Источник

№ П-177958, 959. Заявление патриарха Тихона М. И. Калинину о незаконности запрещения властями деятельности органов церковного управления

12 апреля 1924 г.

Председателю Центральнаго

Исполнительнаго Комитета С.С.С.Р.

М. И. Калинину

Девятаго апреля с. г., при личном свидании, одновременно с выражением благодарности за прекращение моего дела, я, между прочим, докладывал Вам о положении управляемой и возглавляемой мною, как законным Патриархом, Православной Русской Церкви и об ея нуждах. Декретом Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 года960 Церковь отделена от Государства, причем ст. 13 Конституции Р.С.Ф.С.Р. всем гражданам предоставлена свобода совести, свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды. Ha основании и указаннаго декрета, а равно и 13 ст. Конституции при мне, как Всероссийском Патриархе, организовано высшее церковное управление – «Священный Синод» и «Высший Церковный Совет»...961 До привлечения меня к суду и до ареста правильно при мне функционировали Священный Синод и Высший Церковный Совет, в состав которых входили избранные верующими епископы, пресвитеры, как представители белаго духовенства, и миряне. Правильное течение церковной жизни, а отсюда и деятельность органов церковнаго управления были нарушены моим арестом и привлечением к суду. – Правда, за время нахождения моего под стражей, явились непризванные люди, кои организовали новое церковное управление, так называемое «В.Ц.У.», во главе котораго встал Епископ Антонин; затем «В.Ц.У.» было переименовано в «Священный Синод», где главою и руководителем новой церковной жизни явился бывший Нижегородский Архиепископ Евдоким,– но ни народ во всей своей массе, народ, разумно верующий, ни православные Архиереи и пастыри не признали и ныне непризнают законными с церковной точки зрения ни «В.Ц.У.» и руководителя онаго Епископа Антонина, ни так называемаго Священнаго Синода, что ныне на Троицком подворье, где во главе, стоит Архиепископ Евдоким.

Народ во всей своей массе стоял на страже православия, был и есть на стороне ст

роцерковников и тогда, когда я был в заключении и особенно ныне, когда я, по освобождении из под стражи и заключения, вступил в управление вверенной мне Российской Церковью и свободно стал служить в храмах г. Москвы. За моими служениями храмы не вмещают желающих со мной помолиться и быть со мной в молитвенно-каноническом общении, тогда как храмы, где служат обновленческие архиереи, пустуют. Народ непризнает их за церковных руководителей, не считает их своими пастырями, а признают законной главой Русской Церкви только меня, признает своими архипастырями только тех архиереев, кои находятся со мной в общении.

Получив свободу, поселившись в Донском монастыре, я сейчас же организовал церковное управление – Священный при мне Синод, куда включил не без ведома представителей Гражданской Власти, как Членов в помощь мне Епископов, известных верующим своею преданностию Православной Церкви и в тоже время лойяльно настроенных по отношению к Советской Власти, прошлое которых в этом отношении безупречно.

Орган церковнаго управления при мне необходим был уже по одному тому, что ко мне и идут, и едут и письменно обращаются ежедневно со всех сторон нашей обширнейшей Республики – за советом, наставлением, руководством и за удовлетворением всяких церковных нужд.

Казалось бы, в силу и декрета об отделении Церкви от Государства, в силу и 13 ст. Конституции – Священный при мне Синод, как орган управления, должен был бы свободно работать исключительно по церковным делам и вопросам веры. Но не так было и есть на самом деле. Мне не разрешали созвать православных архиереев для суждений по вопросам Церкви, по вопросам веры, даже для совещаний, при чем указывали на то, что я нахожусь под судом и дело обо мне еще не кончено.

21го марта с. г. Президиум Ц.И.К. союза С.С.Р. дело по обвинению меня и других лиц, соприкосновенных с моим делом, в преступлениях, указанных в обвинительном акте, постановил производством прекратить962. Таким образом я стал совершенно свободным гражданином и, повидимому, не должно было бы быть препятствий к существованию при мне Священнаго Синода, а на местах, по епархиям,– органов епархиальнаго управления. Тем не мене[е] дело обстоит не так. Органы епархиальнаго управления на местах закрыты и не регистрируют их только потому что верующие принадлежат не к обновленческим группам, а к церковно-религиозному обществу возглавляемому мной. Передают, что готовится особая инструкция, на основании коей имеют быть зарегистрированы только те приходы, кои представят визу от так называемаго «Священнаго Синода» возглавляемаго Архиепископом Евдокимом. Равным образом, в силу предполагаемой Инструкции, будут, якобы, регистрироваться, как служители культа, только те священники, кои представят удостоверения, что они назначены признанными Государственной Властью епархиальными управлениями – ориентирующи[ми]ся на Обновленческом Синоде. Отсюда следует, что одна религиозная группа, именно обновленческая, пользуется всеми привеллегиями, поддерживается Государством «в ущерб» другой религиозной группе Православной Церкви, в состав коей входит почти все православное население России, возглавляемой мною. Между прочим 5 отдел Н.К.Ю. в разъяснении от 25/VІІІ–1922 года, за № 512, объявил, что «по духу советскаго законодательства – каждая группа верующих самодовлеющая церковь, которая может устраивать собственную жизнь и иметь какие угодно верования, лишь бы при этом не нарушался законный и общественный порядок», что «Советское законодательство и Государство не вмешивается в вопросы церковной иерархии, образовавшихся на его территории религиозных групп, предоставляя им в делах внутренней организации и устройства полную самостоятельность, вплоть до провозглашения себя азтономной963 ни от кого не зависимой церковной964 общиной». Таким образом и в силу известнаго декрета об965 отделении Церкви от Государства966 и в силу 13 ст. Конституции, а равно и на основании указаннаго разъяснения Н.К.Ю. и я и находящияся при мне органы церковнаго управления – Священный Синод, а на местах, по епархиям, органы епархиальнаго управления должны были бы существовать легально, как признанные законом. Должно сказать и то, что, в силу Советскаго законодательства, «от самой группы верующих зависит свой967 выбор между епископом или угодным группе священнослужителем968» (ibid). Таким образом мы нисколько не мешая в церковной жизни обновленческим группам, имеем право на законное существование, как лица, за коими идет народная масса, признавая только нас своими церковными ру ководителями.

В «Инструкции Народных Комиссариатов Юстиции и Внутренних дел всем Губисполкомам» по вопросам, связанным с проведением декрета об отделении Церкви от Государства, от 19 июня 1923 года (см. Еженедельник Советской Юстиции от 5 июля 1923 г. № 25–26) – в § 7 сказано, что «запрещается всем Государственным установлениям путем административнаго вмешательства поддерживать какой либо культ или какое либо церковное управление в ущерб другим культам или религиозным группировкам», а в § 8 сказано, что «вследствие предоставления Конституцией (ст. 13) и декретом об отделении Церкви от Государства гражданам права придерживаться любых религиозных верований, ни одна религиозная организация не имеет права вмешиваться, как власть имущая, в деятельность какой либо другой религиозной организации против ея воли»..., что «местная власть должна оградить969 спокойное и свободное отправление религиозных потребностей граждан в той лойяльной форме, какая им угодна и привлекать к ответственности лиц, нарушающих законы Р.С.Ф.С.Р.».– Таким образом в силу указанной Инструкции – Гражданская Власть не должна оказывать предпочтение той или иной группе верующих, не должна поддерживать тот или иной культ или какое либо церковное управление в ущерб другой группе верующих или религиозной группировке. Вот почему я и прошу только законнаго отношения и ко мне и к органам церковнаго управления при мне. –

Вместе с этим 5 отд[ел] Н.К.Ю. в распоряжении от 25 августа 1922 г. за № 512, разъяснил, что «принимая во внимание, что декрет 23 января 1918 года не признает за церковью в целом, прав юридическаго лица, или говоря иначе, не считает какую либо историческую церковь, как то: римско-католическую, евангелическо-реформатскую, греко-православную и т. п. за правовой организм», то и «высшая иерархическая организация всех вышеперечисленных церквей, как то: епархиальная, диэцезальная, центральная, не подлежат регистрации со стороны Советской Власти в Р.С.Ф.С.Р. в виду системы отделения церкви от государства». Но если требуется представление Гражданской Власти списки Членов Священнаго Синода и епархиальных учреждений, как местных органов церковнаго управления, я готов всегда таковые представить в подлежащия гражданския учреждения, так как вся Православная Церковь, возглавляемая мной, желала и желает и жить и работать в согласии с Гражданской Властию и с ея законодательством.

Итак, сообщая о сем прошу Вас, как Главу нашей Республики, оказать должное содействие в легализации при мне органов970 Церковнаго Управления (Священнаго Синода, а на местах Епархиальных Управлений), в свободном отныне их существовании и в работе исключительно по церковным делам.

Верующие и доселе, решительно все, считают меня законно и правильно с церковной точки зрения не бывшим Патриархом, а законным, поэтому название меня – бывшим Патриархом оскорбляет религиозное сознание всего православнаго народа и не должно быть971 места ни в устном обращении ко мне, ни тем более в печати, как это делалось и делается доселе.

II. Спокойная и плодотворная работа и по церковным делам возможна только тогда, когда и на местах (в провинции по епархиям) будет обезпечено свободное существование церковных учреждений, во главе с православными епископами. По ходатайству верующих я посылаю на места православных архиереев для управления православной паствой и для удовлетворения религиозных потребностей и нужд паствы. Назначаемые мной и посылаемые епископы или арестовываются972 или высылаются обратно, причем на местах Власть запрещает им и служение и управление верующими только потому что они «Тихоновцы», т. е. признают законным главою Православной Русской Церкви меня, как Патриарха. Между прочим обновленческим архиереям предоставлена возможность свободно и жить по епархиям, и управлять[,] и собирать съезды. Я просил бы и на это обратить внимание. Не в интересах Государства й не в интересах мирной церковной973 жизни – лишать возможности народ иметь желанных для них церковных руководителей.

III. В связи с так называемым обновленческим движением – в административном порядке высланы по разным отдаленным местам православные архиереи,– имевшие общение со мной, как с законным и каноническим главой всей Православной Русской Церкви... Многие из этих преосвященных в довольно преклонном возрасте и в тяжких974 находятся условиях. А между прочим за ними ничего нет контр-революционнаго975, что можно бы, по закону, подвергать их административной высылке. Я просил бы дела о высланных в административном порядке архиереях и священниках пересмотреть и принять меры к освобождению их. Список архиереев при сем прилагается976.

IV.977 Президиум Ц.И.К. Союза С.С.Р. на заседании 21 марта, прекращая производством мое дело,– одновременно прекратил дело по обвинению и Новгородскаго Митрополита Арсения (А. Г. Стадницкаго); бывшаго Архиепископа Крутицкаго Никандра (Η. Г. Финоменова) и управляющаго Синодальной канцелярией П. В. Гурьева978. Между прочим указанныя лица доселе еще не только не освобождены, но, как передают, высылаются в административном порядке в Бухару. – Ходатайствую и об этих лицах, ибо, отбывая предварительное979 и немалое время в980 заключении981, они не могли совершить каких либо новых, заслуживающих кары982, преступлений.

Тихонъ, Патріарх Московскій и всея Россіи.

12983 Апреля984 1924.

Москва, Донской мон[астырь]

– ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 57, л. 39–35. (А). Рукописный писарский подлинник, автограф священника 77. Шипкова. Формула подписи, dama и обозначение места написания документа – автограф патриарха Тихона. На л. 39 в левом верхнем углу рукописная помета красными чернилами: «Тихон».

– Там же, л. 44–40об. (Б). Рукописная писарская копия упого времени, автограф священника П. Шипкова.

* * *

Примечания

958

В результате «личного свидания» патриарха Тихона с М. И. Калининым 9 апреля 1924 г. на имя главы советского государства были поданы два документа (каждый в «подлиннике» и «копии» – см. комм. 5 к Приложению), датированные 12 апреля 1924 г. Эти же документы, датированные 8 мая 1924 г., при личной беседе патриарха Тихона с А. И. Рыковым были переданы главе советского правительства. В секретариате председателя СНК с них были сделаны машинописные копии, которые были отправлены 16 мая 1924 г. с сопроводительной запиской за подписью А. И. Рыкова в НКЮ Д. И. Курскому. Одновременно копии документов патриарха Тихона и указанной записки Д. И. Курскому были пересланы заместителю председателя ВЦИК Π. Г. Смидовичу – ответственному во ВЦИК за церковные вопросы (с 25.08 1924 г. возглавившему секретариат по делам культов при председателе ВЦИК – см.: Одинцов М. И. Государство и церковь. XX в. М .р 1994. С.66:67). Ему же был 27 мая 1924 г. передан и ответ Д. И. Курского А. И. Рыкову по поставленным патриархом Тихоном проблемам. В сопроводительном письме А. И. Рыков просил Π. Г. Смидовича «снестись с Тихоном», поставив в известность о решениях по его заявлениям, согласованным с председателем СНК.

Все вышеперечисленные документы наряду с другими «религиозными» материалами, адресованными М. И. Калинину и А. И. Рыкову, отложились в служебном столе Π. Г. Смидовича, который передал их 15.01 1930 г. в секретный архив (см.: ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 57, л. 86). Подобные случаи не были единичными: так, секретная переписка V («Ликвидационного») отдела НКЮ, как свидетельствует старая обложка дела, была обнаружена в столе В. А. Шумова, помощника заведующего отделом Π. А. Красикова, и передана в архив, по всей видимости, после ухода Шумова со своего поста (см.: там же, д. 56).

959

В ГАРФ, ф. 5263, оп. 1, д. 57, л. 51–45 находится заявление патриарха Тихона председателю СНК А. И. Рыкову, датированное 8 мая 1924 г. Это машинописная копия того времени, сделанная в канцелярии СНК СССР и заверенная Л. Шапошниковой. Текст заявления совпадает с публикуемым, за исключением первого предложения, которое отсутствует

960

Об этом декрете см. комм. 30 к д. 12.

961

Здесь и далее многоточия в тексте документа.

962

См. постановление Президиума ЦИК СССР об этом: № П-174.

963

Вставлено над строкой рукой П. Шипкова.

964

Вставлено над строкой рукой П. Шипкова.

965

Вставлено над строкой рукой П. Шипкова.

966

Вставлено над строкой рукой П. Шипкова.

967

свободный Б.

968

священнослужителеи Б.

969

ограждать Б.

970

означеннаго Б.

971

Над словом рукой П. Шипкова написано иметь.

972

арестовывались Б.

973

Нет Б.

974

тяжелых Б.

975

Нет Б.

976

Этот список см.: № П-178.

977

Нет Б.

978

См. постановление Президиума ЦИК СССР об этом: № П-174.

979

Добавлено заключение Б.

980

Нет Б.

981

Нет Б.

982

кар Б.

983

Апреля 12 дня Б.

984

Апреля 12 дня Б.


Источник: Архивы Кремля. Политбюро и церковь 1922-1925 гг. : В 2 кн. / Подгот. Н.Н. Покровский, С.Г. Петров. – Новосибирск : Сибирский хронограф ; Москва : РОССПЭН, 1997-1998. / Кн. 2. - 1998. - 647 с.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle