Протокол № 1 торжественного собрания Всезарубежного Собора Русской Православной Церкви заграницей, 1/14 августа 1938 года
Заседание открывается в 4 часа дня в большом зале Русского Дома имени Царя-Мученика Николая II в Белграде.
После молитвы «Днесь благодать Святого Духа нас собра», Председатель Собора, Высокопреосвященный Митрополит Анастасий, открывая заседание Собора, произносит следующую речь:
«То, что подготовлялось в течение некольких лет и чего мы ждали сь таким волнением и надеждою, ныне, благоволением Божиим совершилось: Второй Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей с участием представителей клира и мирян созван, и я счастлив объявить его открытым.
Вознесем же горячее моление Небесному Кормчему Русской Православной Церкви, давшему нам осуществить это великое историческое дело, во исполнение заветов нашего незабвенного блаженнопочившего Митрополита Антония, основателя и собирателя воедино нашей Русской Зарубежной Церкви.
Этот Собор, как и первый в 1921 г., собрался на братской Югославянской земле, под покровительством и державной защитой Благоверного Государя Короля Петра, сына великого и верного друга Русского народа и национальной России – Короля-Мученика Александра I-го. Принесем нашу глубокую благодарность Его Величеству Королю, также как и Его Королевскому Высочеству Князю Наместнику Павлу, так мудро ведущему государственный корабль по пути завещанному Королем Александром на благо Югославянского народа и всего славянства.
(Собор встает и поет гимн югославянский и затем русский).
Вознесем наши молитвы о здравии и благоденствии Главы, столь дорогой и близкой нам братской Сербской Церкви, достойного преемника незабвенного Патриарха Варнавы, Святейшего Патриарха Гавриила, благословившего созыв нашего Собора в пределах Сербской Церкви и с отеческой любовью открывшего нам двери своего дворца и других зданий в Сремских Карловцах для работ и размещения Членов Собора.
Я глубоко сожалею, что нездоровье помешало Его Святейшеству почтить своим присутствием это историческое заседание, но я радуюсь, что имею возможность приветствовать здесь представителя Его Святейшества в лице Преосвященного Серафима, епископа Призренского. Я уверен, что выражу общее желание, когда буду просить его Преосвященство передать Его Святейшеству наши чувства глубокой признательности и пожелания здравия и благодатной помощи Божией, по исполнению возложенной на него высокой обязанности Кормчего Сербской Церкви.
(Собор встает и поет многая лета).
Выразим также наше чувство признательности Королевскому Правительству в лице его председателя д-ра Милана Стоядиновича, за благожелательное и внимательное отношение к делу созыва Собора, предоставлением для его членов виз и права льготного проезда.
С чувством душевной радости приветствую Вас, членов Собора, собравшихся со всех концов земли и поистине подъявших подвиг горячей любви и преданности Церкви, чтобы принять участие в сем Соборе – этом ярком проявлении нашего духовного единства. Нам особенно отрадно видеть в своей среде прибывших из наиболее отдаленныхь пределов – Преосвященного Архиепископа Мелетия со своими спутниками, 40 дней проведших в пути, и Преосвященного Урмийского Иоанна, несколько дней проехавшего по безплодной пустыни, горя желанием приобщиться к нашей соборной работе.
Мы все утешены тем, что среди нас находится член столь дорогого нам Российского Императорского Дома, Его Высочество Князь Сергей Георгиевич Романовский, благоволивший лично принять участие в занятиях Собора, в качестве его члена.
Со времени Патриарха Филарета Никитича династия Романовых спаяна с Русской Православной Церковью неразрывными узами. И ныне в годы нашего тяжкого испытания, представители Императорского Дома все также соединены с Русским народом общим страданием и общими чаяниями и верою. Об этом свидетельствует и полученное сегодня приветственное письмо Главы Императорского Дома, которое будет сейчас оглашено.
Первый Всезарубежный Собор Русской Православной Церкви заграницей был созван в 1921 году. Тогда Зарубежная Церковь была в зачаточном состоянии. С тех пор она сделала большую организационную работу, окрепла, распространилась по всему свету, где только есть Русские люди и включила новыя области их разсеяния в Русское Зарубежное Церковное единство.
Авторитет Церкви вообще возрос за последние годы и она начала и исполняет свою великую историческую миссию: она напомнила русским людям их великий идеал Святой Руси, которым строилась Великая Россия, который одухотворял русскую государственность и русскую культуру. Очень знаменательно, что мы переживаем юбилейный год Крещения Руси и вся Зарубежная Русь достойно прославила Просветителя Руси Равноапостольного Князя Владимира, основоположника Святой Руси, под небесным покровительством которого собрался наш Собор.
Из года в год Русская Зарубежная Церковь проповедывала его великие заветы и теперь мы с удовлетворением видим, что русские люди все яснее понимают, что только Церковь в силах собрать их воедино и вдунуть в них душу живу, чтобы они могли возсоздать разрушенную храмину Святой Руси.
После революции мы превратились в сухия кости, которыя были разбросаны по всему свету и которыя ждут пророческого голоса, чтобы он соединил их воедино, облек их плотию и вдунул дыхание жизни.
Кто изречет на них животворящее слово, кроме Церкви? И настоящий Собор созывается для того, чтобы всех нас, разсеянных по всему свету собрать воедино и напоить водою живою.
Не напрасно Собор так оживил и поднял дух Русских людей. Они почувствовали его высокое призвание и понесли свои лепты на Соборное дело, для того, чтобы приобщиться к делу духовного возрождения Русского народа.
Церковь есть Богочеловеческий организм, в котором мы все – кто бы мы ни были – являемся членами друг другу. Здесь никто не может сказат руке: ты мне не нужна или главе и ногам – вы мне не надобны. Епископы, клирики и миряне только в своей совокупности составляют исполнение Церкви. Церковь глубоко иерархична по своей природе, но порядок внутренних отношений здесь иной, чем в мирском обществе и больший в ней стремится быть всем слугою. Здесь царствует послушание и взаимная любовь, которая не превозносится, не ищет своего, не домогается права, но приемлет обязанности.
И если мы будем помнить это, то отпадет главное опасение, смущавшее некоторых в созыве настоящего Собора.
Когда было положено начало делу созыва Собора с представителями клира и мирян, оно вызвало убежденныя возражения как раз со стороны людей наиболее преданных Церкви. Они говорили, что миряне внесут с собой страстность, что их участие вообще не нужно, ибо дело мирян исполнять веления Собора, а не участвовать в постановлениях последнего.
Но именно потому, что благочестивые русские люди так бережно отнеслись к Собору и стало ясно, что их безбоязненно можно призвать к участию в Соборной работе. Участие мирян в церковной работе и заседаниях Собора привлекло к нему особое внимание со стороны русских православных людей, ибо они веруют и надеются, что настоящий Собор выразит голос всей Церкви, как единого целостного организма, и через это может вдохновить народ на великий национальный подвиг.
Какия же практическия задачи лежат перед Собором?
Первая и главная из них есть возстановление нашей поруганной и покрытой кровью России и потрясенной Русской Церкви. Наши сердца обращены ко всему Русскому народу, под игом безбожной власти томящемуся. Мы должны сказать ему, что мы слышим его стоны и вопли и знаем его муку, видим его слезы и духовно со всею силою приобщаемся к его страданиям.
Но что мы можем сделать для него?
У нас нет вещественного меча, чтобы разсечь его узы. Однако надо со всею силою сказать, что если бы он и был, то Церковь никогда не взяла бы его в свои руки. У Церкви есть свое духовное оружие, о котором говорить апостол – шлем спасения, броня правды и меч духовный – глаголы Божии.
Вспомните, как три юноши, охранявшие ночью царя Дария, решили каждый написать на записке свой ответ на вопрос, что сильнее всего и каждый положил потом свою записку под изголовье царя, от которого должна была последовать награда за наиболее мудрый ответ. Когда эти записки были прочитаны пред лицом царя, то оказалось, что один написал «сильнее всего вино, ибо оно делает одинаковым ум царя и сироты, раба и свободного, бедного и богатого, уравнивая их между собою». Другой ответил, что «сильнее всего царь», господствующий над землею и морем и которому безпрекословно повинуется весь народ и войско. Третий – это был Зоровавель – сказал «сильнее всего женщина, которая рождает царя и часто подчиняет его своей воле, но над всем одерживает победу истина. Вся земля взывает к истине и небо благословляет ее и все дела трясутся и трепещут пред нею. Она есть сила и царство и власть и величие всех веков. Благословен Бог истины!» заключил он свое слово.
Вот эту силу и это оружие истины и держит Церковь в своих руках и им она побеждает мир.
Эта сила исходит благодатно от Святого Духа, в Нем пребывающая и этой силой будет освобожден Русский народ от власти зла и духовного мрака, какими он окружен в настоящее время.
Наша задача возродить русского православного человека и прояснить его мировоззрение, воскресить в его душе идеал Святой Руси и возбудить в ней жажду очищающего и возрождающего нравственного подвига.
Спасение России в обновлении идеи Святой Руси и христианского смысла жизни. Это задача нелегкая. Революция оставила глубокий след на русской жизни, она вырыла бездну между нашим настоящим и прошлым. Смутное время во многом непохоже на наше. Тогда люди были также разъединены, но у них, оставалось одинаковое понимание добра и один национальный идеал. Большевики положили не мало труда для того, чтобы вытравить в русской душе все, чем жила Святая Русь и вместо этого вложить в нее иное содержание. Надо снова возродить русския души и воззвать их к новой для них, благодатной жизни. Это великая задача, великий подвиг и к нему то и призвана Церковь.
Церковь должна обладать свободой, ибо она живет по велениям Духа. Когда Церковь теряет свободу действий и перестает быть совестью общества, то как неизбежное последствие наступает ослабление ея влияния на людей, на граждан, отчего слабеет и само государство.
Напрасно думают, что стоит только возстановить прежний государственный строй и русская жизнь расцветет сама собою. Это глубокое заблуждение.
Чем выше наш идеал, тем глубже он должен быть укоренен в народной душе. Нам всем дорог монархический порядок, взлелеянный древней Русью. Но монархический строй по существу есть строй теократический. Православный Царь есть помазанник Божий потому, что он слуга Божий, защитник Церкви и правды Божией на земле. На этом понимании строилась Россия и на этом нравственном основании она будет утверждаться впредь, и пока не возстановлено и не укреплено это мировоззрение и этот идеал, не может быть возстановлена православная Россия.
Перед Русским народом стоят прежде всего духовныя и нравственныя задачи. Чтобы восприять высокий идеал Православного Царя и Христианского государства, надо полюбить Божию правду, вновь усвоить и проникнуться идеалом Святой Руси. Нужно внутреннее возрождение человека, нужно покаяние, ибо через него возрождается человек и становится способен к единению во имя правды и ему становится ясным, что только любовь созидает.
После Великой войны весь мир был потрясен до самых своих оснований. Произошла великая переоценка ценностей, после которой человечество продолжает искать новых основ жизни и различные народы по разному ищут путей и находят их. Но лучшие умы с глубоким вниманием прислушиваются к тому, на какой путь станут русские люди. В страшных испытаниях в них возрождается старый неумирающий идеал Святой Руси и Собор должен сказать, что это есть единственный идеал, который никогда не умрет, ибо все проходит, только истина Христова пребывает во веки. Об этом Собор должен громко сказать и всем своим братьям по вере и крови, которые находятся в тяжких испытаниях и чья участь и жизнь для Собора не может быть безразлична.
Пресыщенные суетными обещаниями и надутым пустословием, русские люди ждут от Собора живого творческого слова, которое пламенем обожгло бы их сердца.
Но откуда может придти эта сила и этот огонь?
От Духа Божия, который животворит Церковь. В ней Его сила, возрождающая сердца, в которых он сам глаголет воздыханиями неизреченными.
Будем же вручать себя Духу Утешителю и просить Его, чтобы Он наставил нас на всякую истину. Будем взывать к Матери Божией, чтобы она молитвами своими подвигла нас на путь правды и мира. Будем молить Просветителя нашего Святого Князя Владимира, да озарит нас Господь по его ходатайству тем же светом, которым был озарен Русский народ 950 лет тому назад, который исходит от Первоисточника всякого Света, просвещающего и освещающего всего человека, Кто есть Путь, Истина и Жизнь».
Закончив свою речь, Высокопреосвященный Председатель предоставляет слово представителям отдельных областей для приветствия Собору. Представитель С. Американского Митрополичьего округа, Епископ Питсбургский и Вест-Вирджинский Вениамин: «Бог послал мне быть на этом высоком и освященном Собрании. Сложившияся обстоятельства церковной жизни в Америке не позволили прибыть сюда ни Владыке нашему Митрополиту Феофилу, ни его заместителю Владыке Леонтию. По поручению нашего Митрополита, я приветствую это Священное Собрание от Американской Руси, от Епископата и Главы нашего Митрополичьего округа Высокопреосвященного Феофила, Митропо[лита] всея Америки и Канады. Владыка наш Митрополит Феофил поручил мне пожелать сему Собору успеха в работах и водворения полного единства во всей Русской Зарубежной нашей Церкви. И я лично имею от Владыки нашего Митрополита Феофила директивы всемерно стараться об укреплении единства во всей Русской Зарубежной Церкви и в Америке. Пусть Господь мира и любви поможет всем нам в этом неотложном и святом деле. Благодарю вас, что вы меня благосклонно выслушали».
Высокопреосвященный Архиепископ Харбинский и Маньчжурский Мелетий: «Православная Харбинская епархия, в полном своем составе, долг имеет почтительнейше и сыновне приветствовать Вас, Богомудрые Архипастыри, как Собор русских иерархов заграницей, испрашивая ваших святых молитв и благословения. Харбинская епархия с 1922 года находится под духовным окормлением и мудрым руководством Собора Русских Православных иерархов, находящихся заграницей по обстоятельствам политической жизни своего отечества. За все время шестнадцатилетнего существования своего, православные христиане Харбинской епархии спокойно и о Господе устроили свое христианское житие, будучи твердо уверены, что кормило церковного корабля находится в руках, которыми правит Сам Небесный Пастыреначальник, через те божественные каноны, которые Он дал через Святых Апостолов, Святые Соборы и через Святых Отцов и Учителей Церкви. Все мы уповаем, что Русская Православная Церковь, в разсеянии сущая, сохранит священный огонь своего Божественного установления и снова возжет его на святых престолах своего Великого Отечества. Харбинская епархия радуется о Господе, что вместе с Собором Иерархов в этом священном собрании принимают участие ревнующие о пользе церковной благочестивые клирики и миряне, умудренные книжным наставлением и опытом своей богоугодной жизни. Православные христиане Дального Востока, изстрадавшиеся от невыносимой скорби своего Отечества, ждут утешения от настоящего высокого собрания, в полном уповании, что самая главная основа бытия русского народа – вера православная – будет охраняться, как величайшая святыня и зиждительная сила нашего возрождения. Православные христиане и клир Харбинской епархии молит Господа, да дарует Он всякое благопоспешение деланию настоящего высокого собрания».
Высокопреосвященный Серафим, Архиепископ Западно-Европейской епархии, приветствует Собор, указывая, что он является представителем той части Зарубежной Церкви, жизнь которой протекает в условиях несколько исключительных. Нигде нет такой интенсивной борьбы темных сил, как в Париже. Там, можно сказать, главный штаб всей современной борьбы против Церкви и Православия. Там лаборатория всякого рода лжеучений, там напряженный напор модернизма, софианства, экуменизма, масонства и разрушительной духовной работы единого фронта пробольшевизма. Работа всех этих злых сил сказывается не только каждый день, но каждый час, если не каждую минуту, создавая исключительно тяжелую атмосферу для церковной работы. Западно-Европейская епархия ждет от Собора моральной поддержки и приносит Собору твердую преданность Церкви и св. канонам, которая закалена и испытана в постоянной борьбе против работы темных сил.
Засим Председатель предоставляет слово делегату ведающему интересами Русской Эмиграции в Королевстве Югославии, В. Н. Штрандтману, который произносит следующую речь: «От имени Делегации, прошу Вас, Высокопреосвященнейший Владыка, принять мои поздравления по случаю открытия Зарубежного Собора Русской Православной Церкви и мои горячия пожелания успеха начинаниям Высокого Собрания, дабы деяния его послужили к укреплению единой свободной части Российской Православной Церкви, способствовали торжеству Веры Православной, сплотили верующую паству Христову и приблизили час избавления нашей изнемогающей и измученной Родины. С особой силой и проницательностью наши духовныя очи должны в настоящее важное мгновение охватить весь ужас случившегося в России, всю трагедию настоящего и неминуемую гибель русского народа в будущем, если он не будет освобожден от наложенных на него тягчайших цепей дьявольских. Ни устами сказать, ни разумом понять судьбы России – их надо чувствовать и душою обнять. Когда мы будем глубоко в сознании носить видение о кровавом, чудовищном избиении нашего Царя Мученика, нашей Царицы Мученицы, нашего Мученика Наследника Цесаревича, Мучениц Великихь Княжен и многих мучеников из нашего Российского Царского Дома – сердце наше опять будет сжиматься от воспоминаний еще не столь далекого прошлого, кровавым туманом завеянного, из которого выступают образы мучеников Святителей Церкви Православной, воинов павших в борьбе за Святую Русь, наших родных и близких, миллионов русского народа, от голода и нечеловеческих истязаний погибающих и гибнущих; когда мы, наконец, будем друг на друга смотреть с дружелюбием и состраданием, ища правды, в сознании общности нашего бедствия и когда посланныя нам испытания мы будем переносить без поношения и без злобы, а с улыбкой в сердце, видя в них жертву искупления – тогда наступит час избавления и торжества... Тогда воскреснет Россия... Наша родная Святая Православная Церковь нам Предстательница пред Престолом Всевышнего, а настоящий Церковный Собор, с благословения Святейшего Гавриила, Патриарха Сербского, под Вашим мудрым председательством, осиянный благодатию Божией, силой веры расчистит тяжелый предстоящий путь к спасению и радости. Память и почитание святого прошлого России – укажут путь к будущему. – С этими чувствами и мыслями я приношу Вам, Высокопреосвященнейший Владыка, Вашим сотрудникам Высокопреосвященнейшим и Преосвященнейшим Архиепископам и Епископам, Высокопреподобному и преподобному священству и досточтимым мирянам мой привет и глубокий поклон».
Вслед затем приветствует Собор В. П. Яковлев от имени Белградского прихода, после чего хор поет гимн св. кн. Владимиру и председатель объявляет заседание закрытым, а следующее заседание назначает на другой день 2/15 августа в Сремских Карловцах.