В.Л. Задворный (католик)

Источник

Св. Феликс II (s. Felix II)1

13.III.483 г. – 1.III.492 г.

«В Римской Церкви ... после Симплиция в епископы был посвящен Феликс» (Victor Tunonensis. Chronicon. / PL. – T. 68. – Col. 946 – 947). Папа происходил из старинного сенаторского рода Аницисв. О его отце, которого также звали Феликс, известно, что он, когда овдовел, принял священство и по поручению св. Льва Великого руководил реставрационными работами в базилике св. Павла (51, с. 681).

Св. Феликс IÍ был избран на Престол апостола Петра в смутные для Рима времена, когда на Вечный Город опустились «сумерки истории»: в 476 г. при его предшественнике, св. Симплиции, окончательно перестала существовать Западная Римская империя, ее провинции, сметенные напором Великого переселения народов, превратились в неустойчивые, ведущие постоянные междуусобные войны варварские королевства, а в самом сердце империи – Италии стал править вождь племени скиров – Одоакр. Во всем этом конгломерате королевств, за исключением крошечного государства римского полководца и магната Сиагрия (просуществовавшего до 486 г. осколка Римской империи в северо-западной Галлии) (51, с. 602) господствующей религией либо стало арианство, либо по-прежнему оставалось язычество. И даже в Риме, так как он находился под властью варварского короля, было учреждено арианское епископство. Это был тяжелый удар для Римского епископа, но еще более тяжелое испытание надвигалось с Востока.

В Константинополе, где правили наследники Римских императоров и где после Халкидона, как казалось, торжествовала вера Вселенских Соборов, положение вновь стало постепенно меняться. Не утратившие своего влияния на Востоке убежденные сторонники монофизитства стали уверенно приходить к власти. На вакантную Александрийскую кафедру были избраны сразу два кандидата: Иоанн Талайя и монофизит Петр Монг, которому в конце концов при поддержке Константипонольского патриарха Акакия удалось захватить кафедру, а Иоанну, как в свое время и св. Афанасию Великому, изгнанному арианами, оставалось только одно – искать спасение в Риме. Св. Феликс II, принявший живое участие в его судьбе, пытался добиться восстановления Иоанна в Александрии, но когда осознал тщетность борьбы с монофизитами, поддерживаемыми византийскими властями, предоставил ему кафедру в Италии.

Между тем позиции монофизитов на Востоке продолжали укрепляться, что побудило императора Зенона, стремившегося не допустить разрушения религиозного единства империи, что в то время было равнозначно единству идеологическому, предпринять вместе с патриархом Акакием попытку примирить веру Вселенских Соборов с монофизитством, в результате чего в 482 г. был издан Генотикон, то есть «объединительный указ».

Акакий и Зенон исходили из убеждения, что объединение должно происходить на основании общего наследия, все то, что разделяет, они решили просто опустить. Поэтому в документе признавались Вселенскими Соборы Никейкий, Константинопольский и Эфесский, а также двенадцать глав св. Кирилла Александрийского, о Халкидонском же Соборе Генотикон вообще не упоминал. При этом запрещались всякие дальнейшие теологические споры и новые догматические определения. Но успех, представлявшийся столь несомненным, оказался, в действительности, очень скромным. Египетская Церковь, где абсолютно доминировали монофизиты, и привлечение которой к единству, собственно, и было главной задачей Генотикона, встретила императорский указ очень сдержанно, интерпретировав его в своем смысле, то есть противоположном догматам Халкидонского Собора и определениям св. Льва Великого (50, с. 305). Будучи компромисным решением, Генотикон не удовлетворил ни христиан, исповедовавших веру Вселенских Соборов, ни монофизитов, и был принят людьми либо слабыми, либо равнодушными к религии. Желая достичь объединения, Генотикон вызвал обратное, став причиной первого раскола между Западом и Востоком, который продолжался в течение 25 лет.

Предпринимая последнюю попытку урегулировать отношения с Константинополем, св. Феликс II направил в столицу империи своих легатов: епископов Виталия и Мизена, и дефенсора Феликса, с посланием императору Зенону. Но в Константинополе легатов вначале заключили в тюрьму, а затем дарами склонили принять Генотикон. Узнав об этом, Папа созвал собор в Риме и 22 июля 484 г. отлучил от Церкви патриарха Акакия и своих легатов. Акакий, в свою очередь, ответил тем же, вычеркнув имя Папы из церковных диптихов.

Епископы трех важнейших кафедр империи: Акакий Константинопольский, Петр Монг Александрийский, и Петр Гнафевс Антиохийский подписались под Генотиконом. Византийский историк отметил: «Тогда как все прочие патриархи согласились с Генотиконом Зенона, один Римский епископ Феликс ...не хотел иметь с ним общения.» 2 Св. Феликс, в окруженном варварами Риме, находясь под властью арианского короля, теперь не мог рассчитывать и на поддержку империи ромеев, на которую многие в Италии взирали как на последнюю надежду гибнущего orbis romanus.

Папа умер 1 марта 492 г. и был похоронен в соборе св. Павла рядом с могилой своего отца. Он был канонизирован Римской Церковью, память его отмечается 1 марта.

Сочинения

Послания св. Феликса II свидетельствуют о мужественности его характера и несгибаемой воле. Приводимое ниже послание патриарху Акакию, посвященное борьбе с монофизитством, продолжает традицию увещевательных и обличительных посланий св. Целестина I, обращенных Константинопольскому патриарху Несторию, печально известного как основоположника еретического учения – несторианства.

Напоминанием о прошлых подвигах Акакия в борьбе против еретических заблуждений св. Феликс стремится вернуть его к вере Вселенской Церкви, подчеркивая, что он не хочет верить тому, что Акакий стал отступником. Написанное патетическим слогом, послание поднимается подчас до пафоса обличительных речей Цицерона.

Интересно отметить также, что хотя в эту эпоху слова catholicus – католический (т. е. вселенский) и orthodoxus – православный употреблялись как синонимы, но в послании св. Феликса II, во время понтификата которого возникла первая схизма между Восточной и Западной Церквами, catholicus и orthodoxus настолько не различимы по своему значению, что соседствуют как слова, совершенно идентичные по смыслу в одной и той же фразе, например, «... наследовать умершему епископу должен только из числа католических клириков, проверенный ученик веры православной, со всеми Церквами находящийся в общении и католиками поставленный...»

Некоторые исследователи придерживаются мнения, что св. Феликсу II принадлежат также несколько писем против пелагианства и против праздника луперкалий, которые традиционно атрибутируются его преемнику св. Гелазию I.3

Послание Папы Феликса II к Акакию Константинопольскому

Феликс епископу Акакию через епископов Виталия и Мизена.

После того, как по повелению свыше блаженной памяти предшественник мой, папа Симплиций, покинул эту жизнь, и кормила служения, которыми он управлял, перешли в обязанность моего смирения, в различных попечениях о Вселенской Церкви, которые несет на себе блаженнейший апостол Петр, через послания верховного пастыря проявляя заботу о всех христианских народах, сразу же охватило меня великое беспокойство, владевшее постоянно и моим предшественником, как за город Александрию, так и за состояние веры всего Восточного региона. Это беспокойство, стесняя и давя меня днем и ночью, побудило направить к господину сыну нашему, христианнейшему государю, через Виталия и Мизена, братьев и соепископов наших, посольство, которое от моего имени оказало должные почести Его Благочестию (и за веру католическую), а также за соблюдение постановлений отцов наших, смиренно молило.

Итак, пользуясь случаем, хотелось бы мне с этим посольством словами любви приветствовать любовь твою, настойчиво призывая, чтобы ты все же, наконец, оказал содействие делу единого нашего Господа, и не почитал бы недостойным внимания истинное исповедание Христа, и определения Его Вселенской Церкви..,4 если желаешь прославиться Его честью и именем. Ибо, говоря словами апостола, «великая для нас печаль и непрестанное мучение сердцу нашему» (Рим. 9, 2), из-за тех размышлений, которым в трудах своих изо дня в день предаемся. Во-первых, приходит на ум то, что еще прежде у всех было на виду: какая именно, поведай нам, вмешалась причина, что любовь твоя не только при стольких постоянно возникавших благоприятных возможностях, но также много раз приглашенная к этому посланиями предшественника моего, в упорном молчании никогда не хотела относительно этого дела или спросить какого-либо совета, или сообщить что-нибудь. И если случается нам нечто неправое думать о твоем образе мыслей (чего да не будет), однако, так как ты оставил обычай и образ дел почитаемых мужей, которые прежде управляли Церковью, ныне тобой возглавляемой, ты все же можешь быть в этом заподозренным.

Если же (во что мы не верим) ты действительно почитаешь недостойным уважение к победам блаженного апостола соотносить с твоими спесивыми речами, то по меньшей мере, помня о своем долге в отношении целостности веры католической, охраны отеческих определений, соблюдения постановлений Халкидонского Собора, который, по существу, подтвердил каноны Собора Никейского; а также помня о долге пресечения везде и всюду противников этого, ты постоянно должен был бы выступать, как подражатель православных предстоятелей этого города; ибо иначе среди членов тела Христова не можешь себя вести, если бы совсем не прекратил следить за теми, о которых во всем мире говорят как об оскверненных.

Потому ты должен чаще обращаться к держащемуся христианского образа мыслей императору, напоминая ему об основаниях благополучия, как его самого, так и империи, и постоянно должен оказывать помощь в сохранении государства, показывая, как были сокрушены его враги, и каким образом восстало то же самое; ты должен приводить на память благочестия его те сочинения, которыми он превознес славою предшественника моего великого, а еретического тирана пронзил утверждением католической истины. А также и те, которыми Петра Александрийского сместил с престола Церкви Александрийской, а блаженной памяти Тимофея возвратил православного.

И не должен ты проходить также мимо тех посланий, которыми епископов и клириков, по всему Египту поставленных, а также мирян, уклонившихся от христианского исповедания божественного, если не входили в общение с Тимофеем, почестей, церквей и всего остального в регионе том, действуя как католический император, он объявил лишенными. Одновременно также те послания, которыми объявил недействительными назначения Петра, незаконно позволившего себе накинуться на Александрийскую Церковь, и другого Тимофея, еретика уже умершего, и особенно те из назначений, которые совершены вопреки канонам. Также следует вспомнить, что когда Тимофей блаженной памяти католик уходил из жизни, под влиянием божественного вдохновения, как и прислушиваясь к советам того епископа, так и к клиру Александрийскому, со всей предусмотрительностью постановил: что когда Господь означенному епископу повелит перейти в иной мир, наследовать умершему епископу должен только из числа католических клириков, проверенный ученик веры православной, со всеми Церквами находящийся в общении и католиками поставленный: определенно, мудрым образом стремясь, что Петр, который или ни от кого, или от еретиков ложного имени честью епископа хвалился, над скалою Католической Церкви, с которой столкнула его неосмотрительная дерзость, никогда больше не смог председательствовать.

Во все это, сделанное таким образом и хорошо известное совести любви твоей, подобало бы тебе чаще вникать: особенно, когда в этих посланиях, представленных христианнейшему государю, когда он возвратился, с Божией помощью, к царственной власти, и посланиях, сюда направленных, ты не умолчал, что ревностно приложил свою руку, достойным католического епископа образом сообщая, что все, кто против престола вашего, и против Халки- донского Собора, и против учения Апостольского Престола попытались пойти, были тобою ниспровергнуты. Насколько же ради благополучия твоего надлежало тебе в уши его милости беспрестанно об этом говорить, а также со старанием великим умолять, чтобы ни мнение свое католическое, которое, он обнародовал, не потерпело бы извращения чьим-либо поползновением; ни восстало бы против постановлений Вселенской Церкви ярость еретиков, которую, по вдохновению Божиему, благочестие его сокрушило, чтобы не позволил бы вновь прорасти тому,что очевиднейшим образом ты сам видел; чтобы через твою проповедь, опять против тех супротивных восстал, а также без колебания то же самое утвердил бы: когда противоборствующее этому, так как уже раньше было ниспровергнуто, лежало под ногами; чтобы не говорили о тебе (чего да не будет) как об отступнике от своей же веры и покровителе чужого вероломства. Ибо заблуждение, которому не противодействуют, одобряется, и истина, слабо защищаемая, подавляется. При этом, когда мы знаем, что перед Господом, ты близко стоишь к господину сыну нашему богобоязненному государю, никто никогда не поверит, что любовь твоя не могла действовать, скорее – не хотела. И потому, так как у тебя была возможность говорить, сам не сомневайся, что мо жет подумать из этого Вселенская Церковь.

Где же, брат Акакий, твой труд, из-за которого ты обливался потом во времена еретической тирании? Потерпишь ли, чтобы осудением совести твоей погибла такая награда? Посмотри на слова апостола, которые свидетельствуют: «вы хорошо бежали, кто вас обворожил?» (Галат. 5, 7). Почему же, брат, нынче прекращаешь искать свои прежние стези? Почему врывающимся в овчарню Господню волкам не противостоишь, бодрствуя в пастырском служении, но равнодушно и отстраненно наблюдаешь, как раздирают и режут вверенное тебе стадо? Не помнишь ли Господа, сказавшего, что и душу свою ради долга полагают благочестивые пастыри за овец; свидетельствуя о наемнике же, о них заботы, по существу, не имеющем, что, как завидит случайно зверя, сразу же убегает. Истинно, когда нет у тебя никакой причины для бегства (ибо никакой нет боязни), боюсь, как бы не показался ты не столько оставившим ясли господни из-за страха, сколько (что большего достойно осуждения) кинувшимся на них свирепыми зубами.

Внимай голосу Господа, предупреждающему: «Кто не со Мной – против меня; и кто не собирает со Мной, расточает» (Лк. 11, 23) – и главное – помни, что не заботиться о том, что Христово, есть ничто иное как открыто провозгласить себя противником Его. Да не отчаиваемся, брат, исполнять верный приговор Спасителя нашего, по которому обещался до конца века не покидать Церковь Свою (Мф. 28), и сказал, что не одолеют ее врата ада, и упомянул, что все, связанное на земле знанием учения апостольского, и на небесах не разрешиться. (Мф. 16, 18). И да не думаем, что какие бы ни окружали опасности, когда-нибудь может потерять свою силу и вес решение блаженнейшего Петра, или авторитет Вселенской Церкви, которая насколько остерегается остывать в благах этого мира, и не только не разрушается, но скорее наоборот, растет, просвещенная божественным образом.

Поэтому следует беспокоиться не о Церкви, которая не может обрушиться ни под какими ударами, кто бы ни попытался погрузить ее в самую пучину текущего века, но чтобы он сам, отлученный от апостольского управления и брошенный в бездну не погиб, когда та побеждает и одолевает...

* * *

1

В старых списках Римских Пап св. Феликс считался III, а II – Феликс, правивший во время ссылки Папы Либерия (355 – 357 гг.), но после того, как тот был исключен из официального списка епископов Рима, ибо управлял Церковью при жизни Папы Либерия, то Феликс III стал соответственно II.

2

(Феодор Чтец. Извлечение из Церковной истории Феодора Чтеца по изложению Никифора Калликста. II, 50).

3

Издания: Patrologia Latina. – Ed. Migne J. P. – T. 58. – Col. 893 – 973. Thiel A. Epistolae Romanorum Pontificum genuinae a S. Hilaro usque ad Pelagium H. – Brunsbergae, 1868.– T. 1. – P. 221 – 284.

4

Лакуна в тексте.


Источник: История римских Пап / В.Л. Задворный. – Москва : Колледж католической теологии им. св. Фомы Аквинского, 1995-. / Т. 2: От св. Феликса II до Пелагия II (История Апостольского Престола в VI веке). - 1997. – 196, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle