сост. Ю.П. Зуев

Источник

II. Светская власть и церковь в условиях феодальной раздробленности и формирования русского централизованного государства (XIV – середина XVI в.)

Золотая Орда и Русская Церковь

В период монголо-татарского ига имущественный и судебно-правовой статус Церкви в ее отношении к Золотой Орде определялся специальными актами – ярлыками, которые получали русские митрополиты от ханов. Ярлыки представляли собой льготные грамоты, по которым духовенство освобождалось от даней, различных поборов и повинностей в пользу ханов и их ставленников в удельных русских княжествах – баскаков. Кроме того, в ярлыках подтверждалась принятая на Руси компетенция церковного суда. Ярлыки могли также служить церковным иерархам в их стремлении защитить церковную собственность от поползновений князей и бояр.

Часть ярлыков, хранившихся в архиве русских митрополитов, в конце XIV – начале XV в. была переведена с уйгурского языка на русский и сопровождена после словием переводчика.

Содержание ярлыков, выданных разными ханами в разное время, во многом совпадает, порой дословно, восходя, видимо, к наиболее раннему, но не сохранившемуся ярлыку хана Тохты, выданному митрополиту Петру.

Ярлыки, иже суть давали цари ординские митрополитом Киевским и всея Руси на церковные домы, и на люди, и на всяку честь, писали им во грамотах...

Сий же ярлык дал Бердебек царь Алексею митрополиту жаловалный. Бесмертного Бога силою и величеством из дед из прадед, Бердебеково слово. Татарским улусным и ратным князем, Муялбугиною мыслию, волостным самим дорогам, князем, и писцом, и таможником, и побережником, и мимохожим послом, и сокольником, и пардусником, и бураложником, и заставщиком, и лодейщиком, или кто на каково дело ни поидет, многим людем и ко всем. Ченгиз царь, последнии цари наши37, отци наши, за тех молилися молебники и весь чин поповский. Какова дань ни будет, или пошлина, ино тем ненадобе, ни видити, чтобы во упокои Бога молили и молитву воздавали. И кто ни будет, вси, уведав, ярлыки подавали, и ничим первых ярлыков не изыначивали. Одумав, потому же есмя Алексея митрополита пожаловали. Как в Володимире сед, Богу молятца за нас, и за племя наше молитву творить, так есмя молвити. И какая дань ни будет, или пошлина, не емлют у них, ни подвод, ни кормов, ни пития, ни запросов, ни почестья не воздают; или что церковнии домове, земли, и воды, и огороды, и винограды, и мельницы, того у них не емлют, силы над ними не творят никакие. А кто будет что взял, или кто возмет, тот даст назад. А во церковных, кто ни будет, чтобы их ни ставили, ни рушили их; а кто иметь ставити и рушити их, и той во гресе будет, да умрет. А ты, Алексей митрополит, и весь ваш поповский чин возмолвят, что ся как есмя пожаловани. Да церковным домом, землям, и водам, огородом, виноградником, или над церковными людьми что учинит через пошлину, ино что надобе; или кто разбоем, или татьбою, или ложию лихое дело учинит каково, а не имет того смотрити, ино то сам ведаешь, каково о том исправление учинишь. А о нас к Богу молитву твори, занеже ты преже, а мы потом не молвим ничего. Тако рекши байсу38 да ярлык со аллою тамгою дали есмя на утвержение вам. Тетигуя лета, десятого месяца, в семьсотное осмое, сылгата месяца, в десятый нова. А орда кочевала на Каонге39. Написано. Мувалбога, Усаин, Сарай, Елготай, Кутлубога40 – и те головные князие жалобу клали. Сеуньчи Темур Мюрбакший писал.

(Ноябрь 1357 г.)

Полное собрание русских летописей. Т. ХХ: 1-я половина.

Львовская летопись. Ч. I. СПб., 1910. С. 188, 189.

Сноски см.: Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955. С. 479.

Заключение древнерусского переводчика ярлыка

Суть же и инии мнози ярлыци предании быша к Церкви Божии и Пречистыя Его Матерее от безбожных онех царей и крепость бысть митрополиту и всему причту о нем.

[Не реку от Саина41, иже бе попленил Русскую землю, но паче рещи и всех царей, еже по нем царствоваша, но – ох, увы – слезы мя постигоша великы. Понеже убо милость получи Святая Церкви и даже и доныне от неверных и поганых. Вы же, провословнии князи и боляре42, потщитеся к Святым Церквам благотворение показати, да не в судни от онех варвар посрамлении будете. Яко же рече Господь в Евангелии царица Южьская встанет на суд с родом сим и судить их проповедию Иониною, зане не покаяшася.]

Елико же обретохом в святеишии митрополии43 старых царей ярлыкы, но иных не возмогохом превести44, зане неудобь позналаемою речью писани бышя, ниже пак именовахом зде. Довольно бо есть нам наказание от саракин, неже правда християньская не разумеющих поистине Бога, но ослепленных суетою, еже преобидети Святой Церкви и домы их.

Текст Заключения переводчика ярлыка и сноски к нему см.:

Памятники русского права. Вып. 3. М., 1955. С. 480.

Документы Новгорода и Пскова

Устав великого князя Всеволода Мстиславича о церковных судех и о людех и о мерилах торговых

Древнейший из дошедших до нас списков Устава относится к концу XIV – началу XV в. В его основе – грамота князя Всеволода Мстиславича 1135–1137 гг. И Устав князя Владимира. Документ дает представление, в частности, о правовом положении Церкви в Новгороде Великом в данный период времени, о ее роли в экономической жизни города.

Текст Устава (извлечения)

4. И созвал есмь 10 сочких и старосту Болеслава и бириця Мирошку, и старосту Иваньского Васяту, и погадал есмь с владыкою и с своею княгынею и с своими боляры и с десятию сочскими и с старостами45; дал есмь суд и мерила, иже на торгу, святеи Богородици в Киеве и митрополиту, а в Новегороде святеи Софии и епископу и старосте Иваньскому46 и всему Новугороду мерила торговаа47, скалвы вощаныя48, пуд медовыи49, и гривенку рублевую50, и локоть Еваньскыи51, и свои оброк кубець черницам, а попу Иваньскому рускаа пись с Борисоглебъскым52, напол, а сторожю Иваньскому рускои порочици пятно53 да десять конюхов соли. А не вступатися в тыи об[р]окы моим детем, ни моим наместником, ни моим боляром на дом святи Софии и святого Ивана; а дом святеи Софии владыкам строити с сочьскыми; а старостам и торговьцам, докладываа владыкы или кто будет нашего рода князеи Новогорода, строить дом святого Ивана.

5. А се приказываю своим наместником и тиуном: суда церковного не обидети, ни судити без владычня наместника. А се дах в олтарь святеи Софии и причту церковному вседеньник сенаник веньце; что суды церковные, то святеи Софии. А кто нашего роду пограбит или отъимет, того повелехом владыце собором в синанице проклинати.

11. ...Торговые вся весы, мерила и скалвы вощаныя, и пуд медовыи, и гривенка рублеваа и всякая известь, иже на торгу промежи людьми, от Бога тако исконе уставлено есть епископу блюсти без пакости, ни умаливати, ни умноживати, а на всякыи год извещивати. А скривится, а кому приказано, а того казнити близко смерти; а живот его на трое; треть живота святеи Софии, а другая треть святому Ивану, а третьая треть сочьскым и Новугороду. А епископу, не управив того, за все то дати ему слово в день великого суда. А печяловатися ему о том управлении, якоже и о душах человеческыих. Аще же управить епископ сия управления наша, блажен будет и небесному царствию наследник будет; а не урядит, а мы то с своеи души сводим.

Комментарии к статьям устава

Статья 4. Передавала суд по торговым делам, монопольное право взвешивания на торгу и ряд торговых пошлин Новгороду – новгородскому епископу и Иванскому объединению купцов. Это послужило значительному ограничению княжеской власти в Новгороде. Статья устанавливала также оброки за применение при совершении торговых операций эталонов (образцов) мер веса, длины, объема, хранившихся в церкви Ивана Предтечи.

Статья 5. Не только запрещала княжеским наместникам вмешиваться в судебную юрисдикцию новгородского владыки, но и вводила обязательное участие владычного наместника в светском судопроизводстве. Отразила возросшую политическую роль новгородского архиепископа в XIV в.

Статья 11. В приведенном фрагменте устанавливалось, что конфискованное имущество лица, повинного в искажении эталонов мер и массы, делилось на три части: одна часть шла в городскую казну, другая – архиепископу, третья – в пользу «Иванского ста». Верховное наблюдение за эталонами мер и весов оставалось за новгородским архиепископом.

Памятники русского права. Вып. 3. М., 1953. С. 162–171.

Псковская судная грамота

Памятник дает представление об основных чертах государственного устройства Псковской феодальной республики XIV–XV вв., о ее социально-экономической жизни. Вопросы церковной юрисдикции в документе практически не рассматриваются. Исключение составляет лишь приведенная ниже статья 109, устанавливающая совместное судебное разбирательство представителями Церкви и светской власти дел, в которых тяжущимися сторонами выступали клирик и мирянин. Статья 109 Псковской судной грамоты явилась источником статьи 59 Судебника 1497 г. Ивана III.

Текст статьи 109 грамоты

Ст. 109. Попов, и дьяконов, и просвирницу, и монаха, и монахиню [следует] судить наместнику архиепископа. Если же [судится] поп или дьякон или [процесс возбужден] против монаха или монахини, причем обе [стороны] будут не мирянами, а людьми, подсудными Церкви, то [их] не [следует] судить ни князю, ни посаднику, ни [другим] судьям, ибо они подсудны наместнику архиепископа. Если же одной из сторон будет мирянин, [то есть] если человек, подсудный Церкви, предъявит иск к человеку, не подсудному Церкви, то [следует] судить князю и посадникам совместно с наместником архиепископа; так же [следует судить и другим] судьям.

Памятники русского права. Вып. 3. М., 1953. С. 322, 375–376.

Документы Северо-Восточной Руси

Меновая и жалованная тарханная и несудимая грамота, данная великим князем Дмитрием Ивановичем Донским чернецу Савве

Се аз, князь великий Дмитрий Иванович, менял есмь с Савою с черньцом землями. Взял есмь у Савы село Воскресенское Верх-Дубенское, и с деревнями, из починки, и с лесом, и со всем тем, что потягло к тому селу, куды плуг ходил и соха и топор и коса. А дал есмь Саве черньцу монастырек-пустыньку, церковь святый Спас-Преображения, что поставил игумен Афонасей на моей земле и Медвежья озера на березе, и с озером и с Верхним и с Нижним, и з деревнями бортничьи...

И кто имеет житии у Савы на тех землях людей, ино тем людем не надобе моя дань никоторая, ни пищая белка, ни ям, ни подвода, ни мыт, ни тамга, ни костки, ни осменичье, ни города делати, ни пересуд, ни правой десяток, ни сена косити, ни коня кормити...; ни наместници мои, ни волостели, ни часници мои, ни митрополичьи десятилници, ни их тиуни не судят их ни в чем, ни всылают к ним ни по что. А судит свои люди, черньци и белцы, Сава сам, или кому прикажет. А буде суд сместной, ине судят вопче, а прибытком и посулом и виною делятся наполы. А лучитца кому слово да самого Савы, ино яз, князь великий, сам с своим отцем с митрополитом тому исправу учиним. (Около 1380–1382 гг.)

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси

конца XIV – начала XVI вв. Т. 2. № 340. М., 1958.

1460 г., апреля 20. Жалованная (подтвердительная) льготная и несудимая грамота великого князя Василия Васильевича Симонова монастыря архимандриту Афанасию

По отца своего грамоте, великог[о] кн[я]зя Васил[ь]я Дмитриевич[а], се яз, княз[ь] велики Василеи Васил[ь]евич, пожаловал есмь Симановског[о] манистыря архимандрита Офонасия з брат[ь]ею, или хто по нем будет иныи архимандрит... А наместници мои ржевские, и волостели кличенские, и их тивуни тех их людей старожилцев и пришлых не судят их ни в чем, опроче д[у]шегубства, и разбоя, и татбы с поличным ... А ведают и судят архимандрит з брат[ь]ею сами тех своих людей, или кому прикажут. А лучится суд сместной тем людем их монастырским с городцкими людми или с волостными, и наместници мои ржевские и волостели и их тивуни судят, а архимандрит или ег[о] приказник с ними судит, а прибытком ся делят наполы. А кому будет чего искати на архимандрите или на ег[о] приказнице, ино их сужу яз сам, княз[ь] велики, или мои боярин введеныи.

1460 г., апреля 20.

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси

конца XIV – начала XVI вв. Т. 2. № 360. М., 1958.

Великое княжение Ивана III (1462–1505)

1490 г., июня. – Жалованная несудимая односрочная грамота великого князя Ивана Васильевича причту Велико-Устюжского Успенского собора

Се яз, князь великий Иван Васильевич всеа Русии, пожаловал есмь священников, попов и диаконов Богородицкие соборные церкви Устюжеские протопопа Нестора з братиею и весь причет церковный, или хто по нем инии протопоп будет и священники. Наместници мои устюжские и моей великие княгини тиуни и наместничи тиуни приставов своих на них не дают и не судят их ни в чем, опричь душегубьства и разбоя с поличным. А кому будет каково дело до протопопа и до священников и до их причту церковного, ино их сужу яз, князь великий.

1490 г., июня.

Акты социально-экономической истории Северо-Восточной Руси конца XIV – начала XVI вв. Т. 3. № 282. М., 1958. С. 298.

Судебник 1497 года (статья 59)

Текст статьи 59.

59. А попа, и диакона, и черньца, и черницу, и строя, и вдову, которые питаются от церкви Божиа, то судить святитель или его судия. А будет простой человек с церковным, ино суд вопчей. А котораа вдова не от церкви божии питается, а живет своим домом, то суд не святительской.

Комментарий к статье 59 судебника

Судебник изымает из церковного суда дела, совершенные лицами разной подсудности: если одна из тяжущихся сторон подлежала церковному суду, а другая – светскому, то назначался «вопчей», или «сместный», суд, состоявший из представителей обоих судов. Не подлежали святительскому, т.е. церковному суду, вдовы, живущие своим хозяйством.

Кроме того, церковные суды ограничивались еще и по категориям дел. К их компетенции относились преимущественно дела по личным искам: разбор брачных и семейных дел, отношения между родителями и детьми, дела о наследстве. Наиболее важные уголовные дела: душегубство и разбой с поличным, – хотя бы и совершенные лицами, подсудными церковному суду, подлежали рассмотрению исключительно государственными органами.

Российское законодательство Х–ХХ веков: в 9 т. Т. 2. М., 1985. С. 61, 91–92.

Соборный ответ 1503 года

Собор был о землях церковных, святительских, монастырскых. Симон митрополит всеа Русии и с всем священным собором прьвое сие послаша послание к великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии съ дияком с Левашом.

Говорити великому князю Ивану Васильевичю всеа Русии от Симона митрополита всеа Русии и от всего освященного собора дьяку Левашу.

Отец твой, господине, Симон митрополит всеа Русии и архиепископы и епископы и весь освященный собор говорят, что от первого благочестивого и святого равноапостольного Констянтина царя да и по нем при благочестивых царей, царствующих в Констянтине граде святители и монастыри грады и власти и села и земли держали и на всех соборех святых отец не запрещено святителем и монастырем земель держати и не велено всеми святыми соборы святых отец святителем и монастырем недвижимых стяжаний церковных ни продати, ни отдати и великими клятвами о том утвержено. Тако жив наших русискых странах при твоих прародителех великых князей при великом князе Владимере и при его сыне великом князе Ярославе даже и до сех мест святители и монастыри грады и власти и села и земли держали.

И после того сам митрополит Симон с всем освященным собором был у великого князя Ивана Васильевича всеа Русии и сей список перед ним чьли.

...От жития благочестивого и равноапостольного великого царя Костянтина и христолюбивые и равноапостольные матери его Елены. Сия вся усердно добре же и благочестие устроив святая и блаженная царица Елена, мати блаженного великого царя Костянтина, множество стяжаний градов и сел церквам даде и иная многая стяжания бесчисленая и златом и сребром и камением и бисером святыя украси иконы и священныа честные сосуды злата ж многа и безчислена церквам и убогим раздаде. Святого же патриарха Макария многими дарми почте.

Того же. Рече блаженный Констянтин царь. По всей же вселенней церквам содержания ради и крепости светлостьми стяжания земли, села, и винограды, и езера, пошлины съчетавше дахом и божественым и нашим повелением на восточных и на западных и на южных странах и по всей вселенней, идеже православняи царие и князи и властели под нами обладают, владати святителем, и никаковому мирьскому сану смети прикоснутись церковным пошлинам, Богом заклинаем и божественым его повелением и нашим повелением утвержаем непреложно и соблюдено быти, даж и до скончания века сего.

Того же. Сия убо вся, яже ради божественого и многаго уставлення и священным и нашим писанием утвержена и повелена быша, даж до скончания мира сего, яже по всей вселенней даныя святителем церковные пошлины не прикосновенна и не поколеблема пребывати повелеваем. Тем же пред живым Богом, иже повелевшему нам царствовати, и пред ужасным его судом засведетельствуем ради божественого и нашего ради царского его уставления всем нашим приемником, иже по нас царем быти хотящим, ... ни едино же от сих преложити или претворити некоторого ради образа, яже божественым и нашим царскым повелением священней святей римской Церкви и всем, иже под нею святителем по всей вселенней бываемым подаваема, – да не смеет никто ж порушити, или прикоснутися, или которым образом досадити. Хотяй же о сих пространнее уведати, да прочтет духовную благочестивого царя Констянтина и похвальное о нем слово и иная о нем.

Цит. по: Послания Иосифа Волоцкого. Подготовка текста А.А. Зимина и Я.С. Лурье. Приложения. М.–Л., 1959. С. 322–325.

* * *

37

Последнии цари наши – последующие за Чингисханом.

38

Байса – пластинка (чугунная, серебряная, золотая) с надписью, заменяющая официальным лицам подорожную грамоту.

39

Каонг (Каонга) – регион Нижнего Поволжья

40

Кутлубог – крымский хан.

41

От Саина – со времени Батыя

42

Вы же, провословнии князи и боляре – это обращение свидетельствует о том, что целью перевода ярлыков было призвать князей и бояр не покушаться на достояние Церкви, но защищать его.

43

В святеишии митрополии – в архиве митрополии.

44

Не возмогохом превести – не смог перевести.

45

Десятию сочскыми и с старостами – представителями новгородской администрации.

46

. Старосте Иваньскому – староста купеческой корпорации при церкви Ивана Предтечи. («Иванское сто» в Новгороде XII–XV вв. – объединение купцов, торговавших воском, вокруг церкви Ивана Предтечи. – Ред.).

47

Мерила торговаа – образцы торговых мер и весов.

48

Скалвы вощаныя – коромысленные весы для взвешивания воска

49

Пуд медовыи – безмен для взвешивания меда.

50

Гривенка рублевая – образец массы в полфунта для взвешивания благородных металлов

51

Локоть Еваньскыи – образец меры длины (46,6 см), находившийся в церкви Ивана Предтечи

52

С Борисоглебъскым – церковь Бориса и Глеба в конце Пискупли улицы.

53

Пятно – а) клеймо (тавро), налагавшееся на лошадей; б) пошлины, связанные с клеймением лошадей.


Источник: Наследие. Вып. 1: Религия — общество — государство: институты, Н31 процессы, мысль. Книга 1: История государственно-конфессиональных отношений в России (X – начало XXI века) : хрестоматия в двух частях / сост. Ю.П. Зуев; под общ. ред. Ю.П. Зуева, В.В. Шмидта. Часть I: X – начало XX века. — М.: Изд-во РАГС; ИД «МедиаПром», 2010. — 392 с.

Комментарии для сайта Cackle