Беседа 7. Его же. От чего рождается в душе духовное чувство384 и сколь возвышена мера его.
1. Есть духовное чувство, которое рождается из размышления: оно дает наслаждение, радость и ликование душе. Есть также и другой вид, который сам по себе385 ниспадает на человека. Ибо в начале того знания, которое <происходит> от размышления, от любви к учению, от богоугодного делания386 и собеседования, постоянно размышляет разум о том или другом. И время от времени, по причине этого прекрасного размышления о любви Божией и мысли о божественных <предметах>, у того, кто занимается этим с любовью, надеясь обрести свой собственный путь служения <Богу>,387 постоянно рождается внутри388 духовное видение вещей. Когда немного очищена душа его в служении страха Божия и трезвения, тогда духовное созерцание само по себе ниспадает время от времени на душу его без всякой заботы <с ее стороны>. И всё время человек тот встречает в разуме своем некое прозрение, и внезапно оказывается разум его без движения, словно в некоем божественном облаке, которое ошеломляет <его> и заставляет умолкнуть.
2. Случается также, что без всяких прозрений время от времени безмолвие некое ниспадает на человека, и разум бывает собран и погружается внутрь себя в непостижимом ошеломлении. Это – гавань, исполненная покоя, о которой Отцы в писаниях своих говорят,389 что иногда входит естество туда, где оно приближается к порогу духовного образа жизни.390 С этого начинается вступление на третий уровень, то есть на <уровень> духовного существования.391 И когда очи инока392 устремлены к этой гавани с самого начала его ученичества и до гроба, несет он всякое телесное и душевное трудничество, и различные несчастья преследуют его на этом пути.393 Но коль скоро приблизился инок к этому порогу, он направляет свой путь прямо в гавань и приближается к духовному образу жизни. И с этого <времени> происходят с ним восхитительные <вещи>, и получает он залог нового века.
3. Тот, кто читает это, пусть вспомнит о той собранности разума,394 о которой говорилось в конце четвертой сотницы395 «Глав о знании».396 Ибо именно таким образом подвижники достигают в своем путешествии этой гавани. И в этом – служение совершенных иноков;397 и благодаря этому завершается их путешествие, и достигает гавани тяжелый корабль их подвижничества. С этого <времени> удостаиваются они любви к Иисусу Христу, Господу нашему,398 и по временам узревают они славу естества Его, ибо таков венец праведных. И исполняется на них сказанное: Ты, Отче, во Мне, и Я в них, чтобы и они были в Нас едино.399 Ибо единство Христа в Троице таинственно изображают400 святые своим совершенным слиянием с Богом. К этому приблизил нас Первенец наш401 пришествием Своим, и такое совершенство несет Его учение верующим. Итак, до тех пор, пока человек не удалится от людей и не достигнет безмолвия,402 и пока не обратится к мысли о душе своей,403 не откроется благо, сокрытое внутри него.
* * *
Вар. «духовное восприятие», «духовное ощущение» (сир. marganuta ruhanayta).
Вар. «спонтанно», «неожиданно».
Букв. «от делания страха <Божия>», «от делания богопочтения».
Букв. «у того, кто занимается этими вещами из любви к упражнению для установления своего собственного служения <Богу>».
Букв. «рождается в нем».
Ср. преп. Макарий Египетский. Духовные беседы 49,4.
Вар. «ко входу в духовную форму бытия».
Вар. «это – начало вступления на третью вершину, которая есть духовный образ жизни».
Вар. «отшельника», «монаха».
Дословный перевод этого предложения затруднителен.
Букв. «пусть поймет <это в связи с> той собранностью разума».
Букв. «четвертого слова».
Ср. преп. Исаак Сирин. Главы о знании 4,92–93.
Вар. «отшельников, <достигших> зрелости», «монахов, преуспевших <в подвижничестве>».
Вар. «любви Иисуса Христа, Господа нашего».
Вар. «символически прообразуют».
Ср. 1Кор.15:20.
Букв. «пока человек не придет к безмолвию от людей (т.е. безмолвию по отношению к людям)».
Вар. «к размышлению о себе».