№ П-27. «Протокол № 7 заседания Комиссии по учету и сосредоточению ценностей»
10 марта 1922 г.
СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО.
ПРИСУТСТВОВАЛИ: т.т. Троцкий, Базилевич, Галкин, Лебедев, Сосновский, Уншлихт, Самойлова-Землячка, Красиков, Краснощеков, Джиго, Сапронов.
Постановили:
Заносится в протокол, что т. Краснощеков опоздал на 35 мин. ; т. Красиков опоздал на 55 мин. без предупреждения; т. Самойлова-Землячка опоздала на 1 ч. 30 м., предупредив, что опоздает.
1. В виду явно обнаруженной ныне72 несостоятельности73 постановки дела, не давшей результатов, совещание признает необходимым поставить дело изъятия ценностей из церквей со всей серьезностью, вполне детально74 подготовить его организацию в соответствии с политической агитацией и в определенный заранее назначенный день приступить по определенному плану к практическому изъятию ценностей.
2. Для руководства работой назначить комиссию под председательством т. Сапронова в составе т. Уншлихта (заместителем т. Уншлихта назначить т. Медведя с тем, чтобы т. Уншлихт фактически начал работу и сдал дела т. Медведю не раньше, чем введет его в курс дела, с согласия т. Сапронова), т. Самойловой-Землячке и т. Галкина. Ранее созданную комиссию по Московской губ. под председательством т. Медведя представляется необходимым упразднить.
3. В виду исключительной важности работы комиссии т. Сапронова, Комиссия по изъятию ценностей ходатайствует перед Ц.К. об освобождении поименованных членов комиссии от таких обязанностей и поручений, кои несовместимы с работой в комиссии. Что касается т. Самойловой-Землячки, необходимо либо освободить ее от поездки в Ярославль, либо с самого начала, что было бы менее удобно для комиссии, заменить ее в составе комиссии другим лицом, тесно связанным с московской работой.
4. Комиссия т. Сапронова имеет строго конспиративный характер. Ни адрес, ни состав ее нигде не публикуются. Официальный же адрес комиссии по вопросу об изъятии ценностей из церквей должен быть при Помголе75.
5. К фактическому изъятию ценностей приступить не позже 31 марта.
6. Комиссии мобилизовать те элементы духовенства, которые стоят за изъятие ценностей и готовы на этой почве дать бой.
7. Немедленно же вызвать из голодающих губерний делегации, о которых уже были переговоры несколько раз и потребовать от предгубисполкомов, которые не выполнили возложенного на них поручения, точного сообщения о числе76 пребывающих делегатов, о сроке их выезда, предложить, если возможно, в составе делегаций послать надежных священников, стоящих за изъятие ценностей и способных выступить, в случае надобности в московских церквах от имени голодающих крестьян и их семейств.
8. Заготовить несколько плакатов, на которых с одной стороны были бы изображения ужасов голода, трупов детей и пр., (лучше всего фотографические снимки), а с другой стороны было бы приведено послание патриарха Тихона целиком или в извлечениях, а также обращение митрополита Вениамина77.
9. В агитации нужно избегать тона издевательства, избегать шуток, насмешливых стихотворений и пр., а взять серьезный обличающий тон, расчитанный на сочувствие к страданиям волжских крестьян, и деловым образом обличать скаредность, жестокосердечие князей православной церкви.
10. Подготовить строго, секретно, без опубликования, московскую неделю агитации по поводу изъятия церковных ценностей для голодающих, для чего:
т. Самойловой сговориться с М.К. о снятии на это время целого ряда работников, которые могут вполне справиться с организационной и агитационной задачей.
11. Подготовить определенные тезисы теоретического и практического характера.
а) Накануне недели собрать намеченных агитаторов.
б) Неделю приурочить по возможности к приезду делегаций.
в) Агитацию священников, стоящих за изъятие ценностей, усилить.
12. Комиссии т. Сапронова внимательно следить за всеми рабочими собраниями, фактически происходящими в Москве, и через намеченных ею людей везде по возможности ставить вопрос об изъятии церковных ценностей, не давая агитации затихнуть и приостановиться78.
13. Составить к моменту, когда настроение определится, конкретный план изъятия, разделив церкви на несколько групп и выделить в первую группу церкви, изъятие ценностей из коих будет наименее затруднительным. Войти, если это возможно, в предварительное соглашение с церковным персоналом и группами верующих, заключивших договора.
14. В виду важности такого пункта, как Москва, изъятие ценностей из московских церквей должно быть произведено от имени Ц.К. Помгола под твердым надзором т. Калинина.
15. В виду участившихся за последнее время случаев воровства ценностей из церквей не может быть никакого сомнения в том, что значительная часть этих случаев должна быть отнесена за счет самого духовенства, которое таким образом укрывает ценности. Госполитуправлению принять меры к тому, чтобы в одном-двух случаях поймать воров, что даст возможность возвратить хищения и создаст в дальнейшем более благоприятные условия для изъятия.
Одновременно использовать такого рода случаи в агитационном отношении, (т. Галкину обратить внимание на костромское Дело).
16. Попытаться войти в соглашение с некоторыми группами верующих. В случае, если они вынесут постановления, направленные против декрета ВЦИК, арестовывать по усмотрению Госполитуправления с опубликованием об этом.
17. Комиссии т. Сапронова через Госполитуправление принять меры к [тому,]79 чтобы точно информироваться о том, что делается в церквах, в группах верующих при обсуждении этих вопросов.
Госполитуправлению собрать все необходимые сведения об архиепископе Никандре и возможности его нейтрализации.
При фактическом изъятии ценностей из церквей небходимо иметь на близком расстоянии от церкви надежную воинскую часть. Госполитуправлению80 принять меры к тому, чтобы возле церквей во время изъятия не могло образоваться скопления фанатизированных граждан.
Комиссии т. Сапронова образовать организационную и техническую подкомиссию, при чем во главе подкомиссии должен быть один из членов этой комиссии.
т. Галкину на первом заседании комиссии представить список тех священников, которых можно немедленно вызвать, может быть, из других городов81.
18. т. Самойловой представить точный список могущих быть мобилизованными работников82.
т. Уншлихту дать т. Медведю поручение по части доставления договоров групп верующих и пр.
НКФ на все расходы по приезду священников, на агитацию и пр. отпустить в распоряжение председателя комиссии необходимые суммы незамедлительно.
Послание патриарха Тихона нигде не печатать и на него никак не реагировать от имени газет, а произвести критику его со стороны духовенства отдельными изданиями, воззваниями и пр.
т. Галкину брошюру «Голод» обновить и переделать в том смысле, чтобы сделать ее инструктивной для наших агитаторов и пропагандистов, дав им необходимые сведения по части церковных ценностей, исторических примеров и пр.
Подлинный протокол подписал:
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ
скрепил: Секретарь
– ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 11, л. 8, 9. Машинописная копия того времени, заверенная старшим делопроизводителем канцелярии председателя Реввоенсовета Республики А. Г. Тихоновым. Фамилии подписавших документ заштрихованы чернилами. В конце документа рукой А. Г. Тихонова запись: «Протокол т. Троцким еще не проверен и не подписан им. И если будут какие либо изменения, будет сообщено дополнительно. А. Тихонов».
* * *
Примечания
Исправлено от руки из первоначально напечатанного несостоятельности ныне.
Исправлено от руки из первоначально напечатанного несостоятельности ныне.
Исправлено от руки из первоначально напечатанного идеально.
Записку Л. Д. Троцкого в Политбюро от 11.03 1922 г. с предложениями по пунктам 2–4 настоящего протокола см. № 2 3–4, постановление Политбюро от 13.03 1922 г. о создании Московской комиссии по изъятию церковных ценностей см. № 2 3–6, письмо Л. Д. Троцкого в Политбюро от 1 7–20.03 1922 г. о создании центральной КИЦЦ и постановление Политбюро об этом от 20.03 1922 г. см № 2 3–14 и 2 3–18.
Вписано над строкой от руки.
Исправлено от руки из первоначально напечатанного Виниамина.
См., например, № П-28, П-30, П-52, П-53, П-68, а также: ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 54, л. 6 6–18.
Механическая утрата, восстановлено по смыслу.
Исправлено от руки из первоначально напечатанного Мосполитуправлению.
Выполняя директивы, содержащиеся в пунктах 1 5–17 настоящего протокола (как и подобные директивы Политбюро, Бюро Центральной КИЦЦ и других руководящих органов), ГПУ весной и летом 1922 г. непрерывно шлет на места губотделам ГПУ и полномочным представителям ГПУ ряд секретных телеграмм с требованием усилить репрессии по отношению к духовенству и верующим, препятствующим изъятию или укрывающим ценности, с предписанием детально информировать центр о настроениях масс и обо всех деталях кампании.
Так, 11.03 1922 г. в телеграмме И. С. Уншлихта и Т. П. Самсонова на места приказывается «принять к руководству следующее [двт] первое [зпт] все губотделы непринимая непосредственного участия в деле изъятия драгоценностей должны оказывать всемерную помощь созданным для этого комиссиям в пределах своей компетенции тчк Второе [зпт] при опозиционных выступлениях реакционное духовенство и самых активных членов групп верующих зпт виновных в подстрекательстве масс к сопротивлению предавать суду».
В телеграмме местным чекистам предписывалось организовывать митинги, «выставляя докладчиками церковников», в районах, «где враждебность масс к изъятию ценностей ясно выражена». Работники губотделов ГПУ «для большей продуктивности в деле оказания помощи комиссиям» по изъятию церковных ценностей должны входить в состав этих комиссий. В случаях «хищения» ценностей духовенством органы ГПУ должны контролировать работу угрозыска, привлекать к ответственности верующих, подписывавших договор (об аренде церкви). Местные чекисты должны были особенно следить за тем, не тормозят ли изъятие церковные власти, «патриаршие круги», и обо всех подобных случаях сообщать в Москву СО ГПУ немедленно, a о ходе кампании сообщать туда же еженедельно.
ЦА ФСБ, ф. 1, оп. 6, д. 11, л. 11, Ноб., 11а.
20.03, сразу после событий в Шуе, И. С. Уншлихт и Т. П. Самсонов ужесточают свои директивы местным чекистам. Сообщая, что «духовенство и церковники при изъятии церковных ценностей ведут усиленную агитацию среди толп верующих к недопущению изъятия таковых», что в Петрограде «под их агитацией толпы верующих» мешали изъятию, а в Шуе произошли столкновения, руководители ГПУ потребовали строгого выполнения предписаний предыдущей телеграммы и принятия дополнительных мер: «первое установить за реакционным духовенством и церковниками противищимися изъятию ценностей неослабное наблюдение тчк Второе в случае установления их вредной работы [...] таковых незамедлительно арестовывать и привлекать к самой суровой ответственности через трибуналы тчк Третье иметь ввиду что за спиной верующих противящихся к изъятию ценностей будут стоять попы и церковники каковых выявлять и преследовать», а также энергично расследовать случаи «хищения» ценностей, особенно – духовенством, вести об этом «компанию печати и агитацию среди населения». Руководители Лубянки заранее дали, таким образом, свои тенденциозные оценки происходящего, наметили объекты дальнейших арестов, делая особый упор на поиски виновных среди духовенства. В заключении сообщалось, что ЦК РКП(б) рассылает подобные директивы «по линии партийной».
– Там же, л. 29.
На следующий день, 21.03, накал требований Уншлихта и Самсонова еще возрастает. Уже нет оговорок телеграммы от 11.03 о непринятии ГПУ «непосредственного участия» в кампании по изъятию, директивы совсем иные: «В порядке боевого приказа ГПУ предлагаем первое проведению изъятия ценностей из церквей придать исключительное значение в сфере своей компетенции [тчк] Второе через каждые три дня информировать СО ГПУ по телеграфу о том как протекает сбор ценностей по вопросам двтчк как относится население и духовенство к изъятию зпт были ли эксцессы на почве изъятия и какие зпт кем и какие меры были приняты против эксцессов зпт ведется ли агитация против изъятия кем и какие меры против этого принимаются и кем зпт каковы успехи изъятия ценностей зпт были ли злоумышленные кражи ценностей духовенством и группами верующих где и какие меры приняты к преданию таковых случаев широкой публичной гласности». В конце телеграммы повторялось требование незамедлительно доносить в СО ГПУ обо всех эксцессах.
– Там же, л. 33.
25.03 Т. П. Самсонов и начальник Транспортного отдела ГПУ Благонравов особой телеграммой потребовали ото всех местных органов ГПУ строго следить, не перевозятся ли укрываемые церковные ценности по железным дорогам, немедленно арестовывать всех, скрывающих ценности или агитирующих против их изъятия.
– Там же, л. 45.
В дальнейшем многочисленные сходные распоряжения рассылались ГПУ своим местным органам как в ответ на их информационные сообщения с мест, так и по собственной инициативе. К 22 апреля такие директивы Лубянка рассылала по всем губерниям 12 раз. См. также комм. 49 к Приложению
Список этот см. № 2 3–9. См. также комм. 12 к д. 23.
