Источник

Повесть о Фоме и Ереме

Сказание о дву братах, о Фоме да о Ереме

В некоем было месте жили были два брата Фома да Ерема, за един человек, лицем они единаки, а приметами разны:

Ерема был крив, а Фома з белмом,

Ерема был плешив, а Фома шелудив.

После отца их было за ними помесье, незнамо в коем уезде:

У Еремы деревня, у Фомы селцо,

деревня пуста, а селцо без людей. Свой у них был покой и просторен –

у Еремы клеть, у Фомы изба.

Клеть пуста, а в ызбе никово. Ерема с Фомою торговыя люди, стали они за товаром сидеть:

Ерема за реткой, Фома за капустой.

Славно они живут, слатко пьют и едят, не попердывают. Захотелось им, двум братом, позавтрикати, вышли они на базар погулять.

Ерема сел в лавку, Фома на прилавок.

Долго они сидят ничего не едят, люди ядят, а они, аки оглядни, глядят, зевают да вздыхают, да усы потирают. И вставши они друг другу челом, а не ведома о чом.

На Ереме зипун, на Фоме кафтан,

На Ереме шапка, на Фоме калпак,

Ерема в лаптях, Фома в поршнях3753,

у Еремы мошна, у Фомы калита3754.

Захотелось им, двум братом, к обедне итти:

Ерема вшел в церковь, Фома в олтарь,

Ерема крестится, Фома кланеется,

Ерема стал на крылос, Фома на другой,

Ерема запел, а Фома завопил.

И вышел к ним лихой понамарь, стал у них на молебен просить:

Ерема в мошну, Фома в калиту,

у Еремы в мошне пусто, у Фомы ничего.

И тот понамарь осердился на них:

Ерему в шею, Фому в толчки,

Ерема в двери, Фома в окно,

Ерема ушел, а Фома убежал.

Отбегши они да оглянутся и сами они друг другу говорят: «Чево нам боятся, заодно мы бежим».

у Еремы были гусли, у Фомы орган.

Разгладя они усы да на пир пошли. Стали они пивцо попивать:

Ерема наливает и Фоме подает,

сколько пьют, а болше на землю льют, чужаго добра не берегут.

Ерема играет, а Фома напевает,

на Ерему да на Фому осердилися в пиру.

Ерему дубиной, Фому рычагом,

Ерему бьют в плеш, а Фому в е...

: Ерема кричит, а Фома верещит:

«Государи соседи, не выдайте».

Ерема ушел, Фома убежал,

Ерема в овин, а Фома под овин.

Захотелось им двум братом, за охотою походить:

Ерема с сетми, а Фома с теняты.

Ерема за зайцы, Фома за лисицы,

Ерема кричит, а Фома болши зычит,

Ерема хватает, Фома перенимает,

сами они друг другу говорят: «Брате Фома, много ли поимал?» Фома говорит: «Чево поймать, коли нет ничево».

Ерема стал, а Фома устал,

Ерема не видал, а Фома не усмотрил.

И видили их лихия мужики. Ерема с Фомою испугалися их –

Ерема ушел в рош, а Фома в ячмень,

Ерема припал, а Фома пригорнул,

Ерему сыскали, Фому нашли,

Ерему кнутом, Фому батогом,

Ерему бьют по спине, а Фому по бокам,

Ерема ушел, а Фома убежал.

Встречу им трои сани бегут:

Ерема задел, а Фома зацепил,

Ерему бьют по ушам, Фому по глазам.

Ерема ушел к реке, а Фома на реку.

Захотелось им, двум братом, уточок побить, взяли они себе по палочке:

Ерема броском, а Фома шибком,

Ерема не попал, а Фома не ушип.

Сами они друг другу говорят: «Брате Фома, не добре тереби». Фома говорит: «Чего теребить, коли нет ничево». Захотелось им, двум братом, рыбки половить:

Ерема сел в лотку, Фома в ботник.

Лотка утла, а ботник безо дна:

Ерема поплыл, а Фома не отстал.

И как будут они среди быстрыя реки, наехали на них лихия бурлаки:

Ерему толкнули, Фому выбросили,

Ерема упал в воду, Фома на дно –

оба упрямы, со дна не бывали. И как будут им третины,3755 выплыли они на крутой бережок, сходились их смотрить многия люди:

Ерема был крив, а Фома з бельмом,

Ерема был плешив, а Фома шелудив,

брюхаты, пузаты, велми бородаты, лицем оба ровны, некто их б... сын один добывал.

Служба кабаку

Месяца Китовраса в нелепный день, иже в неподобных кабака шальнаго, нареченнаго во иноческом чину Курехи3756, и иже с ним три страдавших, три еже высокоумных по плоти хупавых3757 Гомзина3758, Омельяса3759 и Алафии3760, буявых губителей остьянских3761.3762

**На Малей вечерни поблаговестим в малые чарки, таже позвоним в полведришка пивишка, таже стихиры в меньшей заклад в перстни, и в ногавицы3763, и в рукавици, и в штаны, и в портки.**3764

Глас пустошной подобен вседневному обнажению.

Запев: **Да уповает пропойца на корчме испити лохом, а иное – и своему достанетца!**3765

**В три дни очистился еси до нага, якоже есть написано: пьяницы Царьствия Божия не наследят.**3766 Без воды и на суше тонет; был со всем, а стал ни с чем. Перстни, человече, на руке мешают, ногавицы тяжело носить. Портки на пиво меняешь; пьешь з басы3767, а проспишься с позоры, воротишь в густую, всякому велишь пити, а на завтреи и самому будет просити, проспишься – хватишься.

Стих. **И той избавит тя до нага от всего платья, пропил на кабаке с увечьем.**3768

Три дни испил еси, безо всего имения стал еси, доспе мя еси похмельныя болезни и похмелья. На три дни купил еси: рукоделие заложил еси, и около кабака часто ходити извыкл еси, и гледети прилежно ис чужих рук извыкл еси. Гледение лихое пуще прошенья бывает!

Стих: Хвалят пропойцу, как у него в руках видят!

Бубенная стукота созывает пьющих на шальное дуровство, велит нам нищеты ярем восприяти, глаголет винопийцам: «Приидете, возвеселимся, вмале сотворим с плечь возношение платью нашему, на вине пропивание, се бо нам свет приносится наготы, а гладу время приближается».

Стих: **Яко утвердися, на кабаке пьючи, голым гузном сажу с полатей мести во веки.**3769

**Кто ли, пропився до нага, не помянет тебя, Кабаче непотребне?**3770 Како ли кто не воздохнет: во многия времена собираемо богатство, а во един час все погибе? Каеты много, а воротить нельзе. Кто ли про тебя не молвит: «Кабаче непотребне!», – да лишитца не мотчи?

Слава и ныне сипавая3771 с позоры.

**Приидете, вси искуснии человеци и благонарочитии в разуме,3772** почюдимся таковаго питию науке. Исперва неволею нудими бывают от родителей своих или от другов своих ближних, сегодни и позавтрее от болезни похмельныя нудят неволею пити, а мало-помалу и сами гораздни станем пити и людей станем учити, а как научимся пива пити – и не мотчи ся и лишити. В прежние времена, как мы не умели пива пити, всяк зовет и на дом ходят, а мы не ходим, и в том гнев живет от другов своих. А ныне, где и не зовут, и мы идеи своим напрасьньством. Хоть и оговорят, и мы терпим, глухой клобук на себя наложим. Се, довлеет нам, братие, отбегати, яко ото льва, снедающа человека. Тому почюдимся: в мале часе, како исчезе мудрость, иступи же нагота, и безумием наполнихся. Видящим – на смех, а себе с пропою – на великую срамоту. Темже злословны тя, Кабаче непотребне, бесованию наставниче.

**На стиховне стихиры, подобен: Дом пустеет.**3773

Дом потешен, голодом изнавешан, робята пищать, ести хотят, а мы, право, божимся, что и сами не етчи ложимся.

**Стих: Многи скорби с похмелья живучи бывают.**3774

Полати кабацкие, приимете пропойцу! Нагие, веселитеся, се бо вам подражатель явися, голоду терпитель!

Стих: **Пьяница, яко теля наго, процвете убожеством.**3775

Днесь пьян бывает и богат вельми, а как проспитца – перекусить нечево, с сорому чужую сторону спознавает.

Слава и ныне. Отецкому сыну суровому3776. Отецкой сын суровой роспотешился, с ярыжными спознался и на полатях в саже повалялся, взявши кошел, – и под окны пошел.

И протчее всеобычное пьем по добыткам: во што верят. Таже нагота или босота **и отпуст по обычаю ж, и многое падение бывает и ронянию шапкам.**3777

На велицей вечерни позвоним во все платье, пред обедом изопьем ковша по три вина, таже глаголем пустошную кафизму, что прибрело. Таже на ризы пропивание понесем ис погреба большие ведра вина.

Таже стихиры: На все платье вина до нага, вседневно скорби воздыханием.

Глас шестопятой, подобен: Не радуйся пити на людех, да своего не потеряешь.

Запев: **Изведи из непотребнаго пьянства душу мою.**3778

**Приидете всяк град и страна, торжествуем**3779 мерских чмутотворец память мрачно, светлоков3780 запечных возвеселим голодом, воспоем торговыми казни, иже от своего неразумия страждущих, непослушливых, отцем и матерем непокоривых укорим! Не Бога ради мраз и глад и наготу терпящих битьем и похвалами воспоем, глаголюще: «**Радуйтеся, яко мзда ваша многа на полатех в саже3781**!»

Стих: Вземлюще заклад, что мне пропити?

**Приидете, безумнии, и воспойте песни нелепые пропойцам, яко**3782 из добрыя воли избраша себе убыток. Приидете, пропойцы, срадуйтеся! С печи бросайтеся голодом, воскликнете убожеством, процветите, яко собачьи губы3783, кои в скаредных местех растут!

Стих: Глухие, потешно слушайте! Нагие, веселитеся, ремением секитеся, дурость к вам приближается! Безрукие, взыграйте в гусли! Буявые, воскликните бражником песни безумия! Безногие, возскочите, нелепаго сего торжества злы диадиму3784 украсите праздник сей!

Запев: Яко желает всяк человек с похмелья оправитися.

Дурные и бесныя, стецытеся3785, самохотныя3786 вам дары предгрядут; носящее своя и крапивныя венцы терпения своего. С конца бо горят, а з другова – говорят. Безголовыя и слепыя, последуйте ми на печь в Пропасную3787 улицу и видите, каково се приятие в земли пропойцы, отлучение своего живота3788! Взяша бо себе корень тоски, цвет охания, ветви срамоты. З голодом звонят, с босотою припевают, глядят из запечья,3789 что живые родители, что жуки ис калу выползли, пищат, что щенята, просят денешки на чарку, а иной на хлеб подает. Белые руки – что ожоги3790, рожи – что котелные дна, зубы светлеют, глазы пиликают, горлы рыкают, аки псы грызут.3791 Как дал тот боголюбец денешку, а иной глаголет: «Меня пожаловал!». Кто тех жития не похулит, яко вместо добра злые дни себе возлюбиша, кражею и ложью и татьбою3792 величают и своея жизни нерадящих.

Стих: От всего блага пьянства ради лишихся.

**Приидете, вси искуснии и благонарочитии в разуме,**3793 отбежим таковаго рва самохотнаго. Впадающих в него и влекущих нас, другов, в сие, отревайтеся, яко не добре нам, смышлюющим, и влекущим нас в ров погибели. Невинно бо есть нам вино, но проклято есть пьянство с неудержанием.3794 Создай бо есть хмель умному на честь, а безумному – на погибель. Яко Бог прославится в разумной человеце, – свет бо ему разум, имже ся озаряет, разсуждением таковых зол отлучается, – тех достойно ублажаем.

Стих. Егда зазвоним во все животы, слава всякому человеку по делом его.

**Егда славнии человецы, в животех искуснии, в разуме за уныние хмелем обвеселяхуся, тогда, егда во многия дни се творимо, питьем омрачаху свой сущий разум, в нощь неразумия претворяху, до нага пропивахуся.**3795

Егда же просыпахуся – срамотою уязвляхуся.

Егда же от даема пития с похмелья на первый свой чин возвращаху, на свой живот пагубно оболгахуся, яко ни единоя ризы в дому оставити. Пространныя пропасти возлюби, на ветр живот3796 свой розвеяша.

Запев. Потащи, понеси, наливай, подноси!

Егда же напившеся, тогда же веселием, дуростию и шумом наполняшеся, рытье во все горло во отлучение своего живота.

Егда же просыпашеся, тогда болезнию озаряшеся и частым оханьем со губяшеся.

Егда же в меру трезваго разума достигаше, тогда печалию болезнено уязвляшеся, яко много пропито, неведомо что: «Конец житию моему будет: не вем, откуду и как почати жити». И обеты и каеты на себя и клятву налагаше, яко в среду3797* не пити.

Егда же долго не пиваше, тогда же похотию, яко стрелою, уязвляшеся, как бы мошно испити в славу Божию.

Егда же чрез клятву дерзаше, на питие простирашеся и испиваше и на пугвицы изливаше, и семо и овамо, яко болван, бездушен валяхуся3798 сам себе душегубец и убийца являшеся, и в горшая напасти впадаше горчае перваго, и тайная наша вся си являше в позор человеком.

Чего и не творим – ино добрые люди втрое прибавят. Всяк ся ублюет, толко не всяк на собя скажет. Под лесом видят, а под носом не слышат. Безместно3799 житие возлюбихом, по глаголющему: «Злато ваше изоржаве, си ризы ваша молие поядоша»,3800 а пьяницы же и пропойцы злату ржавчину протираху и своему житию веятели являхуся. Наг объявляшеся: не задевает, ни тлеет самородная рубашка, и пуп – гол! Когда сором – ты закройся перстом! Слава тебе, Господи, было да сплыло! – не о чем думати, лише3801 спи, не стой, одно лише – оборону от клопов держи, а то жити весело, а ести нечево. Руки к сердцу прижавше, да кыш – на печь, лутче черта в углу не стукаешь. Того ради вси от бездилия вопием ти: «Веселися, радуйся, уляпался! И двожду наймуйся!». Денешку добудь, алтынец съежь, а половиною – прикуп твори, а иногда – и не етчи спи!

И ныне: Таков голос.

Одиннадцать семь – и платье с плечь, стремка не стала, одиннатцать солгала, в бороду скочила, радость сказала:3802 «Радуйся, уляпался! Не один васу матки, много вас, чмутотворцов3803, да не в одной месте, оголи гузном скачут, белые руки в роте грееют. Родила вас мама, да не приняла вас яма. В лете не потеете, а в зиме не зябете,3804 лише3805 за щеками руки греете, живете, что грязь месите. Увы нам, куды нам: где ни поживем – везде загрезим, где ни станем – тут воняем, людей от себя розгоняем. За дурость ума нашего и сущии родители нас отлучишася и глаголют, яко не родивше нас. Житием своим процвели есте, яко голики3806, чем баню метут, – тако и вами, пропойцы, что чортом, диру затыкают! Тем достойно злословим и ублажаем вас.

Святыя славы кабацкия.

Несвятыя славы на кабак залесть желают, но недобрые поминаем отцем и матерно наказание, да мы их не слушаем, таково нам се и збываетца. Поймают сына в воровстве – и отцу не пособить, – и бьют по хребту. А сторонные люди глаголют: «Достойно и праведно вора смиряти!». И всяк, смотря на того, ся кажет. Сыне, добро слышати отца! Жизнь твоя пробавитца, темже тя мир весь хвалит.

Таже выход ис погреба с пивом. Прокимен и ермес на печи глаголет: «Пьяница, пропився, в раздранныя ризы облечется».3807

Стих: Ибо, что найдешь или украдешь, то понеси на кабак!

Стих: Хошь и любое платно, да пропити! Нет мотчи ся удержати!

**Таже паремьи. От мирскаго жития чтение. Пьяниц безвоздержанных и непослушливых душа в руках бесовских, – и прикоснется им мука. Непщевани3808 быша во очию мудрых и мрети без покаяния, и еже от пития сокрушение костей и отпадения от плоти его, ибо пред лицем человеческий непостыдни суть. Аще и наготу приимут – упование их на пьянство с напрасньством3809. Аще и биени от вина, докуки не отлагают – яко бес искуси их и обрете их, неблагодарных, яко смолу на них приготових и яко всеплодну жертву огненному родству подав. И во время воровства их наги по торгу бьени будут, и, яко река ото очию их слезы потекут, – прейдет суд своему неудержанию. И обладаеми хмелем, и вкоренитца в них пьянство, и в нищете пребудут онем, яко благодать – на полатях и Запечная улица – на гольянских3810, и попечение – в костарне их3811.3812

**От мирскаго жития чтение.

Пьяницы на кабаке живут и попечение имут о приезжих людех, сего ради приношение их Христа ради приимут от рук их: денешку и две денешки.И яко Хмель десницу положит приезжему пропитися, и разопьется и ведром пива гольянских наидет, и приимет оружие пьянства и ревностию драки, и наложит шлем дурости, и приимет щит наготы, поострит кулаки на драку, вооружит лице на побои, пойдут стрелы ис полинниц, яко от пружна3813 лука, и каменьем бывает бьем пьяница. Вознегодует и на них целовальник, и ярыжные3814 напрасливы з батоги3815 проводят: яко вихорь, развиют пьяных и очистят их до нага, да на них же утре бесчестие правят, и отпустят их во свою землю безо всего! Слышите, благочестия млады, и внушите, приезжие гости! А дасться вам сия напасть за глупость, и сила ваша – в немощь претворяется.3816

**От мирскаго жития чтение.

Правдивый человек, аще пьет и по корчмам водится, – в позор будет. Старость его не честна, ни многодетна, и в силе воровство его лишит, седины же егосрам ему приносят, старость бо жития его с позоры. Изволив житие скверно, благоугоден пьяницам быв, живый посреде трезвых преставлен бысть шальством, восхищен бысть ярыжными на воровство, да злоба покрыет разум его и лесть пьянства превратит душу его. Рачение3817 бо злое губит добрая, и желание похоти прелагает его в ров погибели. Скончавшуся ему от воровства, никто по нем не потужит, исполнит лета своя в питии, и угодна бысть бесу душа его. Сего ради подщався3818 от среды лукавствия, где бы что выманити да пропити, у всякого человека просити пива и вина и отнимати насильством. Людие же, видевше, у кого имаеть, битие ему сотвориша, а иные человецы в Бога его пустиша и неположиша в кручину сего, яко бити его некому и сняти с него нечего.3819**

Таже: **Сподоби, Господи, вечер сей без побоев до пьяна напитися нам. Лягу спати, благ еси нам, Хмелю, ищущим и пьющим и пьяни обретошася. Тобою хвально и прославлено имя твое во веки нами. Буди, Хмелю, сила твоя на нас, якоже уповахом, пьюще, на тя.3820**

Ни литии стихиры: Во отлучение достальных крох прибыток чюжаго имения. Глас иный, 18, подобен: О, болезненое шествие.

**Вооружился на пьющих крепко,**3821 яко гороховое полохало3822, по образу– яко человек, по разуму же – яко нетопырь: в день не летает, а в ноче летает. Тако и ты, пропойца, в день за печью лежишь, свернувся, яко пес, голодом мрешь, а в ноче, яко глуп подвижник, у пьяных мошни холостишь. А за труд свой почесть – прутье терпишь, но дурнаго обычая не отлучаешься, на прежнее свое дуровство простираешься. Яко ворона, по полатям летаешь, тако и ты на полатях смышляешь, как бы кого облупити. Сего ради почесть прием трудов своих, кропивным венцем увязе главу свою, кручиною изнаполнил еси сердце свое, дектем помазал еси лице свое, процвел еси, яко крапива: кто ея ни возьмет – тот руки ожжет! Тако с тобою, с пропойцей: хто ни подружитца, тот охнет. Житием своим всех удивил еси, светяся, яко запечная звезда, или, яко бисер, в нелепем месте являяся, кои свиньи берут. Разумом своим во глубину пропасти понырнул еси и от трудов сниде во три ады.

Посреди напасти скочил еси, в тюрму вселился еси и тамо сущую мзду3823 трудов своих прием: ожерелье3824 в три молоты стегано и перстень3825 бурмитской3826 на обе руки, и нозе свои во кладе3827 утверди,3828 – и тамо не мятежно и не смутно житие имея, поминай чтущих дурость твою и славословие к миру о милостыни принеси, чтоб тебе было чем чрево свое наполнити. Тем вас, непослушливых, в песнех поносных уляпаем.

Слава3829 хватливому по щокам. Глас останошной: **В терпении своем стяжал еси мзду свою, почесть трудов своих приемля, скорби́, соломянным венцем главу свою увязе, лице свое для ковша дав на поушники пьяным, главу свою попелом изнаполнил, лице свое сажею удручив, постнически жизнь свою скончав.3830** Люди – в рот, а ты – глот. Послушлив быв пьяницам – инеем наредят. А ты, что бес, скочил: иному на полати на имя ковш подали, а ты с полатей и скочил, бросился! Мало головы не сломил, прискоча, что идол! Хватился за ковш – ковша не выпил, а поушник выхватил! Спасибо сказал: «Аз виноват, у блядина сына вырвал!». А ты, пропойца, не вопреки глаголешь: Бог тебе платит на доброй слове.

Блажен еси, яко никакова тебе скорбь не может от пития разлучити: ни побои, ни поушники, ни глад, ни срам, ни родивших тя жюрьбы. Непостыдно лице имея, что бес пред заутренею льстишь. Тако и ты, пропойца, для ковша душу свою топишь: пьющему потакаешь, льстишь, вежлив ся творишь пред ним, огонь у ярыжных из рук рвешь, его осужаешь: «Не гораздо светишь!». Руку со огней вверх протягаешь, на место пропойцу садишь, место пропойцыно дмешь3831. чтоб ему сесть, седалища не изгрязнити. Избу метешь, как и всегда, добрый послушник; а как его опьешь, так ты, что бес, на старые полати скокнешь, а сам молвишь: «Коли, брате, денег нет ничево, а в старые заклады не верят, поди к нам на полати и приставай к нашему стаду, садися с нами на печь голым гузном сажи мести. Поедем с полатей, оголи гузном на печь! Привыкай к побоям, поститися научись! Заглядывай из запечья с нами, что живой родитель: жив провонял, глаза пиликают, зубы светлеют.3832 С радением бажите3833, что вам Бог пошлет иного питуха3834, стряпаете около ево, что черт у слуды3835. Стояния много, а воздаяния мало. Тем вас побоями почитаем и напрасьньство3836 ваше похуляем3837, терпению вашему дивимся, не Бога ради страждущих, но з дурносопы3838 непослушливыми. Хульными глаголы воспеваем вас, страждущих от своей совести.

И ныне. Глас той же: Отецкому сыну суровому.

Отецкой сын распотешился, с ярыжными спознался, сажу и руду на полатех претерпел еси. Взявши кошел – да под окны пошел, Христа помянул – а собак подразнил.

Таже на стиховне стихиры, глас подобен: Дом пустеет.

Радуйся, Кабаче непотребный,3839 несытая утроба, от всего добра отводителю, домовная пустота, неблагодарная нищета, чужая сторона от тебе неволею познавается. Для тебе ради, Кабаче непотребне, люди меня ненавидят, взаймы мне не дадут. С похмелья еси великая стонота, очам еси отемнение, уму омрачение, рукам трясание. Старость есть человеком недобрая, не христианскою смертию мнози человеци от тебе умирают.

Стих: Ибо что найдешь или украдешь, – то понеси на кабак!

Радуйся, Корчмо несытая! Людей обнажение велие в мале часе, а на опосле – печали умножение! Во всю землю слава идет про тебя неблагодарная, мнишескому чину поругание велие. Кто к тебе ни прийдет, тот даром не отойдет! Всякому человеку еси не постыден Чистоха3840. Хто с тобою ни знаетца, тот от тебя охнет, а на опосле – много и слез бывает.

Стих: Яко на корчме всякое воровство бывает.

Радуйся, Кабаче веселый, бесованию наставниче, яко мнози тобою хвалятся и хвастают, по мале же и нищетою болят.3841 Проповедают чюдеса твоя великая: «Днесь есьми был пьян, не помню, как с кабака свели, в мошне было денег алтын десять, то все вычистили и сказывают, что со многими бранился, а с иными дрался, того я не помню всего. А ин проповедует: «Яз тебя пьяние был и весь переблевался, и в калу перевалялся, дошед до проходу, тут и спал. Пробудился, шед в полночь на реку, умылся, кому ни сказать, тому и зблевать». Ин же чюдеса и того дурнее вопиет: «Яз вас всех пьяние был, пришед домой, жену свою перебил, детей своих розгонял, суды3842 все притоптал, не ис чего стало пити, ни ести, и купити нечем».

Стих: Хвалят всякого человека, как у него в руках видят.

Радуйся, Кабаче – веселый с плачем! Людский губителю, приезжим гостей досада великая! Хто на тебе побывает, тот всего повидает! Учителю молодым и старым и безумный! Жалованье ярыгам городским и деревенский даешь – по всему хрепту плети, и крепко шиты! Да кафтаны даешь – часто стежь, вековая память. Иным даешь ожерелья нашего в три молоты сажено! Комуждо – различные дары даешь. А иному даешь зарукавья3843 железные, а крылошан и старцов жалуешь темною темницею и кормишь их с похмелья сушьем3844 з грядили их даришь осетриною вязовою3845 по всему хрепту.3846 Раздирай платье, не стой! Потчивай по-манастырски, не робей! Хлеб, господине, по силам, а волога3847– по плечам! А на прихлебку – не диви3848, плетей не лучилось, тем ти, господине, по спине челом бьем, не часто тое вологи кушают, а во веки отрыгается.

Слава и ныне недобрая непослушливым.

Глас высокопятой: Кто доволен дурости твоя исчести и труды кабацкия понести?

**Кто бо слыша безмерное твое воровство, и терпению и наготе не удивит ли ся, иже слыша от людей корчмы беретчися? Како убо не усумневся ни мало в трезвене разуме, егда видя нагих пред собою ходящих? Да ми с пропою – такову же ми быти и по запечью с ярыжными валятися и нагому пред всеми людьми ходити и насмеяну быти. Оле дурости кабацкие и воровства, человеческая разумы омрачающи! О, безделие, брате, кто с пропою не научился лгати? Или бражника вором назовут крепким, не Бога ради, но наготы ради. Не токмо покинулся воровати, но и сущих с ним научая красти и розбивати, глаголюще: «Пождем до вечера да мужика ограбим и упование меду на ведро возложим, и иново рукового3849 нечто Бог выдаст, и грабим и узрим всего пред собою много, пива и меду, а почести – нечего».3850**

По сем: **Ныне отпущаеши с печи мене, раба своего, еще на кабак по вино и по мед и по пиво, по глаголу вашему с миром, яко видеста очи моитамо много пьющих и пьяных. Спасайте их и не опивайте их, светло тамо открыта окна и двери приходящим людям.3851**

**Свяже, Хмель, свяже крепче, свяже пьяных и всех пьющих, помилуй нас, голянских. Трижды.3852**

**Слава отцу и матере их и сыну, что родили такова сына. Охоч до пьяна пити вчера и ныне с нами и во веки. Аминь.**

Хмель обовладе им гораздо, помилуй нас, гольянских, хотящих пити. Трижды.

Слава и ныне. Таже: **Отче наш, иже еси седишь ныне дома, да славитца имя твое нами, да прииде ныне и ты к нам, да будет воля твоя яко на дому, тако и на кабаке. На пене хлеб наш будет: дай же тебя, Господи, и сего дни, и оставите должники долги наша, якоже и мы оставляем животы своя на кабаке, и не ведите нас на правеж (нечего нам дати), но избавите нас от тюрьмы.**

Таже тропарь кабаку. Глас 11: Иже манием содержа и глупостию и безумием без меры привлачая множество народа на безумное торжество, созывая множество искусных в разуме, во тьму прелагая, в нейже множество, принырая во глубины пьянства, износят безумныя класы3853, рубахам и порткам и верхним одежам пременение, и пиву, и меду истощание, и с похмелья оханью. Наставниче, Кабаче неподобне; очистил до нага чтущих тя!

И отпуст на полати спати. На утрени с похмелья став, седален по 1-й чарке, на 2 алтына пива по 2-й чарке, на 4 алтына меду запити.

**По сем полиелеос: Понеси и целый ведром.

Припев: Ушат вам, певцам, пивца! Хвалите имя пропойцыно, аллилуия. Хвалите, ярыжные, его! И стоящей пред ним, трубите ему во всю пору и на подворье ему пиво и мед носите! Хвалите его выше меры, пойте ему, яко дурному шалну, – и вся неподобная ему в очи лезет. Исповедайтися ему ласткою3854 и приветною, ярыжные и гольянские, яко в век обычай пьяных. Ведаете: не потакати – ино с ним и не пити.

Припев тоже: Исповедайтеся ему приветкою и ласткою выше меры.3855**

Ложь ся не выводит, а правдою жити на кабаке пьющему – ни ковша не видати! Яко на кого пьяной розкручинитца, вы его и пьяные прощайтеся, только охота с ним и лохом пити. Подавайся по рукам – ино легче волосам! Только собою нечем купити, а на людех пити – ино и побои терпети. Говорят, без денег – воду пити. Яко хто на корчме бытен пьет, всяк его хвалит в те поры, кое у него видят и пьют, а жити про собя на кабаке и не пити, яко в век скупому лают и хотят вси с одного ограбити, яко век около корчмы воры держатца. А хто без ума на кабаке пропився, деретца, яко в век и на дурака тюрьма уготована. Хто по мере изопьет в славу Божию, яко в век доброму добрая и слава.3856 А которой без ума живет, а впредь не промышляет, как ему жити, яко в век живет с позоры. Мы про людей говорим, а про нас люди не молчат же, яко в век: каково кликну в лес – тако и откликнется. Хто пьян, то всяк сказывается богат вельми, а как проспится, ино перекусить нечево, а в мошне – ни пула, яко в век пьяному не ими веры. Хто людей добрых слушает и во всяких мерах сам пребывал, яко благ сам все знает, таковый милостивый искусный во всех будет.

Таже величание кабаку. **Величаем тя, кабаче веселый, и чтем собину3857 свою, ты бо лупиши с нас и велишь нам по миру скитатися.3858**

**По сем псалом избранной. Терпя потерпех, на кабаке живучи, и протчее.3859**

По сем молитва пред каноном. Остолоп глаголет: **Спаси, Боже, с пропою люди своя и благослови дом достойныя воры своя,3860** молитвами закладу и собины нашея честнаго и славнаго пропою нашего, иже во клятых костарей кабацких, иже ненадобных ростовщиков богомерских, иже в неподобных воров великих, Кокорку3861 и Мариловца3862. Сына поем, иже безумию их подражатель, Михаила Труса и Илейку Чернаго и всех головных воров, молящихся бити их кнутьем и в тюрьму сажати их. «Не надобно щадити!», – рцем им вси.

По сем канун, творение: Хто без ума и без памяти пьет, не крестиянски скончаетца.

Седален, глас 18, подобен: О, болезношен.

Иже на кабаке пропився, во своем помышлении глаголаше: егда аз без ума пропився до нага и не виде выкупующаго, ни другов ко мне бывающих, но молю ти ся: «Кабаче, дай же ми с похмелья оправитися!»

Кондак кобаку, глас 10: **Избранному кабаку безумныя песни принесем, вкупе пьюще, а на утре день весь оханьем провожающе, но яко имея к наготе дерзновение, житию поруха, голоду величание, о всех нас, пьющих, кабацкая пазуха3863, веселися! А целовальники3864 неправый богатством возбоготеша. С веселием ждет вас дно адово, а ярыжные на криве3865 божбою3866 своею души свои ломайте, вам бо невозбранно адовы врата отворяются и во аде большое место готовится. Да вси, Кабаче неблагодарне, зовем тебе: «Бесованию наставниче!».3867**

Икос: Кто ли пропився до нага, не воспомянет тебя, Кабаче неподобне? Како ли хто не воздохнет: во многие дни собираемо богатство, а во един час все погибе? Каяты много, а воротить нельзе. Пил еси, – после будет тебе о сермяге3868 воздыхати. Три дни испил еси, с похмелья в оханья на три дня залезл еси, рукоделия заложил еси, около кабака часто ходити изволил еси, глядети часто ис чюжих рук извыкл еси. Глядение лихое пуще прошения бывает.

Бубенная стукота созывает пьющих на шальное воровство, велит нам нищеты ярем восприяти и глаголет винопийцам: «Приидете, возвеселимся вмале, а опосле заплачем, сотворим возношение платью нашему всякому, на вине пропивание. Тому почюдимся, как вмале был разумен, а в мегновении окастал безо всего. Крепок безумен видящим на смех, а себе – на великую срамоту с поношением. Кто ли про тебя молвит, Кабаче непотребне, да лишитися не мотчи тя. Тем же злословим тя, Кабаче неблагодарне, бесованию наставниче.

Светилен, глас пустошный: «Яко злодеем пристанище, Кабаче, к тебе притекающим явил, сошедшеся на подворье, сотворим пестом возношение, ступай воздвизание, овсяной соломе извождение, наготы, босоты и гладу – из- навешано шесты. Радуйся с пропивающими, а просыпался – плачися, своим неистовством мучися, житие скончевая за собаки место.

На Хвалите стихиры, глас пустошный, подобен: Терпяще нужу.

Терпяще томления гладная, крепко радующеся надеемых, коего дни сыту быти, друг ко другу глаголюще ярыжные кабацкие: «Егда убо пьяной из мошны денег выймет, и дурнаго обычая не оставляем. Яро з голоду терпение: не добро с молотцы пропивати, но добро у мужиков у пьяных напиватися. Не убоимся, о, голенския! Мало поворуем да с кнутьем по торгу увяземся и оттуде и – в тюрму».

Мечюще одеяние свое, ходяще беспрестани на корчму, друг ко другу глаголаху с похмелья попы и дьяконы, склад чиняху и на мед посылаху, на ведро, глаголюще: «Пропьем однорядку3869 темнозеленую да повеселимся, не пощадим кафтана зеленаго, сорокоустными деньгами3870 окупимся». Сице попы помышляюще пьяные, коего бы мертвеца с зубов одрать:«Черными серьмягами оболчемся и у мужиков во братчинах изопьем, и от попадей жюрьбы3871 убежим, и опять по-старому жити почнем!». Видяще наготу кабацкую, текуще, яко слепи3872 к убытку великому, друг ко другу служивые люди глаголаху: «Немножку меду возьмем для уныния, посидим, никако с себя ничево не заложим». И как хмель силу возьмет – пропита будет и однорядка! Поживем на кабаке, не спустим и кафтану своему: не пощадит пияница платья своего. Хощет до нага пропитися з басы, пред собою стояти ярыжными повелевая, да скоморохами вострубит, без всего живота станет, да с похмелья кручиною увязется и от добрых отлучится и без всего имения станет.

Ины стихиры пустошные: Самозван еси, человече, приди на кабак, видя на суши тонущих без воды, а ты хочешь сух выти, мечты творишь во уме: «Немножко посижю для уныния». Ажно в долгое время пройдет, веселие твое в печаль обращается, болезнь умножается, стонота и оханье с похмелья.

**На хвалу на кабак потекл еси, малоумне человече, и той тя прославит до нага напитися и во временней сей жизни скитатися по миру, с мешком под окошками просити и собак кнутом дразнити, темже дерзновение и пропасть стяжал еси.**3873

Изучился красти, по миру ходя, малоумне рабе, и непослушливы делателю бесования, ты наготу кабацкую понесл еси, ты живот свой пропил еси и пришедшим по тебе не завидел еси, темже и на полати гузном сажю уготовал терти, выйди за печь в Пробойную улицу, чтобы тя з голоду не уморили.

Иже прежде зовема и в древняя наша лета – корчмо, ныне же тайно глаголем и умильно взываем: «Радуйся, Кабаче, отемнение Вычеготскому Усолию».3874 И ныне не токмо тя Усолие почитает, но и в дальных языческих странах слышат твое обнажение, еже во окрестных волостях, еже есть на Вычеге,3875 и на Виледе,3876 и на Лале,3877 и в протчих волостях сердечное воздыхание и в перси биение.

Кто твоя чудеса изочтет, кому ли тя потребна нареку? Беснующему ли тя уподоблю, но беснующий неволею страждет, ты же самовольно скакати и плясати повелеваеши. Да того ради зовем ти: «Радуйся, Кабаче, ярыгам и дьячком и прочим христианам самовольное бесование, злосмердение и злоневерие, маломожное житие, многое воздыхание, Кабаче веселы, мучися своим неистовством.

Слава и ныне пустая, глас шестопятой: Егда придет от кабака на подворье к жене своей, мирная глаголаху: «Сего дни видевши подворницы3878 его непрестанно кленяху, ови же укоряху его, глаголющее, яко ясти нечего, а пьешь!». Гневно жена его злословяще, вопиющи: «Сего дни з детьми не ела! О, Владыко, чего для долго не завернешь ему шею на сторону, о чем3879 долго не бросишь на землю?», – но убо з горем тако глаголется, яко не мощи терпети: всегда муж той пьян приходит, – Дом наш разорился, с ним бы разошлася, а дети бы чюжюю сторону спознаша».

**На стиховне стихиры, глас пулной3880, подобен: Что тя наречем?

Что тя ныне, Кабаче, нареку? Дурна или безумна? Разбойника ли тя нареку? – но манием о землю бросаешь. Купца ли тя нареку? – ибо не даром давши многое твое бесование и больше истощание. Кабаче мой, моли о пиющих на тебе з голянскими своими.**3881

Стих: Многия скорби с похмелья бывают.

Како тя ныне, Кабаче, призовем: умна или безумна? Всякие бедьі от тебя приходят, но мы от тебя откупаемся и заклады емлем, иные переменяем к тебе, безчестия не хочем. Кабаче, моли з голянскими своими!

Стих: **Пьяница, яко теля, наготою и убожеством процвете.**3882

**Кто тя наречем, Кабач? Река ли еси быстрая, но понеже бе на тебе время нощное, и быстрины твоего течения престанут, целовальники учнут. Корчмо, несытая утробо, моли з голянскими своими о недостатках наших!**3883

Слава недобрая пианицам. Глас пулной: Вооружився крепко на пиющих, Кабаче недостойны, веселы, яко неки зверь при горах, – такожде и ты, Кабаче погибельны, по вся дни привлачая к себе на веселие и на пропитие платья и денег, всяким неправдам крепкий воевода, – наипаче воеводы! Занеже и самого воеводу обидишь, понеже ты молча уловляеши человеки, якоже и всего им лишитися имения. Иже долго время привлачаеши к себе на веселие, долго быти повелеваеши у себе, премудрая суета, голое сиротство, з басы говоришь не то: «Понеси, размахни, почерпни, наливай, потащи, закладывай, выкупай!» – а после отходяще и воздыхающе.

О, великое чудо, кто на тя бездельное не пронесет! Но мы про тебе говорим и злобою кленем тя, а не тешим. Темже же присно с воздыханием.

И ныне, глас остаточной: Что ти принесем, веселая Корчмо? Кажды человек различныя дары тебе приносит со усердием сердца своего: поп и дьякон – скуфьи и шапки, однорятки и служебники; чернцы – манатьи, рясы, клобуки и свитки и вся вещи келейныя; дьячкикниги, и переводы, и чернилы, и всякое платье, и бумажники3884 пропивают, а мудрые философы – мудрость свою на глупость пременяют. Служилые люди – хребтом своим на печи служат. Князе и боляре и воеводы за меду место величаются. Пушкари и салдаты тоску на себя купили, пухнут, на печи лежа. Сабельники саблю себе на шею готовят. Пекари и обманщики напастья на тебе величают. Тати и разбойницы веселятся, а холопии спасаются, кости3885 нося в приполе, говорят быстро, плюют далече, з басы на погибель бросаютца, басливые батоги на тебе освящаются. Жонки блуд и скаредство приносят, мужни жены, добрые, срамоту себе улучают; зерньщики3886 и костари3887 и такальщики3888 усовую болесть3889 себе получают, ставают – охают, ложася – стонут. Ростовщики ворогушу3890 себе вырастили: тружает их сухотою3891 по вся часы. Скупщики всякие стоноту на тебе купили. Купцы, десятники3892 и довотчики3893 кнутом ся венчают. Пономари3894 – туды ж, что люди, в стадо бредут, воск и свечи приносят. Что быльные же люди3895? Туды же – пьют. И всякий человек, рукодельны, и простый, и искусний, всякими дуростьми тебе, веселая Корчмо, величают. Мы же вси, любящей тя, и отцов и матери оставихомся, чужую сторону с позоры познавахом. Всякий тя человек проклинает, только тебя не лишается. Повары всякия мудрости свои на винную чарку предают, лесники – куницы и соболи и векши3896 на пече оценивают лежа: тот соболь – ведра другого суден3897. Кузнецы топоры и ножи, и наковальна, молоты и клещи и мехи и косы себе на шею готовят. Хмелю, проломил еси нас, всякому вежству з басы научил еси нас, веселие нашему веку и сухоту, славим тя болезнено во веки.

Притча: Нападает помышление на чтущих соборов, в сердцы же советующих пребывает свет чреву и скорбящу – смирится сердце. Ботеющу3898 телу – сверепеют помышления.

Житие и позоры, и горькое терпение, и о любящих многое питие без меры. Благословите мя плутати

Сии убо родишася от многих стран различных от неподобну родителю и безумну и з горестию хлебом воспитани быша. Друзии же от добру и богату родителю быша рождени, воспитаны же нескорбно и безпечально. Егда же достигоша юношескаго возраста и не изволиша по отеческому наказанию жити, но изволиша по своей воли ходити, родителие же здержавше их, и не возмогоша, и предаша воли их. Они же приложишася ко онем наказным3899 и начаша ходити на вечери и на вино многое. Родителие же их не возмогоша здержати никакими наказаньми и предаша воли их. Они же быша буяви и храбри, не быша же не древодельцы, ни земледельцы. Взяша же некую часть имения ото отец своих и приидоша на корчмицу, разточиша же имение свое не Бога ради. После же – обнищаша и взалкаша, телеса же своя наготою одеяша, срамныя уды объявиша, несрамляху бо ся лица человеча, не пекущеся о житейских, но чрево имуще несытно, пьянства желая всегда упиватися и, яко болван, валятися и досаждати человеком нелыпыми глаголы, приемлюще побои и ударения и сокрушения костем, в нюже нужу терпеша глад и наготу и скорбь всяку. Не имеяху ни подстилания мягкаго, ни одеяния тепла, ни под главою зголовья, но, яко пси свернувся, искаху себе запечна места. Телеса же их обагрени быша сажею, дым же и жар терпяху, вся та не Бога ради, но – для своего бешения.

Аще бы такия беды Бога ради терпели, воистину бы были новые мученики, ихже бы достойно память их хвалити. Ныне же кто не подивится безумию их? Без ума бо сами себя исказиша. Не довлеет бо им милостыни даяти, но вместо даяния – сами восхищаху, вместо колейнаго поклонения – плескания предлежит, вместо же молитвы к Богу – сатанинския песни совершаху, вместо бдения нощнаго – всенощно спяху и инех опиваху, друзии же обыгрываху. Вместо поста – безмерное питие и пьянство, вместо фимиянного обоняния – смрадяху бо телеса их, от афендров3900 их исхожаху лютый безмерный смрад. Вместо понахиды3901 родитель своих всегда поминающе матерный словом. От юных возраста достигше до средовечия, никакоже первых обычаев отлучишася, но на горшая прострошася и заблудишася, от истины впадоша в ров погибели. **В нощи убо не усыпаху и не почиваху, но, обидяще чюжие дома, призирающее, да бы нечто украсти. Аще же что украдут, то все в несытую свою вливающее утробу. Аще ли стерегущии изымают, то многия раны возлагают на тело их, последи же и узами железными свяжут, и уранят, и в темницу отдадут. Егда же ко злой смерти влекоми будут, тогда воспомянут родители своя и наказание их, и ничтоже им поможет, не достигли бо суть добра возраста, ни красныя зрения, ни седин процветения.**3902

* * *

3753

поршни – род обуви;

3754

сумка, торба;

3755

...Третины – поминание умерших в третий день по их кончине.

3756

Куреха – корчемное вино;

3757

ловких, шустрых;

3758

т. е. Дурости;

3759

т е. Шалости;

3760

т. е. Дармовщинки.

3761

т. е устьинский (см. коммент.);

3762

Месяца Китовраса в нелепный день... буявых губителей остьянских. – Ср. с заголовками к богослужебный текстам и Житиям святых: «Месяца майя в 9 день иже во святых отца нашего...», а также шуточную датировку с аналогичным названием месяца в тексте одной из так называемый «скоморошьих челобитных»: «В месяце Саврасе в серую субботу в соловый четверток», «в желтой пяток день» (Скоморошьи челобитные были обнаружены И. А. Шляпкиным в собрании Ф. И. Буслаева и изданы, см.: Шляпкин И. Сказка о Ерше Ершовиче сыне Щетинникове // ЖМНП. СПб., 1904. Кн. 8. С. 496–497. Термин «скоморошьи челобитные» был предложен В. П. Адриановой-Перетц). Здесь идет речь о том, что в дурацкий день несуществующего месяца празднуется память Кабацкого вина и еще трех с ним страдальцев высокоумных, родных, шустрых братьев – Дурости, Шалости и Дармовщинки, которые являются губителями устьяков. Упоминающиеся здесь «остьянские» (по-видимому, то же, что и «устьянские») – это еще одно лексическое свидетельство о месте происхождения и бытования текста, которое было непонятно читателям других регионов: «остьянские» заменялось в списках XVIII в. на «христианские». Устьянские можно обяснить как происходящее от этнонимов «усьяки», «устьяки», «устьяне» (до сих пор сохранившееся самоназвание населения, проживающего по р. Устье (приток р. Ваги), которая берет начало недалеко от г. Великий Устюг). Свидетельства о происхождения «Службы кабаку» в районе г. Сольвычегодска, названные В. П. Адриановой-Перетц и А. Викторовым, не противоречат предположению о связи текста с «устьянским краем», т. к. все эти реалии располагаются в одном географическом пространстве – верхнем течении реки Сев. Двина на северо-западе Руси. В XVIII в. к этой фразе, насыщенной диалектизмами и приемами олицетворения, было приписано что-то вроде толкования, достаточно произвольного, из чего можно сделать вывод, что понимание текста было затруднено и требовало расшифровки, которую и предпринимали по своему разумению переписчики «Службы кабаку» (см. об изменениях, внесенных в текст «Службы кабаку» в XVIII в.: Стафеева (Сапожникова) О. С. Проблема редакций «Службы кабакѵ» // ТОДРЛ. Т. 47. СПб., 1993. 276–284). «Празднество в неподобных местех на кабаках. где, когда, кто с верою изволит праздновати трех слепителей вина и пива и меда, христианских лупителей и человеческих разумов пустотворцов». Китоврас – в апокрифической литературе – мифическое существо типа кентавра.

3763

чулки, сапоги-чулки, гамаши;

3764

На Малей вечерни поблаговестим в малые чарки, таже позвоним... в портки. – Ср. ремарку уставного характера в Часослове: «...и изшед благовестит в колокол, звонит во вся колоколы три звона» (здесь и далее мы отмечаем двойными звездочками тексты уставного и богослужебного характера, которые пародируются в «Службе»).

3765

Да уповает пропойца... и своему достанетца. – Ср. в чине малой вечерни стихи псалмов (Пс.129:7, 130;3): «От стражи утренния до нощи, от стражи утрениия да уповает Израиль на Господа» (Часослов).

3766

В три дни очистился еси до нага, якоже есть написано: пьяницы Царствия Божия не наследят. – См. тексты многочисленных воскресных стихир: «В третий день воскресл еси, Христе, из гроба, якоже есть писано» (Октоих, гл. 3 и гл. 6, Часослов и др.). См.: «Ни лихоимцы, ни татие, ни пьяницы, ни досадители, ни хищницы царствия Божия не наследят» (1Кор.1:10).

3767

с залихватством, с похвальбой;

3768

И той избавит тя... с увечьем. – Ср. продолжение последования чина малой вечерни: «И тот избавит Израиля от всех беззаконно его» (Пс.129:8; Часослов).

3769

Яко утвердися, на кабаке... мести во веки. – Ср. продолжение последования чина малой вечерни: «Яко утвердися милость Его на нас, и истина Господня пребывает во век» (Пс.116:2; Часослов).

3770

Кто ли, пропився до нага, не помянет тебя, кабане непотребне? – Ср. богородичен 6-го гласа, читается на великой вечерне: «Кто Тебе не блажит, Пресвятая Девице, или кто не воспевает...» (Часослов).

3771

сиплая;

3772

Приидете, еси искуснии человеци и благонарочитии в разуме... – Ср. с характерный для служб святым разных чинов молитвенный возгласом: «Приидите, мучениколюбцы вси (...) благочестно прослави славнаго» (Минея служебная). Зачин «приидите» характерен и для сочинений гомилетического жанра, посвященных толкованию какого-либо события церковного календаря, где традиционным является обращение к пастве с призывом быть соучастниками в духовной ликовании и торжестве. Начальные фразы в таких словах и поучениях могут быть такими: «Приидите, возлюбленные празднолюбци (...) насладитеся днесь неизреченныя радости...», «Приидите ныне вси верные, празднуем светло...». Для читателей «Службы кабаку» обращение «приидите» был наполнено многочисленными книжными и церковными ассоциациями, и прежде всего – евангельскими: «Приидите ко мне, все труждающиеся...» (Мф.11:28).

3773

На стиховне стихиры, подобен: Дом пустеет. – Ср.: «Стихиры. Глас второй, подобен: «Доме Еуфрафов» (Минея служебная).

3774

Стих: Многи скорби с похмелья живучи бывают – Ср.: «Многи скорби праведным» (Минея служебная).

3775

Пьяница, яко теля наго, процвете убожеством. – Ср.: «Праведник, яко финик процветет, яко кедр, иже в Ливане, умножится» (Пс.91:13).

3776

буйному, дерзкому;

3777

...и отпуст по обычаю ж, и многое падение бывает и ронянию шапкам. – Ср. с уставными ремарками в богослужебных книгах: «...и отпуст по обычаю (...). По отпусте же (...) творим кийждо метание на кийждо стих» (Часослов, Минея служебная).

3778

Изведи из непотребнаго пьянства душу мою. – Ср. в чине малой вечерни стих 141-го псалма (Пс.141:7): «Изведи из темницы душу мою» (Часослов).

3779

Приидете всяк град и страна, торжествуем... – Ср. с текстом молитвы, с которой начинается вечерня, читается перед предначинательным 103-м псалмом: «Приидите, поклонимся Цареви нашему Богу. Приидите, поклонимся Христу Цареви и Богу нашему. Приидите, поклонимся и припадем к самому Господу Иисусу Христу, Цареви и Богу нашему». Автор сатиры три следующих другза другом фрагмента начинает со слова «приидите», иронично призывая прийти и тоже «порадоваться» за тех, кто «из добрыя воли» выбрал страдания, голод, «мраз» и «наготу». См. также устойчивое клише в текстах молитв:«Всякий град... и страна... чтет мощи ваша...» (молитвослов).

3780

сверчков;

3781

Радуйтеся, яко мзда ваша многа на полатех в саже. – Ср. с текстом «блаженн» из чинопоследования литургии: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех» (Часослов), см. «Заповеди блаженств»: «Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесах...» (Мф.5:12).

3782

Приидете, безумнии... яко... – См. выше примеч.: «Приидете всяк град и страна, торжествуем...»..

3783

несъедобные грибы;

3784

худым венцем;

3785

соберитесь;

3786

самовольное, добровольное;

3787

ведущую в пропасть;

3788

расставание с жизнью;

3789

...голодом, воскликнете убожеством... Глухие, потешно слушайте... босотою припевают, глядят из запечья... – В старшем списке 1666 г. здесь механическая утрата – потеряй лист. Текст восстанавливается по списку РГБ. собр. Беляева, № 1565.

3790

головешки;

3791

...глядят из запечья, что живые родители... зубы светлеют, глазы пиликают, горлы рыкают, аки псы грызут. – Подобные сравнения и описания внешности связаны с похоронной обрядностью и являются реликтами культа умерших предков. Описания мертвецов известны из русских сказок, где распространен мотив побывавшего в царстве мертвых и вернувшегося оттуда в измененном обличье человека (обычно это колдун, упырь). Плоть встающего из могилы колдуна не подвержена разложению, в сказках она уподобляется металлу: «Ну вот те мертвяки и пришли. Бытто живы они, а все наклепали. Пришли да старшой невестке и говорят: „Топи байну!” Она байну топить, а у ей маленка девушка была. Она к матке прибежала, да и говорит: „У тяти да у дяди глаза медны, зубы железны!» Хозяйка и догадалась» (сказка «Покойники-бесы», см.: Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края. Л., 1934. С. 57). Или см. такой пример: «Вот одна девка в красный угол отошла, под икону стала и видит, что зубы у их (пришедших под видом парней мертвецов. – О. С.) железны, а в сопогах кости» («Девки и кости», см.: Карнаухова И. В. Сказки... С. 229). Иронические, высказанные «языком» народных верований намеки на «потусторонний» облик пьяниц находятся в разных фрагментах «Службы кабаку». Выражение «что живой родитель» для древнерусского человека было равнозначно выражению «что живой труп», поскольку родителями назывались умершие предки. Автор «Службы кабаку» запечатлел представления о загробной мире и ее обитателях, сфера бытования этих представлений – устная народная культура, в «Службе кабаку» ее символика и тропы устной речи послужили материалом для литературного приема – сравнения: пьяница выглядывает из запечья и своим видом и смрадом напоминает ожившего мертвеца.

3792

разбоем;

3793

Приидите, вси искуснии и благонарочитии в разуме... – См. выше примеч.: «Приидете всяк град и страна...»

3794

Невинно бо есть нам вино, но проклято есть пьянство с неудержанием. – Автор «Службы кабаку» здесь использует идею, встречающуюся в учительной литературе и не признанную бесспорной, – о негреховности умеренного пития, см., например, в «Поучении блаженного Феодосия, игумена Печерского о казнях Божиих»: «...Ино бо пианство есть злое, а ино – питье в меру, и в закон, и в подобно время, и в славу Божию» (Ученые зап. II отд. АН. СПб., 1856. Кн. 2. Вып. I. С. 197). См. также «Слово св. отец о пьянстве»: «Питие умным на веселие есть, а несмысленным, иже упиваются, чясто во пьянство, на неизбытная грехы» (Пономарев А. И. Памятники... Вып. 3. С. 101).

3795

Егда славнии человецьі, в животех искуснии... до нага пропивахуся. – Ср. текст утреннего тропаря Страстного Четверга: «Егда славнии ученицы на умовении вечери просвещахуся, тогда Иуда злочестивый сребролюбия недугом омрачашеся...» (Триодь постная).

3796

нажитое (имущество);

3797

...в среду... – В двух других списках «впредь».

3798

Егда же чрез клятву дерзаше, на питие простирашеся и испиваше и на пугвицы изливаше, и семо и овамо, яко болван, бездушен валяхуся... – Ср. с традиционными книжными конструкциями в словах, обличающих пьянство: «Кроткы убо пьяница, акы болван и акы мертвец валяется и, многажды осквернився и омочився, смердится» (см.: Пономарев А. И. Памятники... С. 101). См. также в «Поучении о том, како подобает воздержаться от пьянства», приписываемой Василию Великому: «Пьяница (...) акы мертв, ни се мертв, ни се жив, отпухл аки болван...»(Срезневский И. И. Сведения и заметки о малоизвестных и неизвестных памятниках. СПб., 1876. С. 322).

3799

позорное;

3800

...«злато ваше изоржаве, си ризы ваша молие поядоша»... – Здесь автор обыгрывает устойчивое в учительной литературе перечисленных земных, подверженных тлению богатств, источником которого, по-видимому, является «Поучение о милостыни» Иоанна Златоуста: «Богатство ваше истлеет, а ризы ваша мольми изядени будут, злато и сребро изоржавет, а вас смерти примет...» (см.: Пономарев А. И. Памятники... С. 70).

3801

лишь, только лишь;

3802

Одиннадцать семь – и платье с плеч... радость сказала... – Этот фрагмент похож на жанр детских считалок, который, возможно, восходит к творчеству скоморохов.

3803

от «чмутный» – смущающий, беспокойный, «мутящий»;

3804

Родила вас мама, да не приняла вас яма... а в зиме не зябете... – Здесь и далее встречаются поговорки самого разного характера, в том числе, на взгляд современного человека, достаточно натуралистические. Часть из них не зафиксирована в сборниках поговорок.

3805

здесь: едва (не);

3806

веники;

3807

Пьяница, пропився, в раздранныя ризы облечется. – Ср. «Всяк бо пьяница отлучится от Бога и людей и облечется в раздранныя рубища» («Поучение к царем и князем (...) еже не упиватися». См.: Пролог, 7 апреля; Пономарев А. И. Памятники... Вып. 4. С. 141). См. также Пс.92:1: «Господь воцарися, в лепоту облечеся...» (подражание ритму).

3808

опасные;

3809

без удержу;

3810

голодранцев;

3811

там, где играют в кости;

3812

Таже паремьи... Пьяниц безвоздержанных и непослушливых... Запечная улица – на гольянских, и попечение – в костарне их. – Ср. с паремийными чтениями из служб святым (здесь и далее в тексте паремийных чтений, т. е. чтений из Ветхого Завета, курсивом выделены слова и словосочетания, которые сохраняет автор сатиры, придерживаясь канвы канонического текста): «От Премудрости Соломони чтение, глава 3: Праведных душа в руце Божии и не прикоснется им мука, непщевани быша во очию безумных умрети, и вменися озлобние исход их, и еже от нас шествие сокрушение, они же суть в мире. Ибо пред лицем человеческим, аще и муку приимут, упование их безсмертия исполнь, и малой показании быша, великая восприимут, яко Бог искуси их и обрете достойны себе, яко злато в горле искуси их и яко всеплодну жертву прият их, и во время посещения их воссияют и, яко искры, по стеблию отекут. Судят языком и обладают людьми, и воцарится Господь в них на веки, надеющиися нань разумеют истину, и верни любовию пребудут в нем, яко благодать и милость в преподобных Его и посещение во избранных Его» (см., например, Минею служебную).

3813

от упругого;

3814

прислуга, работники;

3815

палками, плетьми;

3816

От мирскаго жития чтение... Пьяницы на кабаке живут... и сила ваша в немощь претворяется. – Ср. с паремийными чтениями из служб святым: «От Премудрости Соломони чтение, глава 5: Праведници во веки живут, и от Господа мзда им и помышление их пред Вышним. Сего ради приимут царьствие благолепия и венец доброты от руки Господни. Яко десницею покрыет их и мышцею защити их. Приимет все оружие ревности его и вооружено сотворит создание в месть врагом и облечет я во броня правды, и возложит шлем суд нелицемерен, и примет щит непобедим преподобие, поострит же напрасен гнев во оружии и поборет с ним мир на безумныя, и пойдут праволучне стрелы молниины, яко от благокругла лука облаков на намерение летят, и от пращ каменных ярости исполнь падут грады, вознегодует на них вода морьская, реки же потекут жесточае, сопротив станет им дух силы, и яко вихорь развеет я и отпустит всю землю беззаконие, и злодеяние превратит престолы сильных. Слышите, убо, царие, и разумейте, и накажитеся судии концем земли, внушите содержащим множества и гордящиися о народех язык, яко дань быть от Господа вам и сила от Вышняго» (см., например, Минею служебную).

3817

усердие;

3818

усердствуя;

3819

От мирскаго жития чтение. Правдивый человек, аще пьет... яко бити его некого и сняти с него нечего. – Ср. с паремийными чтениями из служб святым: «От Премудрости Соломони чтение, глава 4: Праведник, аще постигнет скончатися, в покои будет. Старость бо честна, не многолетна, ни в числе лет изочтена, седина же есть мудрость человеком и возраст старости житие нескверно. Благоугоден Богови быв, и возлюблен бысть, и живьій посреде грешник преставися, восхищен бысть, да не злоба изменит разума его или лесть прельстит душю его, рачение бо злое губит добрая и желание похоти пременяет ум незлоблив, скончався вмале исполнит лета долга, угодна бо бе Господеви душа его. Сего ради потщася от среды лукавьствия. Людиеже видевше и не разумевше, ни положиша в помышлении таковаго, яко благодать и милость на преподобных его и посещение во избранных его» (см., например, Минею служебную, 9 мая. Служба Николаю Чудотворцу).

3820

Сподоби, Господи, вечер сей без побоев до пьяна... якоже уповахом, пьюще, на тя. – Ср. текст молитвы в заключительной части чинопоследования вечерни: «Сподоби, Господи, в вечер сей без греха сохранитися нам, благословен еси. Господи, Боже отец наших. И хвално и прославлено имя твое во веки аминь. Буди, Господи, милость Твоя на нас, якоже уповахом на тя» (Часослов).

3821

Вооружился на пьющих крепко... – Кондак мученику, глас 2: «Вооружився щитом веры, нечестивых полки победил еси...» (см. Часослов).

3822

чучело;

3823

вознагражденье;

3824

здесь: шейные кандалы;

3825

здесь: наручники;

3826

жемчужины;

3827

колоде;

3828

...в тюрму вселился еси... ожерелье в три молоты... перстень... нозе свои во кладе утверди... – Между текстом «Службы кабаку» и «скоморошьими челобитными» существует некоторая текстологическая связь. Так, в данном случае имеет метафорическое уподобление (по принципу места расположения) орудий наказаний украшениям или одежде (см. также далее в тексте), которое встречается и в творчестве скоморохов: «ожерельем» называются кандалы на шею, перстнем – наручники (цепи с грузом), кладом – колоды на ноги. Ср. в текстах «скоморошьих челобитных»: «на нем (...) пугвицы тверския в три молота збиты». Эти уподобления превратились со временем в устойчивые выражения и были известны в поговорках XIX в., см.: «Хорошо ожерелье, на тульское дело: в три молота стегано! Или: Шито ожерельеце в два молота на стуле, т. е. кандалы на шею» (Даль В. И. Толковый словарь... Т. 2. СПб.; М., 1881. С. 657).

3829

Слава... – Подражание стихирам на «Слава и ныне» (см. далее: «И ныне. Глас той же...»), называемый «славники».

3830

В терпнии своем стяжал еси мзду... постнически жизнь свою скончав. – Ср. текст тропаря преподобному: «В терпении твоем стяжал еси мзду свою, отче преподобне, в молитвах непрестанно терпя, нищих возлюбив, и сих удоволил еси...» (см. Часослов).

3831

обметаешь;

3832

Заглядывай из запечья... что живой родитель... зубы светлеют... – См. примеч. mccclii: «Глядят из запечья, что живые родители...».

3833

просите;

3834

питух – пьяница, охотник до спиртного;

3835

у болота;

3836

буйство, прожигамие жизни;

3837

ругаем;

3838

дураками;

3839

Радуйся, Кабаче непотребне... – Здесь и далее подражание особому виду стихир – хайретизмам. Хайретизм – приветствие или славословие, обращенное к воспеваемому лицу, начинается, как правило, с императива «радуйся!».

3840

т. е. разоритель;

3841

...яко мнози тобою хвалятся и хвастают, по мале же и нищетою болят. – Ср. текст «Поучения против пьянства»: «Пьянство паче объядения горше есть (...) якоже безумнии хвалятся, но помале нищетою болят» (см.: Пономарев А. И. Памятники... Вып. 2. 4. 2. С. 90).

3842

посуда;

3843

здесь: цепи, кандалы;

3844

хворостиною(?),

3845

т е. плетью;

3846

Иным даешь ожерелья... или их даришь осетриною вязовою по всему хрепту. – См. коммент. mcclxvii. Здесь также используется метонимический прием: сравнение орудий наказания с предметами быта (ожерелье и зарукавья – кандалы и цепи) и даже животного мира (осетрина в значении плети). По-видимому, это реликты творчества скоморохов.

3847

похлебка, здесь в перен. значении наказания: битье по плечам;

3848

не удивляйся, не обессудь;

3849

начальника;

3850

Кто бо слыша безмерное твое воровство... Оле дурости кабацкие и воровства... узрим всего пред собою много, пива и меду, а почести – нечего. – Ср. с текстом служб преподобный: «Кто не дивится и кто не прославит, кто не воспоет верно мудрых и славных чудес безсребреник (...). О, двоице святая, о, честныя главы, о премудрости и славо...» (см. Минею служебную).

3851

Ныне отпущаеши с печи мене, раба своего... открыта окна и двери приходящим людям. – Ср. текст молитвы св. Симеона Богоприимца в чинопоследовании вечерни: «Ныне отпущаеши раба твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром, яко видеста очи мои спасение мое, еже еси уготовал пред лицеи всех людей: свет во откровение языком и славу людий Твоих Израиля» (см. Часослов).

3852

Свяже, Хмель, свяже крепче, свяже пьяных и всех пьющих, помилуй нас, голянских. Трижды. Слава отцу и матере их и сыну... и во веки аминь... Отче наш, иже еси седишь... но избавите нас от тюрьмы, – Ср. текст молитвенного чинопоследования, именуемого в уставной обиходе как «Трисвятое по Отче наш»: «Святый Боже, Святый крепкий, Святый безсмертный, помилуй нас. Трижды. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, и ныне и присно и во веки веком. Аминь... Отче наш, иже еси на небесех, да святится имя Твое, да приидет царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли, хлеб наш насущный даждь нам днесь, и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим, и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого» (см. Часослов).

3853

колосья, плоды;

3854

ласкою;

3855

По сем полиелеос... Хвалите имя пропойцыно... аллилуия. Исповедайтеся ему приветною и ласткою выше меры. – Здесь автор стилистически обыгрывает текст «полиелея» (пение избранных стихов из 134-го и 135-го псалмов, исполняемых с припевом «Аллилуйия» в чинопоследовании утрени), см.: «Хвалите имя Господне, алилуиа. Хвалите, раби Господа, алилуиа, хвалите Господа, яко благ Господь, пойте имени его, яко добро... Исповедайтеся Господеви, яко благ, яко в век милость его...» (см. Псалтирь).

3856

Хто по мере изопьет в славу Божию, яки в век доброму добрая и слава. – Ср.: «...ино бо пианство есть злое, а ино – питье в меру, и в закон, и в подобно время, и в славу Божию» («Поучение блаженного Феодосия, игумена Печерского о казнях Божиих»), См. примеч.mccliv: «Невинно бо есть нам вино...».

3857

собственность, пожитки;

3858

Величаем тя, кабаче веселый, и чтем собину свою, ты бо лупиши с нас и велишь нам по миру скитатися – Ср., например, текст величаний святым, исполняемых при чтении избранного псалма во время полиелейного чинопоследования: «Величаем тя, пророче Божий, и чтем святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего» (Минея служебная).

3859

По сем псалом избранной. Терпя потерпех, на кабаке живучи, и протчее. – Ср. текст избранного псалма, читаемого во время полиелейного чинопоследования вслед за 134-м и 135-м псалмами: «Псалом избранной. Терпя потерпех Господа» (см. Псалтирь с восследованием).

3860

Спаси, Боже, с пропою люди своя и благослови дом достойныя воры своя. – Ср. текст тропаря Честному Кресту: «Спаси, Господи, люди Своя и благослови достояние Свое...» (см. Часослов).

3861

диал. Зажимала (ростовщик);

3862

диал. Душегуб;

3863

здесь: «дыра», притон;

3864

таможенник, сборщик податей, продавец спиртного.

3865

неправде;

3866

клятвою именем Бога;

3867

Избранному кабаку безумныя песни принесем... Да еси, Кабаче неблагодарна, зовем тебе: «Бесованию наставниче». – Ср.: «Взбранному и дивному чудотворцу нашея земли днесь притецем любовию, тебе плетуще песнь (...) но яко имея дерзновение ко Господу, многообразных нас избави обстояний, да зовем ти: „Радуйся, утверждение граду нашему!”» (см. Часослов).

3868

сермяга – одежда из грубого сукна;

3869

однобортный кафтан;

3870

деньгами за сорокодневное поминание;

3871

брани;

3872

Мечюще одеяние свое, ходяще беспрестани на корчму... Видяще наготу кабацкую, текущее, яко слепи... – Текст восстановлен по двум спискам XVIII в.

3873

На хвалу на кабак потекл еси, малоумне человече... темже дерзновение и пропасть стяжал еси.– Ср. текст стихиры на литии св. Николаю Чудотворцу: «На хвалу потекл еси Господню, Николаю, во временней жизни и той тя прослави на небесней и истинней жизни, темже дерзновение стяжав к нему...» (см.: 9 мая, Минея служебная).

3874

...Вычеготскому Усолию. – Так назывался в XVII в. Сольвычегодский край.

3875

...Вычеге... – Вычегда – река, приток Северной Двины.

3876

...Виледе... – Виледа – река, приток Северной Двины.

3877

...Лале... – Лала – река, приток Северной Двины.

3878

те, кто живут во дворе (приживалы, работники, слуги);

3879

почему;

3880

от пул, пуло – мелкая медная монета; т. е. «глас дешевый, копеечный»;

3881

На стиховне стихиры, глас пулной, подобен: Что тя наречем?... Кабаче мой, моли о пиющих на тебе з голянскими своими. – Ср. тропарь Богородице из службы первого часа: «Что тя наречем, о, обрадованная, небо, яко воссияла еси солнце правды, рай, яко возрастила еси цвет нетления (...) моли спастися душам нашим» (Часослов).

3882

Пьяница, яко теля, наготою и убожеством процвете. – См. Пс.91:13.

3883

Кто тя наречем, кабаче?... моли з голянскими своими о недостатках наших. – См. выше примеч.: «На стиховне стихиры, глас пулной, подобен: Что тя наречем?...».

3884

род переплета типа папки;

3885

игральные кости;

3886

от зернь – особый род игры в кости;

3887

игроки в кости;

3888

наперсточники (?);

3889

дрожь;

3890

лихорадка;

3891

жаждой;

3892

указчики, надсмотрщики;

3893

доносчики;

3894

мелкий церковнослужитель;

3895

мастеровые, деловые, хозяйственные;

3896

белок;

3897

стоит;

3898

жиреющему;

3899

наставникам;

3900

задних проходов;

3901

заупокойной службы.

3902

В нощи убо не усыпаху и не почиваху... ни красныя зрения, ни седин процветения. – Этот текст утрачен в старшем списке и восстановлен по двум спискам XVIII в.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 16. - 2010. - 663 с.

Комментарии для сайта Cackle