Источник

Слово о сошествии Иоанна Крестителя во ад

Подготовка текста, перевод и комментарии О. В. Творогова

«Слово» Евсевия – славянский компилятивный перевод, восходящий к византийским сочинениям Евсевия Емесского и Евсевия Александрийского. Композиция «Слова» своеобразна: о самом Иоанне Предтече, имя которого вынесено в заглавие памятника, говорится очень мало, так же как и о центральном событии – сошествии Христа в ад и освобождении томящихся там праведников. Большая же часть «Слова» – рассказ дьявола о безуспешной борьбе с Христом в годы его земного бытия: Христос разрушает все дьявольские козни – отвращает от греховных дел, исцеляет недужных, воскрешает друга своего Лазаря. И дьявол, и его помощник – Иуда, предательство которого вызывает страстные, гневные обличения автора «Слова», оказываются посрамленными.

Хотя большинство сюжетных мотивов «Слова» восходит к Евангелиям, отсутствующий в Священном Писании рассказ о сошествии Христа в ад дал основание исследователям рассматривать «Слово» среди апокрифических сочинений наряду с Евангелием Никодима, «Словом в великую субботу» Епифания Кипрского и др.

Текст издается по старшему из известных нам списков, входящему в состав Успенского сборника XII–XIII вв. (лл. 216–222 об.). Поправки в текст внесены на основе списков Библиотеки РАН, 21.3.3 и РНБ, Софийского собр. № 1448.

* * *

СВЯТОГО ОТЦА НАШЕГО ЕВСЕВИЯ, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРИЙСКОГО, СЛОВО О ПРИХОДЕ ИОАННА ПРЕДТЕЧИ В АД

Господи,благослови, отче!

Возлюбленные, следует поведать вам, каково было благовещение Предтечи в аду и как вопрошали его находившиеся в аду, ибо посылал он к Господу учеников своих, говоря: «Ты ли это пришел, или иного нам ожидать?» Не не ведая его, посылал, как бы о нем не зная, но перстом указывал на него и возвещал: «Вот агнец Божий, взявший (на себя) грехи всего мира», и еще: «Я крещу вас водой, а среди вас стоит, которого вы не ведаете, тот будет крестить вас Духом Святым и огнем». И не будет так, что лишь тогда ты узнаешь о нем. Так услышь же страшнейшую тайну, ибо здесь Предтеча был Господень. Потому и должен он был в ад прежде Христа вступить, так как находившиеся в аду хотели его вопросить о Господе: придет ли он вывести нас отсюда или нет. И не зная, что следовало бы ответить им, он и отправил учеников своих к Господу узнать: «Ты ли это пришедший?», и, пойдя, они ответ ему принесли.

И тогда Ирод, послав в темницу, обезглавил Иоанна. Окончил свой путь Предтеча Господень и сошел в ад. И узнали его находящиеся в аду. Были тут Авраам, и Исаак, и Иаков, Исайя и Давид и еще множество других святых пророков. И спросили Иоанна о Господе, так говоря: «Придет ли освободить нас от мук наших или нет? И совершится ли пророчествованное о нем?» Другие же говорили: «А что если не захочет смерть принять ради нас?» Пророки же крепились духом, говоря: «Суждено ему смерть принять; мы же ведали о том, что будет с ним, и пророчествовали о том всему миру». Отвечая, сказал Иоанн: «Придите, прошу вас, поведайте мне о том, о чем прорицали, и мы, услышав это, воспрянем духом». Отвечая, сказал первый и великий пророк Давид: «Я предвидел, что, никому не возвестив, тихо сойдет он с неба, и сказал: “Сойдет, как дождь, орошающий руно”». Исайя сказал: «Я предвидел, что от девы он будет рожден, и сказал: “Вот дева примет в чреве и родит сына, и нарекут имя ему Еммануил”». И другой, отвечая, сказал: «Я предвидел, что вместо двенадцати патриархов 12 учеников будут служить ему, и возвестил: “На место отцов твоих стали сыновья твои”». И иной отвечал: «Я предвидел деяния и чудеса, которые будет он творить, и возвестил: “Откроются глаза у слепых, и уши глухих услышат”». И другой в свою очередь сказал: «Я предвидел, что ученик захочет его предать, и возвестил: “Кто ест хлеб мой, возвел на меня клевету”». И другой сказал: «Я предвидел, что за тридцать Серебреников захочет его предать, и возвестил: “Оценили меня в 30 серебреников”». И еще Исайя сказал: «Я предвидел, что будет приведен он на судилище, и возвестил: “Сам Господь на суд предстанет перед старейшинами земли”». Отвечая, Иеремия сказал: «Я предвидел, что захотят распять его на древе, и возвестил: “Приходите, вложим древо в хлеб его и лишим его жизни”». И другой, отвечая, сказал: «Я предвидел, что в гроб его положат, и возвестил: “Положили меня в глубокой могиле, во тьме и в обители смерти”».

Так говорили пророки и радовались, получив весть благую от Предтечи. Услышал же Ад речи их и обратился к дьяволу: «О ком так говорят они, о высокомысленный? Кто это такой, принесший им радость? О ком им благую весть принесли, я не знаю, но вижу их в немалой радости». Отвечая, дьявол сказал ему: «Ничего не бойся и совсем не страшись слов их, не мешай им веселиться: этот – ныне пришедший и радость им принесший – Иоанн Креститель многоглаголивый. Когда был он еще на земле, то много возвещал о том человеке и говорил всему миру, что тот избавит вселенную. И вошел я в Иродиаду, единомысленницу мою и последовательницу, и с ее помощью разгневал цесаря, и того (Иоанна) во время пира казнили, и дали голову его отроковице, а она с ней как с яблоком поиграла. И тот, про кого он говорил, что придет он спасти вселенную, сам себя не спас». Отвечал Ад дьяволу: «Берегись, брат мой, ходи, оглядываясь, как бы мы с тобой не были обмануты. Разузнай, откуда он и чей он сын. Эти (пророки) очень уж радуются, слыша о нем. Остерегайся и выпытывай, а не то, пока одного собираемся уловить, всего мира лишимся, и это мне будет не только потеря, но осмеяны мы будем и поруганы». Услышав это, дьявол отправился к иудеям и настроил их против Господа; находился он среди них и не оставлял их, подговаривал распять Господа. И не знал окаянный дьявол, что Господня смерть станет воскрешением всего мира. И вскоре на путях, избранных ненасытными, встретил сатана Иуду и начал готовить с ним предательство и вскармливать в нем сребролюбца. Потому-то тот и сказал иудеям: «Что мне дадите, и я вам предам его?»

И кто не возрыдает, услышав слова эти, о возлюбленные! Дрожат у меня руки и ноги, сам разум мутится от слов этих! Повторю снова: «Что хотите мне дать, и я вам предам его». Как не окостенел язык его, как не распухли губы его? как не замкнулись уста его? Как не иссохли челюсти его и не рассыпались? Как не обмякло все тело его? Как не прилип язык его к гортани, когда он произнес такие слова: «Что хотите мне дать?» Что ты хочешь взять? Они же ничего стоящего не могут дать. Но приди, и спрошу тебя, Иуда: «За что предаешь? Или он тебя обделил чем среди других учеников? Или чего-либо больше другим даровал? Не он ли сделал тебя сопричастным своей благодати? Так за что же предаешь творца неба и земли? И повторю: когда опоясался он леонтием и омыл ноги своим ученикам, то и твои ноги так же, как и других. Не обошел тебя ни единой благодатью. И ты решился на предательство! Он же не захотел тебя отринуть из среды учеников, а, зная об обмане твоем и предательстве, пригласил на вечерю с собой. Уж не думаешь ли ты, что не знал он о том, что соблазнили тебя? Потому-то он на той трапезе и сказал: “Обмакнувший вместе со мной пальцы в блюдо и предаст меня”. И не сказал тебе: “Уйди с трапезы моей, предатель, ибо не достоин ты вкушать со мною”. За трапезой сидишь, и рука твоя к хлебу прикасается, и ешь, а душа твоя о цене раздумывает.

О, горе тебе, Иуда, совершившему такое: серебро взял, а Господа предал, ради серебра сговорился. Потому и сан твой апостольский получит другой, и дом твой останется заброшенным: из-за тех серебреников многих благ ты лишился и навлек на себя многие беды. Из-за этих серебреников не простится грех отцов твоих и не простится беззаконие матери твоей. Из-за тех серебреников мириады ангелов и тысячи тысяч архангелов стали тебе врагами, и мил ты одному лишь дьяволу. Из-за тех серебреников исторгнут ты из сонма апостолов и пристал к бесам, от престола царского отступил и славу с себя совлек и петлю удавленника на себя наложил. “Что хотите мне дать, и я вам предам его?” И выставили ему 30 серебреников. О горе тебе, Иуда! Что ты совершил? За эти 30 серебреников продаешь творца неба и земли; будучи рабом продаешь своего владыку. Задумайся: кого ты продаешь! Если бы имел раба искусного, ты и его, ценя мастерство его, не продал бы за 30 серебреников. А ты продаешь, окаянный, того, кто сотворил все, что ты видишь вокруг. И ты говоришь: “Что мне хотите дать, и я вам предам его?” И выставили ему 30 серебреников».

После ухода Иуды и исторжения его из среды апостолов стал Иисус скорбеть и тужить: «Скорбит душа моя перед смертью». О милосердие владыки! О предателе скорбил, смерти же не боялся, бессмертный. Услышав же дьявол, что сказал Господь: «Скорбит душа моя перед смертью», решил, что он смерти страшится, и начал усердствовать, и поспешил к Аду и сказал: «Готов будь и отыщи место надежное, и мы затворим там Иисуса: вот я подстроил, что он умрет, и приготовил гвозди, заострил копье и налил уксус. Иудеев наострил на него, точно оружие, и через два дня представлю его тебе, брат мой Ад! Много мне препон чинил на земле и много раз прогневал меня. Многие сосуды мои незаметно опустошил: что я по зависти своей творил, то он словом исправлял, если я кому-либо разрушал суставы, то он их укреплял: повелевал нести одр на плечах. Другого я ослепил и затворил глаза ему и радовался, когда он на стену натыкался или в воду падал, он же, придя неведомо откуда, вопреки мне творил словом своим дал ему прозреть. А другому, когда он был еще в чреве матери, ослепил я глаза, чтобы не узнал он и самого вида света; он же, встретив его, замесил глину, помазал ею глаза ему и велел омыться ему в купели Силуамской, и тот прозрел. Я же, не зная, куда идти, взял с собой шестерых бесов и всех служащих мне духов и ушел подальше от него, и встретил юношу красивого, и вошел в него, и жил в нем. И не знаю, как он проведал про это, и пришел туда же, заклял меня и повелел мне выйти из юноши. И вышел я, и не находил места, куда идти, и просил я его, чтобы хотя бы над свиньями иметь мне власть. И в другой раз по воле моей женщина занедужила на двенадцать лет: кровь истекала из тела ее. И не знаю, откуда он пришел на то место, и увидела его женщина и поспешила к нему, и прикоснулась к полам хитона его, и тут же прекратилось у нее кровотечение. И гневался я на него, не смея сразиться с ним, и снова ушел оттуда и пришел в края сирийские и края хананейские, и встретил тут прекрасную отроковицу, и вошел в нее, и жил в ней, и зло причинял ей: то в огонь ее толкал, то со стремнины сбрасывал и веселился этим. Мать же ее начала биться в печали из-за нее. И не знаю, откуда он пришел туда же и поселился там. И когда услышала об этом мать отроковицы, поспешила к нему и поведала о дочери своей, говоря: “Помилуй меня, Иисус, Сын Божий, ибо дочь моя совсем бесноватая”. Он же тогда, подозвав женщину, сказал ей: “О женщина, велика твоя вера. Так будет же, как ты хочешь!” На этот раз не сам пришел изгнать меня, но даровал женщине силу прогнать меня.

В другой раз, когда плыл он через море и уснул, я неожиданно поднял ветры сильные и взволновал море, и стали биться волны, и поднял я сильную бурю, собираясь утопить корабль, в котором был он с учениками своими. И когда корабль уже готов был развалиться, ученики разбудили его, он же, встав, заклял море, и послушало его море и все ветры, и настала полная тишина. Увидел я, что и здесь он находится, отправился в Вифанию и, полагая, что огорчу его, похитил друга его Лазаря и привел того к тебе, брат мой Ад. И был беспечален, думая, что уже теперь не сможет его у тебя похитить. Но четыре дня спустя пришел он, не знаю откуда, когда ты – не ведаю я – то ли спал, то ли других стерег, и вывел от тебя Лазаря».

И Ад в ответ сказал дьяволу: «Так это тот самый, который тогда Лазаря вывел? Если это он и есть, то пощади меня и не приводи его сюда. Один только голос его привел меня в ужас и сокрушил мою силу: не могу я вынести голоса его. Этого ли ты призываешь меня заключить? Да он, если придет сюда, и тех, кого я держу здесь, выведет. Я тогда крепко сгноил тело Лазаря, так что оно смердеть начало и стали распадаться суставы его, но когда воззвал он: “Лазарь, выйди вон!”, тот тотчас выскочил из гроба, как лев из логова идущий на охоту, как летящий орел; всю немощь преодолел во мгновение ока. Я того здесь заточить не смогу». Дьявол же сказал, отвечая ему: «Сила твоя и моя, ненасытная утроба твоя – сможем принять его, не пустословь лишнее!». Ад же сказал в ответ: «Заклинаешь меня силами, но какими силами? Если бы ты обладал силой, то сразился бы с ним, но, видно, хочешь оправдаться мною и иудеями?» Сказал ему дьявол: «Трус ты немужественный и слабодушный! Мне он столько зла причинил, а я, не переставая, боролся с ним. А ты единожды был им одолен и в такой страх пришел. Я же, когда увидел, что он наружные недуги телесные исцеляет, начал невидимо души человеческие мучить. Когда узнал я, что он и здесь пребывает, нашел я достойного юношу по имени Матфей и внушил ему жажду богатства и поставил его собирать налоги. И послушался меня юноша настолько, что даже стал других избивать, и радовался я (глядя на него). Он же, не знаю откуда, пришел и сказал, проходя, юноше: “Иди за мной!” И тотчас же по слову его оставил Матфей сбор налогов, и последовал за ним, и стал его учеником, а мне – врагом. Я же, немало опечаленный, подумал, что молодость юноши его привлекла, и он увел его от меня. Тогда пошел я в область Иерихонскую и нашел здесь человека, малого ростом, по имени Закхей, и вошел в него, и поставил его собирать налоги. И утешил он меня от печали по Матфею, и надеялся я, что этого низкорослого не сможет он полюбить. И пришел он, не ведаю откуда, проходя мимо с народом. Закхей же не мог видеть, кто это мимо идет, и влез на смоковницу, и, подняв взор, Иисус увидел его и сказал ему: “Закхей! Поскорее слезай: нужно сегодня побывать мне в доме твоем”. И принял его с радостью в своем доме и потом пошел и возвратил в семикратном размере все, что взимал не по закону, и от своих богатств одарил нищих. И последовал за ним и стал его учеником, а моим врагом. Когда же я не нашел места, куда идти, отправился я к братьям своим – иудеям и напустил их на него».

Ад же в ответ сказал дьяволу: «Оставь его, ничего не сделаешь с ним». И сказал ему дьявол: «Я знаю, боится человек смерти. Об этом проведал я, увидев, как предается он скорби и говорит: “Скорбит душа моя перед смертью”». Сказал ему Ад: «Иди и поступай, как хочешь, ибо ты уже опытен в борьбе с ним. И если победишь и мы заключим его здесь, то будешь царствовать с иудеями. Если же он тебя одолеет и, придя сюда, изведет тех, кто у меня заточен здесь, и свяжет тебя и слуг твоих и иудеев и предаст их мне, то горе вам будет, окаянные!» Услышал это дьявол и пошел к иудеям, и поднял их против Господа. И собравшись, посовещались они, как его погубить.

И когда так собрались они, пришел к ним Иуда, говоря: «Кого я поцелую, того схватите». И подойдя (к Иисусу), поцеловал его со словами: «Радуйся, учитель!» Господь же сказал ему: «Юноша! Дерзай же свершить то, что задумал!» О поцелуй, полный беззакония! О поцелуй, гибельный для души! О уступка геенне огненной! Блудница, целовавшая ноги Владыки, душу свою очистила от скверны. Этот же, поцеловав, душу свою погубил. Она, целуя, список грехов своих разорвала, этот же, целуя, вычеркнул себя из книг жизни. О премудрость женщины! О неразумье ученика! Когда она целовала ноги Владыки, ангелы радовались и венец ей готовили, когда этот целовал – бесы радовались и сплетали веревку для повешения. «Радуйся, учитель!» Он радуется, а ты – рыдай, ибо радости лишился. «Радуйся, учитель!», и поцеловал его. И подступили беззаконники иудеи, схватили его, в длани своей держащего всю землю, и привели к Пилату. Пилат же сидел, творя суд, а тот, кто будет судить живых и мертвых, предстоял ему и терпел; прах земной восседал на престоле, а творец неба и земли ему предстоял. Был судим Господь Пилатом за спасение всего мира. И когда судили его, жена Пилатова послала к мужу своему: «Ничего не делай ты праведнику этому, много в эту ночь я страдала из-за него». О беззаконие иудейское: женщина, не знающая закона и пророков, нарекла Христа праведником и сказала: «Ничего не делай ты праведнику тому», а иудеи, чтущие закон и пророков, назвали его злодеем, говоря: «Если бы он не был злодеем, то не предали бы его». Тогда Пилат приказал бить его и отдал его на распятие.

Окаянный же дьявол, увидев знамения, которые были во время распятия: солнце померкшее, землю содрогающуюся, запону церковную разодравшуюся, камни храма распадавшиеся и самого себя поруганного – побежал к Аду и сказал ему: «О, горе мне, окаянному, опозорен я! Помоги окаянству моему, затвори врата, чтобы не вошел он сюда, укрепи запорами и гвоздями, и всей силой твоей воспротивься приходу его». Поспешил Ад и затворил врата и укрепил их запорами железными. И вот Господь пришел к Аду, преследуя дьявола, и Силы ему предшествовали. Врата же адские укреплены были. И возгласили Силы, воззвав: «Поднимите врата, своды ваши, и будут сокрушены врата вечные, и войдет царь славы». Словно не понимая, Ад изнутри вопрошал: «Кто это – царь славы? Скажите мне». Силы же святые отвечали: «Господь крепкий и сильный, Господь, могучий в бранях». В ответ же Ад сказал так: «Если все так и есть, то что он ищет здесь? Зачем оставил небеса и сюда пришел?» Святые Силы отвечали: «Раз он царь славы, то, врага своего преследуя, сошел связать его и передать его тебе, а своих воинов вывести отсюда». И сказал Ад дьяволу в ответ: «Трехглавый Вельзевул, отвратившийся от ангелов, посмешище святым, болезням пособник! Не говорил ли я тебе: не борись с ним? И вот, как я говорил, стоят все перед тобой, и что сделаешь теперь, окаянный? Почему меня ослушался? Выходи, если ты силен, и встречай его, я же тебе помочь не смогу». Окаянный же дьявол, плача, говорил в ответ: «Пожалей меня, не открывай, пока он не уйдет назад, постарайся меня ради, хотя я и посрамлен. Кого бы не ввели в заблуждение такие слова? Ведь это он, словно бы смерти страшась, говорил: “Скорбит душа моя перед смертью”. В другой раз он молитву возносил к Отцу, говоря: “Отче, если возможно, то пусть минет меня чаша сия”. И слова эти обманули меня».

И пока они говорили так, Силы, здесь пребывавшие, возгласили: «Поднимите врата, своды ваши». И пророки взывали: «Отворите врата, пусть войдет царь славы». И Ад трепетал от страха.

И отвечал пророк Давид, так говоря: «Не трогайте его, пусть сбудется пророчество мое. Когда был я еще на земле, то предвидел и возвестил: “Врата медные сокрушил и запоры железные сломал”». И сбылось написанное: «Где жало смертельное? Где твоя победа, Ад?» И встретили Иисуса пророки, радуясь и возглашая: «Благословен будь, грядущий во имя Господа». И тогда схватил Господь дьявола, связал его узами нерасторжимыми, пророков же вывел из ада, сказав им: «Идите в рай!» И так вышли они из ада.

Первый из них пророк – великий Давид возгласил, бряцая на гуслях: «Приходите, возрадуемся Господу, воскликнем Богу и Спасителю нашему, что царь наш, за нас сразившийся, одолел». И все отвечали: «Аллилуя». И снова все тот же Давид возгласил: «Все народы рукоплещите вместе, воскликнем в честь Господа гласом радости, что царь наш, победив, одолел». И другой пророк ему вторил: «Возликуй, дочь Сиона!» И затем: «Востань, Иерусалим, возроди славу свою, ибо царь твой, ратовавший за нас, одолел». И так в веселье все спешили в рай, славя избавителя нашего Господа Иисуса Христа, которому подобает всяческая слава, почести и поклонение с безначальным Отцом и с пресвятым и животворящим Духом твоим, ныне, и вечно и во веки веков. Аминь.

* * *

СВЯТАГО ОТЦА НАШЕГО ЕВЬСЕВИЯ, ЕПИСКОПА АЛЕКСАНДРЬСКАГО, СЛОВО О ВЪШЬСТВИИ ИОАННА ПРЕДТЕЧА393 ВЪ АДЪ

Господи,благослови, отче!

Взълюблении, добро есть рещи, каково есть благовѣщение Предтеча въ адъ, и како въпросиша и́ сущии въ адѣ, бѣ бо пущалъ къ Господу ученикы своя, глаголя: «Ты ли еси грядый, или иного чаемъ?»394 Не не вѣдый его, пусти, како бо его не вѣдяаше, а пьръстъмь кажа и глаголаше: «Се агньць Божий, въземляи грѣхы вьсего мира»,395 и пакы: «Азъ крьщаю вы водою, посрѣдѣ же васъ стоить, егоже вы не вѣсте, тъ вы крьстить Духъмь Святыимь и огньмь».396 Не тъгда бо увѣдѣ его, да не будеть. Нъ слыши страшьнѣйшу тайну, понеже сьде Предътеча бѣ Господень. Тѣмьже хотяаше въ адъ прѣдътечи ему, ибо и въ адѣ сущии хотяахуть и́ въпросити о Господи, яко идеть ли известъ насъ или ни. И не вѣдый, чьто хотяше отвѣщати имъ, сего ради пусти ученикы своя къ Господу испытатъ, яко «ты ли еси грядый»,397 и, шьдъше, отвѣтъ принесоша ему.

И тъгда Иродъ, пущь въ тьмьницу, усѣкну Иоана.398 Съконьча же течение Предтеча Господень и съниде въ адъ. И познаша и́ сущии въ адѣ. Ту бо бѣша Аврамъ, и Исакъ, и Яковъ, Исайя и Давидъ399 и прочее множьство святыихъ пророкъ. И въпрашаху Иоана о Господи, глаголюще убо: «Идеть ли свободитъ насъ от скьрбий сихъ или ни? И съконьчаеть пророчьствованая о немь?» Они же глаголаху: «Еда како не хощеть съмьрти прияти насъ ради?» Пророци же укрѣпляхуся, глаголюще, яко «Съмьрьть ему есть прияти, разумѣхомъ бо мы хотящая ему быти и тако прорицяхомъ вьсему миру». Отъвѣща Иоанъ и рече: «Придѣте, молю вы, повѣдите ми, чьто прорицясте, да и слышавъше и подъвижьни будемъ». Отвѣща же пьрьвый пророкъ и великый Давидъ и рече: «Азъ разумѣхъ, яко безмълъвый тихо съходить съ небесе, и рѣхъ: “Сънидеть, яко дъждъ на руно”».400 Исайя рече: «Азъ разумѣхъ, яко от дѣвы хотяше ся родити, и рѣхъ: “Се дѣва въ чрѣвѣ прииметъ и родить сынъ и нарекуть имя ему Еммануилъ”».401 И другый, отвѣщавъ, рече: «Азъ разумѣхъ, яко въ дъвою на десяте мѣсто патриарху 12 ученика хотяста служити ему,402 и рѣхъ: “Въ отець твоихъ мѣсто Быша сынове твои”».403 И другый отвѣща: «Азъ дѣла и чюдеса, яже хотяше творити, разумѣхъ и рѣхъ: “Отвьрьзуться очеса слѣпыихъ и ушеса глухыихъ услышать”».404 И другый, отвѣщавъ, рече: «Азъ разумѣхъ, яко ученикъ хотяшеть и́ прѣдати, и рѣхъ: “Ъдый хлѣбъ мой, възвеличилъ есть на мя клевету”».405 И другый рече: «Азъ разумѣхъ, яко на трьхъдесятьхъ сребрьницѣхъ хотяашеть и́ прѣдати, и рѣхъ: “Поставиша цѣну мою 30 сребрьникъ”».406 Исайя же пакы рече: «Азъ разумѣхъ, яко на судище хощеть веденъ быти, и рѣхъ: “Самъ Господь на суд приидеть съ старьци людьскыми”». Отвѣща Иеремия, глаголя: «Азъ разумѣхъ, яко на дрѣвѣ хотяхуть и́ распяти и рѣхъ: “Придѣте, въложимъ дрѣво въ хлѣбъ его и гонозимъ живота его”».407 И другый отвѣща и рече: «Азъ разумѣхъ, яко въ гробѣ хотяхуть и́ положити, и рѣхъ: „Положиша мя въ ровѣ прѣисподьнимь въ тьмьныихъ и въ сѣни съмьртьнѣй”».408

Си же пророкомъ глаголющемъ и веселящемъся о благовѣщении Предтечевѣ. Слышавъ же Адъ глаголы ихъ, рече къ дияволу: «О комь си глаголють, высокомысльний? Къто же ли есть радость творя имъ? О комь же ли благовѣствують имъ, не вѣдѣ, тъкъмо въ нихъ вижю велию радость». Отвѣща дияволъ и глагола ему: «Ничьсоже не ужасайся, вьсьма не бойся глаголъ ихъ: не брези веселитися имъ, се бо нынѣ пришьдый и радость сътвори имъ Иоанъ Креститель и великоглагольникъ есть. Ибо егда бѣ на земли, велия съвѣдѣтельствова о человѣцѣ томь и глагола вьсему миру, яко сь есть хотя избавити вьселеную. И вънидохъ азъ въ Иродиаду, съвѣтьницю мою и сънаслѣдьницю, и тою прогнѣвахъ цесаря, и сего на обѣдѣ усѣкну и главу дахъ отроковици, и яко яблъкъмь поигра. И его же сь глаголаше, яко сь есть хотя избавити вьселеную, нъ ни себе самого избави». Отвѣща Адъ къ дияволу: «Блюди, брате, обьходи испытьно, еда обльщена будевѣ. Блюди, откуду есть и чий сынъ есть. Сии бо вельми радуються, слышавъше о немь. Блюди испытьно, да не, егда хотѣховѣ единого приобрѣсти, вьсего мира лишена будевѣ, и еже не толико ми буди лишение, нъ и смѣху и поругана будевѣ». Си слышавъ дияволъ, иде къ июдѣомъ и въоружи я́ на Господа; прѣбываше же и не отхожаше от нихъ, нъ наущаше я́ на распятие Господне. И не вѣдяше оканьный дияволъ, яко Господня съмьрть вьсему миру въскрѣшение будеть. Абие же на пути несытьства обрѣтъши сотона Иуду,409 нача тѣмь готовити прѣдание, и начатъ и́ творити любителя срѣбру. Тѣмъ же и къ июдѣомъ глаголаше: «Чьто хощете ми дати, и азъ вамъ прѣдамь его».410

И къто не просльзиться о глаголѣ семь, възлюблении! Трепещють ми състави удовъ, ужасаеть ми ся помыслъ о глаголѣ семь! И пакы: «Чьто хощете ми дати, и азъ прѣдамь и́ вамъ». Како не искрѣпѣ языкъ его, како не довъльны Быша устьны его? Како не съвязашася уста его? Како не усъхоша челюсти его и не съкрушишася? Како не увяде вьсь съставъ тѣлесе его? Како не прилпе язык гортани его, таковы глаголы извѣщавъшю: «Чьто хощете ми дати?» Ты чьто хощи възяти? Они достойна ничьсоже на имуть дати. Нъ приди, въпрошю тя, Иудо: «Чьсо ради продаеши? Еда чьсо лиши тя другыихъ ученикъ? Еда чьто лише онѣмъ подасть? Не той же ли благодати обьщьника тя сътвори? То почто предаеши творца небу и земли? И пакы: егда прѣпоясася леоньтиемь и умы нозѣ ученикомъ,411 такоже и твои, яко и онѣхъ. Не лиши тебе ни единоя благодати. И ты на прѣдание въоружися! Тольми же не въсхотѣ тебе отлучити ученикъ, а вѣдый льсть твою прѣдательную, вечеряти тя сътвори съ собою. Еда мьниши, яко не вѣдяше твоего съблажнения? Тѣмьже и на той же тряпезѣ рече: “Омочивый съ мъною руку въ солило, тъ мя прѣдасть”.412 И не рече ти: “Въстани от тряпезы моея, прѣдателю, яко нѣси достоинъ ясти съ мъною”. На тряпезѣ бѣ, и рука твоя хлѣбѣ причащашеся, и ядяше, а душа твоя цѣну съвѣщаваше.

О, горе тебѣ, Июдо, чьто се сътвори – срѣбро прия, а Господа прѣда, срѣбра ради съвѣтъ сътвори. Тѣмьже епископьство твое прѣиметь инъ,413 и въ кровѣхъ твоихъ не будеть живущааго: тѣхъ ради сребрьникъ многа блага лишися и многа зъла достоинъ бысть. Тѣхъ ради сребрьникъ грѣхъ отець твоихъ не отиметься и безаконие матери твоея не оставиться.414 Тѣхъ ради сребрьникъ тьмы тьмами ангелъ и тысящю тысящи архангелъ бысть врагъ, и единому дияволу любъ. Тѣхъ ради срѣбрьникъ лика апостольска отлучися и бѣсѣхъ причьтеся, прѣстола цесарьска отступи и славы ся съвлѣче, и уже удавлению на ся наложи. “Чьто хощете ми дати, и азъ прѣдамь и́ вамь”. И поставиша ему 30 сребрьникъ. О горе тебѣ, Июдо! Чьто се сътвори? На 30-тѣхъ ли продаеши сребрьниць небу и земли творьця, рабъ владыку убо продаеши. То понѣ блюди: кого продаеши! Аще бо бы раба имѣлъ хытра, не бы его убо продалъ хытрости ради на 30 сребрьникъ. Продаеши, оканьне, вьсю тварь, юже видиши, тъ есть сътворилъ. И ты рече: “Чьто ми хощете дати, и азъ вамъ прѣдамь и́”. И поставиша ему 30 сребрьникъ».

По отшьствии же его и отлучении апостольска лика, начатъ Исусъ скьрьбѣти и тужити: «Прискьрбьна есть душа моя до съмьрти».415 О милосердие владычьне! О прѣдатели скьрьбяше, съмьрьти же не бояшеся, бесъмьрьтьный. Слышавъ же дияволъ Господа, рекъша: «Прискьрьбна есть душа моя до съмьрьти», мьняше, яко съмьрти ся боить, и начатъ подвижьнѣй бывати, и текъ Адови, рече: «Готовъ буди и уготови мѣсто твьрьдо, да затворивѣ Иисуса: се бо устроихъ на нь съмьрть и уготовихъ гвоздия, наострихъ копие и налияхъ оцьта.416 Июдѣя поострихъ на нь, яко оружие, и се по дъвою днию прѣдъставлю ти и́, брате мой Аде! Многу ми пакость сътвори на земли и много прогнѣва мя. Мъногы ми съсуды истъщи невидимо: яже азъ завистию творяхъ, тъ же онъ словъмь исцѣляше, и ихъ же азъ раздрушахъ уды, то ты онъ укрѣпляя: одры на раму носити повелѣваше.417 И другаго ослѣпихъ и затворихъ очи его и веселяхъся о немь, егда о стѣну ударяшеся, ли въ воду въпадаше, онъ же, пришьдъ, не вѣдѣ откуду, и противьная ми творя, словъмь дасть ему прозьрѣти. И другуму, сущю въ чрѣвѣ матерьни, ослѣпихъ очи, яко не знати ему видѣти свѣта, онъ же обрѣтъ и́ и сътвори бьрьние и помаза очи его, и повелѣ въ купѣли Силуамли умытися ему, и прозьрѣ.418 Азъ же не обрѣтъ, камо ити, пояхъ съ собою шесть бесъ и вьсе служьбьныя духы и отидохъ далече от него, и обрѣтохъ уношю добра, и въшьдъ въ нь, живяхъ въ немь. И како разумѣ, не вѣдѣ, и пришьдъ тамо, запрѣти ми и повелѣ ми изити из него. И ишьдъ азъ, не обрѣтохъ мѣста, камо иду: молихъ и́, да понѣ на свинияхъ прииму власть.419 Еще же пакы жена от мене въ недугъ въпадъши до дъвою-на-десяте лѣту, и течения кръвьная от плъти ея истѣкаху. И не вѣдѣ, откуду приде тамо, и видѣвъши и́, текъши, прикоснуся, емь въскриль ризѣ его, и абие ста течение кръве ея.420 И гнѣваяся на нь, не съмяхъ побѣдитися съ нимъ, и пакы отидохъ оттуду и придохъ въ прѣдѣлы сурьскы и прѣдѣлы хананѣйскы и обрѣтохъ ту отроковицю добру и, въшьдъ въ ню, живяхъ въ ней и творяхъ зъло ей: ово ли въ огнь ю въмѣтахъ, другоици же съ стрьмины ю съмѣтахъ и веселяхъся ею. Паче же мати ея начьняше, тужащи, битися ея ради. И не вѣмь, откуду приде тамо и живяше ту. И абие слышавъши мати отроковиця, текъши, повѣдѣ, яже о дъщери своей, глаголющи: “Помилуй мя Иисусе, Сыне Божий, яко дъщи моя зълѣ бѣситься”. И абие же поманувъ женѣ, рече: “О жено, велия ти вѣра. Буди ти якоже хощеши!” Тоже не и самъ приде изгънатъ мене, нъ женѣ въда область изгънати мя.421

Другоици же, въѣхавъшу ему въ море и усънувъшю, вънезапу подвигохъ вѣтры многы и възмутихъ море, и съражахуся вълны, и велику бурю въздвигнухъ, хотя погрузити корабль, въ немьже бяше съ ученикы своими. И се хотящю кораблю съкрушитися, абие ученици его възбудиша и́, и, въставъ, запрѣти морю, и послуша его море и вьси вѣтри, и бысть тишина велия.422 Видѣвъ же азъ, яко и ту прѣбываеть, идохъ въ Вифанию, и, хотя оскьрьбити и́, въсхватихъ друга его Лазоря и приведохъ ти и́, брате мой Аде. И бес печали быхъ, мьня, яко уже къ тому не можеть ис тебе исхытити его. И по четырьхъ дньхъ пришьдъ, не вѣдѣ отъкуда, не вѣдѣ, съпящю ли тебѣ или ины хранящю, исхыти и́ отъ тебе».

И, отвѣщавъ, Адъ глагола дияволу: «Тъ же ли есть и нынѣ, иже и тъгда Лазоря изведе? Аще тъ есть, помилуй мя и не води его сѣмо. Того бо тъкъмо глас ужаси мя и раздруши ми силу: гласа его не могу сътьрпѣти. Того ли ми възвѣщаеши затворити? Онъ, аще придеть сѣмо, и яже имамъ сьде, извѣсти имать. Азъ же тъгда съгнонхъ тѣло Лазорево зѣло, якоже начатъ воняти, и нача раступатися съставъ тѣлесе его, и егда же възгласи его: “Лазоре, лѣзи вонъ!”, и абие въскочи вънъ из гроба, яко львъ из вьрьтьпа на ловъ иды, яко орьлъ летяаше, вьсю немощь отложь въ мьгновении оку.423 Азъ того сьде затворити не възмогу». Отвѣщавъ же дияволъ, глагола ему: «Сила твоя и моя, ненасытьная утроба твоя, да приимѣвѣ и́, а не бляди многа». Отвѣща Адъ и рече: «Клятъ мя силами, кыими силами? Ибо, аще бы имѣлъ силу, побѣдилъ ся бы съ нимъ, нъ мною ли и июдеи хощеши оправьданъ быти?» Глагола ему дияволъ: «Страшиве немужю и худодушьне! Мнѣ толика зъла сътвори, и не прѣстахъ побѣдяся съ нимь. И ты едино зъло приимъ от него, толику боязнь прия. Азъ же, егда видѣхъ, яко и вънѣшняя болѣзни тѣлесьныя исцѣляше, начахъ душа человѣчьскы невидимо мучити. Егда бо видѣхъ, яко и ту прѣбываше, пакы обрѣтох ту уношю добра, именьмь Матфею, и възложихъ на сердце ему помыслъ имѣнию и поставихъ и́ на мытьници. И тольми послуша мене уноша, якоже бияше вься, и радовахъся о немь. Онъ же отъкуду приде – не вѣдѣ, и мимоида рече уноши: “Иди по мнѣ”. И абие от словеси того Матфей, оставль мытницю, и послѣдова ему и бысть оному ученикъ, а мънѣ врагъ.424 Азъ же оскьрьбѣхъ зѣло и мьнѣхъ, яко въздрастъ уношѣ възлюбль, въхыти и́ от мене. Идохъ азъ въ страны Ерихоньскы и обрѣтохъ ту человѣка мала въздрастъмь, именьмь Закьхей, и вънидохъ въ нь и поставихъ и́ на мытьници. Сь утѣши мя о печали, яже о Матьфеи, и мьнѣхъ, яко понѣ сего въздраста не имать възлюбити. И пришьдъ онъ, не вѣмь откуду, мимоидый съ народъмь. Закхей же не могый видѣти, къто есть мимоходяй, и възлѣзъ на ягодичину, и, възьрѣвъ, Иисусъ видѣ и́ и глагола ему: “Закъхее! Потъщавъся сълѣзи: дьнесь бо въ дому твоемь подобаеть ми быти”. Абие же приять и́, радуяся, в домь свой и, шед, възврати седмирицею, иже бѣ лихо ималъ, и отъ своего имѣния подасть маломощьмъ.425 И иде въ слѣдь его и бысть оному ученикъ, а мнѣ врагъ. Егда же не обрѣтох мѣста, камо ити, идохъ къ братии моей – июдѣомъ и въоружихъ я на нь».

Отвѣщавъ же Адъ, глагола къ дияволу: «Останися его, ничьтоже имаши съ нимь». И глагола ему дияволъ: «Азъ вѣдѣ, яко человѣкъ есть бояся съмьрти. Се бо разумѣхъ, яко прѣдаеться и, скьрьбя, глаголеть: “Прискьрьбьна есть душа моя до съмьрти”». Глагола ему Адъ: «Иди, якоже хощеши – твори, понѣ искуси брань на нь. И аще побѣдиши, и затворивѣ и́ сьде, и цесарьствуеши тъ съ июдеи. Аще ли ти одолѣеть и, пришьдъ сѣмо, изведеть, яже имамъ затвореныя сьде, и съвяжеть тя и слугы твоя и июдѣя, и прѣдасть я мнѣ, о горе вамъ будеть, оканьнии». Си слышавъ, дияволъ иде къ июдѣомъ и въоружи я на Господа. И събьравъшеся, съвѣтъ сътвориша на Господа, да и́ погубять.

И се събьраномъ имъ, приде Июда, глаголя: «Егоже азъ лобъжю, того имѣте». И, приступль лобъза и глаголя: «Радуйся, учителю!» Господь же рече къ нему: «Уноше! На не же приде, дьрьзай!»426 О лобъзание, испълнь безакония! О цѣлование, погыбѣльно души! О ходатайство родству огньнууму!» Блудьниця, лобъзавъши нозѣ владычьни, душю свою очисти от сквьрьнъ.427 Сь же, лобъзавъ, душю свою погуби. Она, лобъзавъши, рукописание зълъ своихъ раздьра, сь же, лобьзавъ, отъ книгъ животьныихъ исписанъ бысть. О жены прѣмудрость! О учениче неразумьство! Оной, лобъзавъши нозѣ владычьни, ангели радовахуся и вѣньць ей готовляху, сему же, лобъзавъшю, бѣси радовахуся и уже удавлению плетяху. «Радуйся, учителю!» Онъ радуеться, а ты въсплачи, яко от радости уклонися. «Радуйся, учителю!», и облобыза и́. И приступльше безаконьници июдѣи, яша и́, съдьрьжащааго дланию вьсю землю, и приведоша и́ прѣдъ Пилата. Пилатъ же сѣдяше, судяй, хотяй судити живыимъ и мьрътвыимъ прѣстояще и тьрьпяше; бьрьние на прѣстолѣ сѣдяше, и творьць небу и земли прѣстояше. Судиму же Господу Пилатомь за спасение вьсему миру. И судиму ему, жена Пилатова посъла къ мужю своему, глаголющи: «Ничьтоже тебе, ни правьдьнику тому, много бо ночьсь пострадахъ его ради».428 О, безаконьство июдѣйско: жена, не чьтущи закона, ни пророкъ, правьдьника и нарече, рекъши: «Ничьтоже тебе, ни правьдьнику тому», а июдѣи, чьтуще законъ и пророкы, зълодѣя и́ нарекоша, глаголющи: «Аще не бы сь зълодѣй былъ, не быхомъ ти прѣдали его». Тъгда Пилатъ, бивъ его и прѣдасть и́ на распятие.

Оканьный же дияволъ, видѣвъ знамения, яже на крьстѣ Быша: солнце помрачаемо и землю трясущюся, и запону церьковьную раздираему, и камение распадающеся,429 и самого поругана – тече къ Аду и глагола ему: «О, горе мнѣ, оканьнуму, яко поруганъ быхъ! Помози оканьству моему, затвори врата, да не вънидеть сѣмо, утвьрьди заклепы и гвоздии, и вьсею силою своею противися не прияти его». Тече же Адъ и затвори двьри и заклепы желѣзныими утвьрьди. И се Господь прииде на Ада, гоня диявола, и Силы430 предътечааху. И се врата адова утвьрьжена бяху. И възгласиша Силы, глаголюща: «Възьмѣте врата, кънязи ваши, и да възьмуться врата вѣчьная, и вънидеть цесарь славы».431 И акы не вѣдый Адъ изутрьуду отвѣща, глаголя: «Къто сь есть цесарь славы? Повѣдите ми». Силы же святыя рекоша: «Господь крѣпъкъ и сильнъ, Господь сильнъ въ брани». Отвѣщавъ же Адъ, глагола: «То аще такъ есть, то чьсо ищеть сьде? Почьто остави небеса и съниде сѣмо?» Святыя Силы рѣша: «Понеже цесарь славѣ есть, противьника гоня, съниде съвязати и́ и дати и́ тобѣ, и своя воины от тебя истьрьгнути». И отвѣщавъ Адъ дияволу, рече: «Трьглавьче Вельзавуле, развратьниче ангельскъ, посмишьниче святыимъ, болѣзньмъ поспѣшьниче! Не глаголахъ ли ти: не побѣдися съ нимь? И се, еже рѣхъ, прѣстоять ти, и чьто сътвориши, окаяне? Почьто мене ослушася? Изиди, аще сильнъ еси и усърящи и́, азъ бо тебѣ помощи не възмогу». Окаяный же дияволъ, плачася, отвѣща, глаголя; «Помилуй мя, понѣ не отвьрьзай, донъдеже възвратиться, понѣ потрудися мене ради, аще и поруганъ быхъ. Къто бо не поруганъ будеть от тацѣхъ глаголъ? Овогда яко бояся съмьрьти и скьрьбя глаголаше: “Прискьрьбьна есть душа моя до съмьрти”. Другоици же Отцю молитвы въздая, глаголаше: “Отче, аще есть възможьно, да преидеть от мене чаша си”.432 И си глаголи прѣльстиша мя».

И се има глаголющема, Силы прѣбываху, глаголюще: «Възьмѣте врата, князи ваши!» И пророци глаголаху: «Отвьрьзѣте врата, да вънидеть цесарь славѣ!» И Адъ трепеташе страхы.

Отвѣщавъ пророкъ Давидъ рече: «Не дѣйте его, да събудеться пророчьство мое. Егда бо бѣхъ на земли, разумѣхъ и рѣхъ: “Врата мѣдяная съкруши и верѣя желѣзныя съломи”».433 И съконьчася писание: «Къде ти съмьрьти жало? Къде ти, Аде, побѣда?»434 И сърѣтоша и́ пророци, радующеся и поюще: «Благословенъ, грядый въ имя Господне!» Тъгда имъ Господь диявола, съвяза и́ узами нераздрѣшьнами, пророкы же изведе от ада, глаголя: «Идѣте въ рай!» И тако искочиша отъ ада.

От нихъ же пьрьвый пророкъ великый Давидъ, бряцяя въ гусли, глаголя: «Придѣте, въздрадуимъся Господеви, въскликнѣмъ Богу Спасу нашему, яко цесарь нашь, по насъ побѣжься, одолѣ». И вьси отвѣщаваху: «Алѣлуия». И пакы тъ же: «Вьси языци въсплещѣте руками въкупѣ, въскликнѣте Богу гласомь радости, яко цесарь нашь, побѣжься, одолѣ».435 И другый отвѣща: «Радуйся зѣло, дъщи Сионова!»436 И по томь: «Въстани, Иерусалиме, облѣцися въ славу твою, яко цесарь твой побѣжься, по насъ одолѣ». И тако веселящеся въ рай течаху, славяще избавителя нашего Господа Иисуса Христа, емуже подобаеть вьсяка слава, честь и покланяние съ безначальныимь Отцьмь и съ прѣсвятыимь и благыимь и животворящимь Духъмъ твоимь, нынѣ и присно и въ вѣкы вѣкомъ. Аминь.

* * *

393

Иоанн Предтеча – пророк, предсказавший явление Христа (Мф. 3, 11–12) и крестивший его в водах Иордана (Мф. 3, 13–17).

394

Ты ли еси грядый ... чаемъ?Мф. 11, 3.

395

Се агньць Божий ... мира... – Ио. 1, 29.

396

Азъ крыцаю вы ... и огньмь. – Ио. 1, 26 и Мф. 3, 11.

397

...пусти ученикы своя ... грядый... – Ср. Мф. 11, 2–3.

398

И тъгда Иродъ ... усѣкну Иоана. – Иоанн осуждал поступок наместника Галилеи Ирода Антипы, вступившего в брак с женой своего брата, Ирода Филиппа, Иродиадой. Та оклеветала Иоанна, и пророк был заключен в темницу. На пиру дочь Иродиады Саломия восхитила наместника своей пляской, и он пообещал выполнить любое ее желание. По наущению матери девушка попросила принести ей отрубленную голову Иоанна (Мф. 14, 3–11). Имя Саломии в Евангелиях не названо, оно упоминается в других, апокрифических источниках.

399

...Аврамъ ... и Давидъ... – Перечислены библейские праотцы: Авраам, его сын Исаак и внук Иаков, пророк Исайя и царь Давид.

400

Сънидеть, яко дъждъ на руно. – Ср. Пс. 71, 6.

401

Се дѣва въ чрѣвѣ ... Еммануилъ.Ис. 7, 14.

402

...12 ученика хотяста служити ему... – Проводится параллель между двенадцатью сыновьями Иакова и двенадцатью апостолами.

403

Въ отець твоихъ ... сынове твои.Пс. 44, 17.

404

Отвьрьзуться очеса ... услышать.Ис. 35, 5.

405

Ѣдый хлѣбъ мой ... клевету. – Ср. Пс. 40, 10.

406

Поставиша цѣну мою 30 сребрьникъ. – Ср. Зах. 11, 12.

407

Придѣте, въложимъ дрѣво ... живота его.Иер. 11, 19.

408

Положиша мя ... въ сѣни съмьртьнѣй.Пс. 87, 7.

409

Иуда – один из апостолов, предавший Христа за 30 серебреников.

410

Чьто хощете ... прѣдамь его.Мф. 26, 23.

411

...умы нозѣ ученикомъ... – Ср. Ио. 13, 4–14.

412

Омочивый съ мъною ... прѣдасть.Мф. 26, 23.

413

...епископьство твое прѣиметь инъ... – На место Иуды в число апостолов (чтобы сохранить сакральное число 12) был избран по жребию Матфей (Деян. 1, 16–26).

414

...и безаконие матери твоея не оставиться. – Возможно, здесь отзвук апокрифического предания о матери Иуды. Получив предзнаменование, что сын ее станет вместилищем пороков, она положила младенца в просмоленную корзину и предала ее морским волнам. Иуду нашла и воспитала царица острова Скариот (так объясняет предание его прозвище «Искариот». Другие толкования имени см.: Мифы народов мира. М., 1991. С. 580). Согласно тому же преданию, Иуда становится любимцем Пилата и, выполняя его поручение, убивает Рувина–Симона. Затем Иуда женится на вдове убитого, не зная, что она – его собственная мать.

415

Прискьрбьна есть душа моя до съмьрти. – Ср. Мф. 26, 38. Синодальный перевод: «Душа моя скорбит смертельно».

416

...и уготовихъ гвоздия, наострихъ копие и налияхъ оцьта. – Упоминаются обстоятельства распятия Христа: воин ранил его копьем, вместо воды поднесли к губам губку, пропитанную уксусом.

417

...одры на раму носити повелѣваше. – Ср. Мф. 9, 17. Здесь и далее упоминаются эпизоды евангелий, на которые и дается ссылка.

418

...въ купѣли Силуамли ... прозьрѣ. – Ср. Лк. 9, 1–7.

419

...на свинияхъ прииму власть. – Ср. Лк. 8, 27–32.

420

...и абие ста течение кръве ея. – Ср. Мф. 9, 20–22.

421

...нъ женѣ въда область изгънати мя. – Ср. Мф. 15, 22–28.

422

...и послуша его море ... тишина велия. – Ср. Мф. 8, 24–27.

423

...вьсю немощь отложь въ мьгновении оку. – Рассказ о смерти Лазаря и его воскрешении см. Ио. 11, 1–44.

424

...оставль мытницю ... а мънѣ врагъ. – О призвании мытаря Матфея см. Мф. 9, 9.

425

...обрѣтохъ ту человѣка ... подасть маломощьмъ. – В евангельском рассказе о мытаре Закхее (Лк. 19, 1–10) говорится, что он обещает отдать половину имущества нищим, а обманутым им возвратить в четырехкратном размере.

426

На не же приде, дьрьзай!Мт. 26, 48–50.

427

Блудъниця, лобъзавъши нозѣ ... от сквьрьнъ. – Имеется в виду эпизод на пиру у фарисея. См. Лк. 7, 35–50.

428

...И судиму ему ... пострадахъ его ради. – О согласии Пилата, после колебаний и сомнений, утвердить приговор синедриона (иудейского суда) говорится в евангелиях. Но эпизод о жене Пилата, сочувствовавшей Христу, чисто апокрифический.

429

...солнце помрачаемо ... камение распадающеся... – Ср. Мф. 27, 51–53.

430

Силы – один из ангельских чинов.

431

Възьмѣте врата ... цесарь славы.Пс. 23, 7 и 9.

432

Отче ... преидеть от мене чаша си.Мф. 26, 39 и 42.

433

Врата мѣдяная ... съломи.Пс. 106, 16.

434

Къде ти съмьрьти жало? ... побѣда? – Осия, 13, 14.

435

Вьси языци въсплещѣте ... одолѣ. – Ср. Пс. 46, 2–4.

436

Радуйся зѣло, дъщи Сионова! – Дочь Сиона – образное именование Иерусалима. Сион – гора в пределах Иерусалима, на которой был воздвигнут дворец царя Соломона.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 3: XI-XII века. - 1999. - 413 с.

Комментарии для сайта Cackle