Владимир Русак

Источник

Епархиальное управление

В 1721 году, при открытии Синода, в Русской Церкви было 18 епархий. С переделами губерний число епархий увеличивалось.

Епархиальные архиереи подчинялись Синоду, как раньше патриарху. Московская епархия, как уже было сказано, до 1742 года оставалась в ведении Синода, без собственного архипастыря.

В 1753 году в ведении Синода было 30 епархий. Штатами 1764 года назначены были: 3 первоклассных епархии, т. е. митрополии; 8 второклассных (архиепископий); 15 епископий.

В эти штаты не были включены 3 малороссийские епархии и одна белорусская. В 1775 году была открыта славянская епархия, с состав которой вошли поселения сербов на юге.

С присоединением новых областей в 1785 году число епархий еще более умножилось. В 1787 году последовало разграничение епархий по пределам губерний. Штатами 1799 года предусматривалось наличие:

4 митрополитов,

12 архиепископов,

12 епископов.

В это число не входил грузинский экзархат с 13 епархиями, присоединенный к синодальному управлению в 1783 году.

Замещение архиерейских вакансий производилось Синодом, который представлял избранных кандидатов (вначале двоих, а с 1822 года – троих) для Высочайшего утверждения одного из них к поставлению.

В пределах своей епархии епископ был совершенно самостоятельным, главой всех епархиальных учреждений и всего духовенства.

Органы епархиального управления долгое время оставались прежними. Коллегиальная система, данная Петром I высшему церковному управлению, была перенесена на епархии только в 1744 году. Вместо архиерейских приказов велено было учредить Консистории, существовавшие раньше только в южнорусских епархиях. Консистории представляли собой как бы канцелярию епископа.

В 1883 году Консистории получили новый устав. Согласно ему, “духовная Консистория есть присутственное место, через которое, под непосредственным начальством епархиального архиерея, производится управление и духовный суд в поместном пределе православной российской церкви, именуемой епархией”.

При образовании Консисторий ее членами могли быть только монашествующие. Позднее получили доступ и представители белого духовенства. Консистории делились на присутствие и канцелярию. Они находились в ведении Синода и их начальник назначался Синодом.

Вспомогательными учреждениями и лицами у архиерея были:

а) викарии,

б) благочинные с благочинническими советами,

в) епархиальные попечительства о бедных духовного звания (учреждены в 1823 году при Консисториях),

г) депутаты.

Депутатами были духовные лица, вызываемые для следствий о духовных же лицах, члены училищных и общеепархиальных съездов, присутствующие в заседаниях земств и городских дум при разбирательстве дел, связанных с церковными землями. В качестве хозяйственного епархиального управления при епископе имелся т. н. архиерейский дом.

Если при Петре I в России насчитывалось 15 миллионов православных, то при Николае II их было 115 миллионов. Если в патриарший период Русская Церковь имела 20 епархий с двадцатью же епископами, то к концу императорского периода (синодального) в ней было 64 епархии и 40 викариатств с более чем 100 епископами.

Со времени Петра I благочиннические обязанности стали поручаться особым лицам, уже не выборным, а определяемым на должность самим архиереем. Благочинные заменили выборных поповских старост, выполнявших финансовые обязанности (до 1764 года, когда были отменены архиерейские сборы с духовенства).

С конца XVIII века появилась новая должность благочинных над монастырями (из почетнейших настоятелей монастырей).

В 1766 году Синод добился смягчения административных наказаний: последовал Указ об отмене по духовному ведомству телесных наказаний для всех священнослужителей белого и черного духовенства. Появились архиереи нового склада, старавшиеся поднять духовенство из его приниженного состояния. Особенно выделялся в этом отношении святитель Тихон (Соколов), епископ Воронежский. Он еще до синодального указа отменил в своей епархии телесные наказания духовенства.

Преимущественное внимание епископов было обращено на воспитание юношества. Пока духовные училища не были открыты в каждой епархии, для испытания и обучения ставленников определены были при каждом епископе два экзаменатора.

Заведывание монастырями и иконописанием было поручено строгому надзору епископов. Подтверждено было правило, чтобы епископ обозревал епархию, по крайней мере, раз в два года, если не каждый год.

Существовала проблема, вызванная традицией передавать священнические места своим детям, и проблема, связанная с претензией прихожан располагать церковными должностями по их произволу.

Полномочия епархиальной власти, согласно законам Петра I, должны были распространяться на все церковные учреждения и всех лиц епархии, без исключения. Но таковые (исключения) остались. Кроме ставропигиальных монастырей, из круга епархиального ведомства было выделено придворное духовенство, подчиненное непосредственно Синоду в лице протопресвитера, духовника Их Величеств.

В особое ведомство при Павле I было выделено военное духовенство. В прежние времена оно находилось в подчинении епархиального начальства по месту расположения воинских частей. При Павле I в 1800 году учреждена была должность постоянного обер-священника, который был поставлен во главе всего духовенства армии и флота.

В 1816 году из его управления было выделено управление духовенством гвардейских полков под началом обер-священника главного штаба и гвардии.

В 1840 году учреждена должность обер-священника в отдельном кавказском корпусе с подчинением его обер-священнику армии и флота. О 1858 году обер-священники были переименованы в главных священников.

В 1890 году все управление военным духовенством было объединено под ведомством одного протопресвитера военного и морского духовенства и при нем духовного управления. Все это управление было независимо от епархиальных властей и подчинялось непосредственно Синоду.

Придворное духовенство управлялось особым протопресвитером, состоявшим одновременно духовником Их Величеств.

Причты заграничных церквей, получая содержание от министерства иностранных дел, управлялись петербургским епархиальным начальством, исключая иерусалимскую, пекинскую, японскую и др. миссии, состоявших в непосредственном ведении Синода.

С 1867 года разделения епархий на классы не существовало. Все Архиереи считались равными, исключая митрополитов Киевско-Галицкого, Московско-Коломенского, Петербургско-Ладожского и Экзарха Грузии.

К началу XX столетия при Синоде существовали следующие подчиненные ему учреждения:

а) Московская Синодальная Контора и

6) Грузино-Имеретинская Синодальная Контора.

Московская Контора управляла ставропигиальными монастырями (за исключением Соловецкого), Успенским собором в Москве и московским синодальным домом с его церковной библиотекой и ризницей. Она же снабжала епархии святым Миром. В 1892 году при ней было учреждено Училище церковного пения. Председателем Конторы был митроп. Московский, членами – один или два настоятеля московских ставропигиальных монастырей.

Грузино-Имеретинская Контора управляла церковными делами в Закавказском крае, заведовала там церковными имуществами, представляла Синоду кандидатов на архиерейские кафедры. Ее председателем был экзарх Грузии, членами – четверо настоятелей монастырей и протоиерей. При обоих Конторах состояли:

1. Прокуроры.

2. Канцелярия.

3. Хозяйственное управление.

4. Контрольная комиссия,

5. Духовно-учебный комитет.

6. Училищный совет.

Все эти вспомогательные учреждения находились в ведении обер-прокурора (в 1865 году была учреждена должность товарища обер-прокурора).

В некоторых епархиях имелись викариатства. Получив титул епископа одного из уездных городов епархии, викарии не обладали правом самостоятельного управления в этом уезде. Они имели только право поставлять и смещать в уезде причетников.

Важное значение в епархиальной жизни получили съезды духовенства – епархиальные и окружные.

К концу царствования Николая I казенное жалование получали 55.163 священно- церковнослужителя при 13.214 церквах в 32 епархиях. В целях улучшения содержания духовенства при Николае I усилен надел церквей землями.

Для западных епархий с 1842 года назначены были небольшие (дополнительно к приходским средствам) оклады, которые постепенно распространялись и на другие епархии. Значительно усилилось казенное содержание духовенству при Александре III.

28 октября 1892 года было Высочайше утверждено мнение Государственного Совета об отпуске в последующих годах на обеспечение духовенства жалованьем 250.000 рублей. В конце года государь писал Победоносцеву: “Давно это была моя мечта, мое глубокое убеждение, что необходимо придти на помощь и обеспечить сельское духовенство, и теперь, слава Богу, мне это наконец удалось”. По всеподданнейшему отчету обер-прокурора за 1900 год в Церкви было:

2.230 протоиереев, 43.784 священников, 14.945 диаконов, 43.857 причетников.

По тому же отчету, кроме заграничного, придворного и военно-морского духовенства, казенное содержание уже получали причты 24.660 приходских церквей. По-прежнему за причтами сохранялись земельные наделы (от 33 до 99 десятин). И, разумеется, ощутимым подспорьем для духовенства были доброхотные даяния, частью деньгами, частью, особенно в сельских приходах, – хлебом и разным натуральным продуктом.

В 1904 году в России было: 4 митрополии, 1 экзархат, 62 епископии.

В 1904 году в каждой епархии (за исключением Финляндской и Туркестанской) издавались “Епархиальные ведомости”. Первыми вышли в свет “Ярославские епархиальные ведомости” а апреле 1861 года при архиеп. Ниле (Исаковиче).

Законом 1842 года были точно определены права детей духовенства, и им была дана возможность почетного и выгодного выхода из своего сословия и избрания рода деятельности по своему усмотрению.

Окончательно расторжение сословной зависимости последовало в 1869 году, когда дети духовенства были отчислены из духовного сословия с правами личного дворянства или потомственного почетного гражданства, после чего духовное сословие ограничилось только кругом лиц, находившихся на действительной церковной службе.


Источник: История Российской церкви : Со времени основания до наших дней / Русак В.С. - Джорданвиль, 1993. — 580 с.

Комментарии для сайта Cackle