Источник

Сказание о Довмонте

Подготовка текста, перевод и комментарии В. И. Охотниковой

Довмонт (христианское имя – Тимофей) – псковский князь, который за свое тридцатитрехлетнее княжение (1266–1299 гг.) одержал ряд крупных побед над Литвою, ливонскими рыцарями, чудью. Литовец по происхождению, Довмонт сумел снискать любовь псковичей, избравших его, а не князя из рода Рюриковичей, своим князем, и оправдал их доверие. Его княжение было отмечено не только воинскими подвигами в защиту Пскова и его земель, но и деятельностью по строительству и укреплению города. Β конце XIII в. Довмонт воздвиг южную стену псковского кремля, которая зовется Довмонтовой, а территория, защищенная ею, Довмонтовым городом. Β устных преданиях ο любимом князе опускались исторические детали. Довмонт наделялся легендарными героическими чертами, его образ приобретал черты идеального князя-воина, защитника Пскова. Вскоре после кончины Довмонта псковичи начали его чтить как местного святого, покровителя Пскова.

Местные рассказы и краткие летописные заметки, а также литературные источники (Особая редакция «Жития Александра Невского», «Житие Владимира Святославича») послужили основными материалами для автора «Сказания ο Довмонте». Оно было составлено во Пскове во второй четверти XIV в. и дошло до нас в составе трех псковских летописей.

Характерные особенности псковского летописного стиля – лаконизм изложения, пословичность, тяготение κ местному просторечию – нашли отражение и в «Сказании ο Довмонте». Оно повествует исключительно ο военных победах Довмонта, сжато и живо рисуя столкновения с Литвою и ливонскими рыцарями. Традиционная образная фразеология воинских повестей, народная речь в сочетании с агиографическими параллелями придают «Сказанию ο Довмонте» характер светской биографии князя.

Ближе всего κ первоначальной редакции «Сказания ο Довмонте» текст, читающийся в Псковской первой летописи; однако ни в одном из ее списков «Сказание» не сохранилось в полном виде. Поэтому «Сказание ο Довмонте» публикуется в редакции Псковской третьей летописи (список РНБ, собр. Погодина, № 1413, XVI в.), которая не содержит больших изменений первоначального текста. Β публикуемом тексте опускаются некоторые даты, внесенные в него в более позднее время. Название «Сказание ο благовѣрнемь князи Довмонтѣ и ο храбрости его» заимствовано из Псковской второй летописи (ГИМ, Синодальное собр., № 154, XV в.), так как ни в одном другом списке этого произведения, в том числе и в списке, взятом для публикации, его нет.

* * *

СКАЗАНИЕ О БЛАГОВЕРНОМ КНЯЗЕ ДОВМОНТЕ И О ХРАБРОСТИ ЕГО

В 6773 (1266) году. Из-за какой-то распри побились литовцы друг с другом, блаженный же князь Довмонт с дружиною своей и со всем родом своим покинул отечество свое, землю Литовскую, и прибежал во Псков. Был этот князь Довмонт из рода литовского, сначала поклонялся он идолам по заветам отцов, а когда Бог восхотел обратить в христианство людей новых, то вдохнул в Довмонта благодать Святого Духа, и, пробудившись, как от сна, от служения идолам, решил он со своими боярами креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И крещен был в соборной церкви, в святой Троице, и наречено было ему имя во святом крещении Тимофей. И была радость великая во Пскове, и посадили его мужи-псковичи на княжение в граде Пскове.

Несколько дней спустя задумал Довмонт отправиться в поход с мужами-псковичами, с тремя девяносто, и покорил землю Литовскую, и отечество свое завоевал, и полонил княгиню Герденя и детей их, и все княжество его разорил, и направился со множеством пленных к граду Пскову. Перейдя вброд через Двину, отошел на пять верст и поставил шатры в бору чистом, а на реке Двине оставил двух стражей – Давыда Якуновича, внука Жаврова, с Лувою Литовником. Два же девяносто воинов он отправил с добычей, а с одним девяносто остался, ожидая погони.

В то время Гердень и князья его были в отъезде, когда же приехали они домой, то увидели, что дома их и земля разорены. Ополчились тогда Гердень, и Гойторт, и Люмби, и Югайло, и другие князья, с семью сотнями воинов погнались вслед за Довмонтом, желая схватить его и лютой смерти предать, а мужей-псковичей мечами посечь; и, перейдя вброд реку Двину, встали они на берегу. Стражи, увидев войско великое, прискакали и сообщили Довмонту, что рать литовская перешла Двину. Довмонт же сказал Давыду и Луве: «Помоги вам Бог и Святая Троица за то, что устерегли войско великое, ступайте отсюда». И ответил Давыд и Лува: «Не уйдем отсюда, хотим умереть со славой и кровь свою пролить с мужами-псковичами за святую Троицу и за все церкви святые. А ты, господин и князь, выступай быстрее с мужами-псковичами против поганых литовцев». Довмонт же сказал псковичам: «Братья мужи-псковичи! Кто стар – тот мне отец; а кто млад – тот брат. Слышал я о мужестве вашем во всех странах, сейчас же, братья, нам предстоит жизнь или смерть. Братья мужи-псковичи, постоим за Святую Троицу и за святые церкви, за свое отечество!»

Это был день великого и славного воеводы, мученика Христова Леонтия, и произнес князь Тимофей: «Святая Троица, и святой великий воевода Леонтий, и благоверный князь Всеволод, помогите нам в час сей одолеть ненавистных врагов». И выехал князь Довмонт с мужами-псковичами, и Божиею силою и помощью святого Христова мученика Леонтия с одним девяносто семьсот врагов победил. В этой битве был убит великий литовский князь Гойторт, и иных князей многих убили, многие литовцы в Двине утонули, а семьдесят из них выбросила река на остров Гоидов, а иные на другие острова были выброшены, некоторые же вниз по Двине поплыли. Из псковичей же тогда был убит один Онтон, Лочков сын, брат Смоликов, а другие остались невредимыми, благодаря молитве святого Христова мученика Леонтия. И возвратились они с радостью великой к Пскову-граду и с многой добычей, и были радость и веселье всеобщее в граде Пскове о заступничестве Святой Троицы, и славного великого Христова мученика Леонтия, и благоверного князя Всеволода, ибо их молитвами были побеждены супостаты.

И снова, спустя некоторое время, в год 6775 (1268), великий князь Дмитрий Александрович с зятем своим Довмонтом и с мужами-новгородцами и псковичами пошли к Раковору. И была сеча великая с безбожными немцами на поле чистом, и с помощью святой Софии Премудрости Божьей и Святой Троицы победили они полки немецкие 18 февраля в субботу сыропустную. И Довмонт, пройдя земли непроходимые, пошел на вируян, и завоевал землю их до моря, и Поморье разорил, и возвратился обратно, и пополнил землю свою множеством пленных. И прославилась земля их во всех странах, устрашенных грозою храбрости великого князя Дмитрия, и зятя его Довмонта, и мужей их – новгородцев и псковичей.

И через несколько дней собрались оставшиеся в живых поганые латиняне и пришли тайно, и взяли несколько псковских сел по окраинам, и быстро возвратились вспять. Боголюбивый же князь Довмонт не потерпел обиды земле и дому Святой Троицы от нападения поганых немцев, выехав в погоню с малою дружиною в пяти насадах с шестьюдесятью воинами-псковичами, Божьею силою восемьсот немцев победил на реке Мироповне, и два их насада скрылись на островах. Боголюбивый князь Довмонт, подъехав, зажег остров и одних пожег в траве, а другие побежали, и волосы их горели, а иных Довмонт посек, а иные потонули в воде помощью Святой Троицы, и славного великого воина Георгия, и молитвою благоверного князя Всеволода месяца апреля в двадцать третий день на память святого славного мученика Христова Георгия. И возвратились они с радостью великою во град Псков, и были радость и веселие во граде Пскове о заступничестве Святой Троицы и святого воина великого Христова мученика Георгия.

Прослышал магистр земли Рижской о мужестве Довмонта, собрал полки и силой страшною, безбожною пришел ко Пскову в кораблях, и в ладьях, и на конях, и с орудиями стенобитными, намереваясь пленить дом Святой Троицы и князя Довмонта схватить, а мужей-псковичей мечами посечь, а остальных людей псковских в плен увести. Услышав о том, что ополчилось на него множество сильных врагов без ума и без Бога, Довмонт вошел в церковь Святой Троицы и, положив меч свой пред алтарем Господним, пал на колени, долго молясь со слезами, говоря так: «Господи Боже сил, мы, люди твои и овцы пажити твоей, имя твое призываем, смилуйся над кроткими, и смиренных возвысь, и надменные мысли гордых смири, да не опустеет пажить овец твоих». И взял игумен Сидор и все священники мечи, препоясав Довмонта мечом и благословив его, отпустили. Довмонт же в ярости мужества своего, не дождавшись полков новгородских, с малою дружиною мужей-псковичей выехав, Божьего силою победил и побил полки врагов, самого же магистра ранил в лицо. Те же, положив трупы убитых во многие учаны, повезли их в землю свою, а оставшиеся в живых обратились в бегство месяца июня в восьмой день, на память перенесения мощей святого мученика Федора Стратилата.

И снова во времена княжения Довмонта начали поганые латиняне угрожать псковичам набегами и неволей. Боголюбивый же князь Тимофей не потерпел обиды, выехал с мужами-псковичами и разорил землю их и города сжег.

Вскоре после этого, в сентябре месяце, было лунное затмение. В ту же зиму за грехи наши ворвались немцы легкими отрядами в предместья Пскова в год 6807 (1299) 4 марта, на память святого мученика Павла и Ульяны, и перебили игуменов. Тогда был убит Василий, игумен святого Спаса, пресвитер Иосиф, Иоасаф, игумен святой Богородицы на Снетной горе, и с ними семнадцать монахов, и чернецов, и черниц, и убогих, и женщин, и малых детей, а мужей Бог сохранил. Наутро поганые немцы обступили город Псков, собираясь его захватить. Боголюбивый же князь Тимофей в нетерпении не дождался своего основного войска и выехал с малою дружиною мужей-псковичей и с Иваном Дорогомиловичем и его дружиною и приготовился к битве. С помощью Святой Троицы ударил по ним Довмонт у святых Петра и Павла на берегу; и была сеча жестокая, какой никогда не бывало у Пскова, и самого командора ранили в голову, а вельневичан, взяв в плен, послали к великому князю Андрею, а остальные вскоре бросили оружие и побежали, страшась грозы храбрости Довмонта и его мужей-псковичей.

Тогда же был мор сильный среди людей.

Сей князь не только одной храбростью отмечен был от Бога, но отличался боголюбием, был приветлив в миру, и украшал церкви, и попов и нищих любил, и все праздники достойно соблюдал, наделял необходимым священников и чернецов, был милостив к сиротам и вдовицам. Как сказал Исайя-пророк: «Благой князь в стране – приветлив, боголюбив, любит странников, кроток и смиренен по образу Божию; ибо Бог в мире не к ангелам питает любовь, но к людям, наделяя их щедро, благодетельствует и на земле являет милосердие свое».

И прославилось имя князей наших во всех странах, и было имя их грозою во время ратное, и были они князья князьям и воеводы воеводам, и был голос их грозен перед полками, как звенящая труба, и побеждали они, но были непобедимыми, подобно Акриту, который побеждал полки мужеством силы своей. Так и великий князь Александр, и Дмитрий, сын его, со своими боярами, и с новгородцами, и с зятем своим Довмонтом, и с его мужами-псковичами побеждали народы иноверные – немцев, литовцев, чудь и корелу. Не ради ли одного Езекии был сохранен Иерусалим от разорения Сенахиримом, царем ассирийским? Так и великим князем Александром, и сыном его Дмитрием, и зятем его Довмонтом спасены были Новгород и Псков от нашествия поганых немцев.

И потом занемог благоверный князь Тимофей и в болезни отошел к Богу в жизнь вечную месяца мая в двадцатый день, на память святого мученика Фалалея. И провожали его всем собором, игумены и чернецы, и многие люди оплакивали его, и положили его в Святой Троице с похвалами и песнопеньями духовными. И скорбели в Пскове мужи, и жены, и малые дети о добром господине, благоверном князе Тимофее, ибо много он потрудился, защищая дом Святой Троицы и мужей-псковичей.

* * *

СКАЗАНИЕ О БЛАГОВѢРНЕМЬ КНЯЗИ ДОВМОНТѢ И О ХРАБРОСТИ ЕГО

В лѣто 6773-е. Побишася Литва межи собою66 нѣкиа ради нужа, блаженый же князь Домантъ съ друженою своею и съ всѣм родомъ своимъ оставль отечьство свое, землю Литовскую, и прибѣже в Плѣсков.67 Си бысть князь Домонт от племени литовского,68 прьвѣе имѣа ко идоломъ служение69 по отцю преданию, егда Богь восхотѣ избрати собѣ люди новы, и вдохну в онь благодать Святого Духа, и възбнувся, яко от сна, от идолского служениа и помысли своими бояры креститися во имя Отца и Сына и Святого Духа. И крещен бысть въ соборной церкви, въ святѣй Троици,70 и наречено бысть имя ему въ святомъ крещении Тимофѣй. И бысть радость велика во Плескове, и посадиша его мужи псковичи на княжение въ градѣ Псковѣ.

По неколицѣхъ днехъ помысли ехати съ мужи псковичи, съ 3-ми девяносты,71 и плени землю Литовскую, и отечьство свое повоева, и княгиню Герденевую72 полони и дѣти ея, и все княжение его повоева, и възратися съ множеством полона ко граду Плескову. Перебродився Двину, и отъеха за 5 верстъ, и ста шатры на бору чистѣ, а стражи постави на рѣцѣ на Двинѣ Давыда Якуновича, внука Жаврова, с Лувою с Литовникомъ. Двѣ же девяностѣ мужь отпровади с полономъ, а во едином девяносте сам ся оста, жда по собѣ погони.

Герденю же съ своими князи дома не бывшю, и приехаше в домы своя, аже домовѣ их и земля их вся пленена. Ополчився Гордений и Гойтортъ и Люмби и Югайло и прочии князи, в семисотъ погнаша в слѣд Домонта, хотяще его руками яти и лютой смерти продати, а мужи псковичи мечи иссѣчи, и пребродившеся Двину рѣку и сташа на брезѣ. И стражи же, видѣвше рать велику, пригнавше, поведавше Домонту: рать перебродилася Двину. Домонтъ же рече Давыду и Лувѣ: «Помози вама Богъ и святаа Троица, оже еста устерегла рать велику, полезьта доловъ». И рече Давыдъ и Лува: «Не лезова доловъ, хотя животъ свой дати на славѣ и кровь свою пролити с мужи съ псковичи за святую Троицу и за вся церкви святыа. А ты, господине княже, поеди борзо с мужи съ псковичи на поганую Литву». Домонт же рече псковичемъ: «Братьа мужи псковичи, кто старъ, то отець, а кто млад, той братъ! Слышалъ есмь мужество ваше во всѣх странах, се же, братья, нам предлежитъ животъ и смерть. Братья мужи псковичи, потягнѣте за святую Троицу и за святыа церкви, за свое отечьство!»

Тогда же бѣ приспѣлъ день великого и славнаго воеводы, мученика Христова Леонтиа,73 и рече Тимофѣй князь: «Святаа Троица, и святый великий воевода Леонтий, и благовѣрный княже Всеволоде,74 помози намъ в час сий на супротивныя врагы». И ехав, князь Домонтъ с мужи псковичи Божиею силою и святаго Христова мученика Леонтиа одиномъ девяностомъ 7 сот побѣди. Тогда же убиенъ бысть князь великий литовский Гойтортъ, и инѣхъ князей много избиша; а инаа Литва въ Двине истопоша, а инѣхъ Двина изверже 70 их на островъ Гоидовъ, а инии на прочаа островы извержени Быша, а инии вниз по Двине поплыша. Тогда же убиенъ бысть Онтонъ един псковитинъ, сынъ Лочков, брат Смолигов, а инии вси без вреда съхранени Быша молитвою святого Христова мученика Леонтиа. И възвратишася с радостию великою ко Пскову граду съ многою користию, и бысть радость и веселие велико въ градѣ во Пскове о пособии святыа Троица, и славнаго великого Христова мученика Леонтиа, и благовѣрнаго князя Всеволода, ихъ молитвами на супостатыа побѣда.

И паки же по томъ времени, в лѣто 6775-е, великий князь Дмитрий Олександровичь... съ зятемъ своимъ с Домонтомъ75 и с мужи с новогородци и со псковичи и иде к Раковору,76 и бысть сѣча велика77 с погаными немци на полѣ чистѣ, и помощию святыа Софиа78 Премудрости божиа и святыа Троици немецкиа полкы побѣдиша февраля 18 суботу сыропусную.79 И прошед горы непроходимаа, и иде на вируяны,80 и плени землю их и до моря, и повоева Поморье,81 и паки возвратився, и исполни землю свою множеством полона. И славна бысть вся земля ею во всехъ странах страхом грозы храборства великого князя Дмитрея, и зятя его Домонта, и мужь ею новогородцовъ и псковичь.

И по томъ по неколицех днехъ останок собравше поганое латины,82 и пришед тайно, и взяша с украины нѣколико псковскых сѣлъ, и възвратишася вскорѣ. И боголюбивы же князь Домонтъ не стерпѣ обидимѣ быти земли и дому святыа Троица от нападениа поганыхъ немець, выехавъ в погоню с малою дружиною в пяти насадах83 с шестьюдесятью мужь псковичь, Божиею силою 8 сотъ немѣц побѣди на рѣцѣ на Мироповнѣ,84 а два насада бѣжаше в ыныа островы. Боголюбивый же князь Домонтъ, ехав и зажже островъ, и пожже ихъ под травою, а инии побѣгоша, а власи их зажжени горятъ, а иных иссѣче, а инии истопоша в водѣ пособием святыа Троици, и славнаго великого воина Георгиа,85 и молитвою благовѣрнаго князя Всеволода, месяца априля в 23 день, на память святого славнаго мученика Христова Георгиа. И възвратишася с радостию великою въ град во Псковъ, и бысть радость и веселие въ граде во Пскове о пособии Святыа Троица и святого воина великого Христова мученика Георгиа.

Слышав же местеръ земля Ризскиа86 мужство Домонтово, ополчився в силѣ тяжцѣ без Бога, и прииде ко Пскову в корабляхъ и в лодьях и на конехъ, и с порокы, хотя плѣнити домъ Святыа Троица, а князя Домонта руками яти, а мужъ псковичь мечи иссѣчи, а иныа люди плесковскыа в работу ввѣсти. Слышав же то Домонтъ, ополчающася люди без ума во множствѣ силы, без Бога, и вниде въ церковь Святыа Троица и, положивъ мечь свой пред олтаремъ Господнимь, пад, моляся много с плачемъ, сице глаголя: «Господи Боже силъ, мы, людие твои и овца пажити твоея, имя твое призываемъ, призри на кроткиа и смиренныа възвыши, и гордыхъ высокиа мысли низложи, да не опустиеть пажить овць твоих».87 И взем же игуменъ Сидоръ88 мечь, и всь иерѣйский чинъ, препоясавше мечемъ, и благословивша и отпустиша. Домонт же въ множествѣ ярости мужства своего, не дождавъ полковъ новъгородцких, с малою дружиною с мужи съ псковичи выехавъ, Божиею силою побѣди и изби полки ихъ, самого же местера раниша по лицю. Они же трупьа своя многи учаны89 накладоша, вѣзоша в землю свою, а останокъ ихъ устрѣмиша на бѣгъ, месяца июня в 8 день, на память святого мученика Федора Стратилата принесению мощей.

И паки же по временех княжениа его начаша поганая латына силу дѣати на псковичехъ нападениемъ и работою. Боголюбивый же князь Тимофѣй не стерпѣ обидимъ быти, ехавъ с мужи съ псковичи, и плѣни землю и грады их пожже.

И потомъ по малѣ времѣни бысть знамение в лунѣ, месяца септября. Тоа же зимы грѣх ради наших изгониша немци изгонною ратью посад у Пскова, в лѣто 6807-е, месяца марта въ 4 день, на память святого мученика Павла и Ульаны, и избиша игумены. Тогда убиенъ бысть Василей, игуменъ святого Спаса,90 Иосифъ прозвутеръ, Иасаф, игуменъ святѣй Богородици Снятной горѣ,91 и с ними 17 мнихъ, и черньца, и черници, и убогыа, и жены, и малыа дѣтки, а мужь Богъ ублюдѣ. Въ утрий же день погании немци оступиша град Псков, хотяще его плѣнити. Боголюбивый же князь Тимофей не стерпѣ дождати мужь своихъ болшея рати и выехал с малою дружиною с мужи съ псковичи и с Ываномъ с Дорогомиловичем92 и сь его дружиною, противо имъ вполчився. Помощью Святыа Троица у святого Петра и Павла на бѣрезѣ93 удари на нихъ; и бысть сѣча зла, якоже николиже не бывала у Пскова, и раниша самого мендѣря94 по главѣ, а вельневици,95 изъимавѣ, посла к великому князю Андрѣеви,96 а прочии вскорѣ повергъша оружиа и устрѣмишася на бѣгъ страхомъ грозы храборства Домонтова и мужъ его псковичь.

Тогда же бѣаше и моръ золъ на людех.

Сей же бѣ князь не одинем храборъством показанъ бысть от Бога, но и боголюбець показася, в мирѣ приветливъ, и церкви украшаа, и попы и нищаа любя, и вся праздники честно проводя, и попы и чернца кормля, и милостыню даа и сиротамъ и вдовицамъ. Якоже рече Исайя пророкъ: «Князь благъ въ странѣ, увѣтлив, боголюбивъ, страннолюбецъ, кротокъ, смѣренъ, по образу Божию; Богъ бо мира не аггеломъ любить, но человѣкомъ щедря си ущедряеть и показуеть милость свою на мирѣ».97

И прославися имя князей нашихъ во всѣх странахъ, и бысть имя их грозно на ратехъ, и Быша князи княземъ и воеводы воеводамъ, и бысть грозенъ гласъ ихъ пред полкы, аки труба звѣнящи, и бысть побѣжаа и не бѣ побѣдими, якоже бѣ и Акрита,98 единъ побѣжая полки в крѣпости силы своеа. Такоже и великий князь Александръ99 и Дмитрей сынъ его с своими бояры, и с новогородци, и съ зятем своимъ с Домонтомъ и сь его мужи с плесковичи побѣжаа страны поганыа Немець, Литву, Чюдь, Корелу. То единаго ли ради Езекѣя съхраненъ бысть Иерусалимъ от плѣнениа Синахиримля, царя Асурска.100 Паки же и великимъ княземъ Александром, и сыномъ его Дмитреемъ, и зятемъ его Домонтомъ спасенъ бысть град Новгород и Псковъ от нападениа поганыхъ немѣць.

И по томъ времени мало здравъ бывъ благовѣрный князь Тимофей и нача болѣти, и в той болѣзни и преставися к Богу в жизнь вѣчную, месяца майя в 20, на память святого мученика Фалѣлеа. А проводиша его все поповство, и игумены, и чернцы, и все множество людей плакахуся его, и тако положиша и в святѣй Троици с похвалами, и пѣсньми, и пѣнии духовными. Бысть же тогда жалость велика въ Плѣсковѣ мужемъ, и женам, и малымъ дѣтемъ по добром господине благовѣрномъ князи Тимофѣи, и много бо дне пострада за домъ Святыа Троица и за мужей за псковичь стояниемъ дому Святыа Троица.

* * *

66

Побишася литва межи собою... – Имеется в виду междоусобная война в Литве после убийства великого литовского князя Миндовга (1263).

67

Плѣсков, Плесков, Плъсков – подобное написание названия города встречается в некоторых рукописях XV–XVI вв.

68

Си бысть князь Домонт от племени литовского... – Ο жизни Довмонта в Литве сохранились весьма противоречивые сведения. Согласно одним источникам, Довмонт был князем нальшанским, участвовал в убийстве Миндовга и бежал после этого во Псков, преследуемый сыном убитого князя. Другие источники, более поздние, называют Довмонта сыном Миндовга, его побег во Псков объясняют гонениями на сторонников Миндовга и желанием Довмонта принять христианство.

69

...имѣа ко идоломъ служение... – Литовцы только с середины XIII в. начали принимать христианство (в его католической форме); до этого «поклонялись идолам», то есть были язычниками.

70

...въ святѣй Троици... – Троицкий собор в кремле, главный псковский храм, патрональная святыня Пскова (XII в.). Значение Троицкого собора в жизни древнего Пскова огромно – он был центром политической и духовной жизни. Здесь хранились важные документы, печати, казна, велось псковское летописание.«Святая Троица», «дом святой Троицы» были символами Пскова и постоянно употреблялись в псковской литературе как синонимы Пскова.

71

Девяносто – народный счет дружины, отряд в девяносто человек.

72

Гердень – литовский князь, бывший, по-видимому, в числе врагов Довмонта. Более поздние источники, которые называют Довмонта сыном Миндовга, считают Герденя убийцей великого литовского князя. Жена князя Герденя Евпраксия была родной теткой Довмонта.

73

Тогда же бѣ приспѣлъ день... воеводы... Леонтиа... – Битва с литовцами состоялась 18 июня 1266 г., в день памяти святого Леонтия.

74

Всеволод – князь Всеволод Мстиславич, внук Владимира Мономаха, был псковским князем в 1137–1138 гг., псковичи пригласили его на княжение вопреки воле Новгорода. Считается основателем Троицкого храма, куда в 1129 г. были перенесены его мощи. С этого времени он почитается как местный святой (общерусское почитание установлено после собора 1547 г.), защитник и покровитель города Пскова.

75

...великий князь Дмитрий Олександровичь съ зятемъ своимъ с Домонтомъ... – Дмитрий Александрович, сын Александра Невского, был великим князем с 1276 по 1294 г. Довмонт был женат на дочери Дмитрия Александровича Марии. Но женитьба состоялась, по-видимому, позже, уже после Раковорского похода.

76

Раковор (Везенберг) – крепость на территории, населенной эстами, современный г. Раквере в Эстонии.

77

...и бысть сѣча велика... – Раковорская битва с ливонскими рыцарями («с погаными немцами») состоялась 18 февраля 1268 г.

78

...и помощию святыа Софиа... – Собор святой Софии в новгородском кремле, патрональная святыня Новгорода (XI в.).

79

Суббота сыропустная – суббота накануне Великого поста.

80

Вируяне – население земель, расположенных у Раковора.

81

Поморье – часть южного побережья Балтийского моря, северо-западнее Раковора.

82

...поганое латины... – Латинянами называли сторонников католицизма, в данном случае – ливонских рыцарей. Термин «поганый» в древнерусских текстах не имел современного эмоционального оттенка, а означал – «иноверец», человек не православного вероисповедания.

83

Насад – вид речного судна.

84

Мироповна (Мирополье) – река, впадающая в Чудское озеро.

85

Георгий – христианский мученик (IV в.), особо почитаемый на Русн, считающийся покровителем русских воинов. День памяти – 23 апреля.

86

...местеръ земля Ризскиа... – Магистр Ливонского ордена Оттон фон Луттерберг (1267–1271 гг.), возглавлял поход ливонцев на Псков весной-летом 1269 г.

87

«Господи Боже силъ... да не опустиеть пажить овць твоих».Молитва Довмонта соткана из образов и выражений Псалтыри и других книг Библии. Ср.: Пс. 78, 13; 146, 6; Притч. 3, 34 и др.

88

...игуменъ Сидоръ... – Β некоторых редакциях «Сказания» уточняется, что Исидор был игуменом Спасо-Мирожского монастыря, основанного в XIII в. близ Пскова, на левом берегу реки Великой, при впадении в нее реки Мирожи.

89

Учан – лодка, речное судно.

90

...Василей, игуменъ святого Спаса... – Игумен Спасо-Мирожского монастыря.

91

...Иасаф, игуменъ святѣй Богородици Снятной горѣ... – Снетогорский монастырь Рождества Богородицы, основанный в XIII в., находится на берегу реки Великой в трех километрах от Пскова.

92

Иван Дорогомилович – по-видимому, новгородский посадник.

93

...у святого Петра и Павла на бѣрезѣ... – Имеется в виду церковь св. Петра и Павла, которая стояла, как считают, на берегу реки Псковы.

94

...раниша самого мендѣря... – Так в этом списке передается одно из высших званий в средневековых рыцарских орденах – командор. Β других списках более точно – «кумендер».

95

...Вельневици... Вельневичане – жители ливонского города Феллина (Велиад, Вельяд, Вельян, Велиан).

96

...великому князю Андрѣеви... – Андрей Александрович, сын Александра Невского, князь городецкий, костромской (с 1276 г.), в 1281 г. получил ярлык на великое княжение, боролся за великокняжеский стол с братом Дмитрием Александровичем, окончательно утвердился на великокняжеском столе после его смерти в 1294 г.; умер в 1304 г.

97

Якоже рече Исайя пророк: «Князь благъ... показуеть милость свою на мирѣ». – Ветхозаветный пророк, автор библейской Книги пророка Исайи. Рассуждения ο благом князе не находят точного соответствия в его книге. Весь этот фрагмент не принадлежит автору «Сказания ο Довмонте», он является переложением похвалы Александру Невскому из Особой редакции его Жития.

98

Акрит – герой «Девгениева деяния», византийской повести ο подвигах богатыря Дигениса, прозванного Акритом (см. в т. 3 наст. изд.). Акриты – воины, несшие службу на границе.

99

...великий князь Александръ... – Александр Невский.

100

To единаго ли ради Езекѣя... Синахиримля, царя Асурска. – Езекия – иудейский царь, известный своим благочестием, стремившийся вернуть иудеев κ вере их отцов. Во время осады Иерусалима Сеннахиримом, ассирийским царем, Езекия воззвал κ Господу, и тот через пророка Исайю возвестил ему, что город будет спасен (см.: 4Цар. 19).


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 6: XIV- середина XV века. - 1999. - 583 с.

Комментарии для сайта Cackle