Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова

Источник

52. «Магдебургские анналы» (1170–1180-е гг.)

«Анналы» были созданы в пригородном магдебургском монастыре Берге, который с середины XII в., при аббате Арнольде (возглавлявшем также монастырь в Нинбурге), переживал заметный культурный подъем. Задуманные как всемирная хроника, «Анналы» впитали в себя большое количество источников, особенно по саксонской истории, отсюда другое название, употребительное в старой историографии – «Саксонский хронограф».

Издания: Ann. Magd. 1859. Р. 107–196.

Переводы: На немецкий язык: Ann. Magd. 1941; Свердлов 2. С. 353–355 (только фрагменты, касающиеся Руси).

Литература: Kessel 1931. S. 109–184; RFHMAe 2. Р. 301.

1.

959. [Буквальное заимствование известий «Продолжателя Регинона» о русском посольстве к Оттону I, поставлении Либуция епископом для Руси, его смерти, поставлении вместо него Адальберта, его отправлении на Русь и возвращении1320.]

(Ann. Magd. 1859. Р. 147)

2.

9691321. Христианнейший император Оттон (Otto)1322, в год своего королевства 30-й, а императорства – 6-й1323, основывает Магдебургское (Magdeburgense) архиепископство, и там поставляется Адальберт (Adelbertus), первый епископ, который, будучи поначалу послан для проповеди на Русь (Rugi), едва спасся1324. [Предыстория организации архиепископской кафедры в Магдебурге. Равеннский синод 967 г.1325 По повелению папы Иоанна и императора Оттона соборные решения подписали:] Петр, архиепископ святой Равеннской церкви, а также во множестве другие епископы Италии и Германии, имена которых на этой странице мы постарались перечислить. Хаттон, архиепископ майнцский, присутствовал и подписал. Хильдевард, хальберштадтский епископ, присутствовал и подписал. Регинольд, епископ Айхштеттской церкви. Адальберт, епископ Руси, присутствовал и подписал1326. [Следуют еще одиннадцать имен. Император хотел назначить первым магдебургским архиепископом Рихара, аббата магдебургского монастыря, но не сделал этого из-за некоего тайно доставленного ему письма1327.] В то время жил некто Адальберт, имя которого и заслуги были известны и который некогда был взят из монахов обители святого Максимина в Трире (Treveris), посвящен во епископа и направлен для проповеди на Русь, о чем мы уже отчасти говорили выше. Но грубый народ, свирепый видом и неукротимый сердцем, изгнал его из своих пределов, презрев [благовествовавшего] евангелие мира, ибо по промыслу Божию ему предстояло поручить новообращенный народ в нашей земле1328.

970. Итак, император поставил для служения означенной церкви названнного Адальберта1329, [мужа], во всех отношениях достойного и испытанного, взятого из Вайсенбургского аббатства, которое тот покуда возглавлял1330, и направил его со своим посланием для получения паллия и утверждения от апостолического престола1331.

(Ann. Magd. 1859. Р. 149–150)

3.

Святой архиепископ Бруно, он же – Бонифаций1332, поначалу каноник святого Маврикия в Магдебурге1333, а потом принявший монашеский постриг1334, в правление этого императора1335 прибыл в Мерзебург, испрашивая у него, с разрешения господина папы1336, посвящение в епископа, и по его повелению здесь же получил от архиепископа Тагинона (Tagino) рукоположение и паллий, который сам сюда доставил. Затем, на двенадцатый год своего обращения и подвизания, направившись в Пруссию (Prucia), он старался оплодотворить божественным семенем эти бесплодные поля. Но нелегко взрыхлить землю грубую, заросшую тернием. И вот, проповедуя на пограничье названной страны, Руси (Ruscia) и Литвы (Litua)1337, поначалу он встречал помехи со стороны жителей, а когда продолжил благовествование, был схвачен. Затем язычники отрубили ему стопы и руки, а под конец и голову, и в 7-е иды марта1338 он вместе с 18 своими товарищами славным мучеником взошел на небеса.

(Ann. Magd. 1859. Р. 164)

4.

[Сообщение о Мерзебургском мире между польским князем Болеславом I и германским королем Генрихом II в 1013 г., походе Болеслава на Русь и его раздоре с участвовавшими в походе печенегами дано дословно по «Хронике» Титмара1339.]

(Ann. Magd. 1859. Р. 165)

5.

[Буквальное воспроизведение краткого известия «Кведлинбургских анналов» о походе польского князя Болеслава I «с помощью саксов» на Русь в 1018 г.1340]

(Ann. Magd. 1859. Р. 166)

6.

1089. [Дословно заимствованное у Эккехарда известие о женитьбе императора Генриха IV на вдове маркграфа Удона (надо – Генриха), «дочери короля Руси» (Ruzi)1341.]

(Ann. Magd. 1859. Р. 178)

7.

1147. [Неудача крестового похода в Святую землю, возглавленного королем Конрадом, герцогами Вельфом и Фридрихом1342. На обратном пути короля Конрада с почетом принимает византийский император1343. Вдохновителем этого похода был аббат Бернард Клервоский1344.] В тот же год, примерно на праздник святого Петра1345, по Божественному вдохновению, поощряемые апостолической властью1346 и по увещаниям многих благочестивых людей, огромное множество христианского воинства, возложив [на себя] знак Животворящего Креста1347, направилось против язычников, обитающих к северу, дабы либо подчинить их христианской религии, либо, с помощью Божией, полностью истребить. Там в одно войско соединились магдебургский архиепископ Фридрих, хальберштадтский епископ Ротульф, епископы мюнстерский – Вернер, мерзебургский – Райнальд, бранденбургский – Виггер, хафельбергский – Ансельм, моравский – Генрих, а также корвайский аббат Вибольт, маркграф Конрад1348, маркграф Адальберт1349, пфальцграф Фридрих1350, пфальцграф Херманн1351 со многими графами и вооруженными рыцарями – [всего] шестьдесят тысяч. Тем временем в другое войско соединились бременский архиепископ Адальберон I (Albero), ферденский епископ Титмар, саксонский герцог Генрих1352, бургундский герцог Конрад1353, презнатный князь (princeps) Хартвиг1354, со многими графами, знатью и прочими воинами – числом сорок тысяч бойцов. Также и датский король (rex Dacie)1355 вместе с епископами своей страны и со всей силой своего народа, собрав величайшее множество кораблей, приготовил войско примерно в сто тысяч воинов. Вышел и брат польского князя (dux Poloniae)1356 с двадцатью тысячами воинов. Его старший брат1357 с бесчисленным войском также двинулся против жесточайших варваров пруссов (Prusci) и долго пребывал там (в Пруссии. – Сост.). Против них, по неисповедимой воле Божией, с огромнейшим войском выступила даже Русь (Rutheni), хотя и не совсем правоверная (minus catholici), но все же отмеченная званием христианским1358. И вот все они с несметным снаряжением и обозами, с удивительным благочестием вступили в различных местах в землю язычников, и вся земля задрожала при виде их, и, ходя [в ней] почти три месяца, они опустошили все, предали огню города и укрепления, спалили также храм с идолами, который располагался у города Мальхов (Malchon)1359, да и сам город. [В том же году отправилась морская экспедиция из Кёльна, Фландрии и Англии воевать против сарацинов в Испании1360.]

(Ann. Magd 1859. Р. 188–189)

* * *

1320

См. № 7/2. Однако заимствование сделано не непосредственно, а через «Саксонского анналиста» (см. № 45/4–6) или «Нинбургские анналы» аббата Арнольда, которыми пользовались как «Саксонский анналист», так и «Магдебургские анналы».

1321

Дата ошибочна: Магдебургское архиепископство было открыто в 968 г. (см. № 6); ср. также ошибочную датировку у Титмара (№ 11/1). Отметим, что в «Саксонском анналисте», который (или его источник) использован автором «Анналов» (см. предыдущее примеч.), дата верна (№ 45/9).

1322

Германский император Оттон I.

1323

Обе датировки ошибочны как применительно к 968, так и к 969 г.; в последнем случае должно было бы быть: на 33-м году королевства и на 8-м году императорства.

1324

Форма этнонима «русь» (Rugi) показывает, что и здесь сведения анналиста восходят в конечном счете к «Продолжению Регинона» (см. примеч. 1321).

1325

На нем в присутствии папы Иоанна XIII было принято принципиальное решение об организации миссийного архиепископства в Магдебурге для славянских народов. Анналисту были доступны деяния собора.

1326

На Равеннском синоде среди прочего очерчивался круг миссионерских задач будущей Магдебургской архиепископии, поэтому присутствие на нем Адальберта (который тогда еще не был кандидатом в архиепископы: см. № 11, примеч. 231, 233) показательно: он участвовал в обсуждении и подписался под решениями собора в качестве «епископа Руси», т. е. либо был призван как эксперт в славянских делах, либо его продолжающая de iure существовать Русская миссийная епископия мыслилась частью новоучреждаемой миссийной митрополии (Назаренко 2001а. С. 311–338); ср. примеч. 1331. Легко видеть, что перечисление имен архиереев сделано не по дате епископской хиротонии и не по дате учреждения кафедры; возникает впечатление, что далеко не последнее место, которое подпись Адальберта занимает среди прочих, выдает его роль в происходившем.

1327

См. № 11, примеч. 233.

1328

Анналист повторно сообщает о поставлении Адальберта на архиепископство – на этот раз буквально заимствуя текст из «Деяний магдебургских архиепископов» (1140-е гг.) (Gesta Magd. 9. Р. 381; в Хрестоматию не вошли) – памятника, авторство которого также приписывают аббату Арнольду. О трирском происхождении Адальберта см. № 7, примеч. 162.

1329

В 968 г.: см. ставленую грамоту, выданную императором Оттоном I (№ 6).

1330

См. № 7/3.

1331

Грамота папы Иоанна XIII на этот счет от октября 968 г. сохранилась (UB Magdeb. 1. № 88; Papsturk. № 190). В ней папа сравнивает поставление Адальберта с поставленном в середине VIII в. первого майнцского архиепископа св. Бонифация, который до этого был миссийным епископом Гессена и Тюрингии, вошедших затем в его архиепископию. Эта аналогия дает еще один повод думать, что в глазах организаторов Магдебургского миссийного архиепископства для славян Русь, прежняя епархия Адальберта, должна была стать частью новой митрополии (см. примеч. 1326).

1332

Миссийный архиепископ Бруно (в монашестве – Бонифаций) Кверфуртский (см. о нем: № 10, введение).

1333

Т. е. кафедрального капитула магдебургского собора.

1334

В римском монастыре свв. Алексия и Бонифация.

1335

Германского императора Генриха II; однако в 1004 г., когда Бруно принял рукоположение, Генрих императором еще не был. Все дальнейшее – почти дословное воспроизведение отрывков из рассказа Титмара (см. № 11/4 и соответствующий комментарий), воспринятого через посредство «Саксонского анналиста» (ср. примеч. 1320).

1336

Сильвестра II.

1337

Говоря о месте гибели Бруно, магдебургский анналист контаминирует тексты Титмара («на пограничье названной страны и Руси») и «Кведлинбургских анналов» (см. № 12/2) или, скорее, «Саксонского анналиста» («на пограничье Руси и Литвы»: № 45/12).

1338

Ни у Титмара, ни в «Кведлинбургских анналах», ни у «Саксонского анналиста» нет подробностей казни Бруно (предварительное отрубание рук и ног). Неверную дату мученичества Бруно, приводимую Титмаром и, вслед за ним, «Саксонским анналистом» (16-е калениды марта == 14 февраля) магдебургский автор справедливо исправляет по «Кведлинбургским анналам» (7-е иды марта == 9 марта).

1339

См. № 11/3.

1340

См. № 12/3. Единственное отличие – к этнониму Saxones добавлен эпитет strenui: «с помощью храбрых саксов».

1341

См. № 26/2.

1342

Германский король Конрад III, герцоги баварский Вельф VI и швабский – Фридрих II, брат короля. Речь идет о Втором крестовом походе.

1343

Мануил I Комнин, который совсем недавно, в 1146 г., заключил союз с Конрадом III, женившись на свояченице (родной сестре жены) последнего Берте Зульцбахской (см. № 46/5).

1344

Известный богослов и проповедник, основатель ордена цистерцианцев (ср. № 38).

1345

См. № 46, примеч. 1197.

1346

По благословению римского папы Евгения III, который приравнял поход против европейских язычников к крестовому походу.

1347

Т. е. также представляя себя крестоносным войском.

1348

Майсенский маркграф Конрад из рода Веттинов.

1349

Бранденбургский маркграф Альбрехт Медведь; Адальберт, Альберт, Альбрехт – формы одного и того же имени.

1350

Саксонский пфальцграф Фридрих II Зоммершенбургский (по замку Зоммершенбург к западу от Магдебурга).

1351

Рейнский пфальцграф Херманн.

1352

Генрих Лев.

1353

Конрад Церингенский, который еще при императоре Лотаре III получил титул «правителя Бургундии».

1354

Очевидно, будущий архиепископ гамбургский (см. № 60/4).

1355

Свен III.

1356

Великопольский князь Мешко III.

1357

Краковский и мазовецкий князь Болеслав IV.

1358

Поход какой-то русской рати против пруссов в 1147 г. имел непосредственную предысторию двумя годами ранее, когда войска киевского князя Всеволода Ольговича помогли польскому князю Владиславу II уладиться со своими младшими братьями, сыновьями Болеслава III от другой жены – Болеславом IV, Мешком III и Генрихом. Тогда к Руси отошла Визна – город на прусском пограничье, при впадении Бебжи в Нарев, изъятый из мазовецких владений Болеслава IV (Пашуто 1968. С. 154). Визна была единственной преградой, которая отделяла древнерусскую Берестейскую волость с ее северным форпостом Дорогичином от собственно прусских земель. Коль скоро за военную помощь потребовали именно Визну, то ясно, что в Киеве придавали большое значение полному овладению Ятвягией и выходу к прусским рубежам. Со смертью Всеволода Ольговича в 1146 г. в Киеве вокняжился традиционный союзник и родственник младших Болеславичей Изяслав Мстиславич; тогда же, в 1146 г., был изгнан из Польши и Владислав II. Это помогает понять, кто из русских князей был участником похода. Предполагалось, что то было некое волынско-смоленское войско (Пашуто 1968. С. 155), но, принимая во внимание, что смоленский князь Ростислав Мстиславич, как и его старший брат Изяслав, в 1147 г. был слишком занят ситуацией вокруг Киева, логично было бы не преувеличивать масштабов прусской кампании. Визна должна была оказаться под управлением либо волынского князя Вячеслава Владимировича, либо Туровского князя Ярослава Изяславича – дяди и сына Изяслава Мстиславича соответственно. Видимо, волынские или туровские войска и участвовали в крестовом походе против пруссов в 1147 г., хотя не исключено также и присутствие отрядов из Городенского княжества (в верховьях Немана).

Надо отметить разницу в отношении к Руси и ее церкви со стороны магдебургского анналиста (за плечами Магдебургской церкви к тому времени были уже два столетия практической миссионерской работы среди славян) и ригористов-идеологов Второго крестового похода, вроде Бернарда Клервоского и папы Евгения III, который на волне крестоносных настроений и пользуясь церковным конфликтом между Киевом и Константинополем в 1147–1154 гг. намеревались даже вмешаться в церковную ситуацию на Руси с целью ее «исправления» (см., кроме № 38, известие баварского цистерцианского проповедника Герхоха Райхерсбергского о несостоявшемся папском посольстве на Русь в это время: Gerh. Comm. Р. 495 [в Хрестоматию не вошло]; Назаренко 20096. С. 81–82).

1359

Рассказ анналиста снова возвращается к походу против прибалтийских славян: вероятнее всего, имеется в виду лютический город Мальхов на озере Плёнер-Зе, где действительно фиксируется известное языческое святилище; путаница латинских n и и (v) особенно в иноязычных именах собственных – обычное явление.

1360

Военные действия кастильского короля Альфонса VII против испанских арабов папа также объявил крестовым походом.


Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7

Комментарии для сайта Cackle