сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь

Источник

Монастыри

(в алфавите названий)

1344. Митрофанов Г., прот. Двухвековой исторический путь Санкт-Петербургской духовной академии в стенах АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ лавры: [Докл. на конф., посвящ. 200-летию Александро-Невской лавры. Дек. 1997 г.] // ХЧ. 1998. № 16. С. 29–41.

Валаам – см. № 2594.

Высоко-Петровский монастырь – см. также № 1003.

1345. Датюк Т. Московский Высоко-Петровский монастырь: Ист.-археологическая справка // ППр. 1993. № 1. С. 12–18.

1346. Игнатия (Петровская), мон. Высоко-Петровский монастырь в 20–30 гг. / Публ., предисл.: А. Л. Беглов // АиО. 1996. № 1(8). С. 114–135.

Зачатьевский монастырь – см. № 2567.

1347. Головкова Л. А. Картина репрессий в послереволюционной Москве: ИВАНОВСКИЙ монастырь // ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 374–381.

1348. Августин (Никитин), архим. Возрождение Петербургского Иоанновского монастыря // ВестнЛДА. 1990. № 2. С. 151–161.

1349. Шкаровский М. В. История Иоанновского монастыря и мощей св. Иоанна Кронштадтского // ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 213–215.

Иосифо-Волоколамский монастырь – см. № 2481, 2589.

Киево-Печерская лавра – см. № 2593.

Кирилло-БелозерскиЙ монастырь – см. № 2459.

1350. Семенищева Е. В. Колоцкий монастырь и его основатели: (К 585-й годовщине со времени основания) // ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 126–129.

Нило-Сорский скит – см. № 1288. Ново-Иерусалимский монастырь – см. также № 2456.

1351. Зеленская Г. М. «Каменный путеводитель» XVII в. по Воскресенскому собору Ново-Иерусалимского монастыря // ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 152–175.

Оптина пустынь – см. также № 1304, 1330, 2475, 2590, 2592, 3018.

1352. Голиков А., свящ. Оптина пустынь в истории русского монашества XIX в. // ХЧ. 1999. № 17. С. 140–146.

1353. Иннокентий (Просвирнин), архим. Русское старчество и Оптина пустынь// ВРЗЕПЭ. 1988. № 116. С. 158–172.

1354. Лосский В. Н., Надеждина А. Оптинское старчество // ВРЗЕПЭ. 1983. № 113. С. 149–208.

1355. Светозарский А. К. Из наследия митр. Вениамина (Федченкова): [Фрагмент из кн. «Божии люди»: О старцах Оптиной пустыни] // БВ. 1993. [Т.] 1. Вып. 1–2. С. 70–101.

1356. Власова Е. И. Оранский монастырь и скит // АиО. 1997. № 2(13). С. 362–373.

Савво-Сторожевский монастырь – см. № 2477.

Серафимо-Дивеевский монастырь – см. № 1724.

Соловецкий монастырь – см. № 2546.

Троице-Сергиева лавра – см. также № 495, 831, 912, 967, 996, 1328, 1724, 2243.

1357. Аристарх (Станкевич), архиеп. Гомельский и Жлобинский. Троице-Сергиева лавра и русская культура / Архим. Аристарх// БТ. 1989. Сб. 29. С. 201–206.

1358. Иннокентий (Просвирнин), архим. Троице-Сергиева лавра и взаимодействие культур // БТ. 1989. Сб. 29. С. 207–214.

1359. Иоанн (Экономцев), архим. Московская духовная академия в период пребывания в Троице-Сергиевой лавре / Игум. Иоанн (Экономцев) // БТ. 1992. Сб. 31. С. 62–68.

1360. Макарий (Веретенников), архим. Келарь Троице-Сергиевой обители старец Адриан Ангелов // АиО. 1995. № 2(5). С. 117–126.

1361. Феогност (Гузиков), еп. Сергиево-Посадский. Патриотическая и миротворческая деятельность Троице-Сергиевой лавры / Архим. Феогност (ошибочно: Пузиков) // БТ. 1989. Сб. 29. С. 215–224.

1362. Новгородов В. Е. Харьковский Свято-Покровский монастырь // BiP 2000. № 1. С. 152–160.

Храмы

1363. Возобновление богослужений в Екатерининской церкви на Съездовской линии [гор. Санкт-Петербург] // ХЧ. 1997. № 15. С. 88–91.

1364. Егорцев А. Ю. «Храм оставленный – все храм...»: (Штрихи к истории открытия университетской церкви св. мчц. Татианы) [1994–1995 гг.] // АиО. 1998. № 1(15). С. 376–390.

1365. Макарий (Веретенников), архим. Храм св. равноап. Марии Магдалины в Веймаре / Пер. с нем.: М. А. Журинская // АиО. 2000. № 1(23). С. 109–127.

1366. Тимофеева Т. П. Двадцать лет из истории Успенского собора во Владимире (1918–1939): Документальная хроника // ХЧ. 1991. № 2. С. 40–54.

См. также № 644, 2447.

Афон

См. также: Имяславие (№1506–1509).

1367. Августин (Никитин), архим. Афон и Русская Православная Церковь: (Обзор церковно-литературных связей) // БТ. 1997. Сб. 33. С. 76–109.

1368. Августин (Никитин), архим. Рукописное наследие Св. Горы: Свято-Павловский монастырь [Ксиропотам] // АиО. 2000. № 4(26). С. 288–305.

1369. Большаков С. Н. Иеросхимонах Иероним (Соломенцев), возобновитель русского монашества на Афоне в XIX в. // ВРЗЕПЭ. 1963. № 41. С. 52–62.

1370. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Афон в духовной жизни Православной Церкви / Иером. Василий // ВРЗЕПЭ. 1952. № 12. С. 5–23.

1371. Леонид (Поляков), митр.Рижский и Латвийский. Афон в истории русского монашества: (Духовно-нравственные связи) // БТ. 1970. Сб. 5. С. 5–24.

1372. Талалай М. К. О положении русского монашества на Афоне после 1912 г. // Страницы. 1998. Т. 3. № 3. С. 414–423.

Перипетии существования рус. мон-рей после падения «турко-кратии» до настоящего времени (периода насильственной эллинизации).

1373. Троицкий С. В. Афон и международное право // БТ. 1997. Сб. 33. С. 138–154.

См. также № 290, 456–469, 1506, 1508, 1509, 2204, 2837 (библиогр.), 2881, 2934.

Святые места. Святая Земля (Палестина)

См. также: Императорское Православное Палестинское общество (№ 768, 769); Русская Духовная Миссия в Иерусалиме (№ 770–775); Иконографические типы: ...Святой Земли (№ 2544–2547).

1374. Кобищанов Ю. М. Встреча христианских цивилизаций в святых местах Палестины и Египта (глазами русских паломников XV-XVIII вв.) // БТ. 1999. Сб. 35. С. 197–204.

1375. Мусин А., диак. Археология древнерусского паломничества в Святую Землю в XII-XV вв. // БТ. 1999. Сб. 35. С. 92–110.

1376. Паломничество во Святую Землю // ВРЗЕПЭ. 1966. № 56. С. 259–263.

Поездка архиеп. Василия (Кривошеина).

1377. Поплавская Х. В. Особенности православного паломничества в XX веке // ИВ. 1999. Вып. 1. С. 25–42.

1378. Торопцева Н. Т. Паломничество по Святой Земле в конце ХХ в. // АиО. 2000. № 3(25). С. 354–377; № 4(26). С. 368–385; 2001. № 1(27). С. 371–383.

Перепеч. изд.: Тамбов, 1996.

См. также № 511, 564, 566, 965, 971, 2975.

Русская Библейская археология и археография

См. также: Библейская история и археология (№ 231– 239); Общая история Церкви (№ 505–572); Литургика (2152–2284); Церковная археология (№ 2609–2623); Археография (№ 2875–2878).

См. № 2884, 2889.

Богословские дисциплины

Догматическое богословие

Общие работы

1379. Каллист (Уэр), еп. Диоклейский. Бог и человечест во / Пер. с англ.: Г. И. Вдовина // Страницы. 2000. Т. 5. № 3. С. 353–376.

Гл. 11 из кн.: Православная Церковь. М.: ББИ, 2001. Разделы: Троичный Бог; Человеческая личность; Св. Дух; «Причастники Божественного естества»: обожение – искупление и спасение.

1380. Лосский В. Н. Догматическое богословие / Пер. с фр.: [В. А. Рещикова] // БТ. 1972. Сб. 8. С. 129–183.

1381. Лосский В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви / Пер. с фр.: [В. А. Рещикова] // БТ. 1972. Сб. 8. С. 7–128.

1382. Скурат К. Е. Догматические темы в русской церковной литературе XI–XVII вв. // БТ. 1989. Сб. 29. С. 5–19.

1383. Скурат К. Е. Проявление апостольской веры в жизни Церкви // БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 60–81.

Основные постулаты Православия.

Учебники. Курсы. Программы

1384. Бобринский Б., протопр. Лекция по догматическому богословию, прочитанная в ПСТБИ 22 февр. 1993 г.: [О Святом Духе]. Ответы на вопросы // БСб. 1997. № 1. С. 5–40.

См. также № 135, 508.

Догматы: значение, происхождение. Символ веры

1385. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Символические тексты в Православной Церкви // БТ. 1968. Сб. 4. С. 5–36.

1386. Денисенко М. А. Выступление [на консультации «Вера и церковный строй» по теме: «Экуменическое значение Никео-цареградского Символа Веры». Одесса, 9–15 окт. 1981 г.] / Филарет (Денисенко), митр. Киевский и Галицкий // ВРЗЕПЭ. 1982. № 109/112. С. 127–135.

К вопросу об истолковании Никео-Константинопольского Символа веры.

1387. Иванов М. С. Догмат: содержание и определение // БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 1. С. 83–107.

1388. Лосский В. Н. Вера и богословие: Пер. с фр. // ВРЗЕПЭ. 1979. № 101/104. С. 101–112.

Сокращенное изложение двух лекций (1957 г.) В. Н. Лосского, сделанное его учеником.

1389. Лосский Н. В. Формулировки веры и тайна веры: Пер. с англ.: [Докл. на консультации «Вера и церковный строй» по теме: «Экуменическое значение Никео-Цареградского Символа Веры». Одесса, 9–15 окт. 1981 г.] // ВРЗЕПЭ. 1982. № 109/112. С. 151–155.

См. также № 304.

Священное Писание. Откровение. Предание

1390. Лисовой Н. Н. Церковное Предание и историческая реконструкция // ИВ. 2000. Вып. 7(11). С. 85–93.

1391. Лосский В. Н. Предание отцов и схоластика / Пер. с фр.: [В. А. Рещикова] // БТ. 1978. Сб. 18. С. 118–124.

1я гл. из кн.: Боговидение (1962). Ср. № 137.

1392. Талызин В. И. Церковное Предание: [Докл. на собеседовании Арнольдсхайн – I между представителями РПЦ и ЕЦ Германии. 27–29 окт. 1959 г.] // БТ. 1968. Сб. 4. С. 221–225.

1393. Флоровский Г. В., прот. Писание и Предание с православной точки зрения // ВРЗЕПЭ. 1964. № 45. С. 57–63. См. также № 312, 452, 490, 664, 1467.

Учение о Боге в Самом Себе

1394. Антоний (Блум), митр. Сурожский. Эволюция образа Отца и христианская вера / Пер. с нем.: Е. В. Шохина // АиО. 1999. № 3(21). С. 5–10.

1395. Давыденков О., свящ. Понятия «силы» и «энергии» в святоотеческом богословии // ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 5–16.

1396. Иларион (Алфеев), еп. Венский и Австрийский. Святитель Григорий Богослов и преподобный Симеон Новый Богослов: Сравнит. анализ учения о Боге / Иером. Иларион (Алфеев); Пер. с англ.: Е. Л. Майданович // ЦиВр. 1998. № 2(5). С. 128–147.

Гл. из докт. дис.: Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. Оксфорд, 1995.

1397. Кентених И., свящ. К проблеме отцовского авторитета // ППр. 1995. № 4. С. 48–58.

Вопрос об основах Божественного порядка в мироздании.

1398. Лосский В. Н. Богословие образа / Пер. с фр.: [В. А. Рещикова] // БТ. 1975. Сб. 14. С. 105–113.

1399. Михаил (Грибановский), еп. Таврический. Истина бытия Божия: Опыт уяснения основных христианских истин естественной человеческой мыслью / Иером. Михаил (Грибановский); Предисл.: прот. В. Мустафин // БТ.

1990. Сб. 30. С. 5–82.

См. также № 293, 368, 404.


Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000) / Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

Комментарии для сайта Cackle