрита, а в 1847 определен Ректором Астраханской Семинарии и Настоятелем Астраханского второклассного Спасопреображенского монастыря. Старанием сего Настоятеля совершены следующие капитальные постройки по монастырю:

а) Все иконы в Покровской церкви были вынимаемы из иконостаса и обновлены, и самая церковь вся внутри и вне окрашена.

6) Перекрыты две церкви Св. Мефодия и Илариона Великого; перекрыты два монастырских корпуса, и, кроме Настоятельских и в одном с ними коридоре находящихся, братских двух келий, во всех прочих кельях переделаны полы.

в) Внутри монастыря рядом с юго-западной башней, в которой помещается передбанник, выстроена каменная баня, так впрочем, что самая башня не теряет нисколько своей фигуры; баня имеет длины 3, ширины 2 высоты 11 /2 сажени.

г) Перекрыта крыша на трапезе и алтаре Покровской церкви, в Настоятельских кельях сделаны 8 рам 6 стекольных.

д) Переделан капитально корпус, помещающий в себе 2 кухни, и братскую трапезу.

е) Конюшенный и скотный двор также вновь перестроены.

ж) Стены всех церквей, всех келий и всей ограды облицованы, заделаны, выштукатурены и выкрашены вохрою; все крыши во всем монастыре окрашены красною на масле краскою12. Словом, весь монастырь из обветшалого явился в новом и благоустроенном виде.

В 1847 году был Строителем Покровоболдинского монастыря Иеромонах Вениамин.

С конца 1847 по 1851 год Строитель Иеромонах Викентий. При сем Настоятеле в церкви Покрова Божьей Матери стены раскрашены голубой краской под мрамор, пол выстлан белым камнем; стены раскрашены голубою масляною краскою под мраморные плиты.

Крестные ходы

Всех крестных ходов в монастыре совершается в год четыре.

1-й в неделю Антипасхи вокруг монастырской ограды, при звачительном стечении Богомольцев, из города Астрахани.

2-й в день Преполовения.

3-й 1 числа Августа.

4-й 6 Января в день Богоявления; последние три совершаются на близь протекающую реку, Казачий Ерик.

В храмовой праздник Покрова Божьей Матери каждогодно бывает стечение богомольцев многочисленное.

Внутри монастырской ограды к восточной стороне есть несколько могильных памятников.

Копии с данных Покровоболдинского монастыря

По указу Великих Государей, Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев Окольничей и Воеводы Алексей Петрович Головин с товарищи дали сию данную и приказныя Палаты подьячему Василию Кучукову на порозжее место, о котором в нынешнем во 191 году в грамоте Великих Государей Царей, и Великих Князей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России Самодержцев, из Казанского приказа в Астрахань Окольничему и Воеводам Алексею Петровичу Головину с товарищи писана. Бил челом Великим Государем он Василий Кучуков, служить де Великим Государем многие годы, работает у их Государских и отъезжие службы в Калмыцкие и Татарские улусы, и в иные многие посылки ездить на своих лошадях, а выгодным де местом он не пожалован, и лошадей во время летнее выгонять не куды, а есть де место на низ по Кутумове реке с верхние изголови протоки Луковки, да понижнее устье меж той протоки и Кутумовы реки по урочище Мошаик ни за кем в даче не написано, и Великим Государем пожаловати б его Василия за его службы велеть то порозжее место отдать ему Василию, и по указу Великих Государей о даче то место велено учинить Окольничему и Воеводам Алексею Петровичу Головину с товарищи, по своему рассмотрению, чтобы от того утесненья никому не было, а в переписных книгах прошлого 159 года за рукою писца Семена Исупова и за приписью дьяка Василия Герасимова написано: от Луковки по Черепаху на низ по Кутумов же пашенных мест сто десять десятин, да скотиной выгон и кочевые места меж Болды и Кутумовки табунаго головы Темира Соломатова, крепостей и данной на эту землю у него нет, написаны за ним по его Темирова сказке, а о котором месте бил челом Великим Государем он Василий Кучуков, что меж Луковки, Кутумовки и то место в даче в тех переписных книгах на за кем не написано, а татарские выгонные и кочевые и пашенные места по Кутумовке ж в низ от Луковка по Черепаху меж Болды и Кутумовки: и по указу Великих Государей Царей и Великих Князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича великия и малыя и белыя России Самодержцев печать Царства Астраханского Окольнечей и Воевода Алексей Петрович Головин приложил. Лета 191 Июля в 20 день.

На подлинной копии на обороте написано: «К сему списку подьячей Васька Кучуков руку приложил, а подлинную данную я, Васька, к себе взял, дьяк Иван Кагодников.

С подлинною Великих Государей данною справил Гришка Сисулнав

С копиею верно; Астраханской Консистории Секретарь Коллежский Асессор Поликарп Лавров

Казначей Иеромонах Осия

Лета 1707 года Сентября во 2 день Преосвященному Сампсону Астраханскому и Терскому дали сию запись Юртовской Мурза Абла Азаматов, сын Батереков с братьями и с племянниками в том, в нынешнем семь сот шестом году Сентября вторый день поступился я Абла с братьями и с племянники ему Преосвященному Митрополиту за долговые, заемные деньги за сто рублев остров свой на верхних устьях большой и малой Болды, да пониже малой Болды два островка с сенными покосы и с местными угодьи, которыми мы владели, по указу Великого Государя, и по грамоте, и поданной из Приказной Палаты прошлого двести второго года за печатью Царства Астраханского и впредь мне Абле Мурзе с братьями и с племянники, и никому до тех выше писанных островов и до лесных угодий и сенных покосов дела нет, и не вступаться; а владеть ему Преосвященному Митрополиту, и по нем впредь будущим Архиереям, а буде кто в те острова станет вступаться, и мне Абле Мурзе с братьями и с племянники очищать, убытку никакого не довести, а будет моим обманом и братьев моих и племянников неочищением, какие ему Преосвященному Митрополиту учинятся убытки, и те убытки и за всякое на тех островах строение и заводы цену взять на нас, кто будет в лицах по сказке домового его казначея и приказных людей, а сия поступная ему Преосвященному Митрополиту и впредь по нем будущим Архиереям на те выше описанные островы с лесными угодьи и с сенными покосы в крепость отдана, по которой владели теми островами, дал я Абла в домовую его Архиерейскую казну список за рукою. У сей записи свидетели Салтамаев сын Мурза Катемиров сын Тимбаев, Иван Ермеев, Микита Степанов. Писал крепостных дел подъячий Агей Никитин.

1706 года Октября в 3 день. В Приказной Палате Боярину и Воеводе Князю Петру Хованскому с товарищи Преосвященного Сампсона Митрополита Астраханского и Терского домовой его стряпчий Иван Турченин явил сию поступную на остров на верхних устьях большой и малой Болды на два островка с сенными покосы и с лесными угодьи, что владели по указу Великого Государя по приказу и поданной из Приказной Палаты прошлого двести второго года Юртовской Абла Мурза Азаматов сын Батереков с братьями и с племянники, Мурза с братьями и с племянники поступились островом своим на верхних устьях большой и малой Болды, да пониже малой Болды двумя островками с сенными покосы и лесными угодьи за долговые свои деньги за сто рублев. Преосвященному Самнсону, Митрополиту Астраханскому и Терскому, и к той поступной записи мусульманским письменем приложена рука, а по переводе переводчика Ромозана к мусульманской руке написано: к сей записи Абла Мурза Азаматов с братьями своими и с племянниками руку приложил – далее не прочетено по древности письма и неясности чернил; и сия поступная запись в Приказной Палате явлена и в посольском столе в книгу записана и пошлины по указу взяты. Подлинную подписал Дьяк Г'ригорий Молчанов. Справил Иван Шеткин.

1762 года Марта дня мы смиренный Мефодий Епископ Астраханский и Ставропольский сим во известную твердость пишем, что в минувшем 1706 Августа в день прежде бывому Преосвященному Сампсону, Митрополиту для владения большой и малой Болд от Волги остров с проездною проточною велено по указу Великого Государя отдать и дать на тот остров для владения данную; сверх того в оном 1706 году Сентября во 2 день дана ему Преосвященному от Астраханского Юртовского Мурзы Аблы Азаматова с братьями и с племянники за собственные Его Преосвященства, на них долговые деньги сто рублев на верхних устьях остров большой и малой Болд, да пониже малой Болды два островка с сенными покосы и с лесными угодьи Сия поступная в вечное как ему Преосвященному Митрополиту, так и по нем будущих Архиереям свое рассмотрение: а так оная поступная явлена предписанного ж 706 года в Приказной Палате, по которой наше смирение несумненно реченной остров содержа, рассудили для дальнего от Архиерейского дома расстояния и неспособности, – по близости отдать в Болдинскую пустынь Игумену Макарию с братиею, каковым образом тебе Игумену с братиею и будущим по тебе Игуменам упоминенной большой и малой Болд остров отдается нашим смирением по вышереченным, законным обстоятельствам в усердное с братнею за подписанием нашим богомолие и казенною Приказа печатью. Смиренный Мефодий Епископ Астраханский и Ставропольский.

Секретарь Евгений Веселовский

В должности Столоначальника Николай Андреев

* * *

1

Запис. Соб ключаря.

2

Смотр. Иерарх. Астрах. Епар. Любар.

3

См. акт. мон. дело о соединении Болдин. Монаст. С Покров. С составлением штата, состоящего с настоятелем из 13-ти человек 1825 г. № 45.

4

См. Иерар. Аст. Епар. Любар. Указ Астр. Консистор. 1822 г. № 1547 и запис. Соб. Ключаря.

5

См. Иер. Астр. Епар.

6

См. указ из Астр. Кон. Строителю Воскресенск. Болд. Монаст. Иеромонаху Евгению с братией № 1555, 1823 г.

7

Из записей Соб. Ключаря.

8

См. коп. с указа, хранящ. В акт. монст. Сморт. Иер. Астрах. Епар. См. истор. Росс. Иерархии часть V.

9

См. Иерар. Астр. Епар. Платона Люб.

10

Сморт. Истор. Росс. Иер. См. дело Астр. Кон. О монастырях Астр. Рыб. 38. Стр. и 145. Запис. Ключар. Собор.

11

Истор. Росс. Иер. Часть V.

12

Все сии сведения заимствованы из дел о постройках по Покровоболдинскому монастырю в 1845 году.


Источник: Описание Астраханского, (что за городом) Покровоболдинского мужеского заштатного монастыря, составленное в 1851 году Астраханской семинарии инспектором, архимандритом Аполлосом. - Астрахань : Губ. тип., 1852. - 38 с.

Комментарии для сайта Cackle