Беседа 24. О том, что нет пользы в телесных трудах, которые не сопровождаются мыслительной деятельностью,975 если человек полностью возлагает на них надежду <на достижение цели своего> пути и мыслит и думает только о них.976
1. Телесное служение, сопровождающееся праздностью мышления, бывает тщетно и бесполезно, если истинно слово блаженного Марка: «Много тех, кто трудится <для достижения> праведности, но лукавыми помыслами разрушают они прекрасные труды свои».977 Ибо, во всяком случае, тот, у кого разум лишен сокровенного служения978 или постоянной мысли979 о знании и размышления, у того помыслы бывают праздными.980
2. Ибо в мысленном служении тело не остается без труда, даже если оно весьма немощно, так как труд разума иссушает и изнуряет тело, делая его подобным сухому дереву. Ибо достаточно для него жара, <происходящего> от <того> пламени радости, которым тело постоянно охвачено. А через то сладостное мысленное страдание о Боге и через ту животворную скорбь, о которой говорил Апостол,981 рождаются в разуме, в соответствии с различными <видами> размышления, печаль по Богу, или радость о Нем, и сердце погруженное в надежду, которая не иссякает в нем.982 Своим жаром и своей силой страдание и радость обжигают, попаляют и иссушают тело, а кровь обильно распространяется через вены и дает жар, ибо пламя движений разума согревает весь <телесный> состав вследствие жара тайного служения. <Это тайное служение> на всякий миг вызывает некое чудное изменение, дающее радость, или, <наоборот>, доставляющее сильное страдание душе и телу; оно ночью и днем <заставляет человека> бодрствовать в заботе о спасении, усердно молиться и ревностно приносить Богу прошения об этом, с пламенеющим сердцем и неразвлекаемой мыслью.983
3. При таких изменениях какое тело будет <настолько> железным, чтобы не погибнуть и не сгореть и не сделаться подобным тени из-за своей немощи? Итак, насколько тело иссушается и ослабевает в этих божественных изменениях, настолько же душа день ото дня обновляется и процветает благодаря восхождению984 к Богу посредством своего духовного знания.
4. Необычайность и пользу985 этого сладостного труда знают те, кто провел в этом служении все дни жизни своей.
5. Ибо постоянное ограничение надежды, которое <свойственно> только внешнему служению, <принадлежит> незрелому и фарисейскому986 образу мысли тех, кто гордится своими постами, своими десятинами и продолжительностью молитв своих, по слову Господа нашего,987 тогда как внутри нет у них помысла знания или правильной мысли о Боге,988 дабы <могли они> украсить внутренность свою возрастанием надежды.
* * *
Букв. «которые совершаются без служения мышления». Под «служением мышления» («умственной деятельностью») понимаются прежде всего молитва и размышление о Боге.
Букв. «только ими ограничивает движение помысла в своем служении и своей мысли».
Ср. Марк Подвижник. О духовном законе 170.
Сир. pulhana kasia («сокровенное служение»), по-видимому, соответствует греческому kripte melete («тайное поучение», «сокровенная забота»). Последний термин в византийской аскетической традиции означал внутреннюю молитву ума, в частности, Иисусову молитву. У преп. Исаака он означает не только молитву, но и упражнение в чтении Священного Писания.
Букв. «постоянства мысли».
Букв. «помыслы свободны для праздных <вещей>».
Вар. «на которую взирает оно постоянно».
Букв. «и движением, которое не отклоняется».
Букв. «возрастанию».
Букв. «полезную восхитительность».
Букв. «детскому и иудейскому».
Букв. «правильной мысли, <направленной> к Богу».