№ П-71*198. Проект дополнений к инструкции ЦК Помгола ВЦИК и НКЮ о порядке изъятия церковных ценностей от 28 февраля 1922 г., направленный Главмузеем НКП в Бюро Центральной Комиссии по изъятию церковных ценностей
[31 марта 1922 г.]
В БЮРО ПО ИЗЪЯТИЮ ЦЕРКОВНЫХ ЦЕННОСТЕЙ.
В развитие и дополнение § 6-го Инструкции В.Ц.И.К. об изъятии Церковных Ценностей, находящихся в пользовании групп верующих (Известия ВЦИК от 23-го Февраля 1922 года№ 17/1486)199.
В интересах всемерной охраны предметов историко-художественного значения, находящихся в церквах, необходимо:
1. Изъятие производить при непременном участии Представителей-Экспертов Губмузеев.
2. В целях надлежащей охраны от порчи и гибели при транспортировании хрупких и ветхих предметов историко-художественного значения, местные Комиссии должны строго следовать указанию своих экспертов-представителей Главмузея. Разрушение или порча предметов вследствие неаккуратной упаковки и вообще неряшливости будет строго караться.
3. Предметы историко-художественного значения, изъятие которых ведет за собой разрушение памятника (сдирание золотых и иных украшений с предметов церковной обстановки) могут быть взяты местной комиссией на особый учет под свою охрану, запрошены инструкции или привлечены специалисты, но не могут сниматься ценности, если имеется вышеуказанное опасение.
4. В случае разногласий при определении ценностей в самой Комиссии, работающей на местах, относительно музейного значения того или другого предмета, таковые подвергаются экспертизе в Центре или по специальному назначению из Центра.
5. Изъятые предметы историко-художественные, как уже состоящие на учете Губмузеев, так и не состоящие на его учете, передаются Губмузеям, в уездах – в местные музеи, согласно инструкции В.Ц.И.К.
6. Историко-художественные предметы, уже переданные в Гохран и Финотдел, должны быть подвергнуты экспертизе и переданы местным музеям, как историко-художественный материал.
7. Выделить по всей Республике категорию церквей и монастырей, представляющих собой историко-художественные памятники в целом – музеи, обследовать их во вторую очередь не в столь спешном порядке. (Список прилагается)200.
8. Срочно отпустить крайне необходимые для работ средства по командировкам лиц, принимающих участие в работе по упаковке отобранных предметов и т. п.
ЗАВЕДУЮЩИЙ ГЛАВМУЗЕЕМ
Н. Троцкая
– ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 99. Машинописный подлинник, подпись – автограф. Датирован по сопроводительному письму (см. примеч. к № П-71) и помете на документе № П-72.
* * *
Примечания
В ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59 имеется несколько предыдущих предложений заведующей Главмузеем Н. И. Троцкой в Центральную КИЦЦ и во ВЦИК об изменении действующих инструкций о порядке изъятия церковных ценностей. Такие предложения направлялись ею 4 марта (л. 91), 16 марта (л. 93), 20 марта (л. 95; л. 96-об.; л. 97). Смысл этих предложений сводился к безусловному запрещению производить изъятия церковных ценностей без представителей Главмузея, к исключению из изъятия всех «предметов историко-художественного и археологического значения», к исключению из числа изымаемых предметов старше 1725 г. и высокохудожественных предметов старше 1835 г., к недопущению нарушения целостности предметов и ансамблей, срывания басм, цат, венцов и т. д. В проект инструкции от 4 марта был внесен даже пункт 4: «Древние храмы со своим внутренним декоративным убранством, старинными иконостасами, киотами, лампадами и т. п. предметами, составляющими в общем ансамбль художественно-исторического значения, должны оставаться неприкосновенными. В этих случаях никакие отдельные изъятия музейных предметов недопустимы» (л. 91). В публикуемом проекте Главмузея (№ П-71), составленном уже после письма Л. Д. Троцкого (№ П-54), это положение уже сильно смягчено (п. 7). Однако составление приложенного к проекту списка таких храмов (№ П-72) явно имело своей целью спасение наиболее знаменитых соборов, церквей, монастырей страны от вакханалии изъятий и разрушений. Эта позиция Н. И. Троцкой вызвала острые протесты учреждений, руководивших изъятием церковных ценностей. В своем сопроводительном письме от 31 марта 1922 г. Н. И. Троцкая сообщала, что предложенные ею (в документе № П-71) поправки, сделанные «по указанию т. Винокурова», ею «внесены [...] в направлении и полном приближении к проэкту предложенному Л. Д. Троцким. В сущности взят его проэкт и облечен в форму инструкции» (см. примеч. к № П-71). Здесь имеется в виду письмо Л. Д. Троцкого от 22 мартЗ 1922 г. (№ П 54). Позиция Н. И. Троцкой (с поправками Л. Д. Троцкого и без них) нашла отражение в документах, отправленных на места за подписыо председателя ВЦИК и Помгола М. И. Калинина (см., например, № П-114).
См. также комм. 16 к д. 23 и Предисловие, с. 5 7–60.
Эту инструкцию см. № П-14.
Этот список см. № П-72.
