Источник

Приложение

Прикладный живот3598 святаго Алексея, чтобы смыслости3599 сего свта возненавидели3600

В Риме граде славном был некоторый сенатырь честен, емуже имя было Еуфимиян. И тот был велми богат и при цесарской дворе добре славен, такожде и честен. Етот же Еуфимиян был человек справедливой и в приказании Божии прилежно ходил и велми милостив, который на всяк день поставлял три столы убогим, которым сам служил. Сам же всегда о девятой године3601 с людми благоверными приимал брашно3602 в ласце и милости3603 Божии. Имел же и жену именем Аглаиду, и та была единой воли с ним. А были безплодны, просили Господа Бога, чтобы им изволил дати плод. И зачат Аглаида и потом роди сына. И назвали имя ему Алексей, егоже воспитовали и учили боязни Божии, мыслячи его в чистоте блюсти.

А как уже имел лета младости, дали его на науку. А как уже был научен, к летом годным пришел, дана ему была панна двору цесарского в жену. И как их положили, тогда Алексей почал научать свою облюбеницу3604 боязни Божии и намолвял3605 ю хранити чистоту и девство блюсти. И дал ей перстень злат, глаголя: «Возми перстень сей и блюди его, а Господь Бог да будет меж нами». И востах, пожегнался3606 с нею. И взя неколико пенязей и шел нощию до моря тай и влезши в корабль, везяшеся до Ладиокиския земли.3607 Потом оттуду пришел до града Едеса, идеже был образ Господа нашего Иисуса Христа, нечеловеческими руками сотворенный,3608 и там пришедши, все, что имел, роздал убогим. И оболок на себя одеяние грубое, сидел пред костелом девицы Марии межю другими убогими, приимая милостыню толко ко своему поживенью, и что имел на збыть3609, все то иным убогим роздавал.

Тогда Еуфимиян, отец его, жалея отшествия сына своего, послал слуги своя во вся страны, чтобы его прилежно искали. И как некоторыя от них приехали до града Едеса, и, не знаючи его, давали ему милостыню, меж инеми убогими седящему. Але их Алексей знал добре и, взявши милостыню от них, благодарил Господа Бога, глаголя: «Благодарю тя, милостивый Господи, яко по благодати своей сподобил мя еси взяти милостыню от слуг моих». Потом возвратишася слуги до дому, поведали Еуфимиянови, пану их, яко не могохом, глаголюще, нигде обрести его. Матка же его от того дня, в он же Алексей, сын ея, отшел, в велицей жалости для его была и плакала, глаголющи: «В сем плачю буду пребывать, Дóндеже увем о сыне моем». Жена же его глаголаше свекрови своей: «Буду и аз с тобою пребывати, и в той печали яко синогорлица3610 буду, Дóндеже услышю нечто о мужи моем».

По том, как Алексей при оном костеле седмьнадесять лет, Господу Богу служаше, пребывал, тогда в некоторое время обратися образ Пречистыя Богородицы Госпожи Марии, который там был в костеле, рекл сторожю: «Введи зде человека Божия, который достоин есть Царства Небеснаго, и Дух Святый опочивает над ним, ибо молитва его восходит на небеса, яко кадило пред лице Божие». И как то сторож услышал, и не ведяше, о котором тот ѳбраз рекл. Рекл же паки образ: «Той есть, иже седит пред костелом, тот есть». Тогда сторож со тщанием шел и ввел его до костела. А как ту славу людие о нем услышали, вси начали его хвалити. Але Алексей, не хотя хвалы сего света, отъиде оттуду. И вседе в корабль и хотел ехати до Тарсу3611 Сиклинскаго. И смотрением Божиим приплыл корабль до пристанища Римского. Обачивши то, Алексей мыслил сам в себе, глаголя: «Буду пребывати в дому отца моего незнаем».

И како, в Риме будучи, узрел Еуфимиана, отца своего, исходяща из двора своего с великою челядию его, встретил его и начал к нему кричати, глаголя: «Слуго Божий, изволи мене, пелгрима, прияти в дом свой и вели питати мене крупицами от стола твоего,3612 чтобы Господь Бог изволил смиловатися над пелгримом, сыном твоим». Услышавши то Еуфимиян, для милости сына своего велел его прияти в дом свой и дал ему место особно, да пребывает ту. И давал ему брашно по вся дни от стола своего и дал ему раба, да служит ему. Алексей же всегда пребываше на молитве и тело свое удручал постом. Слуги же домовыя, насмехаючися ему, многажды плескали на него болотом3613, всяко же3614 он то покорне терпел.

И как тогда Алексей пребывал семнатцать лет в дому отца своего, и, обачивши, что приближается конец живота его, просил, да дадут ему бумаги и чернил. И как ему дали, тогда абие3615 написал житие свое. И бысть глас с небесе в неделю3616 по литоргии, глаголющ: «Приидите ко мне, вси труждающиися и обременении, а я вас упокою».3617 А в тот час Алексей, слуга Божий, успе о Господе. Услышавши же глас той, вси людие падоша на лицах своих. Потом второе бысть глас, глаголющ: «Ищите ми мужа Божия, который да молитса за мир3618». И искали и не нашли. Тогда паки бысть глас, глаголющь: «Ищите в дому Еуфимиановом». Тогда они шедши в дом Еуфимиянов и пытали его: «Кто есть святой муж в дому твоем, и где есть он?» Отповедал им Еуфимиан: «Я о том не вем». Тогда княжата Аркадиус и Онорнинус3619 с Папежем Инокентиусом пришли в дом Еуфимия новь и искали, вопрошаючи Еуфимиана о святом муже, але он о нем не ведал.

Тогда раб, который Алексею служил, пришедши ко Еуфимиану, рекл: «Пане, смотри, патр3620 чтобы тот святой, которого ищут, не был наш пелгрим, который был человек святаго живота и великой покоры и терпливости. Услышавши то Еуфимиан и шел к нему, обрете его умерша. И виде лице его ясно, яко лице анггела. И хотел взять лист из руку его, але не могл. Тогда, вышедши, сказал то княжятом и Папежеви. И они, пришедши ко Алексею, рекли ему: «Хотя есми грешни, але имеем мочь строения посполитого3621 Сего ради пусти нам тот лист, да видим, что есть написано на нем». Потом сам Папеж приступил и взял лист он из руку его, а он абие испустил его. И повелел Папа че́сти3622 лист он пред всем множеством людей.

И как Еуфимиан услышал, что был Алексей, сын его, ужаснулся велми и от великия жалости пал взнак3623 на землю. Потом окрепившися и падши на тело его, почал велми плакать и кричать, глаголющи: «О, Боже Всемогущий, почто еси на мене таковую великую жалость допустил? О, Алексею, сыне мой намилейший, почто еси мене, отца своего, так велми засмутил3624 и болезни и воздыхания чрез многие лета дал есми мне? Беда мне, человеку бедному, ибо вижю стража старости моей уже умерша. Коего уже аз имам утешения ждати?»

Услышавши то, матка такоже шла к нему с великою жалостию, поднося очи свои в небо. И как для множества народа не могла прийти к нему, закричала великим гласом, глаголя: «Оставите мне, да бых узрела сына своего, утеху души моей!» И пришедши к телу его, падши на нь, плакала велми, глаголя: «О, Алексею, сыну мой намилейший, свете очей моих, почто еси так к нам немилостив был? Видел еси отца своего и мене, матерь твою, для тебе в печали будущих, а не объявился нам. Слуги твои поругалися тебе, а ты терпел еси!» И целуячи яко бы анггелское обличие его, не престала плакати, глаголя: «Плачите со мною вси, которыя зде есте, ибо седмнатцать лет имела его в дому своем пребывающаго, во особней хлевине3625, а не знала его, что он мой милый сын был. Слуги же его поругалися ему. Беда мне, и кто же мне даст студницу3626 слезам моим, да бых во дни и в нощи плакала болезни души моей?»

Была же тамо и жена Алексеева, которая такожде велми плакала, глаголя: «О, Алексею, облюбениче3627 мой, прочто еси мене, горлицу печали, оставил еси и не объявился еси мне? Прочто еси мене, не объявяся, вдовою оставил еси? Плачите со мною вси людие, ибо уже удалилася от мене вся надежа веселия и половина души моей уже умерла. Сего ради иного утешения не имам видети, едино, чтобы моего облюбеника наследовала»3628.

Услышавши то, вси людие плакали велми. Потом Папеж со княжаты, вложивши тело Алексея на мары3629, и несли е́ посреде града. Тогда, как людие увидели, что обретоша святаго мужа, которого весь град искал, вышли все против телу святаго Алексея. И койждо3630 был болен каким недугом и притянулся3631 тела его, абие был здрав. Слепни брали взрок3632, опутании от диаволства брали избавление, и вси немощнии, какою болезнию были заражени и притинелися телу его, здравы были. Видяще те дивы, княжата и Папеж несли сами тело святаго Алексея до гроба. А как не могли пройти для множества людей, сего ради велели метати злато и сребро, чтобы людие металися к злату и сребру и дали бы тело доправадити3633 до гроба. А людие, оставивши пенязи, теснилися вси к телу святаго Алексея. И тако с великим трудом доправили тело его до костела Святаго Внифантия.3634 И тамо были чрез седмь дней, хваляще Бога. Потом дали3635 ему учинити гроб коштовный, златом, сребром и драгим камением украшен, и в нем положили тело его с великою почестию.

А умер святый Алексей року Господня 329-го.

Приклад о дивном промысле божии и о почитании святаго Григория3636

Король един именем Паркус Мудрый3637 кралевал, которой имел единаго сына и дщерь едину, юже он велми любил. Егда же он состарелся и рознемоглся велми и познал, яко не быти ему живу, призвал к себе всех панов своих, рыцарей и княжат и рекл им: «Ведайте, милые панове, что уже жив не имам быти. И ни единого попечения в мысли своей не имам, разве о том, что не выдал есмь дщери своей замуж. И я тебе, сыну моему, приказываю (яко ты еси сын мой и наследник мой) под моим доброречением3638, чтобы ты ю замуж выдал, как по королевскому звычаю подобно, и чтобы еси сестру свою в чести имел». И рекши то слово, умер. И была велика жалость во всем граде о умертвии его.

Потом сын его правил королевство свое зело мудро. И имел сестру свою в великой чести и так ю любил, что николи без нея за стол не седал. При ней же близко и в одной комнате спал. И сталося в некоторое время, загорелся великою мыслию к сестре своей, так что живот свой погубил бы, если бы с нею воли своей не учинил. И встал в некоторую ночь с ложа своего и шол к сестре своей и обрете ю спящу и пробудил ю. Она же, проснувся, вопросила: «Кто есть и почто ко мне. наедине в ночи пришел еси?» Отповдал ей: «Аз есмь брат твой, вси, яко жены не имею, а тебе велми люблю. И для того не буди противна воли моей, естли хощешъ во здравии видети живот мой». Она же ему рекла: «Воспомни, яко ты еси брат мой, а аз сестра твоя есмь. Помни же и заповедь отца своего, что под страценьем3639 благословения велел тебе, чтобы ты в подчивости имел мене, бояся Бога, которой того не любит и за то карает». Але он на те слова ея упоминанья ни мало не брег3640, свою волю учинил. Тогда королевна та начала того учинку3641 плакатися и не хотяще утешитися. Але он король, брат ея, утешил ю, а от початой мысли не престал.

Потом, егда было с полроку3642, доведавшися он король, что его сестра беременна есть, смутился3643 велми и плакал, глаголя: «Несчастный тот был день, в который аз родился, не вем, что сотворю». Рекла ему сестра: «Брате мой милый, послушай рады3644 моей, яко не мы первые, что впали в такую пригоду3645. Есть недалеко един рыцарь, старый человек, добре умен, которого и отец наш думы во всем слушал. Вели возвати его пред себе, и тот нам порадит3646 что имамы сотворити». Призвал же король оного рыцаря, поведал ему с жалостию3647великою вся приключшаяся ему. Але он рыцарь рекл ему: «Слухай, королю, совета моего, естли хощеши, чтобы то дело тайно было. Возми все панны и княжата королевства своего и пред всеми предай ми королевство и сестру свою, а сам готовись ехати до Святой земли. А я, взявши сестру твою до себе с моею женою, все пригоды ея покрыем». Услышавши король раду ту, похвали ю, рек: «Учиню то все, еже советуеши». Тогда абие3648 воззвавши всех панов своих, рекл им: «Видите3649, мои милые панове, что аз иду до Святой земли, а про то же, что сына не имам, оставляю вам вместо себе сестру мою дотуду, Дóндеже возвращуся, а тебе, рыцарю, особно оставляю к сохранению сестру свою». И простился со всеми, ехал до Святой земли.

Тогда он рыцарь королевну взял на свой замок и сказал жене своей прилучшееся ей, заказав велми, чтобы то тайно было, «естьли хощешь от короля дары взяти, а здоровье мое и свое соблюсти». Она же рекла ему с клятвою: «Буду то верно таити всегда».

Потом королевна, пребываючи в особной коморе3650 со женою рыцаревою, как время пришло рождению, родила сына. Виде же той рыцарь, хотел призвать каплана3651, чтобы крестил дитя то, але3652 королевна рекла: «Не хочю я, чтобы то дитя было крещено». И велела рыцареви принесть судно, яко бы лодью, и, повивши дитя то, в ладию вложиша. А под голову положить велела пятьдесят фунтов злата и под ноги сто фунтов сребра и тако лист написать:3653 «Ты, кто то дитя приимешь, ведая буди, что есть от брата и от сестры нарожено и несть крещено, а имат пятьдесят фунтов злата под главою а сто фунтов сребра под ногами. И ты, кто то дитя найдет, окрести его, а злато возми себе, а сребро ему соблюди на науку». И вложивши тот лист до него, плачючи, повелела рыцереви, да пустит оно дитя по морю, да пловет, идеже Господь Бог изволит. Тогда рыцарь взявши то дитя с лодиею и пустил е́ по морю. И яко долго лотку видел пловущу, стоял у моря, плачючи. И потом возвратился к своему замку.

А когда уже блиско был, встретил его королевской посланик, которой ехал со Святой земли. И рекл ему рыцарь: «Приятелю, откуду грядеши?» Отповедал ему, глаголя: «Еду со Святой земли». И рекл ему рыцарь:3654 «Что оттуду несеш, какие новины?» Отповедал ему посол: «Король, пан мой, умер, а тело его привезено до единого замку его». Услышавши то, рыцарь барзо плакал. И жена его, гды услышала о смерти королевской, и барзо се смутила3655. И рекл рыцарь своей жене: «Не плачемо, чтобы королевна не обачила3656».

Потом вшел рыцарь со своею женою до королевны. Она, узревши их смутных3657, рекла: «Приятели мои, прочто есте так смутны?» Отповедал ей: «Пани милая, не есть мы смутны, але овсем3658, веселы есмы, что еси выбавлена3659 с великого упадку3660, в котором еси была». Але она рекла: «Не есть то так, а про то же повеждь ми, хотя бы что зло прилучшееся». Тогда рыцарь поведал ей, глаголя: «Посланник един со Святой земли теперь приехав, которой поведал новизну о короле, пане нашем, о брате твоем». И она повелела того слугу возвать.

А как пришол, вопрошала его, что о короле, брате ея, поведал. Отповедал ей, глаголя: «Брат твой, а пан мой, умер, а тело его со Святой земли везут до его замку, чтобы подле отца погребен был». Услышавши то королевна, от жалости великой пала на землю. А потом, отрезвившись, начала, рекучи, плакать: «Несчастный тот день был, в которой ся я почала, несчастный, в которой ся я родила, уже бо погубила единую надежду мою, половину души моей, брата моего единого».

Тогда он рыцарь начат ю утешать, рекущи: «Виждь, королевна милая, что през жалость3661 свою тому не поможешь, але сама себе жалостию погубишь, а королевство без наследника замешано3662 оставишь. Сего деля в печали той знай меру, и поедем тамо, где тело его привезено, и учиним ему погребение честно. А ты всему королевству панна будешь». Тогда королевна, успокоившися мало от печали, ехала к погребению брата своего, а ехавши, погребение его на оном замку честно учинила.

Потом, как уже дни плача преминули, некоторый князь бургундинский3663 послал послы почесне3664 до королевны, желая с нею слюбить3665, которым она абие3666 отказала, рекущи, что «до своей смерти мужа имети не хочю». Услышавше послове отповедь ея, возвратишася а поведали то князю своему. Услышавши то, князь разгневался барзо3667 и, собравши люди велики, ехал в землю ея моцно3668, палил и стинал3669 люди и много зла чинил и победу на каждой валце3670 одержал. Тогда королевна от страху великого утекла до единого крепкого места3671, в немже был замок моцный3672, и тамо чрез немало время пребывала.

Але то суденко, которое было пущено з дитятем по морю, плыло чрез многия королевства. И приплыло под некоторой кляштор3673 в день пятка3674. И было по случаю, что в тот час опат3675 того кляштора у моря ходил и узрел то суденко, велел его рыбником, которыя рыбу ловили, на брег вынести и отворить. А как отворили суденко, узрели дитя, в дорогие ризы повито3676. А как на него смотрили, возревши дитя на опата, розсмеялося. Видячи то, опат дивовался, глаголя: «О, Боже Всемогущий, что есть се, яко обретохом детище се?» И взявши его, обрете таблички написаны при нем. А как обачил3677, что имело злато под главою своею, а сребро под ногами, познал, что высокого порождения3678 есть. И взявши злато и сребро, окрестил его. А дал ему имя свое, Григорий. И дал его на соблюдение единому рыбникови, как на табличках было написано. А как то дитя росло, каждому мило было. Егда же было ему седмь лет, взял его опат на науку. И будучи в науке, велми скоро училося, так что в кратце времени всех учащихся превзыде. И сего ради вси мнихи3679 любили его.

И прилучилося в некоторое время, как то дитя играло с сынми оного рыбника пилою3680, мняше бо дитя, что тот рыбник отец его есть. И сталося с пригоды, что ударил пилою сына рыбникова, а он почал плакать и лаять3681 пред материю на Грегора. Услышавши, матка вышла и почала его карать3682, глаголя: «Почто ты, Григору, биеш сына моего, лепшего паче себе? Мы бо не вемы, кто еси ты или откуду». Рекл ей Григор: «Матка намилейшая, или я не твой сын, что так меня караеш?» Отповедала ему, ркучи: «Несть ты сын мой, и не вем, откуду еси ты. Але то вем, что в некоторый день нашли тебя в суденке пловуще по морю и опат дал мне тебя выховать3683».

Услышавши то, Григорий ревно3684 плакал. И шедши до опата, рекл: «Честный опате, мнех бо ся аз быти сыном оного рыбника, а не естем. А коли уже я отца не вем, а ни матки, того деля прошу тя: дай мне на службу. Болши того зде пребывати не хощу». Рекл ему опат: «Сыну милый, не мысли ты того, зане вси мнихи любят тя велми и по моей смерти учинят тя опатом». Отповедал ему Григорий: «Опатства я зде чекать3685 не буду, але пойду родителей моих шукать». Услышавши то, опат вшол до своего скарбу3686 и, взявши таблички, которые при нем обрел, дал ему их. Как их он прочитал, узнавши, что от брата и от сестры народился, рекл. «О, Боже, каковы то я родители имам, а гды3687 же то так есть, то уже пойду до Святой земли и буду каятися за грехи родителей моих. И тамо живот свой скончаю». Слышав же то, опат он дозволих ему. И вси мнихи и людие жаловали отшествия его. Тогда Григорий, зьеднавши3688 себе жегларей3689 и челом ударив всем и простился со всеми, всяде в корабль и, предавшися ветром, пловяше до Святой земли.

А как уже три дни от брегу отплыша, востало им поветрие противно и припудило3690 их до того града, в котором была его матка. Корабленицы же не знаяху, которой то град бяше или королевство было. Тогда Григорий, вшедши во град, встретился с некоторым мещанином, просил его, чтобы ему указал, где постоять3691. Але он мещанин взял его в свой дом со всеми, которыя с ним были.

А как сидели за столом, вопросил его Григорий, господара своего, как той град зовут и кто есть пан той земли. Отповедал ему господарь, рекущи: «Гостю мылый, имели мы некоего мужа знаменитого королем, и он умер в земли Святой, не оставшися жадного3692 дитяти, толко оставил едину сестру свою. И ту некоторый князь хотел себе слюбить за малженку3693, але она до смерти мужа имети не хощет. Затем князь, разгневавшися, своею мочью побрал себе всю землю ея, окроме сего града твердаго». Рекл к нему Григорий: «Я есмь рыцарь с мечем удатный3694, ты утре иди на замок и повеждь старосте о мне, рекущи: аще мне хотят заплату слушне3695 дать, буду я правды ради той панны весь год воевать». Отповедал господарь: «Вем, милый рыцарю, что с твоего приеханья барзо3696 ся радую, а утре пойду на замок и ту речь старосте повем».

И шел рано до старосты и поведал ему ту речь. Услышавши то, староста возрадовался и, возвавши до себе рыцаря Григория, перед королевну его привел, которая для той хвалы, о нем поведаной, прилежно на него смотрила, не ведаючи, что он сын ея есть, занеже мнела, что он давно утонул. И приявши его, заплату великую ему дать обещала.

Тогда рыцарь Григорий смело пошол на войну против оному князю, который с великими людми там лежал3697, и почал воевать, полки пробываючи, даже до намету3698 княжому приехал и, к нему пригнавши3699, главу ему стял3700 и победу одержал. Потом рыцарь Григорий хвалебне всегда множился во славе велицей для уставочного звидетелства3701, так что пред тым, нежели год прошел, все королевство привратил3702 оной королевне. А привративши, пришол к старосте заплаты по договору жадая, хоте ехать до иного королевства. Рекл ему староста: «Нахвалебнейший рыцарю, множае ты заслужил, нежели что мы тебе обещали. Сего деля я с королевною о заплате помовлю».

И пришедши до королевны, почал ей радить3703, чтобы она оному рыцарю слюбила3704, глаголюще ей: «Веси, королевна честная, что мы много зла чрез немалое время без государя от неприятеля терпели, и сего деля глаголю ти, чтобы в предбудущия лета земля в покои была захована3705, добре бы имелася3706, чтобы ты его, хвалебного рыцаря Григория мужественного, за мужа себе прияла, которой королевство паки к тебе привратил. Всяк3707 богатства досыть3708 принесет, коли королевство в покои будет». Слышавши то, королевна, хотя пред тым всегда мужа иметь не хотела, а на те слова3709 взяла себе дни размышления. Тогда он пришел день отповеди предо всеми, отвещала, так мовянц: «Коли уже Григорий рыцарь хвалебный так мужественне для нас валчил3710 и королевство наше выбавил из рук неприятелских, и того деля сего себе за мужа приимаю». Услышавше то, панове е́ вси возрадовашася. И уставивши день веселия3711, с великим веселием и приизволением всего государства сына с матерью его, не ведая, совокупили, которые с собою в великой ласке3712 были.

Пребываючи тогда Григорий со своею маткою, взял себе за обычай, что никогда не ел, аже первое3713 таблички от матки, о нем написаные, оглядал, которые во особной комнате ховал, а оглядавши, выходячи, всегда плакал. И то едина девка панья3714 видела. И было в некоторое время, как король поехал на лов, тогда она девка, приступивши до королевой, рекла ей: «Панья моя ласковая, или ты чем розгневала пана моего?» Отповедала ей, рекущи: «Верь, что во всем свете дву не машь, которые бы так барзо миловали в малженстве3715, яко я с моим паном. Але чего деля о том пытаеш, повеждь ми». Отповедала девка: «Видела я некоторого часу, пан наш на всякой день, как стол прикрывано3716, входит един в комнату весел, а как из нея выходите, всегда плачет, и потом обедовал. Але для чего так чинит, не вем.

Панья, то услышавши, пошла сама до оной комнаты, везде посмотривши, приде к диры, в которой те таблички хоронил, нашла и прочитала их. И познала, что от нея было. И почала так то мыслить сама в себе, рекущи: «Никак бы тот человек не достал тых табличек, аще не бы был сын мой». И почала велми плакать великим гласом, глаголя: «Беда мне, что я на сей свет родилася, лучше бы было, чтобы я с материю вкупе умерла». Услышавши то, ея рыцари прибегли к ней до комнаты, обретоша ю на земли лежащю, а она от великия жалости обумерши упала. И долго над нею стояли, а она ничтоже рече. Потом, отрезвившися, рекла: «Естли милуете здравье мое, взыщите мне пана моего». Тогда рыцари, вседши на кони, ехали до короля и рекли ему: «Король ласковый, панья твоя зело неможет и того деля просит, чтобы ты до ней приехал». Услышавши то, король абие оставив лов, приехал на замок и вшел до комноты, в нейже панья лежала.

И как его королевна узрела, рекла: «Пану милый, вели всем изыти, чтобы толко ты един со мною остался, чтобы никто не слышал того, что я тебе буду говорить». И как всем велено изыти, вопросила его панья: «Пане мойна- милейший, повеждь ми, какова еси роду? Отповедал ей, что «то дивно вопрошение, веждь, яко есть з далекой земли». Рекла ему панья: «Не поведаешь ли мне правды, жива не буду». Рекл ей король: «Поведаю тебе, что был есми убогий, ничего не имел, разве збрую свою, которою все сие королевство избавил из рук неприятелских». Рекла ему: «Але прошу тя, повеждь ми, с которой земли и кто суть родителие твои. Не поведаеш ли мне правды, клену ти ся, что буду до смерти ничтоже есть». Отповедал ей, ркучи: «Ведый истинну, что некоторого кляштору опат3717, которой при мори лежит, тот меня вскормил и сказал мне, что обрел меня в некотором суденке в колыбельце, и от того времени даже по се число, как я пришол в сию страну, ховал мя».

Услышавши то, панья его показала ему таблички, ркучи: «А знаешь ли те таблички?» Узревши король таблички3718, омертвел и пал взнак на землю. А она рекла ему: «О, намилейший пане, ты еси сын мой единый, ты еси муж и такоже пане мой, ты еси сын брата моего и сын мой. О, намилейший сыну, аз вложила тя в то суденко и с теми табличками, егда тя родих. Беда мне, что есмь тя родила, аже3719 так много зла учинила: познала есми брата своего, а се ныне тебе, сына, от него нароженого из мене. О, чтобы я была запекла в животе матке своей!» И бьючи главою о стену, говорила: «Пане Боже, что еси на мя3720 допустити рачил3721: то сын мой, а то есть и муж мой и сын брата моего». Рече же король Григорий: «Никогда же надеяхся прийти в таковый упадок, а теперь внем есть». И плакал велми, глаголя: «О, Боже, почто сие допустити на мя изволил еси? Се бо мать моя, а есть ми жена и приятелка». Видячи то матка такову жалость сыновню, рекла ему: «Намилейший сыну, уже буду за то каятися, пелгримовать весь век живота своего, а ты королевство буди править». Рекл ей сын: «Не так, але ты, матка, в королевстве пребываючи, буди мене ожидать, а я каятися буду, пелгримовать, Дóндеже Господь Бог отпустит нам наша грехи».

Тогда восставши в ночи, оболкся в нищетския ризы и, простився с маткою, пошол босыми ногами до иного королевства. И пришел в вечер до некоторого града в дом некоторого рыбитвы3722 и просил у него господы3723. Рыбник же, видячи особу не пелигримску, рекл ему: «3нать то добре3724, что есть ты не истинной пелгрим». Отповедал ему Григорий: «А почему3725 я не истинной пелгрим, але всегда для Бога господы прошу». Слышачи то жена Рыбникова, смиловалася над ним и почала просить мужа своего, чтобы его принял в дом свой. И приявши его рыбник в дом свой, вопросил имени его. Отповедал ему: «Григорий». И дал ему хлеба, рыбы и воды, абы ел, и повелел ему за дверми спать, глаголя: «Пелгриме, аще ш ли ты хощешь ся освентить3726, то иди на особливое месце». И отповедал ему Григорий: «Милый господарю, зело бы рад учинить, але не вем таковаго места». Рекл ему рыбник: «Утро пойдешь со мною, и я тебя довезу на особливое место». Рекл ему Григорий: «Велми я тому рад. Боже, дай то».

Тогды рано обудил рыбник пелгрима, он же, поспешивши, забыл оные таблички за дверми. И вседши с ним в лодию, вез его на море. И как уже шестнатцать миль были от брегу, приплыли до некоторой скалы. Отворивши двери рыбник до замку, который на ней был пустый, ввел там Григория пелгрима и, вышедши, замкнул его там, ввергл ключи в море, возвратился.

Потом, как Григорий пелгрим уже лет семнатцать, во оной скале пребываючи, каялся, в то время прилучилося, что Папа в Риме умер. И был глас с небеси при выбиранью Папеже, глаголющ: «Ищите мужа Божия именем Григория, того возмите на папежство». Услышавше тот глас тии, которыя Папежа выбирали, удивляючися, велми радовахуся и послали послы по различным странам, чтобы обрели таковаго мужа. Тогда они послове, ищучи Григория, начевали в дому оного рыбника. И вечеряючи3727, молвили рыбникови, глаголющее: «Приятелю милый, уже бо мы ныне много стран проидохом, ищущи святаго мужа именем Григория, его же ради избрания на папожство, а не можем его обрести».

Услышавши то, рыбник вспомнил на своего пелгрима и рекл им: «Начевал у меня некоторый пелгрим именем Григорий, которого я на море довез до некоторой скалы и там его замкнул, але уже давно умер». И прилучилося, что тот же рыбник того же дни ловил рыбы. И как справывал3728 едину рыбу, обрел в ней ключи, которыя были кинуты в море, как его в скалу замкнул. И закричал, глаголя: «Оглядайте ключи, которыя в море вкинул, как его в скалу замкнул! Воистинну не даром есть путь ваш, что приехали есте зде».

Слышавше же то послове и узревши ключи, велми возрадовалися. Тогда, восставши рано, наяли рыбника, чтобы их довез до оной скалы. А как там приехали, увидели слугу Божия, рекли до него: «О, Григорий, слуго Божий, изыди к нам к хвале Бога Вседержителя, зане то есть воля Божия, чтобы ты был Папежем». Отповедал им Григорий: «Яко воля Господня есть, так и будет». И изведоша его из оной скалы и повезоша его с веселием на папежство. А как уже близко Рима были, начаша во всем граде звоны звонить. Услышавше то граждяне, благословляху Бога, глаголюще: «Благословен Господь Бог Всемогущий, яко избра себе мужа, который будет пасти людие его». И изыдоша вси противу ему и прияша его с великою честию, Папежем поставиша его.

Будучи же тогда блаженный Григорий Папежем, был благоговеин и праведен, ходячи в заповедех Господних без порока, так что слава добродетели и святости его во всем свете рославлены3729 были. И сего ради множество людей от всех стран прихождаху, жадаючи его рады3730 и воспоможения. Услышавши то матка его, что такой свят человек есть Папежем, мыслила сама в себе, глаголя: «До кого иного по раду пойду, разве до сего святаго человека, да исповем ему вся дела своя». А что ея сын и муж был, о том не ведала.

Тогда, приехавши до Рима, исповедалася пред сыном своим. Але до исповеди един другаго не знал. Але Григорий Папа, как выслушал исповедь матки своей, познал ю, рекл: «Матко намилейшая, жено и приятелко моя милая, аз есмь сын и муж твой, о немже исповедалася. Хвалим Бога, иже для покаяния грехи наша оставил нам». Услышавши то матка, пред ногами его пала и радостным плачем велми плакала. Тогда Папа Григорий, воздвигши ю от земли, приял с великою честию в дом свой. Потом создал ей монастырь и там поставил ю игумениею. Она же в велице смирении и трезвении со инокинями живучи, приклад им сама собою даючи, Господу Богу служила.

Потом по неколицех летех Папа Григорий и матка его совершиша живот свои в покои.

Тое же повести выклад обычайный

Намилейшии, тот король есть Господь нашь Иисус Христос, который сестру, то есть душу, поручил брату, сиречь человеку, зане вси верниы – братия суть его, а душа есть сестра и девица Божия. Но душа случается с телом, и тако тело власне3731 есть сестра. Тело тогда имать душу во чтивости, егда против ей ничего не творит, еже противно Богу было. А повинно ю с приказанья Божиегозамуж выдать чрез милосердые учинки – то двое, тело и душа, вкупе се милуют, так что в одной коморе спят, сиречь в сердце, толико долго, Дóндеже в заповедех Божиих пребывают. И с одной мисы ядят, сиречь единомыслие приемлют и гордости диаволстей отрекаются. Але, нестойте3732, брат, то есть человек, гвалтил3733 сестру, то есть душу, грехами и завистию, так что вступает во время и родит сына. Чрез которого сына можем разумети весь род человеческий, который от перваго отца походит, зане Адам был сын первородный Бога Всемогущаго, емуже королевство дано было сего света, по оному писму Давида пророка: «Вся поддал еси под ноги его: волы и овцы, еще же и скоты3734 полстия3735».3736 Но тот то сын имел по заповеди сестру, сиречь душу, имети в чести, но, диаволом прелщен, згвалтил, как яблоко заказанное урвал.3737 Тогда сын, то есть человеческий род, от него пошел, а всяко3738 с призволением3739 рыцаря, сиречь Духа Святаго, вруцон есть на море, сиречь в нужу мира сего, и плыв многое время. Потом отец умер был, и оставлена была панна сестра, то есть душа. Сего ради князь, то есть Диавол, огарнул3740 ю, Дóндеже Сын Божий пришел, Бог и человек, и выбавил3741 не токмо матку, але и все королевство, то есть весь род человеческий, чрез страсть3742 свою, занеже против князя, то есть Диавола, валчил3743 и победил его и землю погубленную, то есть Рай, привратил37442 нам.

Потом матку свою, то святую Церковь християнскую, поял, чрез которую были таблички написаны, то есть десять Божиих заповедей, которые Моисей от Бога взял.3745 На те таблички подобает всегда смотрити и в своем сердце их имети, писание читати и то разумети. И потом имамы се вопрошати, кто нас из суденка вынесл, ибо опат – то есть Бог, который чрез Сына своего единороднаго всегда нас привлачит3746 благодатию своею из нужи и греха и предает нас к выхованью рыбникови, то3747 есть всяк пралат, который имат выховати грешнаго человека в добрых учинках3748 и его к бою для3749 Христа дати, чтобы могл межи мнихи быти, сиречь межи святыми мужи пребывать и святу быть. Потом чтобы могл плыть в лодии – то есть в заповедех Божиих ходити и мужественне воевати и потом к великому богатству приити. Богатство суть добродетели, имиже душа бывает обогащена, которая прията бывает в дом некоторого мещанина, сиречь пралата. И пралат ведет ю до старосты, то есть до споведника, имже приведется на путь спасения того деля, что воюет за панью, то есть за душу. Але се всегды часто вращается и ездит на лов, то есть суеты всего света. А панья, то есть душа, разнемоглася, как возрела на таблички писаные, – то есть все мысли имут пана с поля привесть, то есть человека отвесть от временных3750 речей3751. И тако, как уже человек увидит душу, а она упала, тогда же имат на землю пасти, то есть предатися на всяко смирение, и деяние гордое, то есть грехи, очистити.

И тако пелгримовали, то есть пребывали в добрых делех, Дóндеже придет в дом рыбника, то есть добраго пралата, егоже советом в скалу покаяния имаши быти замкнен, Дóндеже послы, то есть церковный мужи, как покаянию время исполнится, приведутся до Рима, сиречь до собора християнскаго, в немже имамы мы пребывати. И тогда звоны будут звонить, то есть милосердые учинки будут приятны Господу Богу. А мещане, то есть аггели, будут веселитися обращения ради грешнаго, яко написал Лука святый в 15-ой главе: «Веселие есть аггелом Божиим о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти праведных, не требующих покаяния».3752 Потом введши панью, то есть душу, до монастыря, сиречь до Царства Небеснаго, в которое приведи нас, Иисусе Христе, благословенный во веки. Аминь.

* * *

3598

достойное подражанья житие;

3599

замыслы, намерения, в др рукоп. «сласти», в польск.: rozkoszy– наслаждения;

3600

Прикладный живот святаго Алексея, чтобы смыслости сего света возне- навидели. – Текст жития святого Алексея и следующая глава о святом Григории, отсутствующие в рукописи ГИМ, собр. Уварова, № 494, печатаются по рукописи, относящейся к первой группе списков «Римских деяний» – РНБ,Q.XV.162.

3601

в девятом часу;

3602

пищу;

3603

в польск.: w bojazn;

3604

возлюбленную, жену (польск. oblubienic ę;

3605

в др. рукоп. намовлял, а польск. namowiał – уговаривал убеждал;

3606

попрощался (польск. pozegnał się);

3607

...до Ладиокиския земли. – Лаодикия – название нескольких городов в древности, один из которых (во Фригии) был главным центром христианства.

3608

...до града Едеса, идеже был образ Господа нашего Иисуса Христа, нечеловеческими руками сотворенный... – Город Эдесса, столица Осроены, являлась крупный христианским центром и была овеяна сказаниями, связанными с именем Иисуса Христа и его Нерукотворного образа. С 1637 г. принадлежит Турции (г. Урфа).

3609

польск. na zbyt слишком, чрезмерно;

3610

название птицы, в польск. garlica –горлица;

3611

Tapс– главный город Киликии, области, расположенной на юго-востоке Малой Азии; с 66 г. до н. э. часть ее была римской провинцией.

3612

...вели питати мене крупицами от стола твоего... – Ср.: Мф.15:27.

3613

грязью (польск. błotem);

3614

однако же (польск. wszakóź);

3615

тотчас;

3616

воскресенье;

3617

Приидите ко мне, вси труждающиися и обременении, а я вас упокою.Мф.11:28.

3618

в др. рукоп. с польск. «за Рим»;

3619

...княжата Аркадиус и Онарнинус... – Аркадий и Гонорий – римские императоры, братья-соправители, известные строгими указами против язычества. После раздела Римской империи в 395 г. Гонорий (395–423) правил западной частью империи, Аркадий (395–408) – восточной.

3620

смотри (польск. patrz), перед полонизмом вставлен его перевод;

3621

силу власти народной (польск. mocz rządu pospolitego);

3622

в рукоп. «паче чести его», испр. по др. рукоп. в соотв. с польск. текстом;

3623

навзничь;

3624

опечалил (польск. zasmucił);

3625

в особом доме, в польск. нет;

3626

источник, родник (польск. sludnicę;);

3627

возлюбленный, муж;

3628

за моим мужем последовала (польск. mego oblubieńicza naśladowała);

3629

носилки длл покойников (польск. mary);

3630

относит. местоим. «каждый, кто»;

3631

прикоснулся (в польск.: dotknąłi się);

3632

становились зрячими (польск. brali wzrok);

3633

поднести (польск. doprowadzić);

3634

...до костела Святаго Внифантия. – Церковь в память римского св. мученика Вонифатия (день памяти 19 декабря), который был послан своей госпожой из Рима вТарс Киликийский за мощами христианских мучеников и, увидев, как мужественно переносят христиане истязания, сам стал христианином и тоже принял мученический венец: был посечен мечом 14 мая 290 г.

3635

поручили;

3636

Приклад о дивном промысле Божии и о почитании святаго Григория. – История папы Григория – распространенный легендарный сюжет. Слово «о почитании» передает ошибочно польское слово «о poczęciu», т. е. «о зачатии».

3637

Король един именем Паркус Мудрый... – В латинском тексте Марк – римский император Марк Аврелий (161–180 гг.).

3638

благословением;

3639

лишением;

3640

не обращал внимания;

3641

поступка (польск uczynku);

3642

с полгода;

3643

опечалился (польск. zasmucił się);

3644

совета (польск. гаdу);

3645

случай (польск. przygoda);

3646

посоветует;

3647

печалью;

3648

тотчас, немедленно;

3649

в польск.: wiedzcie – знайте;

3650

комнате;

3651

священника (польск. kapłana);

3652

но(польск. ale).

3653

...и тако лист написать... – В лат. тексте здесь речь идет о табличках, далее в польском и русской текстах тоже говорится об обретенных табличках.

3654

в рукоп. нет, доб. по др. рукоп.;

3655

сильно опечалилась (польск. barzo się smuciła);

3656

не заметила (польск. піе obaczyta);

3657

печальных (польск. smutne);

3658

наоборот (польск. owszem);

3659

избавлена;

3660

падения (польск. upadu);

3661

через печаль, печалью;

3662

в замешательстве, хаосе (польск. zamieszane);

3663

...князь бургундинский... – В лат. тексте герцог бургундский. Бургунды – германское племя, раннефеодальное государство которых в 534 г. завоевано франками..

3664

с дарами (польск. poczesne);

3665

взять ее замуж;

3666

тотчас;

3667

сильно (польск. barzo, bardzo);

3668

в мощи, в силе (польск. mocnie);

3669

казнил (польск. ścinął);

3670

битве (польск. walce);

3671

города (польск. miasta);

3672

крепкий (польск. mocny);

3673

монастырь (польск. klasztor);

3674

пятницы;

3675

польск. opat – аббат, настоятель монастыря;

3676

запеленуто;

3677

увидел;

3678

происхождения;

3679

монахи;

3680

в мяч (польск. piłę);

3681

ругаться;

3682

корить, укорять;

3683

воспитать;

3684

сильно, горько (польск. rzewno);

3685

ждать (польск. czekać);

3686

казны, ризницы (польск. skarbu);

3687

когда;

3688

наняв (польск. zjednawszy);

3689

ср. польск. zeglarz– мореход; в С.: morzany, моряков, в Б: ujednawszy sobie okręl;

3690

загнало, пригнало (польск. przypędzifo);

3691

в польск dobrą gospodę ukazał – хороший постоялый двор указал;

3692

ни единого;

3693

взять в жены (польск. siubicć za mąłźonkę);

3694

ловкий, искусный (польск udatny);

3695

вознаграждение достойное (польск. zapłatu słuszną;

3696

сильно (польск bardzo);

3697

в польск.: z wielkim ludem tam leźało – с большим войском там стоял;

3698

до шатра, до палатки (польск. do namiotu);

3699

примчавшись (польск. przygnawszy).

3700

отсек (польск. ściął);

3701

по причине непрерывных побед (польск. dla ustawieznego zwycipęstwa);

3702

возвратил (польск. przywrócił);

3703

советовать (польск. radzić);

3704

за того рыцаря вышла замуж (польск. onemu rycerzowi się ślubiła);

3705

сохранена;

3706

было бы хорошо (в польск.: dobre bysię stało);

3707

ведь (польск. wszak);

3708

достаточно (польск. docyć);

3709

под влиянием тех слов;

3710

воевал, сражался

3711

свадьбы;

3712

любви (польск. łasce);

3713

прежде, вначале;

3714

служанка паньи;

3715

сильно любили в браке (польск: barzo miłowali w małźenstwye);

3716

накрыт (польск. przykrowano);

3717

в польск.: opat nieklorego klaszloru – аббат некоторого монастыря$

3718

доб. по др. рукописи;

3719

если;

3720

в рукоп.: «Пане, что еси на мя Боже...», испр. по польск. тексту;

3721

изволил (польск. raczył).

3722

рыбака (польск. rybitwa);

3723

гостиницы, постоялого двора, здесь: просился на постой;

3724

понимаю то хорошо (польск.: znać to dobrze);

3725

неверный перевод с лат. на польск., в лат. придаточное уступительное: «хотя я и не...»;

3726

в польск.: oświecić się – освятиться, жить беспорочной жизнью;

3727

ужиная;

3728

из польск. sprawiał – потрошил;

3729

из польск. rosławiona – прославлен;

3730

совета (польск. rady);

3731

собственное (własnie);

3732

искаженное польск. nieslocie– к сожалению;

3733

обесчестил (польск. gwałcił);

3734

в рукоп. пропуск, в польск. далее: nad tо у zwierzeła – также и зверей;

3735

из польск. polne – полевых, диких;

3736

...по оному писму Давида пророка:«Вся поддал еси под ноги его: волы и овцы, еще же и скоты полстия».Пс.8:7–8.

3737

...но тот то сын... диаволом прельщен, згвалтил, как яблоко заказанное урвал. – Под сыном понимается Адам. См.: Быт.3.

3738

однако;

3739

с произволения;

3740

захватил (польск. ogarnął);

3741

избавил (польск. wybawił);

3742

страдания, муку;

3743

воевал, сражался (польск. walczył);

3744

возвратил (польск. przywrócił);

3745

...то есть десять Божиих заповедей, которые Моисей от Бога взял. – См.: Исх 20.

3746

возвращает, в С.: ciągnie – вытягивает;

3747

в польск. jenz– который;

3748

делах (польск. uczynkach);

3749

ради;

3750

мирских, суетных;

3751

вещей (польск. rzeczy).

3752

...яко написал Лука святый в 15-ой главе: «Веселие есть аггелом Божиим о едином грешнице кающемся, нежели о девятидесяти праведных, не требующих покая- ния». – Ср.: Лк.15:7.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-. / Т. 16. - 2010. - 663 с.

Комментарии для сайта Cackle