Т.Н. Джаксон, И.Г. Коновалова, А.В. Подосинова

Источник

51. Вкладная книга монастыря св. Эммерама в Регенсбурге (запись 1179 г.)

Монастырская вкладная книга представляет собой собрание актовых записей, которые фиксируют различного рода дарения монастырю (по русской терминологии – «вклады» в монастырь): вещевые, денежные, недвижимости и проч. Широко распространенная в средневековье практика монастырских вкладов объясняется тем, что они обеспечивали вкладчику прижизненное и/или посмертное поминовение (см. примеч. 1314).

Бенедиктинский монастырь св. Эммерама – наиболее известная обитель в Регенсбурге, возникшая уже на рубеже VII–VIII вв. До 973 г. аббаты св. Эммерама были одновременно и епископами регенсбургскими.

Издания: Trad. S. Emmer. N 926.

Переводы: На русский язык: Свердлов 2. С. 338–339 (только запись о Хартвике).

Да будет известно всем желающим знать как ныне живущим, так и будущим1310, что некий челядин (familiaris) этой церкви1311 по имени Хартвик (Hartwic), живущий в стране Русь (regio Rusciae) в городе под названием Киев (Chiebe)1312, по любви к Богу и из почтения к св. Эммераму, своему хозяину (patronus)1313, а также по причине, вернее – из желания быть полностью принятым братьями этого монастыря в братию1314, через посредство граждан (cives) этого города1315 Гримольда (Grimoldus), Генриха (Heinricus) и Конрада (Chunradus), которые были его должниками, предоставил нашей церкви свои деньги, а именно 18 талантов1316, с тем условием и просьбой, чтобы на эти деньги было куплено владение, которое, в память о нем и во спасение его души, было бы передано странноприимному дому (hospitale) св. Эммерама на утешение бедных и странников1317. [Указывается приобретенное с согласия аббата Берингера1318 и Фридриха, келаря монастыря и начальника странноприимницы, владение и перечислены свидетели передачи его монастырю1319.]

(Trad. S. Emmer. Р. 459)

* * *

1310

Обычный канцеляризм, указывающий на волеизъявление в отношении получателя (читателя) акта (promulgation) и открывающий содержательную часть (narratio и disposition документа; ср. №№ 6, 55.

1311

Т. е. монастыря св. Эммерама. Хартвик был familiaris монастыря, иными словами, принадлежал к клиентеле (familia) последнего – лично зависимым от монастыря людям, которые занимались различными доходными для него промыслами (вот почему составитель позволил себе в переводе прибегнуть к соответствующему термину из собственно русской социальной истории – «челядин»). Несмотря на свой юридический статус несвободного человека, Хартвик и ему подобные располагали значительными средствами, что позволяло им со временем выкупаться из личной зависимости от сеньора и вливаться в состав городских купеческих корпораций. Похоже, этот процесс активно шел именно со второй половины XII в. (ДР. С. 380–382 [IV, 6. 1]).

1312

Хартвик «живет» (habitans) в Киеве, откуда видно, что сообщества латинских купцов в древнерусских городах состояли не только из временно (сезонно) пребывающих по торговым делам, но и постоянно действовавших представителей (факторов) тех или иных лиц или корпораций (в данном случае – монастыря). Это свидетельствует об активности и устойчивости торговых связей Регенсбурга с Киевом, а также их почтенной истории к 70-м гг. XII столетия (ср. №№ 54–56, 59). Больше известно о такого рода сообществах в Новгороде и Смоленске – благодаря сохранившимся с 1190-х гг. документам, служившим правовой регламентацией деятельности западных купцов в этих городах (см. № 50, примеч. 1307). Вряд ли, однако, подлежит сомнению, что подобного рода документы должны были существовать в домонгольское время также и в других крупных торговых городах Руси: Киеве, Полоцке, быть может, Владимире Волынском и Галиче. Во всяком случае, применительно к Киеву наличие одного или даже нескольких постоянных подворий латинских купцов бесспорно (ДР. С. 382–383 [IV, 6.1]; ср. № 46, примеч. 1138). Не устарел также информативный обзор: Васильевский 1888. С. 121–150.

1313

Лат. patronus в данном контексте обозначает господина, хозяина в отношении своей клиентелы (familia): имеется в виду монастырь и, метонимически, святой, которому монастырь посвящен.

1314

Как видно из дальнейшего, речь идет о вкладе на помин души. Это значит, что Хартвик вовсе не намеревался постричься в монахи, а хотел «быть полностью принятым в братию» в смысле быть включенным в молитвенное поминовение братией при жизни и по смерти, как то полагалось по отношению ко всем монашествующим в данной обители и всем, находящимся с ними в молитвенном общении, в том числе – вкладчикам в монастырь. В этом специфическом смысле последние тоже являлись членами братии (ср. № 30, примеч. 860). Выражение «полное принятие в братию» («plenaria adipiscenda fratemitas») показывает, что принадлежность к familia монастыря сама по себе не обеспечивала молитвенного поминовения.

1315

Регенсбурга.

1316

Античный термин «талант» в средневековых латинских текстах нередко применялся как обозначение фунта, т. е. денежно-весовой единицы, по стоимости равной примерно 400 г серебра, или марки, равнявшейся полуфунту (см. № 57, примеч. 1395).

1317

Т. е. доходы с имения шли бы на содержание странноприимницы при монастыре.

1318

Берингера II.

1319

Записи во вкладной книге не датированы, но по упоминаниям этих лиц дарение должно было состояться в 1179 г.


Источник: Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Том IV: Западноевропейские источники. Сост. пер. и коммент. А.В. Назаренко. — М: Русский Фонд Содействия Образованию и Науке, 2010. — 512 с. ISBN 978-5-91244-013-7

Комментарии для сайта Cackle