№ П-54155. Письмо Л. Д. Троцкого члену Бюро Центральной комиссии по изъятию церковных ценностей Т. В. Сапронову, председателю ВЦИК М. И. Калинину и заведующей Главмузеем НКП Н. И. Троцкой о «недоразумениях с Главмузеем» по поводу изъятия церковных ценностей
22 марта 1922 г.
с. секретно.
ТОВАРИЩУ САПРОНОВУ
ТОВАРИЩУ КАЛИНИНУ
ТОВАРИЩУ ТРОЦКОЙ, Главмузеи.
Насколько я понимаю, существо недоразумений с Главмузеем сводится к следующему:
1. Кто решает, что вещи имеют музейно-исторический характер? Главмузеи по смыслу его постановления толкует дело так, что последней экспертизой является экспертиза Главмузея. Разумеется, этого мы допустить никак не можем. В случае, если на месте к соглашению не придут, вещь поступает в Гохран. Протест о ней поступает с места в Главмузеи и в центре может быть произведена повторная экспертиза по требованию Главмузея.
2. Что касается транспорта хрупких и ветхих предметов, то местные комиссии должны строго следовать указанию своих экспертов – представителей Главмузея. Разрушение или порча предметов вследствие неаккуратной укупорки и вообще неряшливости будет строго караться.
3. Наиболее трудным является вопрос о сдирании золотых и иных украшений с предметов церковной обстановки. Несомненно, что в некоторых случаях материальный вред и разрушение будут больше, чем польза от снятых ценностей. В случае, где такая опасность явна и очевидна, местные комиссии могут взять предмет на особый учет и под свою охрану и запросить инструкции или привлечь специалистов, но не снимать ценностей, если имеется указанное выше опасение. В случаях острых разногласий и сомнений у самой комиссии, не будет ли разрушена большая муз[е]йно-художественная ценность снятием с нее украшений, допустима отправка предметов в целом в Москву при участии представителя группы верующих для окончательного рассмотрения дела.
Несомненно, что среди археологов, работающих в Главмузее, по самой их профессии, имеется не мало лиц, теснейшим образом связанных с церковными кругами, настроенных контр-революционно и стремящихся сорвать работу по изъятию ценностей. Таким тенденциям нужно давать суровый отпор156.
Но, с другой стороны, принесло бы величайший вред, если бы при извлечении ценностей проявлен был вандализм, невнимание к историко-художественным ценностям и пр. Случаи такого вандализма получили бы широкое распространение и затруднили бы как изъятие, так и политическую кампанию (то же самое, что замороженная Наркомпродом картошка – для продовольственной кампании).
На такого рода краткой дополнительной инструкции нужно достигнуть соглашения с Главмузеем.
Инструкция должна итти за подписью т. Калинина. Разработать инструкцию могло бы Бюро Комиссии с партийным представителем Главмузея. В основу предлагаю положить мои предложения.
Л. Троцкий
Приложение: Инструкция Главмузея от 6/III
22 марта 1922 г.
– ГАРФ, ф. 1235, оп. 140, д. 59, л. 98. Машинописный подлинник, подпись – факсимиле. На левом поле от руки чернилами повторены номера трех пунктов документа и напротив четырех последних абзацев проставлен номер 4. Там же, рядом с этим номером 4, карандашная помета: «Три не спор[ные], инструкция] спор[ная]».
* * *
Примечания
Эту инструкцию см. № П-14.
Вскоре был организован судебный процесс над сотрудниками Главмузея НКП за сопротивление изъятию церковных ценностей. См.: ТІА ФСБ. Особый архив, д. 1780.
