XLV. Император Константин VII Порфирородный (945–959). Единоличное правление
Глава 1. Царствие ученого-императора
Новый император, только по прошествии двух десятилетий получивший право на единоличное правление, являлся к тому времени уже зрелым человеком – ему исполнилось 40 лет. Он был высок ростом, широкоплеч, розовощек, красавец с орлиным носом. Константина Порфирородного выделяли прирожденное благородство, приветливость в общении с людьми и незлобивость. Царь отличался спокойствием и выдержкой, любил хорошо поесть и выпить вина. Щедрый к друзьям и незлопамятный к врагам, он очень нравился византийцам391.
Возможно, он был менее деятельным, чем другие выдающиеся Византийские василевсы, и занимался государственными делами не больше, чем литературными и научными трудами. При помощи целой армии писцов царь составил многочисленные сборники по практически всем отраслям наук. Никто и никогда не мог похвастать таким количеством трактатов по истории, дипломатии, правоведению, агиографии, медицине, агрономии, естествознанию и хирургии, как Константин Порфирородный. Кроме того, император был страстным коллекционером и великолепным художником. Это был своего рода сибарит, но полный чувства царского достоинства и прекрасно понимавший свои обязанности перед Римским государством. Все отмечают, что василевс являлся прекрасным кадровиком, замечательным управленцем и чутким, незлобивым, неизменно-учтивым правителем392.
В целом царствование императора Константина VII Порфирородного начиналось, несмотря на неоднократные попытки (хотя и безуспешные) Константинопольского патриарха Феофилакта и старых друзей Романа Лакапина вернуть Стефана на царство, довольно спокойно и успешно в военном отношении. Хотя арабы на Востоке и Западе по-прежнему беспокоили Византию, зато болгары, царь которых св. Петр демонстрировал миролюбие, не собирались воевать. Армения в годы его правления жила в условиях, пожалуй, самого мирного периода в истории своей государственности. Желая ликвидировать венгерскую угрозу, Константин Порфирородный предусмотрительно завязал дипломатические отношения с Западным императором Оттоном I Великим. Уже в 945 г. он направил к нему посольство, а в 955 г. поздравил по случаю победы германских войск над венграми под Аугсбургом.
В этом же году произошло международное событие, промыслительно предопределившее судьбу России и характер взаимоотношений между двумя великими народами – русским и греческим. В конце лета 955 г. в Константинополь прибыла святая княгиня Ольга, преследовавшая, очевидно, не только дипломатические цели (пролонгацию мирного договора), но и культурные. По-видимому, это было уже второе посещение св. Ольгой греческой столицы, но, конечно, самое важное для истории христианской цивилизации. 9 сентября 955 г. в ее честь был устроен торжественный прием у императора. Княгиню приняли с соблюдением всех правил церемониала: ее провели по многочисленным залам Большого дворца и ввели в великий триклиний Мангавры, где стояло чудо света – трон Соломона. Вокруг него располагалось множество сановников в золотых одеждах, а за занавесками скрыто стояли золотые и серебряные органы, издававшие прекрасные звуки мелодий. Затем на троне внезапно поднялись золотые рыкающие львы, и стоявшие за троном золотые деревья неожиданно украсились золотыми же птицами. Они раскрывали клювы, и мелодия от скрытых музыкальных инструментов, как казалось, лилась из их глоток. Святую Ольгу принял вначале император, а затем и царица – особая честь, которой удостаивался далеко не каждый иностранец.
В этот же день был дан роскошный обед, на котором княгиня сидела за одним столом с царской четой, а вокруг пели певчие и давались сценические представления. В другом зале дворца были накрыты столы для княжеской свиты, которых насчитывалось 88 мужчин – бояре, купцы, военные люди, и 35 женщин. 18 октября 955 г. был дан еще один обед, и на этот раз святая княгиня восседала рядом с императором, а царица со всей императорской семьей располагалась за отдельным столом. Нет сомнений, что пышность и великолепие царского дворца и в целом Константинополя произвели неотразимое впечатление на россов; особенно поразили святыни и храм Святой Софии. Росская княгиня приняла Святое Крещение, и ее восприемником стал сам император Константин VII Порфирородный. По примеру святой Ольги вся остальная свита также приняла Крещение. После этого отношения Римской империи с Русью качественно изменились к лучшему393.
Помимо этого, император Константин VII занялся восстановлением порядка и правосудия в Византийской империи. Узнав о том, что дворцы замечательных защитников Римского государства полководца Иоанна Куркуаса, магистра Романа Саронита и многих других вельмож были разграблены в период последних дворцовых волнений, он тут же приказал эпарху Константинополя вернуть потерпевшим все их имущество. И хотя самовластный чиновник возвратил им только десятую часть похищенного, явно бойкотировав приказ василевса, окружающие обратили внимание на настрой мыслей нового царя.
Следующие шаги Константина Порфирородного также снискали к нему любовь населения. Постоянно демонстрируя миролюбие, желая консолидировать все силы византийского общества и покончить с расколом политической элиты, василевс не стал карать бывших товарищей своего предшественника. Так, например, он назначил незаконнорожденного сына императора Романа I Лакапина Василия Варвара (тот был рожден от росской наложницы) – умного, рассудительного и удачливого человека, патрикием. И Василий действительно стал хорошим помощником василевсу. В частности, в 958 г. он вместе с Иоанном Цимисхием принял участие в военном походе и удачно воевал, неоднократно проявляя личное мужество и талант полководца. Помимо этого, патрикия и препозита Иосифа Вринге он назначил друнгарием флота, а Варду Фоку – командующим сухопутной армией.
Как и прежние Римские императоры, Константин VII считал своим прямым долгом лично рассматривать судебные жалобы. В окружении адвокатов и знатоков права он часто выносил решения по самым сложным делам. Хорошо поставленная система государственного управления позволяла царю оперативно получать донесения о том, что творится в самых дальних уголках Византийской империи. Его глазам открылись страшные картины чиновничьих злоупотреблений в провинциях. Чтобы разобраться и наказать виновных, царь направил на периферию своих близких помощников: магистр Роман Саронита отбыл в фему Анатолик, магистр Роман Муселе – в Опсикий, патрикий Фотий – во Фракию, Лев Агеласт – в Армениак.
Спокойно и не торопясь, не поддаваясь гневу, царь отчитывал своих архонтов. Не желая создавать себе врагов – очень мудрая политика в период еще не улегшихся политических страстей, – император менял дурных чиновников, предварительно одаривая их. Так, в частности, упомянутый выше эпарх Константинополя Феофил, проигнорировавший приказ императора, получил титул патрикия, а затем был освобожден от занимаемой должности, которую занял протоспафарий Константин, преподаватель философии в столичной академии.
Почитая превыше всего христианскую добродетель, царь в самом начале своего единодержавного правления повелел освободить всех заключенных, томящихся в тюрьмах. Получая множество жалоб относительно спекуляций и незаконных приобретений земли со стороны местных вельмож, император созвал синклит и провел любопытный закон. Согласно царскому эдикту, все, кто разбогател с начала его правления, обязывались вернуть приобретенное имущество беднякам обратно без всякого вознаграждения394.
Получив известия о том, что изложенные ранее новеллы императора Романа Лакапина часто игнорируются «властителями», Константин VII Порфирородный продолжил его политику по защите мелких свободных крестьян. В 947 г. василевс издал новеллу, в которой обобщил негативную практику Анатолийской и Фракисийской фем. «От многих мы слышали, что «властители» и выдающиеся мужи в феме Фракисийской, презирая царские законы и самое естественное право, не перестают вкупаться в села или вступать в них посредством дарения и наследства, и под этим предлогом тиранствуют над несчастными «убогими», сгоняя их с собственных полей, вытесняют с земли, им принадлежавшей». Император подтвердил неизменность старого закона и объявил, что любое приобретение земли, совершенное в период с 928 по 945 гг., является незаконным и подлежит отмене395.
Позаботился император и о римской армии. Любопытны слова императора, никогда не бравшего в руки оружие, о значении армии в жизни Империи, сохранившиеся в указанной новелле. «Что в теле голова, то в государстве войско. Сообразно с тем и другим состоянием все изменяется; кто не прилагает о них большой заботы, тот погрешает против собственной безопасности. Так как с течением времени воинское устройство ослабело, а источники, откуда стратиоты получали средства к существованию и жизни, сделались более скудными и затруднительными, то наше царство приняло меры для приведения их в более благоприятное состояние, соблаговолив учинить дело, полезное для всех». Затем следует резулятивная часть: «Мы постановляем то самое, что неписаный обычай уже ранее утвердил – именно, что не позволяется стратиотам продавать имения, с которых они отправляют воинскую службу, а, напротив, нужно, чтобы для каждой службы сохранялось недвижимое имущество»396.
Безвольный и бесталанный патриарх Феофилакт не был, конечно, помехой императору (как не являлся и помощником), и Константин VII терпеливо дождался естественного окончания его архиерейства. Тот тяжело заболел в 956 г. и вскоре умер. На его место император назначил Константинопольским патриархом св. Полиевкта (956–970), монаха, известного своим аскетизмом и ученостью, – все считали его вторым св. Иоанном Златоустом397. Правда, отношения между царем и патриархом вскоре приняли натянутый характер. Константин Порфирородный, как и Роман Лакапин, вовсе не собирался отказываться от своих прав в части управления Восточной Церковью, что очень не нравилось столичному архиерею. До открытого разрыва отношений дело не дошло, но и особой доверительности между ними не возникло.
Воспитанный, скорее, ученым, чем василевсом, Константин Порфирородный очень много времени уделял восстановлению императорского образа, несколько подпорченного во времена «семицарствия», и распространению науки в византийском обществе. Основную деятельность по управлению Римским государством осуществляла его жена Елена, сформировавшая вокруг себя кружок доверенных друзей. А василевс создавал новые школы и взял действующие учебные учреждения под личное покровительство. Он своими трудами восстановил в Византийской империи астрономию, геометрию, арифметику, музыку, стереометрию и, конечно, философию. Во главе всех византийских школ находилась Константинопольская академия, в которой существовало 4 факультета – философский, риторический, геометрический и астрономический. Это не были сугубо «теоретические» учебные заведения; в случае необходимости предметом исследований являлись и практические вопросы. В частности, там была разработана «Земледельческая энциклопедия»398.
Словно реализуя идеи Платона, император назначал на высшие должности в государственном управлении ученых мужей. Протоспафария Константина, философа и мистика, патрикия Никифора, знатока геометрии, асикрита Григория, сведущего в астрономии, он ввел в ближайший круг, сделал их постоянными участниками царских обедов и делил с ними минуты отдыха. Из их учеников царь назначал судей, секретарей, клириков, чем заметно оздоровил чиновничьи кадры. Помимо этого, император много писал. Его перу принадлежит несколько выдающихся произведений, по счастью, дошедших до нашего времени. Помимо сочинения «О фемах», особый интерес представляет работа «Об управлении империей», написанная как руководство по управлению Римским государством для единственного сына и будущего Римского императора Романа II.
«Восприми, – обращается он в предисловии книги к сыну, – что тебе должно узнать в первую очередь, и умно возьмись на кормило власти. Поразмысли о настоящем и вразумись на будущее, дабы соединить опыт с благоразумием и стать удачливым в делах. Учти, для тебя я пишу поучение, чтобы в нем соединились опыт и знание для выбора лучших решений, и чтобы ты не погрешил против общего блага. Сначала – о том, какой иноплеменный народ и в чем может быть полезен римлянам, а в чем вреден. Все это я продумал, – продолжает василевс, – наедине с собой, и решил сделать известным тебе, любимому сыну моему, чтобы ты знал особенности каждого из народов: как вести с ними дела и приручать их или воевать и противостоять им. Ты будешь казаться страшным для них, и от лика твоего дрожь объяст их. И Вседержитель укроет тебя Своим щитом, и вразумит тебя твой Создатель»399.
Энциклопедичность познаний императора, часть которых он перенес на бумагу, просто поражает воображение. И хотя говорят, что данная работа представляет собой известную компиляцию более ранних сочинений, но, несомненно, уже сам по себе факт знакомства с ними императора позволяет оценить его интеллект. Кроме того, систематизация многих трудов сама по себе представляет далеко не простое занятие, требующее знаний, терпения, навыков работы с пером.
Другая общеизвестная работа василевса, «О церемониях Византийского двора», также открывает много интереснейших деталей из официальной жизни царского дворца. Справедливо отмечают, что нет в области церковной и политической истории Византии такого предмета, которого бы не касалась книга «О церемониях». Мы узнаем о порядке избрания патриархов, характер их отношений с василевсами, устройство греческого храма, количество и порядок проведения праздников. Здесь же содержатся описание коронации Римских царей, процедура празднования их свадеб, крещения царских детей, производство придворных в следующие чины. Описывается, как византийцы отмечали народные праздники, принимали иностранные посольства и многое, многое другое400.
Стараниями Константина Порфирородного было сооружено пристанище для бедняков и приют для стариков, в который переделали бывшие роскошные конюшни патриарха Феофилакта. Особой любовью царя пользовалась музыка, и василевс сам любил составлять хоры, назначать регентов, слушал пение и не раз становился сам в хор певчих.
На протяжении всей своей долгой жизни василевс сохранил любовь и нежность к своей супруге, императрице Елене. Когда она всерьез занемогла, то обратилась с просьбой к супругу даровать построенному ей странноприимному дому земельные имения, а специальными хрисовулами (грамотами, заверенными золотой царской печатью) обеспечить их поддержку за счет казны. Царь немедленно выполнил все просьбы. Больная женщина радовалась, видя, насколько дружно живут ее муж, сын и 5 дочерей – Агафья, Зоя, Анна, Феофания и Феодора. Следует заметить, что из всех своих дочерей император особенно отличал Агафью, которая постоянно помогала ему в государственных делах и посредничала, как секретарь, во многих вопросах401.
Дела в государстве шли совсем неплохо, и царь имел возможность направлять значительные средства на строительство новых дворцов (в частности, он построил дворец для своего сына Романа) и реконструкции старых, на украшение столицы и церквей, а также выделил средства на укрепление имперского флота.
Наконец, император Константин VII договорился с эмиром Египта Ихшидом об обмене пленными и направил для проведения этой процедуры Иоанна Куркуаса. Эмир Ихшид в это время воевал с записным врагом Византии Сирийским эмиром Сейф-ад-Даулом. Желая привлечь Ихшида на свою сторону, еще император Роман Лакапин завязал обмен пленными, вследствие которого свободу получили около 2,5 тыс. греков. Надо сказать, что при всей внешней простоте обмен пленными всегда признавался тонким мероприятием, при котором приходилось проявлять хитрость, мужество и находчивость. Не раз и не два обмены пленными срывались по причине взаимного недовольства сторонами друг другом и неурегулированности некоторых пунктов договора. Но на этот раз Куркуас удачно провел эту операцию на реке Ламос402.
Это событие примечательно еще по одной очень любопытной причине. Предваряя переговоры, Лакапин направил эмиру письмо, полное новых интонаций. «Ты познал сам и много слышал от других о высоте и величии царства римлян, о том, что оно является самым сильным и могущественным на земле, о том, какими богатствами и земными благами оно владеет. Если ты возымел намерение сделаться другом нашего величества, сообщи нам через верного тебе и подходящего человека о том, какую и ты имеешь искреннюю любовь к нам, чтобы мы из этого могли убедиться в твоем намерении. И если ты хочешь всецело быть нашим другом, если тебе угодно жить в пределах наших, то мы почтим тебя званием архонта и прикажем Какикию, магистру Апасикию и другим правителям на Востоке, живущим в тех же пределах, подчиняться твоим советам и словам». Иными словами, император предложил сарацину принять римское гражданство и присоединить Египетский эмират к Римской империи (!).
Далее василевс выдвинул еще более соблазнительное предложение – если эмир пожелает прибыть в Константинополь, то ему окажут великий прием и даруют титул патрикия. Конечно, араб не принял этого предложения, но сама по себе возможность получить почетный римский титул и завязать дружбу с сильнейшим императорским двором Вселенной ему очень льстили. Роман Лакапин не дожил до конца переговоров, и теперь Константин Порфирородный завершил начатое им дело. Однако 11 июля 946 г. Ихшид умер, и надежда на приобретение могучего союзника растаяла, как дым403.
Глава 2. Неудача на Крите. Стратегический перелом в войне с арабами
Едва заступив на царство, Константин Багрянородный решил во что бы то ни стало вернуть Римской империи остров Крит. Арабы, поселившиеся на нем, донимали своими набегами прибрежные византийские земли и составляли серьезную угрозу греческому мореплаванию. Подготавливая экспедицию, император вначале заключил мирный договор с могущественным правителем Испании Абд-ар-Рахманом III (929–961) и получил дипломатическую поддержку со стороны короля Оттона I Великого. В августе 947 г. византийское посольство во главе с Саломоном достигло Кордобы, где ему устроили пышную встречу; в ответ греки передали эмиру дорогие подарки, среди которых находилась книга по медицине Диоскорида. После коротких, но содержательных переговоров эмир согласился заключить мирный договор и направил в Константинополь ответное посольство с аналогичными дарами404.
Но мирный договор и обещание не выступать на стороне единоверцев в случае войны с византийцами – разные вопросы. Поэтому еще почти 2 года длились переговоры между Кордобой и Константинополем, пока в 949 г. тайное согласие от испанских Омейядов, хотя и с большой неохотой, было получено. Пока шли переговоры, император Константин VII, не стесняясь в средствах, организовывал мощную экспедицию, в состав которой вошло более 80 судов, множество солдат, включая более 600 россов и 1 тыс. наемников. Особенную заботу императора вызвала кавалерия, вошедшая в экспедиционный корпус в количестве 5 тыс. всадников. Летом 949 г. флотилия отплыла, хотя св. Павел Латрский, с которым царь состоял в переписке, не советовал начинать эту войну. Общее руководство флотом осуществлял патрикий Константин Гонгила, родом из Пафлагонии, совершенно неопытный в военных делах придворный евнух. Это обстоятельство и предопределило грядущее поражение византийцев.
Высадившись на Крите, Гонгила раз за разом демонстрировал полное незнание основ стратегии и тактики военного дела. В частности, он не озадачился обустройством лагеря и не задумался над тем, чтобы обеспечить контроль над передвижениями неприятеля. Быстро поняв, кто находится перед ними, арабы приступили к активным действиям. Однажды ночью они напали на греческий лагерь и одержали блистательную победу – сам Гонгила едва спасся бегством, а большинство солдат римской армии сложили свои головы405. Блестяще подготовленная операция была с позором провалена вследствие нераспорядительности полководца. Данная неудача так расстроила византийцев, что еще долгое время они боялись помышлять о реванше.
Если, как говорилось выше, императору Константину Порфирородному удалось поддерживать мирные отношения почти со всеми потенциальными врагами, то арабская угроза была по-прежнему весьма актуальна. Еще в 945 г. сицилийские сарацины внезапно обратились к василевсу с требованием возобновить старые платежи за обещание мира и вернуть перебежчиков. Константин Порфирородный отказал им, и вскоре начались локальные военные действия. Впрочем, византийцы вовсе не собирались отсиживаться в глухой обороне, постоянно предпринимая попытки перехватить стратегическую инициативу. Так, в 951 г., не дожидаясь атаки мусульман, византийцы высадили в Италии, в Торенто, войско под командованием патрикия Малакина, который должен был соединиться со стратигом Калабрии Пасхалием. Им навстречу двинулась арабская армия под командованием правителя Сицилии ал-Хасана, получившего серьезные подкрепления из Африки. Осадив город Джерачи, сарацины надеялись захватить город, но вскоре получили известие о приближающейся греческой армии, взяли выкуп с горожан и ушли; византийцы не стали их догонять и вернулись в Бари и Отранто406.
Видимо, византийские военачальники не имели никакой власти над своим войском, поскольку их солдаты прославились только грабежами мирного населения, боявшегося греков больше, чем арабов. Как известно, состояние дисциплины напрямую влияет на боеспособность армии, и неудивительно, что в 952 г. византийцы были разбиты ал-Хасаном у того же самого города Джерачи, хотя и превосходили арабов численностью. Сам патрикий Малакин пал в сражении. Сразу после этого Константин Порфирородный предложил правителю Сицилии заключить мир, и тот принял предложение. Интересно, что одним из условий мирного договора являлось разрешение мусульманского обряда в Калабрии, все еще остававшейся византийской территорией. Видимо, это обстоятельство, а также желание восстановить утраченное влияние на Юге Италии и на Сицилии спровоцировало еще несколько малоудачных операций византийцев против сарацин. Но в итоге осенью 958 г. был заключен новый мирный договор, длившийся до начала правления императора св. Никифора Фоки407.
С переменным успехом шли военные действия и на Востоке, хотя постепенно стало выясняться, что византийцы мало-помалу вытесняют сарацин с ранее завоеванных территорий Римской империи. Уже победы Иоанна Куркуаса, одержанные им в Армении, заставляли арабов пребывать в страхе при появлении известий о наступлениях византийских армий. К тому же дворцовая сумятица и ярко выраженный сепаратизм привели к тому, что каждый город и провинция вынуждены были самостоятельно обороняться от могущественного Константинополя, восстававшего, как птица Феникс из пепла, при каждой неудаче. Уже в 942 и 944 гг. Куркуас овладел Низибисом и Рас аль-Айном, и только отзыв его с театра боевых действий вследствие наговора на полководца со стороны завистников задержал на время дальнейшую экспансию Византии на Востоке408.
Используя то обстоятельство, что эмир Алеппо Сейф-ад-Даул (945–967), завоевавший с помощью арабского племени вану-килаб этот блестящий город, жемчужину Северной Сирии, вступил вследствие этого в конфронтацию с Египетскими Ихшидами Дамаска, византийцы вскоре усилили натиск на сирийской границе. Весной 948 г. они сделали удачное нападение на приграничную арабскую крепость, но сарацины догнали их и отбили захваченную добычу. В это же время византийское войско под командованием Варды Фоки осадило город ал-Хадас. Помощь от сирийских арабов так и не пришла, и вскоре осажденные сарацины сдались грекам. Весной 949 г. римляне вновь вторглись в арабские пределы, захватили город Мараш и разбили возле него войско Сейф-ад-Даула. Не встречая сопротивления, византийцы вторглись в область города Тарса и нанесли его гарнизону тяжелое поражение. Развивая успех, Лев Фока летом 949 г. вступил в пределы Антиохийского города Бука, разбив попутно очередной арабский отряд, – те потеряли более 400 человек только убитыми и много пленными. Осенью того же года византийцы захватили крупный центр Каликалу (Эрзерум, Феодосиополь) и разгромили другой арабский отряд. После этого на целый год наступило затишье в действиях409.
24 января 952 г. пришла еще одна радостная весть – византийский флот разгромил африканских арабов в тяжелом морском бою, но победа стоила того. Сразу после битвы эмир Египта предложил заключить долгосрочный мирный договор, а эмир Персии, также потерпевший несколько чувствительных уколов в боях с греками, поспешил заявить о своем миролюбии410.
Однако, примирившись с единоверцами, Сейф-ад-Даул решил взять реванш у греков за поражения последних лет. В конце сентября 950 г. его войско, насчитывавшее до 30 тыс. воинов, двинулось на Каппадокию. Поначалу все шло очень даже неплохо для арабов: они брали одним за другим небольшие города и пленили множество людей. Насытившись добычей, в преддверии зимы сарацины повернули обратно. Но, когда арабские отряды, составлявшие войско Сейф-ад-Даула, стали разбредаться по домам, внезапно выяснилось, что греки под командованием Льва Фоки все время скрытно шли за ними по пятам. И на одном из горных перевалов в области Хадаса византийские отряды перерезали арабам дорогу, поставив их в затруднительное положение. В бешенстве эмир Сирии приказал зарезать 400 греческих пленных, находившихся впереди колонны, но это не спасло его от могучего натиска византийской армии – почти 5 тыс. арабов нашли свою смерть в битве 26 октября 950 г. и около 3 тыс. попали в плен411.
Два последующих года прошли в параллельных наступлениях и кратких, ожесточенных сражениях, где удача попеременно улыбалась каждой из сторон. С учетом того, что совокупно арабское войско численно превосходило греков, эмир Сирии, закрепившийся на византийских территориях, легкомысленно посчитал, что его победа предрешена. В первое время он удачно грабил приграничные земли, а затем решил дать отдых своей армии. Но византийские полководцы придерживались иной точки зрения – соединив свои силы, они направились вслед уходящим арабам. Летом 952 г. греки перешли Евфрат и, к великому раздражению Сейф-ад-Даула, овладели месопотамским городом Серуджем. Правда, как это бывало не раз и ранее, в том же году Варда Фока потерпел поражение у крепости Мараш, восстановлению которой пытался помешать. В апреле 953 г. к Сейф-ад-Даулу явился греческий посол Василий из Родоса с предложением императора заключить мирный договор, но араб отверг эту инициативу. Примечательно, что св. Павел Латрский вновь заранее предсказал императору Константину VII результат данного посольства.
После этого по непредсказуемому капризу судьбы некоторое время удача в целом сопутствовала арабам. Летом 953 г. сирийцы вновь перешли в наступление, взяли крепость Малатию, а затем дали сражение сыну Варды Фоки Константину. Битва не выявила победителя, но потери у арабов были очень тяжелыми, и они повернули обратно, грабя все на своем пути. Вновь горели поселения в Северной Месопотамии и гибли люди. Император направил в 954 г. против сарацин Варда Фоку, но, к несчастью, стареющий полководец потерпел поражение 30 октября в битве с Сейф-ад-Даулом у горы ал-Ухайдиб. Арабы даже захватили в плен его сына Константина, который умер от ран по дороге412.
Поэтому в самом начале 955 г. император назначил вместо Варды Фоки доместиком схол его сына, блистательного полководца и стратига Анатолика св. Никифора Фоку, будущего императора Византии. Явившись к своему войску, Фока в сжатые сроки восстановил дисциплину и укрепил дух солдат. Руководствуясь старыми традициями, св. Никифор совершенно исключил случаи дезертирства, пьянства и неповиновения командирам со стороны стратиотов. Постоянно тренируя солдат в боевых упражнениях, полководец довел управление армией до высокой степени военного искусства. Его солдаты не боялись конных атак арабов, научившись плотно сжимать щиты и выстраивать лес из копий.
Весной 955 г. неожиданно взбунтовались фемы Калабрия и Лонгивардия. Они решили выйти из-под власти Византийского царя и заключить мирный договор с арабами, признав их власть над собой в обмен на покой и безопасность. Царь направил против них войско под командованием патрикия Иоанна, который осадил Неаполь и вскоре взял его штурмом. Ему деятельно помогал с моря флот под руководством патрикия Мариана Аргира. В результате вскоре эти территории были приведены в покорность.
Осенью 955 г. полководец св. Никифор Фока отправился к городу Хадасу и успешно разорял земли арабов, но, получив известия о приближении эмира, спешно удалился – их силы были явно неравны. Константин VII вновь попытался убедить Сейф-ад-Даула заключить мир, но тот передал через послов, что для Римского царя у него есть всего три слова: «Меч, копье, конь».
В 956 г. эмир напал на римское войско у крепости Телл-Батрик, командующим которого являлся Иоанн Цимисхий, и обратил того в бегство; погибло до 4 тыс. византийцев. Впрочем, арабская армия, оставленная для охраны крепости Аранда, потерпела поражение от Льва Фоки, который даже взял в плен арабского командующего Абу-л-Ашаира и отвез в Константинополь413. Явившись в столицу, Лев Фока был удостоен высоких почестей от царя414. Он же был назначен новым стратигом фемы Анатолик вместо своего брата св. Никифора.
Осенью 956 г. новая победа над арабами подняла дух римской армии. Византийский флот под командованием талантливого и опытного флотоводца патрикия Василия Ексамилита разгромил арабскую эскадру, вышедшую из Тарса для грабежа византийских приморских городов. Несмотря на очевидную разницу в силах, Василий проявил редкое хладнокровие и мужество, наголову разбив врага. Все арабские корабли сгорели, в плен попало около 2 тыс. арабских воинов. За эту победу патрикий Василий был удостоен триумфа в столице. В этом же году византийцев ждала еще одна большая радость: Антиохийский диакон Иов, напоив арабскую стражу, сумел выкрасть из Антиохийского храма и вывезти в Константинополь великую святыню – руку св. Иоанна Крестителя. Святыня была торжественно встречена константинопольцами, и сам император в первых рядах вышел навстречу религиозной процессии415.
Не надеясь миром договориться с Сейф-ад-Даулом, император направил летом 958 г. Иоанна Цимисхия в Северную Месопотамию, где тот нанес тяжелейшее поражение арабской армии эмира Алеппо, уничтожив до 5 тыс. сарацин. Осенью 958 г. для поддержки Иоанна Цимисхия василевс направил своего помощника паракимомена Василия в очередной поход против правителя Сирии Саиф-ад-Даулы, и тот захватил крупнейший город этого края Самосату на берегу Евфрата. Чтобы помочь осажденному городу, арабский правитель направил для деблокады Самосаты войско, но в завязавшейся битве успех сопутствовал римлянам, наголову разгромившим врага. Василию в признательность за блистательную победу император также даровал триумф в Константинополе.
Из других событий этого года следует выделить попытку угров напомнить о себе. На праздник Святой Пасхи внезапно случилось нападение венгров, неожиданно ночью ворвавшихся в римский лагерь и пленивших всех фракийцев (т.е. солдат Фракийской фемы). Но вовремя подоспевший доместик экскувитов Аргир совместно со стратигами фем Вукеллариев, Опсикия и Фракисия отбили у варваров и добычу, и пленных416.
Развивая успех прошлых лет, византийцы овладели Хадасом, а в 959 г. дошли до Эдессы и Харрана. И это, как мы вскоре увидим, были далеко не последние успехи римского оружия417.
В целом, говоря о времени правления императоров Романа Лакапина и Константина Порфирородного, следует отметить, что при них успехи римского оружия на Востоке были очень значительны. По сравнению с предыдущими периодами многих унизительных (хотя зачастую и мелких) поражений византийцы захватили Мараш, Эдессу, Хадас, Феодосиополь, Самосат. В результате открылись дороги на Иерусалим, Антиохию, Тарс, Кипр. Тем самым, по одному замечанию, своими деяниями император Константин VII Порфирородный открыл эпоху Крестовых походов, расчистив путь западным армиям на Восток418.
К сожалению, век императора Константина VII уже близился к своему завершению. Почувствовав болезнь, этот еще в принципе нестарый человек решил посетить святые обители горы Олимп. Он отправился в Вифинию, оттуда в Никею, где поблизости располагался знаменитый с древних времен монастырь святого мученика Афиногена. Настоятель монастыря показал царю книгу, в которой расписался его отец, император Лев Мудрый, и заметил, что во время поездки прежнего царя некий святой старец предсказал появление здесь через годы наследника мудрого императора. Оттуда Константин Порфирородный отправился на Олимп, посетив множество келий и проводя время в благочестивых беседах с монахами419.
Но во время возвращения домой самочувствие императора резко ухудшилось. Корабль, на котором плыл Римский царь, прибыл в Константинополь, и тотчас город огласился плачем и стенаниями – все жалели горячо любимого василевса. Уже находясь при смерти, император призвал своего сына и объявил того новым Римским самодержцем Романом II. Поскольку наследник был еще очень молод, император назначил ему и помощника – препозита и патрикия Иосифа Вринге, взяв с того клятву оберегать сына и радеть об общем благе Римского государства.
6 ноября 959 г., когда царь испустил дух, августа Елена, царские дочери, препозит Василий и все близкие кинулись к смертному ложу покойного государя и оросили его слезами. Омытое тело василевса перенесли в Халку, где императора почтили прощальным поцелуем все архиереи, иереи, магистры, патрикии и весь синклит. Оттуда гроб перенесли в храм Святых Апостолов, а сенаторы сопровождали покойного василевса, идя за ним с погребальным пением. Согласно старинному обычаю, тело василевса положили на парадном одре, и перед тем, как печальная процессия двинулась дальше, глашатай воскликнул: «Встань, царь земной, и иди на призыв Царя Царей!»420 Вокруг толпилась масса горожан, горестно восклицавших и со слезами на глазах провожая в последний путь императора Константина VII. В храме Святых Апостолов приготовили усыпальницу, и сын лег рядом со своим отцом Львом VI Мудрым, которому оставался преданным всю свою жизнь421.
* * *
Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 54. C. 285.
Норвич Джон. История Византии. C. 256.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 3. C. 785–787.
«Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей». Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 14, 15. C. 274.
Васильевский В.Г. Материалы по внутренней истории Византийского государства. C. 703, 704.
Там же. C. 708, 709.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 10, 11. C. 272, 273.
Соколов И.И. Лекции по истории Греко-восточной Церкви. От Торжества Православия до падения Константинополя в 1453 г. В 2 т. Т. 1. C. 279, 280.
Константин Багрянородный. Об управлении империей. Предисловие. C. 33, 35.
Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 3. C. 500, 501.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 40. C. 280, 281.
Там же. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 8, 9. C. 271, 272.
Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 264, 265.
Там же. C. 272, 273, 276.
Там же. C. 279, 285, 286.
Там же. C. 302, 303.
Там же. C. 308, 309.
Мюллер А. История ислама. Т. 2. C. 802.
Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 268, 269.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 31, 32. C. 278.
Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 288, 289.
Там же. C. 292–294.
Там же. C. 296, 297.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 41. C. 281.
Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 298, 299.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 44, 47. C. 282.
Мюллер А. История ислама. Т. 2. C. 805.
Васильев А.А. Византия и арабы. Политические отношения Византии и арабов за время Македонской династии. Императоры Василий I, Лев VI и Константин VII Багрянородный. C. 310.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Глава 49. C. 283.
Гиббон Э. История упадка и разрушения Великой Римской империи. В 7 т. Т. 5. М., 2008. C. 364.
Продолжатель Феофана. Жизнеописание Византийских царей. Книга VI. Самодержавное правление Константина. Главы 51, 52, 54. C. 284, 285.