Источник

Беседа 4. Снова того же мар Исаака другие произведения, составленные им после «Глав о знании»283 <в качестве> указаний и разъяснения относительно нашего досточестного служения в безмолвии.284

1. Ныне, по благодати Бога, Спасителя нашего, закончили мы эти «Главы о знании», в которых заключена сила великая – ведь сама благодать явным образом упорядочила их. Ибо свидетельствует мне совесть моя, что <заключающаяся> в них энергия была не от нашей человеческой силы, поскольку мы ничего не стоим по своему образу жизни, да и знания нам не хватает, позволяющего подняться на такую высоту таинств, изложенных в этом сочинении. Когда же мы теперь достигли того, что следует за теми «Главами», написанными с помощью Господа нашего, мы намерены указать на <различные виды> внутренней молитвы285 и последовательно изложить их в алфавитном порядке.286

2. Ты должен знать также о том, брат мой, что просветленный ум не нуждается в разнообразных молитвенных словах: лишь одной двери молитвенной достаточно для него, чтобы погрузился разум в молитву и растворился в Боге.

3. Ибо разнообразие молитв весьма помогает разуму, изможденному рассеянностью: благодаря им и под действием их силы разум сокрушается и приобретает сладостную молитву с продолжительными коленопреклонениями, ходатайством за тварь и молениями многострадальными, исторгаемыми изнутри. И так с каждым словом, которое встречает он287 в этих молитвах, он бывает как бы человеком, пробудившимся от сна: случается ему все время встречать в них восхитительные прозрения,288 потому что эти самые слова <рождаются> по дару благодати и <заключена> в них сокровенная сила. И все время получает он помощь, размышляя о них289 и читая их.

4. В периоды благодати, когда ты наслаждаешься этой молитвой и этими продолжительными коленопреклонениями, нет для тебя особой необходимости выстаивать положенные правила или беспокоиться о числе <молитв>, которые <должны быть прочитаны>,290 ибо <в такой молитве> заключил ты молитвы определенного количества291 и исполнил правило, которое <стало> ниже тебя. Если ты почти весь день лежишь на лице, <распростершись> перед Крестом,292 – <а это> заключает в себе всякую частичную молитву и службу, – не ясно ли, что тем самым ты исполнил правила, которые стали ниже тебя?293 «Во время великого дела не обращайся к меньшему».294

5. Блаженным Марком таинственно сказано было сие слово. Ибо он знал, что не всякий человек достигает чистой молитвы; что же до тех, кто в самом деле достигает ее, то сама польза ее учит их, что нет более важного дела, чем она. Когда случится, что ты лишен такой молитвы, не пренебрегай правилом.295 Если ты частично обладаешь ею, заботься о том, чтобы в остальное время соблюдать правила до мельчайших деталей;296 ибо благодаря заботе о правилах ты будешь вновь озарен и будешь восходить к непрестанной <молитве>.297

6. Всякий сын298 прежде всего трудится в услужении отцу своему и лишь потом получает власть над его сокровищами, как сказал блаженный Павел: Наследник, доколе в детстве, ничем не отличается от рабов; он подчинен попечителям и домоправителям до срока, отцом назначенного.299 Пусть попечителями и домоправителями твоего детского возраста,300 руководствующими тобою, будут божественные законы и прекрасные правила твоего святого образа жизни: они помогут тебе прийти в меру полного возраста Христова.301

7. Ибо какая польза в законах и правилах, кроме того озарения, что рождается от них в душе? Но при их помощи исправляется человек всякий раз, когда он помрачается и сбивается с пути – то есть, при <помощи> молитвы часов и уставного богослужения.302 И как человек, который заблудился, снова возвращается к началу своей дороги и там уже обретает <нужное> направление и идет туда, куда хочет; точно так же правила и законы исправляют человека, который помрачен: сбившись с пути, он возвращается к ним, и они снова направляют его на путь, с которого он сбился. Что же такое закон детей, который в свободе воспитывает человека и дает ему свет, и <что такое> закон слуг, который по-младенчески ведет человека и не позволяет ему двигаться вперед – это мы намереваемся указать в своем месте.303

8. Нужно нам знать и следующее: пока у человека выделены определенные часы дня – иные для службы, иные для чтения,304 иные для молитвы и иные для прочих трудов – когда подошло назначенное время, он должен исполнить свой долг305 в это самое время;306 и не может он пропустить это время и остаться у него в долгу; ибо по отношению к каждому правилу в своем месте и в свое время необходимо ему исполнить должное.

9. Когда же человек непрестанно прилепляется к Богу в постоянном молитвенном излиянии, когда он постоянно простирается на земле в молении к Нему, и душа его бывает поглощена желанием, и падает он ниц перед Крестом – нет уже над ним ни закона, ни правил, а времена и установленные часы уже не властны над ним; ибо с этого момента он выше всех их, пребывая с Богом без какого-либо ограничения.

10. Теперь оставим эти <рассуждения> и сделаем заключение; <а лучше> подойдем к тому, чтобы насладиться самим общением с Богом в молитвенных размышлениях, которые мы собираемся составить, ибо через них мы получим дар святости307 и небесную силу, открывающую таинства в душе.

* * *

283

Имеется в виду Беседа 3-я.

284

Нумерация абзацев в этой и последующей Беседах принадлежит С.Броку, однако основывается на делении текста в рукописи.

285

Букв. «намерение наше <заключается> в том, чтобы упорядочить беседы о внутренней молитве (беседы внутренней молитвы)».

286

Имеется в виду Беседа 5-я, содержащая молитву, в которой каждый абзац в оригинале обозначен буквой сирийского алфавита от alaph (1) до lamadh (30).

287

Т.е. молящийся.

288

Вар. «удивительный смысл». Термин sukkale мы обычно переводим как «прозрения» (вариант перевода – «мысли», греч. ennoiai).

289

Буквально: «беседуя с ними» (т.е. со словами молитв).

290

Букв. «о цели количества, которое остается».

291

Т.е. молитвы, которые обычно читаются в определенном количестве (молитвенные правила).

292

Выражение «лежать на лице» часто встречается в сирийской аскетической литературе: оно указывает на молитву распростершись на полу лицом вниз. Молитва перед Крестом была широко распространена в сирийской традиции.

293

Т.е. вычитывание определенных молитвенных правил (утренних и вечерних молитв, часов и пр.) становится ненужным, если человек способен в течение целого дня молиться простершись перед Крестом.

294

Преп. Марк Подвижник. О духовном законе, 200.

295

Букв. «Когда случается, что ты лишен этого, тогда хорошо, чтобы человек не пренебрегал правилом».

296

Вар. «вплоть до того, что относится к дыханию».

297

Букв. «к непрерывности».

298

Букв. «всякий сын, который существует».

300

Букв. «твоей детской меры».

301

Ср. Еф.4:13.

302

Или «установленной службы».

303

Этой теме посвящена Беседа 14-я.

304

Термин qeryana означает, как правило, чтение Священного Писания, в частности, псалмов.

305

Вар. «выполнить должное».

306

Вар. «в определенное время».

307

Или «освящения».


Источник: О божественных тайнах и о духовной жизни : Новооткрытые тексты / Прп. Исаак Сирин ; Пер. с сирийского, прим., пред. и посл. еп. Илариона (Алфеева). - Изд. 2-е испр. и доп. – Санкт-Петербург. : Изд. Олега Абышко, 2006. - 336 с. (Библиотека христианской мысли. Источники).

Комментарии для сайта Cackle