Источник

БЕСЕДА ПЯТАЯ. Общежительная жизнь

Отцы и братия, «иже вся добре устрояющии» духоносные Отцы, учитывая наш больной нрав, организовали систему монастырской общежительной жизни таким образом, чтобы нам легче было соблюдать монашеские правила.

Образцом общежительного устройства является первохристианская Церковь, в которой «бяху... вся обща» (Деян. 4, 32) и которая подражала общинному образу жизни Господа с апостолами, прежде нежели последние были посланы на проповедь.

Киновия12 на деле подобна всякой счастливой семье. В ней под опекой и покровительством отца, несмотря на разницу в возрасте и разнообразие характеров членов семьи, существует единогласие и гармония в образе жизни. Эта гармония напрямую зависит от союза и единения братии по любви друг к другу.

Мы в нашем собственном общежитии создали новую семью, более высокого уровня, которая держится на любви во Христе. Эта любовь «не ищет своих си... и не мыслит зла» (1Кор. 13, 5). Новая семья заменила нам нашу личную семью, от которой мы отреклись.

Цель, с которой мы приводим вам эти известные факты, – это оживление в вас доброго намерения. Подумайте, что Сам Господь призвал вас в духовное единение друг с другом и Сам собрал в этом союзе Его всеобъемлющей любви.

Братия, находясь в общежитии, не будем унывать под давлением бессмысленных воспоминаний о суетной жизни. Сохраним себя во всеоружии духовном: в послушании, смирении и особенно в мире и непрестанном славословии и молитве ко Господу, Который, будучи всеблагим, благоволил нам даровать Свое Царство. Мы же, стараясь быть рассудительными и усердными в подвиге, должны всегда быть готовы в подходящее время восхитить это Царство как честно потрудившиеся на духовном поприще.

Всегда «в предняя простирайтесь» (ср. Флп. 3,13). Не будем никогда отступать назад, измеряя все человеческими мерками и ориентируясь только на свои собственные цели и интересы. «Верою бо ходим, а не видением» (2Кор. 5, 7). Мы знаем: то, что дарует нам по Своей Благодати призвавший нас Господь, есть больше того, на что мы надеемся. В свое время нам воздастся и больше сих, по слову Господню. "Вы же есте, – извещает нас Господь, – пребывше со Мною в напастех Моих» и, если претерпите все (до конца) с надеждой, «завещаваю вам... Царство, да ясте и пиете на трапезе Моей» (Лк. 22, 28–30), потому что «не ктому вас глаголю рабы... вас же рекох други» (Ин. 15, 15).

Отцы и братия, «недостойны страсти нынешняго времене к хотящей славе явитися в нас» (Рим. 8,18). Разве те, кто живет в суетном мире, не трудятся и не прилагают усилий для достижения своих целей, часто поступая несправедливо, унижаясь и даже терпя нужду вплоть до лишения жизни? И все это ради преходящего воображаемого благоденствия, которое, спустя какое-то время, исчезает либо по причине смерти, либо по причине многих других явных опасностей. Наши же усилия и труды совершаются не ради призрачных материальных благ, но ради точнейшего исполнения божественной воли: ради оставления неразумных страстей и привычек, которые мы имеем от нашей прежней жизни в миру, ради избавления от противоборствующего закона, толкающего нас к отступничеству.

Наша главная цель в монастыре – соблюсти обеты Крещения, о которых по своей беспечности мы забыли. Но не только это должны мы иметь в виду. Ходя «во обновлении жизни» (Рим. 6, 4) и сознавая, что мы не принадлежим самим себе, но принадлежим «умершему за нас и воскресшему» (ср. 2Кор. 5, 15), мы готовы умертвить наши земные уды (см. Кол. 3, 5). «Яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся... Да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» (Рим. 6, 3–5).

Совершенным самоотречением и послушанием отеческому Преданию мы стремимся уничтожить 1 ветхого человека, в которого облечены, и облечься в нового, который не истлевает «в похотех прелестных» (Еф. 4, 22). Таким образом, мы войдем «во внутреннейшее завесы» (Евр. 6, 19), где «вся нова» (2Кор. 5,17). А там преизобилует божественная любовь. Почувствовав ее, мы сами будем стремиться соответствовать ей, стараться вести себя так, чтобы все совершалось с любовью. Куда тогда денутся все возражения, ропот, куда уйдут ничтожное осуждение ближних и обвинения их, где найдет себе место лень, небрежность и самооправдание? Вот тогда действительно на деле будет осуществляться блаженная заповедь: «Вся вам любовию да бывают» (1Кор. 16, 14). К этому чувству подходит и другая заповедь нашего Господа: «Аще любите Мя, заповеди Моя соблюдите» (Ин. 14, 15).

Мы кратко упомянули о любви, которая есть «соуз совершенства» (Кол. 3, 14). По справедливости, ее подобает иметь законным подвижникам бескровной брани, к которым божественная Любовь причислила и нас.

Братия монастыря, ответственные за какие-либо послушания, с рассуждением и страхом должны исполнять свое служение. Таким образом, их будут уважать младшие, а они явятся для них примером. «Братолюбие да пребывает» (Евр. 13,1) – особенно среди тех, кто страдает тяжелым характером. Непослушание, самочиние, проявление какого-либо противоправного действия с большим усердием должно поверять Игумену и духовному отцу. Наиболее преуспевшие из братии, когда видят, что Игумен кого-либо вразумляет и делает замечания, должны воодушевлять таковых как немощных и мирно водворять порядок, призывая к соблюдению устава. Чтобы избежать пустословия и рассеяния, вы должны особенно усердствовать в непрестанном призывании имени Божия – молитве. Причем для слабых достаточно устной молитвы. Кроме того, необходимо с усердием выполнять устав как всего общежития, так и каждому свое личное правило, чтобы нас не одолела леность и небрежение.

Все это делайте без ропота и рассуждений, «да будете неповинни и цели, чада Божия непорочна посреде рода строптива и развращена, в нихже являетеся якоже светила в мире» (Флп. 2, 15). Деятельная добродетельная жизнь есть свет, который просвещает мрак неведения, царящий в мире. Таким образом мы, как получившие милость от Христа (см. 1Кор.7,25), исполняем заповедь, относящуюся к апостольскому служению: «Не может град укрытися верху горы стоя; ниже вжигают светильника, и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем» (Мф. 5, 14–15).

В наше время у многих возникают вопросы: «Отвечает ли православная вера потребностям времени? Осуществляется ли сегодня святое Евангелие?» Итак, вот наше живое свидетельство! Истина Христовой веры живет, и Благодать Божия преизобильно действует в тех, кто готов к самопожертвованию. Евангелие действительно осуществляется геройски трудящимися монахами и Старцами как в мужских, так и в женских монастырях.

Однако вернемся снова к существу деятельной покаянной жизни – главной цели нашего пребывания здесь, в Обители. «Да будут чресла ваша препоясана, и светилъницы горящии» (Лк. 12, 35), потому что вы ожидаете Того, Кто призвал вас следовать за Ним. Наш враг, «яко лев рыкая» (1Петр. 5, 8), добивается не только нашего повреждения, но и всесовершенной гибели. Поэтому мы поспешаем, «умерщвляя тело и порабощая» (ср. 1Кор. 9, 27), повергая одновременно и каждый свой помысел «в послушание Христу» (ср. 2Кор. 10, 5). «Не высокая мудрствующе, но смиренными ведущеся» (Рим. 12, 16). Будем хранить спасительное самоукорение, которое предшествует смирению и удерживает нас от осуждения и непослушания, и веру, с помощью которой мы черпаем силы и получаем Благодать от нашего Господа.

Видите, братия мои, как хочет Господь обезопасить Своих учеников? А кто же они, эти ученики? Разве это не мы, облекшиеся своей крестной жизнью в язвы нашего Господа?

«Да не когда будет в некоем от вас сердце лукаво, (исполнено) неверия, во еже отступити от Бога жива» (Евр. 3, 12). «Отступити» не означает ли оставление тех обещаний и обязательств, которые мы дали, лежа нагими перед царскими вратами? Апостол Павел продолжает: «Да убоимся убо, да не когда оставлену обетованию внити в покой его, явится кто от вас лишився»13 (Евр. 4,1). «Входим бо в покой веровавшии» (Евр. 4, 3). «Потщимся убо внити во оный покой, да не кто в ту же притчу противления впадет»14 (Евр. 4, 11). А «покой» этот есть не что иное, как освобождение от страстей, а также полнейшее и действенное водворение Всесвятого Духа в наших душах. «Да приступаем со истинным сердцем во извещении веры, окроплени сердцы от совести лукавыя» (Евр. 10, 22). Если мы так будем веровать и так жить, «кровь Христова... очистит совесть нашу от мертвых дел, во еже служити нам Богу живу» (Евр. 9, 14). Что это за «мертвые дела», как не безрассудные страсти, наше неповиновение и не послушание на поприще, на котором мы совершаем свой монашеский подвиг?

Результатом практического делания монаха, совершаемого со страхом Божиим, являются следующие чувства: воздыхания, слезы, мир души, молитва, молчание, усердие и болезнование сердца со скорбью. А дела – это бодрствование, пост, воздержание, кротость, долготерпение, усердная молитва, духовное чтение, смирение, братолюбие, послушание, злострадание и постоянная любовь ко всем. У тех же, которые ленивы и не желают подчиниться и отложить разрушительное лицемерие, постоянным качеством является уныние, рассеяние, невнимательность, любопытство, ропот и немощность как проявления запущенной жизни. Дела тех, кто живет таким образом, – это ненасытность, возмущение, гнев, злословие, кичливость, пустословие, непостоянство, забвение, смущение, зависть, болтливость, безрассудный смех, умопомрачение и отчаяние, происходящие от всего этого.

С трудом и отвращением мы сейчас указали вам, согласно с суждениями наших Отцов, на последствия небрежной жизни, чтобы внимательны были «иже Христовы суть» (Гал. 5, 24).

Подвизающимся необходимо много молиться, ведь у каждого в прошлом случались падения и ошибки, образы и воспоминания которых хранятся в сознании. Они должны мужественно продолжать выполнение своих послушаний, не испытывать страх и не отчаиваться, когда странно и без всякой видимой причины чувствуют борение от различных страстей или в виде помыслов, или в виде разжжения членов. Это не означает поражения или отступления. Брань возникает от некоторых воспоминаний о прежде бывших впечатлениях. Этими воспоминаниями лукавые демоны вызывают возбуждение. Также брань происходит, возможно, и от нашего незнания и неопытности в борьбе.

Существует и другая причина, по которой на нас так упорно действуют образы и воспоминания прошлого и изнуряют нас. Это противоборствующий закон, наследие падшего Адама, которое будет уничтожено всесильной Благодатью Господа нашего, с отеческой любовью и щедростью дарующего законным делателям «почесть вышняго звания» (ср. Флп. 3,14).

* * *

12

"Киновия» (κοινόβιον) в пер. с греческого – общежитие.

13

Рус.: «Посему будем опасаться, чтобы, когда еще остается обетование войти в покой Его, не оказался кто из вас опоздавшим».

14

Рус.: «Итак, постараемся войти в покой оный, чтобы кто по тому же примеру не впал в непокорность».


Источник: Слова утешения : беседы о духов. жизни и о монашестве / Старец Иосиф Ватопедский ; [Пер. с греч. братии Богородице-Сергиевой Пустыни]. – Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2005. - 469, [2] с. : ил., портр.

Комментарии для сайта Cackle