сост. монахиня Елена (Хиловская), О.В. Меликова, О.В. Руколь

Источник

Частные вопросы

Догматические темы

1742. Никитин В. А. Пасхальный догмат в русском богословии // БТ. 1990. Сб. 30. С. 279–304.

См. также № 1405, 1434, 1451, 1452, 1865, 1866, 1890, 2258.

Апологетические темы

1743. Гумеров А., свящ. Три четверти академического богословия: (Духовное наследие «Прибавлений к творениям святых отцов» и «Богословского вестника») // БВ. 1993. [Т.] 1. № 1. Вып. 1–2. С. 21–39.

1744. Дронов М., прот. Экзистенция и опыт в православном мышлении накануне XXI в. // АиО. 1998. № 4(18). С. 255–271.

1745. Задорнов А. Академическая школа русского богословия и проблема основания науки // БВ. 1998. [Т.] 2. Вып. 2. С. 39–59.

1746. Осипов А. И. Богословие и «Богословский вестник» // БВ. 1993. [Т.] 1. № 1. Вып. 1–2. С. 7–20.

Итоги развития рус. богословия к 1917 г. и отражение их в «БВ».

1747. Панков Г. Д. Вопрос об отношении философии к религии на страницах харьковского журнала «Вера и разум» // BiP. 2000. № 1. С. 87–89.

См. также № 1063, 1680, 1699, 3084.

Персоналии

(в алфавите имен; см. также ИУ)

Булгаков С. Н. – см. также ИУ.

1748. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. О сборнике С. Н. Булгакова «Два града» // ППр. 1996/1997. № 5. С. 48–55.

К 125-летию со дня рождения прот. Сергия Булгакова.

1749. Елена (Казимирчак-Полонская), мон. Профессор протоиерей Сергий Булгаков (1871–1944) // БТ. 1986. Сб. 27. С. 107–194.

Список трудов прот. С. Н. Булгакова: С. 179–194.

1750. Денисенко И. Н. Взгляды Т. И. Буткевича на сущность и происхождение религии // BiP. 2000. № 1. С. 66–70.

1751. Митрофанов Г., прот. Религиозно-философские воззрения К. Леонтьева и их значение для русской религиозной культуры // ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 26–29.

Лосский В. Н. – см. также ИУ.

1752. Антоний (Мельников), митр. Ленинградский и Новгородский. Предисловие [к сб. 8 «Богословских трудов», посвящ. В. Н. Лосскому] // БТ. 1972 Сб. 8. С. 5–6.

1753. Асмус В. В., прот. Богословие В. Н. Лосского // ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 249–252.

1754. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Нам его не хватает больше, чем когда-либо: Памяти В. Н. Лосского: Пер. с фр. // ВРЗЕПЭ. 1979. № 101/104. С. 98–99.

1755. Василий (Кривошеин), архиеп. Брюссельский и Бельгийский. Памяти В. Н. Лосского: Пер. с фр. // БТ. 1985. Сб. 26. С. 156–158.

1756. Ведерников А. В. Владимир Лосский и его богословие // БТ. 1972. Сб. 8. С. 215–230.

1757. Малков Г., диак. «...Больше всего он любил Бога»: (О В. Н. Лосском) / Ю. Г. Малков // АиО. 1996. № 4(11). С. 84–90.

1758. Мумриков А., диак. О богословии Владимира Лосского // БТ. 1985. Сб. 26. С. 159–162.

1759. Рещикова В. А. Воспоминания о Владимире Николаевиче Лосском // ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 246–249.

Льюис К. – см. также ИУ.

1760. Каллист (Уэйр), еп. Диоклейский. Можно ли считать К. С. Льюиса «анонимным православным»? // Страницы. 1996. № 2. С. 102–112.

Мейендорф И., прот. – ср. также № 1419.

1761. Пеликан Я. Памяти Иоанна Мейендорфа // Страницы. 1996. № 3. С. 151–153.

1762. Константин (Горянов), архиеп. Тихвинский. Жизнь и религиозно-философская антропология Виктора Несмелова/ Константин, еп. Тихвинский// ХЧ. 1998. №16. С. 5–25.

Софроний(Сахаров), архим. – см. также ИУ.

1763. Завершинский Г., диак. Богословский экзистенциализм архим. Софрония (Сахарова) // АиО. 1999. № 3(21). С. 167–180.

Флоренский П. А., свящ. – см. также № 921–923.

1764. Свиридов И., прот. Гносеология свящ. Павла Флоренского / Свящ. И. Свиридов // БТ. 1986. Сб.: 300-летие МДА. С. 264–292.

Честертон Г. – см. также ИУ.

1765. Хилл К. Сладостная благодать разума: Апологетика Гилберта Кийта Честертона / Пер. с англ.: Т. Чепайтис // Страницы. 1996. № 1. С. 110–123.

1766. Аникеева Е. Н. Хр. Яннарас и современный эллинизм // ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 97–99.

Историософская концепция, развиваемая совр. греч. богословами: эллинизм как правосл. византинизм и противопоставление греч. и зап. цивилизаций.

См. также № 230, 495, 501, 503, 612, 627, 950, 984, 1172, 1191, 1331, 1454, 1461, 1582.

Религиоведение

См. также: Западно-христианские исповедания (№ 1819–1992)

Общие проблемы

1767. Аникеева Е. Н. Роль женского принципа в пантеизме и в монотеизме: (Некоторые аспекты сравнительного анализа) // БСб. 1999. № 2. С. 143–152.

1768. Левинская И. А. Синкретизм: термин и феномен // Страницы. 1998. Т. 3. № 4. С. 558–567.

1769. Поляков И., свящ. Решение вопроса о происхождении и сущности религии на почве рациональной философии // ХЧ. 1996. № 12. С. 105–156.

1770. Шишова М. И. Новые религиозные движения и православный путь преодоления их влияния: (Опыт Русского христианского гуманитарного ин-та и Православного ин-та миссиологии, экуменизма и новых религиозных движений): [Докл. на юбил. конф. СПбДАиС. 25–26 дек. 1996 г.] // ХЧ. 1997. № 14. С. 137–142.

1771. Шохин В. К. Диалог религий: идеология и практика // АиО. 1997. № 1(12). С. 281–295; № 2(13). С. 223–240.

См. также № 1613, 1726.

Иудаизм

1772. «...Ибо молитва Моисея была как меч разящий и неудержимый»: Из «Агады» [изд.] Х. Н. Бялика и И. Х. Рав-ницкого [Одесса, 1908–1909] / Пер.: А. Э. Графов // Страницы. 1997. Т. 2. № 3. С. 344–351.

Агада: антология текстов Талмуда и мидрашей.

См. также № 197, 216.

Иудео-христианский диалог

1773. «Дабру Эмет»: Иудейское заявление о христианах и христианстве / Пер. с англ.: А. Шурбелев // Страницы. 2000. Т. 5. № 4. С. 542–544.

«Говорите истину» – документ, опубл. в «New York Times» 10 сент. 2000 г.

1774. Кесслер Э. Некоторые пояснения к «Дабру Эмет» / Пер. с англ.: Э. Серебрякова // Страницы. 2000. Т. 5. № 4. С. 545–553.

О необходимости иудео-христианского диалога. История иудео-католического диалога с 1965 г.

1775. Лапид П., Луц У. Диалог иудея и христианина об Иисусе / Пер. с англ.: Ю. М. Табак // Страницы. 1998. Т. 3. № 2. С. 210–214.

См. также № 1673.

Ислам

1776. Джибран Х. Пророк: [Эссе] / Пер. с англ.: И. Бессмертная // Страницы. 2000. Т 5. № 1. С. 99–104.

1777. Журавский А. В. Представления о человеке в Коране и Новом Завете // Страницы. 1996. № 3. С. 139–148.

1778. Журавский А. В. Совет исламского содружества: Первый общемусульманский центр в Европе // Страницы. 1996. № 4. С. 156–157.

1779. Журавский А. В. Иисус в Коране // МБ. 1997. Вып. 4. С. 89–95.

1780. Журавский А. В. Мария в Коране и мусульманской традиции // МБ. 2000. Вып. 7. С. 65–70.

1781. Максимов Ю. В. Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств // АиО. 1998. № 3(17). С. 261–293.

1782. Максимов Ю. В. Образ рая в христианстве и исламе// АиО. 1999. № 2(20). С. 271–279.

1783. Мейендорф И., протопр. Византийские представления об исламе / Пер. с англ.: Н. В. Поляков, Я. Г. Тестелец // АиО. 1995. № 4(7). С. 97–108; 1996. № 2/3(9/10). С. 131–140.

1784. Талби М. Вера Авраама и мусульманская вера / Пер. с фр.: М. Л. Темина // Страницы. 1998. Т. 3. № 4. С. 602–607.

Ст. из кн.: Христиане и мусульмане: Проблемы диалога. М., 2000.

См. также № 2801, 2823.

Буддизм

1785. Аникеева Е. Н. Безличный и а-субстанциальный характер сверхсущего в буддийском умозрении // ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 56–59.

1786. Шохин В. К. Мнимые влияния // АиО. 1997. № 3(14). С. 274–307.

О совр. попытках отыскать буддийские «корни» в христианстве.

Индуизм

1787. Аникеева Е. Н. Основные парадигмы индийского религиозного сознания в их сопоставлении с христианским богословием // ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 273–274.

1788. Аникеева Е. Н. К вопросу об инклюзивизме индийских религий и эксклюзивизме христианства // ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 52–55.

1789. Аникеева Е. Н. Основные черты индийских космогоний и их антикреационистский характер // ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 84–90.

1790. Дворкин А. Л. Тоталитарные основы современного кришнаизма // ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 269–273.

1791. Резник М. И. Учение о личности в современном индуизме // ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 60–63.

1792. Саирсингх К. Христос и карма: Религиозные поиски в индуизме / Пер. с англ.: Г. Ястребов // Страницы. 1996. № 2. С. 43–56.

1793. Шохин В. К. Пауль Хакер и святоотеческая трактовка нехристианской мысли // АиО. 1999. № 1(19). С. 242–256.

П. Хакер (1913–1979) – ведущий нем. индолог.

1794. Явиц С., прот. Учение о спасении в «Бхагавадгите» // ТКДА. 1997. № 1. С. 156–174.

См. также № 2802.

Восточные культы и верования

1795. Августин (Никитин), архим. Тэй Нинь – духовный центр каодаизма // Страницы. 1996. № 2. С. 132–140.

1796. Аникеева Е. Н. Границы языческого теизма (на примере традиционных индийских религий) // ЕжБК ПСТБИ, 1997. С. 51–54.

1797. Елисеев В., свящ. Православный путь к спасению и лже-мистические оккультные учения Востока // ППр. 1993. № 1. С. 135–177.

1798. Кураев А., диак. Рерихианство глазами православного// ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 89–96.

Язычество

1799. Воробьев С. М. Роль религии в официальной идеологии государств Древнего Переднего Востока // ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 228–234.

1800. Померанцева Н. А. Тема вечной жизни в представлении древних египтян // ЕжБК ПСТБИ, 1998. С. 55–60.

1801. Шнирельман В. Русское неоязычество: поиски идентичности или неонацизм? // Страницы. 1999. Т. 4. № 1. С. 124–135.

1802. Яшин В. «Церковь православных староверов-инглингов» как пример «неоязыческого» культа // Страницы. 2000. Т. 5. № 3. С. 440–450.

См. также № 216, 383, 521, 1440, 3065.

Сектантство

1803. Белорусов С. А. С точки зрения православного психотерапевта // АиО. 1996. № 4(11). С. 296–309.

О жертвах деструктивных культов и возможностях их реабилитации.

1804. Бобрик М. А. Иисусов танец в «Деяниях Иоанна» и «радение» в хлыстовстве: (Гипотеза общности происхождения) // УЗ РПУ. 1996. № 2. С. 210–232.

1805. Глушенков С. В. Я был в Московской Церкви Христа// АиО. 1995. № 3(6). С. 194–208; № 4(7). С. 187–206.

1806. Дворкин А. Л. «Общество сознания Кришны» как ньюэйджевская секта: (На примере использования его идеологами христианских образов и концепций) // ЕжБК ПСТБИ, 1999. С. 47–56.

1807. Дворкин А. Л. О некоторых подходах к методологии православного сектоведения // ЕжБК ПСТБИ, 2000. С. 65–83.

1808. Дворкин А. Л. «Общество сознания Кришны» как секта «Нью Эйдж» // АиО. 1999. № 2(20). С. 251–261.

1809. Дворкин А. Л. Тоталитарные секты и молодежные религии // РЧ, 4-е. 1996. С. 224–238.

1810. Евменов Д. Б. Лжепророчества о Втором пришествии // АиО. 1998. № 3(17). С. 351–360.

О ересях совр. сект.

1811. Евменов Д. Б. Обетование Царства // АиО. 1999. № 2(20). С. 262–270.

Ересь хилиазма: в древности и теперь.

1812. Иникова С. А. Секты духоборцев и молокан: из прошлого в будущее // ИВ. 1999. Вып. 1. С. 106–118.

1813. Коммерческий культ «Гербалайф» // АВ. 2000. № 1. С. 44–48.

Перепеч. из: Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера: Справочник. Белгород, 1997. С. 386–391.

1814. Понятие тоталитарной секты / Редакция «АиО» // АиО. 1994. № 2. С. 134–137.

1815. Тоталитарные секты в России: Международный христианский семинар: [Москва, 16–20 мая 1994 г.:] Итоговое заявление // АиО. 1994. № 2. С. 161–166.

1816. Ушакова Ю. В. История русского баптизма в трудах православных миссионеров: Историко-аналитический очерк// ИВ. 2000. Вып. 2(6). С. 156–175.

1817. Холмогоров Е. С. Международный христианский семинар «Тоталитарные секты в России»: [Москва, 16–20 мая 1994 г.] // АиО. 1994. № 2. С. 138–160.

1818. Швайцер Л. Какое общение с другими христианами может быть признано баптистами?: [Докл. на коллоквиуме «Крещение и общение церквей». Шеветонь (Бельгия), 31 авг. – 4 сент. 1998 г.] / Пер. с фр.: Т. Стамова // Страницы. 1999. Т. 4. № 4. С. 559–564.

См. также № 1605, 1635, 1770, 1790, 1940.

Западно-христианские исповедания

Римо-католичество


Источник: Богословие и история Церкви: Аннотированный указатель статей центральных периодических изданий Русской Православной Церкви (1947–2000) / Сост. и введ.: монахиня Елена (Хиловская), О. В. Мелихова, О. В. Руколь; Науч. и общ. ред., предисл.: канд. ист. наук А. Г. Дунаев. — М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2006. — 464 с.

Комментарии для сайта Cackle