№ П-75*. Листовка «Куда идет церковное золото», распространявшаяся в Рогожско-Симоновском районе г. Москвы
[не позднее 1 апреля 1922 г.]
КУДА ИДЕТ ЦЕРКОВНОЕ ЗОЛОТО.
Постановлением В.Ц.И.К. от 26 февраля с/г205 предписывается изъятие всех церковных ценностей для обращения их на нужды голодающих. Исполнение этого постановления выразившееся в энергичном ограблении храмов, вызвало самое резкое сопротивление со стороны верующих, в результате чего многая сотни русских людей были206 убиты у порога своих церквей и десятки тысяч засажены в тюрьмы. Необходимость изъятия церковных ценностей для спасения вымирающего Поволжья весьма усердно доказывается всеми Советскими газетами и теми «веселыми» плакатами, которыми Коммунистическое правительство старательно заклеивает все заборы. Но не смотря на это, у большинства русских людей, не слишком доверяющих изолгавшемуся правительству, совсем нет уверенности в то, что голодающим достанется хотя бы одна тысячная часть награбленного церковного имущества.
Чтобы рассеять возможныя сомнения, сошлемся на два факта:
I. В французской газете «Le207208 a Journal209» от 8 марта 1922 года, помещено интервью доктора Гувера – Начальника «АРА» с корреспо[н]дентом означенной газеты. В этой беседе д[окто]р Гувер заявил, что Американская администрация помощи (АРА)
за последния два месяца, для голодающих и для обсеменения полей Поволжья доставала в порты Черного Моря свыше 21.000.000 пудов зерна, из числа коих советская власть смогла вывезти в центр лишь около 1.500.000 пудов. «Безнадежное состояние советского210 транспорта, заявил д[окто]р Гувер – вынуждает нас прекратить дальнейшую отправку продовольствия в Россию, так как оно все равно не будет доставлено голодающим, ибо и доставленный нами в Россию хлеб сможет быть вывезен из портов не раньше, чем через полгода».
Зачем же в таком случае нужно церковное золото.
II. Ответ на это дает заведывающий Главмузеем «товарищ» Наталья Троцкая (супруга знаменитого Бронштейна-Троцкого «народного»211 комиссара по военным делам), своему ближайшему помощнику Игорю Эмануиловичу Грабарю, указывавшему, что все-таки следует сохранить наиболее ценные212 в археологическом и художественном отношении церковные вещи. «Вы не понимаете, сказала „товарищ» Троцкая – теперь не время разбираться, у Вас нет ничего кроме бумажек, а Вы думаете, что они нужны в Генуе. Нужно создать новый революционный фонд, так как только золотом мы сможем добиться признания нашей власти».
– ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 60, л. 196-об. (А). Машинописная копия того времени, заверенная секретарем Секретной части (отдела) Московского губотдела ГПУ А. Н. Пряниковым. Датирован по сопроводительному письму (см. примеч. к № П-75).
– Там же, л. 681. (Б). Другая машинописная копия того времени, заверенная в секретариате ГПУ Рожанской.
* * *
Примечания
Это постановление см. № П-9.
Нет Б.
Вписано в строке от руки А. Н. Пряниковым
Ла Журнал Б.
Ла Журнал Б.
Нет Б.
народного Б.
Вписано над строкой от руки А. Пряниковым.
