Источник

Сочинения Галицкого юродивого Стефана3301

Письмо прощальное матери и жене

Список с епистолии, что был галичанин посацкой человек Стефан Трофимович Нечаев, юродивый, с его рукописания, – ка пошел юродствовати, оставил на утешение матери своей Евдокие да жене своей Акилине.

Доблему3302 читателю о Господе радоватися! Аз, грешный, прошу и молю твою любовь: писах3303 сию хартицу с великим поспешением изоустно3304, и аще3305 что обрящеши не лепо и просто, не позазри3306 моему неразумию, исправи своим благоутробием. Еще молю твою кротость, прочитай сию епистолию тихо и сладко, не борзяся, да бы умилно и разумно слышати родителем моим.

Всемогущий, непостижимый, в Троице славимый Бог искони сотвори небо и землю и вся на ней. И потом3307 насади Рай и жителя в нем созда перваго человека Адама. И въложи в него сон глубок, выня у него ребро, и сотвори ему жену, прабабу нашу Евву. Созда же их яко анъелы, всякаго тлении непричастны. Даде3308 же им заповедь: в Раи от всякаго древа ясти, от единаго же не вкушати, понеже зло есть.

Позавиде сатана житию их, яко зело почитаеми от Бога. Сотворена же бысть змия в Раи честна же. Лукавый сатана в змию вселися и обвився округ заповеданнаго древа. Не смея же ко Адаму глаголати лестных3309 глагол, ведая, яко жена его послушает, яко муж жены креплее в разуме, приступи же к жене и глагола: «Почто от всех древ ясте3310, от единаго же не ясте?» Она же к нему отвеща: «Бог нам заповедь предложи3311, яко смертию умрем». Сатана же ей лестию глаголет: «Съясте от древа сего, Бози будете». Евва же вкуси от заповеденнаго древа и Адаму даде вкусити. И оба Быша нази3312 Божия благодати.

Прежде Быша тленни яко тленная совещаша3313, восхотеша быти Бози – и не Быша. Господь же повеле из Рая изгнати его и в поте лица своего от земли снедати хлеб и в нея возвращатися3314.

Прочее3315 же да умолчим. Божественное Писание удобно3316 глубине морстей; прочитах3317 Божественная Писания Ветхаго и Новаго завета от Адама до Ноя, от Ноя до Моисея, от Моисея до воплощения Сына Божия.

Видя же Бог создание свое гиблемо3318 и ратуемо3319 от врага, и не остави вконец погибнути: посылаше пророки, повеле обращати от идолослужения. Уты3320 и утолсте3321,3322 забыша Бога спасающаго преждебывшая чудеса при Моисеи, оставиша Бога, последоваша дияволу и пророки Его избиша. Видя же, Бог обладание человечество от врага, и помилова создание свое.

Видите ли, братие, коль нами печется3323 Бог! Уже на кончину века ни ходатая, ни ангела3324, но изволи послати Сына своего единороднаго на спасение наше и от Пречистыя Девы воплотитися, и от нея, ис чистых кровей примесити себе плоть, и обращати люди от идолопоклонения, и веровати во Отца и Сына и Святаго Духа.

Они же окаяннии того не усрамишася: пригвоздиша его ко кресту и поругашася ему, – отчасти да воспомянем, припадающе на колену, – глаголюще: «Радуйся, царю иудейски! Многи спасе, себе ли единаго не можеши спасти? Сниди со креста, да веруем в тя». И плеваху на лице его, и по ланитам бияху3325.

Видите ли, братие, Творец от создания своего колика поругания претерпе. Мы же слабы есмы, тварь от твари, сиречь друг от дрига, не можем единаго слова досадителна претерпети; по апостолу Павлу не взираем на начальника веры и совершителя Исуса3326, колика пострада нас ради; и прочее3327 да прекратим “невмещения ради малыя3328 сея хартины3329.

Рече Господь во святом Евангелии: «Не может раб двема господинома работати: любо единаго возлюбит, о друзем нерадити начнет»3330. И невозможно единем оком зрети на землю, а другими на небо. Такожде и нами, братие, невозможно, |мирская любезно3331 желающим, Господеви работати: любо едино возлюбим, а другое оставим. Пророк Давыд глаголет: «Надеющися на Господа, яко гора Сион, не подвижится3332 вовеки»3333. Той же: «Блажени вси надеющися на Господа»3334.

Виждь же и се, колико славими суть от Бога страдавши имени его ради. Коль ответ страшен презревшим заповеди его: «Отидите от мене, проклятии, во огнь вечный; яко не послушаете мене и не соблюдосте заповедей моих, такожде и аз не услышу гласа вашего, но подитите мучитися в муки вечныя, кождо3335 по делом своими»3336.

И мы, братие, устрашимся грознаго сего ответа, но прибегнем к Богу покаянием, чистою совестию. Тесен путь, вводя во Царство Небесное3337, пространен же влечет во дно адово. «Блажени плачющи, яко тии утешатся»3338. Кия? Иже всегда смерть пред очима своима помышляюще и грехов своих плачущеся, и Христа ради терпят всяку скорбь и беду от неразумных человек. А не тии утешени будут, иже плачют о суетах мира сего и о вещех его тленных и от надлежащих3339 скорбей и напастей. Но о сих подобает благодарите Бога и за творящая пакости Бога молити, и зла за зло не воздавати, подражающе Христу и святым его.

Видите, братие, как нас любит Бог, призывает нас: «Приидите ко мне вси труждающиися мене ради и обременении грехи3340, и аз покою вы»3341. Но что, братие, сего прибежища краснее и полезнее! Аще прибегнем к нему, Царство дарует и веселие со святыми, конца не имущи. О сем же тленном житии аще тмами3342 страждем и терпим, богатства собираем, и неправдою – мзду злу воспримем и муку вечную без конца.

И аз, братие, пожих в покоех мира сего и во всех сладостех его – иничтоже приобретох. И разумех, яко лстив3343 есть мир сей. «Аще кто весь мир приобрящет, душу же свою отщетит3344, ничтоже есть»3345. Убоимся, братие, мира сего паче лютаго зверя. Зверь бо тело вредит, а души не может погубити. Сей же зверь, мир прелестный, сластьми своими тело упитевает червем на снедение, а душу вовеки губит и по том муки вечныя готовит.

Вопрос. Почто еси оскорбил3346 родителей своих, паче же матерь свою рождшую и жену, младу сущу, оставил еси? Писано есть, аще кто оставит отца или матерь, жену и дети, в беде сущих, а сам покоя ищет, проклят есть, понеже сам упитевает тело свое, яко телец упитанный, а родители его провождают дни своя в печали и в сетовании.

Ответ. Вем3347, яко есть оставляют их Богу. Писано есть: «Не надейтеся на князи и на сыны человеческия, в нихъже несть спасения»3348. Сего дни друг аз, а утра враг, или гробу предаваема Буди же вам надежда: кроме Бога никто никого ни ублюдет, ни упасет. Господь рече во святом Евангелии: «Аще кто оставит отца и матерь, жену или дети, села и великое богатьство имени моего ради, сторицею примет и живот3349 вечный насладит3350»3351. Зрите, родители мои, в мире сем остаются жены млады от своих мужей, малыя дети от отца и матери, и Бог о них промышляет3352, греет и питает их.

Вопрос. Яко в мире сем з женою возможно спастися; мнози святыя мужи и з женами спаслися.

– Вем, яко спаслися, но Царство Небесное им.

– Почто еси в мире с нами не терпел скорбей и напастей? Писано есть: «Нужно бо есть3353 Царство Небесное, и нужницы3354 восхищают3355 его»3356.

Ответ. Людо мир сей на последок бо уже. Аще кто искусный кормник3357, волнующееся море видя, дерзает на шествие, аще же управит – похвала ему есть. Неискусен же да погибнет, удобнее3358 ему искати отишия. Вы же, яко искуснии кормницы, в мори волнующагося жития сего прелестнаго обремененный корабль душевный житейскими печальми управляйте з Божиею помощию. Но брезите3359 твердо, понеже бури велии восташа на ны. Аз многогрешный – яко неискусный кормник. Якоже аз кто дерзнет в великое волнение мира сего и разбиен будет волнами мира сего да погибнет – сам себе убийца и з дьяволом осудится в муку вечную. Аз же, яко неискусный кормник, убояхся в мори мира сего великих волн, да не управлен буду3360, ищю пристанища тиха. Весте бо и вы, яко груб3361 есмь и препрост. Зрите же и се, яко нимало пекохся3362 о мирских, ни о домовых вещех. Аще бы люб мне мир сей и его суетныя покои, и подвизался бы о них, якоже и прочий человецы.

Смотрите же и се, яко не простоты ради оставих мир сей и ни от когоже гоним. Но елико кто смыслит, тако и подвизается. От мирских виждь, колико страждут от мира сего тленнаго узы, и темницы, и раны великия, и иная тому подобная, и никтоже может их разлучити от любве мира. Мнози и до крови страждут ради мира сего тленнаго. Аще бы люб мне мир сей, и аз подвизахся бы о вещех его.

И разсмотрих, яко вещи его тленны суть, молю вас, родитилие мои, Господа ради и его Пречистая Богородицы и для ради всех святых, подайте ми святое свое благословение. И поминайте мя со святых своих молитвах, да бы избавил Бог от зверя люта, вреждающаго душы наша, а не тело.

Господь рече во святом Евангелии: «Имини моего ради ведени будете пред цари и владыки; не печетеся, что отвещаете, аз бо подам вам дух в той час, яже подобает рещи3363. И не убойтеся убо от убивающих тело, души же не могущих убити»3364. Аще вы мните, яко позабых вас, – аще и телом отстою от вас, но духом всегда с вам есмь и попечении имея о вас, да бы избавил нас Бог от искушения люта. Понеже ныне велико искушение вниде в мир за умножение грехов наших. О настоящем времени сем несть время вспомянути.

Вопрос. Почто еси прежде сего отшел от нас, и вспять прииде к нам, и мнил, яко мир любиши, и жену поял еси?

Ответ. Аще бы не за скорбь матери своея: прочтох от нея писанную хартию, яко болезнует велми; глаголют же, яко и ума изступити ей, и сама ся хоще убийством смерти предати; убояхся, яко простоты ради погубит себе, и послушах ея, – приидох к вам и жену поях, утешая ея.

Вопрос. Почто еси жену, сущу младу, опечалил? Лучше бы не женитися.

Ответ. Богу тако изволившу. О жене моей Бог промысленик3365 и печальшик. Зрите: многие жены с мужи своими малое время живут и остаются вдовами и терпят напасти мира сего по Божию смотрению, – «егоже любит Бог, того и наказует»3366.

Вопрос. О, превозлюбленный мой сыне и свете очей наших, почто скрываешися от нас? Мене, матерь свою, убогу, а жену свою сиротою, младу сущу, оставляеши, а сам грядеши, не вем, камо3367.

Ответ. О, превозлюбленная мати моя! Любезная же и супруга моя! Оставляю вас пастырю доброму паче себе пещися вами и в напастех помогати вам.

Вопрос. О, драги сыне мой, повеждь нам, кого глаголеши пастыря и прибежище в напастех избавляти нас.

Ответ. Пророк Давыд показа, х кому прибегати: «Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело»3368. И сего ради не убоимся, внегда3369 смущается земля. Зрите: которыя остаются сиротами, и Бог промышляет3370 и питает их. И вами пещися имать той же. А меня, любимаго сына своего, на сие дело благословите, на неже3371 дело за молитв ваших святых Бог наставит.

Иного же писати несть время. Но прочее простите мя, вси сродницы и знаеми. Аще и телом отстоя от вас, но духом, с любовию касаяся ног ваших, прощения прошу от коегождо3372 и до последняго. Будет кому кую3373 грубость учинил по неправде или от неразумия, простите мя и благословите, и молите о мне Бога, желаемое получити.

– Еще желаем слышати от тебе, сыне мой, утоли наши слезы.

– О, любезная ми мати, добляя же и супруга моя, послушайте, яко доблественне терпеша прежняя благовестивыя жены.

Некая жена благочестивая, с мужем своим два месяца поживши, и позавиде, како стражут святи мученицы от нечестивых царей, преобидив3374 тленное богатство. И не помысли того, яко с мужем своим не навеселихся, но, став пред царем злочестивым, исповеда Христа. Царь же повела ея в ров левск вринути. Лвы же, радующеся, лизаху тело ея и не вредиша. Царь же повеле поставити на судище и нача ласкати ея поклонитися иодолом, понеже велми лепа. И обещеваше ей великую честь и богатство, пред царицею его быти в первой степени. Она же не покорися повелению его, исповеда Христа и плюнув на лице злочестивому царю. Царь же осуди ея мечем усекнути3375. Муж ея и ближни родители начата молити ея: «О, любимая наша, сотвори волю цареву, и будеши веселитися с мужем своим в великом богатстве, и о нас будеши ходатаица ко царю, и будеши славна во всей области Цареве». Она же, презриши суетное веселие с мужем своим, злчестивыи их нарече и слабы умом, понуждаше воинов царевых повеление исполняти. Воины же отсекоша главу ея. Душа же ко Господу отиде, идеже вси святи. Иных же благовестивых воспомянути оставих невмещения ради малыя сея хартицы.

– О, сыне мой любезны, невозможно нам, слабым сущим, толиких напастей терпети!

– Зрите, добли мои, о первых родех и по них сущих3376.

– И о последних повеждь нам, любимы, на утешение плача нашего.

– Некто от святых отец глаголет: «Сотворихом мы делом заповеди Божия; после же нас впол3377 сотворят; последнии же и того не могут сотворити, – напастьми и бедами спасутся и большы нас прославятся от Бога».

– Еще повеждь нам, возлюбленный наш! Уже бо лица твоего не узрим и гласа твоего не услышим!

– О, любезныя мои, не скорбите, во оном веце узримя. Вас же молю, ко святей Церкви притекайте и мене поминайте во святых своих молитвах.

– Еще побеседуй с нами, любезное мое чадо, и утоли наше слезное рыдание, глаголеши бо, яко уже не узримся.

– Послушайте апостола Павла, глаголюща: «Слава солнцу, ина слава луне, ина же звездам; и звезда бо звезды выше славою»3378. Святи же отцы наша яко солнце просияша, добродетельми и лучами своими, сиречь учением, весь мир осветиша. Иной же подобяшеся луне светлостию, сиречь добротетельми; ини же великой звезде в добродетелех подобяшеся; а ини – малой звезде добродетельми. Виждь: яко и малая звезда в небеси же Содетелево повеление исполняет. И мы, братие, уподобимся светлостию малой звезде, сиречь добродетельми, лише бы Царства Небеснаго не погрешити3379.

– Еще побеседуй с нами, драгое мое чадо.

– Послушай, любезная моя мати, краткость жития сего суетнаго и скороминувшаго, еже мы плачемся о покоех его лестных и мимотекущих и подвизаемся о них всею душею, и Божия заповеди его презревше. Зри, яко сущи человецы сего дни с нами, а утре гробу предаем их. Придите, вникните во грбицы, – можете ли узнати, кое был царь или воевода, богат или нищь? Составы и сосуды плоти нашея, яко прах и смрад, снедь червем Быша. Преже составы плоти нашея любезны, ныне же гнусныи и смердящии, яко сухи кости наша, не имуще дыхания.

Смотри и раздвизай руками своими. Где красота лица? Не се ли очерне?! Где помизающи очи ясни? Не се ли растекошася?! Где власи лепи? Се отпадоша! Где вознесенная выя? Се сокрушися! Где брови и богоглаголивый язык? Се умолче! Где руце? Се разсыпашася! Где величество тела? Се разстася3380! Где риз украшение? Се истле! Где безумие юностное? Се мимо иде! Где великовеличавый человек? Се паки прах и смрад! Где злато и сребро и раб множество? Где юность и лепота плоти? Вся изсхоша, яко трава, вся погибоша3381.

О, человече неразумный, что ся еси зачаял3382, что ся вознесл еси! Кал еси, вонь еси, пес еси смрадны. Где твое спесивство? Где высокоумие? Где твоя гордость безумная? И где твое злато и сребро? Где твое имение? Истлеша, изгниша! Где твое богатство тленное? Не все ли исчезе, не все ли погибоша, не все ли минуло, не все ли земля взяла?! Сего себе, неразумие, не разсудиши, что ти ся вовеки мучитися!

Видите, яко от богатства нашего, кроме единаго савана, ничтоже возмем. Но все останется, богатство, друзи и сердоболии3383, жена и дети. Но койждо примет по делом, еже содела.

Придите, восплачите прилежно, да послушает мертвый плача нашего и восстанет. Аще ли же не послушает и не возстанет, то и аз не требую суетнаго плача вашего и не возвращюся к вам. И аз убо умерл есмь мирови сему тленному.

Два плача есть: плачь спасает, другой же губит.

– Повеждь нам, возлюбленный мой сыне, кой плач душу спасает.

– Еже плакатися о гресех своих. Но радуюся и аз о том вашем плаче, да и мене, грешнаго, плачем тем в молитвах своих поминайте. Писано есть: «Друг другу тяготы носите, и тако исполните закон Христов»3384.

Уже ли есте престали от плача вашего и от сетования, о, мати моя рождьшая, добляя же и супруга моя? Како могу утолити плачь ваш безмерны и что повем на утешение от Божественнаго Писания! Уже бо прекратим. Како вы, мати моя, единаго мене ради грешна человека не можете утолити плача вашего! Имате зде сродники и сердоболии. Смотри и се, како аз гряду на чюжю землю незнаему, оставя тебе, матерь рождьшую, и жену свою любимую, род и племя и друзи, и вся красная мира сего. Но сие все оставих Христа ради. Но не плачю тако, якоже вы весте3385, яко и мне жалостно вас ради. Но Христос дражайший паче всех.

Но молю вас, да не скорбите о мне всуе. Аще кто отдаст в дар нечто Богу и жалеет о том, несть ему мзды. Такожде и аз удалися от вас, да вы жалеете о мне и плачите. Насть вам благодарити Бога, что Господь Бог мя исторгнул от сетей мира сего лестнаго, влекущих души наша во дно адово.

Но плачемся грехов своих, всегда поминающе смерть пред очима своима. Той плачь вельми полезен и угоден Богу.

И да не зазрите же ми, братие кто, яко тщеславия ради или похвалы писах сие, но зрите, како плачет мати моя и жена моя. Но молю и ваше благоутробие утолити плачь их и утешити от Божественнаго Писания, коль кому Бог подарова.

Но молю тебе, мати моя, послушайте мене грешнаго и не презрите моего приказания, еже заповедаю вам. Аще наидет на вас уныние и скорбь или кая теснота3386, или о мне грешнем в кое время воспомянете, не сетуйте. Но вместо себе оставляю вам малую хартию сию прочитати на утешение печалей своих.

Ожидайте же от мене вести сто семдесятаго году3387 в месяце октябре. Аще ли в том месяце не будет от меня вести, то уже не мните мене жива. Наше житие подобно травному цвету: сего дни цветет, а утре изсыхаемо и ногами попираемо. Да не пецытеся и о сем, яко кости моя на чюжей стране положении будут. Пред страшным же и нелицемерным Судиею во Второе его пришествие вси вкупе предстанем, истязаеми3388 от Бога: яже что кто соделал, добрая или злая, такожде и мзду примет от Христа Бога нашего; добро или зло, яже кто что посея, то и пожнет.

Дай же нам всем, милостивый Боже, вечных и твоих благ не погрешити3389 и во оном веце въкупе друг друга зрети, и веселитися, и славити тебе, Господа Бога нашего, в некончаемыя веки веком. Аминь. Конец.

Государю моему дядюшке Гаврилу Самсоновичю о Господе радоватися!

Племянник твой Стефанко, припадая ногам твоим, со слезами молю и прошу у твоего благоутробия: матерь мою рождьшую почитай, и жену мою такожде почитай вместо меня. Не презри моего убогаго прошения. Аще кто почитает вдов и сирот убогих, во мнозе изобильстве бывает. Аще ли отвращает от них уши свои, во мнозей скудости будет. В нюже3390 меру мерите, возмерится и нам3391. Почто же немного пишу, веси бо Божественное Писание. За мене же грешнаго Бога моли. Буди же благословен со всем своими благодатным домом всегда и ныне и присно и во веки веком. Аминь.

Темъже3392 и вси православии собори, елико от священных, и елико от иноки, и елико от мирских, аще вникнут в сию епистолию, написанную многогрешнаго рукою, обрящете что неисправно и просто, Бога ради простите, а не клените, яко да и самы вы от Бога и человек требуете прощения. Понеже забвение и неразумение надо всеми хвалится. Слава совершителю Богу! Аминь.

* * *

Сей святый и блаженный Стефан погребен в Галиче в Богоявленской церкви3393. А при погребении его по совету усердствующих списан со всего его подобия действительный образ. А на том святом образе надпись зделана сицева.

Сей святый Стефан родися во граде Галиче от отца именем Трофима, пореклому3394 Нечаева, и от матери Евдокии. Трофим же бе в том граде купец. И егда святый Стефан доспе возраста3395, оставль отца и матерь, и жену, и единаго от чад своих, юродствоваше многа лета. И преставися в лета от сотворения мира 7175 году, а от Рожества Христова 1667 году, майя в 13 день, на память святыя мученицы Гликерии3396, в понедельник шестыя недели по Пасце и в 14 час дни.

Погребение было майя в 14 день на память святаго мученика Исидора, иже во острове Хиосе3397, и святаго Исидора Христа ради юродиваго, ростовскаго чюдотворца3398, в 7-м часу дни.

При погребении были галицких монастырей архимандриты: Новоезерскаго монастыря Авраамиева3399 архимандрит Христофор3400, Паисеина монастыря архимандрит Сергий3401, Галицкой соборной церкви Спасской протопоп Феофилакт3402 з братиею, и всего града Галича священницы и диакони. От мирских чинов – галицкой воевода Артемей Антоновичь сын Мусин-Пушкин3403 да галицкой же преждебывшей воевода стольник Кондратей Афанасьев сын Загрязской3404, дворяне Давыд Неплюев, Иван Ларионов3405 и иные дворяне, и дети боярския, и многия посацкия и уездныя люди з женами и з детми.

Погребено тело его в Галиче на посаде у церкви Богоявления Господня, под трапезою, на левой стране за печью, идеже он сам себе гроб ископа.

Оный блаженный Стефан был человек убогий, а на погребение его стеклося множество именитых людей. И пронесенным от стариков слухом уверенось, что они во время съезда своего удивлялись Божию о святом Стефане откровению, а по тому больше, что для погребения его званый они младым юношем, которого по осведомлению никто не посылывал, и почли за ангела Божия.

Стихи покаянные

Лета 7170 (1662)-го году месяца марта в 1 день покаянны сия творил или, явьственнейши, изложил и скверною своею десницею и написал некто непотребный и многогрешный раб, иже возбранен бых и зазорен3406 от своея совести и имя свое описати, понеже пучиною явихъся всех беззаконий. Якоже бо и Давыд обличает мя, глаголя сице: «Грешнику же рече Бог: Въскую ты поведавши оправдания моя и восприемлеши завет мой усты твоими, ты же возненавиде наказание и отверже словеса моя въспять»3407. Начало же имеют тыя покаянны: первый – «О, человече убогий», вторый же – «Воистину убо, братие».

Покаянен о еже всегда должни есмы поминати смертный час. Подобен: Радуйся, живоносный кресте

О, человече убогий, что еси гордишися,

что ся величаеши и возносишися,

почто уповаеши на красоту свою телесную!

Красота бо твоя тленна и суетна есть,

вмале3408 яко цвет разцветет, – и въскоре увядает;

и внезапу смерть похищает и ото всех разлучает.

Оставит бо человек отца своего и матерь,

жену и чада, други и сродники

и поидет един уединен в вечный путь,

уже бо к тому3409 не пекийся

о суетии многострастныя плоти своея.

Въместо бо пресветлых полат

во темный гроб заключаетъся,

вместо красных риз и драгих одеяний

во единой срачице3410 наг погребается и землею покрывается, въместо бисерия и камения драгаго червьми истлевается,

въместо высоконасланных одров

с мертвецы нерадиво повержен;

иже вчера грозен и горделив

и всем страшен и неприступен,

ныне же от всех небрегом3411 и ногами попираем.

Ох, неумолимая смерть!

Люта еси и немилостива,

никто убо может избежати тя,

ни за красотою, ни за младостию, – разлагаеши,

благородия не стыдишися,

ни седин милуеши,

но всех купно, богатых и убогих,

яко класие3412, пожинаеши.

Смерть убо, братие, и царю страшна есть;

и сей яко един от простых трепещет ея

и яко един от убогих боится;

и се ведется яко осужден

егоже ся въчера бояху осуждении,

и се ныне сам возмятеся, вострепета и смутися;

и вся мудрость и сила погрязну;

и се весь воздивися,

виде власти ангельския страшны,

и свой стень3413 яко паучину3414 въменяше,

видев образ Владыческий;

и лице ему спаде,

дивяся и помышляя в себе:

где царем величие, где власти и княжение!

Се вся противу сих3415

яко стень и сень3416.

Воистину все, еже под небесем,

суета есть, и ничтоже зде постоянно;

смотри убо, яко и столпие потрясаются,

еже есть цари, и царьства пременяются.

Горкое се житие наше яко роса утренняя,

вмале является и вскоре погибает

и аки дым исчезает;

и все, еже на земли нами любимое,

богатство, слава,

и милая жена и дети, друзи и сердоболии,

вечери3417 многоценныя с пищами сладъкими

и со многими питьями разноутворенными,

вся бо сия радости маловременныя

во время смертное без ползы оставляют нас,

но токмо грехи налагают

и душам нашим муку вечную исходатайствуют,

еяже избави нас, Христе Боже,

за молитв Пречистыя своея Матери,

чюдныя Царицы Владычицы нашея Богородыцы

и Приснодевы Марии,

и всех ради святых своих,

иже от века угодивших тебе.

Блажен иже не уповая на суету мира сего,

но стяжав себе. избавителя крепкаго и помощника непобедимаго, всемогущаго Бога нашего.

Той бо от всякие напасти и скорби свободит,

и в вечныя муки избавит,

и Царствию своему Небесному сподобит

со арханьгелы и аньгелы присно радоватися

и со всеми святыми в безконечныя веки веселитися,

всегда и ныне и присно

и во веки веком. Аминь.

Покаянен о еже всуе мятется всяк человек живый

Подобен: Егда от древа тя

Воистину убо, братие,

блаженный Давыд, царь и пророк,

сице рече, еже всуе мятется всяк человек живый3418:

сокровищует – и невесть кому собирает я,

саном и честию возносится,

богатьством и славою яко бурею възимается

– и аки прах на землю падает и без вести3419 бывает,

и вся, яже имея зде на земли, оставляет.

О, многострастная и окаянная душе моя!

Воспряни и умилися,

доколе ти смертный час не приспе, покайся;

вниди во свою совесть

и разсуди кратъкость и непостояньство3420

окаяннаго мира сего.

Что бо есть постоянно?

Богатство ли?

Но и несть постоянно,

во время люто не помилует тя

и в день, в онь же умирати начнеши,

от смерти не избавить тя,

но яко некоего странника

во время смертное извержет тя за врата дому твоего, нага суща.

Люто бо есть богатьство и немилосердная вещь,

зане ничтоже ми на путь дарует,

но токмо едино худое рубище и трилакотный3421 гроб,

в немъже имам селитву имети3422

до Втораго и Страшнаго Христова пришествия.

В лепоту3423 убо, братие, пророк Давыд

окаянъствует мир сей,

еже всяк человек

всуе мятется и смущается.

И море убо возмущается

– и паки уставляется3424,

и земля колеблется

– и паки утвержается3425,

а лихоимец смущаяйся3426,

богатьство собирая, грабя и насилуя,

никогдаже уставляется, ни утвержается.

Зефир дыхая3427 укрощается и молчит,

а лихоимец – николиже,

дондеже3428 смерть его похитит;

тогда убо укротится и тогда умолкнет.

О, горе и люте будет на Страшном суде,

не сотворшим милости зде!

Слышасте ли самого Господа, глаголюща:

«Алчна3429 мя не накормисте,

и жадна3430 не напоисте, нага не одеясте,

и в темнице бех3431 – не приидосте ко мне,

и болна мя не посетисте»3432.

Горе убо нам, кий3433 ответ сотворим тогда!

Рабов своих милуем,

о скотех промышляем3434 и о псах печемся,

а Христа, за враты стояща, презираем.

О, богате, безчеловечне и немилосерде!

Иже всю вселенную питаяй

просит у тебе единаго преломка хлеба;

и всю тварь напаяй

жаждет у тебе единыя чаши студеныя воды;

небо покрываяй облаки

хощет у тебе единаго худаго рубища,

покрыти нагия плещи своя;

всю вселенную обогащая

и винограды учащая,

и повелением его вся тварь

служит нам и повинуется,

простирает ти десницу

и просит единыя медницы;

гром творяй и молнию

и содержай горьстию всю тварь

яко Бога тя молит

и «помилуй мя, страннаго», глаголет,

«напои и накорми ради своего душевнаго спасения»!

Ты же, окаянне и зверообразне,

изуверо поглядаеши,

веждами яро возводиши

и со гневом безделна3435 его отсылавши.

Ветри и море послушают его,

и вся тварь со страхом и трепетом повинуется ему.

Ты же, человече, един сопротивоборен еси,

заповеди его преступаеши

и от страннаго3436 Христа волею3437 нас ради,

аки аспид3438 глухий, уши свои затыкаеши

и всячески немилосердием дышеши.

Херувими и серафими со ужасом предъстоят ему

и лица своя закрывают,

не терпящее зрети славы его.

Тобою же, немилосерде, отвсюду небрегом,

пъхаем и поругаем,

уничижаем и безчестим.

Иже разбойнику рай отверзе

и во Царство Небесное всем нам путь показывый

спасения ради нашего странен бысть волею3439,

не имея зде на земли где главы подклонити,

у врат дому твоего наг стоя, от зимы померзаем,

трясыйся и гладом истаяваем,

и умилно вопиет ти, гласы изменяя3440,

да тя на милость преклонит;

просит и молит

во единой от менших храмин3441 твоих обогретися

Иже всю подънебесную просвещая и согревая.

Глаголет бо: «Единому от меньших братии моих сотвористе,

– мне убо сотвористе»3442.

Не веси3443 ли, человече,

яко всяк убогий во Христа облечен,

якоже и апостол Павел свидетельствует,

глаголя: «Елицы во Христа крестихомъся,

во Христа облекохомъся»3444.

Велика убо, братие, тайна сия!

Иже убо кто брата своего оскорбит или заушит3445,

равну часть3446 приимет с распинающими Господа,

понеже во всяком християнине сокровен есть Христос,

якоже и во Евангелии глаголет:

«Ядый3447 мою плоть и пияй3448 мою кровь

во мне пребывает, и аз в нем»3449.

Лета 7175 (1667)-го месяца априля в 6 день сей покаянный изложен теми же скверным и многогрешным рабом, еже напреди писано. Начало же имеет той покаянный сице: «Весь от страстей безмерных содержим есмь».

Покаянен. Подобен: Радуйся, живоносный кресте. Покаянен

Весь от страстей безмерных содержим3450

есмь аз окаянный,

сладострастием страсти породих,

убогую свою душу оскверних

и пристрастием прелестнаго века

сего люте обуреваем есмь;

якоже во темное гробище повержен,

низълежю аз, неключимый3451 и отчаянный3452.

Но ты убо, Господи Боже мой,

Иже изволивый за спасение наше

от Пречистыя Девы Марии воплотитися,

и страсти волею от беззаконных претерпели еси,

и во гробе плотию почив, яко живоносец,

и воскресе тридневно, яко всесилен,

совоскресил еси с собою вся иже от века умершия,

призри, Творче, и на мое унылое рыдание

и горкое воздыхание,

воздвигни мя, падшагося

во темностех мимотекущаго3453 света сего,

и настави мя на стезю спасения,

и твоею страстию безрастие ми даруй,

яко да во гласе хваления истинным духом пожру3454 ти.

* * *

3301

Прощальное письмо и покаянные стихи галицкого юродивого Стефана (Стефана Трофимовича Нечаева) дошли до нас в составе рукописного сборника РНБ, Q. 1.401, представляющего собой конволют, т. е. сборник, объединивший под одним переплётом разновременно созданные и существовавшие некогда отдельно рукописи. Прощальное письмо юродивого Стефана, которое он, «как пошел юродствовати, оставил на утешение матери своей Евдокие да жене своей Акилине», построено как диалог между матерью и сыном: мать вопрошает своего сына и корит его за то, что он порывает с миром и бросает семью, а тот объясняет, что уходит в юродство из презрения к мирским благам и от полного и глубочайшего доверия к промыслу Божию. Это письмо А. М. Панченко сравнил с прощальным заветом умирающего, так как автор настойчиво называет себя в нем мертвецом, да и мать голосит над сыном, как над покойником (Панченко А. М. Нечаев Стефан Трофимович // Словарь книжников и книжностей Древней Руси. СПб., 1993. Вып. 3 (XVII в.). Ч. 2. С. 379. См. также: Лихачев Д. С., Панченко А. М., Понырко Н. В. Смех в Древней Руси. Л., 1984. С. 205‒213). Это прощальное письмо юродивого – единственный из дошедших до нас текст такого рода. Однако благодаря тому факту, что в Житии юродивого XVI в. Арсения Новгородского упоминается также о прощальном письме юродивого к матери и жене, можно предположить, что сочинение таких «прощальных писем» перед уходом в юродство было своего рода поведенческим топосом того времени. Прощальное письмо юродивого Стефана сопровождает короткая записка Стефана своему дяде Гавриле Самсоновичу, содержащая просьбу не оставить осиротевшую семью, и комплекс кратких сочинений, описывающих кончину юродивого в мае 1667 г. Все эти сочинения представлены в рукописи не автографами, а поздней копией последней четверти XVIII в. Непосредственно с копией XVIII в. в сборнике-конволюте соседствует рукопись середины XVII в., содержащая ряд богослужебных текстов в сопровождении знаменной нотации и три покаянных стиха. При покаянных стихах имеются записи их автора, в которых он, не называя своего имени, сообщает, что сочинил стихи в 1662 и 1667 гг., т. е. в годы, когда был жив юродивый Стефан. В оглавлении сборника-конволюта, выполненного скорописью конца XVIII в., прощальные письма юродивого Стефана обозначены как «Копия с епистолии Стефана блаженнаго»; следующая же строка оглавления, характеризующая фрагмент, содержащий йотированные богослужебные тексты с покаянными стихами, почти полностью замазана чернилами более позднего времени, так что невооружённым глазом читается лишь: «Писанное...овое пение». При прочтении этой строки в инфракрасном и рентгеновском излучении открылась следующая запись: «Писанное рукою блаженнаго Стефана крюковое пение». Почерк, которым писаны покаянные стихи, и почерк, которым выполнены йотированные богослужебные песнопения, принадлежит одной руке. При этом человек, писавший эту рукопись в XVII в., оставил две записи, свидетельствующие о его авторстве по отношению к покаянным стихам: «Лета 7170-го (т. е. 1662) году месяца марта въ 30 день покаянны сия твориил ‹...› и скверною своею десницею и написал некто непотребный и многогрешный раб, иже возбранен бых и зазорен от своея совести и имя свое описати, понеже пучиною явихъся всех беззаконий...»; «Лета 7175-го (т. е. 1667) году месяца апреля в 6 день сей покаянный изложен тем же ‹...› многогрешным рабом, еже напреди писано...» (здесь и далее курсив мой. – Н. П.). Следовательно, настоящая рукопись представляет собой автограф сочинителя покаянных стихов. О том же, что этим сочинителем был юродивый Стефан, свидетельствует составитель оглавления сборника. Кроме того, на нижнем поле первых 7 листов рукописи XVII в., там, где представлены йотированные богослужебные песнопения, остались едва заметные следы записи-скрепы (тоже кем-то тщательно уничтожавшейся). С помощью новейших технических методов удалось прочесть, к сожалению, неполностью: «Книга сия написана 7174 (т. е. 1665/1666) г. ... в ... по удалению ... за вклад по своей душе и по своих родителях». Реалии этой записи соответствуют реалиям жизни юродивого Стефана: книга написана в 7174 (1665/1666) г., а он скончался в следующем 7175 (1666/1667) г.; особенно знаковы в этой записи слова «по удалению», лишенные здесь из-за утраты части слов контекста, но в контексте биографии юродивого вполне понятные: речь идёт (после обычного указания на дату общепринятого летосчисления) о том отсчете времени, в котором исходной точкой отсчета стал для него уход в юродство, удаление от мира. Именно этим словом пользуется Стефан в прощальном послании к матери и жене, когда сравнивает свой уход из дома с даром Богу: «Такожде и аз удалися от вас» (см. с. 417). Галицкий юродивый Стефан был автором «прощального письма», создавал покаянные стихи и переписывал йотированные богослужебные песнопения – т. е. занимался как литературным, так и музыкальным творчеством. Более того, в его случае оба этих вида творчества выступают в неразрывном единстве. Духовные стихи, как древние, так и более нового времени, всегда имеют музыкальную основу. Стефан Нечаев, создавая покаянные стихи, сочинял не «голый» литературный текст, а поэтическое произведение в единстве его литературной и музыкальной форм. Свидетельством тому – сделанные им указания «на подобен» каких песнопений должен исполняться каждый из написанных им покаянных стихов: «Покаянен о еже всегда должни есмы поминати смертный час. Подобен: Радуйся, живоносный кресте» (см. с. 420); «Покаянен о еже всуе мятется всяк человек живый. Подобен: Егда от древа тя » (см. с. 422); «Покаянен. Подобен: Радуйся, живоносный кресте» (см. с. 426). Пение «на подобен» – одна из отличительных особенностей древнерусской гимнографии, которая заключается в том, что при исполнении ряда богослужебных песнопений музыкальный лад и ритмическая основа для них задаются указанием на одно из базовых песнопений, ритмике и мелодике которого должна «подобиться» исполняемая «на подобен» стихера. Юродивый Стефан создавал музыку своих покаянных стихов «на подобен», и в этом он проявлял себя как традиционный русский роспевщик. Как роспевщик и литургист он обозначил ритмику своих стихов традиционным в русском богослужебном обиходе знаком, проставленным им в конце каждого интонационно-ритмического периода, – кружком с пересекающими его линиями, образующими знак, похожий на звёздочку. Подобный знак проставляется в тексте стихер, помещаемых в богослужебных книгах, для обозначения интонационных границ. Кроме того, в своём первом покаянном стихе Стефан прокотировал полстрочки: во фрагменте «иже вчера грозен и горделив и всем страшен и неприступен, ныне же от всех небрегом и ногами попираем» (см. с. 420) он проставил крюки над словами «иже вчера грозен». Когда и где писал юродивый Стефан свои сочинения? Поскольку в «прощальном письме» он обещал родным подать о себе весть в октябре 1661 г. («Ожидайте же от мене вести сто семдесятого году в месяце октябре»), а в краткой записке о кончине и погребении юродивого сказано, что он «юродствоваше многа лета», то следует полагать, что «прощальное письмо» было написано задолго до 1661 г. Что же касается покаянных стихов и блока йотированных песнопений, то их датировка уясняется из записей, сделанных самим юродивым при этих текстах: в марте 1662 г. он сочинил 1-й и 2-й покаянные стихи, в 1665‒1666 гг. создал блок йотированных богослужебных песнопений, в апреле 1667 г., за месяц с небольшим до смерти, приписал к ранее написанным стихам последний покаянный стих. Труднее ответить на вопрос, где созданы эти тексты. Уходя из Галича юродствовать на чужую сторону и обещая подать о себе весть в октябре 1661 г. Стефан писал: «Аще ли в том месяце не будет от меня вести, то уже не мните мене жива ‹...›. Да не пецытеся и о сем, яко кости моя на чюжей стране положени будут...» (см. с. 418). Из записки о кончине и погребении юродивого Стефана известно, что 14 мая 1667 г. он был погребён у Богоявленской церкви города Галича под трапезною, «идеже он сам себе гроб ископа». Так что оговорённая в прощальном послании юродивого возможность быть похороненным «на чужой стране» не сбылась. Но, быть может, он сдержал своё обещание подать о себе весть родным в октябре 1661 г.: тут обращает на себя внимание датировка двух первых покаянных стихов мартом 1662 г. Возможно, он вернулся в Галич в 1662 г. и оставался там до своей смерти в 1667 г., возможно, пообещав подать о себе весть в 1661 г., в 1661‒1662 гг. он возвратился в Галич не окончательно, а бывал там наездами. Во всяком случае, чтобы самому выкопать себе здесь могилу у Богоявленской церкви «под трапезою на левой стране за печью», нужна была хотя бы частичная осёдлость, связанная с этим городом. По крайней мере, с большой долей вероятности можно считать, что последний покаянный стих, написанный незадолго до смерти уже нетвёрдой рукой (он написал его 6 апреля 1667 г., а умер через месяц с небольшим, 13 мая того же года), был создан в Галиче. Располагая эпистолярными и гимнографическими сочинениями юродивого Стефана, мы словно получаем из первых рук свидетельство о духовном мире человека, решившегося на подвиг юродства. Стефану Трофимовичу Нечаеву, когда он брал на себя подвиг Христа ради юродивого, важно было, как видно из содержания его прощального послания, «удалиться» из родных мест, уйти «на чужую землю». Известно, что многие юродивые являлись пришлецами в местах их подвижничества: Арсений Новгородский пришёл в Новгород из Ржева; Иоанн Большой Колпак пришел в Москву из Ростова, а туда в свою очередь явился из вологодских пределов; Прокопий Устюжский, приплыв как купец из «латинских» земель в Новгород, отправился юродствовать в Великий Устюг; Иоанн Устюжский появился в Великом Устюге, покинув «свое отечество» – город Орлов; Исидор Твердислов, как и Прокопий Устюжский уроженец западных стран, пришел в Ростов после странствования по многим русским городам; духовный сын протопопа Аввакума юродивый Федор покинул свою родину – городок Мезень – и юродствовал в Великом Устюге, а потом в Москве; о Симеоне Юрьевецком в его Житии сказано, что когда он устремился на подвиг юродства, то «восхоте от своих соплеменник ‹...› в чюждих странах отлучитися и странен быти». Юродивый – это пришлец, странник. Он наг, он гладей, у него нет, где главу приклонить, и постелью ему служит земля. Все это мы знаем из житий и служб Христа ради юродивым. Теперь перед нами сочинения одного из них – галицкого юродивого Стефана. В покаянном стихе Стефана «О еже всуе мятется всяк человек живый» присутствует явное скольжение смысла между призывом к покаянию, обращённым к своей собственной душе, и призывом к покаянию, обращённым к другим людям: «О, горе и люте будет на Страшном суде не сотворшим милости зде! Слышасте ли самого Господа, глаголюща: „Алчна мя не накормисте и жадна не напоисте, нага не одеясте, и в темнице бех, не приидосте ко мне, и болна мя не посетисте”. Горе убо нам, кий ответ сотворим тогда! Рабов своих милуем, о скоте промышляемъ и о псах печемся, а Христа, за враты стояща, презираемы!» (см. с. 424). Тема стоящего за воротами Христа – лейтмотив всего покаянного стиха Стефана: «Иже разбойнику рай отверзе и во Царство Небесное всем нам путь показавый ‹...› странен ‹...› не имея зде на земли где главы подклонити, у врат дому твоего наг стоя, от зимы померзаем, трясыйся и гладом истаяваем, умилно вопиет ти...». В этих строках очевиден автобиографический мотив: юродивый странник, он наг, он замерзает в стужу, трясется и тает от голода; и он стоит на морозе за воротами, а хозяин дома сидит в тепле. Да ведь это тот, кто приходит к нам вместо Христа в образе «единого от братий сих меньших», как завещано Евангелием: «Взалках бо ся – и дасте ми ясти; возжадахся – и напоисте мя; странен бех – и введосте мене; наг – и одеясте мя, болен – и посетисте мене, в темници бех – и приидосте ко мне. Тогда отвещают ему праведници, глаголюще: Господи, когда тя видехом алчуща и напитахом, или жаждуща и напоихом, когда же тя видехом странна и введохом, или нага и одеяхом, когда же тя видехом боляща или в темници и приидохом к тебе? И отвещав Царь речет им: Аминь, глаголю вам. Понеже сотвористе единому сих братии моих менших, – мне сотвористе» (Мф. 25, 35‒40). Юродивый – это тот, кто берёт на себя образ Христа, стоящего за воротами. И в покаянном стихе юродивого Стефана это выражено с абсолютной прямотой: «Не веси ли, человече, яко всяк убогий во Христа облечен...», «Во всяком християнине сокровен есть Христос...» (см. с. 425‒426). В гимнографии служб, посвящённых Христа ради юродивым, юродивые часто именуются «Человеками Божиими», что не случайно, ибо их удел – быть такими же неузнанными странниками, как и Алексей Человек Божий, чтобы дать возможность и близким, и дальним узнать в них «странного» Христа. И о том напоминают нам слова галицкого юродивого Стефана, автора «прощальной эпистолии», роспевщика и творца стихов покаянных, – «яко во всяком человеке сокровен есть Христос». Сочинения юродивого Стефана печатаются по единственной известной на сегодняшний день рукописи: РНБ, Q.1.401, л. 16‒35 об., 44‒49, 56. Сделанные исправления передаются курсивом.

3302

Почтенному, уважаемому, честному.

3303

писал я.

3304

вслух (т. е. диктовал).

3305

если.

3306

не побрезгуй, не осуди.

3307

…насади Рай и жителя в нем созда первого человека Адама... Господь же повеле из рая изгнати его и в поте лица своего от земли снедати хлеб и в нея возвращатися. – Ср.: Быт.2:8‒25, 3:1‒19.

3308

дал.

3309

лживых.

3310

едите.

3311

указал

3312

обнажены, здесь: лишены.

3313

ибо думали о тленном.

3314

Господь же повеле из рая изгнати его и в поте лица своего от земли снедати хлеб и в нея возвращатися. – Ср.: Быт.2:8‒25, 3:1‒19.

3315

далее.

3316

подобно.

3317

я прочёл.

3318

погубляемым.

3319

испытывающим нападения.

3320

утучнел.

3321

ожирел.

3322

Уты и утолсте... – Вт.32:15.

3323

сколь много о нас печется

3324

...ни ходатая, ни ангела... – Слова из ирмоса 2-го гласа, песнь 4 («Пришествова от Девы, ни ходатай, ни ангел, но ты сам, Господи...»). (См.: Ирмологий).

3325

«Радуйся, царю иудейски....... И плеваху на лице его, и по ланитам бияху. – Ср.: Мф.27:20‒30, Мк.15:18‒19, Ин.19:3.

3326

...по апостолу Павлу не взираем на начальника веры и совершителя Исуса... – Ср.: Евр.12:2.

3327

впредь, далее.

3328

из-за малых размеров.

3329

хартии (т. е. послания).

3330

«Не может раб двема господинома работати... о друзем нерадити начнет». – Лк.16:13, Ср.: Мф.6:24.

3331

мирского с радостью.

3332

будет неколебим.

3333

«Надеющися на Господа... не подвижится вовеки». – Пс.124:1.

3334

«Блажени еси надеющися на Господа». – Пс.2:13.

3335

каждый.

3336

«Отидите от мене, проклятии, во огнь вечный... кождо по делом своим». – Мф.25:41.

3337

Тесен путь, вводя во Царство Небесное... – Мф.7:14.

3338

«Блажени плачющи, яко тии утешатся». – Мф.5:4.

3339

обременяющих (нас).

3340

грехами

3341

«Придите ко мне... и аз покою вы». – Мф.11:28.

3342

тысячекратно.

3343

лжив.

3344

повредит, погубит.

3345

«Аще кто весь мир приобрящет... ничтоже есть». – Мф.16:26, Мк.8:36.

3346

исполнил скорби.

3347

знаю.

3348

«Не надейтеся на князи... несть спасения». – Пс.145:2.

3349

жизнь.

3350

унаследует.

3351

«Аще кто оставит отца и матерь... живот вечный наследит». – Мф.19:29, Мк.10:29

3352

печётся, заботится.

3353

берётся силою, усилием.

3354

те, кто прилагает усилия.

3355

получают.

3356

«Нужно бо есть Царство Небесное, и нужницы восхищают его». – Мф.11:12.

3357

кормчий.

3358

лучше.

3359

старайтесь.

3360

чтобы не остаться без управления.

3361

невежественен.

3362

заботился, пёкся.

3363

говорить.

3364

«Имини моего ради ведени будете пред цари и владыки... И не убойтеся убо от убивающих тело, души же не могущих убити». – Лк.21:12, Мф.10:28.

3365

заступник.

3366

… «егоже любит Бог, того и наказует». – Евр.12:6.

3367

куда.

3368

«Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех, обретших ны зело». – Пс.45:2.

3369

когда.

3370

заботится.

3371

на которое.

3372

каждого.

3373

какую.

3374

презрев, пренебрегши.

3375

обезглавить, казнить.

3376

и после них бывших.

3377

наполовину.

3378

«Слава солнцу... звезда бо звезды выше славою». – 1Кор. 15, 41.

3379

миновать, лишиться

3380

распалось.

3381

Составы и сосуды плоти нашея, яко прах и смрад, снедь червем Быша... Вся изсхоша, яко трава, вся погибоша. – Здесь юродивый Стефан почти дословно цитирует текст из покаянного стиха «Придете преже конца, возлюбленная моя братия...», известный в рукописях с середины XVI в. (см.: Ранняя русская лирика: Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV‒XVII веков / Сост. Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л., 1988. С. 171‒ 172, 304‒306).

3382

что о себе возомнил.

3383

доброхоты.

3384

«Друг другу тяготы носите... закон Христов». – Гал.6:2.

3385

ведаете, знаете.

3386

утеснение, нужда.

3387

…сто семдесятаго году... – Т. е. 7170 (1661) г.

3388

вопрошаемы.

3389

лишиться.

3390

какую, которую.

3391

В нюже меру мерите, возмерится и нам. – Мф.7:2, Мк.4:24, Лк.6:38.

3392

итак.

3393

в Богоявленской церкви. – Церковь Богоявления на посаде Галича была построена, по-видимому, между 1582 и 1619 гг. Первоначально была деревянной; кирпичная церковь была возведена в 1682 г. на средства посадских людей.

3394

по прозвищу, прозываемому.

3395

достиг соответствующего возраста, повзрослел.

3396

...на память святыя мученицы Гликерии... – Мученица Гликерия пострадала около 177 г., память 13 мая.

3397

...на память святаго мученика Исидора, иже во острове Хиосе... – Мученик Исидор был казнён при римском императоре Дециияна острове Хиосе в 251 г., память 14 мая.

3398

...Исидора Христа ради юродиваго, ростовского чюдотворца... – Исидор Твердислов, Христа ради юродивый, родом из Германии, юродствовал в Ростове, скончался в 1474 г., память 14 мая.

3399

...Новоезерскаго монастыря Авраамиева архимандрит Христофор... – Авраамиев Успенский Богородицкий Новый, или Новозаозерский, монастырь, основан в XIV в. Авраамием Чухломским на северном берегу Галичского озера, в нескольких вёрстах от Галича.

3400

Архимандрит Христофор настоятельствовал в нем в 1662‒1669 гг. (см.: Строев П. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1887. Стб. 868). ...Паисеина монастыря архимандрит

3401

Сергий... – Паисиев Успенский Никольский монастырь, находился в полутора вёрстах от Галича, на южном берегу Галичского озера; существовал уже в XV в., здесь игуменствовал прп. Паисий Галичский, по. имени которого и назывался в XVII в. монастырь; здесь находилась чудотворная икона Богородицы, именуемая Овиновская (см. наст, изд., с. 372‒397 и коммент. к ним). Архимандрит Сергий настоятельствовал здесь в 1664‒1674 гг. (см.: Строев П. Списки иерархов. Стб. 863).

3402

...Галицкой соборной церкви Спасской протопоп Феофилакт... – В Галичском кремле находился Спасский мужской монастырь, основанный предположительно в пер. пол. XIV в. Время упразднения этого монастыря неизвестно; как полагают, он был обращён в Спасо-Преображенский собор Галича. Протопоп Феофилакт не зафиксирован в доступных документальных материалах.

3403

...галицкой воевода Артемей Антоновичь сын Мусин-Пушкин... – По опубликованным материалам галичский воевода с таким именем неизвестен.

3404

...Галицкой же преждебывшей воевода стольник Кондратей Афанасьев сын Загрязской... – Стольник Кондратий Загряжский нёс воеводскую службу в Галиче с 22 сентября 1665 г. по 18 апреля 1667 г. (см.: Барсуков А. П. Списки городовых воевод ... по напечатанным правительственным актам. СПб., 1902. С. 60).

3405

...дворяне Давыд Неплюев, Иван Ларионов... – Эти имена по изданным материалам неизвестны. В Пустозерске во время заточения там протопопа Аввакума и его соузников воеводскую службу несли Лев и Иван Неплюевы (1669‒1673 гг.).

3406

осуждён.

3407

«Грешнику же рече Бог: въскую ты поведаеши оправдания моя... усты твоими, ты... отверже словеса моя въспять». – Пс.49:16‒17.

3408

едва, чуть только.

3409

впредь.

3410

сорочке.

3411

пренебрегаем, забыт, никому не нужен.

3412

колосья.

3413

тень.

3414

паутину.

3415

в сравнении с этим.

3416

дым.

3417

застолья.

3418

…блаженный Давыд... рече, еже всуе мятется всяк человек живый... – Ср.: Пс.38:6‒7.

3419

в безвестности.

3420

ненадёжность, зыбкость.

3421

размером в три локтя.

3422

предстоит нам поселиться; будем обитать.

3423

здесь: Правильно.

3424

успокаивается.

3425

останавливается.

3426

мятущийся.

3427

бурно веющий.

3428

покуда не.

3429

голодного.

3430

жаждущего.

3431

я был.

3432

«Алчна мя не накормисте... и волна мя не посещаете». –Мф.25:42‒43.

3433

какой.

3434

заботимся.

3435

ни с чем.

3436

странствующего, скитающегося.

3437

по своей воле, добровольно.

3438

ядовитая змея.

3439

стал добровольно скитальцем.

3440

разными голосами.

3441

покоев, комнат.

3442

«Единому от меньших братии моих сотвористе, – мне убо сотвористе». – Мф.25:40.

3443

ведаешь.

3444

«Елицы во Христа крестихомъся, во Христа облекохомъся». – Гал.3:27.

3445

ударит.

3446

участь.

3447

тот, кто ест.

3448

тот, кто пьёт, пьющий.

3449

«Ядый мою плоть... во мне пребывает, и аз в нем». – Ин.6:56.

3450

одержим, охвачен.

3451

никчёмный.

3452

впавший в отчаяние.

3453

преходящего.

3454

принесу жертву.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург: Наука, 1997-. / Т. 17: XVII век / [под ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, Н. В. Понырко]. - 2013. - 660 с.

Комментарии для сайта Cackle