Рукописание Магнуша
Подготовка текста, перевод и комментарии Н. С. Демковой
«Рукописание Магнуша» – публицистическое сочинение, предостерегающее северных соседей Руси – шведов и норвежцев – от войны с Русским государством, было создано, по-видимому, в Новгороде в конце XIV – начале XV в. «Рукописание...» представляет собой вымышленное завещание Магнуса Эриксона, короля Швеции (1319–1363 гг.) и Норвегии (1319–1355 гг.), поход которого на новгородские земли в 1348 г. кончился полным разгромом шведского войска. Первую половину текста составляют сообшения ο шведских походах на Русь и ο победах Руси, начиная со времен ярла Биргера и Александра Невского (по стилю эта часть очень близка кратким записям русских летописцев). Вторая половина текста содержит полулегендарный рассказ ο походе Магнуса на Русь в 1348 г. и ο злоключениях его после поражения. Этот поход на Русь был весьма заметным событием в истории Швеции; шведская рифмованная хроника XV в. посвящает ему специальный рассказ, в котором неудача военного мероприятия Магнуса объясняется его союзом с немцами и непослушанием деве Марии (см.: Рыдзевская Е. А. Древняя Русь и Скандинавия. IX–XIV вв. М., 1978, с. 124–127).
Автобиографическая форма жанра «рукописания» используется в этом повествовании с явно публицистической целью: самохарактеристика Магнуса и его самоосуждение, покаяние должны усилить мотив неизбежности возмездия завоевателю, нарушившему «вечный мир» с Русской землей, показать неустанную и победоносную оборону Руси ее князьями, посадниками, воинами. Эта публицистическая разработка темы вражеского нашествия и защиты Руси сближает «Рукописание Магнуша» с другими памятниками начала XV в. общерусской тематики – «Задонщиной» и «Сказанием ο Мамаевом побоище» (общими для этих произведений являются также темы Божественного покровительства Руси и «безумия» или «высокоумия» ее врагов). Наряду с данными, почерпнутыми из летописей, «Рукописание...» содержит исторические сведения, отсутствуюшие в русских письменных источниках: автор «Рукописания...» знает об эпидемии черной оспы в Швеции, случившейся вскоре после похода Магнуса (1349), ο междоусобной борьбе шведских феодалов и ο свержении Магнуса с престола (1363), ο поездке его c сыном Хаконом, норвежским королем, в Норвегию, ο кораблекрушении, в которое он попал. С точки зрения И. П. Шаскольского, источником этих сведений (не всегда точных) могли быть рассказы шведских купцов, живших в Новгороде на Готском дворе (Шаскольский И. П. Новые материалы ο шведском походе 1240 г. на Русь // Известия АН СССР, серия истории и философии, т. VIII, № 3, 1951. С. 275).
«Рукописание Магнуша», описывающее одну из крупных военных побед Новгородской республики, зашищавшей северо-западные рубежи Русской земли, пользовалось большой популярностью (особенно – в новгородской литературной традиции), неоднократно включалось в летописи, сопровождалось миниатюрами.
Β настоящем издании текст печатается по Софийской первой летописи (ПСРЛ, т. V, СПб., 1851) по древнейшему ее списку (до 1481 г.) – (РГАДА, ф. 135, собр. Оболенского, отд. 5, рубр. 2, № 3, лл. 368–369 об.) с необходимыми исправлениями.
* * *
В 6860 (1352) год. Завещание Магнуша, короля шведского. Вот я, князь Магнуш, король шведский, нареченный в святом крещении Григорием, уходя из этого мира, пишу завещание при жизни своей и приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не нападайте на Русь, если крест в том целовали – нет нам в этом удачи.
Первым пошел войной мессер Бельгер и вошел в Неву; и встретил его князь великий Александр Ярославич на Ижоре-реке, и самого прогнал, а рать его побил.
И потом брат мой Маскалка, войдя в Неву, город поставил на Охте-реке, посадников своих со множеством немцев там посадил, а сам пошел за море. И пришел великий князь Андрей Александрович, город взял, а наместников и немцев побил.
И потом было нам размирие с Русью сорок лет.
И потом, через сорок лет, заключили мы мир вечный на Неве с великим князем Юрием Даниловичем, земли и воды разделили, кому чем владеть, грамоты написали и скрепили печатями.
И потом, через тридцать лет, я, Магнуш-король, нарушив мир, поднялся со всею землею Шведскою, и вошел в Неву, и взял город Орехов, и наместников своих в городе посадил, а с ними часть войска оставил, а сам пошел за море. И потом новгородцы пришли, город свой взяли, а наместников и немцев, которые были в городе, перебили.
И я, не остерегшись этого, через год опять пошел к Орехову со всею Шведскою землею; и дошла до меня весть, что новгородцы под Ореховцем. И потом я опять пошел под Копорье, и под Копорьем ночь ночевал; и весть ко мне пришла: новгородцы на побережье. И я, услышав это, побежал за море; из-за волн с парусами было не справиться, и поднялась буря сильная, и потопила рати моей много в устье Наровы-реки. И пошел я в землю свою с остатком войска.
И с того времени пришла на нашу землю Шведскую погибель: потоп, мор, голод и война междоусобная. У меня самого Господь отнял разум, и сидел я в палате год, прикованный к стене цепью железною, и заключен был я в этой палате.
И потом приехал сын мой Сакун из Мурманской земли, и взял меня из палаты, и повез меня в землю свою Мурманскую. И опять налетела буря: корабли мои и людей моих потопил ветер, а сам я очутился на дне корабельном и, уцепившись за доску, плавал три дня и три ночи. И по Божью повелению принес меня ветер к монастырю святого Спаса в Полную реку, и сняли меня с доски монахи, и внесли меня в монастырь, и постригли меня в иноки и в схиму; сохранил меня Господь три дня и три ночи живым. А все это – Божья кара за мою гордыню, за то, что пошел войною на Русь, нарушив крестное целованье.
И теперь приказываю своим детям, и своим братьям, и всей земле Шведской: не воюйте с Русью, если договор с ней заключили; а кто пойдет – против того будут и огонь, и вода, чем и меня Бог казнил. А все это сотворил Господь для моего спасения.
* * *
В лѣто 6860. Рукописание Магнуша, короля свѣйскаго. Се язъ, князь Магнушь, король свѣйский, нареченый въ святомь крещеньи Григорий, отходя сего свѣта, пишу рукописание при своемъ животѣ, а приказываю своимъ дѣтемъ, и своей братьи, и всей земли Свѣйской: не наступайте на Русь на крестномъ цѣлованьи, занеже намъ не посабляется.
Первие сего подьялъся местерь Бельгерь101 и шелъ в Неву, и срѣте его князь великий Александръ Ярославич на Ижерѣ-рѣцѣ,102 и самого прогна, а рать его поби.
И потом брат мой Маскалка, вшедъ в Неву, городъ постави на Охтѣ-рѣцѣ103 и посадникы своя посади съ множествомъ нѣмець, а самъ поиде за море. И пришед великий князь Андрѣй Александрович, город взя,104 а намѣстники и немѣць поби.
И потом было намъ розмирие с Русью105 40 лѣт.
И потом за сорок лѣт с великимъ княземъ Юрьемъ Даниловичемъ взяли есмя миръ вѣчный106 на Невѣ, земли есмя и водѣ учинили роздѣлъ, кому чѣм владѣти, и грамоты есмя пописали и попечатали.
И потом за 30 лѣт,107 язъ, Магнушь-король, того не порядя, поднялся есмь съ всею землею Свѣйскою, и вшед в Неву, и взя город Орѣховъ и намѣстники есмь свои в городѣ посадилъ, и съ ними нѣколко силы моей оставих, а самъ есмь пошелъ за море. И потомъ новогородци пришед, город свой взяли, а намѣстниковъ и немѣць побили, которыи сидѣли в городѣ.
И язъ, того не порядя, за одинъ годъ, опять пошелъ к Орѣхову108 съ всею Свѣйскою землею; и стрѣти мя вѣсть, что новогородци под Орѣховцемъ. И язъ опять пошел под Копорью,109 и под Копорьею есмь ночь ночевал; и вѣсть ко мнѣ пришла: новогородци на украѣ земли. И язъ послышевъ, побѣглъ за море; ино в валу парусовъ не знати; и въста буря силна, и потопи рати моей много на усть Неровы-рѣкы.110 И пошелъ есмь в землю свою съ останкомъ рати.111
И от того времени наиде на нашу землю Свѣйскую погыбель: потопъ, моръ, голодъ и бысть сѣча межди собою. У самого у мене Богъ отъя умъ, и сѣдѣх в полате год прикованъ къ стѣнѣ чепию желѣзною и задѣланъ есмь был в полатѣ.
И потомъ приѣхалъ сынъ мой Сакунъ из Мурманьской земли,112 и выня мя ис полаты, и повезе в землю свою Мурманьскую. И удари на мене опять потопъ, корабли мои и люди мои истопи вѣтръ, а сам сътворихся на днѣ корабленемъ, и с торцнемъ113 пригвоздихся, три дни и три нощи. И по Божию повелѣнию, принесе мя вѣтръ под манастырь святаго Спаса в Полную рѣку,114 и сняху мя со дьскы черньци, и внесоша мя в манастырь и постригоша мя в черньци и въ скыму;115 и сътвори мя Господь три дни и три нощи жива. А все то мене Богъ казнилъ за мое высокоумие, что есмь наступалъ на Русь на крестномь целовании.
И нынѣ приказываю своимъ дѣтем и своей братьи и всей земли Свѣйской: не наступайте на Русь на крестномъ целовании; а кто наступить – на того огнь и вода, имже мене Богъ казнилъ. А все то створилъ Богъ къ моему спасению.
* * *
Первие сего подьялъся местерь Бельгерь... – Бельгерь – искаженное Биргер (из знатного рода Фолькунгов, ум. в 1266 г.) – руководитель внешней и внутренней политики Швеции в середине XIII в.; ярл (герцог) с 1248 г.; положил начало активной завоевательной политике Швеции в отношении финских, карельских и русских земель; в 1240 г. возглавлял шведские войска, вторгшиеся в пределы Руси.
...князь великий Александръ Ярославич на Ижерѣ-рѣцѣ... – Новгородский (с 1236 г.), а затем и великий князь владимирский (1252–1263 гг.) Александр Ярославич Невский (1220–1263) разбил шведов на левом берегу реки Ижоры (приток Невы) 15 июля 1240 г.
...брат мой Маскалка, вшедъ в Неву, городъ постави на Охтѣ-рѣцѣ... – Речь идет ο походе 1300 г. шведского маршала Торгильса Кнутсона и основании им крепости Ландскрона в устье Невы при впадении в нее реки Большая Охта. Почетное придворное звание марскалка, заменившее в XIV в. старинное скандинавское ярла, было принято в Новгородской первой летописи, послужившей источником некоторых сведений «Рукописания...», за личное имя «Маскалка» (под 1300 г.). «Братом» Магнуса он назван либо в переносном смысле, либо в результате ошибочного отождествления Магнуса Эриксона с другим королем Магнусом – с его дедом Магнусом Ладулосом, после смерти которого (1290) влиятельный политический и военный деятель маршал Торгильс Кнутсон правил Швецией как регент (до 1303 г.).
...великий князь Андрѣй Александрович, город взя... – Андрей Александрович, сын Александра Невского (князь городецкий, костромской (с 1276 г.), в 1281 г. получил ярлык на великое княжение, боролся за великокняжеский стол с братом Дмитрием Александровичем, окончательно утвердился на великокняжеском столе после его смерти в 1294 г.; умер в 1304 г.) «побил шведов» и взял крепость Ландскрона в 1301 г. (подробный рассказ ο штурме крепости сохранился в шведской хронике, так называемой хронике Эрика; см. русский перевод в книге Ε. Α. Рыдзевской, с. 114–119).
...розмирие с Русью... – началось с 80-х гг. XIII в., когда участились нападения шведов на Русь.
...с великимъ княземъ Юрьемъ Даниловичемъ взяли есмя миръ вѣчный... – Имеется в виду Ореховецкий договор Новгорода со Швецией 1323 г., определивший границы владений и закрепивший их специальными грамотами. Юрий Данилович (1281–1325), внук Александра Невского, князь московский (с 1303 г.) и великий князь владимирский (с 1318 г.). Β берестяных грамотах XIV в. часто упоминается «старая межа» князя Юрия. Условия Ореховецкого договора дважды подтверждались в XIV в. – в 1339 и 1351 гг.
И потом за 30 лѣт... – Дается приблизительный счет лет от года заключения «вечного мира» (1323) до похода Магнуса (1348).
Орѣховъ, Ореховец – русская крепость на Неве, около Ладожского озера (Орешек, Шлиссельбург, совр. Петрокрепость).
Копорье – русская крепость.
Нерова – река Нарова – Нарва.
И пошелъ есмь в землю свою съ останкомъ рати. – Шведская рифмованная хроника XV в. сообщает, что Магнус чуть не попал в плен близ реки «Ловки» (Луги?); Луга – река в Ленинградской области, впадающая в Финский залив.
...сынъ мой Сакунъ из Мурманьской земли... – Хакон (Гакон) VI Магнусон, король Норвегии (1355–1380 гг.), младший сын Магнуса. Магнус умер в Норвегии в 1374 г.
...и с торцнемъ... – обозначение деревянной части корабля, точное значение слова не найдено (торец?).
...в Полную рѣку... – Неясно, является слово «Полная» названием реки или ее характеристикой. На карте Антония Вида – И. В. Ляцкого (1542–1555) обозначена река Полна, впадающая в Балтийское море севернее Невы. (См.: Рыбаков Б. А. Географические знания // Очерки русской культуры XVI века. Ч. 2. М., 1977, с. 233; может быть, это Вуокса?).
...и в скыму. – Пострижение в схиму влекло еще большее ужесточение условий монашеского обета, в частности, для схимников обязательным был «затвор» (одиночество в монастырской келье или пещере).