свящ. Михаил Благонравов

Источник

13. Епископ Варлаам Линицкий

Варлаам Линицкий, епископ Астраханский и Ставропольский, родом малоросс, был священником, а потом игуменом в Киево-Злато-Верхо- Михайловском монастыре. В 1719 г. посвящен в епископа в Суздальскую епархию, в 1724 г. переведен в Коломенскую, а оттуда 28 июня 1728 г. в Астрахань, куда прибыл 15 сентября того же года.

Как человек ученый, епископ Варлаам заботился о просвещении своей паствы. При нем заведена была в Астрахани славяно-латинская школа, в которой обучали детей духовенства и иных сословий азбуке, псалтири, часослову и латинской грамматике. Епископ Варлаам старался всячески побудить духовенство отдавать своих детей в школу, чтобы ими впоследствии пополнить большой недостаток в священно и церковно-служителях. Но в первое время в школе обучались дети посадских и дворовых людей, а духовные всячески уклонялись от школы. Приходилось насильно забирать детей духовенства в школу, но и чадолюбивые родители, спасая своих детей от школьного обучения, прибегали к хитрости, а иногда и к насилию. Так, напр., Камышинский протопоп Тимофей Никифоров, посылая преосвященному ведомость о детях духовенства своего округа, не внес в ведомость своих сыновей; но вскоре эта хитрость его раскрылась, потому что он стал просить об определении их в дьячки. Саратовский поп Иаков Иванов тоже утаил сына своего Ивана и в Астрахань для школьной науки не выслал. Когда по особому указу Консистории – выслать попа Иакова с сыном в Астрахань «не отменно» десятские приходили силою взять его, то он запирался в своем доме. Вызванный, наконец, в Консисторию, Иаков объяснил, что сын его «к школьной науке в указные годы еще не пришел и окривел от оспы». А Черноярский пономар Никита силою отбил своего сына Степана ночью на дороге, когда его везли уже в Астрахань. Еп. Варлаам в своих действиях был настойчив и строг. Уклонявшимся от посылки своих детей в школу посылались указы с угрозой штрафов и отрешения от должности. По отъезде же его из Астрахани, духовенство под разными предлогами стало разбирать из школы своих детей; а потом «Астраханское купечество от вышних и до нижних», приговором от 18 ноября 1731 г., решило закрыть школу, «понеже латинского диалекта обучение к купечеству не приличествует». Таким образом славяно-латинская школа в Иоанно-Златоустовском приходе, единственное учебное заведение в Астрахани, прекратила свое существование, а учитель школы Горошковский поступил на службу в Консисторию. А между тем нужда в существовании школы была, особенно для подготовления кандидатов на священство, недостаток которых в то время был всегда, а при епископе Варлааме в особенности, потому что в его время, в 1727 и 1728 гг., в Астрахани было страшное моровое поветрие, от которого умерло до 18 тысяч человек, в том числе много духовенства. Как человек просвещенный, еп. Варлаам сочувствовал реформам Петра Великого и содействовал проведению их в жизнь. Об этом можно судить по одной из его резолюций, в которой соборных и приходских церквей священническим и диаконским женам велно ходить «в немецких платьях, как о том Его Императорского Величества указы повелевают, а треухов, кокошников и русского платья не носит под опасеньем штрафа со всякой персоны по 10 руб., за чем смотреть соборной церкви протопопу Никифору да протодиакону Ивану Маркову». Еп. Варлаам ревностно охранял свою паству от пропаганды римских патеров. При нем началась борьба епархиального начальства с римскими патерами, которым покровительствовал Астраханский Губернатор Фон-Менгден, находившийся во враждебных отношениях к еп. Варлааму, а за ним, как своим начальником, и губернская канцелярия. Борьба эта началась с того, что проживавший в Астрахани патер Яган Баптист публично отслужил литургию в доме губернатора. В этой печальной борьбе еп. Варлаам пострадал. По Высочайшему указу, от 7 июня 1730 г., он был переведен из Астрахани в г. Переяславль, под власть Киевского митрополита. Впрочем не прошло и года, как он назначен был на самостоятельную кафедру в г. Псков. В 1738 г. из Пскова он удалился на покой в Киево-Печерский монастырь, где и скончался.

При сем преосвященном, в 1728 г., Астраханский духовный приказ переименован в Консисторию, построена деревянная Смоленская церковь и перестроена церковь во имя св. Николая на кремлевских вратах.


Источник: Издание его же и Анисии Ар. Пименовой. Астрахань. Типография П. С. Цейхенштейна, Белогородская ул., д. Я. И. Комова. 1902г.

Комментарии для сайта Cackle