Источник

Федор Петрович Бабушкин

Письмо матери и сестре в Романов из Выговского общежительства

...прошу твоего родителскаго благословения и теплых молитв твоих за мя, еже ко Господу, незабвен быти всегда желаю.

И вселюбезнейшей и во уме моей незабытнейшей единоутробней пречестнейшей моей сестрице Елисафети Петровне брат твой Ф<едор> П<етров> желаю ти о Христе купно и с матушкой нашей на премножество лет здравствовать и о Господе радоватися и, всенижайший, попремногу ти с любовию кланяюся.

Чрез сие писание я вам о себе уведомляю, что по сие нижеписанное число в живых остаюсь и поздорову милостию всещедраго Бога и вашими святыми молитвами. А про ваше дражайшее здравие слышать повсегда желаю и о Господе радоватися.

При сем же за премногую милость твою родительскую, государони моя матушка, всеусердную мою приношу ти благодарность, яко благоволил вам Бог по сердцу положить, что меня отпустить во обитель поморскую, и за ваши молитвы сподобил Бог меня, грешнаго... <...>

... <по>добие яко Соловецкой обители, тихое обретается древлеотеческое сохраняющим благочестие пристанище. Сподобил мя Господь Бог за ваши молитвы яко посреде аггел ликовати и зрения церковнаго и образа велелепнаго Спаса Вседержителя древлегреческаго написания пречюднаго сияющаго повсегда видети в храме молитвенном и благодати от него наслаждающимся. Что ли еще начну поведати вам, честнейшая моя матушка, о украшении святаго места сего и откуду начало возму повести во уведомление вам представити украшение и сограждение храмоообители? Точно, государони матушка, состоит святое место оно, яко древний монастырь, стенами твердыми чювственными и святых отец молитвенными ограждено четыре ограды. И восем храмов молитвенных, вси наподобие яко церкви превеликие с главами и с крестами и три колоколни собственные себе возле часовен, а прочие внутрь болниц колокола.

Во-первых, о самой <Выгоре>цкой Спасове обители поуведомляю: стоит на прекрасном месте монастырь, поблизности реки, называемыя Выг, с ярославскую Которость[2463] шириной. 1-я часовна во имя Спаса Богоявления Господня храм, болши Леонтьевской церкви вдвое, что у нас в Романове,[2464] точию на вид как церковь, а в ней также, как войдеш, точно как в церкви: сперва з дву стран сходы – Лествицы широки, не само высоки, потом наподобие паперти папертные сени, и тут, якоже в папертех водится, образы, тако и у нас, образы великие местные поставлены. Потом внутрь трапеза десяти сажен шириной. А ис трапезы и двери болшие двойные до самова почти верху трапезнова. А там якобы самая церковь, а у нас называется певчая. Тут вышина особливая, вдвое болши трапезы вверх, и верхния окна свои болшия, шириною певчая шести сажен.

Во-первых, на средине царские врата, наподобие как у Воскресения у нас в Романове,[2465] токмо светлые на золоте евангелисты красовитие и аггели с рипидами[2466] написаны. По правую руку вышереченный Спасов образ греческаго писма чюдотворной Вседержитель, дву аршин[2467] вышина, болшею главою с плещами, весь в окладе серебряном и позолоченом, поля и оплече до венца,[2468] и венец с камением цветным болшим: где «он» вверху, тут камень цветной красной, а около ево осыпные камешки наподобие «она», а идеже «ѿ», тут осыпной ис каменья цветнаго «ѿ», так же и «наш» ис каменья осыпнаго;[2469] и гривна превеликая, по-нашему сата,[2470] позолочена.

А подле его[2471]: 1 – Богоявления, 2 – Успения, 3 – Соловецкие, а на заворот,[2472] за одной лампадой Александ<р Св>ирский, а подле образ росийских всех святых, на средине того образа София Премудрость Божия, повыше Троица, пониже крест, а со обоих стран вси святители и преподобнии и князи и прочий святии.[2473] И лампады перед всеми самой болшей руки2968 зеленомедные ярославской работы самой хорошей. А у руских есть железные ручки походячие2969, на коего святаго день праздника свеща ему собственно под самое лико поставляется; и выше, и ниже, и на страну две ручки предвигаются на винту. А тут окно и завеса у окна, тут старец стоит, кой замолитвует.[2474] А от окна, колко есть места до другова окна, тут на промежутках образ Страшнаго суда вышиной 4 аршин и поперег 3-х аршин в коностасе2970 золотом резном. А тое окно будет на крылосе[2475] правом. А крылос повыше полуединою ступенью, а крылос в пояс стена до дверей трапезы, что на средине, а на заворот два аршина стенка. И брус покрыт зеленым сукном, а на болшия праздники красное, кармазинное2971. А на крылос на один 20 человек уставитца, такоже и на другом, а на всяко воскресение во всем году крылошан 15 человек.

А на левой стране у царских врат образ 2 аршина же Одигитрия Тихвинския Богородицы, в ту же меру,[2476] весь в окладе серебряном и позолоченом и в жемчюге, и оплечье[2477] все позолоченое, и сата болшая московской работы хорошей. А подле ея Святая Троица, а подле Троицы Николы святителя, а подле Николы Филип митрополит Московский, вси в одну меру. А на обороте преподобный Александр преподобный Ошевенский, каргаполский чюд<отворец>. А подле образ всех святых 2 аршина с половиной. И тут окно, а окна аршина полтора вышиной. И у сего окна завеса, а за сей завесой стоит настоятель Андрей Борисовичь,[2478] а промеж окнам тут стоит Преображения Господня образ да Знамения Богородицы. И тут паки окно на левой крылосе. А левой крылос таков же, как и правой, единаки2972.

На правой стране и на левой стоят столики против крылосов на средине, по аршину длиной, нижегородский дубовыя и с ящикам двойным, отворяются и выдвигаются, а на них сукном покрыты зеленым. А на них кладут книги, кои всегда обращаются: Октаи, Минеи, Триоди.[2479] А на правой стране возле стола стоит всегда налой[2480] евангелской, потянут шелковым грезетом[2481] вишневым. Да еще с верха плат болшей руки красной, до полу поволоки.[2482] И тут Евангелие лежит под покровом подобно пелены[2483] с крестом. Евангелие болшее, Иосифовское,[2484] вседневно под зеленым бархатом и с крестом, а празднишных есть два, под красным бархатом и сребром обложены.

А у левова стола ставится в ряд на средину налой, егда праздники дванадесятые или храмовые, и тут кладут образ праздника того. А паволоки на них есть неоднакие2973: объяринныя[2485] красныя, и алыя, и зеленыя, и букетовыя,[2486] и грезетовы, и тафтяныя, и великопостныя – смиреной цвет, вишневы, лазоревы. На обеих странах в праздники по налою украшеному. На евангелском налое покров золотой парчи дорогой, крест золотой вышит поверху болшей со словами. Един празумент[2487] около покрова в сорок рублей. Подсвешники есть болшие у налоев беломедные[2488] ярославской работы, как жар, по десяти рублей каждой, а удичные[2489] жестяныя крашеные.

А над местным образам золотой киот,[2490] а на нем стоят мелкия обычныя штилистовыя и пятичныя образа[2491] по всей часовни от краю до краю, все окладныя, дорогие, а числом на лицовой стены сорок образов, а десять в жемчюге. А на заворотах до самых крылосов тоже мелких ряд, а потом вверх апостоли 12, а в средине Вседержитель Господь на престоле, по два аршина вышиной цки2974, а над апостолам праздники дванадесятые с киотам по аршину вышиной, а над ним пророки такоже в одну меру. А над пророкам праотцы с киотом по полтора аршина вышины. А над ним херувимы и серафимы, красныя лица и белыя, а промеж ним кресты, а мерою четверти[2492] в три. А тябла[2493] зелены и вишневы.

Притом на средине паникадило[2494] в шесть пуд знатное, а само на блоках спускается ко всякому зажиганию свещ, 24 подсвешника. А в году на все 12 праздников дванадесятых свещи до единой зажигают 24. А потом храмовым такоже зажигают и на молебнах благодетелских,[2495] коих по прилучаю2975 велико подаянье, и на погребениях болших такоже зажигают. А у местных образов пелены трояки2976: удишны и средних праздников и болших праздников[2496] золотые парчевые, у всех местных – с крестами золотыми и словами и копием и тростию, а все средния – по красному бархату кресты вышиты золотом. Да еще и малое паникадилцо в полпуда, девять свещ на всем. Вместо лампады в Деисус всякой день зажигают свещю, а на воскресныя дни три свещи, такоже и на молебнах и на понахидах.

При сем храме молебном стоит колоколня, ныне новая, 3 года зделана благодетелем однем, в семсот рублей, на каменном фундаменте, на пяти саженех шириною четверик и осмерик.[2497] Такая красивая, как вылита, десять сажен печатных[2498] до колокол вышины, шатровая, полшесты сажени глава кругом на колоколне. А на часовне глава шесть сажен новая же, понеже перекрывали крышку на часовни, в тот же год и главу смеряли. А на колоколне тот же благодетель и колокол вылил в шездесят пуд московскаго литья. А оный благодетель – наш совсем ближний сосед, токмо 50 верст от нас, села Толвуя государьственной крестьянин, подрячик дворцовой государева строенья столарьной и топорной работы в Питербурхе и в Царском Селе, самой государоне[2499] знаем и великому князю Павлу Петровичю[2500] и жалован поратным2977 платьем, кавтаном и полукавтаньем з золотным празументом кругом и кисти золотные. А оный благодетель наш именем Герман Афанасьич, орловской старовер[2501] и з бородой. Всегда ходит в руском платье и жалован руским платьем. И у нас бывал много крат погостить. А прочих колокол восемь: сибирскова литья в 30 пуд да 15 пуд, такоже по обычаю и прочий, сщетом 9 всех. И часы на колоколне боевые знатные, в шездесятной колокол бьют часы.

А келей в братском монастыре 30, токмо велики, болница на 20 саженях длиной, на 10 поперег. При ней и часовня особлива, столовая, трапеза, идеже братия вси ядят, сажен 20 такоже. Двое ворота наподобие Святых со образами и привратная келья.

При том же за двацеть верст женской монастырь соборной стоит Крестной на Лексы реке, и потому называется Лексинской. А в нем две часовни и две болницы и две болничных часовни. И у нас на Выгу две часовни и две болничных часовни. А жителей в нашем монастыре в мужском 200 душ.

Прочее за краткость оставляю. В том прошу не зазреть мя, понеже мне положилось в любовь оное уведомить вам.

* * *

2968

самые большие;

2969

передвижные;

2970

иконостасе;

2971

багряное;

2972

одинаковы;

2973

разные;

2974

доски;

2975

случаю;

2976

трех видов

2977

парадным, выходным;


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 19: XVIII век. - 2015. – 851 с.

Комментарии для сайта Cackle