Источник

Сказание об убиении Даниила Суздальского и о начале Москвы

И почему было Москве царством быть, и кто то знал, что Москве государством слыть?

Были тут по Москве-реке села красные491, хоромы боярина Кучка Стефана Ивановича. И бысть у Кучка боярина два сына красны, и не было столь хороших во всей Русской земле. Изведав про них князь Данило Суздальский и спроси у боярина Кучка Ивановича двух сынов к собе во двор с великим прением. И глагола «Аще не дашь сынов своих ко мне во двор, и аз де на тебя с войною приду, и тебя мечем погублю, и села твои красные огнем пожгу». И боярин Кучко Стефан Иванович убояся грозы князя Даниила Суздальского и отдав сынов обоих своих князю Даниилу Суздальскому. И князю же Даниилу Суздальскому полюбилися оба сынови Кучковы, почал их любити и пожалова их – одного в стольники и другого в чашники.

И приглянусь оне Данилове княгине Улите Юрьевне, и уязви дьявол ея блудною похотью, возлюби красоту лица их; и дьявольским возжелением сжилися любезно. И задумали извести князя Даниила. И мысля Кучка боярина дети со княгиною, како предати злой смерти. И умыслиша ехати поля смотрети зайца лову. И поехав князь Данило с ними на поле и отъехав в дебрии, и нача Кучковы дети предавати злой смерти князя Даниила. Князь ускоче на коне своем в рощу, частоте леса, и бежав зле492 Оку-реку, остав конь свой. Оне же злии, аки волцы лютии, напрасно493 хотя восхитити его, и в торопях и сами во ужасте иска его, и не могоша найти его, но токмо нашед коня его.

Князь же добежав зле Оку-реку до перевоза, и нечего дати перевозчику перевозного, токмо с руки перстень злат. Перевозчик глаголаше: «Лихи-де вы люди обманчивы, како перевези за реку вас, и уедете не заплатя перевозного». А не познав его, что князь есть. Перевозчик же приехавше близко ко брегу и протянув весло подай-де перстень на весло перевозного. Князь же возложив на весло свой перстень злат, перевозчик взяв перстень к себе, и отпехнувся в перевозне за Оку-реку, и не перевез его.

Князь побеже зле Оку-реку, бояся за собою людей погонщиков. И наста день той к вечеру темных осенных ночей. И не весть, где прикрытися пусто место в дебрии. И нашед струбец494, погребен ту был упокойный мертвый. Князь же влезе в струбец той, закрывся, забыв страсть495 от мертвого. И почии нощь темну осенную до утрия.

Сынове же боярина Кучка Ивановича быв в сетованье и в печали, во скорби велицей, что упустили князя Даниила жива с побоища ранена: «Лучше было нам не мыслити и не деяти над князем злого дела смертного. Ушел-де князь Данило ранен от нас в Владимир-град ко брату своему, ко князю Андрею Александровичу, и будет князь Андрей к нам за то с войским, и принят будет от них злая казнь разноличная и смерть лютая, а тебе, княгина Улита Юрьевна, повешеной быть на воротех и зле496 растреляной, или в землю по плеч живой быть закопаной, что мы напрасно задумали зло на князя неправедно».

Злая же та княгиня Улита, наполни ей дьявол в сердце злыи мысли на мужа своего, князя Даниила Александровича, аки ярому497 змею яда лютого, а дьявольским и сатаниным навождением блудною похотью возлюбив милодобрех и наложников и сказа им, Кучковым детям, своим любовником, все по ряду «Есть-де у нас пес-выжлец498. И как князь Данило поезжает на грозные побоища против татаровей и крымских людей и заказывает мне поедучи: «Либо-де я от татаровей или от крымских людей убит буду, или на поле случится мне смерть безвестная, и в трупу человечье меня сыскать или опознать будет немошно, или и в полонъ возмут жива меня татаровя, и которой дорогой в кою страну свезут меня жива в свою землю, и ты пошли искать меня своих дворян с тем со псом выжлетом, и вели им пусти пса того наперед проста499 и за ним самим ехати, и где будет я жив свезен, и пес той дорогой дойдет меня, или на поле буду мертв без вести, или на побоище убит в трупу многого человечья, и образ у меня у мертвого от кровавых ран переиначится500, не познать меня, и тот пес сыщет без оманки501 меня и мертвому мне почнет радоватися, а мертвое мое тело почнет лизать на радосте».

И на утрии княгиня Улита того пса-выжлеца дав им, своим любовником, и твердо им наказывала «Где вы его, князя, со псом сыщете жива, и тут ему скоро и смерти предайте без милости» Они же, злии, злого ума от тоя злоядницы княгини Улиты наполнились, взяв пса того, и доехав того места, где князя Даниила вчера ранили, и с того места пустиша напред себя пса-выжлеца. И пес побеже, а они за ним скоро ехаша. И побежав пес зле Оку-реку, и добежав до того струпца упокойного, где ухоронися князь. И забив пес главу свою в струбец, а сам весь пес в струбец не вместися, и увиде пес государя своего, князя Даниила, и нача ему радоватись ласково. Те же искомый его увидевше пса радующеся и хвостом машуще и, скоро скача, скрывают покров струбца того и нашли тут князя Даниила Александровича. И скоро ту князю смерть дают лютую, мечи и копьи прободоша ребра ему и отсекоша главу ему, в том же струбце покрыша502 тело его.

Той же благоверный князь Данила Александрович бысть четвертый мученик новый, прият мученическую смерть от прелюбодеяний жены своей. Первые мученики, Борис, и Глеб, и Святослав, убиени Быша от брата своего, окаянного Святополка, рекомого Поганого полка. Кучковы же дети приехав во град Суздаль, и привезли ризу кровавую князя Даниила Александровича ко княгини его, и немного жиша со княгиней той в бесовском возжделением, сатаниным законом связавшися, удручая тело свое блудною любовною похотию, скверня в прелюбодевствии.

Но скоро доходит весть во Владимир-град ко князю Андрею Александровичу, что здеяся таковое злоубивствие над братом его Данилом. Сыне же его, Ивану Даниловичу, внуку Александрову, остася младу сущу, но токмо пяти лет и трех месяц, и храняше его и соблюде его верный слуга бысть князю Даниилу, именем Давид Тярдемив, храняше его втаи503 два месяца. И сжалися той верный слуга Давид о княже сыне Иване, и взяв его отай504 нощию, и пад на конь505, и гнав с ним скоро ко граду Владимиру, ко князю Андрею Александровичу, по рождению к дядюшке его. И сказав слуга той Давид князю Андрею все по ряду бывшое, что во граде Суздале содеяся злоубивствие над братом его Даниилом.

Князь же Андрей сжалися по брате своем, аки князь Ярослав Владимирович по братьи своей, по Борисе, и Глебе, и по Святославе, на окаянного злого братоубийца Святополка, нарекомого Поганого полка. И собра Ярослав новгородцев войска, и Бога себе в помощь призывая, и шед ратью, и отмстив кровь праведну братьи своей, Бориса, и Глеба, и Святослава, победив окаянного Святополка Поганого полка. Такоже сий новый Ярослав, князь Андрей Александрович, прослезився горце506 по брате своем, князе Данииле Суздальском, и воздев руце на небо, и рече со слезами «Господи, Владыко, Творче и всему Создатель, мстил еси ты кровь праведну Бориса и Глеба князю Ярославу на окаянного Святополка. Такоже, Господи Владыко, мсти кровь сию неповинную, мне грешному, брата моего, князя Даниила, на злых сих блудников, наложников тоя бляди Улитки, несытых их плотских, блудных, скверных, грязных похотей, бесовских угодных дел, связанья их сатанина закона. Святополк окаянный братоубийство сотворив, очи его злыи прельстися несытии сребра, и злата, и имения многого, власть царства ти сего света на един час восхотев, а Небесного Царства вовеки отринух, а во дне адове вовеки мучение возлюбив. Такоже и та блядь Улитка своего чрева блудныя, скверныя похоти насытовство всласть на един час в бескорывство приим, не токмо Небесного Царства отринувся, но и сего света власть, и злато, и сребро, и ризы многоценныя отринув, но возлюби скверность блудную, похоть чреву, несытость, возляже с теми наложники на един час, сласть возлюби, всю земную красоту забыв, а стала ино аки507 ад изблева, похоть скверную вылья, невеста готовится окаянному Святополку во дне адове, от сатаны дьявола закон приемлют вовеки мучение, мужа своего изгубих своими наложники, аки сатана со двема дьяволы».

И собра князь Андрей в Владимире-граде своего войска пять тысящ и пойде ко граду Суздалю. И слышав во граде Суздале Кучка боярина Стефана Ивановича дети, что идет на них из Владимира-града князь Андрей с войским, и обыде508 их страх и ужасть, что напрасно пролия кровь неповинную. И не возмогоша стати противо князя Андрея ратоватися, и бежа ко отцу своему, к Кучку боярину Стефану Ивановичу. Князь же Андрей своим воинством пришед в Суздаль-град. Суздальцы же не противишася ему, но токмо покоришася ему глаголюще «Государю князь Андрей Александрович, мы бо не советники государю своему убоица509 князю Даниилу, но не вемыи510, что жена его злую смерть ему в кий час получи и можем тебе, князю Андрею, пособствовати на злых тех изменников». И взяв княгиню Улиту, и казня всякими муками разноличными, и предаде ея смерти лютой, что она, злая, такового беспутства511, Детеля512 Бога не убояшася и вельмож, и всяких людей не усрамишася, а от добрых жен укору и посмеху не постыдешася, мужа своего злой смерти предала, и сама ту же злую смерть прия.

И собрався суздальцев три тысячи войска ко князю Андрею пособствовати, и поидоша князь Андрей со всею силою на боярина Кучка Стефана Ивановича. И не было у Кучка боярина круг его красных сел ограды каменныя, ни острогу513 деревянного, и немного возмог Кучко боярин боем битися. И невдолге князь Андрей своей силою войскою емлет приступом селы и слободы красныя Кучка боярина, и самого его, Кучка боярина, и с его детьми в полонъ емлет. И куют их в железа крепкие, и казнят его и с детьми его всякими казньми разноличными лютыми. И ту Кучко боярин и своими детьми злую смерть прият в лето 6797 (1289) месяца марта в 17 день.

Князь же Андрей Александрович отмстив кровь брата своего, победив Кучка боярина и злых убиец князя Даниила, брата своего, а детей Кучка боярина и все именье богатства его разграбиша, а сел и слобод красных еще не позжегоша огнем. И воздаде славу Бога на радосте, и почии ту до утрия. И на утрии востав и посмотрив по тем красным селам и слободам, и вложы Бог в сердце князю Андрею мысль те села и слободы добре ему красны полюбилися, и мысля во уме своем уподобися ту граду быть. И воздохнув из глубины сердца своего, и помолився Богу со слезами, и возрев на небо, и рече «Боже Вседержителю, Творче и всему Создатель, просвяти, Господи, место сие, уподобися граду быти и церквам Божиим, подаж ми, Господи, помощь хотения мысли моея устроити». И оттоле князь Андрей седе в тех красных селах и слободах жительствовати, во граде же Суздале и в Владимире посажая державствовати сына своего Георгия, а племянника своего, брату сына, Ивана Данииловича, к себе взяв и воспитав его до возраста в добре наказании514.

Той же благоверный князь Андрей Александрович созижде церковь Святыя Богородицы честнаго и славнаго ея Благовещенья, но невелику сущи, деревянную, и Бога в помощь себе призывающи и Пречистую его Богоматерь. Таже нача и град основати около тех красных сел по Москве-реке, Бога себе в помощь призывая. С ним же пособствова суздальцы, и владимирцы, и ростовцы, и все окрестные. Ту и соверши град Божию помощию, и устрои, и башни сдела, и все градное устрои в лета 6799 (1291) месяца июля в 27 день на память святого великомученика Пантелеймона. И оттоле нача именоватися и прославися град той Москва.

* * *

491

Прекрасные, красивые.

492

Возле, вдоль по берегу.

493

Внезапно.

494

Сруб.

495

Страх.

496

Жестоко.

497

Свирепому.

498

Собака-ищейка.

499

Свободного, отвязного.

500

Изменится.

501

Без ошибки.

502

Спрятали.

503

Тайно.

504

Тайно.

505

Вскочил на коня.

506

Горько.

507

Такой, словно.

508

Охватил.

509

Убийцам.

510

Не знаем.

511

Бесстыдства.

512

Создателя.

513

Ограды из кольев, частокола.

514

Наставлении.


Источник: Библиотека литературы Древней Руси / РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д.С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург Наука, 1997-. / Т. 15 XVII век. - 2006. - 530 с.

Комментарии для сайта Cackle