№ 9. Сотрудник Братства св. Гурия. 31 января 1910 года

О Сретении Господнем

В этот день мы слушаем песнь праведного Симеона, которую он воспел, встречая Господа Спасителя нашего: „Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глоголу Твоему, с миром: яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля.“ – Такова была песнь великого старца. Что может быть возвышеннее? Я говорю не с церковной стороны, а с общественной, общечеловеческой. Один из Иудеев, чаявший утешения Израиля, муж праведный, благочестивый, – этот муж говорит Богу: Ты отпускаешь меня с миром, Ты, Господи, свет всех народов, Ты слава Израиля (обратим внимание: по плоти – слава Израиля, а свет – язычников), – ибо Ты Спасение!

Иначе говоря, высказывается мысль, что украшением для всякого народа, целью его жизни – высшей, полной, завершающей, должно быть служение нравственному закону – не внешняя сила, или слава, а осуществление заповедей Божиих, которые Господь дал нам.

Вот это единственное истинное украшение, и оно ведёт нас к принятию Господа, истинного нашего Света и Спасения. И не чудо-ли? Этот высший закон, который долгие поколения ветхозаветных людей не способны были воспринять, хотя он давно и ясно указан был через пророков, – его понял и изрёк умирающий старец – пред кем? Встречая в смирении 40 дневного младенца, смиренно принявшего плоть нашу Господа Спасителя нашего! Слова праведного Симеона раскрывают глубокую тайну целей нашего существования и в них отразился смысл жизни целых народов, ибо народ и государство и существуют для того, чтобы жизнь усовершить, чтобы приготовить лучших людей, привести их ко спасению, к исполнению заповедей Божиих. Истину мирового бытия в его назначении, его законах и управлении хотят постигнуть в настоящее время философы мира сего и вот эту истину уже ясно изрёк две тысячи лет тому назад праведный Симеон!

Св. Матерь приносит в храм безсемянно зачатого и рождённого Сына, подчиняется ветхозаветному закону и приносит жертву за него. А праведный Симеон, увидев Св. Матерь, держащую на руках Младенца, говорит: „Ныне отпущаеши раба Твоего с миром»... изливая в этих словах всё своё долгое ожидание Спасителя.

Да, праведный Симеон долго ждал... Он жил, одушевлённый одной мыслью о пришествии Христовом.

И что же увидел он, когда воспел свою вдохновенную песнь? – Да вот, именно, он увидел, что нравственный закон исполняется на земле, что земля не забыта Богом. И в этом величайшая философия. Смысла жизни нет и не было бы, если бы не был осуществлён закон нравственный. И пока нет уверенности в этом, нет и покоя. Страдает вопрошающее, измученное сердце старца и не могут ещё замолкнуть его биения, пока очи не увидели св. семью, приносящую, как открыл ему Дух Святый, своего Первенца Богу. Симеон видит и говорит: да, я отхожу с миром; я вижу, что есть цель жизни и есть смысл жизни; я вижу, что человек не погиб, что ему указан ясный путь, и я радуюсь, что возрастает чадо, которое есть само наше Спасение.

Такова была песнь праведного Симеона.

И дай, Господи, чтобы и каждый из нас мог сказать Богу: отпусти меня с миром, ибо я пережил ту радость, которую Ты, Господи, Спаситель мой, принёс на землю!

Е. А.

Мнение епископа Алексея (Дородннцына) о церковно-приходских организациях

Как известно, весь юг России охвачен сектантским движением. Особенно сильно оно развилось в последней четверти XIX века, когда от Церкви отпадали тысячи православных христиан, ушедших из Церкви под влиянием безграмотных, а иногда и сумасшедших пропагандаторов; редко в числе последних бывали люди интеллигентные в роде Толстого или Черткова. Из последних обстоятельств можно вывести то заключение, что всякое сектантское движение развивалось на совершенно подготовленной уже почве, что какому-нибудь психопату Малеванному, человеку вовсе невежественному, можно было увлечь за собой „православных» только потому, что они были очень плохими православными и о православии знали очень мало.

При этом замечалось характерное явление: секты появлялись и совершенно самостоятельно, т. е. без всякого постороннего воздействия. Очевидно, что в таких случаях вообще жизнь православия была не нормальна, её развитие было болезненно... И внутренняя болезнь его и вызвала соответствующие болезненные явления.

С этим церковным горем и начали бороться в своё время знаменитые Херсонские архиепископы Димитрий (Муретов) и Никанор (Бровкович). – Мнения последнего и свои соображения приводит преосв. епископ Алексий в своём сочинении: „Религиозные движения на юге России во второй половине XIX столетия»30. Эти мнения в высокой степени важны и для Казанского края, где уже начинают укореняться секты и где есть ещё большая опасность – в лице магометан.

Как штундизм и баптизм сильны своим религиозным одушевлением, так и магометанство, при всём глубочайшем невежестве, сильно всё-таки своим тупым фанатизмом. – Но предоставим, преосв. Алексию характеризовать нашу церковную жизнь; вот что он пишет: „Народ по словам архиепископа Никанора, идёт в секту потому, что не любит своей веры, а не любит её потому, что не знает её (ignoti nulla eupido)31, а не знает потому, что его не учат истинам веры. В деле религиозного просвещения православный русский народ отстал от католиков, лютеран, мусульман, евреев и даже раскольников-старообрядцев; в каждой „вере“ детей учат грамоте, молитвам, первоначальным истинам веры, и это делает духовенство, – в одной православной вере можно жить и умереть, вовсе не изучая и не зная своей веры... – „Света, света подайте!» заключает одну из своих проповедей архиепископ Никанор. „Учитесь, учите! Учите в школах, учите в церквах, учите в домах, учите в домашних собраниях. Читайте Новый Завет, читайте св. Библию, как и другие церковно-учительные книги».

...„Вступив с такой решительностью и ревностью в борьбу с баптизмом (т. е. вообще с отпадениями от Церкви), – продолжает преосв. Алексий, – духовная власть и приходское духовенство, вскоре после первых же опытов этой борьбы, поняли, что усилий отдельных лиц из приходского духовенства недостаточно для того, чтобы сделать её успешной, что для этой борьбы приходское духовенство слабо подготовлено теоретически, слишком занято приходскими делами и хозяйственными заботами, не располагает достаточными материальными средствами для материальных нужд её, живёт разрозненно между собой и своими прихожанами и пр. – Отсюда вытекал прямой вывод, что для успешного ведения борьбы с баптизмом (опять прибавим от себя: и со всякими отпадениями от Церкви) нужны лица со специальной подготовкой, нужны коллективные учреждения вроде братств, кружков и пр., которые, подавая пример христианской жизни, в то же время заботились бы об удовлетворении материальных нужд борьбы с сектантством, принимали бы меры по части приходской благотворительности бедным, в отсутствии которой у православных прихожан так жестоко упрекают их баптисты (да и не одни баптисты!). Необходимо приходскому духовенству стать в более близкое духовное общение со своими прихожанами, чтобы знать духовные запросы их; необходимо самому духовенству путём съездов, кружков, комитетов и пр. соединиться в одну дружную семью, помогать друг-другу в борьбе с общим врагом, проверять свою приходскую деятельность пастырским опытом других и пр.“.

* * *

Таковы авторитетные суждения человека, очень долго потрудившегося на миссионерском делании. Но тяжёлые обстоятельства южной миссии нашей стали так же достоянием и нашего севера. И указанный драгоценный опыт юга может сослужить великую службу на севере, в нашем Казанском крае. Только поскорее помог бы Господь организовать эти церковно-приходские учреждения и поставить их юридически на твёрдую почву. Но из указанной статьи епископа Алексия мы решаемся взять ещё два мнения огромного значения. Вот они:

Первое: в помощь себе священник обязан привлекать благонамеренных и сведущих в св. Писании прихожан; для нашего простого народа никакая речь не может быть так убедительна как резонная речь его же собрата, которая при этом сразу же привлекает к себе его доверие, как речь человека родной среды (стр. 277).

Второе: священник должен руководиться мнением митрополита Григория, что все меры полицейские – не ваши меры: святые апостолы действовали словом истины и силами Божиими. Да и обращение прочно и спасительно только то. которое произведено словом истины, (стр. 278).

О, если бы миссионеры раз и навсегда это запомнили! Уж пора...

Церковник.

Инородцы-магометане

(татары, башкиры, киргизы).32

До недавнего ещё времени на всём огромном пространстве восточной России русский элемент являлся единственной культурной силой и постепенно втягивал в себя лишённые исторического самосознания малокультурные исторические племена. В конце XVIII и в начале XIX столетия рядом с русской образованностью начинает возникать образованность мусульманская. – Инертная и безграмотная масса татарского населения начинает развивать среди себя, прежде всего в Казани, историческое самосознание на почве ислама. Опираясь на него, татары создают большое число учебных заведений, а затем литературу, сначала схоластическую, потом постепенно проникающуюся тенденциями национальными. Литературное движение в свою очередь даёт материал для создания литературного языка. Первые татарские издания были перепечатками арабских книг, религиозных и отчасти учебных; затем, путём постепенного развития, в последние 20 лет, создалась печать, пользующаяся искусственным языком, объединяющим разновидности татарских диалектов Европейской России. Эта литература по содержанию своему нам представляется бедной, но она близко отвечает духовным запросам мусульманской массы, распространяется среди неё в огромном количестве и создаёт и поддерживает обособленное миросозерцание. В последние годы эта литература во много раз превосходит количественно местную русскую литературу, – она превосходит её и своим соответствием духовным потребностям массы.

В Казани почти все типографии работают на татар. Надо полагать, что общее число изданий, напечатанных во всех казанских типографиях в 1903 г., превосходит 250 названий и 2 ½ миллиона экземпляров. Татарские издания печатаются не только в Казани, но и в других городах России: Петербурге, Москве, Оренбурге, Ташкенте, Баку и Бахчисарае. В Казани 10 татарских книжных лавок, находящихся в постоянных сношениях с заграничными мусульманскими книгопродавцами. По каталогу одной из них видно, что в Казани, кроме изданий местной печати, имеются в продаже мусульманские книги, издаваемые за границей, в Турции, Египте, Индии и Сирии.

В каталоге этой фирмы, напечатанном ею в 1903 году, значится 786 названий отдельных сочинений, распределяющихся по отделам: богословие, правоведение, толкование на Коран и хадисы, философия, логика, риторика, история, география, медицина, грамматика, лексикография, библиография,, математика, каллиграфия, изящная словесность (романы, повести, рассказы, сказки и пр.). В числе этих изданий есть переводные произведения с иностранных языков, которые знакомят мусульман с результатами новейших научных открытий и с современными направлениями европейской мысли. Так, например, в Казани можно найти турецкий перевод сочинений Шопенгауэра. Пробуждение национального самосознания среди магометан, о котором свидетельствуют приведённые цифры, подняло и духовную самостоятельность и создало на востоке противовес русскому влиянию. Прежде всего татарскому влиянию подверглись башкиры, которые почти сплошь потеряли свой язык, затем киргизы. В киргизских степях, в первую половину 19 столетия, в присутствиях и правлениях всюду употреблялся язык татарский, толмачами служили татары, и только со 2-ой половины прошлого столетия, благодаря заботам некоторых государственных людей, татарский язык официально стал заменяться языком киргизским. Не случись этого – богатейшему наречию тюркско-татарского языка, языку киргиз пришлось бы исчезнуть и самим киргизам слиться с татарами. Однако отатаривание киргизской степи быстро подвигается вперёд, потому что почти на всём необъятном пространстве степей странствуют татарские торговцы, муллы, учителя. Вместе с ними в степь проникла и широко распространилась мусульманская книжка, частью на татаризованном киргизском языке, частью на чисто-татарском, который известен всем грамотным киргизам. Слово грамотный, здесь значит, разумеется, учившийся в медресе или мектебе. Прежние очаги мусульманской учёности, Бухара и Самарканд, начинают бледнеть сравнительно со славой мусульманской Казани.

Татарин-мусульманин, проучившийся в мектебе или медресе 6–8 лет, получивший таким образом порядочное мусульманское образование и, следовательно, сравнительно с русскими и инородческими крестьянами, живой и изворотливый, – проникает по торговым делам во все инородческие закоулки собственно России и наших среднеазиатских владений. Объединяющая сила ислама и татарской литературы в последние годы развилась сильнее, чем наше ей противодействие. Наши мероприятия в отношении мусульман ограничивались слабыми попытками насаждать среди них русский язык и образованность. Мы ложно судили о татарах. Мы видели, что у нас достаточно юноше доучиться до IV кл. гимназии, чтобы он начал свысока относиться и к многовековым государственным установлениям и, тем более, к народным обычаям. Мы ожидали подобного и у мусульман. Мы думали, что достаточно мусульман научить русскому языку и приобщить к так называемой русской культуре, чтобы они уже отреклись от мусульманской обособленности. На самом деле ничего подобного не происходит и происходить не может. Вращаясь среди индифферентной к религии русской молодёжи, мусульманин усваивает от неё лишь презрительное отношение к христианству, но отнюдь не к мусульманству.

Правда, находясь в русском обществе, мусульмане легко относятся к мусульманским обрядам, но в своей среде сознательно остаются мусульманами и отчётливо высказываются за поддержание ислама, так как он является основой татарской народности.

В 70-х годах прошлого столетия состоялось Высочайшее повеление о передаче частных мусульманских училищ медресе и мектебов, в ведение Министерства Народного Просвещения и о подчинении их инспекции, но это Высочайшее повеление фактически доселе не исполняется и исполнить его мы не можем потому, что для этого надо, чтобы директор народных училищ знал татарский язык, так как без знания этого языка смешно входить в медресе.

В Казанском учебном округе не менее полутора тысячи медресе и мектебов; во всех них всё преподавание целиком ведётся на татарском языке, без всякого со стороны правительства контроля. При десятке, много двух, медресе, существуют классы русского языка, посещение которых необязательно и которые действительно посещаются ничтожным числом учащихся, при том в свободное от мусульманских занятий время. Министерство открывает изредка училища для мусульман и директорские отчёты всегда радостно возвещают увеличение списочного числа учащихся на 1–2 десятка. Но всюду успехи учащихся ниже всякой критики, да иначе и быть не может так как постановкой учебного дела в этих училищах руководят инспектора, совсем не знающие по-татарски.

Мусульмане не в праве жаловаться на притеснения со стороны русских властей, они даже во многих отношениях свободнее православных русских властей, они даже во многих отношениях свободнее русских. Например, магометанин завещает имущество на содержание медресе. Если бы завещатель был русский, имущество немедленно поступило бы в казну и с торгов, на которые могли бы явиться и русские, и евреи, и татары, было бы сдано в аренду. Но завещатель магометанин. Имущество много лет бесконтрольно управляется муллами, а затем административным распоряжением сдаётся в аренду непременно магометанину. Делается это отступление от законно-установленного порядка не по корыстным соображениям, а по особому вниманию к магометанам, которые „могли бы“ волноваться, если бы имущество, принадлежавшее мусульманину и обеспечивающее содержание медресе, было взято в аренду на торгах русским или евреем. Другой пример: православный русский подданный имеет право содержать частные учебные заведения, лишь получив законное разрешение и подчиняясь установленным правилам и программам; магометане содержат тысячи учебных заведений, куда фактически не вхожа инспекция. Такие училища и вовсе без преподавания русского языка существуют даже в Казани.

Про объединение миссии в Приволжье

(К миссионерскому съезду).

Во время заседания Предсоборного присутствия были высказаны некоторые мнения, в высшей степени ценные и необходимые для миссии. К числу таких мнений принадлежит и авторитетное слово высокопреосв. Никандра, архиепископа Литовского. Это мнение таково:

„На окраинах России дело (церковное) требует неотложного, особенного внимания и поддержки со стороны высшей церковной власти, если не желательно постепенного крушения там православия. В окраинных областях, в Сибири, на Кавказе и в Западном крае, особенно на Литве, непосредственно соприкасающихся со всякого рода иноверием и инославием, в их обострённых формах и отношениях, настаёт неотложная нужда в объединении, согласовании и усилении миссионерской, просветительной и охранительной, а в то же время и созидательной для православия деятельности со стороны нескольких епархий вместе, входящих в состав известного округа или области, как в названных окраинах, – ввиду ярко выступающих местных особенностей в религиозном, историческом, этнографическом, географическом и бытовом отношениях, при слишком угрожающем в последнее время напоре враждебных православию элементов. Относительно этих областей, к которым должна быть приложена непременно особая мерка, употреблены особые средства и мероприятия, представляется крайне необходимым и существенно полезным теперь же, безотлагательно, учредить окружные митрополии, тем более что там уже и ранее были митрополичьи кафедры, которые требуется восстановить по нуждам и для пользы Церкви.

Наконец... можно учредить окружную митрополию и в Поволжье, с его многочисленным, по местам, инородческим населением».

Таково мнение архипастыря, которому суждено было познакомиться и с Приволжским краем, и с другими русскими окраинами, переживающими одинаковую борьбу с врагами св. Церкви. Владыка архиепископ Никандр признаёт это объединение разных окраинных епархий делом первостепенной важности. К сожалению, эта мера, „безотлагательно необходимая» и „существенно полезная», доселе не осуществлена. Но это не препятствует всё-таки стремиться к её осуществлению.

Действительно, при нынешней разрозненности миссионерской деятельности разных епархий, при стремлении некоторых деятелей даже вовсе обособиться, при разных мнениях по основным вопросам миссии самих миссионеров, –очевидно, „безотлагательно необходима» другая система миссии: строго продуманная до мельчайших подробностей и вполне объединённая деятельность всех, кто призван на служение Церкви.

Враждебные православной Церкви элементы не дремлют: они объединены, одной и той же мыслью и целью – как можно более оторвать от Церкви православной её сынов. И мы, все православные, должны ответить тем же: мы должны все объединиться вокруг своих архипастырей, направляющих к единой цели все силы церковные – наиболее целесообразно. А эта наибольшая целесообразность и может быть достигнута при осуществлении мысли архипастыря Литовского об учреждении Приволжской митрополии, в целях „объединения, согласования и усиления» миссионерской деятельности православия в этом крае.

Миссионер.

Сведения о современном положении Алтайской миссии

Алтайское племя калмыков, по самому свойству своему, миролюбиво, робко и, за весьма редкими исключениями, представляет инертную массу. До последнего времени Алтай был предан шаманству, но мало способен деятельно проявлять свои религиозные воззрения и противодействовать проповеди христианства. Калмыки даже были готовы признать последнее за лучшую религию, особенно в виду его государственного положения и, если многие из них ещё колебались в своём религиозном заблуждении, то вследствие второстепенных причин своей природной малой предприимчивости, привязанности к родным обычаям и страха пред неизведанным будущим. Последнюю причину можно даже рассматривать как главную: калмыки боялись неблагоприятной перемены в их экономическом положении, в связи с принятием ими христианства.

В таком виде находилось миссионерское дело на Алтае, когда сюда проникли, с одной стороны отзвуки поражений Мукдена и Цусимы и отголоски русского революционного движения, с другой стороны вести об издании закона 17-го апреля 1906 г., о свободе вероисповедания. Этим-то благоприятным моментом и воспользовался Чет-Челпанов, чтобы выступить со своим учением. Известное под названием бурханизма, оно представляет смесь алтайских сказаний об Ойрот-Хане, с ламайским мировоззрением. Собственно весь культ этого вероучения взят от монгольских лам, у которых учился Чет-Челпанов и которые, особенно со времени указанного вероисповедного закона, стали часто объезжать соседние с Монголией части Алтая. Условия того времени создали Челпанову быстрый успех, упрочившийся оправданием его самого и его приспешников. В годы, о которых идёт речь, теперь уже прошедшие, Россия переживала тяжёлый кризис, а инородцы, во всех частях её, мечтали о широких политических правах; защитники из русских в деле Чет-Челпанова поспешили разъяснить это калмыкам; вокруг них создалась целая агитация, тёмных инородцев начали знакомить с нелегальной литературой и возбуждать в них вражду ко всему русскому, а одновременно и к православию. Чет-Челпанов между тем, предсказывал наступление золотого века для Алтая, с пришествием сказочного Ойрот-Хана в роли освободителя. Проповедь его, в связи с прочими влияниями, произвела сильное впечатление на алтайцев, и они действительно массами начали переходить в бурханизм. Принимали его даже некоторые из ново-крещённых, живших вне надзора миссионеров, в удалённых частях Алтая; вовлечённые в заблуждение, они тоже принялись лихорадочно ожидать исполнения обещанных благ.

Но это искусственно создавшееся движение не оказалось прочным, не смотря на все приложенные старания со стороны врагов России. Приверженцы бурханизма выражали свою неприязнь к православию довольно слабо и не проявляли особого фанатизма, а в данное время это учение новых приобретений уже не делает, наоборот, не мало калмыков уже возвращаются к шаманству. Дело в том, что Ойрот-Хан не пришёл, хотя время его пришествия, указанное Четом, давно миновало; золотой век для Алтая не наступил, Россия не распалась, а наоборот оправляется и думает заселить русскими свои окраины – и вот обаяние бурханизма проходит, и калмыки начинают искать выхода из своего неопределённого состояния в христианстве. Они разочарованы в своих недавних руководителях, так очевидно их обманувших и природные свойства инородца, его робость и покорное равнодушие к своему положению, снова вступают в силу. Правда, не угасла ещё политическая сторона движения, вызванная проповедью Чета, посылаются депутации в Петербург, собираются средства для каких-то ходатайств, но это уже последние неясные попытки сохранить для Алтая его прежние патриархальные порядки. Вероятно, этому скоро положит конец предполагаемое землеустройство, и калмыки, не смотря на бурханизм и ламаизм, сольются с местным русским населением. С церковной же точки зрения с бурханизмом вполне возможно бороться и в настоящее время, и им не нанесено существенного ущерба Алтайской миссии, так как инородцы скоро сознали своё заблуждение. Отпадшие же в эти годы от православия, уже готовы возвратиться в лоно Церкви, что и ожидается в недалёком будущем, а некоторые возвращены и теперь уже на радость миссии.

(Из материалов будущего миссион. съезда).

Чем объясняется активное, хотя и не равномерное, по разным епархиям, наступление иноверия на православие.33

Ислам – религия враждебного направления к не-мусульманам. Мусульманин, каждый в отдельности, по учению Корана, должен всеми мерами утверждать ислам, ослаблять другие религии. Коран предписывает мухаммеданам иметь дружеские и мирные отношения только между собой, единоверцами, а к иноверцам, не исключая и христиан, рекомендуется иметь враждебное настроение обращаться с ними, если не принимают ислам, жестоко, вести с ними непрерывную священную войну (для распространения своей веры), а кто не примет учения Корана, одних поголовно избивать, иссекать с них головы, а других пощадить для извлечения от них выгоды через порабощение (см. Коран, суры: IX, ст. 5, 13, 14, 74; XLVII, ст. 4, 5; V, 17–20, 56, 62–68; II, ст. 186–191; VIII, 68; LXVI, 10, 11; XLVIIl, 29; LX, 0–3, 10–13). Срав. с шариатом по книгам: Ассаирумин китаби аль-кудурифи аль-фикги (законы о войне с неверными, и „Мухтасарь“, изд. 1879 г. стр. 175, в Мис. противомусульм. сбор. Каз. Дух. Акад. вып. XIV). Конечно, так мусульмане должны поступать, если имеют могущество.

Вся масса мухаммеданского населения представляет как-бы сильнейший иезуитский орден, готовый самоотверженно пропагандировать. учение Корана, не останавливаясь ни пред какими препятствиями. До последнего времени активной и явной деятельности обнаруживать они в такой степени, как теперь, не могли, в виду существования, прежде строго охранявших интересы православия, законов и отсутствия веротерпимости. А теперь при изменении условий им открылась возможность применять свои силы во славу Аллаха. Христианство же миролюбивая религия. Православное русское общество дело обращения иноверцев считает занятием лишь духовных лиц или специальных миссионеров, коих так мало, как капли воды по сравнению с морем. Могут ли эти капли отражать наплыв бушующих волн морских, духовного похода нафанатизированной массы мухаммеданства. Конечно, при условиях такой борьбы, виноград Божий может пострадать от града.

Татарско-мусульманская периодическая пресса и книгоиздательская деятельность в последнее время усиливается и принимает, как-бы в дополнение к прежнему богословскому направлению, тюркско-патриотическое, национальное направление с миссионерско-мусульманскими задачами по отношению инородцев магометанствующих или близких к исламу. Пресса их внушает панисламистические идеи о союзе всех мусульман. Главными пунктами распространения мусульманской прессы в России являются: г. Казань, особенно типография Казанского Университета, издания каковой встречаются в большом количестве даже на окраинах России, например на Кавказе, в Туркестане и даже Бухаре; далее идут города: Оренбург, Баку, Тифлис, Ташкент, Крым, откуда Бахчисарайский листок под редакторством г. Гаспринского – один из влиятельных органов панисламизма и некоторые др.

Наконец о заграничном литературно-политическом воздействии на некрещёных инородцев России (особенно в Крыму и на Кавказе), мы можем сообщить следующие сведения: на Кавказе, особенно в Закавказье, с давних пор из Турции привозятся тайно, а иногда и явно, Константинопольские издания печати, газеты разного наименования, Кораны, прописи и разные духовные книги, а в смутное время, когда заинтересованы мусульмане России, например во время войны с Турцией или Персией, заносятся и воззвания политического характера. В последнее время, именно с 15 июля 1908 года, во Франции, в Париже издаётся панисламистический журнал „Мусульманин» (орган кавказских горцев). Как видно из объявления редакции этого журнала, помещённого в № 12 1908 г. Петербургского русского журнала „Домашний Доктор», „Мусульманин» есть единственный в России еженедельный народно-популярный, научно-литературный и общественный журнал и он имеет всемирно-мусульманское объединяющее и патриотическое значение.

Влияние этого журнала будет сильно на мусульман России. Не замедлят показаться и плоды сего влияния. За сим следовало бы учредить бдительный надзор.

Прот. Т. Иваницкий.

Объявление

Книги на чувашском языке, для употребления при богослужении:

1) Часослов 50 к., 2) октоих 1 р. 20 к., 3) хоровые церковные песнопения 70 к., 4) всенощное бдение и литургия 50 к., 5) сборник молитвословий и песнопений из минеи месячной 1 р. 20 к., 6) сборник молитв и песнопений из триоди постной ц. 70 к., 7) служба во св. и вел. неделю пасхи 15 к., 8) евангелие 35 к., 9) литургия Василия В. Иоанна Златоустого и Григория Двоеслова 50 к., 10) требник ч. 1-я 1 р. 30 к. ч. 70 коп.34

* * *

30

„Прав. Соб.“, сентябрь 1909 г.

31

Ignóti nulla cupído – К неизвестному нет влечения; о чём не знают – того не желают. Овидий, Наука любви, III, 397. – прим. эл. ред.

32

Из доклада С. В. Чичериной в Общество Востоковедения.

33

Из доклада протоиерея Т. Иваницкого Всероссийскому Миссионерскому Съезду г. Казани в 1909 году. См „Сотрудник» № 8.

34

Требования и деньги адресовать так: Казань. Крепость. Книжная лавка Спасо-Преображенского монастыря. (Полный каталог высылается по требованию бесплатно).

Комментарии для сайта Cackle