Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова

Источник

7. Регинон Прюмский. «Хроника» с продолжением (начало X в. и после 973 г.)

Регинон, известный хронист, а также автор сочинений по теории музыки и каноническому праву, был аббатом Прюмского монастыря (Prüm, несколько севернее Трира) в 892–899 гг., затем перебрался в Трир, где и умер в 915 г. Здесь им и была написана «Хроника», доведенная до 906 г. и ставшая весьма популярной в раннесредневековых Франции и Германии.

С 907 по 967 г. труд Регинона был продолжен анонимом, который в современной науке практически единодушно отождествляется с первым магдебургским архиепископом Адальбертом (968–981) (см. № 6), а до того, в 961–962 гг., – миссийным епископом для Руси, история которого изложена в «Продолжении Регинона» весьма детально (Wattenbach, Holtzmann 1. S. 166–168). Распространенная датировка работы продолжателя Регинона над своим трудом началом 968 г. вряд ли верна; точнее было бы говорить о периоде после 973 г. (Назаренко 1993. С. 101–102).

Для продолжателя Регинона характерен общеимперский кругозор, который и обусловил достоинства его сочинения как одного из лучших в латиноязычной историографии X в.

Оригинал «Продолжения хроники Регинона» утрачен, но, как считается, непосредственной копией с него является хранящийся в Мюнхенской государственной библиотеке cod. Monacensis 6388 (X в.).

Издания: Главное издание «Хроники» вместе с продолжением – Ф. Курце: Regin. 1890; ему в общем следуют издания Р. Pay: Regin. 1971. Р. 180–318 (Регинон), Cont. Reg. Издание фрагментов, касающихся Восточной Европы, с подробным комментарием (к которому и отсылаем читателя за деталями) см.: Назаренко 1993. С. 105–107.

Переводы: На немецкий язык: Regin. 1939; Forts. Regin.; Regin. 1971; Cont. Reg. (a latere); перевод фрагментов «Продолжения», касающихся Руси: Свердлов 1. С. 37–38; фрагментов как «Хроники», так и «Продолжения», касающихся Восточной Европы: Назаренко 1993. С. 107–109 (для настоящей хрестоматии этот перевод заново сверен с изданием Ф. Курце).

Литература: О «Хронике» Регинона: Löwe 1953. S. 151–179; Wattenbach, Löwe 5. S. 898–904; Hlawitschka 1975. S.7–27; Schleidgen 1977.

О «Продолжении хроники Регинона» в целом, без учета многочисленных комментариев к рассказу о миссионерской поездке Адальберта на Русь, см.: Wattenbach, Holtzmann 1. S. 163–170 (автор раздела – П. Кирн); Hauck 1974. S. 276–353; прочую литературу см.: Назаренко 1993. С. 105.

1.

В лето от Воплощения Господня139 889-е. [В связи с переселением венгров в Среднее Подунавье из «Скифии» следует описание последней, заимствованное из Юстина и Павла Диакона140.] Вот из каких мест, из собственной страны, названный народ (венгры. – Сост.) был изгнан соседними ему племенами, которые зовутся печенегами (Pecinaci)141, потому что они превосходили [венгров] и числом, и храбростью, а родина [их], как я полагаю, оказалась недостаточна для обитания [такого] чрезвычайного множества. [Венгры приходят в Паннонию142.]

(Regin. 1890. Р 131–132)

2.

959. [Король Оттон143 снова идет походом против славян144.] Послы Елены (Helena)145, королевы (regina)146 ругов (Rugi)147, крестившейся в Константинополе (Constantinopolis) при императоре константинопольском148 Романе (Romanus)149, явившись к королю, притворно, как выяснилось впоследствии, просили назначить их народу епископа и священников150. В то же лето разбит параличом херсфельдский (Heresfeldensis) аббат Хаганон (Hagano)151.

960. Король отпраздновал Рождество Господне152 во Франкфурте (Franconofurd)153, где Либуций (Libutius)154 из обители святого Альбана155 посвящается в епископы для народа ругов достопочтенным архиепископом Адальдагом (Adaldagus)156. [Король снова идет против славян. К королю приходят послы из Италии с просьбой освободить их от тирании короля Беренгара157.]

961. Король отпраздновал Рождество Господне158 в городе Регенсбурге (Radasbona)159, где 14 февраля скончал свои дни вюрцбургский (Wirziburgensis) епископ Поппон (Рорро), весьма любимый королем; на епископской кафедре его сменил его близкий родственник [тоже] Поппон. Либуций, отправлению которого в прошлом году помешали какие-то задержки160, умер 15 февраля сего года. На должности его сменил, по совету и ходатайству архиепископа Вильгельма (Willehelmus)161, Адальберт (Adalbertus) из обители святого Максимина162, который, хотя и ждал от архиепископа лучшего и ничем никогда перед ним не провинился163, должен был отправляться на чужбину164. С почестями назначив его [епи­скопом] для народа ругов, благочестивейший король, по обыкновенному своему милосердию, снабдил его всем, в чем тот нуждался165. [Оттон I отправился походом в Италию против Беренгара, назначив ведать делами государства архиепископа Вильгельма.

962. В Риме 2 февраля166 папа Иоанн167 коронует Оттона императорским венцом. Война с Беренгаром.] В то же лето Адальберт, назначенный епископом к ругам, возвращается, не сумев преуспеть ни в чем из того, ради чего он был послан, и убедившись в тщетности своих усилий168. На обратном пути некоторые из его [спутников] были убиты, сам же он после больших лишений едва спасся169. Прибывшего к королю170 [Адальберта] встречают милостиво, а любезный Богу архиепископ Вильгельм в возмещение стольких тягот дальнего странствия, коего он сам был устроителем, предоставляет ему имущество и, словно брат брата, окружает всяческими удобствами. В его защиту [Вильгельм] даже отправил письмо императору, возвращения которого [Адальберту] приказывают дожидаться во дворце.

(Regin. 1890. Р. 169–172)

3

966. Император отпраздновал Рождество Господне171 в Кёльне (Colonia), где устроил по своему усмотрению дела Лотарингского королевства (Lothariense regnum)172. Скончался Эрканберт (Ercanbertus), аббат Вайсенбургской (Wizenburgensis) обители173, и император поставил во главе монастыря избранного монахами Адальберта, [прежде] назначенного епископом к ругам174. [Статья следующего, 967-го, года является последней в хронике.]

(Regin. 1890. Р. 177)

* * *

139

См. № 1, примеч. 7.

140

Юстин, римский писатель III в. н. э., сократитель огромной всемирной истории, написанной в I в. н. э. Помпеем Трогом и дошедшей до нас только в переложении Юстина (см. т. I настоящей Хрестоматии). Труд Юстина был весьма популярен в средние века. Павел Диакон (ок. 720 – ок. 790) – автор «Истории лонгобардов», один из самых ярких представителей каролингской историографии. Региноном использованы следующие фрагменты: Iust. II, 1–3. Р. 14–17; Paul. Diac. I, 1. Р. 47–48.

141

Первое упоминание печенегов в средневековой латинской литературе; все последующие известия в ней о роли печенегов в переселении венгров в Среднее Подунавье так или иначе восходят к Регинону (см., например, № 46/1). Обычно считается, что нападение печенегов на венгров было спровоцировано болгарами, которые в 894–896 гг. боролись против византийско-венгерской коалиции (Назаренко 1993. С. 110. Коммент. 5). См. также № 10, примеч. 201; о форме этнонима см. № 22, примеч. 591.

142

Римская Паннония занимала земли на правобережье Дуная к западу от Дунайского колена. В средневековых текстах этот хороним употреблялся в более широком значении, включая все земли в Среднем Подунавье, занятые венграми. Датировка Региноном переселения венгров из Северного Причерноморья на Средний Дунай 889 г. вряд ли верна; обычно принимается другая дата – 896/7 г. Возможно, хронист использовал византийскую датировку по александрийской эре (897 + 5500 == 6397 г.), пересчитав ее в год от Рождества Христова по константинопольской эре (6397 – 5508 == 889) (Наза­ренко 1993. С. 109. Коммент. 1).

143

Германский король Оттон I.

144

В 957–960 гг. Оттон I вел войну против полабских славян.

145

Киевской княгини Ольги, правившей после гибели (ок. 945 г.) мужа, киевского князя Игоря, во время несовершеннолетия своего сына Святослава (примерно до 960 г.). В крещении Ольга действительно носила имя Елена (ПСРЛ 1. Стб. 61; 2. Стб. 49; Иаков Мних. С. 67); см. также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 8.

146

О титуле см. № 5, примеч. 115, а также: Назаренко 1993. С. 111. Коммент. 9.

147

В том, что традиционный этноним Rugi (см. № 4, примеч. 81) в данном случае обозначает именно русь, можно быть уверенным благодаря сообщению об этом событии в так называемых анналах херсфельдского корня, где народ, приславший послов, назван своим обычным для латинской письменности X–XI вв. именем – Rusci (см. №№ 12/1, 18/1, 19/1, 21/1).

148

Западноевропейские авторы избегали именовать византийских императоров римскими, как те себя сами титуловали, предпочитая говорить о «константинопольских» или «греческих» императорах по причине споров между Востоком и Западом об императорском титуле, начавшихся в 800 г., с императорской коронации Карла Великого (ср. № 2, примеч. 30).

149

Византийском императоре Романе II. О крещении Ольги именно в Константинополе сообщают все источники, но вопрос о том, когда это случилось, остается спорным. Роман II правил самостоятельно в 959–963 гг., а совместно с отцом – с 946 г. Древнерусские источники, как правило, датируют поездку Ольги в Царьград и ее там крещение 6463 (955/6) г. Приемы Ольги в Константинополе, описанные в сочинении Константина Багрянородного «О церемониях» (Const. De cerim. II, 15. Р. 594.15–598.12; см. также настоящую Хрестоматию, т. II) могут быть датированы осенью либо 946, либо 957 г., но в этих описаниях нет ни слова о крещении княгини. Ввиду таких противоречий были исследователи, которые отдавали предпочтение датировке «Продолжателя Регинона» (см., например: Obolensky 1990. Р. 145–158). При всей дискуссионности проблемы (краткий ее обзор см.: Назаренко 1993. С. 114–118. Коммент. 11) нам наиболее предпочтительным представляется мнение о крещении Ольги в 957 г. при отце Романа II императоре Константине VII Багрянородном (Назаренко 2001а. С. 219–310; здесь подробно и о других точках зрения).

150

О том же говорится и в анналах херсфельдской традиции (см. примеч. 147). Такое согласие не зависимых друг от друга источников (см. № 18, примеч. 464) лишает оснований нередко высказывавшиеся в науке предположения, что посольство Ольги преследовало отнюдь не религиозные цели, и лишь миссионерское рвение Оттона I побудило его отправить на Русь епископа (см., например: Голубинский 1/1. С. 82–83; Грушевський 2. С. 405–406; Сахаров 1980. С. 293–298; и др.). Причиной обращения киевской правительницы к германскому королю стала, как есть основания думать, неудача ее переговоров с Византией, в которых также поднимался вопрос о церковной организации на Руси после личного крещения княгини (Назаренко 1993. С. 119–120. Коммент. 13; он же 2001а. С. 297–303).

151

Херсфельд – известный еще с каролингских времен монастырь в Гессене, несколько севернее знаменитой Фульды. Хаганон умер 21 декабря следующего, 960 г.

152

В средние века в Германии год начинали с Рождества, так что речь идет о Рождестве 959, а не 960 г.

153

Современный Франкфурт-на-Майне.

154

Ничего, кроме сообщаемого «Продолжателем Регинона», о нем не известно.

155

В Майнце. Видимо, Либуций был протеже майнцского архиепископа Вильгельма, внебрачного сына Оттона I.

156

Архиепископом гамбургско-бременским, одним из самых близких советников Оттона I. Франкфурт был канонической (т. е. подчиненной в церковно-правовом отношении) территорией Майнцской архиепископии, поэтому для рукоположения здесь Либуция именно гамбургско-бременским архиепископом должны были иметься особые причины. Дело в том, что Адальдаг, будучи папским викарием в отношении язычников на севере Европы и главой миссионерской архиепископии (см. № 22, введение), обладал правом организации новых епископств на языческих землях. Именно поэтому источник ничего не сообщает о санкции Рима на открытие новой миссийной епископии (Назаренко 1993. С. 121–122. Коммент. 18).

157

Беренгара II, маркграфа Ивреи, занявшего итальянский престол после смерти в 950 г. короля Лотаря II, двоюродного брата своей жены; свергнут в результате войны с Оттоном I.

158

25 декабря 960 г. (см. примеч. 152).

159

Столице Баварского герцогства.

160

О причинах задержки более чем на год с отправлением уже рукоположенного епископа можно только строить предположения. По косвенным данным (внезапное обострение в 960 г. германо-византийских отношений; относящееся к тому же году посольство Лиудпранда в Византию, кажется, неудавшееся) в преддверии своей запланированной имперской коронации (962 г.) Оттон I хотел использовать открытие миссийной епархии для Руси как инструмент политического давления на Византию с целью вынудить последнюю признать за германскими королями титул императоров. Другие объяснения менее убедительны (Назаренко 1993. С. 123–124. Коммент. 26; он же 2001а. С. 305–307).

161

Архиепископа майнцского (ср. № 6, примеч. 130).

162

Монастырь св. Максимина в Трире был одним из центров монастырской реформы – восстановления во всей строгости общежитийного устава св. Бенедикта Нурсийского; так, в частности, монастырь св. Маврикия в Магдебурге, на основе которого было в 968 г. учреждено архиепископство (см. № 6), в момент своего основания Оттоном I был заселен монахами, выведенными из обители св. Максимина. Адальберт оказался в монастыре св. Максимина, успев побывать нотарием в канцелярии кёльнского митрополита, а затем – в королевской канцелярии. На этих данных покоится традиционное представление о лотарингском происхождении Адальберта, которое было, однако, оспорено в пользу гипотезы о его близком родстве с высшей саксонской знатью (Althoff 1978. S. 268–282). О личности Адальберта см.: Назаренко 1993. С. 102–103.

163

Похоже, что Адальберт, как и Либуций, был протеже архиепископа Вильгельма.

164

Адальберт был явно недоволен своим назначением. Возможно, миссионерство воспринималось им в качестве занятия несовместимого с образом жизни реформированного монашества. Напомним, что миссионерские планы Бруно Кверфуртского (см. № 10) ок. 1000 г. стоили ему размолвки с его кумиром – активным поборником монастырской реформы и пустынножителем блаж. Ромуальдом из Камальдоли (Wenskus 1956. S. 134–136).

165

Адальберт не сообщает никаких подробностей своей поездки на Русь: ни об обстоятельствах пребывания в Киеве, ни о пути туда и обратно. Это и неудивительно ввиду его неудачи. Но если учесть свидетельство Бруно Кверфуртского, что по пути на Русь Адальберт проезжал через Либице (столицу княжества Славниковцев к востоку от Праги) (Brun. Vita Adalb. 4. Р. 5), то становится ясно: миссионер двигался по известному пути Регенсбург – Прага – Краков – Киев (см. № 3, введение; № 4, примеч. 82). Ср. косвенные указания на то, что рукоположен Адальберт был именно в Регенсбурге (Назаренко 1993. С. 126. Коммент. 28).

166

На 2 февраля приходится праздник Сретения Господня, т. е. принесения младенца Иисуса в Иерусалимский храм.

167

Иоанн XII.

168

Отсюда, как и из оброненного выше замечания, что просьба послов Ольги была «притворной», видно, что прием Адальберта в Киеве не соответствовал ожидавшемуся. Тому могут быть две причины: переход власти на Руси к Святославу, который не выказывал интереса к крещению, или/и урегулирование русско-византийских противоречий (см. примеч. 150) после смерти в конце 959 г. императора Константина VII (Назаренко 1993. С. 128–129. Коммент. 34).

169

Поскольку Адальберт не связывает эти опасности с действиями киевских властей, речь, видимо, идет о каком-то дорожном происшествии.

170

Сын Оттона I Оттон II (германский император в 973–983 гг.) был коронован в мае 961 г. и назначен отцом правителем государства (под опекой майнцского архиепископа Вильгельма) на время итальянского похода Оттона I.

171

965 г. (см. примеч. 152).

172

Лотарингия – историческое название земель к западу от Рейна, от Бургундии на юге до Северного моря, некогда (по Мерсенскому договору 855 г.) доставшихся среднему сыну франкского императора Лотаря I Лотарю II. Кёльн был митрополией Нижней Лотарингии.

173

Древнего монастыря в междуречье Рейна и Мозеля. Эрканберт умер 9 февраля.

174

Интересно, что с назначением Адальберта в 968 г. на магдебургскую кафедру (см. № 6) Вайсенбургский монастырь, расцвет которого как раз и приходится на вторую половину X в., отошел под юрисдикцию Магдебурга.


Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7

Комментарии для сайта Cackle