Беседа 2. Того же блаженного мар Исаака. Что есть признак появления259 лучей разумения в душе.260
1. Появление261 различных <признаков> разумения <состоит> в непрестанном восхвалении262 Бога разумными <существами>. То же <относится> и к тварности души, столь чудесной по естеству своему: не для чего иного сотворена она благим Создателем своим, кроме как для того, чтобы наслаждаться познанием божественной славы, наподобие того, как невидимые силы,263 сродники души, пребывают в постоянном наслаждении славой этого преславного Бытия.
2. Итак, душа, которая постоянно занята восхвалением Бога,264 пребывает в тварности естества своего.265 По этой причине и привел Он тварь в бытие, а именно – для того, чтобы она познавала Его и восхваляла Его, и чтобы благодаря этому возвышалась она до наслаждения вечной славой Того, Кто неописуем для всех и непостижим. Ибо слава божественного Естества через постоянное собеседование хвалы Богу открывается душе.
3. Также и тварь многоразличная мира сего с той же целью пришла в бытие, а именно – чтобы славу Божию познавал разум словесных <существ>, а не только ради того, чтобы ели, или пили, или вступали в брак, хотя многие невежды и воображают, что это так.
4. Ибо Бог мог создать всех людей, которые в мире, таким же образом, каким <Он создал> умные естества,266 без того, чтобы они происходили один от другого,267 но чтобы, подобно тем <естествам>, не нуждались они в пользовании стихиями для возрастания своего. И ясно, что цель этого творения – не в том, чтобы <люди> были оставлены в таком же состоянии268 навечно, как некоторые <думают>, ибо окончится все, что считается приятным и достославным в мире сем, и даст Бог людям другие формы бытия,269 благодаря чему откроется мирам цель, с которой прежде восхотел Он вести творение в этой форме бытия. <А цель заключается не в том>, чтобы оставить <человека> на животном уровне;270 ибо вот, многие даже здесь отвергают земные наслаждения.271 Напротив, всемудрый Бог прежде всего поместил эту видимую тварь <в мире сем>, дабы через видимое люди и другие словесные <существа> начали приближаться к познанию этого славного Естества.
5. Ибо не следует тому, кто передает знание ученикам, с самого начала подводить их к совершенному знанию <предмета>, не научив их прежде как следует буквам алфавита и чтению по складам.272 Также очень плохо,273 когда высокое предлагается прежде, чем проработано низкое.274 Опять же, если кто хочет пригласить много <людей> на обед, прежде всего выносит он на обозрение просто приготовленные блюда275 и менее драгоценную посуду,276 а потом постепенно <выносит> то, что и выглядит великолепно и приготовлено чудесно.
6. Таким же образом Бог, Господь всех, явил силу премудрости Своей и любви Своей в содержимом этого видимого мира, который, если можно так сказать, неописуемо более низок, чем те <блага>, что будут явлены впоследствии. Ибо напоследок оставил Он достославное блаженство и восхитительное зрение того изумительного мира, которому уготовано величием силы Его и обилием любви Его прийти в бытие.277
7. Таким же образом, как сказал я выше в этой Беседе, когда душа движима к наслаждению славы благодаря постоянному собеседованию с Ним и счастлива она пребывать в нем278 непрестанно, познает она, по благодати Духа Святого, то, во что в конце концов будет облечена. <Это дается ей> здесь словно в залог, насколько позволяет ограниченность человеческого естества, и удостаивается она образа жизни истинной свободы, как бы предвкушая ее здесь.279
* * *
Или «откровения».
Нумерация абзацев в этой Беседе принадлежит нам, однако соответствует делению текста в рукописи.
Или «проявление».
Букв. «непрестанности восхваления».
Т.е. ангелы.
Букв. «хвалами божественными».
Т.е. в своем естественном тварном состоянии.
Букв. «естества, <наделенные> знанием», т.е. ангелов.
Букв. «следовали один за другим».
Букв. «с теми же <вещами>».
Букв. «и в других формах (образах) бытия устроит Бог людей».
Букв. «почтить чин животных».
Букв. «отвергают эти вещи».
Букв. «буквам и слогам». Ср. Евагрий. Гностик 25.
Букв. «весьма ненавистно».
Букв. «когда высокие (вещи) предлагаются прежде служения низких».
Букв. «низкие приготовления».
Букв. «меньшие сосуды для использования».
Или «быть явленным», «открыться».
Т.е. в собеседовании.
Букв. «вкушая ее здесь, словно в залоге».